Домой Кино Музыка Журналы Открытки Юмор Из моих архивов Еврейский шансон Еврейский юмор
Еврейский телеграф
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
Сыграйте за любовь
Зюня открыл магазин одежды в
Бруклине, на хорошей стороне улицы. Он нанял какого-то чернокожего, а потом его
уволил и что-то недоплатил. Так чернокожий купил через дорогу в магазине
пистолет и разрядил в Зюню всю обойму. Чернокожего потом, конечно, посадили, но
Зюне таки от этого не легче.
Моня, сыграйте что-нибудь грустного. А после Зюни у меня был Гриша. Какой был
талантливый мальчик!.. Он еще в школе покупал в киоске календарики по две
копейки и продавал в классе по пять. Гриша создал один из первых в Одессе
кооперативов. Они брали макулатуру, которую люди приносили, и находили там
письма, документы, альбомы, старинные рукописи. Все это люди несли в макулатуру,
чтобы получить какую-нибудь Дюму. Гриша хотел организовать музей человеческой
глупости — выставлять то, что люди сдают в макулатуру. Вы будете смеяться, но
пачки денег он там тоже находил. Потом он открыл банк, с кем-то там не
договорился. Так его застрелили прямо на улице, напротив нашего дома.
Моня, сыграйте что-нибудь веселого. Потом у меня был артист. Какой талант! На
одном концерте он сказал голосом Брежнева: «Дорогие товарищи!» За ним приехали
сразу после концерта. Это сейчас вы все смелые, а попробовали бы тогда. Он был
молодой и красивый, а из лагеря через три года вернулся седым стариком с
трясущимися руками.
Дальше был Алик. У него в Ильичевске была фабрика, где шили левые джинсы «Ливайс».
Ильичу бы они понравились. Вы же знаете эту историю. Нет? В 1920 году в Кремль
пришла посылка из Америки. Две пары джинсов «Ливайс» и записка на английском:
«Американские рабочие штаны. Подарок чернокожих-батраков штата Айова вождям
мирового пролетариата товарищам Ленину и Троцкому». Ленин хотел лечь в них в
Мавзолей, но ему Сталин не разрешил. Если бы этот Леви, извините за выражение,
Страусс видел, какие джинсы шьет Алик, он бы закрыл свою фирму и пошел просить
милостыню. В джинсах от Алика ходил весь горком партии. А потом он открыл фирму
по поставкам во Францию наших мидий. У нас в Одессе этого добра завались, а в
Париже они называются «устрицы» и стоят бешеных денег. Мне так говорил Алик. Он
кому-то не отстегнул, ему пришили дело, он сидит уже второй срок.
Все умные люди или уехали, или сидят, одна я тут сижу как идиотка. Играйте Моня,
вы же больше все равно ничего делать не умеете. Если б вы что-то умели, вы бы
здесь не стояли. У вас бы был свой импресарио и график концертов на три года
вперед.
Если бы Моше пришел сегодня… Если ты хочешь устроиться на ставку пророка первой
категории и нести людям свет истины, так ты должен пахнуть дорогим одеколоном,
ездить в «мерсе-600», носить лохмотья от Кардена и вериги от Ива Сен-Лорана. А
шляться в рванье по пустыне и изрекать непонятку…
Играйте, Моня, потом зайдете ко мне, я сделала такую фаршированную рыбу, шо ваш
Сальери меня бы от зависти отравил. А потом я бы встала и сказала:
– Мосье Сальери, что это за моду вы себе взяли — травить всех, кто талантливей
вас? Вот всех перетравите, пересажаете, уволите всех, кто вам не по нраву, а кто
останется?
Играйте Моня, играйте за любов. Хотя в Одессе так уже давно никто не говорит…
Марьян БЕЛЕНЬКИЙ, Израиль http://www.alefmagazine.com/pub2346.html
Женский бунт на улице Роз
В
первые дни марта 1943 года в
Берлине произошло событие, в
которое и сейчас трудно
поверить. Несколько тысяч
евреев, собранных в
пересылочном лагере на улице
Роз (Розенштрассе, 2-4) для
отправки в лагеря смерти,
были отпущены на свободу.
Более того, двадцать пять
евреев, которых уже
депортировали в Освенцим,
через две недели были
возвращены в Берлин и тоже
получили свободу.
Освобождение заключенных не
было результатом тайной
операции подпольщиков. Все
евреи были освобождены
нацистами вполне легально и
получили соответствующие
справки и удостоверения.
Отлаженная машина
уничтожения впервые дала
сбой, приговоренные к смерти
жертвы остались жить. Многие
из этих людей увидели конец
гитлеризма. Некоторые живы
еще и сейчас.
