Израильская пресса "исправилась":
фотографии с Парада Победы - на первых полосах
время
публикации: 10 мая 2010 г., 07:43
Сегодня,
10 мая, все израильские СМИ рассказывают о том, как вчера в Москве отмечалось
65-летние Победы над нацистской Германией. Фотографии с Красной площади
вынесены на первые полосы газет "Маарив", "Гаарец" и "Исраэль а-Йом". Однако
на этих фотографиях изображены не российские военные, а британцы, которые в
этом году впервые приняли участие в параде в Москве.
Вся израильская пресса отмечает
размах, с которым
проводились
праздничные мероприятия в Москве,
в которых приняли участие представители стран, входивших в антигитлеровскую
коалицию - Великобритании, Франции, США и Польши. Британцы были представлены
легендарными валлийскими гвардейцами, от Франции на парад приехали пилоты
знаменитой эскадрильи Нормандия-Неман, от американских военных маршем по
Красной площади прошел 2-й батальон 18-го пехотного полка , который принимал
участие в высадке в Нормандии в 44-м, и замкнул шествие почетный караул Войска
Польского.
Отметим, что в публикации,
рассказывающей читателям о том, какое значение в календаре россиян занимает
день 9 мая, газета "Гаарец" упоминает словосочетание "день победы"
исключительно в кавычках.
Газеты "Едиот Ахронот" и "Маарив"
обращают внимание на то, как встретили в Москве президента Израиля. "Маарив"
пишет, что из 30 представителей
государств особого внимания президента РФ удостоился ветеран израильской
политики. Дмитрий Медведев приобнял Переса и спросил: "Зачем вы так много
работаете?". По информации этого издания, когда гостей в соответствии с
протоколом пригласили сфотографироваться для прессы, Дмитрий Медведев изъявил
желание, чтобы Шимон Перес встал рядом с ним.
Все израильские издания
отмечают, что Шимон Перес воспользовался представившимся ему моментом, чтобы
через Дмитрия Медведева, который на следующий день после парада вылетал в
Дамаск, передать "мирный посыл Сирии". Перес заявил, что Израиль не
заинтересован в создании нового витка
напряженности
на своей северной границе, однако не может позволить Дамаску "сидеть на двух
стульях": с одной стороны, настаивать на возвращении Голанских высот, а с
другой – продолжать вооружать террористические группировки в регионе.
"Маарив" также сообщает, что в
Москву вчера приехала Мирьям Перец, израильтянка, потерявшая за последние 12
лет двух сыновей. В 1998 году во время боев в Южном Ливане погиб ее старший
сын Уриэль, командир взвода 51-го батальона бригады "Голани". В марте 2010
года в Газе погиб ее сын Элираз. Мирьям Перец является почетной гостьей на
мероприятиях, которые в эти дни проводит Евроазиатский еврейский конгресс .
Напомним, что вчера в
Иерусалиме также состоялся Парад ветеранов. День Победы получил в Израиле
статус официального государственного праздника пять лет назад – благодаря
усилиям депутата от партии НДИ Юрия Штерна, скончавшегося в январе 2007 года.
Вчера сайт
NEWSru.co.il
опубликовал фоторепортаж с
этого торжественного мероприятия, организованного Израильским Союзом Ветеранов
Второй мировой войны совместно с муниципалитетом Иерусалима и при участии
министерства абсорбции. Но сегодня об этом событии рассказывает только газета
"Маарив".
20-летию Алии посвящается или where is гройсен гешефт?
Оглядываясь назад, я вспоминаю почему-то только смешное. Может быть потому, что
с 1991 года педантично вклеивала в тетрадку вырезки из "Беседера"?
Итак, немного из того, что вспомнилось (все случаи реальны, иллюстрации из
приложения "Беседер" до интернетовской поры, т.е. до 2003 года).
Иерусалим, 91 год, зима, снег(!!!). Поскольку снегоуборочной техники еще не
было, подогнали танки - снег убирать. В центре города мимо религиозного еврея
проходит компания подвыпивших русских. Тот повертел головой и очень грустно
произнёс :
- "Танки... Снег... Русские... ГДЕ Я???!!!"
Зима 1991 перед Новым годом . В Бат-Яме детское представление , естественно, на
русском, израильтяне тогда ещё понятия не имели, кто это такой-дедушка Мороз.
И вот на это представление забрела местная мама с мальчиком, забрела и осталась,
т.к. выступали акробаты,жонглёры, танцоры. Наконец кульминация праздника-
появление деда Мороза.
В воздухе - ожидание, напряжение, а вот и он - с бородой, в длинном халате , с
мешком . И в этой напряжёной тишине раздаётся громкое :- Има! Ми зе?! (мама, это
кто?)
На что мама , так же громко, ему отвечает : - Ло йодат! Каниръе - Машиах!
(не знаю, похоже,что Мессия!)
Я привела дочку на кружок танцев и пока ждала её , стала слоняться и заглядывать
в разные комнаты. В одной набирали пенсионеров в хор. Отбор проводила бодрая
тётенька на стадии "иврит не выучила, русский забыла". Она говорила как бы
по-русски, но через слово - на иврите. Пенсионеры же иврита не знали вовсе.
