Домой   Кино   Мода   Журналы   Открытки   Музыка    Опера   Юмор  Оперетта   Балет   Театр   Цирк  Голубой огонек

Красная  книга российской  эстрады               Список альбомов

1   2   3   4   5   6   7   8   9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21   22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33   34   35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70   71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86

Гостевая книга    Форум    Помощь сайту


Татьяна Репина. Наша Ляля.

…9 сентября 1982 года ушла из жизни великая актриса, гордость цыганского народа — Ляля Чёрная. Она покоится в знаменитом «Вишнёвом саде» на Новодевичьем кладбище. В одной могиле со своим мужем, Николаем Хмелевым, по соседству со многими из великими актерами Московского художественного театра, с которыми при жизни она дружила, у которых училась и которым отдавала тепло своей неизмеримо большой цыганской души.

Какая же была она, эта легендарная женщина, прожившая необыкновенно интересную и сложную жизнь? Женщина, завоевавшая сердца целого поколения, одна из самых красивых женщин середины ХХ века?..

 В 1909 году в городе Нальчике, в семье русского барина Сергея Киселёва и цыганской певицы Марии (в девичестве Поляковой), родилась дочь, названная Наденькой. И записанная в церковную книгу Надеждой Сергеевной Киселёвой. У девочки была необыкновенно смуглая кожа и огромные черные глаза, которые обрамляли густые ресницы.

Семейство Киселёвых было весьма состоятельным, в доме часто принимали гостей. Однажды кто-то из гостей, увидев маленькую Надю,

Сцена из спектакля «Цыганы»

 воскликнул: «Ой, какая лялька» С той самой поры Надю все стали звать Лялей, а из-за смуглой кожи к ней прочно приклеилось прозвище Чёрная.

Вскоре после рождения детей — в семье Киселёвых родились еще Наталья и Владимир — семья перебралась в Москву. Мать Ляли поступила в хор знаменитого Егора Полякова, а в 13 лет в хор была принята и сама Ляля. В то время она ещё не пела, но сидела в самом центре хора для красоты. Когда же начинали играть «Венгерку», она поднималась со своего места и начинала танцевать. От танцующей Ляли нельзя было оторвать глаз, она была необыкновенно грациозна и пластична, покоряла зрителя моментально. Ляля не была просто исполнительницей цыганской венгерки — она была воплощением танца, будто сама муза танца явилась зрителям в образе Ляли.

  В 1930 году при содействии А. Луначарского был объявлен набор в цыганскую студию, из которой в 1931 году родился театр «Ромэн». Ляля Чёрная, будучи уже известной танцовщицей, пришла на конкурс, и, естественно, её взяли в труппу. В дебютном спектакле театра, поставленном его руководителем Моисеем Гольдблатом по пьесе Александра Германо «Жизнь на колёсах», она блестяще сыграла главную роль Грины.

Театр становится популярным, зрители ждут новых премьер, и практически в каждой из которых блистает несравненная Ляля Чёрная. Ляля Чёрная – любимица публики, огромное количество почитателей её таланта стремятся попасть на спектакль, увидеть её, насладиться её игрой. В 1936 году на экраны выходит фильм «Последний табор», в котором Ляля снимается в главной роли вместе со своим мужем Михаилом Яншиным, который в то время был руководителем театра «Ромэн». Теперь Лялю знают и любят во всех, даже самых отдаленных уголках нашей страны, таборные цыгане провозглашают её «королевой», ей приходят горы писем. Она становится звездой.

 

 Фильм «Последний табор» становится также дебютом Ляли в качестве певицы. Песня «Бродяга» в ее исполнении становится настоящим хитом. На концерты с участием Ляли невозможно достать билета. Имя Ляли Чёрной — это гарантированный аншлаг!

Ляля Чёрная в послевоенном спектакле «Верность».

