Домой    Кино    Музыка    Журналы    Открытки    Страницы истории разведки   Записки бывшего пионера   Люди, годы, судьбы...    

 

       Евреи. Христианство. Россия     Русские народные игры  Географические карты Российской Империи

 

Игральные карты времён Российской империи, начало 19 века

 

Страницы истории России  

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41 42  43

 

 Гостевая книга    Помощь сайту    

 

Список страниц

 


 

Правила этикета, предназначенные для высших слоев российского общества конца XIX века.

Жизнь в свете, дома и при дворе

 

Настоящая книга, впервые изданная в 1890 году в Санкт-Петербурге, содержит правила этикета, предназначенные для высших слоев российского общества конца XIX века. Книга состоит из четырех разделов, в которых подробно описаны: поведение светского человека в обществе (от первых выходов в свет до искусства одеваться); устройство домашней жизни (от меблировки помещений до важнейших событий в семье); жизнь вне дома (где описывается, как вести себя в церкви, в театре, в путешествиях и т.д.); жизнь при дворе, содержащая правила и обычаи, нужные при общении с царствующими особами. В заключение даются этикет письма и правила поведения мужчин в обществе. Несмотря на то, что книга обращена к представителям дворянского сословия, содержащиеся в ней правила воспринимаются как образец изящества, изысканности, утонченности, свойственных периоду "серебряного века" русской культуры. Поэтому книга будет интересна как профессиональным историкам и культурологам, так и широкому кругу читателей, желающих ознакомиться с ценностями, нормами и традициями дореволюционной России.

"Мужчина всегда обязан помогать женщине, находящейся в затруднении – всё равно, старая она или молодая, красивая или безобразная. В ответ на выражение её признательности, он приподнимает шляпу и немедленно отходит, навязывать своё общество было бы неделикатным, и имело бы вид платы за оказанную услугу.

Со стороны женщины неловко отказываться от этих маленьких одолжений, или принимать их за ухаживание. Это послужило бы знаком глупого самолюбия, если она вздумала бы всякую любезность перетолковывать в такую сторону, точно так же, как если мужчина принимает простую вежливость женщины за личное к нему пристрастие".

Вот! Замечательное руководство!  Сколько  можно было бы избежать недоразумений,  упрёков и даже разбитых сердец... Казалось бы, чего проще?.. Но, увы!.. Как там в песне: "Но женское сердце нежнее мужского..." Опять же, фантазией нас бог не обидел.  Сами напридумываем, потом мучаемся...

 

 

 

     

 

 

 Картинки: Oscar Blum

 


 

 

Описание помолвки и периода до свадьбы в книге "Жизнь в свете, дома и при дворе", СПб, 1890

 

 

Вот как “Молодой человек, избравший себе будущую жену, благоразумно сделает, если раньше предложения убедится, что сама девушка и ее семья охотно с ним породнятся; также не мешает навести точные справки насчет приданого, для того, чтобы впоследствии невольным разочарованием не оскорбить свою избранницу. Мы говорим здесь о браках благоразумных, в которых любви и рассудку отведена равная доля.

С предложением мужчина обращается к отцу и девушки, а не к матери ее. Если жених приятен, то родители разумеется дают согласие. При переговорах относительно приданого и других деловых вопросах невеста не присутствует.

После принятия предложения, обе семьи извещают своих родных, друзей и знакомых о предстоящем браке своих сына и дочери. Получив подобное извещение, на него должно ответить горячими поздравлениями...”

Если девушка согласна, ее избраннику нужно попросить у родителей руки дочери, как это красиво называлось в прежние времена. Обычно избранник дочери уже знаком с будущими тестем и тещей. Между женихом и родителями невесты устанавливаются хорошие отношения. И если молодой человек решается заявить о своем намерении жениться, это можно сделать в непринужденной форме при встрече с родителями за бокалом вина. Крайне нежелательно, чтобы подобный шаг оказался неожиданным для родителей девушки. Всегда лучше, если дочь предварительно переговорит с родителями, чтобы они, если у них есть сомнения, смогли своевременно их высказать.

 Если будущий жених девушки еще не знаком с родителями своей избранницы, то в данной ситуации вполне уместен “визит вежливости” в семью невесты. Как правило, сама девушка при этом не присутствует, так как в это время принято вести переговоры о финансовых делах.

