Домой    Журналы    Открытки     Юмор   Из моих архивов    Еврейский шансон    Еврейский юмор

 

 Еврейский телеграф     

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35

  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47

 

Гостевая книга    Форум    Помощь сайту    Translate a Web Page

 

список страниц

 


 

Черный обелиск, или История об антисоветском памятнике

 

Этот рассказ должен был появиться месяц назад, к 70-ой годовщине уничтожения Минского гетто. Я тянул с публикацией: старался отыскать фотографии тех, благодаря кому возник Черный обелиск; тех, кто стоял стеной, когда его пытались снести; тех, кто навек уезжая, приходил сюда прощаться с городом, чтобы отсюда отправиться на вокзал.

 

Еврейская колонна Минского гетто. Они еще живы…

 

Я тянул, пытаясь найти подход к одному из из самых горьких минских памятников… Ведь остальные — просто монументы, а этот — разверстая могила. Я тянул, пока не понял, что говорить нужно от первого лица. Потому что весь город прошел через Яму, и у каждого минчанина она своя. Даже у тех, кто этого не знает или не хочет знать.

Мне трудно назвать этот рассказ историйкой — это история.

 

Кажется, Яма была всегда. В 60-х мы с мамой, испуганно косясь, обходили ее стороной на пути к шляпнице, тете Циле — ее крошечный домик стоял на месте «Брестской крепости», что на Танковой. В 70-х Яма раскрывала страшный свой зев, когда вечерами я спешил мимо нее в дом на несуществующем нынче Зеленом переулке: там для недавних учеников «Парната» читал лекции об искусстве незабвенный Кирилл Зеленой. Скорее всего, и раньше, до 60-х, существовала моя Яма — куда ей было деться!

Детская память рисует место, которого боялись взрослые — со склонами, уходящими вглубь земли, и дном, терявшимся в темноте. Взрослых пугала не только пролитая здесь кровь, но и стоявший внизу памятник с непонятной надписью на запрещенном еврейском языке. Никто толком не знал, иврит это или идиш, зато все знали, что место это связано с отъездами в Израиль.

Мои родные — что еврейские, что русские — на Яму не ходили. И их образованные друзья — врачи, музыканты, преподаватели — тоже. В Израиль никто из них не собирался, а карьеру можно было испортить запросто. К Яме шли те, кому нечего было терять: «отъезжанты», «отказники» и беспартийный еврейский пролетариат: столяры-слесари, сапожники-портные, парикмахеры-сантехники. С ними советская власть ничего поделать не могла.

Так и получилось, что Черный обелиск, помещенный в сердце Ямы, стал антисоветским памятником. Его не показывали по телевизору, о нем не писали в газетах и не упоминали в путеводителях… Вообще нигде не упоминали! Его не однажды пытались снести — под разными предлогами, но всегда, чтобы улучшить. Улучшить хотели надпись — убрать из нее этот самый то ли идиш, то ли иврит.

Это был, пожалуй, единственный случай, когда советской власти не удалось реализовать свое желание: и памятник, и надпись отстояли. Кто? Эти самые столяры-слесари и иже с ними.

Первый митинг на Яме прошел в 1971 году. С тех пор — ежегодно.
 

Благодаря всем этим людям, в начале 80-х, когда я впервые попал на Яму, прочел на Черном обелиске те же слова, что были начертаны там изначально. Их же можно прочесть и сегодня.

 

Светлая память на вечные времена пяти тысячам евреев, погибшим от рук лютых врагов человечества — фашистско-немецких злодеев 2 марта 1942 года

 

Против фашистско-немецких злодеев советская власть ничего не имела, а вот евреи ей были не по душе. Всего-то и нужно было, заменить их на абстрактных советских граждан. Но евреи не хотели быть советскими гражданами, они хотели быть евреями и потому уезжали в Израиль.

 

История Черного обелиска — это история исхода евреев из Беларуси.

 

Идея воздвигнуть монумент узникам Минского гетто родилась в 1945 году, когда вернувшиеся с войны солдаты узнали, что их родные убиты и тела их брошены в старый песчаный карьер. Карьер стали звать Ямой — с большой буквы.

 

К 1947 году всем миром были собраны деньги на памятник, и известный городской камнетес Мордух Спришен из надгробья со старого еврейского кладбища на Сухой вырезал мраморный обелиск. Надпись для него на идише написал поэт Хаим Мальтинский. Через годы, вспоминая о нем в книге «Толькi б яурэi былi!», его друг Рыгор Бородулин скажет: «Як прыходiць дзядзька Хаiм, сустракаем дружным хаем». Видно, хорошим человеком был идишистский поэт.

