Мода Журналы Открытки Музыка Опера Юмор Оперетта Балет Театр Цирк Голубой огонек
Красная книга
российской эстрады
Список альбомов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96
97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113
Катя СЕМЕНОВА. Золушка советской эстрады
Золушка советской эстрады, звезда 80-х Катя СЕМЕНОВА: «Когда мне шесть лет исполнилось, папа умер — с утра пораньше в лабораторию зашел день рождения мой отметить и древесного спирта из неподписанной колбы выпил. С тех пор мой день рождения и день смерти папы совпадают, а в 11 лет я потеряла и маму»
30 лет назад, пресытившись,
очевидно, духоподъемной эстрадой, что «строить и жить помогает», и устав от
почтенных, украшавших правительственные концерты солисток с поставленным
вокалом, советская публика безоглядно влюбилась в неунывающую московскую
девчонку Катю Семенову. Народ млел от ее тембра, вызывающих подростковых манер,
безумных нарядов и причесок типа «взрыв на макаронной фабрике», а барышни на
выданье «от Москвы до самых до окраин» хором вслед за своей ровесницей
повторяли, чего же от будущих мужей ждут:
Чтоб не пил, не курил
|
|
Барыкин придумал. Его в прямом
эфире транслировали, и после наших зажигательных выступлений нас, нескольких
рок-звезд и меня, поставили некие интервью давать. Сашка Иванов обнял меня за
плечи и говорит: «Катюх, ну признай: все мы из рок-н-ролла вышли», и я взвилась:
«Из какого? Что, кроме однопрограммного радио, у тебя вообще дома было?».
По-моему, ведущие быстренько на рекламу ушли, потому что жутко заводиться я
стала.
Люди все разные, поэтому у
любого направления музыки свои приверженцы есть и ценители. Я, например, в
эстраде понимаю и до сих пор в ней живу — уже в несколько другом качестве, и
тем не менее...
— Помню, впервые я
услышал твои песни в армии в 87-м году — ты уже на пик популярности взошла.
После отбоя солдаты и сержанты тайком в ленинской комнате собирались,
телепрограмму «Шире круг» включали или еще какие-то и смотрели во все глаза на
Катю Семенову — очень красивая, тоненькая, не такая, как остальные артистки, из
общего ряда ты выбивалась...
— Ну да! (Смеется).
— Ну а спустя год, в
88-м, во время твоих киевских гастролей я взял у тебя интервью и был удивлен
тем, насколько проста ты в общении... Когда мой друг фотокорреспондент Александр
Кушков предложил тебе поездить с нами по Киеву и пофотографироваться, сразу же
согласилась: «Хорошо!»...
— Я помню...
— На следующий день с
утра мы по Мариинскому парку гуляли, ты была одна, без охраны, даже без мужа —
совершенно на прочих эстрадных звезд не похожая...
— Есть понятие, которое я если
не с детских, то с юношеских лет усвоила, — «ложный пафос»: его в наш обиход
композитор Володя Матецкий ввел, мне нравится просто жить, а не на ходу где-то
спохватываться: батюшки мои, это же я иду! — и не вести себя так, будто все
вокруг объективами на меня нацелились: на это ни сил не хватает, ни времени. Я
по магазинам люблю ходить, домом заниматься, в студии работать, петь, и это
поглощает меня целиком — где уж тут задумываться о том, что звезде охрана
положена, которая будет каких-нибудь сумасшедших охотниц за автографом оттирать:
«Подпишите мне срочно!»?
— «Нет, я сейчас не
могу»...
«В принципе, я очень жизнерадостная и, как мне кажется, позитивная, но до сих пор в дикой претензии к своей судьбе пребываю...» |
— Да-да-да! Меня, когда только
я начинала, Игорь Саруханов учил: «Никогда не снимай сразу трубку». —
«Почему?» — я спросила, а он: «Все должны знать, что ты очень занята». — «Ну
хорошо, — говорю, — а если мне кто-то по срочному делу звонит?», но Игорь
непреклонен был: «Все равно: пять, шесть, семь звонков — трубку ты не снимай». У
меня (смеется) по сей день это не получается.
— В отличие от
«понаехавших», нынче Москву заселивших, ты коренная москвичка, в столице живешь
с рождения, но судьба тебя, мягко говоря, не баловала: ты очень рано осиротела,
воспитывала тебя сестра старшая...
— (Грустно). Ее тоже не
стало...
— В одном из интервью
ты призналась: «Папа безумно мою сестру Людку любил, и когда мама забеременела,
хотел мальчика. Сразу уже имя ему дал — Федя...
— ...да, Федька...
— ...и когда я,
наконец, 7 января родилась, он ходил по нашему родному Измайлову пьяный, все
время с друзьями пил и встречным всем говорил: «Человек родился, но не тот»...
