Домой Старое кино История моды Журналы Открытки Музыка Сестры Берри Грампластинки
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
Эдди Рознер - Джазмен из ГУЛАГa
Истории с джазом в СССР.
Магаданский блюз на слова знакомой медсестры После освобождения Восточной Европы от гитлеровских захватчиков благодаря союзническим отношениям СССР с США и Англией стала восстанавливаться оборванная связь отечественного джаза с мировым. Победа пришла на наши улицы не только с криками «Ура!», но и со спетыми утесовским голосом «Офицерским вальсом»и «Бомбардировщиками». И вообще она принесла – ненадолго – ощущение распахнувшегося большого мира. Под аккомпанемент Жданова Эта открытость, давшая возможность сравнивать, как «у них» и как «у нас», насторожила генералиссимуса. Еще в разгар наступления на Берлин он стал остерегаться возвращения повидавшей Европу армии. Опаснее Гитлера казались ему наши боевые, с проснувшимся чувством собственного достоинства солдаты и полководцы. И потому холодная война, почти сразу сменившая «горячую», подвернулась Сталину как нельзя более кстати. «Железный занавес» вновь отгородил страну от остального мира. Победная эйфория таяла на глазах. На экранах еще вовсю крутили трофейные фильмы. Еще звучали на вечерах и танцульках мелодии и ритмы Гленна Миллера из «Серенады солнечной долины». А с самого верха на наше многострадальное искусство вновь обрушились бури. В августе 1946 года вышло постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», с которого началась борьба с космополитизмом или, как формулировали еще, с «низкопоклонством перед Западом». Тон этой «музыке» задавал сам хозяин Кремля. А исполнял Андрей Жданов – один из наиболее рьяных его порученцев, который имел среднее музыкальное образование по классу фортепьяно и часто аккомпанировал на поздних вечеринках на даче у Сталина.(Поэтому Жданов считался среди коллег спецом по искусству.) Ни хлеба, ни зрелищ от этого не прибавилось. Просто булки, испокон века называвшиеся в России французскими, стали именовать городскими. А слово «джаз» принудили убрать даже из названий музыкальных коллективов. В итоге, чтобы уцелеть, тому же утесовскому оркестру пришлось срочно перерегистрироваться как эстрадному. От гонений, тем не менее, это не спасло. Потому что отечественную эстраду – а вместе с ней джаз и джазменов – начали «потрошить» примерно так же, как это делали с теми, кто в войну имел несчастье попасть в плен или оказаться в оккупации...
В том же августе 1946 года в «Известиях» появилась разгромная статья «Пошлость на эстраде». Досталось Эдди Рознеру за его новую программу, показанную в Центральном доме Красной армии в Москве. Как и прочие джазмены, Рознер осознавал: в наступившие времена заниматься любимой музыкой в СССР ему не дадут. На свою беду он этого не скрывал.Более того, заявил о своем желании вернуться в Польшу, где еще до войны, в 1938 году, после триумфальных международных выступлений в составе знаменитого «Вайтрауб Синкопейторс» организовал собственный оркестр. С этим коллективом Эдди Рознер успешно гастролировал по Европе. Все рухнуло, когда во время гастролей в Белостоке гитлеровские войска ворвались в Польшу. Почти тут же с противоположной стороны в восточную часть страны, где находился Белосток, вошла Красная армия. Так, в одночасье музыкант обнаружил себя в Советской Белоруссии. Тем не менее, невольно прописавшись в СССР, Эдди Рознер от своего гражданского долга перед новой Родиной не отказался. Всю Великую Отечественную войну его оркестр концертировал на боевых и трудовых фронтах. Однако в 1946 году Рознер понял, что лучше перебраться в Польшу, пусть социалистическую. Дорого стоила музыканту эта политическая наивность. Рознера арестовали. И так отпрессовали на Лубянке, что он «добровольно» отказался от своего намерения. «Я понимаю, что, как артист, я должен был остаться в СССР, принять критику и вместе с советским искусством бороться с пошлостью», – писал он тогдашнему министру госбезопасности Виктору Абакумову.
С пошлостью Эдди Рознера послали
бороться далеко от Москвы. Семь лет до
своей реабилитации в 1954 году он
руководил
джаз-оркестром заключенных в
Магадане. По странной логике сталинского лагерного социализма, в
творческом отношении арестованный музыкант Рознер оказался в гораздо более
выгодном положении, чем те коллеги, которые остались на
свободе. Своим виртуозным, жизнерадостным искусством
он
покорял не только
передовиков лагерных зон, но и строгих
ценителей из лагерного начальства. И
потому играл что хотел и сколько хотел.
