Песах,
или Пасха, - самый древний из еврейских праздников, он связан с одним из
важнейших событий в еврейской истории - с Исходом из египетского рабства
около 3300 лет назад, в 2448 году по еврейскому календарю.
Праздник Песах отмечает цепь событий, вследствие которых евреи стали
народом. Израильтяне пришли в Египет как одна семья - род Иакова,
состоявший из семидесяти человек, а вышли как народ, насчитывавший
шестьсот тысяч. Поначалу род Иакова был радушно принят в земле Гошен
(одной из провинций Египта), но когда евреев стало «слишком много», к
ним были приняты особые меры. На всех жителей страны была возложена
трудовая повинность, на евреев - особенно тяжелая. Дома евреев
прослушивались и досматривались, новорожденных первенцев убивали (по
легенде - фараону предсказали неисчислимые беды по вине еврейского
первенца).
Моше (Моисей) и был тем самым первенцем, которому было суждено выжить и
спасти свой народ. Эту историю знают все. Удивительное стечение
обстоятельств спасло мальчика от неминуемой гибели от рук египтян и
привело к тому, что воспитывался он во дворце фараона, но всегда ощущал
себя частью своего народа. За убийство египтянина, избивавшего еврея, он
был приговорен к смерти, бежал, много лет жил в странах Африки и
Среднего Востока. Однажды, перегоняя стадо овец через Синайский
полуостров, увидел горящий, но не сгорающий куст («неопалимая купина»).
Из огня раздался голос Всевышнего, повелевающего Моисею отправиться в
Египет и вывести евреев из рабства.
Название «Песах» одни исследователи трактуют как «переход», исход из
земли Египетской, другие связывают с историей праздника. Фараон не хотел
отпускать евреев, и Б-г наслал на Египет десять «казней»: превращение
нильской воды в кровь, появление несметного множества жаб, неодолимых
полчищ вшей, диких зверей, падеж скота, язвы, гибель урожая от града и
саранчи, сплошной трехдневный мрак и, наконец, гибель первенцев. Б-г
умертвил первенцев египтян, но пропустил («пасах» на иврите) дома
израильтян. Еще «Песах» толкуется как «уста говорящие», и это, конечно,
соответствует тому, что главная заповедь Праздника Песах – говорить,
рассказывать об истории Исхода.
Песах - праздник весны - символизирует пробуждение природы, обновление
мира и освобождение человека. Это праздник обретения свободы и
достоинства. Евреи должны были выбрать из скота, к которому они были
приставлены в качестве пастухов (и который не погиб, как скот египтян),
молодых агнцев, зарезать их, зажарить и съесть «с горькими травами и
опресноками». Барашков, которые для египтян были священными животными,
требовалось не просто съесть, но сделать это открыто, на глазах у
египтян, а за несколько дней до этого необходимо было при свете дня
пометить косяки дверей своих домов кровью этих баранов. А в ночь, когда
в каждой семье египтян погибли первенцы, смерть обошла стороной все
еврейские дома, помеченные таким образом.
Существует легенда, что перед Исходом не успели заквасить тесто, поэтому
напекли пресных лепешек. Правда, есть свидетельства, что пастушеский
праздник опресноков отмечали еще до Моисея. Но до сих пор маца - пресные
лепешки, которые полагается есть в Песах, - напоминание о хлебе, который
ели евреи, спешно покидая Египет. Спешка была не напрасной - египетская
армия во главе с фараоном гналась за ними по пятам. Но на седьмой день
Исхода Красное море расступилось перед евреями, а затем сомкнуло свои
воды над головой египтян.
Праздник длится семь дней с 15-го по 21-е число весеннего месяца нисана
по еврейскому календарю. Песах, так же как Суккот и Шавуот, - это
праздник паломничества в Иерусалим для жертвоприношений. Празднование
начинается 14 нисана вечером, когда вся семья и гости, пришедшие в дом,
собираются за праздничным столом и читают Пасхальную Агаду - историю
Исхода евреев из Египта. Эта трапеза называется «седер» («порядок» на
иврите) и является важнейшей частью праздника. Пасхальный седер
проводится в определенном, строго установленном порядке, где каждому
действию отведено свое место и свое время. «В каждом поколении должен
еврей смотреть на себя так, как будто он сам, лично вышел из Египта».
Праздничная трапеза в миллионах еврейских семей во всех странах мира на
протяжении веков, с соблюдением одних и тех же обычаев - это
удивительное явление, помогающее понять, как удалось евреям остаться
единым народом в условиях многовекового рассеяния. Подробные инструкции
по проведению седера можно посмотреть, например, по адресу
http://machanaim.org/holidays/pesah/seder.swf
День, следующий за пасхальным седером, - это первый день праздника. Для
религиозных людей - это день молитвы и отдыха, когда запрещена всякая
работа. Для светской части населения страны - это выходной день, который
принято проводить с семьей, друзьями, близкими. Далее следуют пять дней,
так называемых полупраздников, когда часть учреждений работает полдня, а
часть - не работает вовсе. И завершает пасхальную неделю еще один
праздничный день. Израильтяне любят отдыхать и часто используют
пасхальную неделю для поездок за границу всей семьей или же для
путешествий по стране, устраивая пикники в многочисленных живописных ее
уголках.