Своим освобождением
спасенные евреи обязаны
нескольким сотням простых
берлинцев, в основном
женщин, которые в течение
двух недель выходили на
Розенштрассе и требовали
вернуть им мужей, отцов и
детей. Это был первый и
единственный протест немцев
против депортации евреев,
против расистской политики
нацистов. И этот протест
увенчался полным успехом.
Казавшаяся неумолимой и
беспощадной, власть была
вынуждена уступить.
Женщины,
протестовавшие на улице Роз
несмотря на угрозы
вооруженных эсэсовцев,
проявили истинное мужество и
бесстрашие. Немецкие
женщины, вышедшие замуж за
евреев, прошли длинный путь
испытаний. Долгие годы
сопротивлялись они
настойчивым попыткам властей
добиться развода с евреями.
Своей стойкостью эти женщины
спасали своих супругов:
развод означал для евреев
немедленную депортацию и
неминуемое уничтожение.
История спасения
евреев на Розенштрассе не
только уникальна, но и
поучительна. Она заставляет
задуматься над моральными
проблемами, которые не
потеряли актуальность и в
наши дни.
Ранним утром в
субботу 27 февраля 1943
года в Берлине началась
операция под условным
названием "Фабрики", в
результате которой
Берлин должен был стать
"свободным от евреев
городом". Эту операцию
давно задумал министр
пропаганды и
руководитель городской
организации (гауляйтер)
НСДАП Геббельс. Операция
задумывалась как особый
подарок Гитлеру к его
пятидесятичетырехлетию
20 апреля 1943 года.
Операция
проводилась по тщательно
разработанному сценарию.
На фабрики и заводы, где
на принудительных
работах были заняты
евреи, неожиданно
врывались эсэсовцы и
загоняли евреев в
специально
подготовленные
грузовики. Людям не
давали взять с собой еду
или одежду. Евреев
свозили в специальные
сборные лагеря, откуда
их через несколько дней
партиями отправляли в
лагеря уничтожения.
Операция продолжалась
еще две недели, причем
евреев стали забирать не
только с рабочих мест.
Облавы проводились и в
жилых домах. Не спаслись
и те, кто был болен…
В операции
"Фабрики" участвовали
отборные части СС, в том
числе известный отряд
"Адольф Гитлер", для нее
были выделены все
имевшиеся в Берлине
грузовые автомобили.
Разработкой всех деталей
руководил специально
вызванный из Вены по
приказу Адольфа Эйхмана
известный своей
жестокостью к евреям
Алоиз Бруннер. Он в свое
время за несколько
месяцев очистил Вену от
евреев, чего никак не
удавалось сделать в
Берлине его коллегам.
Для оценки
описываемых событий
важно подчеркнуть, что
время постоянных побед
немецкой армии на
фронтах уже закончилось.
31 января 1943 года под
Сталинградом
капитулировала армия
Паулюса: 300 тысяч
немецких солдат
оказались в плену.
Впервые у многих простых
немцев появилось
ощущение, что "тотальная
война" вовсе не
обязательно означает
"тотальную победу". Это
ощущение усилилось после
сильнейших бомбардировок
Берлина, осуществленных
британскими Королевскими
военно-воздушными силами
в ночь с первого на
второе марта. В эту ночь
на Берлин было сброшено
больше бомб, чем за все
бомбардировки, вместе
взятые. Берлин стоял в
огне и руинах. Погибли
минимум 500 человек.
Тысячи потеряли кров.
Операция против
евреев должна была, по
мнению Геббельса,
поднять моральный дух
нации.
Американский
историк
Натан Стольцфус
назвал
протесты
женщин
против
депортации
их
родственников
"сопротивлением
сердца".
Очень
многих
женщин
заставила
выйти на Розенштрассе
любовь к
своим
мужьям.
Это
чувство
прошло
множество
испытаний
и у
многих
сохранилось
на
долгие
годы,
часто на
всю
жизнь.
Супруги
Браун до
сих пор
живут в
Берлине.
Несколько
лет
назад
они
отпраздновали
золотую
свадьбу.
События
на Розенштрассе
они
помнят
во всех
подробностях.
Тогда
Урсуле
Браун (в
то время Кретчер)
был 21
год. Она
уже пять
лет жила
вместе с
Герхардом
Браун в
гражданском
браке.
Их
официальный
брак мог
стать
смертельно
опасным.
Урсула и
Герхард
были мишлингами,
она -
второй
степени,
он -
первой.
Познакомились
они в
1938
году на
свадьбе
своих
родственников
- его
брата и
ее
сестры.
Дочка
немца-католика
и
еврейки
и сама
католичка,
Урсула
имела
защиту,
хотя и
слабую:
по
закону
она
могла
относиться
к
"немецкой
расе".
Брак с
"почти
полным
евреем"
Герхардом
(отец
-
еврей,
мать -
немка)
мог эту
защиту
разрушить.
