Домой    Кино    Музыка    Журналы    Открытки    Страницы истории разведки   Записки бывшего пионера   Люди, годы, судьбы...    

 

Страницы истории России  

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41

 

Гостевая книга    Форум    Помощь сайту    Translate a Web Page

 

Список страниц

 


 

Москва, которой не стало...

 

1  2

 

Москва. Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений

 

Раритет.  Альбомы Найденова Н.А. "Москва. Соборы, монастыри и церкви"


 

     


Знаменитые альбомы Найденова в одном архиве! Пожалуй, трудно найти другое собрание исторических документов об одном городе такой же ценности, выполненное силами и на средства одного энтузиаста. Дореволюционные фотографии памятников архитектуры и духовной культуры многие из которых сохранились только на этих фотографиях, потому сказанная автором фраза - первая фраза предисловия - "Цель настоящего издания состоит в сохранении на память будущему вида существующих в Москве храмов" оказалась пророческой...
Дорогостоящую съемку произвела лучшая по тем временам московская фирма "
Шерер, Набгольц и К°", являющаяся поставщиком Императорского двора.
В архиве представлено кроме пяти томов(все 7 альбомов) известного издания "Москва. Соборы, монастыри и церкви" содержащего снимки соборов, монастырей, церквей, видов некоторых городских местностей, храмов Москвы и их краткое описание, ещё и вышедшее на несколько лет позднее продолжение, где автор существенно расширил тематику - под общим названием "Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений". Помимо храмов здесь запечатлены гражданские сооружения (дворцы, музеи, городские ворота, торговые ряды, скульптурные памятники), а также панорамы Кремля, Китай-города, Замоскворечья.
Особо стоит выделить виды основных московских улиц, передающих неповторимый облик Москвы конца XIX столетия. На листах этих альбомов размещены планы и изображения Кремля и Москвы XVII - XVIII веков, воспроизведенные из рукописей, с гравюр, с изображений на иконах и с чертежей. Рядом с зарисовками Олеария (1636 г.), Мейерберга (1661 г.) соседствуют прекрасные гравюры Делабарта, акварели Ф. Я. Алексеева и М. И. Махаева, а век XIX представлен, кроме того - копиями старинных чертежей и воспроизведениями общего вида утраченных или переделанных зданий, часто более красивых, чем вновь построенные.
В этой выразительной "иконографии" Москвы XVII—XIX веков современники обращали особое внимание на рисунки четырех храмов, которые были выполнены, ещё в детстве, самим Н. А. Найденовым, а также, на тот момент впервые (а как потом оказалось и вообще единственный раз) печаталась круговая панорама города - снятая еще в 1867 году с храма Христа Спасителя!
Материал, представленный в этих альбомах абсолютно бесценен, поскольку дает представление о старой Москве, ушедшей или изменившей свой облик ведь дает многим поколениям исследователей единственную возможность полностью ознакомиться с навсегда утраченным архитектурно-художественным наследием, так как после 1917 г. только в Белом городе исчезли 4 монастыря и 26 храмов, в Земляном городе — 39 храмов, в Замоскворечье — 12 храмов....

Издательство: Москва. Типо-литографiя И.Н. Кушнерева и Ко.
Автор: Найденовъ Н.А. / "Шерер, Набгольц и К°"

качать-
http://immortal-ru.livejournal.com/2107.html

 


 

Разрушение Москвы

 

"У "Николы" сшибли крест -
Стало так светло окрест!
Здравствуй, Москва новая,
Москва новая - бескрестовая!"

 

Демьян Бедный (Ефим Придворов), пролетарский поэт


 

Профессор Московского государственного института имени Сурикова, председатель президиума Московского городского отделения ВООПИК А.С. Трофимов, много лет занимающийся организацией спасения и охраны исторических памятников Москвы, отмечает еще один аспект преступной деятельности Л.М. Кагановича, — несущего персональную ответственность за разгром и разрушение Москвы. «Во главе плана реконструкции, — свидетельствует А.С. Трофимов, — стоял Каганович — не архитектор, а политический деятель».

Известный автор антисоветских публикаций А. Автарханов в своей книге «Технология власти» по поводу Кагановича сказал: «Самоучка, нигде не учился, начинал как набойщик обуви, закройщик и упаковщик».) Странной была направленность его деятельности, уничтожение уникальных образцов нашей культуры. На волосок от гибели оказался Покровский собор (храм Василия Блаженного).В брошюре «За социалистическую реконструкцию Москвы и городов СССР» Каганович в 1931 году писал, что Москву следует заново перепланировать и перестроить, ибо «когда ходишь по московским переулкам и закоулкам, то получается впечатление, что эти улочки прокладывал пьяный строитель». У автора нашлись предельно уничижительные слова для красавца-города, где якобы есть только «закоулки», «переулки» да «улочки».

Начиная с 1920-х годов сносились отдельные сооружение, но это еще не нарушало планировку района в целом.
В конце 1940 - начале 1950-х гг., изменился участок в начале Ленинского проспекта, в связи со строительством станции метро "Октябрьская".Из-за реконструкции 1960-1970-х гг., в связи с прокладкой транспортного тоннеля был снесен целиком квартал между Житной улицей и Коровьим валом.
Часть старых строений на площади, по Ленинскому (бывш. Б. Калужская ул.) и Якиманке была снесена в 1972 г. в связи с визитом президента Никсона, в том числе была взорвана церковь Иконы Казанской Богоматери, в которой до этого находился кинотеатр.

Калужская площадь
 

церковь Иконы Казанской Богоматери.

Спроектированная в 1790-х г. площадь, находилась на границе Земляного города (Садового кольца), улицы которого - Коровий вал и Крымский валСнос здания на Моховой улице. 1932 г. пересекали площадь:
Аэрофотосъемка 1920-х г., на юг от площади.
Прямо под крылом самолета, между Житной улицей и Якиманкой находилась церковь Иконы Казанской Богоматери, "что на Житной дворе", (арх. Н.В. Никитин).