— Мы вместе недолго прожили, потому что, когда мне шесть лет исполнилось, папа умер. С утра пораньше, перед тем как на работу пойти, в лабораторию зашел день рождения мой отметить и древесного спирта из неподписанной колбы выпил. Это не в Москве случилось, а в командировке: обычно он за рубеж ездил, а тут поблизости был — в Шатуре... С тех пор мой день рождения и день смерти папы совпадают, а в 11 лет я потеряла и маму...
«КОГДА
ПАПЫ НЕ СТАЛО, ТЕТКИ ВО ДВОРЕ СПЛЕТНИЧАТЬ НАЧАЛИ, ЧТО Я ВОВСЕ НЕ ЕГО ДОЧКА, —
ДЕСКАТЬ, ОН В КОМАНДИРОВКАХ ВСЕ ВРЕМЯ БЫЛ И МАМА БЕЗ НЕГО...»
— Родителей ты
вспоминаешь? В детстве тебе очень их не хватало?
— А мне и сейчас не хватает, и
обида моя во мне занозой сидит, хотя знаю, что это против всех правил: нельзя,
чтобы человек обиженным жил. В принципе, я очень жизнерадостная и, как мне
кажется, позитивная, но до сих пор в дикой претензии к своей судьбе пребываю,
потому что у многих подружек не то чтобы мамы и папы есть...
— ...но еще и
бабушки-дедушки...
— Да, и единственное, что уже
немножко с действительностью меня примиряет, — то, что сама бабушкой стала:
моему внуку уже пять лет.
— Кто же тебе поверит?
— Да все, потому что на каждом
шагу трындю, как благодаря этому счастлива. Мне кажется, что за все мои беды
компенсация, что ли, положена: я уже бабушка, но останавливаться не собираюсь,
обязательно прабабушкой стану — в общем, отдуваться за всю родню буду.
— Представляю, какая
боль за твоим признанием кроется: «Я ненавижу ходить на кладбище, потому что у
меня там в одной оградке лежат мама, папа и сестра»... Чувство щемящего,
давящего одиночества у тебя есть? Из-за того, что на этом свете одна, жалко себя
становится?
— Никогда себя не жалею, к тому
же я не одна: есть у меня сын, муж, внук, есть, извини, собаки, а еще племянники
и друзей множество.
— А родственники
когда-нибудь находились? За кулисы, например, со словами: «Катя, я твой брат или
сестра» приходили?
— Нет, у меня другая немножко история. До сих пор не знаю, правда это или ложь, но когда папы не стало, тетки во дворе сплетничать начали, что я вовсе не его
дочка, — дескать, он в командировках все время был и мама без него... Даже имена дяденек называли каких-то: «Вот этот ее отец... Нет, этот...».
|
Папины родные, которых на самом
деле очень много (он из подмосковной деревни, где у него куча братьев, сестер
осталась и, стало быть, племянники всякие-разные), в эти пересуды почему-то
поверили, хотя на папу я больше, чем моя старшая сестра, похожа, но им, видно,
так было удобнее. Они, люди абсолютно русские, маму в связи с тем, что она
еврейкой была, не очень-то жаловали: вот Людку любили — ничего не могу сказать,
а когда появилась я, версию, что не их роду-племени, поддержали. Прошло уже
много лет, и я как-то с тем, что с той стороны никто меня не признал и знать не
хочет, смирилась, да и не надо, собственно, — нельзя же навязываться, правда?
— Конечно...
— Когда Людка в больнице
лежала — жить ей тогда год-полтора оставалось, в каком-то министерстве в Москве
у меня был концерт, и после выступления ко мне дяденька подошел и конверт
протянул без марки и адреса: «Вы не могли бы передать это Людмиле?». Я как-то
сразу не врубилась: «А Людмила — это кто?». — «Ну, Семенова». — «Людка, что
ли?». Он кивнул: «Да, Люда Семенова». — «Конечно, — говорю, — а что ей
сказать?». — «Что это от ее брата двоюродного». Я привезла сестре в больницу
письмо, она прочитала: «Ой, Вовка! Ой, Вовка!». В общем, все, оказывается, было
настолько серьезно, что этот человек не сказал мне: «Я ваш брат», — он
подчеркнул: «Я ее брат», а ты, мол, тьфу! — но мне этого не сильно на самом деле
хотелось.
— Образование у тебя 10
классов...
— До сих пор (смеется).
— Ты и правда, аттестат
зрелости получив, мыла подъезды?
— Нет, я еще в школе училась.
— Нужда заставила?
— Конечно. У сестры двое детей
было и муж-алкоголик на шее, еще и я осталась. Спасибо, не отдала меня в детский
дом.
— А предлагали?
— Настойчиво — очень хотели
сплавить туда, а квартиру забрать (потом комнату дали бы — и спасибо скажи). Я
тут же подъезды взялась мыть... Мама 13 сентября 72-го умерла, потом меня срочно
в «Артек» отправили почти на два месяца (страна позаботилась), затем новогодние
каникулы были, и сразу после этого уборщицей по чужой трудовой книжке устроили.