Так
произошло
с
сестрой
Урсулы -
вместе
со своим
мужем
она
погибла
в
Майданеке
в 1942
году.
Когда
в
феврале
1943
года
больного
Герхарда
забрали
гестаповцы,
Урсула,
как и
сотни
других
женщин,
бросилась
на
поиски
хоть
какой-то
информации
о судьбе
арестованного.
Через
некоторое
время
она
оказалась
на Розенштрассе
-
старинной
берлинской
улице в
пяти
минутах
ходьбы
от
центральной
площади Александерплац.
На Розенштрассе
стояло
большое
здание,
принадлежавшее
когда-то
берлинской
еврейской
общине,
а теперь
приспособленное
под
пересылочный
лагерь.
Напротив
этого
здания
собрались
несколько
сотен
женщин.
Время от
времени
они
скандировали:
"Верните
нам
наших
мужей!".
Здание
охраняли
вооруженные
автоматами
эсэсовцы,
и Урсула
долго не
могла
избавиться
от
противного
чувства
страха.
Но
любовь
была
сильнее.
Чтобы
удостовериться,
что
Герхард
находится
внутри
здания,
Урсула
прибегла
к
меленькой
хитрости.
Она
подошла
к
охраннику
и
попросила
сказать
ее мужу
Герхарду
Брауну,
чтобы он
вернул
ей
продовольственную
карточку.
Через
несколько
минут
охранник
вынес ей
карточку,
на
обороте
которой
Герхард
приписал,
что он
жив и
здоров.
Многие
женщины
в те дни
старались
получить
от
заключенных
ключи,
карточки
или
другие
предметы,
чтобы
убедиться,
что их
мужья
живы и
находятся
в этом
лагере.
Почти
две
недели
приходила
Урсула
на
Розенштрассе,
передавала
какую-то
еду
Герхарду
и
скандировала
вместе с
женщинами,
которых
становилось
все
больше:
"Верните
нам
наших
мужей!".
Через
несколько
дней
вооруженных
охранников
с улицы
убрали,
нацисты
решили
не
нагнетать
напряженность,
но
опасность
того,
что
власти
применят
силу для
прекращения
протестов,
сохранялась.
И все же
демонстрации
неповиновения
на
Розенштрассе
закончились
мирно.
Арестованных
начали
выпускать
на
свободу,
выдавая
им
официальные
справки
и
удостоверения.
Чувство,
руководившее
женщинами,
не
всегда
можно
было
назвать
любовью.
Супруги
Хайнц и
Анна
Ульштайн
уже
несколько
лет не
жили
вместе и
собирались
официально
развестись.
Свидетельство
о
разводе
было уже
почти
готово,
однако в
последний
момент
Анна
взяла
свое
заявление
назад и
тем
спасла
жизнь
Хайнцу.
Когда
Хайнца
забрали
в лагерь
на
Розенштрассе,
Анна
делала
все,
чтобы
помочь
своему
бывшему
мужу.
Они
развелись
через
несколько
лет
после
войны.
Хайнц
Ульштайн
посвятил
своей
бывшей
жене
главу из
книги
воспоминаний.
Глава
называется:
"Германия…
Анна,
это
ты!".
Первое
письменное
сообщение
о
событиях
на Розенштрассе
появилось
в
берлинской
женской
газете
"Она"
сразу
после
окончания
войны.
А
затем
целых
пятьдесят
лет
ни
историки,
ни
журналисты
не
вспоминали
о
том,
что
происходило
на
улице
Роз.
Только
в
девяностые
годы
появились
первые
монографии,
статьи,
документальные
фильмы
об
этих
событиях.
К их
пятидесятилетию
по
проекту
художницы Ингебор
Хунцигер
по
распоряжению
руководителя
ГДР Хоннекера
был
создан
мемориальный
скульптурный
комплекс,
но
он
был
открыт
уже
после
падения
Берлинской
стены
и
объединения
Германии.
Что
могло
означать
столь
долгое
молчание
о
таком,
казалось
бы,
необыкновенно
привлекательном
для
историков
и
писателей
событии,
как
спасение
человеческих
жизней
в
условиях
безжалостной
тирании?
Успех
демонстраций
на Розенштрассе
позволяет
несколько
по-иному
посмотреть
на
события
прошлого
и, в
частности,
на
ответственность
немецкого
народа
за
преступления
нацистов.
Распространенное
оправдание
звучит
так:
"Мы
ничего
о
лагерях
уничтожения
не
знали".
Действительно,
планы
нацистского
руководства
"окончательно
решить
еврейский
вопрос"
держались
в
тайне
от
народа.
Но
люди
видели,
что
преследование
евреев
становится
все
более
жестким.
