Мода Журналы Открытки Музыка Опера Юмор Оперетта Балет Театр Цирк Голубой огонек
Красная книга
российской эстрады
Список альбомов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
Гостевая книга Форум Помощь сайту Translate a Web Page
Бернес Марк Наумович
|
Самым страшным обвинением для артиста 50-х
годов было обвинение в пошлости. Пошлость
же, по мнению партийных и комсомольских
вожаков, во всем, что обращено не к народу в
целом, а к одному человеку, что нельзя
исполнять хором, что лишено призыва, и несет
такие чуждые социалистической идеологии
черты, как задушевность, лиризм,
индивидуальность, что не бодрит и призывает,
а утешает и заставляет мечтать. Мечтать в
советской стране тоже полагалось хором и
исключительно о светлом будущем. Настоящее в
расчет не принималось. Пошлость – это Есенин
и Вертинский, Зощенко и Ахматова. Потому что
мы так сказали.
С пошлостью боролись просто: не допускали к
публичности – сцене, записи на радио или
публикации в журналах. Сначала в центральной
прессе появлялась программная статья,
направленная против артиста, или едкий
фельетон, а лучше и то, и другое сразу, а
потом имя артиста стиралось из истории.
17 сентября 1958 году одновременно в двух
центральных газетах начинается травля Марка
Бернеса. «Правда» печатает статью не
кого-нибудь - Георгия Свиридова под
убийственным названием «искоренять пошлость
в музыке». Можно даже не читать, по тому
времени – уже приговор. Младший брат
«Правды», «Комсомолка» выступает с
фельетоном А.Суконцева и И. Шатуновского
«Звезда на «Волге», где Бернеса жестоко
клеймили за нарушение правил дорожного
движения. «Да это же поведение, недостойное
советского артиста!» - возмущались
праведники. Последствия не замедлили: радио,
кино и грамзапись ведет себя так, будто
такого артиста никогда не было.
К слову, произведения Шатуновского не раз
ломали судьбы людей. Диссидента
Есенина-Вольпина после его фельетона
отправляют в психиатрическую больницу.
Футболиста Эдуарда Стрельцова – в тюремное
заключение («Снова о звездной болезни»).
Людмилу Гурченко после фельетона «Чечетка
налево» перестали снимать в кино. Особой
любовью Шатуновский «любил» стиляг и
американских шпионов. Зато речи, им
написанные, читал с трибуны сам секретарь ЦК
главный советский идеолог Суслов.
Для Бернеса прошли два тяжелых года. Но в
1960 году его голос уже зазвучал в заставке
воскресной радиопередачи «С добрым утром!»
Затем режиссер Арманд нарушает запрет на
съемку Бернеса в кино. Потом было еще
многое: гастроли, кино, записи, и главное –
«Журавли», записанные им с одного дубля за
месяц до смерти и звучавшие на его
похоронах.
Н.Зеленецка
http://22-91.ru/statya/ostorozhno-poshlost-ilja-shatunovskijj-protiv-marka-bernesa/08.02.2011
Песни
замечательного артиста и певца Марка Бернеса сопровождают
нас с детства – но как оказалось, многие произведения почти
не транслировались и не издавались для широкой аудитории –
на этом диске вместе с известными «шлягерами» мы можем
прослушать и «неизвестное» творчество Бернеса.
Композиции:
01. Наша любовь из к/ф «Большая жизнь. 2 серия»
02. Тучи над городом встали из к/ф «Человек с ружьём»
03. Шаланды из к/ф «Два бойца»
04. Песня посвящается моя
05. Три года ты мне снилась из к/ф «Большая жизнь. 2 серия»
06. Гитара
07. Разгулялся вольный ветер из к/ф «Школа мужества»
08. Очень часто в жизни так случается
09. Когда
разлюбишь ты
10. Я работаю волшебником
11. Злата Прага
12. На братских могилах из к/ф «Я родом из детства»
13. Песня о Родине из к/ф «Ночной патруль»
14. Я не забуду
15. Холода
16. Где же ты, друг
17. Мужской разговор
18. Песенка влюблённого шофёра
19. Огонёк
20. Слышишь, я жду, приходи
21. Я улыбаюсь тебе
Несмотря на то что эта история похожа на легенду, она на самом деле имела место в 1958 году. Все началось в городе Котласе, который в те годы был известен как крупный пересыльный пункт северо-восточных лагерей европейской части России.
Карточная игра для блатного—дело святое, не случайно колода карт на их языке именуется «библией». Играть в карты (или стирки) умел в те годы каждый уважающий себя блатной. Шулеры и виртуозы игры пользовались в преступной среде непререкаемым авторитетом. Карточный долг предполагал обязательность своего погашения в самый короткий срок, и если этого не происходило, задолжавший недолго оставался живым — любой урка обязан был его убить как нарушителя святого правила.