"Еврейский сейф" олигархов: миллиардеры прячут
сокровища в Израиле
Опасаясь последствий кризиса, резкого
уменьшения их личных состояний и
национализации имущества, российские
олигархи отсылают в Израиль самые дорогие
произведения искусства.
Исключительное явление наблюдается в
последние недели на местном рынке
изобразительного искусства, отмечает газета
"Маарив". В Израиль в массовом порядке
доставляются воздушным путем шедевры
живописи, в том числе картины Пабло Пикассо,
Клода Моне и Камиля Писсарро. Общая
стоимость произведений оценивается в сотни
миллионов долларов.
Как выяснило издание, экспонаты
переправляются олигархами еврейского
происхождения из России, Бельгии, Франции и
США. Согласно компетентным источникам в
финансовых службах, владельцы картин
опасаются, что, ввиду кризиса и снижения
стоимости их имущества, банки и другие
кредиторы могут наложить арест на эти
шедевры или взять их в залог.
Цель переправки в Израиль – по сути,
эвакуация картин: подальше от кредиторов,
пока не улягутся страсти. Как отмечает "Маарив",
в России у олигархов оснований опасаться еще
больше – там имущество коллекционеров могут
попросту национализировать.
Почему
Украина долго не хотела забирать
полуостров?.. Сейчас при упоминании
Крыма в России принято вызывать из
памяти артековское детство и ругать
Никиту Хрущёва за то, что «отдал
полуостров хохлам».
А зря: всё могло сложиться куда
хуже, и на месте Крыма располагался бы
51-й штат США или то, что ныне именуется
Государством Израиль. Об этом «АиФ»
рассказал Михаил Полторанин, в 1990-1992
гг. министр печати и информации. Данные
были получены им из различных советских
и зарубежных архивов.То, что получили красные к
окончанию Гражданской войны, было лишь
тенью прошлой России. Даже Крым -
жемчужина юга - казался чем-то средним
между кладбищем и свалкой. На
восстановление Тавриды были нужны
деньги, но где их взять? На счастье или
на беду, в Советскую Россию в те годы
хлынули зарубежные инвесторы. Среди них
в 1922 г. появились представители
еврейской финансовой организации из США
«Джойнт», которые начали пробивать идею
создания в Крыму еврейской автономной
республики.В
Симферополе создали филиал банка «Агро-Джойнт»,
стали появляться еврейские посёлки,
число которых доходило до 150. В ноябре
1923 г. руководитель еврейской секции
РКП(б) Абрам Брагин подал в Политбюро
проект решения о создании в Крыму не
автономной, а уже полноправной советской
социалистической еврейской республики...
Проект "Израиль" на грани
банкротства
А может быть, это разочарование
спасительно. Оно избавит нас от шока, когда мы узнаем более страшные вещи.
Например, что проект "государство Израиль" давно уже стал сугубо коммерческим
предприятием, и все жертвы, события, политические ходы нацелены на принесение
прибыли некоей ограниченной группе лиц. И что в данный момент для этой группы
выгодно объявить предприятие банкротом… Добавлено
24.06.2008 в 09:03 | Просмотров: 3805 | Ира Коган
Репатриантам из стран Востока
хорошо знакомо это явление: родители, растерявшись и потерявшись в новой
действительности, лишались уважения детей, и в результате вырастало поколение,
лишенное идеалов и нравственных ценностей.
Нечто подобное происходит сейчас
в Израиле. Идеологический кризис вышел за рамки недоверия к правительству –
израильтяне теряют уважение к самому государству со всеми его институтами. И
дело тут не в грустных итогах Второй Ливанской войны (войну Судного дня тоже
оценивали как неудачную), не в территориальных уступках (отдача Синая была
тяжелым ударом для общества, но не подорвала его духа), даже не в обстрелах
южных районов (страна знавала и более кровавые времена). И коррумпированность
правительства, и бесконечные скандалы в высших эшелонах власти – все это не
самое страшное.
Страшно вот что: народ не видит
альтернативы такому положению вещей и принимает его как данность. Согласно
опросам, более половины жителей страны (57%) уверены, что коррумпированность
необходима для успешной политической карьеры. И это гораздо печальнее, чем почти
поголовная (90%) убежденность граждан в том, что вся страна заражена коррупцией.
Коротко говоря, израильтяне
считают, что государство коррумпировано и иначе быть не может. Ощущения своего
бессилия, невозможности что-то изменить – главная примета национального
самосознания в последние годы. Оно распространяется с политики на сферу
безопасности, экономику и все остальные стороны нашей жизни. Именно отсюда
проистекает разочарование старшего поколения, цинизм и апатия молодежи.
Другая знаменательная черта –
повсеместная потеря стыда, от которой рукой подать до утраты совести.
