Уважаемые читатели, мы публикуем эту статью и даем все комментарии,
которые были опубликованы в интернет-газете «Мы здесь», в которой
изначально был опубликован данный материал. Их нужно прочитать.
А также
очень рекомендуем посмотреть фильм!
Такое случается
редко, когда я говорю сыну и близким: брось всё и посмотри этот
фильм. Поляки сняли невероятный фильм, польское название которого –
Poklosie, английское - Aftermath - все будут переводить, кто во что
горазд. «Последствие» - напрашивается первым, но я
перевожу «Стерня». Имею право: авторы оставили мне много намеков на
то, что это может быть так.
Я помню, как это больно – идти по стерне. Это гвозди, сделанные из
соломы – плотной и прочной, у основания стебля. Они неизбежно
остаются после любой жатвы – серпом ли жал, махал косой или прошелся
по полю комбайном. Грубая золотая щетина покрывает лицо земли, если
смотреть издали, а если ступать босиком – идешь по гвоздям. До
крови. И если душа у тебя от чего-то уходит в пятки, то стерня –
через пятку – втыкается прямо в душу. Но чтобы получить стерню,
следует что-то посеять, а потом сжать урожай. В этом месте название
отсылает к вечному - «Что посеешь – то и пожнешь». С одной разницей:
сеяли отцы, а пойдут по стерне их дети.
Сюжет прост до неприличия. Целиком почерпнут из жизни, но упрощен.
В жизни было так: 10 июля 1941 года половина жителей польского
городка Едвабне, что в 85 милях от Варшавы, уничтожила вторую
половину. Убийцы, во главе с мэром, были католиками. Их жертвы –
одна тысяча шестьсот душ – евреями. Поляки убивали их несколько
часов в короткой июльской ночи. Руками. Вооружившись чем попало –
ножами, топорами, молотками. У кого были ружья - стреляли. Те, кто
уцелел в мясорубке, спрятались в амбаре неподалеку, но ненадолго:
амбар подожгли и недобитые евреи сгорели заживо.
После победы погибшим поставили памятник – как павшим от рук
нацистов. И полвека жители Едвабне ходили мимо памятной таблички,
прекрасно зная правду, но никто и словом не обмолвился.
Страшный секрет Едвабне предал огласке в книге «Соседи» мой добрый
знакомый поляк - историк Принстона Ян Гросс. Книга вышла в начале
нового века и вызвала шквал протестов. Не было поляка-патриота, кто
не плюнул в автора. Но нашлись и другие поляки, - те, кто задумались
над историей Едвабне. В 2004 известный режиссер Владислав
Пасиковский принес сценарий независимому продюсеру Дариушу
Яблонскому, некогда бывшему режиссером...
В главной роли - Матей Штур |
|
Описывать, как
никто не давал деньги на «антипольский» фильм, не буду, но семь лет
спустя деньги все же собрали и фильм сняли. И теперь Польша бурлит –
после выхода фильма осенью 2012-го в ряде городов фильм запрещен к
показу, как антипольская пропаганда, и нет кинотеатра, который бы
согласился дать хоть один просмотр. Режиссеру поступают угрозы, а
исполнителя главной роли – Матея Штура - поляка, сыгравшего поляка,
- атакуют антисемиты в прессе, а по телефону и в интернете обещают
убить. Говорят, что он занесен в черный список национальной
киноакадемии – чтоб не снимал его больше никто. Такое вот кино.
Премьера в Америке
– 1 ноября в Нью-Йорке, а чуть погодя – в Лос-Анджелесе. Бросьте всё
– идите и смотрите. Это не про Польшу, не про поляков и не про
Едвабне, хотя в кадре Польша. Это про убийство людей людьми. Соседей
– соседями.
«Я знаю такие деревни, я знаю таких людей», - во множественном числе
ответил Дариуш Яблонский на обвинения в поклепе на поляков.
