Домой   Старое кино   История моды   Журналы   Открытки   Музыка   Сестры Берри  Грампластинки 

Красная  книга российской  эстрады              Список альбомов
 

1   2   3   4   5   6   7   8   9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21   22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33   34   35  36

  Гостевая книга    Форум    Помощь сайту    Translate a Web Page


 

 

 

 

 

Лещенко Петр Константинович (3 июня 1898 года – 16 июля 1954 год)

История жизни

Борис Метлицкий пишет: «Его легко узнаваемый голос, оригинальные песенки, зачастую сочиненные им самим, под которые так приятно было отдыхать или танцевать, звучали на всех континентах. Причем никого из зарубежных слушателей не смущало, что артист пел на незнакомом им русском языке. Главное было в том, как пел. А пел с душой, искренне, то улыбаясь, то грустя».
Петр Константинович Лещенко родился 3 июля 1898 года в селе Исаеве близ Одессы. Мать, Мария Константиновна, была бедная, неграмотная крестьянка. Отца, умершего, когда мальчику было три года, заменил отчим — Алексей Васильевич Алфимов. То был простой, добрый человек, любивший и умевший играть на гармонике и гитаре.
Петр учился в сельской школе, пел в церковном хоре; рано приобщился к труду. Ему повезло, что отчим, любивший его как собственного сына, разглядел в мальчике артистические наклонности и подарил гитару.
Когда началась Первая мировая война, Петру было шестнадцать лет. Юноша не избежал влияния патриотических настроений в русском обществе: Лещенко поступает в кишиневскую школу прапорщиков. Румыния, воевавшая на стороне Антанты, терпит одно поражение за другим; в числе мобилизованных для помощи румынской армии досрочно отправляется на фронт и Петр.
После тяжелого ранения Лещенко попадает в госпиталь, где его и застала Октябрьская революция. Тем временем политическая ситуация в регионе изменилась: Румыния в одностороннем порядке решила давний территориальный спор в свою пользу. В январе 1918 года она оккупировала Бессарабию, отторгнув ее от России.
Так Петр неожиданно стал эмигрантом. Он работает и столяром, и певчим, и помощником соборного регента, и мойщиком посуды в ресторане, подрабатывает в кинотеатрах и кафе. К примеру, в 1918—1919 годах Лещенко выступал между сеансами как артист в кишиневских кинотеатрах «Орфеум» и «Сузанна».
Лещенко ощущает недостаток профессиональной подготовки и в 1923 году поступает в балетную школу в Париже. Он хотел значительно увереннее чувствовать себя в танце.
В Париже Лещенко познакомился с очаровательной девятнадцатилетней танцовщицей Зинаидой Закис, латышкой, приехавшей во Францию из Риги с хореографическим ансамблем. Спустя два года они поженились и затем подготовили несколько песенно-танцевальных номеров. Закис, прекрасная классическая балерина, танцевала и сольные номера.