Консультировал Кагановича архитектор Моисей Гинзбург, который, не таясь, говорил о том, что следует «не делать никаких новых капиталовложений в существующую Москву, а лишь терпеливо дожидаться естественного износа старых строений, исполнения амортизационных сроков, после которого разрушение этих домов и кварталов будет безболезненным процессом дезинфекции Москвы». (В его трактовке уничтожение доведенных до аварийного состояния исторических памятников русского зодчества было всего лишь «дезинфекцией» Москвы.)

Мнение Гинзбурга подкреплялось другим консультантом главным экспертом плана реконструкции Москвы архитектором Ле Корбюзье. Под его влиянием, а может быть, только прикрываясь его именем, Лазарь Каганович выступил с инициативой оставить только Кремль, все остальное — снести и построить вокруг 40-этажные небоскребы.
Главный архитектор планировки Моссовета тех лет профессор СЕ. Чернышев в унисон Кагановичу высказал (звучащее ныне диким) мнение о том, будто бы «не могла похвастать Москва и архитектурой, за исключением немногочисленных памятников искусства и отдельных хороших домов. Общий облик Москвы представлял смесь церковно-азиатской экзотики с безвкусицей особняков и нищих лачуг: при пестроте стилей и форм почти полностью отсутствовали архитектурные ансамбли»1.

(1) Свое понимание красоты этот зодчий показал, соорудив по своему проекту здание Центрпартархива напротив Моссовета на Советской площади (до революции она носила имя героя русско-турецкой войны генерала Скобелева).

 

Тверская улица. Литография с оригинала А. Кадоля. Первая четверть XIX в.

(Матвей Казаков в 1778—1782 годах выстроил дворец для З. Г. Чернышева, занимавшего пост московского главнокомандующего и исполнявшего обязанности генерал-губернатора.) (п.10)

Памятник М.Д.Скобелеву, выдающемуся русскому полководцу, герою Русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг., покорителю Туркестанского края, был открыт в июне 1912 г. на площади перед домом генерал-губернатора на Тверской. Автором памятника был малоизвестный скульптор подполковник А.П.Самонов, ставший победителем конкурса проектов. На освящении памятника

присутствовали делегации от Ферганской области и Болгарии. Простоял памятник всего шесть лет. 1 мая 1918 г. по инициативе рабочих памятник был разобран во исполнение декрета "О снятии московских памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг…"


После таких заявлений Каганович без всякого сопротивления со стороны руководства, столь же невежественного и малограмотного в архитектуре, сколь и все остальные «вожди» разного уровня, легко отдавал приказы на уничтожение и разрушение архитектурных шедевров мирового значения. Для разрушительной политики Кагановича в Москве все практически было готово, равно как и обоснование варварского уничтожения храма Христа Спасителя — ценнейшего культурного национального достояния России.

Здание Моссовета фото в 1953 г. (Архитектор Матвей Казаков)


 

Сразу же после смерти В.И. Ленина в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца по инициативе А.В. Луначарского была организована выставка проектов памятника вождю революции. По этому поводу была опубликована масса восторженных отзывов, и никого, абсолютно никого не насторожило тогда, что все проекты будущего монумента привязаны к одному месту. К тому, где горделиво высилась громада храма. Его-то и должен был заменить будущий, но до поры никому не известный «шедевр» советской архитектуры и монументального искусства.


Разрушение исторических памятников Москвы планировалось, как мы сегодня хорошо знаем, хладнокровно и расчетливо. Новые транспортные магистрали перекраивали облик исторической Москвы на свой лад. Уничтожалась древняя московская градостроительная культура. На нее накладывалась прорубаемая по живой застройке система проспектов и скоростных транспортных магистралей. Так снесли Красные ворота.

Памятник генералу М.Д.Скобелеву на Тверской площади (1912 г.).
(Тверская-Скобелевская-Советская-Тверская )

Это было сделано еще в 1927 году, уже тогда они якобы мешали транспорту. Но тогда же достигнутый технический уровень строительства позволял сделать транспортную развязку под землей, сохранив этот изумительный памятник Петровской эпохи. Петр Первый построил Красные ворота в честь победы над шведами, поставив их там, где славные русские войска входили в Москву после завершения победоносного похода.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
 

Здание Моссовета фото в 1979 году
 


Еженедельник «Ветеран» (1988, № 33) под рубрикой «Наши национальные потери» опубликовал краткую справку о Красных воротах. В ней, в частности, сказано: «Коренные москвичи знают, что еще в начале века площадь на пересечении улицы Кирова (бывшей Мясницкой) и Садового кольца украшали Красные ворота.
В 1709 году по указу Петра Первого на Земляном валу, напротив Новой Басманной улицы, в честь победы в Полтавской битве была сооружена деревянная триумфальная арка. За красоту и изящество по древнерусскому обычаю москвичи прозвали ее Красными воротами. В 1753 году Сенат распорядился на месте сгоревших деревянных ворот, построенных в 1742 году архитектором М. Земцовым, возвести новые — каменные, но в прежнем виде. Работу по восстановлению триумфальных Красных ворот поручили скульптору и архитектору Д. В. Ухтомскому. Выдающийся русский зодчий разработал проект новой площади, поместив в ее центре на возвышенности триумфальные ворота. В отличие от деревянных новые ворота представляли собой четырехгранное объемное сооружение, рассчитанное на круговой обзор со всех сторон площади. Ворота были расписаны под мрамор, позолочены и украшены живописными вставками. Строительство Красных ворот закончилось в 1758 году.
Во время большого московского пожара в 1812 году ворота обгорели. Правда, позже они были восстановлены.


