Домой   Старое кино   История моды   Журналы   Открытки   Музыка    Грампластинки   Сестры Берри

 

 

1   2   3   4   5   6   7   8   9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21   22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33   34   35  36

 

 Список альбомов

 

Гостевая книга   Помощь сайту

 


 

Магаданский соловей в рваном свитере, без зубов, с потухшим взглядом... Вадим Козин.

 

 

 

 

Во время войны Вадима Козина внезапно отозвали из фронтовой бригады и доставили на военный аэродром. Только в воздухе он узнал, что летит в Тегеран, где проходила встреча глав правительств СССР, США и Великобритании. В те дни у Черчилля был день рождения – ему исполнилось 69 лет, и он захотел увидеть и услышать Вадима Козина. В числе приглашенных были Морис Шевалье, Ида Кремер, Марлен Дитрих. Казалось, такое внимание и почет, но… через год Вадим Козин оказался на Колыме.

Вадим Козин родился в 1903 г. в Петербурге в весьма состоятельной семье. Мать, Вера Ильинская, была цыганкой и пела в цыганском хоре. Хотя… Однажды на посиделках Додик Ашкенази, в свое время постоянный аккомпаниатор В. Козина, сказал мне, что мать Вадима Алексеевича не столько цыганка, сколько еврейка, и рассказал по этому поводу анекдот. «Знаешь, Изя, в цыганском хоре, где я работаю, только я и Рабинович — цыгане. Остальные — евреи». В те годы пятый пункт предпочитали скрывать — и на то были серьезные причины. Отец В.Козина занимался, как теперь принято говорить, бизнесом. В доме Козиных часто бывали известные музыканты и певцы — Вера Панина, Анастасия Вяльцева, которые невольно сформировали вкус и дальнейшую судьбу знаменитого певца.

После смерти отца Вадим стал помогать матери и четырем сестрам. Он играл на рояле в кинотеатрах, сопровождая немое кино своей выразительной импровизацией.

Петь на эстраде В. Козин начал с 1924-го, сначала в Ленинграде, а потом в Москве. Врожденная артистичность и темперамент, сильный бархатистый тенор привлекли к нему известных концертмейстеров, сначала А. Дулова, который когда-то работал с В. Собиновым, а потом Д. Ашкенази.

Кульминация певческой карьеры Козина пришлась на сороковые предвоенные годы. В это время выходят его пластинки, и их мгновенно раскупают. Один за другим следуют концерты и гастроли по всей стране, и где бы он ни выступал — везде аншлаги. Зрители оказывались во власти его мощного темперамента, эмоциональной атмосферы его песен и романсов.

Козин пел очень искренне, страстно, самозабвенно. Прозе будней как бы противопоставлялись чувства простые и цельные, романтическая взволнованность, стремление к возвышенному, но не надуманному. Таковы: «Калитка», «Русые косы», «Утро туманное», «Мой костер». Его воздействие на публику объяснялось, прежде всего, умением увлечь ее своим стихийным органическим чувством песни. Это он, видимо, унаследовал от своей мамы. Артист свято верил в то, о чем пел, и этим убеждал зрителей. В его репертуаре чередовались русские и цыганские романсы, народные и городские песни — «Нищая», «Меж высоких хлебов затерялося», «Ехали цыгане…», «Два друга», «В лесу прифронтовом».

 

 

Вадим Козин-Осень

 

 

 

 

Популярность Козина была огромной, поистине ошеломляющей. Никто из тогдашних эстрадных певцов не мог сравниться с ним. И это понятно — ведь он выражал истинную душу народа не в пример тем, кто выступал по так называемому соцзаказу, выдавая за мысли и чувства народа то, что было нужно агитпрому. Это вызывало зависть и злобу и желание устранить Козина как конкурента.

Недовольна была Козиным, его репертуаром и власть. В его песнях начисто отсутствовала патетика, восхваление советской власти и персонально Сталина.

В 1944-м все разом оборвалось. 16 мая В. Козина внезапно арестовали якобы за враждебную пропаганду и агитацию. Он стал очередной жертвой тогдашних репрессий. Однако все знали, что он абсолютно аполитичен, и обвинение в антисоветских высказываниях, а тем более — в подрывной враждебной деятельности выглядело просто смешным.