В фильме всё много проще. Массовое убийство уведено за кадр, а в
кадре всего два человека, два брата. Один прилетел из Америки
повидать другого, живущего в отцовском доме на хуторе. Подтянутый,
чисто выбритый мужчина лет сорока с небольшим, с легкой кожаной
сумкой прибывает в некий город в Польше. Его никто не встречает. Он
садится в такси и только таксисту скажет, что 20 лет, как уехал,
живет в Чикаго. Уточнит, что уехал в первую стычку властей с
«Солидарностью». Так устанавливается время: уехал в 1981-м, приехал
– в 2001-м.
Создатели фильма Збигнев Густовски, Павел Эдельман и
Владислав Пасиковски |
|
Машина в сумерках
тормозит у тропинки в поле – дальше пешком до дому. Меж сжатых
полей, покрытых той самой колючей щеткой стерни. Хрустнет ветка в
жидком кустарнике, разделяющем луг на «твое-мое» и Франтишек – так
зовут мужчину – поставит сумку на свою стерню и бесстрашно ринется
по своей земле в кусты:
- Эй, кто там?
Нет никого. Только сумка исчезла. Значит, был кто-то... Кто?
Он войдет в старый дом налегке – без сумки. Встретит его хмурый
младший брат Юзеф, грязный после рабочего дня в поле. И только
погаснет свет, как со звоном разлетится оконное стекло от брошенного
с улицы камня...
Такое начало.
Из скудных реплик выяснится, что младший старшему многого не
прощает, хоть и помнит его не очень хорошо. Был брат – и не стало,
сбежал, оставил семью и даже на похороны отца и матери не приехал.
Жалкие оправдания эмигранта, что паспорта не было, для Юзека -
пустое.
- Ты им это расскажи.
- Они уже не живые.
- Для тебя, - отрежет брат с укором.
Так авторы обозначат, что для младшего ушедшие – живы. Это важная
точка противостояния.
Дальше – больше: из незначительных реплик откроется, что от Юзека
ушла жена, уехала с ребенком в Америку и там рассказала старшему,
что младший сошел с ума и она не может жить с ним в аду, который он
устроил.
И медленно приоткрывается ад.
Франтишек пойдет по центру села, а ему со всех сторон станут
нашептывать, чтоб забрал брата с собой в Америку.
Его узнают, а он – никого. Все помнят отца, укоряют, что хоронить не
приехал... И объясняют, что младший – мерзавец: сломал единственную
хорошую дорогу в селе. Зачем – непонятно. Подтянутый строгий старший
решительно идет в банк – просить ссуду на то, чтоб починить
полуразрушенный дом, а ему скажут, что дом вовсе не его... Что его
отец землей завладел незаконно. И старший почувствует, что все тут
сошли с ума.
|
А младший поведет
его в чисто поле – на отцову землю и покажет свое богатство: стоят
на стерне рядами надгробные плиты евреев... Со старинными надписями,
с магендовидами... Именно этими камнями была выстлана в селе
единственная хорошая дорога. Нынче ее решено асфальтировать. И не
останется следа от людей, что когда-то лежали под этими камнями...
И это только пол-дела, так как из ничейной дороги Юзек камни просто
выворотил и увез, а много камней разбросано по частным подворьям. И
он их выкупает у односельчан...
Франтишек подсчитывает убыток: 700 тысяч злотых за триста
надгробий.
- Да это ж жиды! – взрывается старший.
- Люди, - поправляет его младший.
И говорит: «Знаю, что деревня считает меня свихнувшимся. Но это
пустяк. Обидно, что жена была на их стороне». - Особенно когда я
начал камни эти покупать... Что ж – лучше красть? – недоуменно
спрашивает Юзек. И перечисляет, где еще остались камни, которые
нужно перетащить сюда - на свою землю...
Он склоняется к камню, любовно погладив его, и читает на иврите
надпись.
- Откуда? – дивится старший.
- Выучил, - пожимает младший плечом. – Узнать хотел, что
написано...
И объясняет, что он не безумец, а просто...