Оставшимся на воле такая свобода не
снилась. В условиях изоляционизма развитие отечественного джаза
остановилось. Он
оказался в глухом подполье. Большинство
коллективов было распущено. Из классных продолжали выступать лишь оркестр
Утесова (с 1948 года – Государственный
эстрадный оркестр РСФСР п/у Л. Утесова)
и небольшая группа малых инструментальных ансамблей. Последних можно
было пересчитать по пальцам – квартет Александра Цфасмана, трио Юрия
Шахнова, квартет Бориса Тихонова. Да и
тем не давали «сольников». Их лишь скупо
допускали к грамзаписи. И время от времени милостиво включали в сборные
эстрадные концерты... Эдди Рознер Программа Глеба Скороходова
Детство военной поры. Джаз Эдди Рознера
Репетиционный зал нашей студии и
соседнюю комнату заняли «иностранцы», артисты джаза Эдди Рознера.
Маэстро терпеть не мог на репетициях посторонних. Репетиции были шумными.
Вначале говорил Рознер, затем начинался невообразимый гвалт. Разговаривали все
хором, смеялись, жестикулировали, спорили. Эдди какое-то время стоял в стороне,
затем подходил и резко ударял по барабану, при этом несколько раз громко
повторял: «Ша, ша, ша!» Если балаган не прекращался, произносил ругательства на
одном из трех языков (я запомнил польские: «холера ясна» и «пся крев»). Если и
это не помогало, произносил громко излюбленное слово «smiling!» И звуком своей
трубы или пронзительным визгом скрипки восстанавливал порядок. Дальше говорил он
и только он. Остальные слушали. Концерт начинался так. В зрительном зале постепенно гас свет. Занавес
закрыт. Артисты на сцене. Начинает тихо играть музыка. Музыка нарастает, и в
центре сцены из-за занавеса появляется сначала труба, затем под шквал
аплодисментов рука, а затем очень медленно раздвигается занавес и появлялся сам
Эдди-Эдик, улыбающийся, в светлом (белом или кремовом) костюме, играя на трубе и
дирижируя оркестром. Во время выступления джаза, перед тем как начинали новую
тему, многократно звучала команда Эдди:"Smiling!" И еще шире улыбались артисты,
еще громче звучала музыка.
Раз пчела в чудный день
весной, Гофман Павел. Оркестр Эдди Рознера - Парень паренёк
Лотар Лямпель исполнял песни, посвященные английским морякам и про храброго английского капитана. Доброго, смешного толстяка Павла Гофмана мы полюбили сразу. Пожалуй, он был единственным из джаза, кто постоянно общался с нами. Приносил конфеты-подушечки, самое большое лакомство военного времени. Старательно повторял за нами русские слова, рассказывал об артистах джаза из Польши, спасшихся от нацистов, варшавских, белостокских, немецких евреях. О Рознере рассказывал с большим уважением. Когда Гофману говорили о резкости Рознера, тот защищал его. От него мы узнали, что Рознер — один из лучших джазовых трубачей в мире, блестящий скрипач и, кроме того, храбрый человек. «Рознеру трудно с нашей бандой (смеялся Гофман) и с теми...» (при этом он показывал рукой наверх и подмигивал нам, как заговорщик).
Большое впечатление на нас произвел рассказ Гофмана о том, как
Рознер
спасся из оккупированной Варшавы. По этой легенде, он, никого не предупредив,
надолго исчез из дома, явился в комендатуру и сказал на чистейшем немецком языке
(Эдди родился в Берлине), что он по отцу — немец, а мать — итальянка. Что его
дом разбомбили, документы сгорели, и семья нуждается в продуктах питания. Что он
готов служить рейху. Самое удивительное, что
Рознеру
не только поверили, но дали справку, что он
фольксдойче и вместе с семьей перебирается на Восток в имение своих
родителей. К родственникам жены
Рознера
Рут Каминской музыканта привез солдат комендатуры на мотоцикле, нагруженном
продуктами. К счастью, немец не обратил внимания на ярко выраженную еврейскую
внешность Рут Каминской и ее родителей.
Рознер Эдди. Караван.
Среди обвинений, которые предъявили артистам, — шпионаж в пользу иностранных
держав. Это звучало «логично»: многие родились за границей, общались с
иностранцами до войны на гастролях в Европе, а во время войны — в Мурманске и
во Владивостоке, некоторые остались на оккупированной территории, бежали из
гетто, ходили в синагогу.
В 1950-е годы оркестр Эдди
Рознера
давал концерты в Ленинграде. Звучали любимые песни со знакомым польским и
еврейским акцентом: «Мандолина, гитара и бас», «Ай да парень, паренек»,
«Пчелка...», «Песня о Варшаве», «Тирольская песня». Автор - Арнольд Левин, США http://www.alefmagazine.com/pub1527.html Эдди Рознер БССР-овский дзазмен
|