Домой Кино Музыка Журналы Открытки Юмор Из моих архивов Еврейский шансон Еврейский юмор
Обзор русскоязычной прессы Израиля
а выводы делайте сами...
Д-р Яаков Хисдаи: Анатомия национальной деградации
Всего 1 (один!) процент израильтян верит в честность и неподкупность представителей государственной власти. 72% соотечественников считают власть в Израиле "продажной сверх всякой меры", 78% подозревают в сокрытии от общественности важной информации; почти три четверти убеждены, что политиков "подкармливает" крупный капитал.Результаты опроса общественного мнения, проведенного в преддверии традиционной Сдеротской конференции, с новой настоятельностью напомнили о коррупции "сверху донизу", вытесненной в последнее время на задний план мировым экономическим кризисом и досрочными выборами.
Дали знать о себе прогнившие властные структуры и благодаря судебному разбирательству, имеющему прямое отношение к делу бывшего министра финансов Авраама Гиршзона - ближайшего приятеля главы переходного правительства Эхуда Ольмерта. Сегодня Тель-Авивский окружной суд признал виновным в особо крупном хищении Амацию Бонера, бывшего казначея "амуты" НИЛИ, действующей под "крышей" Национального профсоюза, во главе которого стоял Гиршзон.
Бонер признался в хищении из общественной кассы трех миллионов шекелей.
Две с лишним недели назад суд вынес приговор еще одному экс-подчиненному Гиршзона - Овадии Коэну, признав его виновным в хищении 10 миллионов шекелей из кассы Национального профсоюза и "амуты" НИЛИ. Коэн занимал в могущественном профсоюзе пост казначея. Прежде, чем его защита подписала с прокуратурой компромиссное соглашение, Коэн показал, что 2,5 миллиона шекелей из похищенной им суммы он передал своему боссу Гиршзону.
В декабре 2005 года, напомним, Гиршзон с Ольмертом, Ливни, Цахи Анегби и другими депутатами покинули Ликуд ради созданной Шароном "партии власти" - Кадимы.
Власть воспринимается как синоним денег: она сулит богатство, а значит - благополучие. Никто пока не отменял крылатое выражение "Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным". Просто в Израиле - относительно молодом (на фоне всемирной истории) государстве коррупция развилась слишком стремительно и поразила властные структуры практически на всех уровнях, постепенно превратившись в чуть не главную угрозу существованию самого государства!
Если бы подобная метаморфоза произошла с пасторальной Голландией или полусонным Бенилюксом, рядовые граждане этих стран, пожалуй, могли бы закрыть глаза на воцарившийся протекционизм - неизбежное производное морального растления. Однако принципиальное отличие Израиля от любого нормального государства заключается в том, что нам еще сто лет, а может, и больше придется бороться за свое физическое выживание, так как находится наша страна в плотном окружении заклятых врагов и солидаризирующихся с ними лукавых партнеров по всевозможным договорам. Выстоять при таком раскладе способна только здоровая нация.
Многие из нас прожили в Израиле без малого двадцать лет - треть срока существования возрожденного еврейского национального государства. На заре 90-х мы ехали в страну, пользовавшуюся в мире высочайшим авторитетом: сильный духом, бесстрашный народ, одержавший противоречащие обывательской логике победы над врагом... Армия, от гордости за которую распирает... Устремленность в будущее...
- Сегодня от былых - менее чем двадцатилетней давности - ценностей практически ничего не осталось: на глазах алии-90 Израиль стремительно деградирует. В чем, по-вашему, причина? - с таким вопросом корреспондент ZMAN. com обратился к доктору Яакову Хисдаи, юристу и историку, полковнику запаса, герою Войны Судного дня, главе движения "Ответственность", сформулировавшему в своей книге "На пороге юбилея" принцип, которому сам автор следует всю свою жизнь: "Искать правду и признавать ее, даже если она более чем неприглядна... Освободиться от иллюзий, даже если они волшебны... Почувствовать, когда настал час плыть против течения, - и резко свернуть со старого пути".
- Государство Израиль действительно давало евреям всего мира огромную надежду еще до того, как оно было провозглашено, - говорит Яаков Хисдаи. - Евреи из разных стран совершали алию, чтобы здесь реализовать свою сокровенную мечту.