«Педагоги вообще таланта во мне не видели — как можно верить в то, чего нет?» |
— Сколько платили?
— 34 рубля, полставки.
— Тогда это были
деньги...
— Сумасшедшие! — они огромным
подспорьем стали: в кулинарии морковные котлеты две копейки стоили, а обычные —
семь копеек, то есть жить было можно.
— Потом бухгалтером ты
работала?
— Ну кто бы меня на такую
должность без образования взял? — марочницей была! После продаж кучу чеков мне
скидывали, и я их на железные штыри, что передо мной стояли, нанизывала: сюда
две копейки, сюда — 33. Потом подсчет делала, и это марочным отчетом называлось,
а затем устроилась в санэпидемстанцию санитаркой...
— ...и еще
секретарем-машинисткой была...
— (Смеется).
Делопроизводителем!
— Обижаешь, да?..
Больше года ты в больнице с туберкулезом лежала...
— Угу. (Смеется). «Дай поцелую! Дай поцелую!»...
По волне моей памяти. Екатерина Семёнова
«ИЗ-ЗА
ТОГО, ЧТО БОЛЬШЕ ГОДА В БОЛЬНИЦЕ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ ЛЕЖАЛА, ПЕРВЫЙ МОЙ БРАК
РАССТРОИЛСЯ, ПОТОМУ ЧТО НУ КАК ЖЕ НА ЧАХОТОЧНОЙ ТАКОЙ ЖЕНИТЬСЯ? ИЗ АРМИИ, ТЕМ НЕ
МЕНЕЕ, Я ЖДАЛА СВОЕГО ПАРНЯ ДАЖЕ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОН В ЗАГС НЕ ПРИШЕЛ.
ПОДУМЫВАЛА, НЕ ВЫПИТЬ ЛИ МНЕ В ТУБДИСПАНСЕРЕ ВСЕ ТАБЛЕТКИ»
— Откуда же у
московской девушки туберкулез? — это ведь, в общем-то, болезнь бедных...
— А я богатой и не была, но ко
мне она с другой пришла стороны — из чашки Петри. Работая на санэпидемстанции,
лабораторную мыла посуду, а поскольку хохотушка я страшная, бацилл там
наглоталась...
— Дохохоталась — и что,
настоящий туберкулез был, открытая форма?
— Нет, закрытая, но
двухсторонний.
— Жизни угроза
существовала?
— Нет, и это неплохое на самом
деле заболевание: нормально себя чувствуешь, но работать не надо. Правда, из-за
него первый мой брак расстроился, потому что ну как же на чахоточной такой
жениться?
— Парень хороший хоть
был?
— Ну, видимо, дурак...
— ...раз такую девочку
упустил...
— ...такую красотищу
(смеется). Именно из-за того, что это мой первый молодой человек, первая
любовь...
— ...а все было
серьезно?
— Конечно, и из армии я ждала
его даже после того, как он в загс не пришел...
— В день свадьбы, когда
гости уже съехались?
— Нет, мы просто расписаться должны были, потому что мне так казалось: раз у нас отношения, значит, надо жениться. Назначили день, меня мои товарищи
|
|||
туберкулезные приодели — не в
фату и белое платье, но все равно довольно нарядная я была — и вперед!
Из больницы нас выпускали — мы
ж не заразные! Утром уколы, процедуры принимаешь, а потом — пожалуйста, куда
хочешь, только плевку с собой возьми — баночку с широким горлышком, на случай,
если надо покашлять, плюнуть. Мы этим пользовались — заходили в метро, плевки
свои доставали, и вокруг сразу вакуум образовывался. Многие, оказывается, знали,
что это за емкости, и вот мы с товарищами по туберкулезу пришли в загс,
несколько часов там отстояли, а он... не явился.
— Поплевали...
— (Смеется). Горе,
конечно, у меня несказанное было — я даже подумывала, не выпить ли мне в
тубдиспансере все таблетки, чтобы позора своего не видеть, но обошлось.
— Почему же жених не
пришел?
— Мама не разрешила — я же
туберкулезная, а она в магазине работала. Сейчас продавцы медсправки о
состоянии здоровья должны представлять — наверное, и раньше так было, а
возможно, ее из торговли потырить могли, хотя у меня закрытая была форма...
Короче, запретила (смеется) — и все!
— Когда ты уже Катей
Семеновой, известной на весь Советский Союз, стала, его, этого парня,
встречала?
— Ни разу.
— Не позвонил, не
обозначился?
— Нет. Когда он вернулся, у
меня те же планы были, что и до призыва: за него замуж выйти, однако... Мой опыт
общения с демобилизованными товарищами, честно говоря, невелик, но этот пришел,
как с фронта, и на любой вопрос ответ был один: типа, я воевал. «Что вы здесь
понимаете? Вот я в Богодухове служил»...
— О! — и вправду линия
фронта... Это же в Харьковской области...