И вот тогда пустили слух, что он, дескать, гомосексуалист и арестовали его именно за это. Кстати, это тоже было равносильно клейму «враг народа». Ведь никто иной, как великий пролетарский писатель М. Горький авторитетно заявлял, что гомосексуалисты — враги народа и государства, потому что из-за них снижается рост численности населения.

Расчет был точным. Никто не взялся опровергать, ставить под сомнение этот слух. В том числе, кстати, и сам Козин. Действительно, пойди докажи, что ты к этому не имеешь отношения. Как мог бы он оспаривать подобное обвинение? Интересно, есть ли вообще в его «деле» доносы на сей счет с «неопровержимыми доказательствами», и кто их писал?
 

Таким образом, власть получила основание для устранения Козина из искусства. Решением особого совещания при НКВД он был к радости завистников приговорен к 8 годам ссылки в лагерь на Колыме.

Освободили знаменитого певца из заключения только в 1950-м. Однако в Москву он не вернулся, остался жить в Магадане. Работал здесь художественным руководителем местного ансамбля, заведующим клубом, библиотекарем. В 1955-м его пригласили в Магаданскую филармонию, и он стал снова гастролировать с песнями по стране, но Москву и Ленинград объезжал стороной.

Мне посчастливилось познакомиться с Вадимом Алексеевичем осенью 1988-го, когда, сопровождая большую группу артистов, приехала на празднование 50-летнего юбилея Магадана, построенного руками заключенных. С большим трудом удалось тогда получить согласие В. Козина прийти к нему в гости.
И вот мы с Давидом Ашкенази получили возможность увидеть великого певца и беседовать с ним.

 

Жил Вадим Алексеевич недалеко от театра (кстати, необыкновенно красивого и величественного, напоминающего внутренним убранством Малый театр), на Школьной улице, в небольшой однокомнатной квартире. Я увидела типичное холостяцкое жилье. Тогдашняя пенсия 120 р. как бы кричала из всех углов, и это у человека, имя которого гремело на всю страну, пластинки которого приносили государству миллионные доходы.


 

Вадим Козин Дружба

 

 


Принял Вадим Алексеевич нас весьма сдержанно. Как сейчас помню, на нем был свитер с несколькими булавками. По цыганскому обычаю это делается от сглаза, как я узнала впоследствии, а на ногах обрезанные валенки. На столе, стульях, диване лежали груды нот, газет, писем. Главной же достопримечательностью комнаты было пианино. На нем, вальяжно развалившись, лежал роскошный кот. Вадим Алексеевич представил его как Осю.
 

Холодок визита растопил именно кот. Страстная кошатница, я сразу завела разговор не об искусстве и творчестве, а о кошках и невольно почувствовала, что Козин был мне за это внутренне признателен. Он с горечью рассказал мне о гибели своей любимой кошки Чуни, о том, что из-за своих кошек он не мог уезжать на длительные гастроли, что они — его настоящие, верные друзья и собеседники, понимают все, что он им говорит.

Это звучало очень трогательно и, по-моему, кот Ося это тоже понимал и ценил. У Вадима Алексеевича было много фотографий и всяких фигурок кошек. Я показала ему и свой талисман — фото моего кота Сени. Сейчас после гибели Сени у меня растет очаровательный кот Ося.

Постепенно и как-то незаметно разговор перешел на музыку, песни и романсы. Вадим Алексеевич «оттаял» и подошел к инструменту. Все-таки артист есть артист. Легко пробежав пальцами по клавишам, он тихо запел свою «Осень… прозрачное утро». Передо мной был теперь не старый немощный человек, а томный юноша, влюбленный и тоскующий.
 

Мне не довелось видеть Козина в годы его славы. В ту пору я была еще ребенком. Но тогда в маленькой магаданской квартире я поняла, почему люди буквально сходили с ума от этого певца и его песен. Каждая фраза в его устах обретала особый смысл, интонации играли едва ли не главную роль в исполнении. А когда Додик Ашкенази сел за пианино, чтобы как когда-то аккомпанировать Козину, тот от волнения, вызванными нахлынувшими воспоминаниями, не смог петь. И понятно — воспоминания о прошлом, дикая несправедливость властей не забываются и не зарубцовываются.
 