Отец Яакова Хисдаи репатриировался из Горького. В отличие от большинства российских евреев-социалистов - представителей второй алии, он придерживался ревизионистских взглядов.
- Родители рассказывали, с каким невероятным, беспримерным энтузиазмом основывали евреи новые поселения, прокладывали дороги, мостили мосты, - вспоминает Яаков Хисдаи. - На волне всеобщего морального подъема Израиль одержал победу в Войне за независимость, уверенно провел операцию "Кадеш", а Шестидневная война для нас стала кульминацией. Нам казалось, что в исторической судьбе еврейского народа произошел кардинальный перелом и отныне всё будет иначе.
- Точно так же отнеслись к победе Израиля в Шестидневной войне и евреи всего мира. В Советском Союзе люди были не в силах оторваться от радиоприемников, настроенных на волну "вражеских" (по тем временам) голосов - лишь бы получить правдивую информацию...
- После Шестидневной войны народ Израиля был в эйфории. Нам казалось, что государству больше не угрожает никакая опасность. А если нет опасности - нет и нужды в коллективных усилиях. Каждый может заняться своим делом. Вот тогда-то и начались внутренние распри, с одной стороны, а с другой - возникла неограниченная, слепая вера в национальных лидеров.
- Разве такой же верой не отличался Израиль во времена Бен-Гуриона?
- Бен-Гуриону пришлось приложить немало усилий, чтобы заработать авторитет лидера, но после него к власти пришли уроженцы Израиля. Парадокс заключается в том, что идеология сионизма родилась и сформировалась в галуте: евреи, жившие в разных странах, выносили сионистскую мечту и реализовали по приезде в Эрец-Исраэль. Главная их мечта заключалась в том, чтобы уроженцы Израиля - еврейского национального дома! - кардинально отличались от галутных евреев. И действительно, к началу Войны Судного дня к власти пришли дети-сабры тех, кто основал наше государство. Новые евреи! Сильные. Уверенные в себе. Напрочь лишенные галутных комплексов. Воины и земледельцы. Они просты и решительны. Они - победители. Единственное, чего им недоставало, - это ума и способности правильно оценить действительность.
Галутные евреи, напоминает доктор Хисдаи, на протяжении всей истории обладали обостренным ощущением опасности. Но гордые сабры, опьяненные головокружительной победой в Шестидневной войне, в канун Войны Судного дня недооценили реальную опасность, угрожающую Израилю. Отсюда - и чудовищные потери, понесенные ЦАХАЛом в 1973 году.
- Когда, с вашей точки зрения, началась деградация политической системы Израиля и что, по-вашему, дало ей толчок?
- Начнем с того, что в первые десятилетия существования Израиля - до переворота 1977 года, когда к власти впервые пришел Ликуд, правили страной социалисты-мапайники. В своих идеологических заблуждениях они докатились до того, что конце 60-х (вспомните Никиту Сергеевича Хрущева!) провозгласили: нынешнее поколение израильтян будет жить при социализме. На практике, однако, это выражалось в максимальной централизации экономики, а проще говоря - в том, что в руках государства и его аппарата были сосредоточены практически все ресурсы и он, аппарат, распределял их между рядовыми гражданами. Подобно СССР, в Израиле считалось, что у власти находится рабочая партия (вначале Мапай, а затем и блок МААРАХ), но правила де-факто - номенклатура. Социалистический принцип централизованного хозяйствования придал номенклатуре неограниченную силу и влияние. На начальном этапе существования государства Израиль в этом была объективная потребность: нужно было принимать алию, сражаться, строить. Однако государство продолжило полностью контролировать экономику и после того, как объективная необходимость в строжайшем контроле отпала, то есть - когда государство разбогатело. А там, где циркулируют немереные деньги, непременно появится и коррупция.
Возьмите, к примеру, уголовные дела Дери, Ольмерта, Шарона, Гиршзона, - продолжает Яаков Хисдаи. - Они указывают на полное вырождение института национальных лидеров. Коррупция разъела не только все государственные структуры - она поразила высшее политическое руководство страны.
- Почему?
