Домой    Кино    Музыка    Журналы    Открытки    Страницы истории разведки   Записки бывшего пионера     Люди, годы, судьбы...    

 

       Евреи. Христианство. Россия     Русские народные игры  Географические карты Российской Империи

 

Игральные карты времён Российской империи, начало 19 века

Страницы истории России  

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22

 

    Юности честное зерцало      Правила хорошего тона -2     Старая русская кухня    Язык веера   Первые балы в России

 

       ПРАКТИЧЕСКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ВЫДАЧИ ЗАМУЖ ДОЧЕРЕЙ, А НЕВЕСТАМ - ДЛЯ ВЫХОДА ЗАМУЖ

 

  Гостевая книга    Помощь сайту    

 

Список страниц

 


        

Светская жизнь и этикет. Хороший тон

 

 1  2

 

Правила светской жизни и этикета. Хороший тон.

 

Сборник советов и наставлений. Сост. Юрьев и Владимирский   1896

 

 

 

Издание третье, дополненное. Выпущено в 1896 году в Типо-Литографии А. Якобсон, Санкт-Петербург.
Со 100 рисунками и виньетками художника Р. Штейна. Новодельный переплет, узорный обрез. Сохранность раритета хорошая.


Сборник правил, советов и наставлений на разные случаи: как принято в светском обществе держать себя на крестинах, именинах, свадьбах, юбилеях, обедах, вечерах, балах, раутах, журфиксах, на прогулках, в театрах, маскарадах и т. п.; изложение обязанностей посаженных и крестных отцов, матерей, дружек, шаферов.

Не подлежит вывозу за пределы Российской Федерации.

 

источник- http://www.elibron.com/russian/other/item_detail.phtml?msg_id=58821

 

 

Оглавление и страницы сборника (репринт)

 

читать

 


 

«Никогда не надо забывать, что законы общежития, подобно христианским, из которых они черпают свое начало, свои принципы, требуют любви, согласия, долготерпения, кротости, доброты, гуманного обращения и уважения к личности»...

 

Страницы наставлений

 

Репутация. Нет ничего важнее и хрупче, чем честь женщины; она походит на зеркало, которое тускнеет от одного дыхания. Поэтому женщина должна не только остерегаться совершить какой-нибудь предосудительный поступок, но с не меньшим рвением должна избегать всего того, что могло бы послужить поводом к невыгодным для нее толкам.


Образование. Должны ли женщины получать его? Несомненно, так как они могут принести пользу науке и содействовать ее успеху. При выборе искусств, которым хотят научить молодых особ, всегда стоит предпочитать полезное приятному. Когда женщина образована, она может сделаться украшением дома и всегда будет в нем полезной.


Труд – счастье человека (особенно женщины). Для молодой девицы требуется труд действительный (реальный) и ежедневный. Правильный труд облагораживает женщину, тем более, что чистое содержание жилища исключительно лежит на ней. Счастлив супруг, судьба которого связана судьбой с женщиной, своим развитием и своими трудами успевшей поставить свое хозяйство таким, каким ему следует быть!


Чистоплотность. Тело необходимо обмывать чистой водой, каждое утро чистить зубы и полоскать рот: этого требует самое простое чувство приличия. Помните, что прославляемые шарлатанами зубные порошки в большинстве случаев вредны для здоровья. Нечистоплотная женщина вполне справедливо считается причиной всех беспорядков в доме. Она должна знать, что одеваться и раздеваться в присутствии кого-либо, коль скоро этого можно избегнуть, считается признаком дурного воспитания.

 

О приличиях. Чесать в голове, запускать пальцы в волосы, в нос, в ухо, грызть ногти, тушить свечу перед носом присутствующих – все эти действия считаются в обществе неприличными. Кроме того, очень неприлично за столом чихать и чистить в зубах, нюхать табак и т.п. Когда является крайняя необходимость плюнуть, то следует плюнуть в свой носовой платок. Что же касается самой неприятной из всех потребностей, удовлетворение которых допускается в присутствии посторонних, т.е. сморкание носа, то относительно этого почти невозможно принять каких-либо мер, могущих предотвратить то отвращение, которое невольно чувствуют все окружающие к сморкающемуся лицу. Когда кто-нибудь чихает, теперь уже не принято говорить: "будьте здоровы!" Приличие требует лишь слегка склониться перед чихающей особой.


О развлечениях. Вообще-то молодая женщина должна радоваться за себя, если она предпочитает науку или семейную жизнь шумным светским собраниям. Но уж коли она решилась предаться всяческим увеселениям, то должна соблюдать определенные правила.
Благовоспитанная дама должна входить в любое общественное собрание молча и скромно. Выражение ее лица должно быть веселым и любезным. Дама не должна подходить к буфету иначе как под руку с кавалером, который отдает приказание подать ей то, чего она пожелает. Порядочная женщина вправе обидеться, если кавалер во время танца держит ее руку за своей спиной или прижимает ее к своей груди.


О туалете. Уважающая себя женщина никогда не должна придерживаться моды, которая шокирует скромность и стыдливость.
Туалет девицы всегда должен быть проще туалета замужней женщины, таким образом лучший способ найти себе хорошего мужа – это показать себя с простым вкусом. Выходя на улицу пешком, одевайтесь скромно. Надеть шляпку, годную для кареты, и пойти в ней пешком – признак дурного тона. Надевать одновременно красное с зеленым или розовое с желтым, значит нарушать все принципы вкуса. Простота всегда элегантна. Перчатки и обувь составляют весьма существенную часть женского костюма. Главное, чтобы перчатки гармонировали с платьем. Выходить на улицу без перчаток очень неприлично, и надевать их следует дома, т.к. надевать перчатки на улице не менее неприлично, как и завязывать на улице ленты шляпы ...