Если молодой человек отвечает требованиям, предъявляемым родителями девушки, то они приглашают его посетить их снова и назначают ему день посещения. Важным моментом при подготовке к визиту является четкая договоренность с родителями о конкретном времени визита. Потенциальный жених (желательно с букетом для своей будущей тещи) должен явиться точно в назначенное время. Необходимо подготовиться к тому, что визит может длиться несколько дольше, чем обычный; при этом молодой человек не должен злоупотреблять любезностью и временем своих будущих родственников. В подходящий момент он должен деликатно попросить разрешения откланяться.
 

После этого жених и невеста первым делом наносят визит его родителям. Одеваются в этом случае нарядно, платье невесты непременно должно быть светлое

Визит невесты в дом родителей будущего мужа по своим этикетным нормам не намного отличается от описанной выше традиции приглашения жениха. Единственный важный нюанс этой ситуации — это то, что девушка посещает будущих родственников в сопровождении молодого человека.

Если приглашение уже принято, недопустимо не явиться на встречу. Крайний срок, когда еще не поздно отказаться от званого ужина, — два дня до назначенной встречи, причем при разговоре нужно назвать вескую причину отказа. Если обещание все-таки не сдержано — необходимо как можно быстрее объясниться с пригласившей стороной оптимально корректным способом.

Продолжительность визита невесты в дом жениха не регламентирована этикетом, поэтому в этом вопросе девушка должна проявить максимум такта и проницательности.

Знакомство невесты с родителями жениха может состояться и вне дома, например, при совместном посещении театра или на прогулке. В этом случае атмосфера встречи будет намного раскованней.

Нельзя не упомянуть и одну деликатную подробность, которую необходимо учитывать при общении с родителями будущего мужа. Важной деталью семейного этикета является правильный выбор конкретных обращений, которые будут фигурировать в разговоре с родителями. Этот, казалось бы, незначительный вопрос способен зачастую перерасти в серьезную проблему общения.

Общаясь с родителями будущего супруга, с самого начала не следует позволять себе фамильярные обращения, так как после свадьбы будет очень трудно перестроить стиль общения. Во избежание неловких ситуаций лучше всего пойти по нейтральному пути, обращаясь к родителям по имени-отчеству.
Если родители живут в другом городе, то будущие супруги могут известить их о своем намерении письмом.

 

 

 

 


 

На балу

 

Девушки начинают выезжать в свет не раньше 18 лет. С этого возраста они начинают сопровождать матерей по визитам, помогают им принимать дома и посещают балы.

На балу приличие требует, чтоб хозяин дома и его сыновья протанцевали, по крайней мере раз, со всеми танцующими дамами. Обязанность эту нельзя преступить; прежде всего приглашают наиболее значительных дам.

Также существует непременное правило, чтобы приглашенный молодой человек протанцевал прежде всего с хозяйкой дома или ее дочерью; только уже после он может приглашать других дам, начиная теми, в чьих домах он принят. (Не совсем понимаю это правило, выходит, что если танцев меньше, чем кавалеров, то кто-то так и не потанцует? Странно…)

Танцующая девушка должна принимать без выбора всех приглашающих ее; под предлогом усталости отказывая одному, и принимая в то же время другого, она рискует навлечь на себя значительные неприятности. Точно также неосторожно и рискованно по забывчивости перепутать кавалеров и обещав одному, танцевать с другим; хотя это и случается часто совершенно невольно, но может показаться оскорбительным для забытых, лучше по возможности избегать всяких недоразумений, производящих неприятное впечатление.

Молодой человек, пригласивший даму и забывший отыскать ее перед началом танцев, делает непростительную грубость и подвергает себя опасности быть оскорбленным отцом или спутником дамы. Хорошая память на балу необходима.

Останавливаться для минутного отдыха во время вальса следует недалеко от места танцующей дамы.

Явившийся на бал молодой человек непременно должен уметь танцевать; ничто не может быть неприятней для себя и окружающих, как перепутывать фигуры кадрили или лансье. Для женщины мучение вальсировать с неумелым кавалером. Не танцующие лучше сделают, если вовсе откажутся от приглашения на бал, где, не участвуя в общем веселье, они только в тягость хозяевам дома. Танцуя, кавалер не должен обнимать свою даму, если она девушка, но рука его должна прикасаться ладонью к середине спины ее внизу талии. Танцую с замужней женщиной, можно обвить рукою ее талию. Весьма вульгарно вальсировать, не держа свою даму за руку или держа ее руку прижав к боку или на отлет. (Интересный момент, если вспомнить, как танцуют в Политесе). Платок или веер дама держит в руке, положенной на плечо кавалера. Пригласив заранее даму, кавалер подходит к ней при первых тактах танца и кланяется; она встает и принимает его предложенную правую руку, чтоб дойти до того места, откуда они начнут танцевать. Кавалер берет свою даму всегда правой рукой; в кадрили она всегда стоит справа от него. По окончании танца, кавалер снова предлагает даме правую руку и отводит ее на ее место, кланяется, она отвечает ему также поклоном, садится, а кавалер тотчас отходит.

