Мода Журналы Открытки Музыка Опера Юмор Оперетта Балет Театр Цирк Голубой огонек
Красная книга российской эстрады
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
Форум Помощь сайту Гостевая книга
1500 песен Оскара Фельцмана
Оскар Фельцман – советский и российский композитор, автор песен «Черное море», «Ландыши», «На тебе сошелся клином белый свет…»
Оскар Фельцман родился 18 февраля 1921 года в Одессе. Отец его был хирургом, а также профессионально играл на фортепиано. Вся семья очень любила музыку.
С пяти лет маленький Оскар стал учиться играть на скрипке и на фортепиано, а уже в шесть написал свою первую пьесу.
Окончил Фельцман музыкальную школу имени Петра Столярского, а затем продолжил обучение на композиторском факультете Московской консерватории.
Когда началась Великая Отечественная война, Фельцман оказался в эвакуации в Новосибирске, где в возрасте 20 лет стал ответственным секретарем Сибирского Союза композиторов. В это время он писал музыку для филармонии, Ленинградского Александринского театра, Еврейского театра Белоруссии, Московского театра оперетты.
В 1941 году в Новосибирске Оскар Фельцман женился на студентке Московской консерватории Евгении Кайдановской. После войны в 1945 году вместе с женой он вернулся в Москву, где вступил в Союз композиторов.
В 1948 году в Московском театре оперетты прошла премьера музыкальной комедии «Воздушный замок». В 1952 году в Театре оперетты и в Театре Станиславского и Немировича-Данченко поставили еще две оперетты Фельцмана.
С начала 1950-х годов Фельцман, помимо классической музыки, стал писать и песни. Первой из них стала песня «Теплоход» на стихи Драгунского и Давыдович, которая вошла в репертуар Леонида Утесова.
Широкую популярность обрела песня «Ландыши» на стихи Ольги Фадеевой. Однако эту песню, в припеве которой поется «Ландыши, ландыши – светлого мая привет…», партия посчитала «пошлостью». Советская пресса обрушилась с критикой на композитора, и из-за «Ландышей» на него начались гонения, которые продолжались больше 20 лет. Тем не менее, широкие массы продолжали любить и слушать его песни
Песни Фельцмана исполняли Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Валентина Толкунова, Георг Отс, Лев Лещенко, Ирина Аллегрова, София Ротару. Композитор сотрудничал с такими поэтами, как Роберт Рождественский, Михаил Матусовский и Андрей Вознесенский. Кроме песен он сочинял оперетты, камерные произведения, балеты и другие музыкальные произведения.
Советская власть все-таки признала талант Фельцмана: в 1972 году он стал заслуженным деятелем искусств РСФСР, а в 1989 – народным артистом РСФСР. Он также был удостоен Ордена Дружбы и других наград.
Сын Оскара Фельцмана Владимир пошел по стопам отца, стал пианистом и обрел признание в США.
источник- http://www.aif.ru/society/dontknow/12689
Оскар Фельцман и Людмила Сенчина - Ландыши
Оскар Фельцман не композитор. Вернее, так: композитор он по роду деятельности. А по сути Фельцман - эпоха. Потому что даже сегодня на всём постсоветском пространстве не найдётся человека, который не знал бы хоть одну песню на его музыку.
Родился я в Одессе, на Малой Арнаутской улице. Давным-давно это было - в 1921 году! Представляете, сколько мне лет? 88! А что мне скрывать? Я же не женщина!
Когда мне исполнилось 5 лет, мама взяла меня за руку и повела к профессору Столярскому - знаменитому скрипичному педагогу. У него занимались Ойстрах, Борис Гольдштейн, Лиза Гилельс и другие. В Одессе была такая традиция: привести ребёнка к Столярскому, чтобы профессор определил, есть у него способности к музыке или нет. У Столярского я занимался две недели. А потом сказал: «Господин профессор, я больше у вас учиться играть на скрипке не хочу!» Он спрашивает: «Мальчик, тебе, может быть, не нравится, как я тебя учу?» - «Нет, - говорю, - мне всё нравится. Но я хочу играть не стоя, а сидя». Тогда он сказал: «Ну, мадам Фельцман, ведите его к Берте Рейнбальд. Она будет учить его играть на рояле, и он будет сидеть!»
В 5 лет я начал сочинять свою музыку. Не симфонии, конечно, а робкие пьесы, подбирая их на рояле. Ноты записывал мой папа. Он был знаменитым хирургом в Одессе. О нём говорили: «Среди врачей он самый лучший пианист, а среди пианистов - самый лучший врач!» Так что уже в детстве я точно знал, что моей профессией будет музыка.