 

   Ложиться спать молодой женщине следует около часа ночи. В постели - перелистывать французский роман. Засыпая, ни о чем грустном, неприятном и тяжелом не думать, в особенности об убийцах, нищих, мышах, пауках, привидениях, сиротах, страшных болезнях и пожарах.
Следует помнить, что спокойная совесть - лучшее средство для спокойного сна.


Видеть непристойные сны - совершенно неприлично молодой даме. В подобном случае ей следует, отнюдь не увлекаясь любопытством посмотреть, что будет дальше, немедленно проснуться и повернуться на другой бок.

 

Смех и слезы светской красавицы должны быть красивы и изящны. Смех должен быть не громкий, но рассыпчатый. При плаче можно уронить не более трех-четырех слезинок и наблюдать, чтобы не испортить цвет лица. Разговор светской красавицы ведется на французском языке. Надо говорить так быстро и часто чтобы издали казалось - горох сыплется. Если даже приходится говорить по-русски, то она должна не выговаривать звуков "р" и "л".

 

Разговаривая с мужчиной, особенно с холостым, барышня не должна смотреть своему собеседнику в глаза. Следует сидеть опустивши глазки и только изредка вскидывать их на собеседника.


Барышня вообще должна иметь вид невинный, но отнюдь не глупый. Она должна научиться краснеть по произволу, то есть краснеть тогда, когда это прилично, и не краснеть, когда это не прилично, - например, если услышит что-нибудь двусмысленное. В таких случаях лучше всего делать так называемое деревянное лицо.


Отнюдь не следует в обществе зевать. Это и невежливо, и неприлично, и некрасиво. Если барышне неудержимо хочется зевнуть, то уж лучше выйти в другую комнату.
Точно так же следует поступать и в том случае, если захочется чихнуть.


Ни под каким видом не следует самой надевать себе в прихожей галоши! Если нет подходящего кавалера, то эту обязанность исполняет прислуга или в крайнем случае мамаша.


Барышня в разговоре не должна упоминать про черта, акушерок, любовников, бородавки, кислую капусту, грибы, редьку, колбасу, хвост, нижнее белье, желудочно-кишечные заболевания, свиней, пиво, лысины, новорожденных детей и бандажи.

 

Благовоспитанная барышня должна иметь очаровательный характер и обворожительные манеры.


Барышни не должны ни много смеяться, ни много плакать, ни много говорить, ни много молчать, ни много есть, ни много петь, ни громко говорить, ни часто улыбаться, ни быстро ходить, ни громко сморкаться.


Все движения барышни должны быть легки, воздушны и грациозны. Грация достигается упорным трудом, через изучение жестов перед туалетным зеркалом или трюмо. Девичьей грации много способствует хороший корсет. Поэтому корсеты всегда надо делать себе на заказ, по мерке.

 

Не принято вообще, чтобы благовоспитанная барышня, находясь в постороннем обществе, особенно в мужском, хлопала себя обеими руками по бедрам, или садилась в кресло, положив ногу на ногу, или поправляла себе подвязки. Или кричала на прислугу, или драла за уши своих маленьких братьев и сестер, или грубила своей мамаше, или высовывалась наполовину из окна при виде проходящего по улице офицера, или икала, или неожиданно уходила из комнаты без какого-либо благовидного предлога.


За едой, держа вилку и нож, следует грациозно отодвигать в стороны мизинцы обеих рук. Чайную ложку следует держать большим и безымянным пальцами.


Сидеть в обществе следует так, чтобы показаться с самой выгодной стороны своей наружности (анфас, или в профиль, или в три четверти).

 

"Уважающая себя женщина никогда не должна придерживаться моды, которая шокирует скромность и стыдливость.
Туалет девицы всегда должен быть проще туалета замужней женщины, таким образом лучший способ найти себе хорошего мужа – это показать себя с простым вкусом.


Выходя на улицу пешком, одевайтесь скромно. Надеть шляпку, годную для кареты, и пойти в ней пешком – признак дурного тона.


Надевать одновременно красное с зеленым или розовое с желтым, значит нарушать все принципы вкуса. Простота всегда элегантна. Перчатки и обувь составляют весьма существенную часть женского костюма. Главное, чтобы перчатки гармонировали с платьем.


Выходить на улицу без перчаток очень неприлично, и надевать их следует дома, т.к. надевать перчатки на улице не менее неприлично, как и завязывать на улице ленты шляпы".

 

http://www.liveinternet.ru/tags/%EC%E0%ED%E5%F0%FB/

 

 

Золотой этикет. Правила этикета - история и современность.

 

 

 


 

Общегражданский этикет в России XIX в.

 

В русский язык понятие “этикет" стало входить в начале ХVIII века, хотя изложение правил поведения, принятых на Руси, можно найти и в “Поучении” Владимира Мономаха, и в “Домострое", литературном памятнике Х века. “Домострой представляет собой свод правил, которыми должен был руководствоваться горожанин в своем поведении и отношении к светской власти, церкви, семье, слугам и т.д.