Политические лидеры меряются своим рейтингом, хотя ни один из них не пользуется
поддержкой даже трети населения страны (см. результаты социологических
исследований: Биньямин Нетаниягу - 27%, Ципи Ливни - 17%, Эхуд Барак - 8%, Шауль
Мофаз - 6%, Эхуд Ольмерт - 5% , Ави Дихтер - 3%). Высокопоставленные функционеры
без устали врут народу, заверяя, что у них все под контролем и они представляют
себе последствия тех или иных шагов. При этом народ знает, что ему врут, а
функционеры знают, что народ знает, но их это не останавливает.
Даже служба в армии, последняя
"священная корова" еврейского государства, не вызывает былого почтения и
превращается в опасную, но бессмысленную игру для взрослых.
Все больше людей, преимущественно
молодых, ищут себе применения за границей. Не стоит оправдывать это явление
естественными экономическими причинами и равняться на миграционные процессы в
Европе. Те, кто уезжает из Израиля, действительно считают себя обиженными. Нет,
не тем, что государство не предоставило им "шоколадных" условий и не расстелило
красную ковровую дорожку. Эти умные, талантливые, энергичные ребята обижены на
то, что родина не заинтересована в их мозгах и знаниях, ей не нужны их верность
и патриотизм.
Жить в Израиле всегда было
непросто. Для этого надо иметь очень веские причины. И долгие годы такой
причиной для сотен тысяч израильтян было чувство причастности к судьбе своей
страны. Кто-то из социологов даже отмечал, что высокая продолжительность жизни
наших сограждан объясняется тем, что для них чрезвычайно важно все, что
происходит вокруг. Важна политика, важны экономика, образование, строительство
дорог, открытие новых промышленных зон и т.п.
Спросите израильтянина сегодня,
что для него важно. И он начнет перечислять: цены на бензин и продукты,
инфляция, забастовка авиакомпаний в период отпусков… Почти все явления, заметим,
негативные. И среди них уже почти нет глобальных общенациональных вопросов,
которые решаются где-то в стороне, группой политиков, не вызывающих у народа уже
не только уважения, но и интереса, или монополистов, поделивших между собой
национальную экономику.
Зря уверяют публицисты, что
современная общественная жизнь лишена идеологии. Идеология слабости и
неуверенности насаждается у нас так настойчиво, как будто это кому-нибудь нужно.
Как будто кто-то сознательно хочет превратить народ в аморфную, легко
управляемую массу, которая не будет ни во что вмешиваться, если ей время от
времени бросать "кость" в виде сезонных скидок или рассказывать сказки о том,
как успешно развивается экономика. В русле этой идеологии вполне органично
воспринимаются и территориальные уступки, и роль заведомо сговорчивого партнера
в диалоге с ближними и дальними соседями. Слабому, неуверенному в себе,
разочарованному народу только и остается, что отступать перед сильными.
А может быть, это разочарование
спасительно. Оно избавит нас от шока, когда мы узнаем более страшные вещи.
Например, что проект "государство Израиль" давно уже стал сугубо коммерческим
предприятием, и все жертвы, события, политические ходы нацелены на принесение
прибыли некоей ограниченной группе лиц. И что в данный момент для этой группы
выгодно объявить предприятие банкротом…
Когда-то писатель Эрфаим Кишон
гордо заметил, что в этой стране, со всех сторон окруженной врагами, человека
всерьез волнуют только ссоры с соседями по подъезду. Сегодня эта ситуация
вызывает скорее тревогу, чем гордость. Озабоченный соседскими склоками и
собственными благополучием, гражданин Израиля равнодушно смотрит на все, что
происходит чуть дальше его подъезда.
Но неужели несколько нечестных,
непорядочных чиновников от власти смогли подорвать национальный дух народа,
который прошел через самые немыслимые испытания? Хочется верить, что это лишь
временное замешательство, что народ Израиля скоро очнется от равнодушия и
возьмет судьбу в свои руки. Если этого не произойдет, то проект "государство
Израиль" действительно обречен.
Мифы о сионизме
Когда австрийские власти потребовали
от съезда раввинов в Вене (1917) осудить Декларацию Бальфура,главный раввин Вены
(рав Энгель) и Бродов(рав Штернберг) встали и заявили: каждый, кто подпишет
навязанное властями заявление против создания еврейского государства в Земле
Израиля – предатель, «и до отсохнет правая рука всякого подписавшего». Желающих
подписаться под правительственным документом не нашлось...
Миф: «Без
ООН не было бы создано государство Израиль».
Факт: Ко времени голосования в ООН
Великобритания отказалась от мандата, и если бы не голосование в ООН, Британии
пришлось бы искать другой способ увести свои войска. К отказу от мандата
британцев вынудили в первую очередь боевые действия подпольных организаций "Эцель"
и "Пальмах" против оккупантов и мировое общественное мнение после Холокоста.
К 27 ноября 1947 года в Эрец Исраэль жили примерно 600 тысяч евреев, приехавших
туда, чтобы создать свое, еврейское государство. Ни один из них не приехал туда
по разрешению или по милости ООН.