Наступил 1941 год. Театр был на гастролях в Свердловске, когда началась Великая Отечественная война. Во время войны театр работал очень много. Играли спектакли, также было организовано несколько выездных концертных бригад, которые отправлялись в действующие военные части, много работали в госпиталях. Кроме этого, выпускались новые спектакли. В это время Ляля расходится с Михаилом Яншиным и выходит замуж за Николая Хмелева, через год у супругов рождается сын. Михаил Яншин становится крестным отцом сына Николая Хмелева и Ляли Чёрной.

Театр вернулся из эвакуации в Москву. У Ляли начались репетиции в спектакле по пьесе М. Афиногенова «Всё о тебе», где она играет роль Любы Поляковой. Николай Хмелев интенсивно работает у себя во МХАТе, приступает к постановке пьесы А. Островского «Последняя жертва». И также работает над ролью Ивана Грозного в спектакле «Трудовые годы» по пьесе А. Н. Толстого.

Подруга Ляли Чёрной, Нина Рафанская, вспоминает, что накануне генеральной репетиции зашла в гости в Ляле, её встретил Хмелев и пожаловался, что образ Ивана Грозного идёт у него очень тяжело. «Ну ничего, — сказал он. — Или я его, или он меня». В этот день у него была генеральная репетиция, на которой Хмелеву стала плохо. Ляля, которой сообщили о случившемся, прибежала во МХАТ, она плакала, кричала, взывала к своему Николушке, но всё было бесполезно. Иван Грозный победил. Николай Хмелев умер.

Ляля Чёрная осталась одна с маленьким ребенком на руках. Михаил Яншин как мог поддерживал Лялю, он возобновил «Кровавую свадьбу» с Лялей в роли невесты, также поставил два новых спектакля, в которых Ляля играла главные роли.

 В 1951 году режиссер и педагог Школы-студии МХАТ Борис Вершилов ставит на сцене театра «Ромэн» спектакль «Грушенька» по пьесе Исидора Штока, написанной по повести Н. Лескова «Очарованный странник». В образе Грушеньки Ляля смогла полностью реализовать свой многогранный талант и как драматическая артистка, и как певица.

Ляля Чёрная в роли Земфиры.

Послевоенные годы оказались для актрисы, пожалуй, самыми плодотворными. Ляля много играет и много выступает с концертами. Она находится в пике своей славы, Она красива, полна сил, она желанный гость и на светских вечеринках, и на праздниках, устраиваемых на правительственном уровне. В неё влюбляются, её превозносят, её боготворят. Но, к сожалению, годы проходят, оставляя следы не только в наших сердцах, но и на наших лицах...

 К концу 50-х Лялю стали занимать в репертуаре все меньше и меньше, а к концу 60-х она практически выпала из репертуара. Но Ляля активно занимается концертной деятельностью, её по-прежнему любит зритель, её пластинки расходятся миллионными тиражами.

В 1972 году Ляля уходит из театра. Она иногда ездит с концертами, но всё реже и реже.

В 1975 году она снимается в эпизоде фильма «Вкус халвы», а в 1975 году Эмиль Лотяну пригласил её к себе в картину «Табор уходит в небо» на роль Старой цыганки. Последний свой концерт Ляля дала в Театре Эстрады за год до своей смерти.

 

Она прожила сложную, богатую событиями жизнь, в которой было всё — от огромной популярности, всеобъемлющей любви до полного забвения. Она была необычайно добра и щедра, постоянно помогала молодежи, подкармливала, дарила одежду, защищала перед руководством.

Ляля Чёрная в роли Земфиры.

Однажды во время войны она увидела на вокзале женщину с грудным ребёнком на руках. Было холодно, женщина мёрзла, и Ляля сняла с себя своё единственное пальто и отдала женщине, объяснив своим спутникам, что у женщины маленький ребёнок, ей пальто нужнее. Она могла прямо на улице отдать девчонке обувь, а сама идти босиком.

Она обожала талантливых людей. Если чувствовала в человеке искру божью, помогала ему во всём.

Она была прекрасной рассказчицей и умела слушать, что само по себе дар весьма редкий.