Русский народ на протяжении всей своей истории руководствовался своими, неписаными, но очень крепкими, устойчивыми правилами жизненного поведения, которые веками складывались в быту и находи ли свое выражение я сказках, песнях, пословицах и поговорках.

К началу ХVII в. патриархальные требования “Домостроя” сковывали развитие культуры, перестав соответствовать потребностям прогресса. Петр 1 после путешествий за границу начал интенсивно проводить европеизацию русских патриархальных от ношений: в специальных указах формулировались предписания внешних форм поведения, и нарушение их сурово каралось.

Общество петровского времени представляло странную противоположность: совершенную непринужденность между мужчинами и самый строгий этикет в обращении с женщинами.

С течением времени старинные русские обычаи мало-помалу исчезали, уступая место господствующему французскому влиянию, и уже в царствование императрицы Анны они стали почти незаметны. Что касается манер, светской любезности и моды, то они были слепым подражанием французам. Знание французского языка в то время считалось основным признаком хорошего воспитания. Поэтому дворяне стали поручать своих детей французам, которые вместе с преподаванием языка прививали своим питомцам французские обычаи и нравы.

В 1717 г. вышел составленный по приказу Петра 1 учебник «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». В книге да вались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете.

В середине ХVIII столетия в России появились и другие издания, затрагивающие тему хороших манер. Таким, например, был журнал “Приятное с полезным”, который выпускали сотрудники Петербургского кадетского шляхетского корпуса. Журнал пропагандировал на своих страницах благопристойность, умеренность и имел явно воспитательный характер.

В 1804 г. вышел сборник «Нравственная энциклопедия», в котором были даны объяснения таких понятий, как доброта, зависть, гнев, печаль.

В 1813 г. появилась книга под названием “Об обращении женщин с мужчинами”. В Москве и Санкт-Петербурге издаются одно за другим пособия, такие как “Ловкий кавалер”, “Порядочный человек-джентельмен” и др.

В ХIХ вёке в России большой популярностью пользовалась книга ЛИ. Соколова «Светский человек, или Руководство к познанию светских приличий и правил общежития, принятых хорошим обществом». Она неоднократно переиздавалась в 1847-1 855 годы. Большой успех имела также книга “Китайский мудрец, или Наука жить благопристойно в обществе”.
Все эти издания были универсальными и давали советы на все случаи жизни: как вести хозяйство, имея не большой доход и не ущемляя при этом своего достоинства; что такое долг по отношению к близким окружающим; как вести себя вне стен своего лома, в гостях у знакомых или у чужих людей, не мешая окружающим и не унижая себя. Рациональность в поведении, разум, обдуманность поступков, забота и внимание к окружающим — вот лейтмотив этих наставлений. Каких же правил придерживалось русское общество в ХIХ веке?

 

Жизнь в свете

Большое внимание в пособиях по этикету того времени уделялось искусству нравиться и располагать к себе людей. Оно предполагало взаимную услужливость, внимательность, готовность пожертвовать не которыми удобствами ради окружающих, тактичность. Такт являлся од ним из важнейших условий пребывания я свете. Тактичный человек мог стать всеми любимым и уважаемым, не обладая при этом большим умом, поскольку такт и рассудительность во многих случаях способны были заменить для света образование и даже сердце. С другой стороны, человек, в котором высшие добродетели соединены с неприятными личными чертами: знания с гордостью, мужество — с дерзостью, нравственность с излишней суровостью, вряд ли бывал любим в обществе. Тем, кто
не обладал тонкой натурой, чувством такта, здравым смыслом и чувствительностью, рекомендовалось следовать установленным правилам.


От светского человека требовалось:


- Не стыдиться быть учтивым и внимательным по отношению к другим, потакать их наклонностям и вкусам - это льстит тщеславию каждого человека и гарантирует доброе к вам отношение, отсутствие же подобных качеств всегда порождает мстительность е недоброжелательность.
- Сострадать ближним и относиться к ним с добротой, как бы ставя себя на их место.
- Уважать заслуженных людей, сохраняя вежливость.
- Быть вежливым и деликатным людьми более низкого общественного положения.
- Быть почтительным и внимательным с женщинами, в разговоре с ними тонко льстить и не порицать их недостатки.
- Уметь прощать невольные прегрешения, совершенные по незнанию, и не презирать человека зато, что тот не знаком со всеми тонкостями этикета.
- Принимать тон того общества, в котором находишься, — быть веселым или серьезным в зависимости от настроений окружения.
- Всегда платить по своему счету, но угощать всех, — это один из немногих случаев, когда люди не хотят, чтобы им услуживали, каждый хочет показать, что способен заплатить сам.
- Не рассказывать слишком много историй, а к необходимой теме подходить без многословия,
- Не выставлять напоказ собственные успехи — истинные достоинства будут замечены и без вашего на них указания, кроме того, молчание о себе самом — верная гарантия избежать насмешек и осуждения.
- Не являться в общество я дурном настроении и не жаловаться неприятности.
- Уметь вовремя прощаться, чтобы не казаться навязчивым.

