Домой Кино Музыка Журналы Открытки Страницы истории разведки Записки бывшего пионера Люди, годы, судьбы...
Страницы истории России
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38
39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81
82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93
94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114
Русский рекламный плакат начала XX века
Киноплакаты дореволюционной России
Третьяковская галерея открывает графические собрания своих фондов. Впервые представляют небольшую, но очень цельную и качественную коллекцию печатных и рукописных плакатов рубежа XIX–XX веков. Большая часть произведений выставляется впервые.
Основу музейного фонда этого вида графики составляет лучшая часть коллекции рекламных плакатов известного собирателя плакатов и экслибрисов Ф.Ф.Федорова, поступившая в Третьяковскую галерею в 1933 году. Уникальные образцы плакатов художников-эмигрантов, представляющие театральные и выставочные проекты, были переданы в Галерею из Франции в 1989 году по завещанию вдовы М.Ф.Ларионова А.К.Томилиной в составе объемного и разнообразного наследия художника, на протяжении всей жизни собиравшего тиражную графику. Вниманию зрителя около 100 произведений. Среди художников, чьи работы представлены на выставке, – самые блестящие имена своего времени: А.М.и В.М.Васнецовы, К.А.Коровин, И.Я.Билибин, П.В.Кузнецов, К.А.Сомов, Л.С.Бакст, Е.Е.Лансере, С.Ю.Судейкин, Г.Б.Якулов, М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, а также знаковые мастера в истории плакатного искусства – А.П.Апсит, А.В.Дурново, Б.В.Зворыкин, Г.П.Пашков, В.С.Сварог. Экспозиция представляет несколько разделов, соответствующих принятой классификации плаката: выставочный (художественный, промышленный), зрелищный (театральный, концертный, киноплакат), книгоиздательский, социальный (благотворительный, военный, страховой заем). В основном это – крупноформатная печатная графика, выполненная в технике хромолитографии. Среди экспонатов – редчайший, существующий всего в нескольких экземплярах плакат Л.С.Бакста к одной из первых самостоятельных постановок Иды Рубинштейн, спектаклю "Мученичество Св.Себастьяна" ("Le martyre de Saint Sebastian", 1911, Париж). Другие интересные печатные плакаты – афиша "Выставка картин "Мир искусства" Е.Е.Лансере (1915); работы художников-архитекторов И.Ф.Рерберга, Л.Н.Кекушева, Я.М.Пономаренко; несколько эффектных афиш, имена авторов которых до нас не дошли. Во многих из них отразилось свойственное модерну стремление освоить среду. Одновременно проявилось и то, что стало основой рекламы новейшего времени – эстетизация определенного образа жизни (Плакат климатической станции в Гаграх, 1904; плакат Рождественской ярмарки, 1910-е; оба – неизвестный художник). Плакат русской эмиграции из коллекции М.Ларионова выделен в специальный раздел. В него вошло 15 уникальных рукописных афиш, иллюстрирующих художественную жизнь Парижа 1920-х (М.Ф.Ларионов и И.М.Зданевич. "41°", афиши доклада И.М.Зданевича о новой поэзии, Париж, 1921). В работах, созданных в эмиграции, видна тенденция к переходу от предметного реалистичного изображения в плакате к шрифтовым композициям-экспериментам (М.Ф.Ларионов и Н.С.Гончарова, художники парижской школы – П.Ф.Челищев, А.И.Берлин, С.Фотинский). Одни из наиболее ценных экспонатов на выставке – чудом сохранившиеся рукописные плакаты-ширмы, выполненные С.Ю.Судейкиным для оформления поэтического вечера В.В.Каменского 14 мая 1919 года в театре "Артистического общества" в Тифлисе ("Лестница на небо", "Звучаль веснеянки", "Поэт Ю + Я"). В плакатах военного времени (Военный заём, Страховой плакат) художники обращались к русской теме. "Неорусский стиль", опиравшийся на древнерусское и народное искусство, был воплощен в работах А.М.и В.М.Васнецовых, К.А.Коровина, И.С.Горюшкина-Сорокопудова, И.Я.Билибина, П.В.Кузнецова, А.В.Моравова и Д.Н.Кардовского. В выставочном и книготорговом плакате ярче проявился стиль модерн с присущим ему интересом к линеарному, декоративному началу, сложным композиционным решениям, к экспериментам со шрифтами. Художники "Мира искусства" и "Голубой розы" (К.А.Сомов, Е.Е.Лансере, Л.С.Бакст, Н.П.Феофилактов, Н.В.Ремизов) решали пластические задачи плаката в изысканной стилистике, присущей книжной графике того времени. Повышенный декоративизм, построенный на резких цветовых контрастах и крупных формах, отличает социальный плакат (А.В.Дурново, плакат "Купите ромашки…", 1913). Именно эти качества стали характерны для эстетики 1910-х – начала 1920-х годов.
|
источники - http://forum.vgd.ru/post/614/31748/p976866.htm http://jacalsstu.livejournal.com/412386.html