Прямому
уничтожению
предшествовали
выделение
евреев
среди
других
людей
(опознавательные
знаки
-
шестиконечные
звезды)
и их
изоляция
и
концентрация
(еврейские
дома,
гетто,
концлагеря).
Только
после
этого
следовало
уже
собственно
физическое
уничтожение.
Выступления
на Розенштрассе
показывают,
что
если
бы
евреи
не
были
изолированы
от
немецкого
общества,
их
уничтожение
оказалось
бы
сложной
проблемой
для
властей.
А
подавляющее
большинство
немцев
не
возражало
против
выделения
и
изоляции
евреев.
С
1933
года
практически
не
было
протестов
немцев
против
расистских
законов
и
распоряжений
нацистов.
И
это
развязало
руки
фашистским
преступникам.
Тотального
геноцида
евреев
можно
было
бы
избежать,
если
бы
не
пассивность
и
молчаливое
одобрение
немцами
действий
своего
правительства.
Знаменитый
философ
Карл
Ясперс
сказал
в
своем
первом
публичном
заявлении
после
войны:
"Мы,
выжившие
немцы,
не
искали
смерти.
Нас
не
арестовывали,
как
наших
еврейских
друзей,
не
выгоняли
на
улицы,
не
казнили.
Мы
предпочитали
остаться
в
живых
с
таким
слабым
оправданием,
что
наша
смерть
все
равно
никому
не
может
помочь.
То,
что
мы
живы,
и
есть
наша
вина!".
Есть
еще
одна
причина,
почему
о
событиях
на Розенштрассе
не
говорили
как
об
антифашистском
Сопротивлении.
"Сопротивлением"
в
послевоенной
литературе
называли
вооруженную
борьбу
с
фашистским
режимом.
В
странах соцлагеря
к
этому
обязательно
добавляли
руководящую
роль
коммунистов.
К
"Сопротивлению"
относили
действия
партизан
и
подпольщиков,
но
никак
не
мирные
демонстрации
на
городских
улицах.
Демонстрации
-
типичное
оружие
диссидентов,
инакомыслящих.
Об
угрозе,
которую
инакомыслящие
представляют
для
правящего
режима,
лучше
других
сказал Вацлав
Гавел,
когда
он
сам
как
"опасный
диссидент"
был
под
надзором
органов
госбезопасности
социалистической
Чехословакии:
"Если
опорой
системы
является
"жизнь
по
лжи",
то
не
удивительно,
что
основная
угроза
этой
системе
исходит
из
"жизни
по
правде"". Гавел
говорил
о
коммунистической
системе.
Коммунизм
как
тоталитарную
систему
роднит
с
нацизмом
стремление
подчинить
весь
народ
идеологии
правящей
партии.
Большинство
людей
принимает
эту
идеологию
или
делает
вид,
что
принимают.
В
последнем
случае
приходится
действовать
вопреки
своей
совести,
"жить
по
лжи".
Тоталитаризм
подавляет
правду
и
индивидуальность.
"Жизнь
по
правде",
по
мнению Гавела,
создает
основу
для
оппозиции,
столь
невыносимой
диктаторским
режимам.
Выступления
на Розенштрассе
был
для
людей,
которые
в
них
участвовали,
вершиной
нелегких
лет
жизни
в
соответствии
со
своей
совестью.
Этот
протест
был
направлен
против
расистской
идеологии
нацистского
режима.
Люди
пытались
"жить
не
по
лжи",
и
тем
представляли
опасность
для
тоталитарной
системы
не
меньшую,
чем
вооруженные
партизанские
отряды.
|
Евгений Беркович родился в 1945 году. Окончил Московский государственный университет, кандидат физико-математических наук. По профессии математик, имеет более 150 научных работ в области прикладной математики и кибернетики. С 1995 года живет в Германии, работает в крупной немецкой фирме по разработке прикладных программных систем. Параллельно со своей основной специальностью уже давно изучает еврейскую историю и еврейские традиции. Его статьи на эти темы печатаются в русскоязычных изданиях Германии, США, Франции, Израиля. Автор книг "Заметки по еврейской истории" (первое издание: издательство "Алекспресс", Ганновер, 2000, ISBN 3-00-006096-0, второе издание: издательство "Янус-К", Москва, 2000, ISBN 5-8037-0051-7) и Банальность добра. Герои, праведники и другие люди в истории Холокоста. Заметки по еврейской истории двадцатого века (М.: Янус-К, 2003. Твердый переплет. 390 с., с илл., ISBN 5-8037-0143-2). За заслуги в сохранении и развитии русской культуры и средств массовой информации за рубежом избран членом Американской гильдии русских журналистов. Более подробно об авторе можно узнать из интервью, данного автором корреспонденту денверской газеты "Горизонт", а также из другого интервью, опубликованного в "Еврейской Старине".