 

Поведение молодых девушек и молодых людей

 

Вступление в свет — большое событие в жизни молодой девушки. Подготовка к этому дню и обсуждение всего с ним связанного начинались задолго до его наступления. Двери светской жизни распахивались для барышни 16 лет она начинала с матерью “выезжать в свет” (в театры, на балы, на обеды, в гости). А до этого времени она, приезжая с родителями я гости, общалась обычно со сверстниками я детских комнатах и появлялась перед взрослыми в гостиной только тогда, когда ее звали; девочка могла также посещать детские концерты и вечеринки.

 

Для первого бала молодую девушку одевали в простое легкое белое платье с небольшим декольте. Драгоценности надевать было не принято, кроме нитки жемчуга. Прическа должна была быть как можно более простой, без взбитых локонов, я волосах - нежные цветы или бутоны. В зал девушку вводил под руку отец. Он представлял ее старым друзьям, а ему представлялись кавалеры, которые хотели бы танцевать с его дочерью. С первого дня появления девушки в свете посетители оставляли для нее визитные карточки, также как для матери, ее упоминали в пригласительных записках на балы.

 

Первый выезд в свет молодого человека был также строго регламентирован. Появиться на балу в первый раз он мог во фраке или мундире. На балу он должен был быть внимательным к хозяевам лома и дамам, независимо от их возраста, привлекательности и богатства. Все это свидетельствовало о превосходном воспитании молодого человека и принадлежности его к избранному обществу.

 

До вступления в брак образ жизни девушки и молодого человека кардинально отличался. Молодой человек не подчинялся какому-либо контролю и был вполне свободен в своих знакомствах и развлечениях. Молодая девушка, наоборот, не имела права жить и выезжать в свет одна; обязана была жить с родителями и подчиняться их воле. После 25 лет, если девушка осталась незамужней, ей позволялось выезжать одной, но до 30 лет она не должна была принимать у себя мужчин и ездить вечером в театр без почтенной спутницы.

 

Если девушка рассчитывала найти себе жениха, она должна была придерживаться исключительно общества женщин. Покровительство муж чин, дозволенное для вдов, считалось неприемлемым для девушки. В разговоре ей следовало быть максимально сдержанной.

 

Брак

 

Молодой человек, избравший себе будущую жену, раньше чем сделать предложение, убеждался, что девушка и семья готовы породниться ним. А также наводил справки размере приданого, чтобы впоследствии невольным разочарованием оскорбить свою избранницу.

После принятия предложения обе семьи извещали родных, друзей и знакомых о предстоящем браке. Получив извещение, те, в свою очередь, должны были ответить поздравлениями. Помолвка совершалась в доме родителей невесты, причем без присутствия посторонних, приглашали лишь близких родственников обеих семей. На следующий день родители жениха приглашали к обеду невесту с ее семьей, затем помолвленные наносили визиты родственникам той и другой стороны.

Встречи жениха и невесты проходили в присутствии матери невесты или пожилой родственницы, оставлять молодую пару наедине было не принято. Никаких фамильярностей, кроме почтительного поцелуя руки или в лоб невеста не позволяла. При посещении жениха невеста не сидела в праздности, а занималась рукоделием.

Невеста могла подарить жениху золотой медальон со своим портретом. Жених обычно приносил в подарок цветы, конфеты и фрукты, но пенные вещи дарил нечасто, чтобы не обязывать девушку. Подарки жениха могли включать всевозможные предметы, кроме тех, что полагаются в качестве приданого. Не принято было в это время дарить белье, ткани, се ребро или посуду. Но можно мех, редкий фарфор, нарядную шаль и другие предметы роскоши.

Свадебная церемония угощения происходила обычно в семейном кругу, без приглашения посторонних. Туалет невесты был очень прост: обычно светлое платье и нарядная фата с короной из искусственных цветов.

Свадебные визиты новобрачная делала вместе с мужем, начиная с его семьи, затем ее семьи, а также бывших друзей и знакомых. Если муж был очень занят, молодая женщина делала часть визитов со свекровью, но никогда с матерью, даже к своим знакомым. День для приемов назначался через два месяца после свадьбы.

Если мужу необходимо было отлучиться после свадьбы, молодая переселялась к его родителям.

Вступая в новую полосу своей жизни, женщина соглашалась повиноваться во всем мужу, но стремилась при этом не терять собственной воли. Для этого ей необходимо было освоить науку взаимоотношений в семье — жить в согласии с мужем и его родственниками, достойно вести себя с его друзьями и знакомыми, уметь радушно и любезно принимать гостей.

В отсутствие мужа молодая женщина воздерживалась от визитов и выездов, принимая у себя только родных или самых близких друзей, и не показывалась в свете.

Жених в период ухаживания проходил не меньше испытаний, чем молодая девушка. Бывая у будущей невесты, он обычно появлялся одетым во фрак или сюртук и проводил долгие часы за беседой с ней и должен был убедить ее в своей любви, не произнося при этом самого слова, выказывая хорошие манеры, изящество. Встречи проходили под наблюдением родных девушки, оценивающих потенциального жениха, и необходимо было иметь большой запас ума и такта, чтобы понравиться девушке и ее родителям и получить согласие на брак.

Мужчина после свадьбы сохранял за собой право руководить женой в ее светских отношениях. Для этого он должен был сопровождать ее и про водить с ней все свободное время, предостерегать жену от опрометчивых поступков, например, от тесной дружбы со свободными от брака женщинами, которые предаются кокетству и роскоши.