Когда мне было лет десять, в
Одессу приехал Шостакович. Ему сказали: «Дмитрий Дмитриевич, у нас в городе
есть один мальчик - Оскар. Совсем маленький, но он пишет свою музыку.
Родители очень хотели бы, чтобы вы его послушали». А теперь слушайте, каким
человеком был Шостакович. Он спросил: «А когда он разрешит к нему прийти,
чтобы послушать его музыку?»
...Многие сегодня, к сожалению, ушли со сцены. Но те, что остались -
Пахмутова, я, другие композиторы, - должны очень интенсивно работать. И мой
концерт «За полчаса до весны», который состоится 29 апреля в Театре
эстрады, как раз продемонстрирует, как может развиваться эстрада и как она
нужна людям.
Помните,
по воскресеньям на советском радио шла передача «С добрым утром»? Так вот,
как-то мне позвонили с этой передачи и сказали: «Оскар, мы вам сейчас
передадим одну просьбу, но это - военная тайна! Послезавтра в СССР запустят
искусственный спутник Земли. Мы хотим, чтобы этот спутник полетел вместе с
песней. Можете написать такую песню?» Я ответил, что песню написать могу, но
у меня слов нет. «Знаете, мы тут приняли на работу одного мальчика, и он
говорит, что может написать стихи», - сказали мне. Не позже, чем через
час-полтора, позвонил этот мальчик (им оказался ныне известный писатель
Владимир Войнович) и продиктовал слова песни «На пыльных тропинках далёких
планет». Я записал слова, часа через полтора песня была готова и полетела в
космос вместе со спутником.
Позже, уже после полёта Гагарина, она стала неотъемлемой частью жизни
космонавтов. Она вполне может претендовать на особое положение в Книге
Гиннесса, потому что её пели, во-первых, в космосе Попович и Николаев, а
во-вторых, лично Хрущёв, стоя на Мавзолее во время митинга на Красной
площади.
Вероника Круглова "Ничего не вижу". Запись с "Голубого огонька". 8 марта 1966 г. У рояля - композитор Оскар Фельцман.
ВсЁ началось, как обычно, с
телефонного звонка. Мне позвонили и попросили написать песню - лёгкую,
танцевальную - для открытия эстрадного концерта в саду «Эрмитаж». Я передал
ноты Гелене Великановой и уехал отдыхать на юг. Через пару недель мне
позвонили на курорт и сказали: «Приезжай! Получишь большое удовольствие. Вся
Москва поёт твои «Ландыши». Я стал жутко популярным человеком. Несколько
месяцев купался в славе. А потом ЦК КПСС затребовал у творческих союзов -
писателей, архитекторов, композиторов - ответ на вопрос: есть ли у вас
произведения, пропагандирующие пошлость? Мне потом рассказывали, как
разворачивались события. Заседание Союза композиторов уже заканчивалось,
когда этот вопрос был поднят: «Ну назовите хоть одно произведение!» Примеров
не находилось, собравшиеся торопились разойтись по домам, и вдруг раздался
голос: «Как нет пропаганды пошлости? Есть же «Ландыши» Фельцмана! Самая что
ни на есть пошлость!» Таким образом «Ландыши» попали в партийный документ.
А дальше вы меня должны спросить: «Скажите, сколько лет вас ругали за
«Ландыши»?» И предложить варианты, как сейчас модно на телевидении: год,
полгода, пять лет, десять лет… А я вам отвечу: «Меня ругали за «Ландыши» 23
года!» 23 года во всех статьях говорилось, что я своей песней чуть ли не
расшатываю устои советской власти.
А что такое сегодня «Ландыши»? Песня, которую знают почти во всём мире.
Видите, у меня в кабинете висит много фотографий? И Билл Клинтон, и мэр
Нью-Йорка Джулиани. Почему? В Америке я выступал на большом приёме, пел
«Ландыши». И весь зал пел вместе со мной. И Клинтон, и Джулиани были
поражены тем, что незатейливые песни типа «Ландыши», или «Чёрное море моё»,
или «Венок Дуная» знают и в Америке, и во Франции.
Меня сейчас иногда спрашивают: «Не жалеете, что написали «Ландыши»? Вам
легче было бы жить на свете». А я отвечаю: «Хочу остаться в умах людей
таким, какой я есть. И обязательно с «Ландышами»!
источник- http://www.aif.ru/culture/article/26300 Автор: Юлия Шигарева Статья из номера: АИФ №17 от 22 апреля 09
К 90 летию Оскара Фельцмана - Романтика романса