- Все! Вместе! Первый куплет! -взмах руками, все запели.
- А теперь все вместе- пизмон! - она бодро ударила по клавишам, но никто не
запел, старички явно засмущались.
- Простите, чего все вместе? - робко спросил самый смелый...
Продолжения я не знаю, у меня все силы ушли на то, чтобы быстро оттуда смыться .
(пизмон - припев )
-Я спросил у пахана :
- Мерказит ли тахана ?
И ответил паразит :
-Тахана не мерказит !
Вспомнилось , как приятель в ульпане рассказывал. Сняли они домик с крошечным
садиком, по которому разгуливали куры и гуси. Птичий корм , оставленый хозяином
, закончился , и он ничего лучшего не придумал, как позвонить и сообщить : -
Кукареку , кря-кря , ням-ням!
В смысле , чем птицу кормить ? Хозяин примчался моментально , потому как понял ,
что эти "русские олим" собираются съесть его кур- гусей .
Про чудеса сообразительности , когда используя 2-3-4 слова, причём,
на всех языках, умудрялись объясниться так, чтобы тебя поняли. Об этом можно
рассказывать долго. Мне больше всего нравится вопрос , заданный моей
приятельницей и по-русски означавший: " Где здесь торговый центр ? " . Как это
прозвучало в реале - вынесено в заголовок .
where is гройсен гешефт?
Семья олим хадашим. Родители владеют двумя десятками слов . Дочь - в школе .
Заходит сосед и из соображений интеллигентности по местным меркам интересуется,
нашел ли
глава семьи работу . Тот ему и отвечает.
- Ани квар овед ... Ани мизаен метим.
У соседа начинается состояние шока ... Тут выходит из своей комнаты дочь и
произносит ..
- Папа ...! Сколько раз тебе повторять... Ты - мемаен зейтим ...
!
К одной пожилой даме приехала из Америки в гости сестра, тоже дама в летах. Ей
наказали привезти из Израиля сувенир-Хамса,
но не простая, а хамса-с крючками,что-то типа вешалки.
Они , предварительно проверив , что крючок на иврите - вав- решили , что всё
очень просто- аналогия - хамса-мелкая рыбёшка , а вав- так собачка лает.
Дамы входят в магазин сувениров, за прилавком очень религиозный продавец.
Дама местная обращается к нему на иврите : - Есть ли у вас таранька - гав!
Продавец поднимает голову и дамы понимают, что не совсем то сказали, поэтому
быстро исправляются :
-Ой ,то есть , у вас есть килька - мяу !
Продавец медленно багровеет и уже просто от отчаяния старшая выкрикивает:
- А может вобла- му есть ? - после чего быстро ретириуются из магазина , потому
что выражение лица продавца ничего хорошего им не сулило.
Лекция, надо сказать, по экономике. Лектор, надо сказать, "русский ". И вот,
объясняя экономические премудрости, лектор рассказал студентам чегой-то шибко
хитрое, и хотел пояснить, что таким манером одним выстрелом убиваешь двух
зайцев. Но он не знал, что на иврите убивают двух птиц("ципорим" одним камнем, а
не двух зайцев одним выстрелом. Поэтому переводил с русского. Слово выстрел (йериЯ)
он воспроизвел почти правильно - сказал "йЕри". Слово зайцев (арнавИм) он тоже
воспроизвел почти правильно - сказал "аравИм". Что на иврите значит "вечерА". А
так же, что намного более иронично, значит "арабы". А на факультете экономики
арабов хватает. И хватало их и в аудитории.
Тут бедный лектор осознал, что произошло. А так же осознал, что произойдет
далее. А далее произойдет то, что его уволят.
Посему лектор решил исправить содеянное, и объясниться. Остатки иврита начисто
вылетели из его экономической головы, и он, бледный как полотно, стал кричать:
":Ло! Ло аравим! Ну, атэм макирим, ... блядь, ну каэле... С ушами... Ознаим...
блядь..", и широко махал трясущимися руками у трясущихся ушей. Через каждые
несколько взмахов он немного подпрыгивал, для пущего сходства, и продолжал
обьяснения: "Ну атэм йод'им, такие ктаним, кофцим каха... Ба-я'ар, ба-я'ар,
...суки". Из аудитории на него молча смотрели арабы суровыми взглядами. Где-то
под столами катались русские студенты, у которых давно свело скулы.Спустя
некоторое время один из арабов встал, посмотрел на бедного лектора, и процедил
ему, как умел: "циборим".
Лектор на минуту завис.. Потом облегченно сел на стол, и громко провозгласил:
"Кен! шнеи циборим".
Я училась на курсах по начислению зарплаты и налоговому обложению "хашавут
сахар". не в самом начале, иврит уже имелся на очень даже приличном уровне -
объяснялась свободно на любую тему.