И еще факт: Когда 5 арабских армий, вопреки решению ООН, послали своих солдат
воевать против новорожденного государства – ни один солдат ООН не сдвинулся с
места, что бы его защитить. Более того, Арабский легион – основа армии Иордании
и крупнейшая военная сила, воевавшая против Израиля в Войне за Независимость –
был непосредственно создан и вооружен британцами. Если уж называть, без чего бы
не было создано государство Израиль, так это без еврейской армии, подпольных
организаций, боевого руководства, складов с оружием и воли еврейского народа –
победить любой ценой.
Миф: «Без Американской
военной помощи Израилю крышка»
Факт: Почти 80 % американской финансовой помощи – «целевые» деньги, то есть их
нельзя потратить ни на что, кроме американского военного оборудования, техники и
оружия. Военная помощь США составляет всего 2,5 % валового национального дохода
Израиля. Многие специалисты утверждают, что американская помощь уже десятки лет
душит национальный военно-промышленный комплекс Израиля: правительство вынуждено
закупать на американские деньги американские танки и сворачивать внутреннее
производство – так как двойная порция танков не нужна, а ни на что другое деньги
из США потратить нельзя.
И еще факт: Военная помощь тех же США Египту, основному потенциальному
противнику Израиля, составляет более 10% доходов последнего. Сионисткие круги в
Израиле ведут борьбу за полную отмену американской помощи.
Миф: У палестинских арабов нет своего государства
Факт: Государство палестинских
арабов невозможно создать опять, так как оно уже существует и называется
Иордания. В Иордании более 80 % населения являются палестинскими арабами, хотя у
власти в этой стране находится бедуинский клан Хашемитов (из аравийского племени
Курейш). В 1921 году британские власти создали Трансиорданскую Автономию на
территории мандата, а во главе ее поставили наместником будущего короля Иордании
Абдаллу ибн Хусейна из семьи Хашемитов (незадолго до этого предводитель клана –
отец Абдаллы, эмир Хусейн, - потерял власть над провинцией Хиджаб и был изгнан
из Аравии более сильным кланом Саудов). Это было первое вопиющее нарушение
обязательств Британской империи перед евреями – ведь Трансиордания занимала
большую часть подмандатной Палестины, которую за несколько лет до того
британские власти обязались передать целиком под еврейский национальный дом. В
дальнейшем британцы всеми силами способствовали переселению арабов из
Трансиордании в Западную Палестину, надеясь таким образом предотвратить создание
еврейского государства. Попрание прав евреев продолжилось в 1946 году, когда
Лига Наций предоставила Иордании независимость, а Абдалла был провозглашен
королем. Тем самым евреи были де-факто лишены 70 % территорий, отведенных под
еврейское государство согласно Декларации Бальфура.
Из вышесказанного следует, что почти все «палестинские беженцы», бежавшие из
Израиля в Иорданию в ходе Войны за Независимость, вовсе не «покинули родину», а
совсем наоборот, вернулись в свои родные края. Доказательством этого служит то,
что Иордания предоставила им гражданство и выдала иорданские паспорта.
В сентябре 1970 г. палестинское большинство попыталось совершить государственный
переворот в Иордании («Черный сентябрь»), и семье Хашемитов удалось сохранить
власть лишь благодаря неожиданной поддержке Израиля. В частности, израильтяне
разрешили иорданским войскам проходить через свою территорию.
На территории Израиля живет около 1,5 миллионов обладателей иорданского
гражданства (это и есть «палестинцы Западного берега»), в то время как Иордания
в 1988 году официально сняла любые претензии на Западный берег Иордана и
Восточный Иерусалим. Это по факту означает, что государством палестинцев
является Иордания.
Теодор Герцль
Миф: Герцль назвал свою
книгу «Государство евреев», не желая пользоваться понятием «еврейское
государство».
Факт: В немецком языке слово Judenstaat означает и «государство евреев», и
«еврейское государство». Однако когда книгу стали переводить на английский,
Герцль лично попросил, чтобы она называлась The Jewish State – «Еврейское
государство».
Сионизм и религия
Миф: «Сионизм – светское
национальное движение, родившееся в 19 веке»
Факт: Сионизм вовсе не был придуман светскими философами и общественными
деятелями, которых принято называть «отцами – основателями сионизма» (Гесс,
Пинскер, Герцль и т.п.). Еще до них идея возвращения в Эрец-Исраэль и
строительства еврейского государства высказывалась многими раввинами, такими,
как рав Калишер, рав Алкалай, рав Гилель из Шклова и другими. Эти религиозные
лидеры не были «периферийными маргиналами», как их изображают иногда; они были
реальными «властителями дум» и крупными авторитетами в еврейском мире. Корни
идей сионизма можно найти в учении Виленского Гаона (раби Элиягу, 1720 – 1797) –
величайшего мудреца Торы нового времени. Гаон считал, что избавление еврейского
народа произойдет не чудесным образом в результате Б-жественного вмешательства,
а естественным путем, в результате «пробуждения снизу», которое должно
выразиться в заселении евреями Земли Израиля и создании там полноценного
общества, живущего в духе Торы и еврейской традиции. Многие ученики Гаона,
следуя указанию духовного наставника, переселились из Европы в Землю Израиля и
создали там очаги национального возрождения. В частности, именно потомки
учеников Гаона начали создание новых городов и поселений.