(Храм Христа Спасителя в Москве. Архитектор К. А. Тон.— памятник победы над полчищами Наполеона, вторгшимися в Россию в 1812 году, Таким храм был до взрыва 5 декабря 1933 г. В настоящее время он возведен заново.)
 

В последний раз Красные ворота ремонтировались уже при Советской власти, в 1926 году. И в конце того же года значились в списке, составленном отделом коммунального хозяйства Моссовета, в числе зданий, подлежащих сносу! Мотивировка была стандартной по тем временам: «...ввиду узости места для проезда транспорта».
На защиту городской достопримечательности поднялась общественность Москвы. За сохранение Красных ворот выступили архитектор А.В. Щусев, художник А.М. Васнецов, академик, секретарь АН СССР С.Ф. Ольденбург, Московское архитектурное общество.
10 января 1927 года Наркомпрос РСФСР обратился в Президиум ВЦИК с просьбой приостановить постановление о сносе. В письме говорилось, что Красные ворота «являются единственными в своем роде не только во всесоюзном, но и в мировом масштабе... Указание Моссовета на помеху для движения...

Красные ворота

 представляется неубедительным, так как центр площади всегда не используется». 6 апреля Московский отдел народного образования направил в Моссовет просьбу о включении Красных ворот «в список памятников на учете». 16 апреля пришел ответ: «...Надобности о включении Красных ворот в список памятников нет». Вскоре ворота были снесены. Некоторые декоративные украшения Красных ворот сохранились в филиале Музея архитектуры имени А.В. Щусева (бывшем Донском монастыре) и в Музее истории города Москвы. До наших дней дошли чертежи ворот, составленные в 1932 году архитектором С.Ф. Кулагиным по ранее выполненным обмерам. Увы, это все, что уцелело от великолепного памятника архитектуры стиля барокко — знаменитых Красных ворот».

...Разрабатывался проект создания проспекта Дворца Советов. Он предназначался для того, чтобы рассечь город от предполагавшегося в Измайлове стадиона через Стромынку, Комсомольскую площадь и далее — через обреченную на снос нечетную сторону улицы 25-го Октября (бывшую Никольскую), через почти полностью уничтожаемые Волхонку и Остоженку на Комсомольский проспект и Юго-Запад. Реальные интересы москвичей уступили место решению чисто инженерных задач.
Каганович сделал в Кремле несколько подготовленных для него специалистами докладов о планах перестройки Москвы, сосредоточив основное внимание на том, что после выполнения реконструкции Москва станет поистине образцом мирового градостроительства в его социалистическом варианте, будет навсегда связана с именем Сталина.
Идея и ее реальное воплощение Иосифу Виссарионовичу понравились, и «добро» на разрушение Москвы Каганович получил.
Здесь предоставим слово "немецкому" писателю гуманисту Лиону Фейхтвангеру.

В 1937 году издательство «Художественная литература» выпустило в свет массовым тиражом «Отчет о поездке для моих друзей «МОСКВА 1937». И здесь мы находим весьма любопытные свидетельства бывшего немецкого гражданина, а затем эмигранта не по своей воле, который дал восторженную оценку планам реконструкции Москвы. Эти свидетельства сегодня будут очень кстати. На с. 26 автор особо выделяет несколько строчек под жирным заголовком «Инициаторы». Здесь упомянуты всего три имени, но каких?! Писатель пишет: «Инициаторами этого проекта (плана реконструкции Москвы. — Е.Е) являются Н.С. Хрущев, Л.М. Каганович и И.В. Сталин».
И немудрено, что Сталина соблазнил предложенный Кагановичем и К0 план «перестройки Москвы». Лукавил ли Фейхтвангер, когда писал: «Разумное начало... особенно ярко проявилось в величественном плане реконструкции Москвы»? Вряд ли. Однако все может быть. Может быть, и лукавил, когда с восторгом описывал модель будущей Москвы на строительной выставке:
 


Лион Фейхтвангер

«Стоишь на маленькой эстраде перед гигантской моделью, представляющей Москву 1945 года, Москву, относящуюся к сегодняшней Москве так же, как сегодняшняя относится к Москве царской, которая была большим селом.
Модель электрифицирована, и все время меняющиеся голубые, зеленые, красные электрические линии указывают расположение улиц, метрополитена, автомобильных дорог, показывают, с какой планомерностью будут организованы жилищное хозяйство и движение большого города.
Огромные диагонали, разделяющие город, кольцевые магистрали, расчленяющие его, бульвары, радиальные магистрали, главные и вспомогательные пути, учреждения и жилые корпуса, промышленные сооружения и парки, школы, правительственные здания, больницы, учебные заведения и места развлечения — все это распланировано и распределено с геометрической точностью. Никогда еще город с миллионным населением не строился так основательно по законам целесообразности и красоты, как новая Москва. Бесчисленные маленькие вспыхивающие линии и точки показывают: здесь будут школы, здесь — больницы, здесь — фабрики, здесь — магазины, здесь — театры. Москва-река будет проходить здесь, а здесь пройдет канал Волга — Москва. Тут будут мосты, а здесь под Москвой пройдет тоннель, там протянутся пути для подвоза продовольствия, а вот здесь — для всякого рода другого транспорта, отсюда будем регулировать водоснабжение города, отсюда — электроснабжение, а тут будет теплоцентраль... Здесь с самого начала все строится целесообразно, планово, разумно, осмысленно».