Она была необычайно красива, талантлива, умна, обладала каким-то необыкновенным даром притягивать к себе людей. В неё влюблялись, кого-то она поощряла, кого-то не замечала. Самое главное — она никогда не была фальшивой, она всегда была честной, открытой во всех своих проявлениях.

Можно много говорить о жизни и творчестве Ляли Чёрной, пытаться анализировать её жизненный путь. Но имеет ли это смысл? Ляля — это образ, всеобъемлющий образ красоты, а можно ли препарировать это понятие — красота? Ею можно только любоваться, потому что красота не поддается логике.

И мы должны быть счастливы, что можем любоваться оставшимися нам кино- и фотоматериалами, что можем ходить по тем же улицам, вдоль тех же зданий, где ходила несравненная Ляля Чёрная — гордость всего цыганского народа.

 Кадры из фильма «Последний табор», 1935 год.

       

  

 Статья была опубликована в журнале "Цыгане России" №2 2007 г. С. 118-123. http://svenko.net/history/lala.htm


Ляля Чёрная

Выдержка из книги И.И.Ром-Лебедева "От цыганского хора - к театру  «Ромэн »: Записки московского цыгана"   (стр. 212-215)
 

Не могу не рассказать об удивительной цыганке нашего времени — танцовщице, актрисе, певице,— имя которой известно всему миру.

...В тридцатые годы наш театр выехал на гастроли в Ялту. Я с группой актеров направился в Дом-музей А. П. Чехова. Встретила нас Мария Павловна. Узнав, что мы московские цыгане, актеры,— она очень обрадовалась и с удовольствием стала рассказывать об Антоне Павловиче и о тех, кто посещал этот домик... Потом, вдруг улыбнувшись, сказала:

— Когда-то мы с Антоном Павловичем жили в усадьбе Киселевых — «Бабкино», недалеко от Воскресенска (Истра)... В этой усадьбе жил Левитан.

Так вот, сын Киселевых — Сергей... Сергей Алексеевич — женился на цыганке... Пыганке Маше! Красивая была! Яркая... Плясала! Ой!..
И вдруг артистка из нашей группы говорит:

— Мария Павловна, а я — дочь Сергея Алексеевича — Надя... Киселева.

Мария Павловна всплеснула руками и бросилась обнимать и целовать Надю, потом, усадив ее на знаменитую скамейку, на которой когда-то сидели Антон Павлович и Горький, со слезами на глазах попросила: «Ну, расскажи, расскажи. Наденька, о маме, о Сереже...»

 

Мать Нади, Мария Георгиевна, была дочерью простой русской женщины Агриппины Алексеевны и тульского цыгана-лошадника Георгия

 Николаевича Полякова.
Из этой полу цыганской семьи, большой
  красивой, талантливой, впоследствии вышли великолепные плясуньи, художники, певцы...

А.С.Андреева и Мария Георгиевна Полякова

Мария Георгиевна, тогда еще молоденькая цыганочка Маша, с двумя сестрами. Соней и Верой, приехала в Москву. Приехала искать счастья в московских цыганских хорах.

Маша поступила в хор моего отца — Ивана Григорьевича Лебедева. Вскоре обаятельная плясунья познакомилась с частым и именитым гостем — князем Сергеем Сергеевичем Голицыным, сыном князя Голицына и цыганки Александры Гладковой.

Как и полагалось в те времена, князь увез плясунью из хора на тройке— и женился на ней.

Через несколько лет Маша, теперь уже Мария Георгиевна, ушла от Сергея Сергеевича и вновь вернулась в свой родной хор. По-прежнему пела, плясала...

В одном из артистических домов, в семье ценителей цыганского искусства Мария Георгиевна встретилась с Сергеем Алексеевичем Киселевым — и вышла за него замуж.
Молодые уехали из Москвы в Нальчик. Вот там в 1909 году и родилась удивительная, смуглокожая девчушка— Надя.
Однажды кто-то из гостей, увидев в детской кроватке улыбающееся, глазастое сущесгво кофейного цвета, воскликнул: «Ух, какая лялечка! Чернушка!»

