Домой    Кино    Музыка    Журналы    Открытки    Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...   "Актерская курилка" Бориса Львовича

 

Актеры и судьбы

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98

 

 Translate a Web Page      Форум      Гостевая книга

 

    Список страниц раздела

 


 

Таможенник Верещагин и его реальный прототип-пограничник Поспелов

 

1  2

 

Любимый всеми персонаж, произносящий замечательную фразу: "Я мзду не беру, мне за Державу обидно", не выдуман. У Павла Верещагина из "Белого солнца пустыни" существовал вполне реальный прототип - Михаил Поспелов, 1884 года рождения.

 

Михаил Поспелов

Кинодраматург Валентин Ежов, автор знаменитой киноповести "Баллада о солдате", прошедший с 1940 по 1945 год две войны, к сбору материала всегда подходил ответственно. На создание сценария у него было всего полтора месяца, и вместо столь модного ныне "зажигания на корпоративах" он поехал в Среднюю Азию, где встречался с ветеранами борьбы против басмачества. Среди прочих историй его заинтересовала и биография офицера российской пограничной стражи Михаила Поспелова.

М. Поспелов родился в 1884 году в городе Орле. В 1902 году окончил Тифлисское пехотное училище.

В 1911г. поручик Михаил Дмитриевич Поспелов, не будучи по характеру паркетным шаркуном, добился перевода из штаба расквартированной в г. Орле дивизии на командную должность в пограничный отряд Подколаты. В 1913г. в звании штабс-ротмистра он назначается начальником Гермабского пограничного отряда Закаспийской пограничной бригады, состоявшей из учебного отряда, 5 пограничных отделов и морской охраны на Каспийском море, в составе миноносца "Часовой" и четырех больших пограничных катеров военно-морского типа. Гермабский погранотряд контролировал 100-верстный участок границы, имея в своей структуре 4 конно-сторожевых кордона: Гермаб, Сулюкли, Мерген-Улья и Сарам-Сакли. Основные усилия отряда направлялись на пресечение деятельности контрабандистов и

Людмила Целиковская и Михаил Жаров - самая красивая пара советского кино
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/141115/27183/
Людмила Целиковская и Михаил Жаров - самая красивая пара советского кино
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/141115/27183/
Начальник отряда М. Поспелов с личным составом комендатуры.

противодействие разведкам Великобритании, Германии и Турции. Поспелова знали и боялись все контрабандисты и главари разбойничьих банд, давшие ему прозвище "Красный шайтан" - отнюдь не за приверженность коммунистической идее, а за пышные огненно-рыжие усы и способность внезапно появляться со своими пограничниками на тайных тропах контрабандистов.

В 1917 году весь личный состав пограничной стражи, включая офицерский состав, оставил службу и разбежался кто куда может. Офицеры подались к Деникину или в Персию, солдаты - домой. В Гермабском пограничном отряде остался начальник отряда Поспелов М.Д и его переводчик. Ему предлагали уйти в Иран, через границу, на что он отвечал, что «Я пограничник, и мое дело – охранять границу Отечества. И отсюда я ни куда, ни уйду». Все тяготы переносила и семья Михаила Поспелова – жена и две дочери.

Свой дом он превратил в крепость, где всегда были наготове винтовки и гранаты. Стрелять из оружия он научил и жену.

Граница фактически не охранялась до середины 1919 ода. Единственным вооруженным фортпостом на участке отряда оставался дом начальника погранотряда до отказа заполненный бомбометами, пулеметами, винтовками и гранатами с постоянно готовым к бою штатом

из трех боевых единиц: сам Поспелов, его супруга Софья и переводчик. Две малолетние дочурки, Лена и Вера, в расчет не принимались. Некоторое время бравый штабс-ротмистр, чувствуя свое бессилие прекратить басмаческие бесчинства столь малыми силами, глушил тоску крепким "перваком", как и его кинообраз. Но затем сказал себе: "Хватит это терпеть!" - и в инициативном порядке сформировал небольшой отряд добровольцев из туркменских дехкан, закупив на свои средства фураж и продовольствие. Таким образом, охрана государственной границы на данном участке была восстановлена.