Продолжая восторгаться, Фейхтвангер пишет, касаясь отдельных деталей модели:

«Проведение трех диагональных магистралей длиной от 15 до 20 километров каждая и трех новых радиальных магистралей, разбивка двух параллельных улиц, расширение Красной площади вдвое (обратите внимание, читатель, вдвое! Что это означает? Ответ, надеемся, вы дадите сами, читая описание подвигов упомянутых выше «инициаторов» — Л.М. Кагановича и Н.С. Хрущева), размещение жилых корпусов, перенесение опасных в пожарном отношении и вредных производств, строительство широких набережных, одиннадцати новых мостов и новых железнодорожных путепроводов, распределение теплоцентралей, пятисот тридцати новых школьных зданий, семнадцати новых больших больниц и 27 амбулаторий, девяти новых огромных универмагов, увеличение площади города на 32 ООО гектаров, закладка мощного, шириною в 10 километров, защитного поясного массива парков и лесов, который кольцом окружит город, расширение 52 районных парков в пределах города и 13 парков на окраинах — все это так точно рассчитано, так мудро увязано, что даже самого трезвого наблюдателя должны взволновать размах и красота проекта».

Впадая чуть ли не в экстаз, Лион Фейхтвангер восклицает: «Да, испытываешь несравненное эстетическое наслаждение, рассматривая модель такого города, построенного с самого основания по правилам разума, — города первого в своем роде, с тех пор как люди пишут историю. Стоишь и смотришь на гигантскую модель, а архитекторы дают объяснения!»

У Дворца Советов существовал даже зримый прототип. Это Статуя Свободы в New-York.



У Дворца Советов существовал даже зримый прототип. Это Статуя Свободы в New-York. Для статуи Ленина Совет строительства выбрал проект скульптора С. Д. Меркурова. "По указанию товарища И.В.Сталина скульптор изобразил Ленина с рукой, простёртой вверх, в позе, выражающей призыв". Как отмечалось в описаниях, эта статуя, весившая 6000(!) тонн должна была оказаться «тяжелее и выше» Статуи Свободы. Так размер указательного пальца составлял бы 6 метров, голова по объему была бы несколько меньше Колонного зала Дома Союзов. В 1936 г. Меркуров в эскизе статуи В. И. Ленина уже предусматривал ее высоту 100 метров.

Стоит ли удивляться, что такой игрушкой задурили голову не только бывшему семинаристу Джугашвили, но и высокообразованному европейскому писателю, который, не сознавая, поддался влиянию этого беспардонного шаманства с мигающими лампочками, раздвигающимися кварталами, движущимися игрушечными машинками и паровозиками.
Однако вопреки здравому смыслу, Фейхтвангер писал: «Радостно сознавать, что эта модель не игрушка (если бы. — Е.Е.), не фантастическая утопия западного архитектора...»
По-видимому, Сталин поддался магии этой огромной электрической игрушки и практически не мешал Кагановичу и Хрущеву разрушать старую Москву, которую Фейхтвангер обозвал «большим селом».
Точкой отсчета уничтожения памятников архитектуры Москвы стал 1932 год. С тех пор ушло безвозвратно четыреста двадцать шесть памятников мирового значения. 426!
Здесь, конечно, особняком стоит позорная эпопея уничтожения храма Христа Спасителя. Хотя приговор ему был вынесен еще в 20-е годы, роль палача при его исполнении взял на себя Лазарь Каганович в 1931-м.
Акция уничтожения памятника-храма имела прямо-таки символическое значение — она открыла вакханалию злонамеренного уничтожения и разрушения всего, что возможно, в Москве.
Волею судеб сохранена 15-минутная лента об уничтожении храма, сделанная документалистами ЦСДФ (оператор Микоша). Ее иногда кое-где демонстрируют... Один из зрителей оставил письменное свидетельство о своих впечатлениях от увиденного:


Снос Казанского собора в 1936 году.

«Первоначальное мое ощущение — скорее увидеть, запомнить все, что можно за эти 15 минут, когда на экране была показана величественная панорама Москвы, где на первом плане красовалось это грандиозное, сказочное сооружение.
У меня вдруг ослабли ноги. Было такое чувство, что ты сейчас будешь присутствовать на казни дорогого тебе существа... Съемка была произведена в ясный день, день солнечный, со всех сторон, поэтому информация об архитектуре и скульптуре была достаточной, чтобы сразу же отмести все те лживые утверждения о том, чему учили нас в институте, что якобы никакой художественной ценности это здание не имеет. Мне всегда вспоминаются цитаты учителей по истории искусства, сводящиеся к одному: в XIX веке в России скульптура ничего не создала, а в архитектуре второй половины столетия господствовал псевдорусский стиль, насаждаемый царским правительством. Это лжеучение, как и многое другое, что я вынес из школы, института, сметается за 15 минут показа кинохроники. 15 минут правды и целая прожитая мною жизнь... 15 минут правды...
Потом взрыв, и, словно подкошенный, осыпается главный купол собора. На мгновение перед этим примечательный момент: возведение забора... Когда упал главный барабан, тело всего собора выстояло, оно не дрогнуло перед такой страшной силой. Оно словно бросило вызов наглому палачу: «Россия живет, Россия не сломлена. Пусть я упаду, но Россия все же будет жить!»
Один за другим пали четыре других барабана, но собор опять выстоял. Потом вновь несколько взрывов, и уже все завалено внутри. Целая гора развалин. Более взрывать незачем. Остался один угол целым, и могильная тишина.
А потом наверху куча людей в телогрейках (спецодежда сталинских пятилеток), словно муравьи, долбят остатки памятника своей Родины. На этом хроника заканчивается».
От себя добавим: в запасниках киноархива хранится еще ждущий своего часа 900-метровый обвинительный документ, где зритель сможет увидеть и самого Лазаря Моисеевича, радостного и возбужденного.
Итак, архитекторы дают объяснения. Кто эти архитекторы, мы тоже сообщили. Они говорили:

«В 1935—1936 годах мы намечали построить школы здесь и здесь, — и в соответствующих местах вспыхивают электрические лампочки-точки, — а вот сколько мы фактически построили, — а точек вспыхивает больше. В первые полтора года мы хотели построить больницы здесь и здесь, а построили фактически... — и опять точек вспыхивает больше, чем было запроектировано. Если хочешь рассмотреть модель подробней, отдельные кварталы города, то модель автоматически раздвигается, проходишь туда, сюда, осматриваешь будущий город, выбираешь себе любимые места».

