Домой Кино Музыка Журналы Открытки Страницы истории разведки Записки бывшего пионера Люди, годы, судьбы...
Форум Помощь сайту Гостевая книга
Страницы истории России
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
Последний бал императорской России
КОСТЮМИРОВАННЫЙ БАЛ 1903 ГОДА В ЗИМНЕМ ДВОРЦЕ
11
February 1903
года в Зимнем дворце состоялся вечер, а 13 February — грандиозный
костюмированный бал. Это был последний бал императорской России. До настоящего
времени этот бал, за которым закрепилось условное название «Бал 1903 года»,
остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования
последнего из рода Романовых. Замечательно то,
что несколько костюмов, в которые были одеты участники этих празднеств,
сохранились в фондах Государственного Эрмитажа. Они поступили в музей из
различных источников: из дворцов, принадлежавших членам императорской фамилии
(Зимнего и Ново-Михайловского), из особняков петербургской знати (Юсуповых,
Голицыных, Бобринских), а также из музеев и Музейного фонда, который существовал
в 1920—1930-х годах (туда поступали предметы искусства из многочисленных
национализированных особняков петербургской знати). Сохранившиеся на вещах
маркировки и документы поступления подтверждают их происхождение. Большое значение
для атрибуции маскарадного платья Эрмитажного собрания имеет альбом с портретами
участников бала 1903 года. По распоряжению Александры Федоровны после балов 11 и
13 February лучшие фотографы Санкт-Петербурга — Боассон и Эглер, Александр,
Ренца и Шредер, Левицкий и другие — выполнили одиночные портреты и групповые
снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания альбома с
фототипиями, содержащего около двухсот изображений. Альбомы распространялись (за
определенную, довольно высокую, плату) с благотворительной целью в первую
очередь среди участников бала. Прекрасно выполненные фотографии позволяют
увидеть мельчайшие детали костюмов и на основании сопоставления с имеющимися в
музее вещами атрибутировать целый ряд одежд, головных уборов, рукавиц и обуви.
Таким образом были выявлены отдельные предметы и комплекты, принадлежавшие
двенадцати участникам маскарада. В этих же костюмах они появились на балу во
дворце Шереметева, который состоялся 14 February того же года. Знакомство с
фототипиями позволяет представить направленность художественного оформления
маскарадных костюмов участников бала в их реальном воплощении. Здесь
представлены бояре и боярышни, различные придворные чины времен Алексея
Михайловича, сокольничьи, стрельцы, горожанки в различных одеждах: от богатых
ферезей и платен до крестьянских сарафанов с душегреями.
Портреты
участников костюмированного бала 1903 года остались запечатленными в фотоработах
столичных фотографов Л.Левицкого, Д.Асикритова, В.Ясвоина, Д.Здобнова,
Ив.Войно-Оранского, Е.Морозовской, М.М.Рейссерти и Е.Флиге, Ренца и Ф.Шрадера,
Ф.Боассон и Ф.Эгглера и других
Непосредственное знакомство с маскарадными одеждами Эрмитажного собрания, которые использовались на балах 1903 года, имеет особое значение. Оно позволяет увидеть расцветку, отделку, материалы, определить приемы исполнения костюмов в духе XVII века в материалах XX столетия. Интересно также сравнить точность воспроизведения «исторического» костюма XVII столетия в маскарадном варианте с подлинниками того времени. Каждый участник бала, выбравший для себя определенный костюм, несомненно, использовал имевшиеся в то время образцы.
Император Николай
II был одет в «выходное платье царя Алексея Михайловича»: кафтан и опашень
золотой парчи. Костюм дополняли царская шапка и жезл. Маскарадный костюм Николая
II в настоящее время находится в Оружейной палате Московского Кремля.В фондах
Государственного Эрмитажа хранятся предметы одежды, принадлежавшие участникам
маскарадов в императорской резиденции в 1903 году:
источник- http://www.liepa.ru/eng/projekt/2003_02_26a.shtml
|