Вадим Алексеевич тогда много чего рассказывал. К сожалению, ни диктофона, ни блокнота у меня при себе не было. Да и не могло быть — Козин этого бы не разрешил. Поэтому многое в памяти стерлось, но вот один эпизод как-то «застрял» в мозгу.

Во время войны Козина внезапно отозвали из фронтовой бригады и доставили на военный аэродром. Только в воздухе он узнал, что летит в Тегеран, где проходила встреча глав правительств СССР, США и Великобритании. В те дни у Черчилля был день рождения — ему исполнилось 69 лет, и он захотел увидеть и услышать Вадима Козина. В числе приглашенных были Морис Шевалье, Ида Кремер, Марлен Дитрих. Казалось, такое внимание и почет, но… через год Вадим Козин оказался на Колыме.

Почему я запомнила именно этот рассказ? Наверное, потому что в нем проскользнула верная мысль: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь…»

Его отец – Маер Шульфер - был офицером Красной армии, а впоследствии врачом и адвокатом.

Далее: http://www.uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-yan-arlazorov.html

Вадим Козин и Ольга Аросева. Магадан.

Для меня это была незабываемая встреча — встреча с талантом, гением и… безумно одиноким и обиженным человеком. Осадок был горьким от неприглядной бедности и нашего бессилия чем-то помочь артисту. Правда, спустя какое-то время, не без участия Иосифа Кобзона, Козину предоставили более благоустроенное жилье, а также дали добавку к пенсии. Но, как всегда, это было сделано незадолго до его кончины.


У Вадима Алексеевича был огромный архив. Он сказал, что к нему не раз наведывались дельцы из США, Японии, Канады и предлагали продать им его за большие деньги, но он решительно отказался. Хотел, чтобы все осталось в России. Где теперь эти уникальные материалы, один Б-г ведает…

У нас же остался в памяти его чарующий голос, его проникновенные песни и романсы, которые, к счастью, записаны были на пластинках. Их до сих пор, затаив дыхание, слушают не только старшие поколения, но и молодые.

«Сильные мира сего» не удостоили Вадима Козина заслуженного звания, хотя он был народным артистом в полном смысле этого слова на протяжении всего творческого пути. Ему было отказано даже в звании почетного гражданина Магадана, хотя он был его своеобразной достопримечательностью и гордостью. Б-г им судья!..

Иногда так и хочется мысленно сказать: «Простите нас, Вадим Алексеевич, за нашу совковую черствость. Мы кланяемся Вам, Вашей памяти и благодарим, что Вы были на нашей земле, что Вы по-прежнему живете в своих песнях, которые помнят и поют до сих пор».

 

источники- Валентина Терская http://www.alefmagazine.com/pub1326.html

 

 

Романтика романса. Вадим Козин.

 

 

 

 

Из цыганского рода Ильинских. К 105-летию Вадима Козина — 22.03.2008

 

Наш цыганский род Ильинских ведет свое начало с 1824 года, от бесфамильного цыгана Ильи Ивановича, семья которого кочевала по Новгородской губернии, в основном в районе будущей Малой Вишеры, которая лишь в 1860 году получила статус посада.

У прадеда родилось пятеро сыновей, из которых Владимиру Ильичу, родившемуся в 1861 году, было предназначено стать дедом Вадима Алексеевича Козина. Женой Владимира Ильича стала Ксения Маштакова.

В этом семействе родились две дочери – Вера и Александра, и сын Николай.

Дети обладали прекрасными голосами и были приняты в цыганские хоры. Наиболее одаренной была Александра, известная как певица Саша Ильинская, смуглая, черноглазая, с зажигательным темпераментом.

Впоследствии она вышла замуж за гастролировавшего по России оперного певца, итальянца Джованни, с которым уехала в Италию.

Сын Владимира Ильича Николай пел в цыганском хоре, обладал чудесным тенором. Но болезнь не оставила ему счастливого шанса.

Вторая дочь Владимира Ильича, Вера, пела в хорах. Познакомилась с купцом Алексеем Гавриловичем Козиным. От их любви родился сын Вадим. Однако отец Алексея — Гаврила Васильевич не одобрял этой связи, и Вадим считался незаконнорожденным, был Ильинским.