— Да, я туда каждый день письма
писала, но когда сказала ему: «Ты знаешь, в конкурсе участвую и, похоже, выхожу
там в финал — ля-ля-ля, песни-пляски», в ответ услышала (грубым голосом): «Какой
такой артисткой? Нет, на фиг!», и как-то так я обиделась...
— ...что само собой все
отпало...
— Абсолютно, но он еще
побушевал, в значках своих, которые в армии получил, пару раз на работу
поприходил... Я в ветлечебнице уже делопроизводителем трудилась...
— На повышение пошла?
— Да, ну и как-то...
Екатерина Семёнова - Концерт 1992 г.
«ФИЛИНОВ
КО МНЕ НЕ ПОДХОДИЛ: НЕКУЮ КРАСАВИЦУ ЖДАЛ, А Я В МАМКИНОМ ПАЛЬТО СТОЯЛА, В
КРАШЕНОЙ ЖЕЛТОЙ УШАНКЕ ИЗ КРОЛИКА...»
— Это правда, что в
твой талант ни один педагог не верил?
— Никто, но они не «не верили»,
а вообще таланта во мне не видели — как можно верить в то, чего нет?
— Действительно ли одна
преподавательница сказала: «Когда этот крокодил (имелась в виду ты. — Д. Г.)
музыкальную школу закончит, я к памятнику Пушкина приду, напьюсь как свинья, и
пусть меня...
— ...в милицию забирают,
несмотря на то что я заслуженный педагог» — это Евгении Санны Штальберг фраза.
Она-то как раз в мой талант верила, но только как пианистки, потому что в талант
как певицы — ой, Господи, слово такое! — до сих пор не верит никто. В
музыкальную школу я поступила в отличие от других детей поздно — мне уже девять
лет было, и где-то через год к Евгении Александровне педагог по хору пришел и
сказал: «Катя очень хорошая девочка и, видимо, способная, но раз вы ее любите,
поговорите с ней, чтобы на хор она не ходила — тройки я ей и так ставить буду».
— Ей петь не надо...
— Самое смешное, что именно те
педагоги, которые отношение к пению имели, по прошествии многих лет своей
ученицей меня называют и уверяют, что будущую артистку во мне разглядели.
— Тебе 19 лет было, когда газета «Комсомольская правда» и фирма грамзаписи «Мелодия» Всесоюзный конкурс молодых исполнителей «Золотой камертон»
объявили, по итогам
которого ты Гран-при получила. В ту пору, как я понимаю, блата такого еще не
существовало...
— ...нет, абсолютно...
С Владимиром Кузьминым |
— ...за деньги победу
купить возможности не представлялось...
— ...и денег-то не было...
— Светлое советское
прошлое!..
— Из трех с половиной тысяч
участников осталось, по-моему, 22 — они-то в финал и вышли. Через две недели
после того, как нас по телевизору показали, нас всех на 12 этаж в Останкино в
комнату редакции пригласили, где мешки с почтой стояли, сказали: «Разбирайте!»,
и мы сидели: «Ой, Светка, это тебе! И это тебе...». В конце концов, у меня вот
такая гора писем образовалась...
— Как просто! Когда ты
Гран-при получила, голова не закружилась, не хотелось ущипнуть себя: это сон,
такого просто не может быть?
— Нет, ничего подобного не
было — для меня победа сама собой разумеющейся стала, я ее как свершившийся факт
восприняла. Мне до сих пор не очень понятно, что известной артисткой стала, а
что Гран-при завоевала — ну вот так получилось, когда голоса подсчитали.
— Какой это год был?
— Начало 81-го, мне кажется.
— На весь Советский
Союз как раз Юрий Антонов гремит, который приглашает Катю Семенову в группе
«Аэробус» своей попеть...
— Ну, не совсем приглашает — до
этого я на фирме «Мелодия» с ним познакомилась. Дело в том, что перед финалом
меня... потеряли — организаторы конкурса письма на 3-ю Владимирскую слали, дом —
не помню...
— ...«мой адрес не дом
и не улица...».
— Забыла — я у сестры там жила.
Короче, найти меня не могли, потому что на конверте номер корпуса пропускали —
вместо него была квартира указана, но, видно, в душу я им запала, потому что, в
конце концов, отыскали, однако конкурс уже шел вовсю — в финале каждый
исполнитель с двумя песнями выходил, а у меня не было ничего.
На самом деле все происходило,
как в сказке, потому что время от времени я, как молодые сейчас говорят, тупила
со страшной силой. Когда первый раз на встречу с Филиновым явилась...
— ...обозревателем
«Комсомольской правды»...
От первого брака с музыкантом и композитором Андреем Батуриным Екатерина родила сына Ивана, 1986 год |
— ...в редакцию на улицу
Правды, он ждал, но ко мне не подходил. Вестибюль нервно шагами мерял и на часы
смотрел: «Что же такое?». Юрий Витальевич голос мой на кассете слышал и решил,
что некая красавица должна прийти, а я в мамкином пальто стояла, в крашеной
желтой ушанке из кролика...