Так на всю жизнь и прилепилось к «чернушке» имя Лялечка. «Чернушка» превратилась в «Черную». О Наде забыли— осталась Ляля Черная.

Ляля Чёрная и И.Ром-Лебедев

Плясать она начала, как говорили о цыганских детях, раньше, чем ходить. В тринадцать лет вышла на сцену с цыганским хором Егора Полякова. Через два года была уже знаменитостью.
  

Петь Ляля боялась. Была уверена, что не может, но когда но всей стране прошел фильм «Последний табор» с ее участием, зрители заставили Лялю петь. В первом же концерте после фильма зритель не отпускал ее со сцены, требовал спеть «Бродягу».

Растерянная, расширив от испуга глаза, Ляля смотрела на нас, гитаристов: «Что делать?!» Я крикнул ей: «Пой! Пой. как в фильме!»

Ляля села на пол — но по-цыгански,— расправила юбку и запела: «Ай, да расскажи, расскажи, бродяга-,—вначале неуверенно, а потом с полной отдачей.


Зритель принял песню на «ура»! С этой минуты Ляля Черная стала певицей.

В театр Ляля пришла в первые дни его основания и сразу же стала первой актрисой — яркой и талантливой.

Во всех спектаклях, особенно в «Кармен», «Грушеньке», «Кровавой свадьбе». «Все о тебе». Ляля очаровывала зрителя своей красотой, изяществом, пластичностью и подлинным цыганским темпераментом.

Да, это была удивительная артистка. Мы, актеры, любили се за скромность. Когда администрация на афише выделяла ее красной строкой, она сердилась: «Зачем?! Кому это нужно?! Приехал на гастроли театр — а не я!» — возмущалась Ляля.

Талантливую, живущую сердцем, беспечную, как все цыганки, добрую и щедрую — вот такую Лялю Черную знают и помнят все, кому посчастливилось работать вместе с этим замечательным человеком.


© И.И. Ром-Лебедев
© Издательство "Исскуство", Москва 1990
             


http://rusnasledie-nastia-polyakova.blogspot.co.il/p/blog-page_08.html


Ляля Черная. 118 песен. Качать и слушать

Смотреть онлайн фильм "Последний табор" (1934)


 
Больше, чем любовь. Николай Хмелев и Ляля Черная
передача телеканала Культура

 

 
Ляля Чёрная  «Не покидай меня, мой  милый»
акк. трио гитаристов

 
 

Ляля Чёрная и Иван Ром-Лебедев Как хорошо Russian Gypsy Romance
 

Romen Theatre. Gypsy dance Ляля Чёрная запись 195...

Ляля Чёрная - "Бродяга" (Последний табор, 1935 г.)

 

Ляля Чёрная Ту балвал из фильма Последний табор

 

 

Ляля Черная Цыганская Королева

 

Ляля Чёрная, Бродяга

 

 

 

Ляля Черная. Мужчины были готовы простить ей всё

Первый муж Ляли Чёрной стал крёстным отцом ребёнка, которого Ляля родила от его же друга

В ней была лишь четверть цыганской крови. Но это не помешало таборным цыганам официально провозгласить её своей Королевой. «Она была как шампанское, наша Ляля, - говорят те, кто лично знал актрису. - Искрящаяся, пьянящая. Фигурка точёная, глаза - утонуть можно! Раз увидев её, мужчины теряли голову и не могли забыть уже до самой смерти». В этом году Ляле Чёрной исполнилось бы 100 лет.

«Я - Серёжа, он - Серёжа!»