Преподавал нам один из предметов молодой араб - юрист по образованию. В группе
были только репатрианты "миРуссия", потому что курс спонсировался министерством
абсорбции специально для нас. И вдруг во время одной из лекций он начал нам
жаловаться на то, что его не берут на работу из-за того, что он араб. Теперь ты
поймешь - почему мы оттуда уехали, как бы в шутку сказала ему одна из студенток,
он сначала обалдел, потом начал доказывать ей, что он даже не знает сколько
поколений его предков здесь жили... тогда уже я не удержалась и рассказала ему,
что бухарские евреи жили в Средней Азии задолго до того, как образовался народ
узбеки, не смотря на это узбеки и так далее... он это долго переваривал,
однажды, через несколько уроков подошел ко мне на перемене и сказал, что он
думает, что узбеки были не правы...
Мне вспоминается скетч из юмористической программы второго, кажется,
израильского канала примерно 94 - 95 года.
В ней русскоязычная светская дама вещает своему марокканскому кавалеру:
... У бихляль, ани ло мацацти шум давар тов ба арец а зе!...(*)
Марокканец хватается за голову и рвет на себе волосы.
Занавес.
"Сегодня на экскурсии у меня был турист-мусульманин. Не скажу откуда. Стоим
напротив Стены Плача, рассказываю ему про Храмы.
Турист: А чего евреи Третий Храм не строят?
Я: Ну Вы видите, тут же Наскальный купол, мечеть Аль Акса...
Турист: А Храм был до мечети?
Я: Да.
Турист: Так снести мечеть на хер."
А вот подруга
рассказала :
10 лет назад одна знакомая врач -гинеколог начала работать в больнице. Её
"приставили" к опытному врачу, который ей всё по -русски объяснял. Она с
Украины, мужчина -врач - "восточной наружности", ну она и поинтересовалась
"Доктор, а Вы откуда? Из Средней Азии?" На что тот скривившись ответил - "Нет! Я
вонючий араб!" Та покрылась красными пятнами... Оказалось,
доктор учился в Ленинграде, а это выражение было одним из первых, которому его
научили... Было бы смешно, если бы не было так грустно
Минное поле
Как Вы, господин президент,
расцениваете случай, имевший место в одной из тель-авивских школ, где
пятиклассники привязали соученика-репатрианта к дереву, стащили с него штаны и
завязали жгутом его половой орган?
Преступность среди репатриантской молодежи растет из года в год,
изо дня в день. И за каждым бездомным, наркоманом, криминальным элементом стоят
конкретные люди. Те, кому положено было позаботиться о привезенных в Израиль
детях, и кто этой своей обязанностью пренебрег.
В
один из дней праздника Суккот в Хайфе произошло несколько инцидентов откровенно
антисемитского характера. В городском сквере на скамейке кто-то намалевал
свастику, возле центральной синагоги некий злоумышленник поджег сукку, стены
другой синагоги оказались "украшены" неприличным рисунком и фашистским знаком.
На улице в Нижнем городе пожилую репатриантку чуть не до обморока напугал
подросток - подкрался сзади и гаркнул ей в ухо: "Хайль Гитлер!"
На
следующее утро после того как стало известно о бесчинствах в Хайфе, у меня дома
раздался телефонный звонок. Срывающимся голосом женщина просила о немедленной
встрече. Я поинтересовалась, о чем пойдет речь.
-Нет-нет, по телефону ничего не скажу, – испугались на том конце провода. -
Поверьте, это очень, очень важно. Я буду ждать вас недалеко от того сквера, где
произошло это безобразие. Ну, в смысле свастики. Если пройдете прямо по аллее -
увидите группу мальчишек, они всегда там собираются, Среди них наверняка и мой
Феликс. Мне необходимо поговорить о нем…
В
тенистом сквере все выглядело обычно. Пакость, намалеванная на скамейках, была
смыта. Гуляли няни с малышами. В укромном уголке пожилые репатрианты играли в
шахматы. В стороне на лужайке расположилась компания подростков в возрасте от 14
до 16 лет. Они тянули из бутылок пиво, лениво переругивались, и, хотя никого не
задирали, какая-то неясная опасность от этой группы исходила…
-Давайте отойдем подальше отсюда, - предложила женщина, назвавшаяся Верой
Львовной. - Не хочу, чтобы Феликс меня увидел…
Мы нашли невдалеке детскую площадку и присели на скамейку.
- Я в панике, - начала Вера Львовна. - С тех пор как арестовали нацистскую банду
из Петах-Тиквы, не нахожу себе места. А тут еще эти жуткие истории в Хайфе,
сожженная сукка… Боюсь, мой сын и его компания причастны к этому …
- Но почему вам пришло такое в голову? - удивилась я.
- Ой, что вам сказать… Я знаю настроения Феликса и его друзей. Они очень
озлоблены. А на днях я случайно услышала, как сын сказал приятелю: давай устроим
прикол - нарисуем свастику, сразу все на дыбы станут… А что если он по дурости
сделал это?!
Я молчала, не зная, что сказать…
- Помогите мне, - взмолилась женщина. - Опишите в газете этот наш разговор.
Пусть люди знают, что наша семья здесь ни при чем. Феликс уже давно отбился от
рук, и я не хочу, чтобы его поступки клеймом легли на мою младшую дочь…
Слушать все это было как-то неловко. Матери самой природой заповедано защищать
своего ребенка, каким бы он ни был, а эта женщина спешит отмежеваться от сына,
причем на основе одних лишь подозрений…
- Наверное, вам моя просьба кажется странной, - проговорила Вера Львовна, - но я
слышала, что власти будут выселять из страны не только неонацистов, но и их
семьи… Я боюсь.