 

Правила поведения одинокой женщины

 

Женщина могла оказаться одинокой нескольким причинам: совсем не выйти замуж, стать вдовой или развестись с мужем. В каждом случае были свои общественные законы, и к соблюдению в свете относились очень строго.

Молодая вдова все время траура должна была жить в семье мужа, по крайней мере до тех пор, пока вторично не выйдет замуж. Если у нее уже быть дети, она могла жить одна. По окончании траура вдова, как бы молода она была и каким бы ни был срок ее замужества, могла жить, как ей нравилось, и выезжать куда угодно: на балы, театр, принимать гостей у себя и во всем остальном вести себя как замужняя женщина. Она могла принимать мужчин адвокатов, нотариусов и т.д., если вынуждена была сама заниматься делами; при таких посещениях не нужно было брать с собой пожилую родственницу или подругу.

Одинокая вдова не обязана давать ответные обеды или посещать другие дома по приглашению. В то же время ей не следовало жить слишком уединенно и рекомендовалось принимать у себя в доме тех, кого она сама намерена была посещать. На свои обеды и вечера она могла приглашать мужчин, которые посещали ее с визитами вежливости в ее приемные дни. Тем не менее, в течение 3-4 лет после смерти мужа вдова должна была воздерживаться от светских раз влечений, выездов и приемов у себя. Вдова, имевшая детей, которых по возрасту следовало вывозить в свет, могла нарушить этот срок.

Положение женщины, разошедшейся с мужем (что было редким явлением), было совершенно иным. Женщина могла остаться в доме мужа, если вина за развод лежала на нем и общество это признавало. Если же виновной стороной была жена, она возвращалась в свою семью, и ей не рекомендовалось показываться в обществе, в публичных местах и принимать у себя мужчин. Чтобы избежать осуждения в свете, она обязана была жить в совершенном уединении. Если у нее были дети (и при этом муж и его родственники доверяли ей их на воспитание), то она полностью посвящала себя им и нигде без них не появлялась.

Любая женщина, замужняя, вдова или незамужняя, если ей не исполни лось 60 лет, не могла показываться одна в увеселительных публичных местах, таких как кафе, ресторан, театр, скачки, казино, без сопровождения хотя бы пожилой женщины. Двум молодым женщинам также неприлично было появляться в подобных местах без сопровождения. Однако женщина смело могла посещать подобные места со своими детьми, которые в данном случае являлись ее покровителями.

Замужние женщины и вдовы могли ходить в церковь, в магазин, делать визиты, однако женщина, имеющая мужа, не должна была ездить без него на бал или обед. Если муж не любил выезжать, жена должна была делить с ним уединение, если у них не было дочери-невесты. В последнем случае мать обязана была выводить в свет дочь.

Поправить свое расстроенное здоровье или здоровье детей женщина могла на водах. Сопровождение мужа при этом не считалось обязательным.

Общество допускало, чтобы за мужнюю женщину, посещавшую свет или публичные места, сопровождал посторонний мужчина, но приличия требовали, чтобы она выбирала себе достойного спутника.

Что касается туалетов, то для каждого возраста существовали свои фасоны и цвета. Вне зависимости от молы девушкам не рекомендовались яркие, броские наряды. Желтый цвет был юным особам противопоказан всегда, лиловый — зимой. Женщины за сорок лет должны были избегать нежных тонов: голубого, розового, а так же белых нарядов, сшитых из легких воздушных тканей. Матери с дочерью и сестрами не следовало одеваться одинаково.

 

Общественные отношения

 

Светскими отношениями называли знакомства, заведенные в салонах с обоюдного согласия, при взаимной симпатии и равенстве сторон. При знакомстве обменивались карточка ми, визитами и всевозможными любезностями, следуя законам светских приличий. При встречах жали друг другу руки, салились рядом на диван и вели беседу.

Если после взаимного представления от какой-либо из сторон следовало приглашение, на него отвечали визитом, отказываться было неприлично. Если же приглашения не было, но хотелось завязать знакомство, через лень после знакомства (представления) посылали визитную карточку и ждали приглашения.

Если знакомство происходило между лицами, занимающими неравное положение, или в знакомстве была заинтересована лишь одна сторона, это не расценивалось как светские отношения: высшее лицо приглашает, но не может быть приглашено; ему наносят визит, но оно не обязано отвечать визитом.

Если положение просителя соответствовало положению высшего лица, то деловое или мимолетное знакомство могло перерасти в светскую связь.

Деловые отношения не требовали никаких любезностей. Вне кабинета, конторы или магазина знакомство прекращалось, каково бы ни было положение сторон в обществе. В дальнейшем при встречах обменивались только поклонами. Отношение подчиненного к начальнику основывалось на соблюдении приличий, если отсутствовали близкие связи. Подчиненный, даже если был выше своего начальника по состоянию и происхождению, не заговаривал с ним первый, разве только о дедах, и не старался сблизиться с ним, а оказывал при всех обстоятельствах почтен не.

Самый важный и титулованный начальник должен был быть всегда любезен и вежлив с подчиненными; подчиненный же в свою очередь должен быть почтительным, но не поло бесстрастным. Подобострастие и заискивание не поощрялись.

Правила приличия запрещали мужчине посещать лиц, которых он не считал достойным ввести в свой лом; исключение составляли лишь деловые партнеры.

 

Визиты

 

Визиты были необходимым элементом светского общения. Люди посещали друг друга или для того, чтобы завязать знакомство или для поддержания старого. Особы визиты наносились начальникам, доктору или адвокату.