Она появилась на свет легко - настоящим королевам положено приходить в этот мир именно так. В родительском доме всегда было много гостей. И не какая-нибудь шушера разночинная, а «из благородных». Да и как может быть по-другому, если отец маленькой Наденьки - дворянин Сергей Киселёв. А Наденькин дед Киселёв - владелец имения Бабкино, в котором подолгу гостили Чехов, Левитан. Однажды кто-то из гостей склонился над кроваткой, в которой лежала малышка. «Ой, какая лялька! Просто куколка. На ресницы спичку положи - удержится. Но что ж она такая чернушка? Кожа-то - как кофе с молоком!» Так маленькая Надя Киселёва получила псевдоним, под которым её узнает весь Советский Союз: Ляля Чёрная.

Лялина мать Мария Полякова, дочь чистокровного цыгана и русской, пела в одном из лучших московских цыганских хоров - у Ром-Лебедева.

 Жертвой её красоты стал князь Сергей Сергеевич Голицын.

- Голицын так страстно полюбил красавицу-цыганку, что, подкатив однажды на тройке, увёз Марию к себе, - рассказывает Любовь Владимировна Александрович, племянница Ляли Чёрной, ведущая актриса театра «Ромэн». - Тогда такие «похищения цыганских невест» были в порядке вещей. Хотя сами цыганки нрава были очень строгого. Девушке, работавшей в хоре, не разрешалось после концерта одной идти в кабинет, если вдруг распалившийся от цыганских песен и танцев гость решит пригласить её на приватный ужин. Её должна была сопровождать сестра или кто-то из родителей. Да хоть музыкант из хора! Но одной - никогда! Для цыганки это считалось позором.

С Голицыным Мария прожила несколько лет, родила ему детей. Но как-то раз добрые люди шепнули ей: «Маша, твой Серёжа-то одной красотке дорогое кольцо подарил!» Цыганки своим мужьям не изменяют, но и сами измен не терпят. Поэтому Мария собрала вещи и ушла. Залечить душевные раны она отправилась «на воды», на курорт, где в кругу ценителей цыганского искусства однажды встретилась с дворянином Сергеем Киселёвым. Дело быстро шло к свадьбе. Голицын очень сильно переживал уход любимой женщины, умолял её вернуться. «Маша, ну какая тебе разница? И я Серёжа, и он Серёжа! Возвращайся ко мне», - писал он ей. Но Мария была непреклонна. Молодая семья уехала в Нальчик, где и родилась их первая дочь - Надя. Наша Ляля.

Жену украли из номера

То, что Надя Киселёва невероятно талантлива, все поняли довольно быстро. Отец умер, Наде, как старшей из детей, надо было помогать матери содержать семью. Они вновь жили в Москве, и Мария работала в цыганском хоре. А Ляля была при ней - сидела в хоре как живое украшение. Однажды мать заболела, и кто-то из цыганок сказал 13-летней девчонке: «Давай-ка танцуй вместо матери!» И Ляля станцевала «венгерку» так, что ресторан взорвался восторженными криками. Дорога ей была одна - в актрисы. Поэтому, когда в 1930-е годы в Москве открылся театр «Ромэн», Лялю тут же взяли в труппу.

Руководить театром поставили знаменитого мхатовского актёра Михаила Яншина. Естественно, два таланта не могли пройти друг мимо друга… Михаил и Ляля поженились. В 1936 году на экраны вышел фильм «Последний табор», где Яншин и Ляля сыграли яркие роли. После этой картины Ляля проснулась звездой. Её стали называть «цыганской Любовью Орловой». Тогда-то таборные цыгане и провозгласили Лялю своей Королевой.
Вот только семейная жизнь Королевы вдруг в одночасье изменилась.

- Это произошло в самом начале войны, - рассказывает Любовь Александрович. - «Ромэн» эвакуировали в Нальчик. В это же время туда на гастроли приехал МХАТ. Во мхатовской труппе тогда блистал Николай Хмелёв, игравший ведущие роли Алексея Турбина, Каренина и др. Всех актёров поселили в одной гостинице. В этой гостинице-то они и встретились - совершенно случайно. Когда Хмелёв увидел Лялю, его словно подменили. От природы сдержанный, замкнутый, он узнал, в каком номере живёт Яншин с женой, постучался к ним. А войдя, прямо на глазах у изумлённого Яншина подхватил Лялю на руки и со счастливой улыбкой на лице вынес из номера.