В Израиль Вера Львовна, ее пожилая мать, муж и двое детей приехали из Харькова в
2000 году. Феликсу было тогда 8 лет, Свете - пять… Обосновались в Хадере. Все
шло, как у большинства репатриантов. Поиски работы, надежды, которые чаще всего
сменялись разочарованиями, тяжелая атмосфера в доме... Но настоящие проблемы
начались, когда Феликс пошел в школу. В 2000 году в страну приехало не так уж
много репатриантов, и Феликс оказался единственным "русским" в классе. Ребята
потешались над его ивритом, называли "русским дебилом"… Домой ребенок часто
приходил в слезах.
Однажды Веру Львовну вызвал школьный психолог и сообщил, что Феликс не может
заниматься в обычном учебном заведении, так как у него заторможенное восприятие.
Из-за этого, мол, он подвергается насмешкам и оскорблениям со стороны других
школьников. Что поделаешь, дети безжалостны. Выход один: перевести его в
спецшколу для ребят с задержкой в развитии. Там, среди таких же учащихся с
отклонениями в психике, он не будет выделяться…
Беседа шла с помощью переводчика - Вера Львовна отправилась на встречу в
сопровождении знакомой, хорошо владеющей ивритом. Приговор психолога привел ее в
шок.
- У моего сына нормальные способности, - едва сдерживая себя, сказала Вера
Львовна, - он прекрасно закончил первый класс в Харькове. Я не позволю
определить его в школу для умственно отсталых…
Психолог поджала губы: мать не хочет сотрудничать со школой, очень жаль.
_Я была растеряна, - рассказывает Вера Львовна. - Может быть, и впрямь с
Феликсом что-то не так, и это заметно лишь специалисту? Решила
проконсультироваться у русскоязычного психиатра. Он долго разговаривал с
Феликсом один на один, а когда вышел ко мне, был пунцовый от возмущения: какая
заторможенность?! Живой, разумный мальчик… Что они там себе думают!
И все же Феликса перевели в спецшколу. Воспрепятствовать этому, не зная здешних
порядков, почти без иврита, я не смогла… А тут еще дома начались неприятности.
Муж надумал возвращаться в Харьков. Он прекрасный хирург. В Израиле не видел
возможности вернуться к операционному столу, впал в депрессию...
Муж старше меня на 12 лет, приехал в Израиль, когда ему стукнуло 46, и начинать
с нуля не был готов. А харьковские коллеги звали его обратно. Я тоже врач,
терапевт, но, в отличие от мужа, не драматизировала утрату профессии. Ухаживала
за стариками, на мне была семья, для депрессии времени не оставалось.
Возвращаться я отказалась категорически. Муж уехал один. И тут же серьезно
заболела мать. Все одно к одному... Заниматься проблемами Феликса не могла. А
ему в спецшколе, среди больных детей, было плохо. Несколько раз он сбегал из
школы, его возвращали, он снова сбегал… Однажды пропадал где-то несколько дней,
мы вообще не знали, где он... Потом умерла мама. Я с детьми переехала в Хайфу,
подальше от бед, которые преследовали нас в Хадере. Правдами-неправдами удалось
определить мальчика в нормальную школу. Однако с учебой по-прежнему не ладилось.
За два года, которые Феликс провел среди умственно отсталых детей, он вообще
разучился заниматься. А я работала как проклятая. Метапелила тяжелых больных,
приходила домой без сил, выжатая, как лимон. Было не до Феликса. В какой-то
момент я ощутила, что силы мои на исходе, я не в состоянии тянуть двоих детей,
платить за съемную квартиру, жить на копейки… И я решила вернуться в Харьков. Но
тут выяснилось, что у мужа появилась другая женщина, и нас он совсем не ждет…
Вера Львовна замолчала, потом, вздохнув, продолжила свой рассказ.
- Сегодня Феликсу 15. На него уже открыто несколько дел в полиции - был замешан
в драках. Меня он ни во что не ставит. Порой мне кажется, что сын ненавидит всех
и всё – нас со Светой, нищету, в которой живем, школу, отца, который завел
другую семью… Как-то, уж и не вспомню, о чем шла речь, он вдруг заявил: "Все
евреи – идиоты". "Это еще что за разговоры?! – рассердилась я. - А ты кто?" – "Я
не еврей. Я сам по себе". - "Очень интересно… У тебя все бабушки и дедушки -
евреи, а ты сам по себе?" – "Мне наплевать, кем ты меня считаешь. Я не еврей", -
упорствовал сын. Вот такая история, - завершила свой горестный рассказ Вера
Львовна. - Теперь вы понимаете, что мои опасения не беспочвенны? Иди знай, что
ему стукнет в голову…
День спустя полиция обнаружила человека, который нарисовал свастику в хайфском
сквере. Выяснилось, что он же и сукку поджег. Им оказался девятнадцатилетний
юноша, ортодоксальный еврей. Так что Вера Львовна явно "грешила" на своего сына…
Зачем ортодоксальный еврей играл в неонациста, пока неизвестно. То ли у парня
проблемы с психикой, то ли хотел подставить под удар русскоязычных подростков… А
может быть, как и Феликс, хотел "приколоться"… Израиль так долго и так
старательно избегал воспоминаний о том, что произошло с евреями в годы Второй
мировой войны, что выросли поколения израильтян, имеющих весьма смутное понятие
о трагедии своего народа.