Короткие визиты принято было наносить при отъезде. Уехать, не нанося знакомым визита и не сообщив об отъезде, противоречило правилам хорошего тона. Возвращаясь после долгого отсутствия, тоже нужно было посетить знакомых. Причем семейным людям супруги наносили визиты вместе, а холостяков или вдовцов, у которых не было взрослых дочерей, мужчина посещал один. В пятницу и субботу на Страстной неделе визитов не делали.

Для визитов не надевали только что купленное платье, так как оно стесняет. Визитный туалет должен быть простым и изящным. Собираясь в гости, всегда брали с собой визитные карточки.

Когда приходили с визитом, хозяйка сама шла навстречу, здоровалась, и, если в гостиной еще кто-нибудь находился, знакомила визитера со всеми. Хозяйка, встретив гостя — как женщину, так и мужчину, — салилась не раньше, чем сядет гость.

Муж с женой, приходя с визитом, не должны были входить пол руку, жена должна была пройти вперед. Если во время визита приходил еще кто нельзя было уходить тут же — это оскорбило бы вновь пришедших. Уходящих визитеров хозяйка вела в переднюю и ждала там, пока они не уйдут. По уходе дверь закрывали не сразу же, а ждали пока гости не отойдут немного, после этого дверь запирали по возможности бесшумно.

В то время существовало понятие первого, или вступительного, визита. Такие визиты совершались новобрачными, служащими, прибывшими в другую местность, а также молодым чело веком, который стал самостоятельным.

Гость должен был следить за тем, чтобы «не засидеться» больше 20 минут. Требуемое вежливостью приглашение хозяев остаться подольше всерьез не воспринималось. Во время первого визита угощение не подавалось. В начале разговора визитер благодарил за оказанную ему честь.

После первого визита было принято присылать ответное приглашение в течение недели, иначе считалось, что знакомство не будет иметь продолжения. Если ответный визит откладывался на неопределенное время, это означало, что знакомство нежелательно.

 

Мы рассмотрели основные правила гражданского этикета ХIX века, и в заключение можно отметить, что знание истории этикета позволяет нам многое понять о своем собствен ном поведении и об отношениях с окружающими.

 

Емышева Е.М., Мосягина О.В. Общегражданский этикет в России в XIX в.// Секретарское дело.- 2004.- №10.- С. 44-46

 

 

 

20 правил этикета. Мужчина и женщина.

 

 

 

 

 


 

Ничто не ценится так дорого, и не стоит так дёшево, как вежливость.
знаменитый автор "Дон-Кихота", писатель Сервантес


О воспитанности, о вежливости, о такте…

Всякий раз даю себе слово отступиться от этой темы. Хотя бы на некоторое время… Но, видимо, мне это не дано, как не дано было многим декабристам отступиться от затеи выйти на Сенатскую площадь в декабре 1825-го, несмотря на глубинное понимание бессмысленности предприятия едва ли не большинством руководителей заговора. Прошу прощения у тех, кому моё сравнение покажется слишком уж нескромным.
Мы можем много и долго говорить о воспитанности, о необходимости тех или иных действий, направленных на повышение воспитанности… Но как же мне не хочется, чтобы эти разговоры напоминали разговоры о повышении удоев в наших колхозах, когда в действительности всё было как раз наоборот.

Но ведь всё это уже было сказано и/или написано умными людьми. И
всякий человек, которому хотелось бы стать хоть чуточку лучше, воспитаннее (а что же Вы думаете, таких желающих не бывает?), благороднее, наконец, может это сделать. Как?
Читайте книги, написанные умными и благородными людьми.


Замечательная книга "Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. Сборник советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни".  Книга сия была издана в Санкт-Петербурге (в типографии В.А.Тиханова) аж в позапрошлом веке (в 1889 году).


Недавно, по-моему, 4-го марта, на телеканале "Культура" прошла такая программа - "Линия жизни" называется с участием известного российского актёра, настоящего интеллигента и умницы - Александра Викторовича Збруева (к слову, 31 марта у него день рождения).
Так вот, Александр Викторович обмолвился о российской интеллигенции… Не могу процитировать дословно, но он сказал о том, что
"российская интеллигенция вырождается, что всё больше и больше встречается в жизни хамов…". Актёр-умница сказал правду. Было видно, что ему об этом неприятно говорить.

Давайте, я приведу вам, дорогие читатели, некоторые выдержки из вышеназванной книги о хорошем тоне.

Итак, что же такое
этикет? Этикет есть ничто иное, как свод правил и формальностей, касающихся внешности и образа действий в общежитии того общества, которое принято называть хорошим, то есть благовоспитанным.
Самоё слово "благовоспитанный" (или
хорошо воспитанный) показывает, что приличные манеры есть нечто приобретаемое, прививаемое человеку воспитанием. И ведь действительно, хорошее, благое
воспитание прививается с детских лет. Но это не значит вовсе, что умение держать себя в обществе и усвоение правил хорошего тона может быть приобретением исключительно с детства, путём воспитания. Напротив, жизненный опыт показывает, что каждый взрослый человек, даже выросший в среде, где о хорошем тоне и слыхом не слыхивали, может вполне перевоспитать сам себя и стать в полном смысле приличным человеком, то есть усвоить все правила светских приличий настолько, что в культурном обществе, среди аристократов он ничем "не выкажет своего плебейского происхождения и сможет держать себя с тактом и изяществом чистокровного джентльмена".