Каждый из четырех уголовников, садясь в вагоне за карты, прекрасно знал об этих «правилах», которые никогда заранее не оговаривались, а существовали как само собой разумеющиеся. Игра шла честно в течение нескольких часов и по накалу страстей не уступала любому спортивному состязанию. Другое дело, что ставки в этом соревновании были слишком высоки.
Когда под вечер Лихой выставил на кон последнее, что у него было, — золотые женские часики, которые увел прошлым днем у молоденькой студентки в привокзальном буфете, в глубине души уже знал, что и эту ставку он благополучно спустит в руки соперников. Есть у блатных такое свойство — заранее чувствовать наличие фарта или его отсутствие. Однако, как и всякий азартный игрок, остановиться и выйти из игры Лихой уже не мог. Поэтому, когда часы благополучно перекочевали в руки нового хозяина, Лихой внезапно пошел ва-банк— предложил играть «на пятого». Для рядового советского обывателя подобного рода игра была явлением неизвестным, хотя многие жители нашей необъятной страны в те годы сталкивались с ее последствиями. Выражалось это в следующем: проигравший в карты уголовник в последней ставке ставил на кон чужую человеческую жизнь (пятую по счету, если в игре участвовали четверо) и, проиграв кон вновь, шел исполнять святое правило — возвращать проигранное. Для этого использовался примитивный жребий — мелом рисовался крестик в местах большого скопления людей (на сиденье в транспорте, в кинотеатре и т. д.). Человек, севший на это меченое место, невольно становился приговоренным к смерти. Далее все было делом техники, а именно—техники владения ножом. И как гласит народная молва, после широкой амнистии в 1953—1957 годах количество убитых с помощью ножа рядовых советских граждан заметно выросло в сравнении с предыдущими годами. Как отголосок этого было то, что среди тогдашних мальчишек была такая мода — ради смеха метить мелом сиденье в транспорте и наблюдать, как шарахаются от этого места взрослые люди.
Между тем та котласская игра была необычна тем, что в качестве жертвы (пятого) была выбрана личность, каждому известная — популярный киноактер Марк Бернес. И сделано это было не случайно. Как и все советские люди, уголовники той поры страстно любили кино и имели в нем своих кумиров. Одним из них был Михаил Жаров, который в 1931 году сыграл одного из первых советских киноблатных — фомку Жигана в фильме «Путевка в жизнь». Не меньшей популярностью пользовался и Петр Алейников, сам бывший воспитанник одной из детских колоний. Хотя пропаганда уголовной жизни в СССР была запрещена в любом виде, многие актеры волею случая или режиссуры использовали нюансы блатной жизни. Например, тот же Марк Бернес в фильме «Два бойца» играл уроженца города, считавшегося родиной российской уголовщины, — Одессы. Песня «Шаланды» стала популярна и в уголовной среде. Причем это произошло через 10 лет после того, как другому одесситу — Леониду Утесову — власти запретили исполнять старые уголовные песни — «С одесского кичмана» и «Гоп со смыком».
Своих кумиров уголовники уважали не только на Экране, но и в реальной жизни. Например, обчистить квартиру того же Петра Алейникова считалось делом нехорошим, и ни один домушник на это так и не сподобился. Хотя других артистов, исполнителей официозных ролей, эта участь стороной не обходила. Кого только не грабили в те годы: и Николая Крючкова, и Бориса Чиркова, и Николая Черкасова. Квартиру последнего взял на «гоп-стоп» заезжий вор из Тулы 16 марта 1939 года. Однако шум от этого ограбления (а вор прихватил с собой ценные вещи и облигации займов) был таким большим, что ленинградские урки решили не рисковать собственным спокойствием и сдали «гастролера» сыщикам. Через 9 дней вора арестовали на его родине.
