Домой    Журналы    Открытки    Страницы истории разведки   Записки бывшего пионера   Люди, годы, судьбы...

    

       Евреи. Христианство. Россия     Русские народные игры  Географические карты Российской Империи

Игральные карты времён Российской империи, начало 19 века

 

Страницы истории России

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41 42  43 44  45 46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98 

99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109 

110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133 134  135  136

 

  Юности честное зерцало      Правила хорошего тона -2     Старая русская кухня    Язык веера   Первые балы в России

 

      ПРАКТИЧЕСКОЕ  НАСТАВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ВЫДАЧИ ЗАМУЖ ДОЧЕРЕЙ, А НЕВЕСТАМ - ДЛЯ ВЫХОДА ЗАМУЖ

 

Смольный институт благородных девиц

 

Форум       Гостевая книга

 

Список страниц

 


 

Екатеринбург 1905

 

 

Кафедральная площадь- место событий   Показания учащихся      жертвы погрома   Черносотенцы- карикатура тех лет

 

 Еврейская диаспора Урала изначально формировалась, как городская. Основная масса еврейского населения проживала в городах. Доля евреев в общей численности населения губернии была незначительной. В связи с этим еврейский вопрос на Урале  не имел такой остроты, характерной для губерний "черты оседлости". К тому же, на мой взгляд, отсутствию антисемитизма способствовало то, что на Урале и в Западной Сибири проживало большое количество староверов, конфликтовавших с официальной православной церковью. Если и были какие-то стычки, то они носили чисто бытовой характер.

           Но все это было до 1905 года, ставшего для уральских евреев кровавым и страшным. Первая и единственная в дореволюционных источниках публикация на эту тему оказалась в материалах расследования по поводу погрома в Екатеринбурге после провозглашения Манифеста 1905 г.

 

Причем, погромы прошли в один и тот же день как в Екатеринбурге, так и в Челябинске- 19 октября...

 

В общей сложности, дарованные царским Манифестом свободы "отметили" погромами в 660 городах, местечках и деревнях империи.

 


 

Из документов:


...Считаю своим нравственным долгом способствовать раскрытию истины о печальных событиях 19 октября и нахожу, что всякий, даже незначительный факт очевидцев может быть важен для Вас при расследовании...

...около 1-2 час. дня со стороны Покровской улицы подошла толпа до 40 человек с палками, но главное внимание в этой толпе обратил на себя мужик, сидящий верхом на лошади, производивший впечатление вожака этой толпы. По всем признакам это был переодетый полицейский чин: барашковая высокая шапка конного полицейского только без кокарды, затем куртка и сапоги щетинистые, кожаные, рыжего цвета. Лицо производило впечатление некоторой гримировки...

...толпа останавливалась пить воду и старику, выносившему воду, заявили, что они убили до 10 человек...

   В подтверждении правильности моих предположений могу прибавить еще, что в охране моей Телеграфной Конторы был один полицейский нижний чин, который вечером говорил другому, что нужно назавтра запасти побольше водки. Указанные мною признаки и крайняя неожиданность погрома вполне убедили меня, что избиение интеллигенции, учащихся и евреев было организовано заранее полицией.

 

(Заведующий Екатеринбургской Телеграфной Конторой инженер Биленинов)  

 


        

Из показаний воспитанников Уральского Горного Училища

 

...Когда толпа учащихся на пути к площади стала подходить к Златоустовской церкви, то их предупредили, что на площади их ждет "черная сотня" и было уже избиение. Толпа, до этого громадная, стала значительно редеть. Потом подошел человек, выдавший себя за депутата от рабочих Монетного двора и стал говорить, что никакой "черной сотни" нет, идите туда, вас давно ждут рабочие.

...Можно было заметить, что черносотенники перед нападением выстроились правильной дугой, впереди которой стоял полицмейстер, а сзади его рыжий большой мужик, по свисту которого чернь и кинулась на учеников...

...человек верхом на лошади скакал по площади, роль его заключалась в том, что он ловил учащихся за ворот и отдавал в руки убийцам.  Делал он это так ловко, что трудно допустить, чтобы это был просто человек из черни...

...некоторые воспитанники видели, что г. полицмейстер разговаривал с хулиганом, который стоял рядом с ним, опершись на окровавленную дубину..., отдельные фразы, слышанные воспитанниками из толпы черни 19 окт. вечером: -"Надо душить, бить студентов, нам ведь не за это деньги платят.."

...шли три пьяных хулигана, причем один из них говорил, что нужно мол идти теперь во вторую часть (полицейскую), т.к. у Батуева водки больше нет...

...когда полицмейстер видел, что бьют уже лежачего, то он обращался так: - "Будет, ребята, будет..."

 


 

Из заявления К.А. Весновской,  жены почетного гражданина, живущей по Главному проспекту, 12 в городскую комиссию по расследованию беспорядков 19 и 20 октября  1905 г.

 

...двое были страшно возбуждены, призывали окружающих их и тоже вооруженных дубинами и палками "бить жидов и студентов". Роль их была агитаторская, т.к. "все свободное время", т.е. время между приканчиванием намеченной жертвы и сигнальным свистом они находились в центре вооруженных лиц, которые внимательно и предупредительно их выслушивали. Было много мужиков из мучных лавок. При разговоре от них пахло водкой. Один из них закричал -"Бей учеников". Стоя рядом с ним я невольно спросила :

-За что?

- А за то, что их, сволочат, учить надо.

-Но ведь это дети! Наверное и у вас есть дети, как же вам не жалко ребятишек?

-Я своих учу дома и не пущаю, куда не следует...

На этом наш разговор был закончен, т.е. раздался опять свист и толпа кинулась к магазину Староева (?), около ворот которого и избила еврея из аптеки Мермельштейна. Заленин своей дубиной наносил ему удары по голове. Вид несчастного убитого был ужасен: левый глаз был закрыт вспухнувшей векой, а над глазом громадная опухоль. С теменной части струилась кровь, из носу текла кровь. Все лицо, рубашка, пальто было в крови. Еврея этого не дал прикончить откуда-то появившийся полицмейстер. До этого времени никакой полиции на площади не было видно..."

 

Практически по тому же сценарию прошли погромы  и в Челябинске. 19 и 20 октября вода в реке Миас была красная. Отношение жителей ко всему происходящему видно из приведенных выше выдержек из показаний свидетелей. А в большом селе под Челябинском, на следующий день после погромов домов и лавок евреев, местный священник обходил дворы и говорил крестьянам, показывая на награбленное - "А теперь все это надо отнести обратно, вы ведь унесли, чтобы сохранить?!" И тащили обратно. Звучит как анекдот, но так было...