Молодые люди не должны трогать ни веера, ни платка, ни букета своей дамы: это слишком фамильярно, неприлично и ставит девушку в неловкое положение. Если же мужчина нечаянно сломает веер женщины, все равно, молодой или старой, он должен, извинившись и испросив разрешение, положить его себе в карман, а на другой день прислать новый, по возможности подобный сломанному, и даже лучше, но не слишком великолепный, чтоб не оскорбить женщину неуместною щедростью. Очень дорогой веер, который невозможно заменить, следует отдать в починку искусному мастеру.

Девушки сидят на балу с матерями, или сопровождающими их пожилыми дамами, и никогда не должны избирать себе место вдали от них, а тем более в другой комнате.

Также они не ходят в буфет одни с кавалерами, но всегда в сопровождении матери. Светские приличия требуют, чтобы в бальной зале не оставалось ни измятого цветка с головного убора, ни лоскутка платья. Особы с умом и тактом уезжают с бала в таком же свежем костюме, как при входе в залу. Растерянные цветы, лопнувшие корсажи и пр. Свидетельствуют о резких движениях, беспорядочных танцах, о видимом недостатке скромности и сдержанности.

Девушка, не приглашенная никем, не должна видимо сердиться на это, но стараться завести разговор с соседкой, чтобы не дать заметить своего смущения. Одна из обязанностей хозяйки дома состоит в том, чтоб доставлять кавалеров некрасивым и независимым дамам. Обязанность эта требует такта и деликатности. Прежде всего в этом случае обращаются к ближайшим друзьям. Также нужно, чтобы девушка не догадалась о таком насильственном приглашении и не почувствовала бы оскорбленным свое самолюбие.

Ни дамы, ни кавалеры не снимают на балу перчаток и никогда не танцуют без них.

Шептаться и смеяться с кавалером, закрывшись веером, есть признак весьма дурного тона.

Больше трех раз в течение вечера не принято танцевать с одним и тем же лицом, если это не жених и невеста, или если танцы происходят не в самом близком кругу.

При входе на бал, отец ведет под руку дочь, а сын ведет мать; отец с дочерью входят первыми. Ни в каком случае, молодая девушка не должна входить под руку с молодым человеком, даже с женихом, брат ее и его приятель и вообще всякий молодой мужчина вводит мать, и за нею, если нет пожилого спутника, молодая девушка идет одна; если же сопровождают брат и его приятель, то она берет руку брата. Если дочерей двое, то отец входит под руку с матерью, а девушки следуют за ними.

Конечно, лучше если хозяева представят дамам еще незнакомых кавалеров, желающих с ними танцевать; но иногда это оказывается неудобным или невозможным, и в таких случаях было бы неуместной щепетильностью отказывать незнакомым. Через это также можно просидеть весь вечер, не танцуя. Однако на вечерах в казино, на водах, или неофициальных балах девушки должны быть слишком строги в выборе кавалеров и не компрометировать себя, танцуя с первым встречным. Они только должны уметь облекать свой отказ в мягкую деликатную форму. Без представления танцуют только с офицерами, известными чиновниками и так далее, мундир которых свидетельствует об их положении в обществе.

На подобных собраниях приличные молодые люди не решаются сами пригласить незнакомую им девушку и всегда стараются быть ей представленными через общего знакомого. Если же такового не найдется, то желающий познакомиться сам представляется родителям девушки, подавая им свою визитную карточку; но такой поступок означает весьма сильное желание познакомиться.

Девушка должна разговаривать со своим кавалером во время перерывов танца, но без фамильярности и особого оживления; разговор обыкновенно вертится около самых обыденных предметов ежедневной жизни, притом нужно весьма тщательно избегать малейшего злословия.

Девушкам и юношам неприлично играть в какие бы ни было игры, и лучше, если они даже вовсе не будут подходить к игорным столам.

Представления требуют большого такта: они имеют множество почти неуловимых оттенков, соблюдение которых есть целая наука.

Женщина никогда не должна изъявлять желание познакомиться с мужчиной, а еще менее того – быть ему представленной, за исключением того случая, когда она намерена просить у него какой-нибудь услуги.

Прежде чем знакомить двух лиц, нужно спросить каждого отдельно, желает ли он этого. Случается однако иногда представления совершенно неожиданно, экспромтом.