После смерти Гаврилы Васильевича Алексей обвенчался с Верой Владимировной и узаконил Вадима, дав ему свою фамилию.

В семействе Козиных родилось всего семеро детей. Первенец, Вадим, родился 21 марта 1903 года. Но, как он рассказывал, его мать в тяжелые голодные годы, чтобы получить детскую продовольственную карточку, изменила ему год рождения на 1906-й.

После смерти отца Алексея Гавриловича Козина в 1922 году Вадим остался единственным кормильцем семьи и поступил работать в порт грузчиком. Колол и пилил дрова, а по вечерам озвучивал немые фильмы, играя на пианино за кулисами. Удавалось выкраивать время на посещение кружка художественной самодеятельности Ленинградского монетного двора, где мать работала уборщицей. Спустя несколько месяцев Вадим был зачислен в комический хор в качестве хориста, где ему приходилось исполнять маленькие роли. В 1923 году был принят в военно-морское

Его отец – Маер Шульфер - был офицером Красной армии, а впоследствии врачом и адвокатом.

Далее: http://www.uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-yan-arlazorov.html

Мама В. Козина — Вера

 училище, но исключен «из-за непролетарского происхождения».

Изменения наступили неожиданно. На выручку пришел случай. Заболела певица, и он предложил ее заменить. Выступление прошло удачно. И он решил выступать, взяв псевдоним Вадим Холодный – видимо, под впечатлением игры знаменитой киноартистки Веры Холодной.

В те времена Вадим подражал в пении Давыдову и Морфесси, исполняя песни и романсы, которые его слушателям были малознакомы. Их пели его бабушки, Варя Панина (Васильева) и Ксения Маштакова, и его мать.

В эти годы артистам, участвовавшим в сборных концертах в фойе кинотеатров в перерывах между сеансами, платили гонорары так: 75 коп. «на извозчика» и по 1 р. 50 коп. – за выступление. Таким образом, Вадим получал за вечер 5 – 7 рублей.

В 1931 году Вадима Алексеевича приняли в концертное бюро Дома политпросвещения Центрального района Ленинграда. Его день начинался с расклейки своих афиш с таким текстом: «Известный исполнитель цыганских романсов Вадим Холодный».

В Москву Вадим перебрался в 1936 году. Здесь он ранее побывал на гастролях и имел определенный круг знакомых. Хотя имел крайне ограниченные финансовые возможности, остановился в престижной гостинице «Националь». Не мешкая, отправился в ЦПКиО им. Горького, где дирижировал его знакомый Аркадий Покрасс. Тот представил его директору парка, который установил Вадиму Алексеевичу за выступление ставку – 75 рублей и предложил получить аванс. От него певец отказался.

 

На следующий вечер в «Зеленом театре» состоялось выступление Вадима под аккомпанемент Аркадия Покрасса. Успех был потрясающий. Фамилия Козин замелькала в московской прессе и среди москвичей. На третий день пребывания певца в Москве ему предложили записать его романсы на патефонные пластинки. Он согласился.

Первую половину зимы 1937 года выступал в Сочи, где имел неизменный успех. В столицу прибыл через несколько месяцев, где дал серию концертов. В это время появились ранее записанные им пластинки, которые раскупались на ура.

Концерты он давал вместе с певицами Тамарой Церетели, Ниной Дулькевич, Изабеллой Юрьевой, Натальей Тамара. В сборных концертах выступал совместно с Клавдией Шульженко, Екатериной Юровской, Леонидом Утесовым, Антониной Неждановой, Сергеем Лемешевым, а также с Иваном Козловским, который, выступая вслед за Козиным, не пел романсов, а исполнял лишь арии из опер.

Вадим Алексеевич вокалу не учился, но он утверждал, даже в преклонном возрасте: «Я всю жизнь, до сих пор, учусь».

В его репертуаре, согласно его утверждению, было около трех тысяч романсов и песен. Он каждый день штудировал классику.

Дети Козины с няней

В те времена сольные концерты могли проводить лишь маэстро Козин, исполнявший 30-40 произведений в течение трех часов, причем не пользуясь микрофоном или другой усиливающей звук голоса аппаратурой, и Леонид Утесов, у которого был джаз-банд.