— ...хороший прикид...
— ...и только когда спросила:
«Извините, а вы не скажете, сколько времени?», он посмотрел на меня этак
брезгливо: «Судя по голосу ты и есть Катя Семенова?». Я глаза в пол: «Да» — ну а
куда денешься-то? Мы в редакцию поднялись, пару минут там поговорили. Он
вздохнул: «Ну, что-то с тобой делать надо»... Телефонную трубку снял: «Александр
Сергеевич, здравствуйте, это Филинов», а поскольку я уже понимала, что в высшие
попадаю сферы, думаю: «Ни фига себе — Пушкин: как это может быть?».
— Он Зацепину звонил?
— Да. «У меня девочка-бриллиант
тут сидит, — говорит и опять в ужасе на меня косится: — Можно мы, в общем,
подъедем?», а я, когда разговор был окончен, спросила: «Это Пушкин?». Ну, он в
рифму ответил, кто... Уже после этого меня на фирму «Мелодия» привезли — это на
улице Станкевича, и вот я сидела там на ступеньках на лестнице и грустно курила,
размышляя, где песню взять.
«Я
СХВАТИЛА АНТОНОВА ЗА ШТАНИНУ И ВОСКЛИКНУЛА: «НАПИШИТЕ МНЕ ПЕСНЮ!». ОН НОГОЙ
ДЕРГАТЬ СТАЛ И ОРАТЬ: «ЧТО ЗА СУМАСШЕДШАЯ ЗДЕСЬ?!»
— Ты еще и курила?!
— Ну а как иначе? — туберкулез
чем-то же вышибать надо: клин клином. Кстати, у нас в тубдиспансере места для
курения были отведены, правда! — и вот сижу я, и тут спускается...
— ...мэтр. Метр 70...
— Я на самом деле не очень
решительная: когда не надо — смелая, а когда надо — в ступор впадаю, а тут
что-то на меня нашло, я за штанину его схватила и воскликнула: «Ой, Антонов! —
откуда мне было знать, как его зовут. — Напишите мне песню». Он ногой дергать
стал и орать: «Что за сумасшедшая здесь?!»...
— ...по привычке...
— Да, но тут Филинов прибежал и
за меня вступился: «Ой, она не сумасшедшая, и даже, кстати, способная», и
Антонов действительно песню «Весна» мне дал.
— Юрий Михайлович девушек очень любил — я это твердо знаю...
С сыном Ванечкой, 1985 год |
— Ну, конечно.
— К тебе приставал?
— Видишь ли, я певицей
числилась, то есть членом коллектива...
— ...к тому же ушанка,
да?
— У нас еще Зинка-костюмерша
была — тоже не выдающейся красоты девушка, то есть обе мы такие рабочие были...
Пф-ф! — ну что ко мне приставать, если после каждого концерта табуны поклонниц
вокруг: бери — не хочу? Мне кажется, проблем с этим у Юрия Михайловича не
возникало.
— В период взлета у
тебя прекрасный репертуар был: «Подруги замужем давно», «Школьница», «На
минутку», «Зеркала»...
— ...ну да, полно всего было...
— ...а еще «Пони»,
«Последнее танго», «Купаюсь в любви, как в шампанском»...
— Ну, это уже позже немножко.
— Такие песни, и так
классно все начиналось — ты ощущала, что тебя какая-то неведомая несет волна,
сознавала, что происходит, или все, как само собой разумеющееся воспринимала?
— Мне вообще механизм тогда был
непонятен, и он недоступен моему разумению и сейчас — просто уже так много, как
раньше, я не работаю. Я не могла в толк взять, зачем они меня слушать
приходят, — иногда стояла, пела и думала: «Блин, вот как во сне — что они здесь
делают?». Ладно бы в каком-нибудь зальчике типа Театр эстрады концерт, но
стадионы же собирались, дворцы спорта!
— А Киев, ноябрь 88-го,
помнишь? — в 10-тысячном Дворце спорта пять дней кряду ты по два концерта
давала...
— Да, и так по всей огромной
стране.
— 100 тысяч зрителей
только в Киеве пришли...
— Объяснить, почему ходили на
меня, невозможно — я, например, свой репертуар в те годы каким-то выдающимся,
даже приличным не считаю. Приличный — это когда весь концерт слушать хочется, а
у меня все было попеременно: на одну хорошую песню восемь не очень удачных
приходилось, и вроде как звездностью я не болела, но, с другой стороны, истерику
однажды устроила, когда в каком-то городе во Дворце спорта два пустых места
сбоку увидела. Как же после выступления я орала! — не на кого-то конкретного,
сама по себе...
— Куда, типа, зрители
делись?
— «Я никому не нужна! — кричала. — Там пустые места...». Человек, наверное, никогда не бывает доволен, то есть я в непонятке полной была.