Летом 1926 года дуэт супругов совершает гастрольную поездку по странам Европы и Ближнего Востока и получает известность. В 1928 году супруги приехали в Кишинев, где Петр познакомил жену с матерью, отчимом, сестрами.
Затем Петр и Зинаида отправляются в Ригу, где жили родители Закис. У Зинаиды было желание родить непременно в Риге. Константин Тарасович Сокольский, свидетель выступлений Лещенко в 1930 году, вспоминал:
«Весной 1930 года в Риге появились афиши, извещавшие о концерте танцевального дуэта — Зинаиды Закис и Петра Лещенко — в помещении Дайлем-театра на улице Романовской, 37...
...Чтобы дать партнерше переодеться для следующего танца, в паузах выходил Лещенко. Он был в ярком цыганском костюме, с гитарой. Пел песенки.
Голос у него был небольшого диапазона, светлого тембра, без «металла», на коротком дыхании, как у всех танцоров, и потому он не мог покрыть звуком громадное пространство кинозала, а микрофоны в то время еще не применялись. Но в данном случае это не имело решающего значения, потому что публика воспринимала Лещенко пока только как танцора, а не певца, и понимала, что цель его выступления — заполнить паузу и дать возможность передохнуть партнерше».
Однако беременность жены становилась все заметнее. Ей пришлось отменить выступления.
Л. Пишнограева пишет:
«Зине пришлось оставить сцену, и Петр начал выступать самостоятельно с концертными программами. Наконец-то! Один. На сцене. Лещенко начал свою сольную карьеру почти в 32 года — возpacт далеко не юный. Тем неожиданней стал его ошеломительный успех: скоро афишные тумбы всего города запестрели объявлениями о концертах Лещенко. И снова овации, признания, цветы посыпались как из рога изобилия.
Неожиданно выяснилось, что именно его — элегантного красавца-мужчину, с томным, нежным взглядом и глубоким ласкающим голосом с нетерпением ждала капризная публика. Она, словно избалованная светская дама, жаждала красивых слов, несбыточных обещаний и страстных признаний. И вот появился романтический герой, которому можно было без стеснения отдаться. Вновь и вновь она требовала любимых песен и ласкающих звуков заграничного танго. Певец подружился с прославленным композитором Оскаром Строком — создателем популярнейших танго, романсов, фокстротов и песен. Именно Строку удалось соединить интонации жгучего аргентинского танго с мелодичностью и задушевностью русского романса.
Лещенко исполнил и записал на фирме грамзаписи лучшие произведения прославленного композитора: «Черные глаза», «Синюю рапсодию», «Скажите почему» и другие танго и романсы маэстро. Работал он и с другими талантливыми композиторами, в частности с Марком Марьяновским — автором «Татьяны», «Миранды», «Насти-ягодки».
В первой половине тридцатых годов Лещенко переезжает на постоянное жительство в Бухарест, где некоторое время он поет в кафе «Галерея Лафайета». Константин Сокольский пишет: «В 1933 году компания Геруцкий, Кавура и Лещенко открыла в Бухаресте на улице Брезоляну, 7, небольшой ресторан «Наш домик». Капитал вложил представительный на вид Геруцкий, который и встречал гостей. На кухне хозяйничал опытный повар Кавура, а Лещенко с гитарой создавал настроение в зале. Гардероб посетителей принимали отчим и мать Лещенко. Белоусова-Лещенко Вера Георгиевна
Дела в «Нашем домике» пошли хорошо: посетители валили валом, столики брались, как говорится, с бою, и настала необходимость в перемене помещения.
Осенью 1936 года, а может и раньше, на главной улице Бухареста, Виктории, был открыт новый ресторан, который так и назывался — «Лещенко». Поскольку Петр Константинович пользовался в городе большой популярностью, ресторан посещало изысканное русское и румынское общество. Играл замечательный оркестр. Зинаида сделала из сестер Петра — Вали и Кати — хороших танцовщиц. Выступали все вместе, но гвоздем программы был, конечно, сам Лещенко...»
Интересно, что в ресторане выступала и знаменитая позднее певица Алла Баянова.
В 1935—1940 годах Лещенко сотрудничает с фирмами грамзаписи «Беллакорд» и «Колумбия» (Бухарест). Он записывает в тот период более ста различных по жанру песен. Песни певца звучат и по радио, и на вечеринках, и в ресторанах. Пластинки Лещенко проникают даже в Советский Союз. Особенно много их появилось на черных рынках и базарах Бессарабии и Прибалтики, включенных в 1940 году в состав СССР. Но по советскому радио они не звучат. Лещенко по-прежнему остается эмигрантом.
Бибс Эккель дает такой портрет певца того времени: «О характере Петра Лещенко ходили самые противоречивые рассказы. Кое-кто из знавших его лично говорил о его скупости. В то же время одна женщина рассказывала в Бухаресте, как он щедро помогал многим, и в том числе юноше из одной бедной еврейской семьи — пианисту Ефиму Склярову, отец которого пришел к Лещенко с просьбой обратить внимание на музыкальные способности сына. Лещенко взял его в свой ансамбль и не ошибся. Ефим Скляров написал для своего кумира несколько музыкальных композиций, записанных позже на грампластинки.
Живя среди румын, Лещенко был очень уважаем, хотя сам относился к ним без особой любви, но часто выражал восхищение музыкальностью этого народа. Ездил Лещенко на новеньком немецком автомобиле марки «ДКВ». Он не курил, но любил выпить. Слабость Лещенко — шампанское и хорошие вина, которых в Румынии в ту пору было чрезвычайно много. Часто владельца и певца самого модного ресторана в Бухаресте встречали слегка пьяным, что в общей атмосфере ресторанного угара почти незаметно. Лещенко пользовался огромным успехом у женщин, к которым сам был неравнодушен».
О популярности певца говорит такой факт. Король Карл, отец Михая, лидера правящей в Румынии династии, часто привозил в бронированном авто послушать Лещенко к себе в загородный особняк.
Прошел почти год Великой Отечественной войны, когда в мае 1942 года Лещенко приезжает в Одессу. Его концерт назначен в Русском драматическом театре. В городе начался настоящий ажиотаж: очереди за билетами выстраивались с раннего утра.
Один из очевидцев вспоминал: «День концерта стал подлинным триумфом Петра Константиновича. Небольшой театральный зал полон до отказа, многие стояли в проходах. Певец поначалу огорчил: первые вещи вдруг стал петь по-румынски, — оказалось, по требованию властей... Потом зазвучали уже хорошо известные, любимые многими танго, фокстроты, романсы, и каждая вещь сопровождалась неистовыми аплодисментами слушателей. Завершился концерт подлинной овацией...»
Тогда же состоялась первая встреча Лещенко с Верой Белоусовой, ставшей впоследствии женой певца. Красивая, стройная девушка, игравшая на аккордеоне, покорила сердце артиста. Вскоре они начинают совместные выступления.
В октябре 1943 года Петра Константиновича призвали в армию. В Крыму он работает в должности заведующего офицерской столовой. С приближением советских войск Лещенко возвращается в Румынию.
В мае 1944 года Петр Константинович официально развелся с Зинаидой Закис и зарегистрировал свой брак с Верой Белоусовой. После прихода Красной армии Лещенко дает концерты в госпиталях, воинских гарнизонах, офицерских клубах. Он исполняет сочиненные им патриотические песенки о русских девушках — «Наташа», «Надя-Надечка», поет «Темную ночь» Никиты Богословского, популярные русские песни. С ним выступала и его новая жена.
Вот отрывок из воспоминаний Г. Кипниса-Григорьева: «...Лещенко объявляет следующий номер:
— Самое дорогое для каждого человека, — говорит он, — это Родина. Где бы ты ни был, куда бы ни заносила тебя судьба. О тоске по Родине и споем мы с моей женой Верой Белоусовой-Лещенко.