Молодую особу всегда представляют старшей, низшую по положению – высшей, мужчину представляют женщине, а никогда наоборот, исключая, если мужчина высокопоставленное или духовное лицо.

Обыкновенно (конечно, бывают и исключения) дочь не представляет мужчин своим родителям, а жена – мужу; муж, напротив, представляет своих друзей жене, а сын – родителям. Высокопоставленным лицам не представляют никого, если они сами этого не пожелают. Между равными первыми представляют своих родственников, так, муж представляет жену даме того же круга, а дочь может представлять свою мать пожилой особе, если встретится надобность.

 

 

Хорошие манеры. Походка, Осанка, Поза.

 

 

 

 

 


 

Культура поведения в театре или на концерте

 

В театре должно держаться точно так же прилично и благовоспитанно, как и в великосветской гостиной. «Жизнь в свете, дома и при дворе»

Поход в театр – событие для некоторых людей такое редкое, что может казаться даже чрезвычайным. Человек боится незнакомой для себя обстановки, в связи с чем начинает нервничать. Однако зная элементарные правила этикета, вы можете быть уверены, что сойдёте не просто за культурного и образованного человека, но даже за завсегдатая культурных мероприятий.

Первое о чём начинаешь задумываться перед походом в театр – это гардероб. И зачастую случается, что в театр нужно ехать сразу после рабочего дня, не имея возможности заехать домой для смены одежды. Не беда: просто отправляясь на работу постарайтесь придать своему деловому костюму более праздничный вид. Для мужчины является обязательным тёмный костюм, светлая рубашка, галстук. Женщина надевает нарядное платье или костюм.

 

Для молодых девушек светлые оттенки платья предпочтительнее. На парадных спектаклях платья полагаются вырезанные с короткими рукавами. Для дам, сидящих в партере, предпочтительнее чёрное платье. И как одно из правил, чем меньше обращаешь на себя внимания, тем лучше.  

Отправляясь в театр в паре, лучше согласовать свои наряды. Если вы идёте по приглашению, то костюмом мужчины должен быть смокинг, а дамы – вечерний туалет. В зимнюю пору года даме с собой следует взять туфли, чтобы переодеть их в театре. Сильных запахов следует избегать. Это касается не только туалетной воды, но также и употребляемой перед походом в театр пищи.

Идеально будет придти в театр за минут 15-20 до начала спектакля. При входе в фойе театра мужчина должен снять головной убор, затем помочь раздеться даме, и только потом раздеться сам.

В зрительный зал первым входит мужчина. А вот к месту, указанному в билете, продвигается первая дама. Между рядами следует проходить лицом к сидящим. Знакомых в зале приветствуют лёгким кивком головы, улыбкой, руку подают только тем, кто оказался в непосредственной близости с вами. Беседовать со знакомыми через несколько рядов, также, как и окликать их, неприлично.

 Если вдруг ваше место окажется занято, ни в коем случае нельзя занимать другое. Человек, чьё место заняли вы, будет в неловком положении. Просто предъявите свои билеты и вежливо попросите занявших ваше место людей проверить свои. Если возникли трудности, например, на одно место были проданы два билета, за разъяснением ситуации стоит обратиться к капельдинеру.

Если ваши места в партере, амфитеатре, бельэтаже, то занимать их следует не позже третьего звонка. Когда места расположены в середине ряда, лучше занять их предварительно, а если с краю, то можно немного повременить, чтобы расселись зрители посредине. Сидеть нужно прямо и спокойно. Два подлокотника занимать неприлично.

  Опоздавших на спектакль ждут места, расположенные по бокам. Или придётся стоять у входа в ожидании антракта. Главное и первое условие в зале при просмотре спектакля – тишина. Уважение к публике, желающей прослушать художественное произведение, требует тишины и спокойствия в зале. Кто не знает исполнителей, тот должен взять афишу и прочитать. Всё внимание зрителей во время действия на сцене должно быть сконцентрировано именно там, на сцене, а не на зрительном зале в поисках знакомых или в разглядывании туалетов.При желании выразить своё одобрение можно прибегнуть к громким аплодисментам, однако это в большинстве своём дело мужчин.

 


 

Я К ВАМ ПИШУ

 

Вот что писалось в изданной в Санкт-Петербурге в 1890 году брошюре «Жизнь в свете, дома и при дворе» из серии «Библиотека практических сведений» о тонкостях переписки — чувствах, выражение которых допускается в письмах, приличиях, которые необходимо соблюдать.