«ВЫЙТИ
НА СЦЕНУ ПОКРИВЛЯТЬСЯ — С УДОВОЛЬСТВИЕМ, НО ВСЕ, ЧТО ВОКРУГ И ПОСЛЕ, РАЗДРАЖАЕТ
МЕНЯ ДО ЧЕСОТКИ»
— Сегодня очень
хороший, на мой взгляд, телеканал «Ностальгия» записи тех лет постоянно
показывает: и «Голубые огоньки», и «Песни года» — ты на себя как-то отстраненно
уже смотришь?
— Я не смотрю — у меня его нет.
— Канала или
телевизора?
— Канала: я просто три раза там
на эфире была, знаю, что в принципе он существует, но в телевизоре своем его не
имею.
— Иногда, тем не менее,
свои выступления тех лет посмотреть можешь, дома у тебя какие-то диски, кассеты
есть?
— Нет ничего!
— То есть со стороны
себя оценить сегодня не получается? Это к вопросу я подбираюсь, какими глазами
сейчас на себя ту, прежнюю, смотришь?
— Ну, у меня какие-то фотки
остались, записи — буквально несколько дней назад Миша (муж. —
Д. Г.) в жизнь свою мечту воплотил. У нас много лет дома 38-е
фонограммы стояли, то есть в режиме прямого эфира, в реальном времени
записанные — они не подписаны были, и никто не знал, что там.
— Он их оцифровал?
— Когда Миша говорил, что надо
бы их упорядочить, я отмахивалась: «Ну как, где, кто за это возьмется?».
Во-первых, их много, во-вторых, кому это надо? — и вдруг выясняется, что на
студии, где уже 20 лет я работаю, два SТМа (профессиональный аналоговый
двухканальный студийный магнитофон, работающий с лентой 1/4 дюйма на 38-й и 19-й
скорости. — Д. Г.) стоят, правда, они не фурычили, но
Миша специалиста нашел, который их починил. Буквально три-четыре дня назад он
все записи мне на флешке привез: «Я, — пообещал, — загоню это в компьютер...
— ...станет скучно,
послушаешь»...
— Нет — «Ты мне названия хотя
бы скажи». Некоторые песни до середины я слушала и удивлялась: «Ты уверен, что
это я?». Он: «На сто процентов, а как песня хоть называется?». — «Не знаю, —
пожимала плечами, — до припева давай доживем», но не так много вещей там
оказалось. Было куда больше, но, как ребята объяснили, некоторые пленки
осыпались и восстановить это уже нереально.
— Я, Катя, с другой
стороны зайду: что это был за вихрь, который тогда подхватил тебя и понес,
сегодня то время с ностальгией ты вспоминаешь или с сожалением, что было, мол, и
закончилось?
— Ну, сожаления нет, потому что
все годы активного гастролирования я в полушоке таком пребывала. Во-первых, не
понимала, почему на концерты все ходят, а во-вторых, почему, если я хорошо пою,
меня обязательно надо на улицах останавливать и в подъездах что-то писать?
— А писали?
— Ну, даже ремонты из-за этого
делали — я говорила: «Если это не сотрете, не закрасите, я вас в милицию сдам».
Не люблю фанатизма — у хороших врачей люди под домами ведь толпами не стоят:
«Дайте я на вас посмотрю».
— Ну, их и по
телевизору не показывают...
— Ну да, но этот идиотизм до
сих пор продолжается — вот как было, так и осталось. На днях иду с собаками,
навстречу тетка какая-то, а у меня гостиница «Измайлово» рядом с домом, и,
поскольку погоды стоят хорошие, приезжие ходят, пейзажами любуются... У нас
прекрасный парк на острове — городок Баумана называется: я там родилась — где
еще мне гулять? — и вот эта особа ко мне несется. Я собак скорее подобрала (они
у меня злющие): может, ей что-то надо? Она: «Девушка!..».
— Ну, за девушку сразу
спасибо...
— Я сначала не реагировала,
«Наверное, это не мне», — кокетливо думала, а потом смотрю — ко мне
направляется: никого больше нет. Стою, жду... Подбегает: «Девушка!..». Я:
«Да». — «Это вы?». — «Ну, — киваю, — в общем-то, я девушка» — откуда мне знать,
что она имела в виду...
— ...и что у нее на
уме...
— Это всегда было — после
концерта блокноты тянут: «Женщина, распишитесь». Вы только что битых два часа
меня слушали — не знаю, в каком состоянии были, но неужели нельзя было
запомнить, как меня зовут? Я же после каждой песни ору: «Вас покоряла Катя
Семенова» — вот это в артистической профессии мне и не нравится. Выйти на
сцену...
— ...поклониться...