И тут она начинает своим сильным голосом под собственный аккомпанемент аккордеона:

«Я иду не по нашей земле,
Просыпается синее утро...»

А когда заканчивается первый куплет, включается Петр Лещенко с гитарой, и припев они поют в два голоса — поют задушевно, с искренним и нескрываемым страданием:

«Я тоскую по родине,
По родной стороне моей,
Я в далеком походе теперь,
В незнакомой стране.
Я тоскую по русским полям.
Мою боль не унять мне без них...» (
история песни )

Что вам сказать? Обычно пишут — «гром аплодисментов». Нет, это был шквал, громовой шквал! И на глазах у многих — слезы. У каждого, конечно, свои воспоминания, но всех нас объединяет одна боль, тоска по любимым, а у многих — по женам и детям, «мою боль не унять мне без них»... А Петр Лещенко с красавицей Верой поют на «бис» и второй раз. И третий. И уже зал стал другим. Забыты предупреждения о необходимости идейно-политической сдержанности. И Лещенко сияет, почувствовав, как опытный артист, что полностью овладел аудиторией. Он в темпе объявляет следующую песню — знаменитый «Чубчик», но заканчивает новым куплетом:
«Так вейся, развевайся, чубчик мой... в Берлине!
Развевайся, чубчик, на ветру!»
Затем пошли вперемежку то «наша» «Темная ночь», то его какая-нибудь там «Марфуша», и зал постоянно кричит «бис!».
С лета 1948 года супруги выступают в различных кафе и кинотеатрах Бухареста. Потом они находят работу в только что созданном Театре эстрады.
«Лещенко уже перевалил пятидесятилетний рубеж, — пишет Б.А. Савченко. — В соответствии с возрастом меняется и его репертуар — певец становится более сентиментальным. Уходят из программ темповые шлягеры, типа «Моей Марусички» и «Настеньки», появляется вкус к лирике, романсам, окрашенным тоской и грустью. Даже в его пластиночных записях, сделанных в 1944—1945 годах, доминирует отнюдь не радостная тональность: «Бродяга», «Колокольчик», «Сердце мамы», «Вечерний звон», «Не уходи».
И далее: «Петр Константинович продолжает выяснять возможность возвращения в Советский Союз, обращается в «компетентные органы», пишет письма Сталину и Калинину. Лучше бы он этого не делал, — может быть, тогда ему удалось бы спокойно прожить остаток жизни».
В марте 1951 года Петр Константинович был арестован. Это произошло на концерте в Брашове. Много лет спустя его жена узнала: Петр Константинович умер в лагере летом 1954 года не то от язвы желудка, не то от отравления.