Никогда не забуду случай, который произошел 9 мая 1991 года. Мой хороший
знакомый в это утро, войдя в свой класс в ульпан-авода (в начале алии при
Хайфском нефтеперегонном заводе была организована такая форма трудовой
абсорбции), поздравил присутствующих с праздником.
Преподаватель, чьи родители репатриировались в свое время из Турции, удивился
тому оживлению, которое возникло среди русскоязычных ульпанистов. "А какой
праздник?" – поинтересовался он. "Ну как же, - в свою очередь удивился мой
знакомый. - День победы над Гитлером". "Гитлер? - задумчиво повторил
преподаватель. – У нас тут, на мифале, кажется, был один Гитлер, но он давно
уволился"…
Не исключено, что и Феликс, и его друзья, и 8 арестованных по подозрению в
неонацизме знают о сути фашизма и его преступлениях ненамного больше, чем
преподаватель с турецкими корнями…
Именно об этом говорил Эли Местерман, адвокат одного из подозреваемых.
- Эти парни вряд ли отдают себе отчет в том, что во времена Второй мировой войны
их ожидала бы всеобщая еврейская участь. Независимо от того, сколько процентов
еврейской крови течет в их жилах, сто, восемьдесят или пятьдесят... Ущербные
подростки использовали те формы эпатажа, которые, на их взгляд, могли больнее
всего уязвить общество, в котором они чувствуют себя чужаками…
На Востоке говорят: если кто-то выглядит как собака, лает как собака, вертит
хвостом как собака, значит, это и есть собака. Можно, конечно, с этой позиции
оценивать действия тех, кто рисует свастику и произносит антисемитские лозунги…
Но будет ли это правильно?
Практически всех этих "неонацистов" привезли в еврейскую страну, когда они были
еще маленькими детьми. Предположение, будто зерна ненависти ко всему еврейскому
посеяла в них географическая родина, звучат неубедительно. Не менее трудно
представить, что в семьях, где они воспитывались, пусть и смешанных, детей
обучали нацистским лозунгам и дарили на дни рождения соответствующую атрибутику.
Но согласиться с тем, что мы в еврейском государстве, созданном после страшных
событий Холокоста, сами вырастили фашистов, и вовсе невыносимо.
Считается, что всеми своими бедами мир обязан одной мифологической даме, по
легкомыслию открывшей ящик, из которого наружу вырвались злые духи... Похоже, в
нашей ситуации роль Пандоры взяли на себя полиция, политики, пресса, поднявшие
бурю вокруг 8 недоумков из Петах-Тиквы. За свои преступления они, естественно,
должны ответить. Но не поспешили ли заклеймить их как организованную
неонацистскую банду, а дурацкую игру превратить в опасное явление? Не стоит ли
прислушаться к тем, кто призывает не рубить сплеча, а исследовать все мотивы и
обстоятельства, которые привели этих молодых людей на скамью подсудимых, и
повести серьезную борьбу именно с мотивами и обстоятельствами?
Трудно избавиться от ощущения, что поднявшийся вокруг разнузданного хулиганья
шум понадобился для очередного наступления на Закон о возвращении. Эдакая ложка
к обеду. Споры по поводу Закона ведутся постоянно, то утихая, то снова
разгораясь. Вполне возможно, и в самом деле назрела необходимость внести в него
изменения и коррективы. Но какие? Вообще упразднить Закон? Ввести, как в любой
другой стране, эмиграционную квоту? А как тогда быть с уникальностью еврейского
государства, главная задача которого - по крохам собирать на своей земле
соплеменников, оторванных от национальных корней?
Израиль в мононациональное государство явно не сложился. Что сделано, то
сделано. И запасы стопроцентных евреев иссякают. Игнорировать это обстоятельство
означает целенаправленно создавать в стране пятую колонну из еврейских внуков,
из детей евреев-отцов и неевреек-мам. Все это лишь провоцирует протестные
реакции, которые могут приобретать самые уродливые формы.
Еще в 1993 году Ида Нудель на симпозиуме социальных работников, обратилась к
аудитории с предупреждением:
- Мы ставим очень опасный эксперимент, - говорила она. - Олимовские дети
помещены в недружественную среду, в них развивают комплекс неполноценности,
лишают чувства собственного достоинства. В школах они нередко становятся
объектом травли. Учителя их игнорируют, родители не знают, как защитить. Через
несколько лет всем нам придется расплачиваться за пренебрежение к русскоязычным
детям. Известно ведь: тот, кто сеет ветер, пожинает бурю…
Однако социальные работники не были готовы обсуждать эту тему. Истинного
положения вещей они не знали и не очень стремились знать, в школьных конфликтах
ничего сверхъестественного не видели - другие волны алии тоже проходили через
тяжелые испытания. В залежалом багаже сакраментальной установки "каха ба арец" -
бесследно исчезнувшие йеменские дети, срезание пейсов у мальчонки, привезенного
из Марокко, презрительная кличка "беженское отребье" по отношению к уцелевшим в
гитлеровском аду восточноевропейским евреям. Чем же "русские" лучше?