- В 1977 году с приходом к власти Ликуда в стране произошел переворот: вместо одной крупной партии, претендовавшей на власть, их стало две. В те годы, напомню, расклад политических сил принципиально отличался от нынешнего: никаких проблем со сформированием правящей коалиции не возникало. Ведь при победе на выборах МААРАХ или Ликуд набирали не 29-30 мандатов, а порядка 50-ти! С 1977 года борьбу за власть в стране ведут две эти партии, или, если хотите - два формально противоборствующих лагеря.
- Почему "формально"?
- До 1977 года было ясно, кто в стране хозяин, а кто - всего лишь исполнитель хозяйской воли: старые элиты правили Израилем, новые находились в стадии формирования. Вот и политику, проводимую в те годы "Аводой", никак не назовешь левой: ее руководство было предано принципам сионизма и всемерно заботилось об оборонных нуждах страны. И Моше Даян, и Игаль Алон исповедовали концепцию сильного Израиля, способного отразить любую агрессию.
В 1977 году впервые в истории
государства победу на выборах одержал лагерь новых элит. Идеологический тон в
нем задавали другие люди - воспитанники "Херута" и движения "Гуш-Эмуним",
приверженцы "большой Эрец-Исраэль".
Впервые оказавшись не у дел, старые элиты в лице "Аводы" встали перед проблемой
выбора: либо они сохраняют приверженность прежним своим идеалам - однако в этом
случае о возвращении к власти и мечтать не приходится, потому что никакой
разницы в позициях двух противоборствующих лагерей нет. Либо надо резко
полеветь, выдав эту вынужденную левизну за принципиально новую, прогрессивную и
многообещающую идеологию, противостоящую консервативной и "бесперспективной"
правой доктрине. В конце концов к началу 90-х "Авода" превратилась в "партию
мира": чтобы эффективно бороться за власть, требовалось преподнести обывателям
привлекательную доктрину, хотя в действительности власть в Израиле - это, прежде
всего, деньги! "Теплые" места на госслужбе... "Амутот" (вспомните дело Гиршзона)...
И тот, кто находится у власти, распределяет и доходные должности, и деньги! Он
оказывается у заветного "крана", посредством которого распределяются все
материальные ресурсы.
По словам Яакова Хисдаи, многие рядовые израильтяне быстро сориентировались и пришли к выводу, что если ты не обладаешь особым умом, выдающимися талантами и не получил качественного образования, ты можешь беспрепятственно сделать головокружительную партийную карьеру и получить доходное место.
- В результате в ЦК крупных партий хлынули бездари, единственная цель которых - должность и деньги, - объясняет Яаков Хисдаи. - Для них победа на выборах - это нередко вопрос получения доходного рабочего места, то есть - достойной зарплаты. На первом этапе бездарям-карьеристам удалось закрепиться в ЦК партий. Как только их партия побеждала на выборах - они получали повышение по службе. Если же партия на выборах проигрывала, целая армия номенклатуры оставалась на время не у дел... В результате чисто политическая борьба со временем переросла в состязание за теплые места на госслужбе, а проще говоря - за заработок. За чисто материальные ценности. За сытую, безбедную жизнь.
Тем временем, напоминает доктор Хисдаи, в самих партиях произошла смена поколений: на место идеалистов - бойцов ЛЕХИ и ЭЦЕЛа в Ликуде пришли родившиеся после Войны за независимость искатели легкой наживы. Аналогичный процесс произошел и в Аводе.
- И всех их парадоксальным образом объединяла общая черта: бесталанность, - подчеркивает Яаков Хисдаи. - От идеологических принципов почти ничего не осталось (достаточно вспомнить партию Центра, а затем и сменившую ее Шинуй, которые до поры до времени демонстративно дистанцировались от большой политики). Ужас в том, что вакуум в партиях заполнили лица, многие из которых не смогли бы преуспеть ни в какой другой сфере человеческой деятельности. Ведь одаренному ученому и талантливому пекарю на том этапе протекция еще не требовалась - они могли преуспеть самостоятельно. В результате политическую арену заполонила серость.
- Профессиональные аппаратчики?