 Get Adobe Flash player

 Get Adobe Flash player

 Get Adobe Flash player

 Get Adobe Flash player


Петр Лещенко - коллекция (118 песен)

Страна: Россия Жанр: шансон Год выпуска: 1995-2001
Формат: MP3 Битрейт аудио: 320 Кбит/с Продолжительность: 06:04:00 833 MB


Биография: Петр Константинович Лещенко (14.06.1898, с. Исаево Одесской губ.-16.07.1954, Брашов, Румыния) - певец, баритональный тенор. В начале ХХ века его семья переехала в Кишинев, где Петр Лещенко закончил духовную семинарию. Пел в церковном хоре, увлекался танцами. Начал выступать в кишиневском иллюзионе "Орфеум" (танцевал лезгинку с кинжалом во рту), пел под гитару в ресторане "Сюзанна". В 1918 Бессарабия стала румынской территорией, и семья Петра Лещенко, оказавшись в положении эмигрантов, обосновалась в Бухаресте. Петр Лещенко и его сестры Валентина и Екатерина пели и танцевали в маленьком ресторанчике "Наш домик".
В двадцатые годы Петр Лещенко учился в Парижском хореографическом училище. Вместе с женой-танцовщицей Зинаидой Закит гастролировал по странам Европы. Первый сольный концерт Петра Лещенко-вокалиста состоялся в Риге в кафе "AT" (1930) в сопровождении небольшого оркестра, при участии композитора Оскара Строка. "Мое последнее танго" Строка принесло Петру Лещенко триумфальный успех. В 1933 после поездки в Англию приобрел европейскую известность. Выступал в престижных ресторанах, записывался на пластинки фирмами "Колумбия", "Парлофон". Открыл собственный ресторан "Петр Лещенко" в центре Бухареста, где работал оркестр под руководством композитора Жоржа Ипсиланти, танцевало "трио Лещенко" (две сестры Петра Лещенко и его жена Закит), пел небольшой хор и три солистки (среди них - известная ныне Алла Баянова). Петр Лещенко пел и играл на гитаре после полуночи, посетителям есть и пить в это время запрещалось. Несмотря на "железный занавес", напетые Петром Лещенко пластинки получили распространение в нашей стране еще в тридцатые годы. Выразительная исполнительская манера одушевляла банальную мелодию, небольшого диапазона голос передавал различные оттенки чувств: нежность, лукавство, сердечную тоску. Репертуар Петра Лещенко был широк и разнообразен: танго, фокстроты, вальсы, романсы, частушки, солдатские, "уличные" попевки, народные русские, украинские и цыганские песни, а также песни советских композиторов. В годы немецко-румынской оккупации вернулся в Одессу, где открыл свой ресторан-варьете "Норд" (1942-1943). Выступали акробаты, фокусники, небольшой хор с русскими и цыганскими песнями, во втором отделении на эстраду выходил Петр Лещенко в цыганском костюме с выпускницей Одесского музыкального училища Верой Белоусовой, которая стала его второй женой. Выступления начинал с румынских песен, потом исполнял свой репертуар. В 1943 году Петр Лещенко вернулся в Бухарест, до 1945 продолжал работать в ресторанах. После прихода советских войск выступал с концертами по городам Румынии. В 1951 Петр Лещенко был арестован румынскими властями, в 1954 году умер в тюремной больнице (якобы отравился консервами). Его жену вернули под конвоем в Россию, приговорили к 25 годам лагерей. После смерти Сталина она была реабилитирована.