Такое же "понимание" Ида Нудель встречала в организациях ВИЦО, НААМАТ, у
израильских педагогов, у мэров городов, куда обращалась с "детской" проблемой.
Везде пожимали плечами: какое такое особое внимание нужно олим?
Тогда Ида под свое доброе имя получила некоторые средства от еврейской общины
Дании и создала амуту "Эм ле эм", которая разрабатывала проект, учитывающий
специфику русскоязычных учащихся… Но энтузиазм Иды Нудель и некоторых других
деятелей, понимавших, какой бедой грозит бездумное отношение к олимовским детям,
были каплей в море.
Цион Шеплер, автор серьезного исследования, посвященного этике отношений в
израильском обществе, приводит один из многочисленных случаев дискриминации
детей-олим 90-х годов.
Группу из 37 подростков привезли в кибуц под Беэр-Шевой. "Посланники Сохнута
долго готовили нас к программе ульпан-кибуц, - рассказывали потом ребята. -
Заверяли, что окажут всестороннюю помощь в абсорбции. На деле все оказалось
ужасно. Нас по одному приглашали в кабинет в какому-то начальнику и ставили
перед выбором: либо ты подписываешь документ, закрепляющий условия пребывания в
кибуце, либо немедленно его покидаешь.
По договору мы обязаны были беспрекословно выполнять все письменные и устные
указания администрации ульпана, какими бы абсурдными и несправедливыми они ни
были. В договоре мы вынуждены были подтвердить, что абсолютно здоровы и согласны
выполнять любую работу. Нам дали понять, что считают нас дармовой рабочей силой,
которую намерены использовать на самых тяжелых и грязных работах. За глаза, а
порой и в глаза, нас называли "русскими ублюдками". В кибуцной поликлинике
олимовских ребят вообще не желали видеть... О том, как унижают наше достоинство,
можно писать много. Кибуцные дети обливают водой в столовой, могут подойти и
пнуть по ногам – с молчаливого согласия взрослых. Нам запрещено заходить после
19 часов в бассейн, хотя все кибуцники там купаются. Нас постоянно пугают
полицией: малейшее нарушение дисциплины - и за нами приедет машина с
полицейскими, которые увезут нас в наручниках"...
Письмо этих ребят было направлено в различные инстанции, в том числе тогдашнему
главе Сохнута. Не ответил никто. 10 ребят кибуц впоследствии изгнал, судьба их
неизвестна. Но можно не сомневаться: та путевка, которую они получили в
израильскую жизнь, не прошла бесследно.
Недавно мне случилось просматривать русскоязычные газеты первых лет нашей алии.
Страшно было окунуться в рассказы того времени, полные боли, обид,
растерянности... Среди пожелтевших страниц я набрела на "Открытое письмо
президенту Эзеру Вейцману", опубликованное в ноябре 1993 года. Я писала его по
поручению женщин-репатрианток, дети которых подвергались в школах
систематическим унижениям, а порой и насилию. Позволю себе привести отрывок из
него: "Господин президент, нынешняя дискриминация учеников-олим в израильских
школах завтра может обернуться трагедией для всего общества. Возможно, Вас
оберегают от тяжелых впечатлений и не рассказывают о случаях вопиющей
жестокости, направленной против наших детей, однако подобные факты нельзя
считать ЧП, с ними сталкиваются почти повсеместно. И речь идет не о невинных
шалостях. Жестокость, с которой нередко преследуют новеньких, способна привести
в шок любое общество, если оно здоровое.
Как Вы, господин президент, расцениваете случай, имевший место в одной из
тель-авивских школ, где пятиклассники привязали соученика-репатрианта к дереву,
стащили с него штаны и завязали жгутом его половой орган? Это произошло на
глазах у многих детей, которые молча соучаствовали в истязаниях. Потом прозвенел
звонок, все разбежались, оставив плачущего мальчика привязанным к дереву. А
когда через полчаса сторож нашел ребенка и отвязал, он даже не посчитал нужным
сообщить об этом кому-либо. И появление в газете "Едиот ахронот" сообщения о
происшествии не привлекло общественного внимания. Никто не понес наказания. А о
чудовищном инциденте, имевшем место в Нагарии, Вы слышали? Там школьные товарищи
по сути сняли скальп с третьеклассника, в результате чего в его волосяном
покрове зияет лысина площадью в 16 см. И этот случай не получил никакого
резонанса"...
Президент не отреагировал на письмо. Без ответа осталось и множество других
обращений по подобным поводам к людям, стоящим у власти.
В статье "Уроки на завтра", опубликованной в 1997 году, мой коллега Петр
Люкимсон писал: "Олимовские дети, увы, становятся жертвами дискриминации ничуть
не реже, а может быть, и чаще, чем их родители. И никому не дано знать, с какой
силой разорвется эта мина, заложенная в будущее под саму идею создания
однородного общества, единой нации на исторической земле".