Евгений Русанов (журналист) свидетельствует: «Я смотрел этот фильм и считаю, что было совершено преступление, которое еще предстоит осознать в полной мере, думаю, нашему поколению».
Автор этих строк также имел возможность ознакомиться с документами о взрыве храма. Он присоединяется к мнению и позиции вышеназванных зрителей.
Не менее тяжкое преступление, относящееся к разряду культурного геноцида, было совершено спустя несколько лет и столь же безнаказанно, когда Кагановича на посту первого секретаря МГК ВКП(б) сменил Никита Сергеевич Хрущев. Если Кагановича, без сомнения, следует считать автором и организатором чудовищного плана уничтожения исторической материальной Памяти России (плана реконструкции Москвы), то Хрущева — его наследником: в 1936 году был снесен Казанский собор.


Отсюда ясно, что разрушение в Кремле и на Красной площади исторических построек и возведение названного Кремлевским Дворцом съездов безобразного аквариума, а также строительство гостиниц «Россия» и «Националы» — не простая прихоть бывшего главного архитектора-разрушителя Посохина, а санкционированное высшим руководством партии продолжение политики «реконструкции» Москвы, начатое Кагановичем и осуществляемое Хрущевым в 30-е годы.
асной площади в Москве — один из трех самых значимых памятников воинской славы России и главным памятником народной освободительной войны 1612 года Москвы и России от польско-литовских оккупантов, от бедствий Смутного времени начала XVII века; был разрушен в 1936 году.
Дважды в год направлялись к нему в течение 300 лет от Лобного места в поминовение подвигов павших за Родину русских воинов. Храм был построен и освящен в 1637 году. Возводился по инициативе и на средства предводителя доблестных русских воинов и ополченцев, именовавшихся тогда черными (народными) сот¬нями1

Церковь Никола - Большой крест в Москве. [По Каталогу Барщевского N 1978].
1882 (Фот. Барщевский И. Ф.) ссылка: ИИМК РАН, фотоархив, O.514.26
 



До какой же степени нужно было нашим либералам извратить всю историю нашего Отечества и наше общественное сознание чтобы возникшее в начале XVII века русское слово «черносотенец» (то есть мужик-ополченец, добровольно выступивший на защиту Родины от иноземных захватчиков и готовый безымянно умереть в бою за нее) превратилось к началу XX века в синоним погромщика-юдофоба! Впрочем, судя по всему, такая же участь скоро ожидает и французского происхождения слово «патриот». (Прим. ред.)

Это был освободитель Москвы — князь-воевода Дмитрий Михайлович Пожарский. Именно его, князя, да еще нижегородского купца Козьму Минина вспомнил наряду с другими защитниками земли Русской — Александром Невским, Дмитрием Донским, Александром Суворовым, Михаилом Кутузовым — вождь советского народа И.В. Сталин, призывавший вдохновляться их мужественным образом в неравной борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. В Казанском соборе хранились главные реликвии ополченцев: стяг — воинское знамя и икона Казанской Божией Матери. Спустя 200 лет, в 1812 году, Москва благословила этой иконой другого великого полководца — Михаила Илларионовича Кутузова на борьбу с полчищами Наполеона Бонапарта. Собор — выдающееся произведение зодчества первой половины XVII века — включал кроме главного храма два придела, колокольню и художественную ограду. В конце XVIII века он был частично перестроен. Замыкая площадь с севера, Казанский собор вместе с Покровским собором и Кремлем являлся главной художественно-идеологической частью уникального исторического ансамбля Красной площади.

Сейчас на этом месте большой пустырь с общественным туалетом. Сохранились остатки фундамента памятника на углу ул. 25-го Октября и Исторического проезда, а также обмерные и проектные чертежи, выполненные выдающимся русским ученым-реставратором Петром Дмитриевичем Барановским (скончался в середине 80-х годов).

В 1925—1933 годах Казанский собор был исследован и реставрирован П.Д. Барановским, однако это не спасло памятник. После взрыва храма Христа Спасителя Л.М. Каганович намеревался принять столь же активное личное участие в уничтожении Казанского собора, а также храма Василия Блаженного. Задуманное не осуществилось по не зависящим от Лазаря Кагановича обстоятельствам. Частично план выполнили его клевреты, когда в Москве первым секретарем МГК ВКП(б) стал Хрущев. Он жил в это время на улице Серафимовича в Доме правительства, т.е. в том самом, с легкой руки Ю. Трифонова — его бывшего обитателя, «Доме на набережной». Часть окон смотрела туда, где 4 года назад высился храм Христа Спасителя, сомнительную славу за взрыв которого получил Каганович. Из его рук будущий глава партии и Советского государства принял эстафету разрушения бывшего стольного града Русской земли. Думается, не случайной была фраза, вырвавшаяся у хрущевского зятя А.И. Аджубея, сказавшего на страницах журнала «Знамя» (1988, № 6): «...Хрущеву было что принять в расчет на Московской земле. Он только казался простоватым человеком». Вот этот-то «простачок» и стер с лица земли Казанский собор на Красной площади. Это называлось расчисткой города от «рухляди минувших веков». Даже в те глухие времена московская общественность выступала с протестами против уничтожения и разрушения памятников. Этот факт невозможно было обойти молчанием, и Хрущев скрепя сердце вынужден был доложить Сталину о протестах по поводу сноса старинных зданий. Сталин задумался, а потом ответил: «А вы взрывайте ночью...» Так и делали.
В настоящее время Совет министров РСФСР и Центральный совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры поручили Московскому отделению ВООПИК восстановление памятника-монумента Народной Славы, создана комиссия содействия восстановлению Казанского собора, объявлен сбор средств от желающих внести посильный вклад на это высокое и благородное дело патриотов.
Следовало бы предъявить счет наследникам виновных в уничтожении культурного достояния России, тем же Хрущевым и Кагановичам. Они, в первую голову, несут ответственность за печальную участь, постигшую всемирно известный памятник XVII века — церковь Успения на Покровке. Над входом в храм была надпись: «Входящий удивись — дело рук человеческих». Каганович не удивился. Не удивился и Хрущев. По приказу властей церковь была взорвана. На месте памятника ныне... сквер.
церковь Николы Большой Крест у Ильинских ворот
Справка: Церковь Успения на Покровке