— ...покривляться — с
удовольствием, но все, что вокруг и после, раздражает меня до чесотки: и тогда
это выносить не могла, и сейчас не могу. Хорошо, что теперь у меня студия, я в
ней работаю — пишу очень много, для всех, и чувствую себя замечательно: и
ресницы красить не надо, и в музыке вся — даже еще глубже, чем раньше. Я даже
фразы свои на тот случай придумала, когда каких-нибудь звезд записываю. С
большими никто же особо не спорит, и если звукорежиссер говорит: «Катя, я
считаю, что это не очень...», у меня ответ готов: «Не надо! — автор жив, ему все
нравится». Вот такая я... (Смеется).
«НЕУРОЧНОЕ ПОЯВЛЕНИЕ РЭКЕТИРОВ МЕНЯ ОЗАДАЧИЛО: «НЕ БУДУТ ЖЕ ОНИ КОТЛЕТУ У МЕНЯ
ОТБИРАТЬ?»
— Ты утверждаешь: «С
92-го года я стала наконец-то сама собой — нормальным человеком, а не идиоткой,
которая идет от гостиницы до концертного зала 30 метров, а рядом охрана»...
— Ну, это продолжалось
недолго...
— То есть идиоткой была
всего ничего?
— А я и сейчас, в общем-то, ею
бываю. Нет, охрана меня недолго сопровождала — просто у всех была, а у меня
нет... Помню, мы куда-то лететь собирались, и часов в пять утра всей толпой
(коллектив-то у меня был здоровый) в аэропорту то ли Домодедово, то ли Внуково
стояли. Из буфета так пахло котлетой, что я сказала: «Если сейчас не съем ее,
сдохну», — и за пищей пошла, но уже холодную котлету с белым хлебом купив (мне в
салфетке ее дали, потому что известной была), вдруг поняла, что за мной
неотступно два мордоворота в трениках следуют. Ну, а тогда же стращали вокруг:
рэкет, все страшно!.. «Вот оно, — думаю. Началось...».
Пять утра, я от своих далеко, и
с этой котлетой стала по аэропорту шифроваться: за газетами где-то пряталась, а
они за мной по пятам все время ходили, причем с каменными совершенно лицами. Ну,
решила, «братки», наверное, хотя мне рассказывали, что обычно рэкет после
концертов приходит.
— А ко многим коллегам
приходил?
— Да, но тут их неурочное
появление меня озадачило: «Не будут же они котлету у меня отбирать?», но все
равно страшно.
Я то медленно шла, то бегом
бежала: раз — и с котлетой в туалет заскочила. Доела ее, выхожу: стоят! Поняла,
что я, видимо, удар на себя вызывала, своей беготней по аэропорту их отвлекая, и
думаю: «Нет, очень страшно — пойду-ка к своим». Подхожу к ним и выразительно на
директора смотрю: типа спасайте меня, потому что... (глазами в сторону
показывает), но это сейчас мне весело, а тогда...
До Жени, директора своего,
дошла и говорю: «Какие-то люди за мной ходят», а он: «Забыл сказать — я же
охрану тебе нанял».
Эти ребята, Генка и Сережа,
потом мне рассказывали: «Мы думали, ты сумасшедшая — купила котлету, за газетами
спряталась, откусила, за какой-то ларек залезла, потом в туалет есть пошла». Я
рассмеялась: «Ну так пугать же нельзя».
Короче, хорошие были ребята.
Один в свое время жену моего же директора охранял, потому что у нее много
бриллиантов было, второго — мы с ним в нарды играли — я иногда просила: «Генка,
сходи булку купи — что-то под ложечкой у меня сосет...». Он: «Не-а, сама иди» —
вот такая у меня была охрана, но бывали дни, когда из гостиницы выходишь, и
вдруг какой-нибудь нормальный человек говорит: «Ой, Катя Семенова!», — а он джж! —
в пятак сразу бьет. Я над беднягой платком махать начинаю, кровь ему из носа
вымакивать... «Гена, ты дебил?» — спрашиваю, а охранник мой отвечает: «Ну, я же
работать должен».
Длилось это недолго — пару
месяцев. Мы в Юрмале с сольными концертами в зале «Дзинтари» были — тоже дней 10
работали... Это сейчас красоты какой-то там навели, а тогда вокруг запустение
было, за кулисами вообще не передать — вонь, доски проваливаются... Я просто
всякой живности очень боюсь: мошек, муравьев, — а там все это было, и какой-то
хилый заборчик такой. В один из дней я уже феерическое выступление свое
практически завершаю, пою, пляшу, а сама думаю: «Ура! Почти все!» — и вдруг
смотрю, через заборчик люди в голубых беретках лезут, причем их много и они
такие веселые все и нетрезвые...
— День ВДВ?
— Ну да, «Катюха, давай!» —
кричат. Смотрю, «мой зритель, мой судья...
— ...свидетель радостей
моих и бед»...
— ...с лица спал, все в лавки
вжались — реально страшно всем стало. «А чего, — спрашиваю, — гуляем-то?». — «Катюха,
у нас праздник — давай спой». Я: «Сейчас».
— «Вам хочется песен?
Их есть у меня»...