У всего на свете есть причина и следствие. Разорвав эту цепь, не поймешь, что из
чего проистекает. Преступность среди репатриантской молодежи растет из года в
год, изо дня в день. И за каждым бездомным, наркоманом, криминальным элементом
стоят конкретные люди. Те, кому положено было позаботиться о привезенных в
Израиль детях и кто этой своей обязанностью пренебрег.
Сбылись невеселые пророчества. Сегодня мы действительно идем по минному полю. И
самое простое - валить вину на завезенный в Израиль "некачественный материал",
на изъяны в Законе о возвращении. Дело не в Законе. Дело в том, кто и как
воплощает его в жизнь.
Инна Стесcель
-
Журналистка. Окончила Киевский институт культуры, факультет библиографии, и
Киевский университет, факультет журналистики. Работала в различных украинских
изданиях. Репатриировалась в Израиль в 1991 году. С 1992 года корреспондент
газеты «Новости недели». Член городского Совета Хайфского муниципалитета.
Забытый декабрь: как пала "Масада" Западной
Украины
Еще
до восстания в Варшавском гетто немцам понадобилась бронетехника, чтобы
сломить бешенное сопротивление безоружных евреев в одном из украинских
городков. Они шли на смерть, распевая советский гимн и древние молитвы. В
Израиле, России, Украине о них предпочитают не вспоминать…
На минувшей неделе
в Германии и
в Израиле прошли сразу две конференции,
затронувшие проблемы антисемитизма и сохранения наследия Холокоста.
Берлинский форум устроил Всемирный конгресс русскоязычных евреев, под
председательством российского сенатора Бориса Шпигеля. Иерусалимскую
конференцию проводило израильское министерство иностранных дел. Участниками
обоих мероприятий были многочисленные специалисты по истории Холокоста и
Второй мировой войны из Израиля, стран СНГ и Запада. Среди них выделялись
представители мемориального центра "Яд Вашем". Организаторы обоих форумов,
особенно берлинской конференции, предварительно заявляли о желании
акцентировать внимание на героизме евреев на фоне Холокоста. При этом
Шпигель сделал
особый акцент на героизации официальным Киевом
украинских националистов, участвовавших в уничтожении евреев.
Но ни в Иерусалиме, ни в Берлине никто даже не вспомнил, что ровно 67 лет
назад, в декабре 1942-го, на западе Украины произошел один из первых случаев,
когда регулярные части вермахта, спецподразделения СС, и отряды украинских
националистов столкнулись с ожесточенным сопротивлением почти безоружных
евреев. В рабочем лагере Луцка 500 еврейских мужчин, чьи родители, жены и
дети, к тому времени уже были уничтожены, решили умереть в бою, осознавая,
что не имеют ни малейшего шанса не то, чтобы победить, но хотя бы выжить.
Это произошло за четыре месяца до начала знаменитого восстания в Варшавском
гетто, не сразу, но все же признанного с годами частью национального
исторического наследия израильтян.
Это
же восстание, поднятое советскими евреями в западно-украинском городке Луцк
на Волыни, было практически всеми забыто. Даже на сайте "Яд Вашем" одной из
первых попыток организованного сопротивления евреев в период Холокоста
посвящены лишь какие-то шесть строк. Еще меньше места отведено "луцкому
восстанию" в монументальном энциклопедическом труде "Холокост на территории
СССР", изданном в 2009 году в Москве. Так почему же волынская "Масада"
оказалась "лишней" для израильского и российского исторического наследия, не
говоря уже об украинском "эпосе"?
Это объясняется как географическим расположением Луцка, лишь в сентябре
1939-го отторгнутого Красной армией от Польши, так и политическими взглядами
участников восстания, бросавшихся на пулеметы с советским гимном и молитвой
"Шма Исраэль" на устах…
Луцк был одним из первых и крупнейших центров расселения евреев в Западной
Украине. Еврейская община существовала здесь уже в 14 веке. В этом же городе
появилась одна из первых крупных синагог всего Волынского региона,
построенная в 1626-28 годах (нацисты превратили ее в склад вещей,
награбленных у евреев, советские власти – в спорткомплекс). К концу 19 века
евреи составляли около 60% от городского населения. Как и по всей Восточной
Европе в последующие несколько десятилетий еврейскую молодежь Луцка
захлестнули политические страсти. Еврейские парни и девушки разделились на
тех, кто мечтал о далекой Палестине, и кто бредил мировой революцией.
Последних было явно больше. В 1917 – 20-х годах большевистское подполье
Луцка состояло почти полностью из евреев. Тогда же социалисты и сионисты
организовали здесь первые отряды еврейской самообороны. Впоследствии кто-то
перебрался в Советскую Россию или в Палестину, другие влились во
всевозможные леворадикальные группировки Польши и Западной Украины.
Оставшиеся сионисты были репрессированы НКВД после установления советской
власти осенью 1939-го. Тех, кого не успели сослать в Сибирь, держали в
луцкой тюрьме. Часть содержавшихся в ней членов сионистских организаций была
уничтожена во время массовой расправы над заключенными, учиненной чекистами
22 июня 1941-го, перед отходом из города. Остальным тогда же удалось бежать,
и полтора года спустя некоторые из них приняли участие в "луцком восстании".