- Верно! И "специализируются" они уже в иных сферах. Их "конек" - интриги, внутрипартийные конфликты, но делать толком что-то серьезное они не в состоянии. И если на начальном этапе серость заполнила центральные комитеты партий, то со временем, когда стали освобождаться места в Кнессете, многие бездари решили попытать счастья и на поприще "служения народу". А почему бы нет?! И действительно, вначале многие из них прорвались в Кнессет, а затем - и в правительство, на министерские посты. В результате всего за шестьдесят лет мы и получили политическую систему, уровень которой не выдерживает критики, так как ключевые посты в ней занимают не политики, а - политиканы. Производным этого и стала коррупция. Ведь в ту секунду, когда под контролем бездарного политика-карьериста оказываются материальные ресурсы, он считает своей обязанностью прежде всего вознаградить своих сторонников за то, что те продвинули его на вершину иерархической пирамиды. При таком раскладе взяточничество и протекционизм гарантированы.
Таким образом в Израиле сложилась политическая система, главным отличием которой является коррупция.
Трагедия народа, то есть "низов" заключается в том, что коррумпированная сверху донизу система не "производит" подлинных национальных лидеров. Единственное, что жизненно необходимо окопавшейся на ключевых постах серости, - подыскать подобного себе властолюбца, который сохранил бы существующую власть или, наоборот, - привел к власти ту группу интересантов, которая оказалась за бортом. Современные политики в подавляющем своем большинстве отказались не только от идеологии, но и от приверженности элементарным моральным ценностям. Единственный вопрос, который их реально занимает: сумеет ли их ставленник пробиться к власти или он - "лузер"?
источник- http://www.zman.com/news/article.aspx?ArticleId=28667
Как сообщает "Гаарец", иск против "Вестей" был подан около месяца назад активистами Центра по защите гражданских прав израильских арабов. Они утверждают, что стихотворение содержит оскорбляющие эпитеты в адрес арабских граждан и создает у русскоязычных читателей предвзятое представление о жителях арабских населенных пунктов.
В иске, направленном юридическому советнику, адвокат Фуад Аазар пишет, что публикация в "Вестях" "демонизирует арабов", и усматривает в ней призывы к межнациональной розни, "базирующейся на неприятии другого вероисповедания, культуры и цвета кожи".
Правозащитники выразили удовлетворение решением Мени Мазуза, подчеркнув, что оно направлено на защиту чести и достоинства большой группы израильских граждан.
В свою очередь исполняющий обязанности главного редактора газеты "Вести" Сергей Подражанский сообщил, что "юридический советник не усматривает разницы между политической прокламацией и стихотворной пародией, которая создается по совершенно иным канонам и преследует иные цели". По его мнению, страна, где пресса подцензурна и лишена подлинной свободы, не может именоваться демократической. "Это явный синдром постсионизма", - сказал Подражанский.
Руководитель "Вестей" также добавил, что автор стихотворения – известный поэт, чье творчество отмечено многочисленными международными премиями. Инициированное против газеты следствие Подражанский охарактеризовал как "цирковое представлением, не имеющего ничего общего с борьбой с расизмом". Он также порекомендовал полиции "прежде заняться коррупцией в органах власти, а уж потом приниматься за поэтов".
http://cursorinfo.co.il/news/novosti/2006/02/08/vesty_maz/ 08.02.06
Весь август 2004 г мы
смотрели по телевидению, как израильтяне покидали свои поселения. Горячие споры
о том, надо было уходить с территорий или нет, продолжаются. Но уже ушли! В СМИ
озвучены разные точки зрения об осуществляющемся плане так называемого
«размежевания». Известно и мнение нашего земляка, популярного израильского
политика, лидера партии НДИ Авигдора Либермана. Критикуя концепцию Ариэля Шарона
как пораженческую, он выдвинул свою программу подлинного размежевания, о которой
подробно писало «Еврейское местечко» (№ 18 и 22 за 2004 г.). Наш собственный
корреспондент в Израиле поэт Григорий ТРЕСТМАН откликнулся на последние события
в оригинальной форме стихопрозы.
I. Проблема «палестинских» арабов
Созрел, я полагаю, час, когда (и как это ни странно) полезно для еврейских масс
понять идеи Либермана. Статья, конечно, не роман и не концепция Завета, и если
ты из мусульман, то лучше отложи газету.