В 1696-99 в Котельниках на средства купца И. М. Сверчкова была построена церковь Успения на Покровке - выдающийся памятник московского барокко. Ей предшествовали 2 более ранние церкви: кирпичная, сооружённая в 1652, и деревянная, известная с 1511. Имела адрес Покровка дом 5, на её месте сейчас сквер на углу Покровки и Потаповского переулка, названного по имени ее предполагаемого строителя П. Потапова
Выдающиеся достоинства памятника послужили основанием для легенды о специальной охране, выставленной Наполеоном у церкви, дабы уберечь её от пожара и разграбления.

Снесен также всемирно известный памятник XVII века — церковь Николы Большой Крест у Ильинских ворот. Сейчас там газон.


справка:
 

1882 год вид пустынной Ильинки от Ильинских ворот в сторону Красной площади. В центре, по правой стороне - церковь Никола "Большой крест" на Ильинке (1680-1688) с выступающей из-за храма колокольней со шпилем (надстроена 2мя ярусами в 1819). Храм был построен на средства архангелогородских купцов Филатьевых и получил своё народное название из-за большого саженного (сажень = 2.13 м) деревянного резного креста, находившегося в нём. Справа - типичная торговая застройка до перестройки Ильинки в 1890х-1910х. За спиной фотографа - башня Ильинских ворот Китайгородской стены.
Никола "Большой Крест" с колокольней был варварски снесён в 1934, хотя в 1928 храм был капитально отреставрирован. Ильинка из торгово-финансовой превратилась в торгово-административную улицу.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В 30-е годы разобран и разрушен Страстной монастырь, замыкавший Тверской бульвар. На этом месте сооружено модернистское строение из стекла и бетона — кинотеатр, получивший, словно в насмешку, название «Россия».


___________________________________________________________________________________________________
Справка:
Страстной монастырь до революции



Страстной женский монастырь, Московская еп., в Москве, у Тверских ворот. Основан по повелению царя Алексея Михайловича в честь чудотворной Страстной иконы Божией Матери. В 1778 монастырь сгорел; в 1779 был возобновлен на суммы, пожалованные имп. Екатериной II.
_______________________________________________________________________________________________________

В самом центре русской столицы, на Страстной площади над задумчивым бронзовым Пушкиным нависает семиэтажное здание газеты «Известия». Раньше оно возвышалось не над памятником (он стоял в начале Тверского бульвара), а над старинным монастырем и казалось очень модернистским и очень высоким. Когда оно строилось, Маяковский удовлетворенно писал:
И каменщики с небоскреба « Известий»
плюют на Страстной монастырь.

Куда конь с копытом, туда и рак с клешней. Бездарный стихотворец Семен  Кирсанов, сын портного, только что приехавший «с Одессы» и считавшийся последователем Маяковского, загибал еще хлеще:

Была Москва – большой огород,
Лабазников жадных логово,
Да взяли Москву в большой оборот –
Редиски церквей выдергивать.
Емельян Михайлович Ярославский
Комментировать эту малограмотную местечковую наглость, видимо, нет нужды. Но уместно вспомнить, кто в то самое время практически осуществлял «выдергивание редисок». Это был соплеменник Кирсанова влиятельный тогда Емельян Михайлович Ярославский, занимавший множество постов – и секретаря ЦК ВКП (б), и секретаря МК, и председателя Антирелигиозной комиссии ЦК (это была тайная структура, о самом ее существовании стало известно лишь после падения коммунизма).
Ярославский закатывал истерики на заседаниях МК, вопил, что потрясен – по дороге сюда с окраины, где выступал перед рабочими, он проехал мимо восемнадцати церквей, они отравляют народ идеологическим ядом и мешают уличному движению.
Страстной монастырь он тоже ликвидировал. Долгое время площадь, переименованная в Пушкинскую, пустовала. В первые послевоенные годы на ней к праздникам стали сооружать киоски: торговали газировкой, мороженым, конфетами, папиросами. Из репродукторов неслась танцевальная музыка.