— Поворачиваюсь — то есть еще
не все допела и как бы пою, а они как бы нормальные, но только чрезвычайно мне
радуются — я такой радости была недостойна. В общем, когда репертуар кончился (а
они меня не отпускают, и зрители боятся, как бы чего не вышло, с надеждой на
меня смотрят), думаю: «Пора с этим балаганом заканчивать», — и в кулисы кошусь.
Там какие-то балетные мои стоят: кто со шваброй, блин, кто с веником, готовые на
защиту мою встать, и два этих охранника: что они сделают? — вэдэвэшников-то
человек 40.
Короче, я с ними по-хорошему
разобралась. «Чуваки, — сказала, — уже все, дальше я петь не могу. Мне тоже
сейчас выпить надо — за ваш праздник: вы чего? Скоро день уже новый наступит, а
я за ваше здоровье еще ни грамма...» — в общем, ситуацию разрулила, со сцены
ушла и директору прямо сказала: «Понимаешь, мирным гражданам в пятак на ровном
месте, в принципе, если подучусь, я и сама дать смогу, а когда первая ситуация
настоящая случилась, где они были? А денежки нам самим поделить между собой
можно» — ну и все.
«НАДО
ОТСЮДА ВАЛИТЬ», — ДУМАЮ, А НАМ КОЛЕСА ПРОТКНУЛИ И УЖЕ АВТОМОБИЛЬ РАСКАЧИВАЮТ:
«ДАЙТЕ НА НЕЕ ПОСМОТРЕТЬ!». УЖАС!..»
— «По поводу карьеры у
меня все как-то довольно легко происходило, — признавалась ты, — я ее не хотела.
Петь — это дело одно, но чтобы на руках машину носили — совсем другое, и если
кто-то к этому рвется, то нарвется и свое получит» — доли кокетства тут нет?
— Это и правда страшно:
несколько раз на стадионе у меня людей пожарными машинами разгоняли, а однажды,
где-то на Дальнем Востоке мы были, к автобусу меня прижали — уже музыканты в
салон сели, а я, добрая душа, автографы решила раздать.
— Осчастливить...
— Короче, половина трибун за ними рванула, а поскольку все хотели: «Мне!», «Мне!», я прижималась, прижималась к этому автобусу и терять сознание стала.
Пришлось стекло выбивать, и
ребята меня через верх затаскивали — уже, можно сказать, бездыханную.
— Фильм ужасов
просто...
— Вот-вот, и на юге тоже
сколько раз это было... Мне рассказывали, что обычно стадион наполовину делили,
а я на три стороны всегда работала: здесь сцена, а тут трибуны со зрителями,
причем гримерка, как правило, в противоположном конце поля...
— ...и чеши...
— А как я туда доберусь? — прямо по траве надо пройти. Ну хорошо, я на дорожку выйти могу и по ней топать, но зрители-то все равно здесь — они же с любовью
начинают стекаться, и просто
столпотворение получается — жуть! Помню, я в туалет одна боялась ходить, потому
что иду вроде с концерта, людям, которые стоят, говорю: «Спасибо! Спасибо!», и
вдруг из толпы крик: «Дайте на нее посмотреть!». Дима, ну что на меня
смотреть? — нет, «Дайте!», поэтому подъезжала машина, и, бывало, сажусь в нее, а
сумки концертной у меня уже нет — только ручки остались. Значит, мой зритель ее
оторвал...
— ...мой судья...
— ...на сувениры, и я вроде
думаю: «Ладно, хоть с ручками отсюда валить надо», — а никуда мы не едем, нам
колеса проткнули и уже автомобиль раскачивают: «Дайте на нее посмотреть! Дайте
на нее посмотреть!». Ужас!..
— И что, выходила?
— Нет, ну как? — куча милиции
прибывала или погранцы какие-нибудь толпу оттесняли. Вплотную к нашей машине,
которой шины только что прокололи, милицейская подъезжала, и я перебегала туда.
— На мысли: «Это,
наверное, не со мной происходит» ты себя не ловила?
— Нет, я понимала как раз, что
все происходит со мной, но как-то очень неправильно. Такого быть не должно, тем
более у артистки с моими способностями — я же не Майкл Джексон, чтобы из-за меня
безумствовать, а у людей цепная реакция какая-то получается...
— Стадный инстинкт...
— Сколько работала, все время
замечала, что зрители очень внушаемы — вот льется концерт гладко, все хорошо,
красиво, но достаточно кому-то одному гадость какую-нибудь выкрикнуть, сразу
группа поддержки находится и уже веселее становится. Ну то есть хамство —
обычно я это так не называю, но сейчас по-другому нельзя...
— ...сочувствие в
публике неизменно находит...
— Толпа-то большая, а когда много народу, они гораздо живее на что-то негативное отзываются, нежели на что-то хорошее, — к сожалению, поэтому, как можно это бесконечно любить, не знаю.
источник - http://www.bulvar.com.ua/arch/2014/11/532b184c52cc6/
Екатерина Семенова - Подруга