Мальтинский прошел войну до Берлина, был награжден орденами и медалями, в бою потерял ногу. И вот он, надев боевые награды, пошел согласовывать надпись на памятнике в Главлит — так в СССР называлось цензурное ведомство. Цензоры сидели в Доме правительства на шестом этаже. Лифт не работал. Когда одноногий фронтовик добрался до нужного кабинета, от боли и усталости чуть не плакал. Цензор прочел текст и, как ожидалось, разрешения не дал. Спорить было бесполезно. Перед тем, как уйти, Мальтинский произнес всего одну фразу: «У меня там лежат мать, жена и семилетний сын». И произошло чудо: цензор, тоже фронтовик, подписал разрешение.

Цветы под конвоем.

 

С таким трудом добытая бумага окажется плохой защитой: через несколько лет Мальтинского разыщут в Биробиджане, куда он уедет работать в издательство. Его приговорят к десяти годам лагерей «за попытку продать американцам Дальний Восток и часть Сибири». От Владивостока до Якутска — ни больше ни меньше! Камнетес Спришен будет осужден за коллекцию пластинок советской фирмы «Мелодия» с еврейскими песнями. Тоже на десять лет.

Такой будет цена, которую создатели заплатят за памятник. Первый в СССР памятник убитым евреям.

В 70-х и 80-х «антисоветская» Яма будет стоять посреди города, как крепость, окруженная врагом. Советская власть будет бороться с ней не на жизнь, а на смерть. И проиграет: Советского Союза не станет, а Яма останется. Впрочем, победа окажется пирровой — с развалом СССР уедут почти все, кому она была нужна.

Несколько лет назад меня попросили провести экскурсию для джазового ансамбля De Phazz. Автобус катил по Проспекту, а я рассказывал — об удивительном нашем Вавилоне, где переплелись множество культур; о бесчисленных войнах, пожарах и разрушениях; о коммунистах и фашистах; о начале всемирной революции и убийце президента Кеннеди… Музыканты только что отыграли концерт и были уставшими: они смотрели в окно, за которым скользил зимний город, и время от времени вежливо кивали головами. Неожиданно один из них спросил:

А евреям памятники у вас есть?
Есть, — ответил я и рассказал о Яме.
Можно туда поехать? — попросил музыкант.
Мордух Спришен с разрешением на изготовление памятника.

Просьба была неожиданной. Еще более странной ее делало то, что мой собеседник был негром.

После некоторых колебаний я изменил маршрут. Мы подъехали к Яме и музыкант, собрав в охапку цветы, подаренные зрителями, сошел по ступеням к памятнику. В темноте на фоне снега черный человек казался призраком. Он положил цветы на камень и молча застыл рядом. Черный человек у Черного обелиска.

Я спросил, зачем ему еврейский памятник. И услышал удивительную историю. Предки странного гостя попали в США из Эфиопии, и среди них бытовала легенда о том, что они… евреи. Одно из затерянных израильских колен.

Наверное у меня на лице промелькнуло недоверие, мой собеседник на мгновение запнулся, а потом сказал:

Легенду трудно проверить, легче поверить, что ты еврей.

С этими словами он протянул мне фотоаппарат и попросил сфотографировать его на фоне Черного обелиска.

 
 

Ответы на запись “Черный обелиск, или История об антисоветском памятнике”

 