Почти четырнадцать веков совместной жизни на Востоке, как ни учили дураков, -
евреям впрок не шли уроки. Зубри историю до дыр – поймешь: выигрывая войны,
евреи проиграли мир, и участи своей достойны. Хоть за бедою шла беда, но
поумнели мы едва ли. Арабы били нас всегда, когда мы это позволяли.
Смотри: кто прав из нас, кто лжив? Нет смысла в продолженье спора. Историю
перекроив, мы не придем к согласью скоро. Мы жили вместе лишь в крови. От крови
на зубах оскома. Любое время назови: резня, насилие, погромы.
Друг друга били мы и бьем - у всех вокруг мороз по коже. Пора понять, что жить
вдвоем мы не умеем и не сможем. Там юрисдикция мертва, где мы – увы! – мишени
тира: две веры, два народа, два несовместимых в мире мира.
Из мирных инициатив, сегодня выбрав Палестину и поселенья запретив, мы снова
угодим в трясину. Альтернатива здесь одна, считайте, болтовню отсеяв: опять
арабская страна, очищенная от евреев. А что останется у нас? На берегу песок и
крабы? Страна – заплатка про запас, где четверть жителей – арабы?!
Каков же выход, господа? Земля одна, да два народа.
Вновь исходить нам? Но куда? В глубь моря? В бездны небосвода?
Обетованная земля! Святое наше окаянство!..
Дотла, до точки, до нуля нам надо сократить пространство, где бы арабы и жиды в
едином обитали месте. И дабы разошлись следы убийства и заветной мести.
Чушь? Трюк предвыборный? Обман? И вместо мира – потасовка?! Вот в этом месте
Либерман и предлагает рокировку. И не обман здесь, а обмен: обмен людей и
территорий. Мы отдадим, но мы взамен возьмем не надпись на заборе.
Как нашу землю ни дели, без крови не решить задачу. Мы палестинцам часть земли
со всею их родней впридачу передадим: вот весь секрет. А поселенья, где евреи, –
возьмем под суверенитет еврейский: вот и вся идея.
А что же Иерусалим? Какие б ни были напасти, еврей вовек пребудет с ним, сей
град не делится на части.
Такой осмысленный расклад признают поздно или рано...
И это первый постулат из парадигмы Либермана.
II. Проблема израильских арабов
Я думаю, что Либерман – политик явно не двуликий – в двух ипостасях басурман не
видит разницы великой. Два сорта, да одна родня, и каждый правду чует в силе. И,
кстати, не проходит дня, чтоб оба нам не навредили. Везде евреев ждет урон: коль
не овамо, значит, вемо. Дублет арабский с двух сторон в одну смыкается проблему.
Здесь, братцы, что ни говори, а все «чем далее, тем хуже». Нас били те, кто жил
внутри, нас били те, кто жил снаружи.
Нас били граждане страны!..
Мы отметем такие факты, как басурманские сыны в стране готовили теракты. И после
сна, и перед сном мы умолчим, что чуть не каждый из данных «граждан» с каждым
днем всё больше крови нашей жаждал, что недалек тот день, когда, забросив
соглашенья в урну, от нас потребует орда не автономии культурной и политических
свобод, а отделенья от евреев. И мы, отмечу наперед, всё спустим в этой лотерее.
На нас и штык давно готов, и гильзы с русскою картечью. Меж тем арабы двух
сортов друг другу движутся навстречу. Должно быть, нашим потрохам полезно лезвие
заточки. Ужо! Грядет «Великий хам». Но это всё - еще цветочки.
А ягодки – кошмарный сон: число израильских арабов зашкалило за миллион, и далее
растет не слабо. Взгляни на них – темно очам! Скажу – евреям не в обиду – арабы
пашут по ночам во имя восполненья вида. Затменье лунного луча, дыханье смерти,
след напасти? Крольчиха, кошка, саранча не ведают подобной страсти! И как ты
счастья ни пророчь, уже нам путь мостит ко гробу за ночью ночь, за ночью ночь
арабской женщины утроба. И поделом нам, поделом! Мы оглянуться не успеем, когда
нас превзойдут числом, и вздрогнет мир:
- Конец евреям?!
И как ты ни играй судьбой, погост фортуной именуя, весьма решительный убой,
последний самый, неминуем.
Смотри, еврей: среди пустынь стада арабские пасутся в стране с названьем «Фаластын»
с чумной столицею «Аль-Кудсом».