Еще раньше, в 16 веке, о «пробуждении Земли Израиля» заговорили в кругу мудрецов
– каббалистов из Цфата. Еще раньше попытки создания еврейских очагов
предпринимали Рамбам, Рамбан и другие мудрецы, однако все их попытки терпели
неудачу из-за исторических обстоятельств. Если смотреть на вопрос глобально,
сионистская идея впервые прозвучала более 3800 лет назад, в первом пророчестве
Авраама: «Иди в ту Землю, которую Я укажу тебе», - и с тех пор никогда не
переставала быть основой национального еврейского мировоззрения. Суть
сионистской идеи заключается в том, что есть особое место – Земля Израиля – где
еврейский народ способен в полной мере раскрыть свои способности и реализовать
свое предназначение.
Миф: Ортодоксальные евреи
были изначально против создания еврейского государства
Факт: Когда австрийские власти потребовали от съезда раввинов в Вене (1917)
осудить Декларацию Бальфура (шла Первая мировая, и поддержка евреями решения
враждебного британского правительства воспринималась австрийскими властями как
предательство и коллаборационизм), главный раввин Вены (рав Энгель) и Бродов (рав
Штернберг) встали и заявили: каждый, кто подпишет навязанное властями заявление
против создания еврейского государства в Земле Израиля – предатель, «и до
отсохнет правая рука всякого подписавшего». Желающих подписаться под
правительственным документом не нашлось...
Еще факт: «Съезд мудрецов Торы» 1937 года в Европе почти единогласно поддерживал
идею создания еврейского государства.
Миф: Бен-Гурион ненавидел
религию и преследовал религиозных евреев.
Факт: Давид Бен-Гурион, которому часто приписывают резко негативное отношение к
религии и еврейской традиции, сделал, несмотря на свое светское и
социалистическое мировоззрение, значительно больше уступок ортодоксальному
сектору израильского общества и дал религиозному населению больше льгот и прав,
чем любой премьер-министр (неважно, левый или правый) после него. Именно при
Бен-Гурионе были приняты компромиссные решения, в результате которых в каждой
заводской столовой Израиля соблюдается кашрут, брак заключается только по
еврейскому закону, в каждой военной части есть раввин, а в Шабат не ходят
автобусы в городах с еврейским большинством.
Миф: Ортодоксальные
раввины никогда не признавали праздником День Независимости Израиля.
Факт: Долгие годы в День Независимости над ультраортодоксальной Поневежской
йешивой в Бней-Браке по личному указанию ее духовных лидеров поднимали
израильский флаг.
Миф: Настоящие мудрецы
Торы не имеют дела с государственным раввинатом.
Факт: Самый авторитетный раввин ультраортодоксального ашкеназского еврейства –
рав Йосеф-Шолом Эльяшив – более 20 лет (до 1974) был судьей в Верховном
раввинском суде государственного раввината. Пригласил его туда ни кто иной, как
первый главный раввин Израиля – рав Ицхак Герцог.
Самый авторитетный из ныне живущих сефардских раввинов – рав Овадия Йосеф – был
главным сефардским раввином на государственной службе с 1973 по 1983 год.
Армия обороны Израиля
Миф: Религиозные не служат в армии.
Факт: По статистике ЦАХАЛа, около половины офицерского состава боевых частей –
религиозные. Десятки тысяч юношей из национально-религиозного лагеря проходят
службу в системе "йешивот эсдер", совмещая службу в армии с изучением Торы.
Еще факт: Любавичский Ребе считал, что служить в израильской армии – заповедь (мицва).
Миф: Израильские солдаты
рады любому удобному случаю, чтобы поиздеваться над палестинскими арабами.
Факт: По уставу израильскому солдату запрещено прикасаться к арабу, пока не
возникнет уверенность, что он представляет угрозу. Но и тогда израильский солдат
обязан попросить документы, предупредить подозреваемого в устной форме и т.п.
Если подозреваемый не реагирует на предупреждеиня – выстрел в воздух. Если не
помогает и это – выстрел в ногу. Открыть огонь на поражение можно лишь в том
случае, когда стреляют по тебе либо по третьему лицу – мирному жителю или
другому солдату.
Толкнуть араба – уголовное преступление, за которое солдат может вылететь из
армии, сесть в тюрьму на несколько лет или потерять офицерское звание.
Еще факт: В Ливане голодающие израильские солдаты, даже когда занимали дома
местных жителей, не брали с полок еду.
И еще один факт: Из практики можно сделать наблюдение - судебные разбирательства
между израильскими военнослужащими и арабами в большинстве случаев решаются в
пользу палестинских арабов. Таким образом, если дискриманация в судопроизводстве
и существует, - то только в пользу арабов.
Миф: На войне в Ливане
ЦАХАЛ совершал страшные зверства, бомбил мирные деревни, в результате чего
погибло множество мирных жителей.