 Пётр Лещенко - "Моё последнее танго"

 


1. Алёша (Г.Корологос - П.Лещенко) - 2.57
2. Андрюша (М.Белостоцкий - П.Лещенко) - 2.46
3. Аникуша (К. Романов - П. Лещенко) - 3.22
4. Барселона (М.Марьяновский) - 2.55
5. Бессарабянка (П.Лещенко) - 2.43
6. Блины (М.Марьяновский) - 2.45
7. Бродяга (народная) - 2.36
8. Буран (П.Лещенко) - 2.51
9. Бэллочка (П.Лещенко) - 3.17
10. В цирке (П. Лещенко - М.Мирский) - 3.33
11. Ванька, милый (М.Марьяновский) - 2.42
12. Ваня (С.Шапиро) - 3.04
13. Вернись (Г.Ипсиланти) - 3.04
14. Вернулась снова ты (П.Лещенко) - 3.09
15. Веселись, душа (П.Лещенко) - 3.21
16. Веселый ветер (И.Дунаевский - В.Лебедев-Кумач) - 2.52
17. Вечерний звон (А.Масолов, Л.Гаврилов - И.Козлов) - 2.37
18. Вино любви (М.Марьяновский) - 2.55
19. Возле леса у реки (Я.Пригожий) - 3.18
20. Всё за любовь я прощаю (Г.Варс - П.Лещенко) - 3.00
21. Всё лгут цыгане (А.Гурович - П.Лещенко) - 3.01
22. Всё, что было (Ю.Давыдов - П.Герман) - 2.47
23. Гармошка (Л.Лески - В.Селенгель) - 2.56
24. Голубые глаза (О. Строк) - 3.02
25. Давай простимся (П.Лещенко) - 3.14
26. Два сердца (Г.Северский) - 3.02
27. Две гитары (муз.народная - А.Григорьев) - 3.08
28. Девонька (авторы неизвестны) - 3.28
29. Дивный вальс (Н.Листов - М. Рудерман) - 3.10
30. Друзья (П.Лещенко) - 2.57
31. Жизнь цыганская (Д.Покрасс - Б.Тимофеев) - 3.16
32. За гитарный перебор (Ю.Хайт - А.Григорьев) - 3.26
33. Забыть тебя (С.Шапиро - П.Лещенко) - 3.09
34. Завял наш бедный сад (А.Суханов) - 3.01
35. Заря восход играет (цыганский романс) - 3.11
36. И льется песня (В.Кручинин - М.Лахтин) - 3.22
37. Играй, цыган (английский вальс) - 3.03
38. Кавказ (М.Марьяновский) - 3.11
39. Как хороши вечерние зарницы (С.Франк - О.Франк) - 3.24
40. Капитан (И.Дунаевский - В.Лебедев-Кумач) - 3.31
41. Капризная, упрямая (А.Карчевский) - 3.21
42. Караван (Б.Прозоровский - Б.Тимофеев) - 3.33
43. Карие очи (украинская народная песня) - 3.13
44. Катя (О.Строк - И.Беркович, П.Лещенко) - 2.32
45. Когда зажгутся фонари (П.Андрееску - П.Лещенко) - 3.05
46. Колечко (С.Франк - О.Франк) - 3.33
47. Колокольчик А.Гурилев - И.Макаров) - 2.35
48. Комарик (украинская народная песня) - 3.01
49. Кто ты (М.Марьяновский) - 3.17
50. Легко на сердце от песни веселой (И.Дунаевский - В.Лебедев-Кумач) - 2.40
51. Лола (авторы неизвестны) - 3.27
52. Лошадки (П.Лещенко) - 3.16
53. Любимая (П.Лещенко) - 2.45
54. Мальчишечка (народная) - 2.58
55. Марфуша (М.Марьяновский) - 3.03
56. Метелица (И.Татаринов) - 2.49
57. Миранда (М.Марьяновский) - 3.05
58. Миша (Г.Вильнов - П.Лещенко) - 2.52
59. Мое последнее танго (О.Строк) - 3.10
60. Мой друг (А.Гольд - П.Лещенко) - 3.07
61. Моя Марусечка (П.Лещенко - Е.Вильнов) - 2.57
62. Мрачное воскресенье (Р.Шереш - П.Лещенко) - 3.21