- Немцы сожгли синагогу и уничтожили кладбище. Это я не могу
поправить – я даже не родился тогда еще. Выстелили дорогу
надгробьями, и я об этом не знал. Но когда сказали, что дорогу
покроют асфальтом, я понял, что этого не должно быть.
- Но почему? У нас с жидками ничего общего! – взрывается старший.
- Не знаю, - честно отвечает Юзек. – Я плохо себя чувствую, когда
думаю о том, что это неправильно и я ничего не делаю. А если кто
возьмет надгробье наших родителей и положит у своего порога, чтоб
вытирали ноги?..
- Но эти люди нам - никто! Они не наши! И вообще умерли сто лет
назад, а твоя семья жива, и почему она должна страдать от того, что
ты заботишься о мертвых жидах?! – кричит Франтишек.
- Я знаю, что это неправильно, но я должен делать это. Я не могу
иначе...
|
Невероятная сцена.
Прекрасный молодой
актер Матей Штур играет сомнамбулу – героя, который ведом неведомой
силой. И старший брат – актер Ирениуш Чоп – отшатнется. От протеста,
непонимания, отчаяния, невозможности что-либо изменить. Единственный
правильный выбор для него теперь – встать на сторону брата и помочь
ему дособирать оставшиеся камни...
- Почему из всех людей ты выбрал заботиться о мертвецах? – только и
спросит он.
- Не знаю. У них не осталось живых, кто бы заботился об их
могилах...
Братья пойдут за очередным камнем. Село выйдет против них. И спасет
их старый ксендз, который встанет между братьями и разгневанными
селянами. Отдаст камень, что подле костела, а потом замертво упадет
в своей светелке. Успев сказать старшему, что он полагает, что Юзек
исполняет Божью волю.
- Я думаю сказать об этом на службе... – будут его последние слова.
Старший роется в архиве, чтобы найти документы на усадьбу отца, а
находит имена настоящих владельцев – и все они совпадают с именами
на надгробьях.
- Значит, они взяли себе землю убитых евреев, - потрясен Франтишек.
- А что вы хотели? Немцы не могли забрать землю с собой, - парирует
архивист.
А в доме тем часом все перевернуто, изрисовано магендовидами,
исписано вечным словом «жид» по стенам.
- И собаку убили, - добавляет растерзанный младший.
- Застрелили? – неизвестно зачем, уточняет Франтишек.
- Тут тебе не Америка, - язвит Юзек. – ОТРУБИЛИ голову.
|
Процесс накопления
деталей и подробностей противостояния достигает апогея. Мир фильма
окончательно обретает полюса добра и зла. Братья становятся
страдальцами, остальные – чудовища, не пощадившие невинную добрую
псину. Тут-то и выплывает неожиданный вопрос, куда делись сами
евреи?
Ветер и шепоты приносят ответ, что тут они и остались... И старики
знают, где. Роняют слова, намеки. И, наконец, советуют братьям
поискать... у себя в старом доме. Страшный момент.
Братья идут в старый отцовский дом где-то на отшибе, куда выбирались
в детстве, как на дачу. Берут лопаты и начинают копать... В черную
грозовую ночь в плотной стене библейского дождя они стоят по пояс в
яме, похожей на могилу, и натыкаются на черепа...
Великая сцена. Младший бьется в истерике и блюет, а старший упорно
продолжает копать и истово выкрикивать слова молитвы...
На утро братья выбирают самого злобного и отвратного деда
Малиновского, два сына которого с лицами убийц противостоят им в
каждой стычке, и идут к нему – требовать объяснений.
- Я не убивал, - говорит дед. – Закопай их обратно. Им все равно,
где лежать.
- Но их детям... – возражает Юзек.
- Нет у них детей – они вместе с ними лежат.
- Это ты их поджег!
- Я? Сто двадцать человек убил я один? Нет! – кричит старик. –
Правды хочешь? Это ваш отец зажег свой дом с двух сторон.