Факт: За 2-3 часа до авиаудара над каждой деревней, где действовали террористы "Хизбаллы",
разбрасывали листовки на арабском языке, в которых мирных жителей предупреждали
о предстоящей бомбежке или артобстреле. Прочитав листовки, боевики "Хизбаллы"
спокойно собирали ракетные установки и оружие и покидали деревню. По результатам
расследования комиссии Винограда, именно из-за этой "гуманитарной тактики"
израильская военная операция продолжалась так долго и не реализовала
поставленных задач. Более того, предупреждения о военных действиях стали
причиной гибели многих израильских военнослужащих, попавших в засады "Хизбаллы"
или обстрелянных ракетами: о перемещениях ЦАХАЛа террористам становилось
зачастую известно из тех же самых листовок...
Еще факт: Многие фото, опубликованные в западной прессе во время Второй
Ливанской войны, оказались подделками, либо снятыми в Ливане во время
гражданской войны 1982 года, либо снятыми в других странах во время военных
операций, не имеющих никакого отношения к Израилю. Самой знаменитой подделкой
оказалась фотография "погибшего мальчика из Бейрута", опубликованная агентством
"AP". Подделка была разоблачена израильским журналистом. Оказалось, что мальчик
действительно погиб в Бейруте, но... 25 лет назад. После этой "поимки на
горячем" началась тщательная проверка фоторепортажей, выявившая еще десятки
фальсификаций. Среди "мошенников" оказались агентства Reuters, Associated Press,
Al-Jazeera, BBC, DW, CNN и другие...
Кто разбудит царя
Соломона?
"Неважно, если в
гражданской войне мы начнем стрелять первыми. Аппарат пропаганды находится в
наших руках, и мы будем наставлять историков. Вы навсегда останетесь теми, кто
развязал войну между братьями". Элиягу Голомб, командир "Хаганы", в разговоре с
Менахемом Бегиным, 1944 год.
Яаков Меридор,
"Долгая дорога к свободе".
Корабль
"Альталена", закупленный военной еврейской организацией "Эцель", пришел к
побережью Израиля в разгар Войны за независимость с большим количеством оружия и
новыми репатриантами на борту. Он был расстрелян, под предлогом якобы исходящей
от "Эцеля" угрозы военного переворота, по приказу лидера социалистов Бен-Гуриона,
опасавшегося резкого роста популярности своих оппонентов накануне выборов в первый
парламент страны.
Приказ был исполнен молодым
офицером Ицхаком Рабиным. Погибло 19 человек - 16 бойцов "Эцеля" и 3 солдат
противоположной стороны.
В свою очередь, лидер "Эцель",
Менахем Бегин призвал сторонников не отвечать на агрессию, чтобы не допустить
развязывания гражданской войны посередине войны за независимость государства.
Впоследствии каждый из двух
лидеров гордился своим поступком - Бен-Гурион тем, что не побоялся расстрелять
оппонентов, а Бегин - тем, что не дал сорваться своим сторонникам и вступить в
бой с убийцами.
В ближайшую пятницу, 20 июня, на
тель-авивской набережной состоится церемония, посвященная расстрелу судна "Альталена"
в 1948-ом году - одному из наиболее трагических событий в современной истории
Израиля, едва не приведшему к гражданской войне в только что образованном
государстве.
Со времени трагедии прошло почти
шестьдесят лет. Однако сложившиеся в тот момент отношения между политическими
силами Израиля сохранились до сих пор. Каждый раз, когда левые и правые
сталкиваются по одному из насущных вопросов - левые угрожают гражданской войной,
а правые уступают, во имя сохранения государства.
Знаменитая библейская история
рассказывает о двух женщинах, поспоривших - кому принадлежит младенец. Судья,
которым был сам легендарный царь Соломон, коварно предложил разрубить ребенка
пополам - каждой по части. А затем передал его той из женщин, что отвергла
предложение, предпочитая отказаться от права на ребенка, но сохранить ему жизнь,
ведь, разумеется, она и была истинной матерью.
Однако, в современном Израиле в
аналогичном споре политических сил за страну, раз за разом "младенец" достается
как раз той из "женщин", что не боится его разрубить. Поскольку судья, то есть
царь Соломон, роль которого в таком раскладе, безусловно, играет общество, давно
и крепко спит. Оставаясь безучастным наблюдателем, народ продолжает снова и
снова горько расплачиваться за авантюризм "фальшивой" матери.
Разбудить общество, сделать его
судьей происходящего, а не сторонним наблюдателем - в этом как раз и состоит
задача тех, кто решил вспомнить о трагедии расстрелянного корабля.
На протяжении почти шестидесяти
лет, события вокруг "Альталены" практически не обсуждались. Преемники тех, кто
организовал расстрел судна, предпочитали замалчивать не слишком приятную для них
историю, идеологические потомки жертв покорно смирились с этим. Лишь небольшая
группа непосредственных участников и их близких регулярно собиралась на кладбище
в годовщину трагедии. С каждым годом их становилось все меньше.
Два года назад ситуация
изменилась. Инициативная группа провела церемонию, в которой приняли участие
лишь несколько десятков человек. В прошлом году участников оказалось уже около
ста. В этом году в яффском порту соберется несколько сот человек, примут участие
общественные деятели и политики.