Однако вернемся к Марку Бернесу. В 1955— 1957 годах он снялся в двух детективных фильмах. В кинокартине «Дело № 306» он сыграл комиссара милиции, а в фильме «Ночной патруль» ему досталась роль совершенно иного плана — завязавшего с преступным миром старого вора Огонька. Это был первый советский фильм, в котором средствами кино развенчивался ореол вокруг воров в законе. Эту картину активно крутили не только в столичных городах, но и в провинции, в том числе и на Севере, где его смогли посмотреть вольнопоселенцы и вышедшие на свободу уголовники. Чего хотели добиться этим показом власти, понятно, однако они и представить себе не могли, чем это может обернуться для популярного киноактера. По воровским понятиям, завязавший вор мог рассчитывать на спокойную жизнь только в том случае, если за ним не было никаких серьезных грехов перед товарищами и если он не купил свою свободу ценой предательства. В случае с Огоньком все обстояло несколько иначе. Перед миллионной аудиторией он пропагандировал свой уход, склоняя к нему других воров. Причем уже не киношных. Сегодня подобное отождествление экранного героя с реальной действительностью выглядит смешно, а в те годы это было вполне закономерно. Сыгравший вора Марк Бернес попал в разряд «сук» и был приговорен законными ворами к смерти. И убить артиста должен был поставивший его на кон Лихой. Та игра состоялась 24 октября, и к 1 ноября 1958 года знаменитый актер должен был погибнуть от бандитского ножа. И он бы погиб, если бы в дело внезапно не вмешался еще один человек, тоже бывший уголовник. Этот человек, который был всего лишь невольным свидетелем той игры, был страстным поклонником Марка Бернеса. Когда он понял, что над его любимым артистом нависла смертельная опасность (а он-то знал, что такое карточный долг в среде уголовников), то решил во что бы то ни стало спасти своего кумира. Но как это сделать, если у него нет возможности опередить Лихого во времени и предупредить артиста? И тогда ему в голову пришло простейшее решение. С городского телеграфа он позвонил по телефону в Москву одному из своих приятелей и объяснил создавшуюся ситуацию. С точки зрения уголовных традиций он поступал предательски, однако в душе он оправдывал свои действия не менее весомым аргументом: ведь Бернес не имел никакого отношения к преступному миру, он артист, который отлично сыграл роль в фильме. Короче, приятель звонившего все прекрасно понял и тут же поспешил предупредить артиста о грозившей ему опасности. Благо дом на Сухаревской, где жил М. Бернес со своей пятилетней дочкой Наташей (жена артиста умерла незадолго до этого), знали многие москвичи.
Когда М. Бернес узнал от совершенно постороннего человека, что его собираются убить, он в первые минуты просто не поверил в это. Однако незнакомец был настолько убедителен в своих доводах, что артист в конце концов поверил ему. Вполне вероятно, что в те минуты он думал больше всего не о себе, а о дочери, которая в случае его гибели осталась бы сиротой. И Бернес принял единственно правильное решение — он в тот же вечер отправился в МУР, к его начальнику И. Парфентьеву.
Тогдашний начальник МУРа был человеком легендарным и хорошо разбиравшимся в преступной среде. Однако даже он в первые минуты рассказа М. Бернеса не поверил в возможность того, что уголовники приговорили к смерти любимого всеми артиста. Во всяком случае, в его практике такого еще ни разу не случалось. Но, несмотря на свои сомнения, Парфентьев все же решил не рисковать и обещал Бернесу свою помощь. Поэтому в тот же день из числа сыщиков-муровцев были выделены четверо оперов, которым было приказано посменно охранять Марка Бернеса везде, где бы он ни появлялся. А в качестве постоянного телохранителя рядом с артистом был прикреплен мастер спорта по самбо, который в 1949—1955 годах работал в охране члена Политбюро Н. Булганина.
Дни с 26 октября по 1 ноября 1958 года можно смело назвать одними из самых драматичных в судьбе Марка Бернеса — он ограничил до минимума свои выходы из дома и все свои действия согласовывал с охраной. Муровцам тоже приходилось нелегко. Один из телохранителей, стоя на лестничной площадке первого этажа, контролировал парадную дверь, другой стоял на пятом этаже, возле дверей бернесовской квартиры. Еще один телохранитель находился в самой квартире, рядом с «объектом». Однако убийца в те дни так и не объявился. Не пришел он и в последующем, хотя ждали его в течение двух недель. Одновременно с этим муровцы по своим каналам проверяли всех уголовников, прибывающих в Москву, пытаясь таким образом вычислить возможного убийцу. Если бы тот человек, который первым решил предупредить Бернеса об опасности, назвал, имя или кличку палача, сыщикам было бы легче, но об убийстве он предупредил и исполнителя не выдал..
Что случилось с Лихим, так доподлинно и неизвестно. По одной из версий, по пути в Москву он попал в руки милиции, попытался бежать и был застрелен. Никаких документов при нем обнаружено не было, и его записали в разряд неизвестных.
После этого беспрецедентного случая Марк Бернес больше никогда не играл в кино преступников. Более того, в течение нескольких лет в СССР вообще не выходили фильмы, повествующие о судьбе уголовников. Лишь только в 1964 году на «Ленфильме» сняли фильм «Верьте мне, люди!», в котором рассказывалась история вора, завязавшего со своим прошлым. На эту роль был утвержден кумир тех лет Георгий Юматов, однако сыграть в этой картине ему так и не довелось. Эту роль сыграл будущий кино-Ленин Кирилл Лавров, но у него это получилось не слишком убедительно. Но истории, подобной той, что произошла с М. Бернесом, с ним уже не произошло. К счастью.