Ужели в доме праотцов судьба закланного барана евреев ждет, в конце концов?
- Нет! – заключенье Либермана.
Ничьих не ущемляя прав, границы мы переиначим. Дадим арабам их анклав со всею их
родней впридачу. Зато – без лишних слез и драм - отныне наши поселенья навеки
переходят к нам в беспрекословное владенье…
И все ж, готов держать пари, после обмена в нашем стане – и по границам, и
внутри - жить с нами будут басурмане.
Введем закон (и не один): еврейскому святому стягу страны еврейской гражданин
обязан принести присягу. Кто предпочтет попрать закон (над этим стоит
посмеяться), тот смеет жить – не смеет он ни избирать, ни избираться.
Такой сюжет, такой раскрой: ни спекуляций, ни тумана…
И это постулат второй из парадигмы Либермана.
III. Проблема и последствия шароновского «размежевания»
«Великий» план размежеванья, который навязал Шарон, скорее тест на выживанье
всей нации со всех сторон.
Да и какое отделенье от палестинцев, коль премьер отправил Бушу откровенье, где
обязался, например, по отступлении из Газы продолжить поставлять туда от
электричества до газа (нефтепродукты… связь… вода…)?!
С кем и какие вёл расчеты, какую он наметил цель, арабам увеличив квоты для
въезда в Эрец Исраэль?!
Ужель для Нобелевской речи о благе нации, о том, что безопасность обеспечит он
гражданам таким путем?
Бежим…
Смертоубийцев свору вдогон спускает Амалек. Лишь эскалацию террора способен
вызвать наш побег. Причем не только в Палестине, не только в нашей стороне. Так
было раньше, но отныне террор уйдет от нас вовне. Ислам не знает нашей боли…
Считает весь арабский род отнюдь не жестом доброй воли односторонний наш исход.
В их головах одно и то же: они считают, что террор Израиль напрочь уничтожит, и
кончен будет разговор…
Что ж, мы ушли без договора, дабы ближайших пять веков безудержные слышать
споры: «Как обуздать боевиков?» И кто из них на власть помазан, тот убивать нас
будет рад: Абу-Алла иль Абу-Мазен, иль околевший Арафат. Ведь мы для них не люди
– стадо. Приносит каждый в жертву нас: бойцы «Исламского джихада», «Фатх»,
«База», «Хизбалла», «Хамас».
Пришла пора на камне высечь, коли Шарон не помнит сам: обрушились десятки тысяч
снарядов и ракет «касам» на наши поселенья Газы, на близлежащий к ним Сдерот. Не
измени Шарону разум, он дал бы «плану» разворот.
«План» выглядит безумно смелым.
Создал он от врагов заслон?
Сбежали мы - и под обстрелом лежит приморский Ашкелон.
Шарон не просит разрешений, он доводы спецслужб отверг.
Мы дарим новые мишени – электроузел Рутенберг.
Шарон летит вперед тараном, зажегся «старческий задор»: Египту отдает «по плану»
Филадельфийский коридор.
А дальше (нет конца гостинцам!) последние сожжет мосты, и даст воздвигнуть
палестинцам морской и аэропорты.
Ужели снял Шарон запреты на ввоз оружия?.. Вопрос…
Иль у него случилось… это… как называется… склероз?
Арабам транспорт и тоннели доставят пушки без помех (похоже, все нас поимели, но
мы друг друга – прежде всех).
Пространства бывшей нашей Газы (какой кричать об этом прок?)
террористические базы покроют вдоль и поперек.
И оружейные заводы поочередно вступят в строй. Мы ж, несусветные уроды, опять
«за мир» стоим горой.
Мы раскололись. Враг в экстазе! И никаких сомнений нет, что скоро он откроет в
Газе джихадский университет.
Слетятся в Газу, как туристы, со всех концов, со всех сторон всех континентов
террористы…
Ты этого желал, Шарон?..
Опасны пики пьедестала. И к самой гибельной из мер, увы, Шарона-генерала
приговорил Шарон-премьер.
Я не пою ему осанну, хоть лично этому не рад.
http://www.dorledor.info/magazin/index.php?mag_id=112&art_id=1408&pg_no=8