И все же не случайно, наверное,
большинство из участников церемонии по-прежнему русскоговорящие жители страны.
Кто, как не бывшие жители СССР хорошо знакомы с методами искажения истории и
замалчивания правды.
А на повестке дня инициирование в
Кнессете законопроекта о "Дне Альталены" - официального признания государством
трагического события. Сбор подписей в поддержку инициативы уже начался. Может
быть так наконец удастся разбудить царя Соломона? Дорогу, как водится, осилит
идущий.
Историческая справка:
В мае 1948-го года военная
еврейская организация "Эцель" приобрела корабль в США. Корабль был назван "Альталена"
в память о лидере ревизионистского движения Владимире Зеэве Жаботинском ("Альталена"
- один из его журналистских псевдонимов). "Альталена" должна была прибыть в
Израиль с отрядом бойцов, оружием и боеприпасами. Кроме того, он вез в только
что провозгласивший о независимости Израиль новых репатриантов.
Бен-Гурион опасался того, что
привоз большого количества оружия и новых репатриантов укрепит авторитет
движения "Херут" - его политических противников. Под предлогом якобы опасности
военного переворота, он отдал приказ расстрелять и потопить корабль оппонентов.
Приказ был выполнен офицером "Пальмаха" Ицхаком Рабиным. Погибло 19 человек - 16
бойцов "Эцеля" и 3 из "Хаганы".
Лидер движения "Херут",
Менахем Бегин призвал своих сторонников не отвечать на агрессию со стороны "Хаганы"
и "Пальмаха", чтобы не допустить развязывания гражданской войны посредине войны
за независимость государства. Бен-Гурион победил. На 30 лет в Израиле
закрепилась власть социалистов...
("Эцель", "Хагана" и "Пальмах" -
боевые еврейские организации, объединенные позднее в Армию обороны Израиля.)
"Идеологический
кружок в Ликуде "Альталена" приглашает Вас принять участие в церемонии памяти
бойцов ЭЦЕЛа, которая состоится 20 июня в Тель-Авиве", - гласил текст послания,
подписанного доктором Марком Радуцким и Александром Непомнящим.
Два года назад я участвовала в такой церемонии. Тогда она проводилась впервые.
И тоже - по инициативе "русских".
Собралось несколько десятков граждан, которым - невзирая на усилия отечественной
прессы - пока не отбило память. Историческую! Ту, на которой в цивилизованных
странах зиждется будущее нации. Потому как нация, лишившаяся (либо сознательно
отказавшаяся) от исторической памяти, - обречена. Нет будущего у народа, не
желающего знать свое прошлое.
Тогда, в июне 2006 года,
незадолго до начала ливанской войны, единственным живым свидетелем расстрела
бойцов ЭЦЕЛа на "Альталене", доставившей в 1948 году из-за границы необходимые
для отражения арабской агрессии оружие и боеприпасы, был Йоси Нахмиас. Зато
сейчас у катера, ожидающего пассажиров на причале Яффского порта, звучит
ивритская речь. Да и катеров не один, а целых два.
- Ты присутствовал вчера на
открытии памятника в Тель-Авиве? - спрашивает убеленный сединами старец своего
боевого товарища.
- А как же!
-
Сколько же лет мы воевали за то, чтобы этот обелиск появился... - вздыхает
старик. - Мэр города Рон Хульдаи всячески сопротивлялся нашей идее: ведь он - из
МААРАХа (в обиходе пассажиров верхней палубы - лексика из учебников истории -
Е.К.).
Поначалу ветераны ЭЦЕЛа
подозрительно реагируют на затесавшегося в их ряды журналиста, "вооруженного"
сразу двумя орудиями труда - диктофоном и камерой. Инстинкт подпольщика и
сегодня дает себя знать: прежде, чем откровенничать с незнакомым человеком,
следует его "прощупать": кто? откуда? какими судьбами? И по каким причинам
именно "русских" история Страны волнует гораздо больше, чем жизнерадостных сабр,
решивших выменять на иллюзорный договор земли, обильно политые кровью соратников
еврейских подпольщиков?
- Я служил в 10-м батальоне ЭЦЕЛа,
- вспоминает Габриэль Асис. - Два года выполнял рискованные поручения
командиров: распространял и клеил листовки с призывами бороться против
британских властей. В 1948 году - будучи уже опытным бойцом - участвовал в
освобождении Яффо.
Вместе с Габриэлем Асисом в
плавание на место расстрела "Альталены" вышел его внук - Идан.
- Где были в день расстрела "Альталены"?
- спрашиваю я Хасида.
-
Мы ехали на грузовике из Рамле в Тель-Авив, но в районе нынешнего перекрестка
Бейт-Даган дорогу нам преградили солдаты ХАГАНы, - говорит Хасид. -
Удостоверившись, что мы из ЭЦЕЛа, они предупредили: "Дальше вы не поедете. Если
двинетесь с места - будем стрелять". Я своим ушам не поверил. И - поехал прямо
на заграждение. Мы прорвались - и тут же были обстреляны, но никто не
пострадал... Добравшись до Тель-Авива, мы приехали к зданию "Альянса", после
чего получили приказ идти на набережную - туда, где ныне находится отель "Дан".