Один из поэтов (может статься, что и Антон Иванович Деникин, русский генерал, возглавивший белое движение) как-то сказал:

 

"Куда как упорен в труде человек!
Чего он не сможет, лишь было б терпенье,

Да разум, да воля, да Божье хотенье!"

 

А вот, что говорил Даниэль: "Какое ничтожество человек, если он не умеет стать выше самого себя". Энергия, достаточный ум и наблюдательность, по возможности частое общение с приличными воспитанными людьми и чтение полезных для ума и сердца книг - вот всё, что нужно для того, чтобы приобрести знание правил этикета и стать вполне приличным человеком.

Давно замечено, что женщина более способна и доступна для внешней полировки, нежели мужчина. Она легко подражает и очень быстро усваивает тон и манеры людей, с которыми знакомится.
Как бы мало ни была развита и неловка девушка, впервые вступая в общество, стоящее выше той среды, в которой эта девушка родилась и выросла, но если она не лишена наблюдательности, если она скромна и способна к некоторому самоотвержению, с помощью которого ей удастся побороть в себе некоторые привычки - она несомненно достигнет успеха. Бернард Шоу в "Пигмалионе" убедительно показал это в образе бедной цветочницы Элизы Дулитл.
Никогда не надо забывать, что законы общежития, подобно христианским, из которых они черпают своё начало, свои принципы, требуют "любви, долготерпения, кротости, доброты, гуманного обращения и уважения к личности".
Вежливость - одна из главных внешних привлекательностей характера. Она служит украшением действий и очень часто самые обыкновенные услуги приобретают привлекательность вследствие того изящества, с которым предлагаются. Это счастливый образ действий, украшающий жизнь в мельчайших её подробностях и способствующий сделать её в целом приятной и весёлой.

Хорошие манеры далеко не в такой степени суетны и ничтожны, как многие это думают; напротив они в значительной мере способствуют облегчению житейских дел, а также и смягчают и придают приятность взаимным отношениям люде.
Вот что говорил по этому поводу епископ Мидлтон: "Сама добродетель оскорбляет, если она соединяется с отталкивающими манерами".
Вежливостью очень часто обусловливается более или менее почтенное положение, занимаемое человеком в обществе; вежливость нередко имеет больше влияния в управлении людьми, чем все другие, гораздо более глубокие и существенные качества. Изящество и приветливость в обращении являются одними из лучших помощников на пути к успеху, и многим случалось не достигать его, единственно из-за отсутствия хороших манер.
Надо заметить, что многое зависит от первого впечатления, которое обыкновенно бывает благоприятно для человека, или наоборот, смотря по тому, вежливо ли его обращение или нет.
Между тем как грубость всюду затворяют перед собою двери и отталкивают сердца, приветливость и приличное обхождение, в котором и состоят хорошие манеры, имеют силу таинственных слов в одной из сказок: "Тысяча и одной ночи": "Сезам, отворись". Перед нами отворяются двери и они служат проводниками к сердцу каждого человека, молодого и старого.

Очень распространена поговорка:
"манеры делают человека"; но эта поговорка далеко не так справедлива, как вот такая: "человек делает манеры". Человек может быть суров, даже груб, и в то же время обладать добрым сердцем и неподкупной честностью; тем не менее, он был бы несомненно гораздо более приятным человеком, вероятно, даже более полезным, если б выказывал ту мягкость нрава и то изящество в обращении, которыми всегда отличается настоящий джентльмен.
Манеры до некоторой степени указывают на характер человека. Они служат внешней оболочкой его внутренней природы. Они обличают его вкусы, его чувства, его душевное настроение, а также и то общество, в котором он привык общаться. Существует условная вежливость, которая сравнительно имеет весьма небольшое значение; но природная вежливость, плод природных дарований, усовершенствованная заботливым самовоспитанием - очень важна в жизни.
Правила искусственной вежливости приносят очень мало пользы. Часто то, что называют этикетом, служит не более как для прикрытия невежливости и отсутствия правдивости.
Этикет по большей части заключается в позировании, и вообще легко распознаётся; он только заменяет хорошие манеры, а часто бывает даже просто-напросто их контрафакцией (противоположностью).

Хорошие манеры преимущественно выказываются в вежливом и приветливом обхождении. Вежливость по принятому определению, есть искусство выражать внешними знаками то внутреннее уважение, которое мы питаем к тому или иному лицу. Однако мы можем быть полнее вежливыми с человеком, не имея к нему особого уважения. Хорошие манеры - ни более, ни менее как изящество в обхождении.
Настоящая вежливость основана на искренности. Она должна быть внушаема сердцем, иначе не будет производить прочного впечатления, потому, что никакая сумма учтивостей не в состоянии заменить правдивости.
Настоящая вежливость полна добродушия. Она проявляется в готовности способствовать счастью ближнего и в заботливом старании избегать всего того, что могло бы его огорчить. Не менее доброты свойственна вежливости и признательность: она охотно признаёт добрые дела.
Хорошо воспитанные люди приветливы, и иногда даже обеспечивают себе уважение других простым умением терпеливо выслушивать то, что им говорят или рассказывают. Они терпеливы, снисходительны и одарены искусством воздерживаться от резких суждений, резкие же суждения о других почти неизменно вызывают резкие суждения о нас самих.