 "Молодая девушка никогда не пишет мужчине, даже от имени своих родителей; лучше всего, если ни строчки, написанной ею, нет в руках мужчины, который не приходится ей родственником или который еще не совершенно стар. Уважающая себя женщина не должна переписываться с мужчиной, который ей не муж или не близкий родственник. Перешагнуть за пределы этого строгого правила и вступить в переписку с какой-нибудь яркой звездой мужской интеллигенции, предаваясь при этом совершенно невинному и чисто интеллектуальному наслаждению, может лишь женщина независимая, обладающая безупречной нравственностью, не имеющая ни мужа, ни детей, ни семьи и не боящаяся уронить себя в общественном мнении.

Письмо должно быть написано чисто, опрятно, четко, без помарок, которые допускаются только в переписке между близкими друзьями. Почерк, складывание письма, форма, качество и вид бумаги — все эти, казалось бы, мелочи определяют возраст, положение и характер пишущего. Слог письма свидетельствует о его такте и светскости.Внимательный наблюдатель по почерку может узнать истинный характер мужчины, а еще более — женщины; подобно тому, как выражение глаз опровергает иногда произносимые слова, почерк опровергает слог письма. Поэтому не в одном только слоге заключается искусство переписки: только истинно благовоспитанный, порядочный человек умеет согласовать свой почерк со своим слогом".

Письма всегда начинают ответом на полученное письмо, а если такового не было, то несколькими словами, относящимися к последней встрече переписывающихся лиц. Сначала следует писать о том лице, которому предназначается письмо, и касаться предметов, могущих интересовать его, а затем уже можно сообщить о самом себе, описать свою обстановку и препровождение времени, в заключение снова обратиться к личности корреспондента, расспросить о различных обстоятельствах, имеющих к нему отношение, и затем выразить желание скорого свидания.

Руководствуясь желанием как можно меньше говорить о самом себе, не следует, однако, впадать в крайность и наполнять свое послание одними лишь повторениями письма своего корреспондента.
При написании писем лицам, высшим по общественному положению и старшим по возрасту, неприлично выражать короткость, не существующую на самом деле в личных отношениях.

Чтобы заинтересовать своего корреспондента, в письме нужно выражать свое мнение, обсуждать написанное им как бы в живой беседе, потом рассказывать о том, что ему неизвестно, и удовлетворять его любопытство и дружеское участие, сообщая о своих собственных делах. Как говорила мадам де-Севинье: «Письмо ваше должно открыть мне вашу душу, а не вашу библиотеку».

В переписке нужно избегать острот и двусмысленностей и весьма смягчать выражения; письменная передача мыслей имеет большой недостаток, не обладая свойством передачи интонации голоса и выражения лица пишущего. А каждому известно, какое огромное значение имеет в разговоре тон и взгляд. Можно прочитать одну и ту же фразу десятью разными интонациями, и каждый раз она будет иметь новый смысл.

Поэтому нужно писать с величайшей осмотрительностью и весьма снисходительно относиться к сведениям, сообщаемым в получаемых письмах.

Нужно всегда помнить, что устные слова говорятся на ветер и от них не остается следов, а то, «что написано пером, не вырубишь топором». Осторожный человек никогда не решится письменно злословить о ком-либо и никогда не позволит себе высказать слишком резкие мнения, могущие впоследствии обратиться ему во вред. Сплетни и пересуды должны быть полностью исключены из переписки; трудно представить себе, сколько неприятностей и даже несчастий может наделать одно какое-нибудь неосторожное слово, ибо замечание в одном письме тотчас порождает комментарии и передается в другом уже как нечто совершенно достоверное. Если бы люди были благоразумны, то, прежде чем отослать письмо, каждый спрашивал бы себя, может ли оно быть прочитано вслух всенародно без того, чтобы ему не пришлось краснеть за что-нибудь, написанное в нем. Слишком много писания губит людей еще чаще, чем слишком большая болтовня. Поэтому хитрецы всегда пишут очень мало, а откровенные и простые люди пишут много, за что им иногда приходится расплачиваться.

В письмах следует избегать громких напыщенных фраз и выражений, которые покажутся уместными в книге, но будут выглядеть смешными и притязательными в обычной корреспонденции.

 

источники- http://www.liveinternet.ru/tags/манеры/   http://www.liveinternet.ru/users/2384045/post104985243/  http://www.liveinternet.ru/users/2010239/quotes/page5.html

 

подробнее - Знанiе света вообще. )


Вежливость. )


Тактъ. )


Первые выезды въ светъ (молодой девушки и молодаго человека). )

 


источник - http://brenta-aury.livejournal.com/288106.html#cutid1

 

 

книга "Жизнь в свете дома и при дворе" 1890 г