Нас было трое: Моше Любин (сейчас он прикован к постели неизлечимой болезнью),
Элиэзер Вайц и я. Мы стали спускаться по лестнице к морю. Первым шел Любин, за
ним я, а за мной - Элиэзер. Он был убит на наших глазах. Какой был красавец!
Единственный сын... Мне к тому моменту исполнилось 17 лет, а Элиэзеру было всего
16...
- Спустившись под ураганным огнем
ХАГАНы по лестнице, мы прижались к стене - она защищала от пуль, - продолжает
Цви Хасид. - Прямо напротив покачивалась на волнах "Альталена". Связи с судном
не было. Командир батальона приказал добраться до "Альталены" вплавь, чтобы
установить связь с товарищами. Первым в воду прыгнул Авраам Савский - и был
поражен пулей. За ним бросился в воду Итамар Гальперин - его тоже убили на
месте. Со всех сторон свистели пули - ад... Тем временем находившийся на палубе
Бегин выкрикивал в мегафон, обращаясь к собравшимся на берегу бойцам ЭЦЕЛа: "Не
стрелять! Не стрелять!" Мы безоговорочно подчинились приказу своего командира,
хотя имели возможность отстреливаться.
Внезапно, - продолжает Цви Хасид,
- грохнул выстрел: пушка. Первый снаряд не долетел. А второй поразил цель - на
корабле вспыхнул пожар. Мы видели, как товарищи стали прыгать с палубы в воду:
если огонь перекинется в трюм, боеприпасы взорвутся. Мы прорвались к воде,
прыгнули в стоявшие на причале лодки и стали изо всех сил грести по направлению
к "Альталене", чтобы спасти барахтавшихся в море товарищей.
Сделав четыре-пять ходок туда и
обратно и доставив на берег тех, кого удалось выловить в воде, 16-летний Хасид
распластался без сил на песке.
- ...Проснулся я в больнице "Фройн"
на улице Иегуды Халеви, - говорит он, - оттуда меня перевезли в "Альянс". Никому
из нас и в голову бы не пришло, что евреи - наши братья откроют огонь по бойцам
ЭЦЕЛа. В моем батальоне служили парни, родные братья которых оказались в ХАГАНе,
по другую сторону баррикады. Впоследствии выяснилось: когда им был отдан приказ
стрелять, большинство отказалось от его выполнения. Через пару недель я узнал:
бунтарей судили и бросили в тюрьму.
...Позже Арэле Коэн, стоявший на
палубе "Альталены" рядом с Менахемом Бегином, скажет в интервью zman.com:
- Когда мы стащили Бегина с
палубы, мой товарищ доплыл с ним до берега и усадил на песок. Тело командира
сотрясали рыдания. Бегин не верил своим глазам: снаряд, поразивший "Альталену",
был выпущен братьями - своими по своим?! Впрочем, меня это нисколько не удивило.
Ведь кто доносил на нас британским полицейским, когда мы детьми бегали по улицам
Тель-Авива и расклеивали листовки? "Свои"! Левые!..
"Русские" спасут Израиль
Время
за беседой пролетело незаметно: катер вернулся к причалу в Яффском порту. Сойдя
на берег, задаю доктору Марку Радуцкому один-единственный вопрос:
- Как вам удалось добиться, чтобы
в нынешнем - циничном, насквозь коррумпированном Израиле - вспомнили о расстреле
"Альталены"? Как удалось собрать и заполнить целый катер ветеранами ЭЦЕЛа?!
- Очень просто! - ответил он. -
После того как два года назад мы бросили в море первый венок в память о
расстреле "Альталены", я начал теребить руководство Совета ветеранов ЭЦЕЛа.
Узнав, кто я и что я, они рассыпались в комплиментах в адрес "русских". Я
объяснил: никаких похвал нам не требуется. "Шестьдесят лет вы просидели в
подполье, - сказал я ветеранам, - но и поныне остаетесь в нем. Не пришло ли
время выйти из подполья и в полный голос заговорить о пережитом? Всю правду об "Альталене"
необходимо вернуть в коллективную память нации".
- Выходит, это "русские" вывели
ЭЦЕЛ из подполья! - восклицает известный журналист и публицист Нелли Гутина.
И потребовалось на это, добавим,
"всего" два года. Два - из шестидесяти!
Нет, фраза "русские" спасут
Израиль" родилась не на пустом месте. Видимо, чтобы разбудить загнанную в
подсознание нации историческую память и чувство национальной гордости, в Страну
действительно должен был приехать миллион эмигрантов. Алия, однако, дала Израилю
не только дешевую рабочую силу, не только армию дипломированных "рабов", готовых
ради выживания чуть не круглосуточно за гроши заниматься самым черным
неквалифицированным трудом. Интеллектуальная элита постсоветской алии вправила и
продолжает вправлять мозги пресмыкающемуся перед врагом израильскому
истеблишменту.