26 июня, еще до прихода нацистов, украинские националисты начали уничтожать
евреев. На тот момент еврейское население Луцка составляло около 20000
человек, среди которых кроме коренных жителей было немало беженцев из Польши
и Литвы. Причем значительная часть мужчин-евреев до бегства "советов" была
мобилизована в армию.
В
августе 1941-го, на фоне оголтелой пропаганды украинских националистов, в
Луцке стали вводится драконовские ограничения для евреев. В октябре немцы
отобрали 500 еврейских рабочих и ремесленников, которых поместили в
отдельный "трудовой лагерь", располагавшейся в здании бывшей еврейской
гимназии. В декабре всех остальных согнали в гетто. В августе-сентябре
1942-го подавляющее большинство луцких евреев, 17000 человек, было
уничтожено. 12 декабря того же года поступил приказ о ликвидации "трудового
лагеря". Немцы и украинцы выдвинулись к зданию бывшей гимназии, чтобы
провести очередную обыденную расправу над беспомощными "жидами". Поскольку
происходило это за четыре месяца до восстания в Варшавском гетто, у них и
мысли не было, что евреи способны оказать организованное сопротивление.
Дальнейшие события лучше всего воссозданы в воспоминаниях одного из немногих
уцелевших участников восстания, Шмуэля Шило из киббуца Цеелим, сохранившихся
в Книге памяти луцких евреев "Сефер Луцк" (страница 519, далее перевод с
иврита):
"… Когда всех людей охватило отчаяние, встал жестянщик Моше, и своим
охрипшим голосом объявил: "Тамут нафши им плиштим! (знаменитая фраза
танахического Самсона, суть которой: Погибну со своими врагами). Евреи,
не пойдем как овцы на убой! Хватайте топоры, ножи, и всё, что попадется под
руку, и погибнем с честью! Каждый, кто попытается спрятаться и не поддержит
восстание – будет убит!". Большинство евреев, и первыми - члены
организованной группы, двинулись за ним. Мужество, сокрытое в глубинах душ,
вырвалось наружу. Всех охватила радость обреченных. На столах появились
продукты, которые хранили на "черный день", и началась последняя трапеза.
Бутылки водки передавались по кругу. Опьянение перед боем зажгло сердца, и
евреи, которые лишь час назад ходили со склоненными головами, теперь стояли
гордые и готовые к страшной схватке. Только в одном углу сбились в кучку
евреи, облаченные в "талиты", и произносили молитву…
Были сооружены заграждения возле дверей, каждый получил рабочие орудия и
бутылки с кислотой. Столы разобрали, и ножки от них использовались как
дубины. Внутреннюю стену разрушили, соорудив из каменных блоков баррикады…
Рассвет предвещал начало страшного дня.
… Внезапно раздался крик одного из парней: "Смерть немцам!", и деревянные
брусья, каменные блоки, бутылки с кислотой полетели на головы жандармов, а
вместе с ними дикие вопли: "Кровь! Кровь за кровь!". Раненные жандармы
отступили. Кислота лишила зрения их командира! Жандармы, рассредоточившиеся
вокруг лагеря, выглядели шокированными и напуганными. Их охватил страх!
Радость иллюзорной победы распространилась среди евреев, которые как один
ринулись к лестнице - в бой. С огромным трудом Моше удалось вернуть их на
свои места.
Вторая атака также была отбита.
С началом третей атаки было решено: кинуться на цепь жандармов, окружившую
лагерь, и погибнуть в рукопашном бою. Братья стали прощаться друг с другом.
Сильные продолжительные рукопожатия. Отрешенные взгляды.
"Шма Исраэль" – шептали многие уста перед последним броском. Прозвучала
команда, и здание охватили языки пламени. С громогласным пением стали
бросаться один за другим пред искаженными в страхе гримасами украинцев. Цепь
жандармов дрогнула и начала отступать. А парни, охваченные безумием,
карабкались на высокую колючую проволоку… В моих ушах гремел рокот пулеметов
и прерывистое пение советского гимна. Масса обезумевших парней карабкалась
по колючей проволоке, а пулеметные очереди разрывали их на куски…".
Согласно материалам центра "Яд Вашем", в подавлении восстания участвовали не
только отряды украинской полиции, но и немецкие подразделения. Чтобы сломить
бешенное сопротивление почти безоружных евреев им понадобилась бронетехника.
Нескольким участникам восстания чудом удалось выжить.
О волынской "Масаде" нет не единого упоминания, ни в израильских учебниках
по истории Холокоста, ни в столь популярных в России книгах о Второй мировой
войне. Память о "луцком восстании" оказалась для всех чужой. Его участники
были "ненормативными" борцами с нацизмом. Для израильского эпоса они чужие -
"русские", зараженные бациллой коммунизма, которые шли на смерть, распевая
советский гимн, а перед боем пили водку. Для россиян они тоже чужие – евреи
"не исконно" советских территорий, в том числе сионисты и религиозные иудеи,
которые гибли не за державу, а отстаивали собственное национальное
достоинство. Про украинцев говорить излишне – луцкие евреи сражались с теми,
кого нынешние самостийные власти
объявили героями…