Вадима Алексеевича приняли во Всесоюзное гастрольно-концертное объединение. Это позволяло ему выступать с концертами по всему СССР.

По утверждению певца, перед войной он зарабатывал по 125 тысяч рублей в месяц.

Наиболее популярной маэстро считал песню «Осень», автором слов которой была поэтесса и певица Елизавета Белогорская. «Его необычной красоты цыганский голос сводил с ума всех, кто его слушал. Афиши, аншлаги, овации – вот мир, в котором он жил», — эти слова принадлежат магаданскому журналисту А. Т. Мазуренко, который был близко знаком с певцом. Все беседы с В. Козиным он записывал на магнитофон «Репортер». Алексей Терентьевич сделал многое, чтобы оставить для потомков правдивый образ певца, композитора Вадима Козина.

С началом Великой Отечественной войны певец написал песню «Москва». С первых дней В. Козин – во фронтовой бригаде артистов. Наркомат путей сообщения выделил ему для поездок специальный вагон. Со своей бригадой выступал в госпиталях, фронтовых частях, на военных кораблях. Однажды вся артистическая бригада чуть не попала к немцам… После окончания одного из концертов на передовой известный военачальник И. Х. Баграмян вручил В. А. Козину в полевых условиях орден Красной Звезды. Маэстро носил орден всю свою жизнь на обратной стороне лацкана парадного пиджака.

В 1943 году по предложению Московского дома звукозаписи В. Козин напел свои военные песни, среди которых были «Махорочка», «Шел отряд», «Улыбнись, родная», «Тучи над городом встали», «Дай жизни, Калуга, ходи побыстрей, Кострома» и другие. Изготовленные огромными тиражами, пластинки были направлены в военные госпитали, во фронтовые части. И на фронте, и в тылу пели «Осень», «Всем ты, молодец, хорош»…

Его отец – Маер Шульфер - был офицером Красной армии, а впоследствии врачом и адвокатом.

Далее: http://www.uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-yan-arlazorov.html

В салоне: В.Козин с сестрой. Справа: заслуженный артист России Петр Деметр

В 1943 году открылась Тегеранская конференция глав трех держав: СССР, США и Великобритании. 30 ноября был день рождения Уинстона Черчилля. Это событие решили отметить интернациональным концертом. Именинник попросил Сталина, чтобы от СССР выступил Вадим Козин; мало того, Черчилль пожелал, чтобы советский артист был доставлен в Тегеран на его личном самолете. В этом концерте также выступали Морис Шевалье, Марлен Дитрих, Иза Кремер, в репертуаре которой были песни о России.

Эта поездка стала для певца признанием его таланта за рубежом и… своего рода «лебединой песней». Но об этом позже.

Следует упомянуть и о его аккомпаниаторах, среди которых наиболее яркой и талантливой личностью был Давид Ашкенази. Встреча В. Козина с Д. Ашкенази произошла в г. Горьком. У певца возникла проблема – заболел его пианист. И тут в гостиницу пришел Давид, который работал в ресторане в оркестре. Козин послушал его игру, и сразу же возник творческий альянс, продолжавшийся многие годы.

Иногда судьба артиста складывается благодаря такому вот случаю. Давид Владимирович Ашкенази стал мировой знаменитостью, и многие звезды эстрады желали петь под его аккомпанемент. Заслуга Вадима Алексеевича и в том, что он для своих романсов и песен использовал стихи известных поэтов: К. Бальмонта, А. Дементьева, Е. Евтушенко и других. Триединство текста, музыки и исполнения подарило миру истинные шедевры.

Как и у многих знаменитых людей, у маэстро были свои принципы. Как писал Борис Савченко, он игнорировал «постановление правительства о предоставлении радиокомитету права беспрепятственной трансляции концертов». И в наше время крайне редко услышишь голос Козина в радиопередачах.

Во второй половине 1944 года, на взлете славы, певец был арестован.

В автобиографии он пишет: «Меня судило особое совещание. Суда не было. Спрашивали обо всем, в частности, о моей шпионской связи с Геббельсом!!! И под угрозами я был принужден подписывать протоколы».