История еще воздаст должное всем, кто причастен к уничтожению Москвы, к попыткам насильственно разорвать духовную связь поколений русских людей, ибо преемственность культуры и глубокого патриотического чувства без бережного сохранения прошлого невозможна. А прошлое запечатлено в камне, металле, дереве, букве и духе народных традиций. Каганович всегда выступал на этом поприще как воинствующий «строитель нового», для которого была типична крайняя нетерпимость. Однако он не всегда был постоянен в этом. Старые партийные работники Украины сообщили автору об одном малоизвестном, но весьма характерном случае из жизни Л.М. Кагановича, когда вопреки своему обыкновению сей атеист не стал добиваться изъятия у верующих молитвенного дома. Как это было? В разгар выступлений «безбожников», действовавших на всей территории страны под командой Емельяна Ярославского (Губельмана Минея Израилевича) против религии, в одном из городов Украины агитпроп обкома партии реквизировал у местной еврейской общины старинную синагогу. Сделав соответствующие перестройки, борцы с религией превратили ее в клуб областного союза безбожников.
Верующие, однако, не смирились. Большая группа евреев обратилась к Председателю ЦИК СССР М.И. Калинину. Приемная Всесоюзного старосты прислала жалобу местному исполкому с указанием, что синагогу можно закрыть только с согласия (!) верующих. Как мы помним, например, у православных верующих даже в Москве никто и никогда согласия на закрытие, изъятие или уничтожение храмов и монастырей не спрашивал. А там потребовалось согласие.
Тогда «умные головы» из агитпропа обкома ВЛКСМ провели «голосование». Его представители ходили по квартирам и домам еврейских семей с открытым листом, в котором значился вопрос: желает ли данный гражданин, чтобы в этом районе был открыт клуб для просветительских целей. Согласие подтверждалось подписью.
Ничего не подозревавшие и ни в чем не сомневавшиеся верующие без всякого принуждения свои подписи дали. «Волеизъявление» евреев было направлено назад к Калинину. И тогда последовала реакция приемной Калинина, что синагогу можно превратить в клуб. Только после этого верующие поняли, что их провели на мякине. Обратились в ЦК лично к Кагановичу. Совет синагоги решил, что к нему можно обратиться как «евреи к еврею» и к тому же очень большому начальнику. От имени верующих местный раввин писал Кагановичу, что его община готова уступить Советской власти другую, маленькую синагогу, которая находится в том же городе, но просит сохранить за общиной старую большую синагогу, ибо она рассматривается общиной не только как место отправления религиозного культа, но и как редкий архитектурный памятник религиозно-духовной культуры евреев России. Испуганный и раздраженный личным обращением к себе, Каганович наложил резолюцию: «Закрыть обе синагоги».
Бумага по принадлежности попала в Агитпроп ЦК, к Стецкому, который возглавлял этот отдел и ведал всеми вопросами такого рода. Стецкий, однако, распоряжение члена Политбюро почему-то не выполнил (А почему? Нам остается гадать. — Е.Е.) и счел нужным наложить новую резолюцию, но иного содержания: «В архив». А затем проделал совсем необъяснимое — местному агитпропу протелеграфировал: «Реставрировать на деньги обкома и немедленно вернуть общине головотяпами реквизированную синагогу». Оба участника бюрократической головоломки полагали, что «овцы сыты и волки целы». Однако история получила совсем неожиданное продолжение. На имя Кагановича поступило благодарственное письмо того же раввина, не знавшего, конечно, в чем дело. Кагановича столь прямое и простодушное личное обращение к нему сильно напугало. Опасаясь неприятных последствий, он обратился к Сталину с жалобой как к третейскому судье, который бы мог привести в чувство «непокорного» Стецкого.
Но Сталин, как говорят, быстро привел в чувство самого Кагановича. «Лазарь, — сказал ему Сталин, — ни один католик в мире не может перещеголять папу, но неразумный папа может взбунтовать всех католиков мира. Мы не хотим бунта». Иосиф Виссарионович напомнил своему усердному помощнику о том, что даже безвестная еврейская община где-то там на юге страны имеет, между прочим, — и это Лазарю хорошо известно, — «международное значение». Сталин напомнил, что прежний американский президент Теодор Рузвельт пошел на посредничество в Портсмуте во время Русско-японской войны 1905 года только после того, как русский император и его министр Витте обещали силой пресекать еврейские погромы. Нынешний Рузвельт (Франклин Делано. — Е.Е.), сказал Сталин Кагановичу, пойдет на признание СССР, если евреи Нью-Йорка перестанут получать от нас тревожные вести и не будут мешать отношениям Америки с Советским Союзом. Сталин отлично понимал, какие пружины мировой политики связаны с таким, казалось бы, малым вопросом, как закрытие советской властью синагоги и причастность к этому самой партии большевиков. Он на пальцах объяснил Кагановичу желательность проявления толерантности в отношении иудеев и их запросов, пожурив его за излишнюю нервозность.
40-е годы для Кагановича открывались блестящими перспективами новых политических успехов в Кремле, где он успешно осваивал получаемые от Сталина назначения. Но... началась Великая Отечественная война.
Уже 22 июня 1941 года к народу обратился с пастырским воззванием глава Русской православной церкви патриарх Алексий. Там не было ни слова об интернационализме и пролетарской революции1
____________________________________________________________________________________________________________________
'ЦК ВКП(б) пошел тогда на беспрецедентный шаг: дал официальное разрешение на обращение к народу с призывом к сопротивлению врагу главе Русской православной церкви, с которой власти вели тотальную войну с 1917 года — изымали церковное имущество, расстреливали священников и монахов, сажали в тюрьмы, ссылали в гиблые места на северных окраинах страны, безжалостно взрывали храмы и монастыри, невзирая на их историческую и архитектурную ценность. К этой политике помимо Л.М. Кагановича имел прямое отношение и самый воинствующий «безбожник» Миней Израилевич Губельман, более известный по энциклопедиям под кличкой Емельян Ярославский, полученной с легкой руки Е.Д. Стасовой. Советская власть и партия, казалось бы, не должны были даже рассчитывать на помощь и содействие Русской православной церкви, отсеченной мечом Закона от русского народа. К 1941 г. было уничтожено триединство, составляющее суть русской народной жизни, — самодержавие, православие, народность. Самодержавие было свергнуто в 1917 г. Словно мечом, от русских отсекли первыми декретами Православие. А к 1941 г. под видом распространения интернационализма была уничтожена народность.