63. Мусенька (О.Строк) - 3.20
64. Мы с тобой цыгане (Я.Фельдман - К.Подревский) - 3.14
65. Надя-Надечка (А.Альбинин - П.Лещенко) - 2.34
66. Настенька (Т.Корень - П.Лещенко) - 2.09
67. Настя-ягодка (М.Марьяновский) - 2.51
68. Наташа (А.Альбин - П.Лещенко) - 2.24
69. Не плачь ты, мой бэби (К.Романо - П.Лещенко) - 3.09
70. Не покидай (О.Строк) - 3.27
71. Не уходи (Е.Скляров - П.Лещенко) - 3.17
72. Останься (Е.Скляров - П.Лещенко) - 3.17
73. От Бессарабии до Риги (П.Лещенко) - 3.00
74. Песнь гитары (обр.О.Строка) - 3.02
75. Песня о родине (И.Дунаевский - В.Лебедев-Кумач) - 3.30
76. Петрушка (А.Альбин - П.Лещенко) - 3.14
77. Пой, цыган, плачь, цыган (Б.Фомин - Б.Тимофеев) - 3.40
78. Пой, цыгане (обр.Б.Прозоровского - П.Лещенко) - 3.36
79. Послушай, что скажу я (А.Альбин - П.Лещенко) - 2.35
80. Праздник в деревне (народная) - 3.00
81. Признайся мне (А.Гольд - П.Лещенко) - 3.16
82. Прощай, мой табор (Б.Прозоровский - В.Маковский) - 3.12
83. Рюмка водки (М.Марьяновский) - 2.59
84. Сашка (М.Хальм, П.Лещенко - П.Лещенко) - 2.55
85. Сегодня буду день последний ждать (Я.Фельдман - Н.Осенин) - 3.03
86. Сердце (И.Дунаевский - В.Лебедев-Кумач) - 2.51
87. Сердце мамы (З.Карасинский - И.Катаска) - 2.56
88. Серенада (С.Сьерра-Леоне - П.Лещенко) - 3.12
89. Синьорита (авторы неизвестны) - 3.23
90. Синяя рапсодия (О.Строк - Н.Лабковский) - 2.55
91. Скажите, почему (О.Строк) - 3.33
92. Скучно (А.Влади - П.Лещенко) - 3.03
93. Спи, мое бедное сердце (О.Строк) - 3.13
94. Стаканчики граненые (Б.Прозоровский - Г.Гридов) - 3.09
95. Станочек (Б.Прозоровский - Б.Тимофеев) - 3.19
96. Студенточка (К.Москоподь - П.Лещенко) - 3.10
97. Татьяна (М.Марьяновский) - 3.07
98. Темная ночь (Н.Богословский - В.Агатов) - 2.33
99. Тпру-ты-ну-ты (народная) - 2.51
100. Тринце-бринце (народная) - 2.57
101. Трошка (Н.Тагамлицкий) - 3.17
102. Туманно на душе (Е.Скляров - Н.Кушнир) - 3.34
103. Ты едешь пьяная (П.Лещенко) - 3.33
104. Ты и эта гитара (Е.Петерсбургский - Ратиновский) - 2.59
105. У самовара (авторы неизвестны) - 3.00
106. Увяли грёзы (В.Найкауско) - 2.53
107. Уйди (авторы неизвестны) - 3.22
108. Ха-ча-ча (В.Гейман - рус.текст П.Лещенко) - 2.54
109. Хорош мальчик уродился (цыганская песня, обр.П.Лещенко) - 2.50
110. Цыганочка моя (О.Строк - И.Беркович) - 3.03
111. Частушки (П.Лещенко) - 2.41
112. Частушки-переберушки (П.Лещенко) - 2.58
113. Черные глаза (О.Строк) - 3.13
114. Черные косы (П.Лещенко) - 2.52
115. Что мне горе (С.Покрасс - П.Герман) - 3.06
116. Чубчик (обр.П.Лещенко) - 2.59
117. Эй, друг-гитара (Б.Фомин - Б.Тимофеев) - 2.53
118. Я бы так хотел любить (Е.Скляров - Н.Михайлова) - 3.14


 Слушать и скачивать - http://www.audiopoisk.com/artist/petr-le6enko/