Разумный и вежливый человек не делает вида, будто он лучше, умнее и богаче своего соседа. Он не хвастается ни своим положением, ни своим происхождением, ни даже своею страной; а также не смотрит свысока на людей, не имеющих одинаковых с ним преимуществ; он не похваляется своими подвигами или своим призванием, и разговор его не вертится постоянно и единственно вокруг его профессии. Напротив, он будет скромен и естествен во всём, что делает и говорит; настоящий его характер проявляется скорее в исполнении дела, чем в хвастовстве, скорее в поступках, чем в словах.
Отсутствие уважения к чувствам других обыкновенно порождается себялюбием и, постепенно развиваясь, превращается в жесткость и грубость манер. Оно может происходить не столько от злонамеренности, сколько от недостатка сочувствия и деликатности, от недостатка внимательности относительно тех мелочей и, по-видимому, пустяков, которыми в жизни доставляется удовольствие или причиняется огорчение ближнему.
Поистине, можно сказать, что способность к самопожертвованию в обыкновенных мелких столкновениях повседневной жизни служит главным отличием человека хорошо воспитанного от человека дурно воспитанного.
Вежливость даёт много и ровно ничего не стоит.

Первая и лучшая школа вежливого обращения, равно как и характера, опять-таки семья, в которой учителем является женщина. Манеры целого общества ничто иное, как отражение манер, господствующих в отдельных семьях; они не могут быть ни лучше, ни хуже.
Успех в приобретении хороших манер в значительной степени обусловливается
тактом; вот почему женщина, вообще обладая большим тактом, чем мужчина, - является в этом деле наиболее влиятельным и полезным наставником.
Женщины одарены большей сдержанностью, чем мужчины, и от природы более приветливы и изящны. Они обладают врождённой быстротою и готовностью к действию, более глубоким пониманием характера, они проницательнее, и выказывают большую тонкость в распознавании, большую ловкость.
Такт - это врождённая чуткость всего приличного, - лучше знания талантов помогает человеку вести себя с достоинством в затруднительных обстоятельствах.

Одним из таких по-настоящему умных, воспитанных и благородных людей был
академик, учёный-литературовед Дмитрий Сергеевич Лихачёв, проживший 93 года.
Вот я и приведу Вам рассуждения этого умнейшего человека. А Вы прочтите, пожалуйста. Может быть даже и не раз…И даже не два… Видит Бог, знакомство с рассуждениями таких людей пойдёт всем нам на пользу. Именно таких людей и имеют в виду, когда говорят, что они сеют
разумное, вечное, доброе.

Вот что говорил и писал замечательный русский мыслитель Лихачёв Дмитрий Сергеевич:
"Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя. Надо только знать, что такое воспитанность.
Я не берусь давать рецепты воспитанности, так как сам себя вовсе не считаю образцово воспитанным. Но кое-какими мыслями я хотел бы поделиться с вами.
Убеждён, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях с родными.
Если мужчина на улице пропускает впереди себя незнакомую женщину и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, - он невоспитанный человек.
Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, - он невоспитанный человек.
Если во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, - он невоспитанный человек.
Если он громко включает радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома читает или готовит уроки (скажем, дети-школьники), - он невоспитанный человек. И никогда не сделает воспитанными своих детей.
Если он любит подшучивать над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он просто глуп.
Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим, и с младшим и годами, и по положению.
Воспитанный человек во всех отношениях не ведёт себя "громко", экономит время других, помня поговорку "точность - вежливость королей".
Воспитанный человек при любых обстоятельствах выполняет данные им обещания, не задирает носа, и всегда ровен со всеми - дома, в школе, в институте, на работе, в магазине, в общественном транспорте.
Вы, наверное, заметили, что я обращаюсь главным образом к мужчине. Это потому, что женщине действительно надо уступать дорогу. И не только в дверях.
Но умная женщина поймёт, что именно надо делать, чтобы с признательностью принимая от мужчины данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство. А это гораздо труднее! Поэтому-то природа озаботилась, чтобы женщины в большинстве своём (не об исключениях речь) были наделены большим чувством такта и большей природной вежливостью, чем мужчины…

Существует много книг о "хороших манерах". Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, как одеваться, не оскорбляя зрения окружающих.
Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки.
Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.
В чём же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, рецептов поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?
В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо."

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь.

 

От шума не заткнёшь уши - вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо громко красть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей по столу не возникало опасений.

 

Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим

 

 - к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами, анекдотами, особенно такими, которые уже были рассказаны. Этим вы ставите окружение в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но позвольте другим что-либо рассказать.


Манеры, одежда, походка, всё поведение должно быть сдержанным и… красивым.

 

Ибо любая красота не утомляет. Она "социальна". И в так называемых хороших манерах всегда есть глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры - это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть.


Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру:

 

к природе, к обществу, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к историческому прошлому тех мест, где живёшь, где находишься в данный момент…


Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим.

 

 А если у вас будет это и ещё немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, правильнее сказать, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить в данный конкретный момент.

доктор Хорошев.

 

http://subscribe.ru/archive/psychology.better/200701/05104252.htm l

 

 

Главные правила этикета и хороших манер

 

 

 

 

17 обязательных правил этикета

 

 

 

 

15 золотых правил офисного этикета

 

 

 

 

Ресторанный этикет