В конце 1942 года Яншин и Ляля разошлись. Ляля вышла замуж за Хмелёва, через год у них родился сын. Они назвали его Алёша - в честь Алексея Турбина из булгаковских «Дней Турбиных», одной из лучших ролей Хмелёва. А Михаил Яншин стал крёстным отцом их ребёнка. Вот только

 Лялино семейное счастье продлилось недолго. В 1944 году, когда МХАТ вернулся из эвакуации в Москву, Хмелёв начал репетировать сложную роль - Ивана Грозного. Он вообще тогда очень много работал, чуть ли не каждый вечер выходил на сцену. В конце концов от переутомления Хмелёва разбил паралич. Произошло это прямо во время генеральной репетиции, Хмелёв не успел даже снять костюма. Кто-то позвонил Ляле, рассказал о случившемся. Та прибежала в театр, кричала, рыдала. Но сделать уже ничего было нельзя.

Яншин не оставил Лялю, старался ей помочь, потому что по-настоящему любил её. Ляля осталась с маленьким ребёнком на руках, моталась по гастролям - надо же было зарабатывать деньги. Яншин возобновил в «Ромэне» несколько спектаклей с её участием. А в 1951 г. режиссёр Борис Вершилов ставит в «Ромэне» «Грушеньку» по «Очарованному страннику» Лескова. Это был Лялин триумф. Вся Москва ломилась в театр «на Лялю» - Грушеньку. На некоторое время Яншин даже переехал к Ляле, но из попытки начать совместную жизнь заново ничего не вышло.

- Ляля очень спокойно переносила свою славу, - продолжает Любовь Александрович. - Голову она ей не вскружила. Хотя Сталин, бывало, и на банкеты её в Кремль приглашал. Она ни перед кем не лебезила, но и не боялась никого. Помните, были знаменитые футболисты - братья Старостины? Не только они сами, но и их семьи пострадали от репрессий. Ольгу, жену Андрея Старостина (она, кстати, тоже цыганка была), сослали в лагерь. Ляля им много помогала. Мы постоянно то собирали какие-то посылки в Норильск, то шли навестить дочку Старостиных Наталью, которая осталась на попечении родственников.

Она вообще постоянно всем помогала. Дверь в её доме не закрывалась. Кто-то приходил забрать посылочку, кто-то - просто подкормиться. Если кто-то из поклонников дарил ей что-нибудь, тут же могла передарить это. А то и сама, сняв с руки браслет, отдавала какому-нибудь почитателю. Помню, бабушка очень её за такую широту души ругала…
Про Лялину щедрость чуть ли не легенды слагали. Однажды во время войны (Ляля вместе с фронтовыми концертными бригадами колесила по фронтам и тылам) на вокзале она увидела женщину. На руках у неё - грудной ребёнок, из одежды - тоненькая кофточка. Беженцы. Ляля сняла с себя пальто и отдала женщине. «У неё ребёнок, ей нужнее!»

…Годы шли, ролей в театре становилось всё меньше. И Ляля принимает решение уйти из «Ромэна», что она и сделала в 1972 году. Отсутствие работы она переживала очень тяжело. Старалась компенсировать это концертами, снялась у Лотяну в «Табор уходит в небо», сыграла у Волчек в «Современнике» - в спектакле «Эшелон». Но всё это было уже не то… А вот мужчины по-прежнему оборачивались ей вслед, когда она шла по Столешникову переулку. Даже в 60 лет - на каблуках, танцующей походкой…

Её похоронили в «Вишнёвом саду» - той части Новодевичьего кладбища, где лежат знаменитые мхатовские старики. Вместе с мужем - Николаем Хмелёвым. А 22 марта театр «Ромэн» вновь покажет ту самую «Грушеньку» - в честь цыганской Королевы по имени Ляля.

http://www.aif.ru/culture/article/25385