А потом пришли большевики, полностью выбившие наконец английских оккупантов из Туркмении, и 24 декабря 1919г. приказом войскам Туркестанского фронта Поспелов М.Д

Людмила Целиковская и Михаил Жаров - самая красивая пара советского кино
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/141115/27183/
Людмила Целиковская и Михаил Жаров - самая красивая пара советского кино
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/141115/27183/
Дочери Поспелова Лена и Вера у чучела леопарда

назначается командиром пограничного батальона с дислокацией в населенном пункте Гермаб. В марте 1921г. он становится командиром 1-го пограничного полка с дислокацией в г. Ашхабад. Задача полка - охрана всей советско-персидской границы. С формированием войск ВЧК Туркестана Михаил Дмитриевич назначается начальником 1-го района 35-й пограничной бригады. В июле 1923г. он становится первым начальником учебной пограничной школы в г. Ашхабаде.

С 1925 по 1933 годы Поспелов организует и участвует в борьбе и разгроме басмачества в Средней Азии. Одновременно ему поручается организовать и обеспечить эффективную работу советских экспедиций возглавляемых академиком А.Е. Ферсманом и геологом (в последующем академиком АН СССР) Д.И. Щербаковым в пустыню Каракумы с целью обнаружения промышленных запасов серы и других полезных ископаемых. Обе экспедиции, исключительно благодаря личному участию в них Поспелова, выполнили поставленные задачи в полном объеме и возвратились, несмотря на разгул басмачества, без потерь.

Перед Великой Отечественной войной Поспелов М.Д переходит на работу в пожарную часть г. Ташкента. В 50-х годах ему присваивается статус персонального пенсионера Узбекской ССР. Поспелов многие годы прожил на туркменской земле, владел туркменским языком, прекрасно знал местность, обычаи и быт местного населения. Уйдя на пенсию, он вносит свой вклад в научное изучение недров Туркменистана, участвуя в геологической экспедиции Академии Наук СССР по поиску месторождений серы в Каракумах. В ходе экспедиций как нельзя, кстати, пришлись умение старого офицера ориентироваться на местности и познания в топографической съемке.

Герой фильма «Белое солнце пустыни» таможенник Верещагин действительно прямая аналогия пограничнику Поспелову. Верещагин, как и Поспелов, продолжал нести службу, когда везде царил хаос и разруха и каждый жил ради личного выживания. Но именно благодаря этим людям в этом хаосе оставались очаги организации, верности своему долгу.

 

 

Рассказ о старом пограничнике -фильм посвящённый Поспелову.

 

 

 

 

До конца жизни Михаил Поспелов сохранял пограничную выправку. Его зеленная фуражка и гимнастерка - символы нелегкой пограничной службы – всегда оставались его неизменными спутниками. Умер Михаил Дмитриевич 10 августа 1962г.

Верещагин из «Белого солнца пустыни» стал прототипом памятника таможенникам

 

Памяти ВЕРЕЩАГИНА

 

В глазах тоска и в сердце стон,
Душа над пропастью зависла,
В ушах, как колокольный звон:
В спокойной старости нет смысла..
А если в старости колхозы,
Разруха, голод, лагеря,
И унижение, и слезы,
И гибнет родина за зря?
Он был достойный человек!
Хоть и не гений, не мессия,
Не мог прожить он долгий век
С такою болью за Россию.
Дешевле всё полушки ржавой,
Когда в дыму твоя страна.
Не за себя боль - за державу,
Лишь эта боль в тебе одна!
Эх, Верещагин! Жив бы был!
Нужна души твоей стихия!
Ты не допел, ты не допил,
От боли умер ... за Россию.  

 

источники: http://ria1914.info/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

http://www.liveinternet.ru/users/bolivarsm/post385383921/

 

http://russobalt.org/forum/topic/776669-u-geroev-filma-%C2%ABbeloe-solntce-pustyni%C2%BB-byli-rea/

http://amarok-man.livejournal.com/503781.html