  1. avatar
    Татьяна Шиманская
    13/11/2013 at 20:48 #
    Легендарные минские полковники Овсищер, Альшанский и Давидович, восставшие против государственного антисемитизма и разжалованные в рядовые.
    Вдруг поняла — надо написать. Мои прадед и прабабушка погибли в гетто в одном из многочисленных погромов в ноябре 1942. В Яме ли они или где-то еще сгинули — никто не знает. Зато известно имя женщины, которой обязана жизнью их дочь, моя бабушка, а значит и моя мама, и я, и моя дочь, и ее будущие дети… ЛИДИЯ ПОСТРЕВИЧ (или Пастревич?) летом 1941 года помогла сделать аусвайс своей подруге, Эстер (Эсфирь) Тышлер, на имя Софьи Васильевны Зайцевой. С этим документом моя бабушка могла больше года оставаться за пределами гетто, носить еду своим своим родителям, помогать подпольщикам, сохранить у свекрови двоих детей. Несмотря на документ и не явно еврейскую внешность, опасность оставалась, на улице Эстер узнала соседка и выдала полицаям. Из тюрьмы ее за фамильное золото выкупила русская свекровь, моя прабабушка, у нее на руках оставались двое маленьких внуков, моя мама и ее брат. Эстер, несмотря на риск снова быть опознанной как еврейка, до конца пыталась спасти своих родителей или хотя бы поддержать их, передавая с трудом добытую еду за колючую проволоку. После того, как в конце ноября 1942 она вошла в дом, где оставались ее мама и отец, и нашла перевернутый стул, на столе отцовские очки, записную книжку и один его сапог на полу, стало ясно, что Рахили и Якова Тышлер больше нет (памятник на улице Сухой архитектора Л.Левина — такая же история). Бабушка была беременна третьим ребенком, они с моим дедом ушли из города. Рожденную в бывшем дедовом поместье третью дочку оставили на попечение местных жителей в деревне, где деда до войны все знали как молодого хозяина, и ушли к партизанам. В деревне бабушке тоже приходилось прятаться — вдруг выдадут, сказали местным, что у Алексея Шиманского теперь новая жена, русская. В отряде встретили сурово — «что, жидовка, пришла колодцы наши отравить?» Обыскивали, к стенке ставили, но оставили в живых. Воевали оба, бабушка была и поварихой, и прачкой, и медсестрой, и «радио» для командирской землянки — она была прирожденной артисткой, пела и танцевала после всех тяжелых работ для командования отряда; дед был подрывником, на его счету немало взорванной немецкой военной техники. После освобождения Эсфирь и Алексей забрали дочку из деревни Старина, вернулись в Минск, нашли детей Вову и Люду и маму Алексея Софью Федоровну Емельянову-Сергееву. Софья Федоровна с дочерьми и внуками выжила тоже, пожалуй, чудом — в старшую дочь влюбился немецкий лейтенант, и это оберегло всю семью, а особенно внуков от невестки-еврейки, от ареста и гибели.
    Сегодня в музее истории евреев Беларуси в Минском еврейском общинном доме хранится уникальный документ — аусвайс (свидетельство) на имя Софьи Зайцевой. Лидию Постревич (или Пастревич), которая помогла добыть его моей бабушке, мы хотели бы причислить к Праведникам народов мира, но пока недостаточно свидетельств, которые помогли бы это сделать. Может, какая-то информация обнаружится?

     

  2. avatar
    isaak
    15/11/2013 at 05:01 #
    На этом памятнике меня всегда удивляла надпись:»…фашистко-немецких злодеев.» В отличие от стандартной:»немецко-фашистских»в этой записи открытым текстом умница — Хаим Мальтинский (Спасибо! -теперь мы знаем его имя!) указал, что впереди немецких злодеев были местные фашисты.
    Как эту гениальную перестановку слов не заметили цензоры?…

     

  3. avatar
    Name
    16/11/2013 at 11:13 #
    Рита Хочу рассказать свою историю. Мне 54…Много лет я ходила с мамой на 9 мая на Яму и все наши друзья-учителя, инженеры и их дети. Помню когда там устраивали оцепление и включали громкие марши, что бы не дать людям услышать проводивших митинг. Это было за несколько лет до отъезда в 1990 году в Израиль. Место это- единственное, куда оставшиеся в живых евреи Минска могли принести цветы в память о погибших родных в Гетто т.к никто не знает где и когда погибли их родные….А каждому человеку необходимо это знать…Я приезжала в Минск в 2006 и в 2011.В 20011 увидела ,что на спуске к Яме установили фигуры людей, детей, мужчин и женщин идущих вниз на смерть….А на улице Сухой появился новый мемориальный комплекс в память о евреях привезённых в Минск из других государств и помещённых в Гетто. Очень радует этот факт.. только жалко, что евреи почти покинули наш родной город и город где жили и были замучены в Гетто наши родные. У моей мамы погибла вся семья-бабушка, мама, тёти и их дети. Всего 18 человек.. Маме было 9 лет и она была вывезена с пионерским лагерем в Мардовскую ССР.. Спасибо тем, кто поставил этот памятник и отстоял его существование…И мы будем приезжать и класть цветы и зажигать поминальные свечи и ставить израильский флажок (как делаю я )пока мы живы ….надеюсь ,что и наши дети, пишущие в 7 классе работу о своих корнях будут навещать и вспоминать своих прабабушек и прадедушек и расскажут о них своим детям. Евреи должны помнить- чтобы никогда этот ужас не повторился! Спасибо за статью.