Патриарх звал русских людей на защиту Отечества, и в первый же день войны он выразил твердую уверенность в победе над немецко-фашистскими полчищами.
-----------------------------------------------------------------------------------------------

Эту статью я задумал сразу же после того, как увидел в славянской культуре тему " Царские жесты мэра в Коломенском".
http://slavyanskaya-kultura.nnm.ru/tsarskie_zhesty_mera_v_kolomenskom

За основу материала была взята глава из книги Евгения Евсеева " Каганович сатрап за спиной Сталина" - "вандализм и варварство"

Уничтожение старой Москвы, памятников русской архитектуры и зодчества, начатое в в 20 годах продолжается и по нынешний день, да и не только в Москве.

Примеры довольно показательны.

Произвол и противозаконные действия правительства Москвы: дом по Малому Златоустинскому переулку – под снос или реставрация (?)
Противозаконные коррумпированные действия ХОЗУ МВД РФ, Басманной управы, префектуры ЦАО, другие службы г. Лужкова и г. Москвы которые имеют отношение к произволу и преступному нарушению прав и законов в отношении жильцов дома и действий по искусственному старению дома по адресу: г. Москва, ЦАО, Малый Златоустинский пер, дом 1/11.
http://goldstyles.awardspace.com/
Мы приведем скорбный список умерщвленных памятников архитектуры (данные ВООПИК, “Правда-5”, №110 (139), 22-29 сентября,1996). Коммерческими структурами, которые получили от Лужкова, под видом “реконструкции” разворованы и разрушены ценнейшие элементы историко-культурных памятников по 2-му Обыденскому пер, 11; 1-му Зачатьевскому пер., 6; ул. Остоженка, 40. Коммерсантами уничтожена мемориальная квартира Сеченова (Сеченовский пер..6, стр.2), последняя квартира Есенина (Померанцев пер., 3), дом Рубинштейна (Сретенка, 17), парк, который сажал Шаляпин (Остоженка), палаты XVII века (Чистопрудный бульвар, 11), целый ряд памятников архитектуры на ул. Сергия Радонежского. По распоряжению Лужкова снесена часть усадьбы Истоминых (Пречистинка,8, стр.3), часть архитектурного комплекса литературного музея Пушкина (Пречистинка, 12), изуродован Гостиный Двор (Ильинка, 3) — несмотря на предупреждения реставраторов часть галерей Гостиного Двора рухнула вместе с надстройкой, которая появилась там по приказу Лужкова ("Итоги" №1-2, 1997).

Снесены архитектурные памятники по адресам: 1-й Голутвинский, 4, стр.1; Арбат, 48; Лаврушинский 2/12, стр. 1,2; Кадашевская наб., 18; ул. Тулинская, 1/2; ул. Герцена,17; Никитский бульвар,10/5, стр 1. Нанесен существенный ущерб памятникам архитектуры Новинский бульвар, 25; Остоженка, 37; Цветной бульвар, 25; Садово-Сухаревская, 14; Камергерский пер., 6 (квартира С.Прокофьева); Житная, 6/8... Временем и номенклатурным бездушием разрушаются дом Черткова (Мясницкая, 7), дом Алябьева (Крелевская наб., 1/9), дом Шаляпина (3-й Зачатьевский, 3) и многое другое.

Лужковский главный архитектор летом 2001 года неожиданно заявил, что московскому правительству нужна земля в центре столицы. Поэтому будут сноситься все старые здания – не взирая на историческую ценность. Мол, реставрация построенных в ХХ веке заданий слишком дорга – строили их плохих материалов. На месте всего этого “старья” должны появиться современные задания. А что до нелепой эклектики, так в этом, якобы, состоит своеобразие Москвы...

http://fondus.ru/forum/index.php?action=vthread&forum=5&topic=200

И как дополнение о разрушении памятников древней старины, то хочется обратить внимание, что также разрушаются и древние капища славян, курганы, могильники, о вырубке леса в старинных парков типа Царицино вообще молчу. Довольно не простая ситуация сложилась в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике. С подачи Рязанской епархии и при поддержке Патриарха Президент Путин наложил положительную резолюцию на просьбу о передаче комплекса Рязанского кремля (находящегося в собственности Рязанского музея) Русской православной церкви.
Подробности на сайте l
неплохой сайт о археологии кто интересуется
Археология России

Использованные материалы:

1. Евгений Евсеев Вожди в законе. Каганович сатрап за спиной Сталина
2. http://e-motion-s.livejournal.com/225016.html
3 . Фото старой Москвы http://old.moskva.com/moskva/end-19/34876.html
4. Матвей Казаков дворец графа Чернышева, мэри Москвы
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=18641&ob_no=19484
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=19485&cat_ob_no=18641
5. http://mos-nj.narod.ru/1990_/nj9402/index.htm
6. http://www.temples.ru/gallery.php?CardID=937
7. http://www.retromoscow.narod.ru/moscow_back-to-the-future_096.html
8. http://www.hrono.info/text/2006/barnv1006.html
9. http://www.retromoscow.narod.ru/moscow_back-to-the-future_053.html
10. Здание мери http://www.moscow-hotels-russia.com/rus/moscow_government.htm
11. Тверская http://www.myotpusk.ru/articles/tverskaya/
12. памятник Скобелеву
http://jasper-foter.moskva.com/blog/old-moscow-story/
http://www.retromoscow.narod.ru/moscow_back-to-the-future_055.html

источник- http://slavyanskaya-kultura.nnm.ru/_razrushenie_moskvy

 

 

Потерянная Москва (фото)

 


 

Беспредел. Москва, которую мы потеряли.

 

 

 

 

...14 сентября 1812 года армия Наполеона Бонапарта вошла в Москву, но город был уничтожен огнём. Из 9 тысяч зданий уцелела только треть. Покидая Москву, император Франции распорядился уничтожить Москву полностью. То, что не удалось Наполеону, может получиться 200 лет спустя....