В. Козин и сестра

Ныне покойный магаданский поэт и прозаик Алексей Терентьевич Мазуренко в изданной московским издательством «Верже-АВ» стараниями   его родственников и друзей, магаданских и московских, книге «Явь и тайна, даль и близость» написал о встречах с Козиным правдиво и с любовью. В документальной повести о Вадиме Козине, озаглавленной емко «Серпантин судьбы», кроме пересказа размышлений певца о прошедших годах, Алексей Терентьевич выделяет на их основе четыре «легенды» возможных причин ареста. Привожу их несколько сжато, но не меняя смысла.

Первая «легенда». В Хабаровске формировался польский корпус, командование которого пригласило Козина выступить перед солдатами, отправляющимися на фронт. Певец якобы хотел воспользоваться этим случаем, чтобы вместе с поляками перейти на сторону врага. Абсурд да и только.

«Легенда» вторая. Перед войной Вадим Козин познакомился со знаменитой летчицей Мариной Расковой, своей поклонницей. Дружили, довольно часто встречались. Однако на летчицу «положил глаз» Лаврентий Павлович Берия, и соперника было решено устранить…

Версия третья. Перед вылетом в Тегеран Козин поставил условие перед первым секретарем МГК ВКП(б) Щербаковым, согласно которому тот пообещал выслать в блокадный Ленинград за родственниками Козина личный самолет. Но было поздно – мать и  две сестры певца умерли от голода. Козин, узнав об этом, в сердцах обматерил вождя и заодно все советское правительство. Эта версия похожа на правду.

И, наконец, еще одной причиной мог стать отказ Козина от предложения Берии и Щербакова подготовить праздничную песню Вождю: «Я лирический певец и петь это не буду». После этого разговора, говорил В. Козин писателю, у него был лишь один концерт в НКВД.

Арест, Лубянка, пересылки. Вадима Алексеевича этапировали в столицу Колымского края город Магадан, в который он прибыл накануне  годовщины Октября 1945 г. В этот же вечер в праздничном концерте на сцене магаданского театра выступал заключенный Вадим Козин. Он имел оглушительный успех…

В годы пребывания в Магадане певец выступал в городском театре. В его жизни случилась новая драма: у Козина под влиянием колымского климата стал меняться голос. Однако, по счастью, у артиста открылось как бы «второе дыхание». И он продолжал петь…

В 1956 году закончился срок ссылки. Певцу разрешили гастролировать по стране, установили высшую концертную ставку. Выступления проходили повсюду с огромным успехом.

А. Т. Мазуренко пишет, что В. Козину наконец-то разрешили выступить в Москве. Концерт состоялся в бывшем, сейчас уже, к сожалению, снесенном, здании театра «Современник» на площади Маяковского. На концерт собралась московская элита. «…Среди выносящих певца на руках из зала были Козловский, Райкин, Русланова».

Певец свою новую родину, Магадан, не покинул. До последних лет жизни создавал магаданский цикл песен, которые и по сей день хранятся в кассетах у многих жителей этого города. В 1993 году к 90-летнему юбилею певца администрация города Магадана сделала уникальный подарок: в соседней с ним квартире был открыт музыкальный Салон Вадима Козина, где он принимал гостей и проводил камерные концерты.

Вадим Козин скончался 19 декабря 1994 года. Похоронен на Марчеканском кладбище. В последний путь его провожали тысячи магаданцев, любившие его за открытость и преданность Колыме.

11 июня 1993 года в Москве, у входа в Государственный концертный зал «Россия», состоялось открытие «Площади Звезд». Имя Вадима Козина — в числе первых восьми имен великих артистов России, увековеченных на плитах черного мрамора, в центре которых позолоченная восьмиконечная звезда с именем кумира публики. Вот эти имена: Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Марк Бернес, Лидия Русланова, Вадим Козин, Изабелла Юрьева, Владимир Высоцкий, Виктор Цой.

На могиле, где упокоена его душа, установлена часовня.

В 1995 году постановлением мэрии Магадана музыкальный салон его имени был преобразован в Мемориальный музей-квартиру Вадима Козина.

Все, кто помнит мастера, 21 марта 2008 года отметили 105-летие со дня его рождения.

Алексей Ильинский

 

источник - http://цыганероссии.рф/pamyat/lichnosti/vadim-kozin/  

 

 

Вадим Козин. Прощальный романс. 2002