     

  4. avatar
    Чертов Лев Исаакович
    17/11/2013 at 17:10 #
    Спасибо, узнал еще об этом памятнике Я минчанин, проживал на Мясникова, напротив обувной фабрики им. Кагановича. Родители отца погибли в первые же бомбежки. О судьбе маминых родителей, дядей и тетей, двоюродных сестер узнал в 45-м, Хорошо помню рассказ о них, хотя мне было 7 лет и велся на идеш. Рассказывала, если память мне не изменяет, Геня Левина, знавшая всю мамину семью, помню и ее рассказ, как ее спас немец- вывез в партизанский район, как ей повезло в партизанском отряде: евреев уже перестали расстреливать, как шпионов. Из Минска я уехал после окончания школы, и хотя кончил с медалью 42-ю школу, поступление в политехнический не было гарантировано: ректор напрямую говорил: нам нужны национальные кадры. В Минске не был с 1993г, когда забрал к себе родителей. Еще раз спасибо за рассказ о тех, кто стоял у истоков

     

  5. avatar
    Семён Винник
    20/11/2013 at 04:38 #
    Где-то на границе с Канадой, есть американский штат Миннесота, в котором я живу уже 24 года. За время моей эмиграции, я дважды побывал в родном городе. В городе где прошло моё детство, юность. В городе в котором я встретил свою первую любовь, и вот уже 43 года как мы с женой вместе рука об руку идём по этой жизни. Вы спросите меня, а какое это отношение имеет к истории с «ямой» ? Самое прямое.. Мать моей супруги Мария Лазаревна Вайсман была узницей Минского гетто, и должна была тоже как и те 5 тысяч несчастных, лежать в этой «яме». По счастливой случайности ей удалось убежать из гетто, и она с трудом пробралась в партизанский отряд, где и провоевала до окончания войны. Но до встречи с моей будущей женой я этого ничего не знал. Я был сыном довольно известного в Минске торгового работника, который был на хорошем счету у властей, и мне всегда приходилось быть на чеку, чтобы не дай бог не подвести своего отца. Можете себе представить мои ухищрения и переодевания, чтобы при походах на митинги, на «яме» не засветится, чтобы не дай бог не поставить отца под удар. Там на «яме» я познакомился с ребятами которые меня потом приняли в свою компанию, и где я впоследствии и узнал свою будущую зазнобу. Все мои друзья жили в районе Танковой улицы, Юбилейной площади, и известного и популярного в те времена колхозного базара, и были постоянными участниками всех событий впоследствии произошедших на «яме». Прошло много лет, многое стёрлось из памяти, и вот сегодня я открыл эту страницу в интернете, и со слезами в глазах прочитал эту статью. Огромное спасибо Михаилу Володину, за то что он открыл ту страницу истории, которую от нас упорно скрывали, и при этом ещё и издевались, ломая судьбы и жизни тем, кто не боясь этих репрессий всё-таки приходил на «яму», чтобы склонить голову и почтить память невинно погибшим от рук фашистских нелюдей.

    Что касается меня и моей семьи, то отголоски тех репрессий, коснулись моего отца уже после моего отъезда в 1989 году.
    При невыясненных так до конца обстоятельствах, мой отец умер в 1997 году. У меня конечно нет прямых доказательств, но один факт я всё-таки решусь озвучить. В день похорон, которые были по тем временам довольно достойными по отношению к моему отцу, уважаемому человеку в городе во всех отношениях. Так вот когда похоронная процессия двигалась к автобусам которые были предназначены для перевозки людей на кладбище, ко мне подошли двое человек, одетых одинаково в чёрные плащи, и довольно внятно один из них сказал мне на ухо…-» У тебя с братом есть всего два дня. Через два дня, чтобы вашего духа тут не было».
    Я обернулся чтобы найти взглядом брата и подозвал его кивком головы. Когда он подошёл, чёрные плащи уже испарились.
    Как говорится…»никто не забыт, ничто не забыто».

    одинаково

 

источник -  http://www.t-s.by/blog/2013/11/chernyj-obelisk-ili-istoriya-ob-antisovetskom-pamyatnike/

 

Михаил Володин  Журналист, писатель