- Врешь! – орет Юзек, как раненый зверь. – Сдохни! – и бросается на
старика.
- Ну, убей. И кто тогда убийца – я или ты?! – не дрогнув, орет
старик в ответ. – Твой отец их убил. А Хаське голову раскроил на
дороге. Она до войны ему нравилась, но к себе не подпускала. Он
схватил ее за волосы и бил головой об землю, а она кричала «Мама,
мама»... Эту правду ты хотел узнать, выблядок?..
Дышать в этом месте нечем.
Братья приходят в свой разоренный дом, моются после страшной ночи.
- Что будем делать? – спрашивает Юзек.
- А что тут поделаешь? Похороним их на кладбище, - кивает Франтишек
на поле, уставленное надгробьями.
- Нет, - твердо и решительно возражает Юзек. – Если мы начнем
перетаскивать кости, тут-то все и откроется.
Он больше не сомнамбула. Он очнулся, он трезв и решителен: тайну
нужно хранить.
- Мы зароем их там, где нашли. Никто не узнает.
- Но мы знаем! – потрясенно возражает Франтишек. – Наш мир – говно,
и мы не можем сделать его лучше, но мы можем не делать хуже. Наша
семья уже натворила дьявольщины...
- Хватит, - обрывает брат брата. - Вали в свою Америку! Ты мне не
брат!..
Словесная перепалка перерастает в драку, где мирный холодный
Франтишек хватается за топор. Тот самый, которым уже отрубили голову
любимой собаке. Он замирает, бросает топор, хватает пиджак и бежит
прочь со двора.
Младший умывает в шайке лицо.
Слышит сзади шаги... Улыбается виновато и успевает сказать:
- Я знал...
«... что ты вернешься» - хочется добавить.
Но – увы – никто не вернулся...
|
Франтишек стоит на
автобусной остановке. Подходит автобус, он прыгает в него и едва
успевает отъехать, как легковушка соседей загораживает ему дорогу...
Его выводят из автобуса и везут назад.
Юзек мертв – прибит гвоздями в позе Христа на дверях амбара.
- Он повесился, как Иуда, - говорит молодой ксендз-антисемит, отводя
тему убийства в сторону – по традиции этой деревни.
Конец.
Фильм невероятный.
При том, что нет в нем прорыва в собственно кинематографическом
поле. Нет ни одного незабываемого плана, ни одного новаторского
режиссерского решения, ни одной захватывающей операторской точки,
откуда открывались бы бескрайние поля и луга. Ни одного ОБРАЗА, в
который бы выкристализовалась реальность. Напротив – есть
расщепление всех стандартных ходов и приемов, свойственных
послевоенному кино, работающему с темой войны.
Каждый кадр претендует только на реалистичность – даже когда в
полной темноте в черной жиже братья копают подпол собственного дома,
стоя по грудь в яме, словно в могиле, покуда не натыкаются на
черепа, и яма действительно становится могилой.
Могилой, в которой погребены евреи. Могилой, в которой покоится
общая грязная тайна всего села. Могилой, которую своими руками вырыл
их отец-убийца.
Юзек с черепом в руке неожиданно рифмуется с принцем датским, но
рифма ломается, поскольку Гамлет с нежностью обращается к пустым
глазницам:
- Мой бедный Йорик!
А Юзек кричит от ужаса и отвращения.
Первая реакция –
после ужаса – пугает: впервые в жизни, перекрикивая всё свое
сиротство, я внятно произношу: какое счастье, что у меня в семье
всех убили! Какое счастье, что я из семьи убитых, а не убийц!
Третьего, оказывается, не дано в этом «танго смерти», где кружатся -
неразрывны и неслиянны - прижатые друг к другу жертва и палач, еврей
и антисемит.
Вторая – чуть погодя, - особая. Рациональная: зависть к полякам,
которым удалось прорваться на другой уровень сознания, о-сознания,
о-сознавания собственной истории – государственной, личной.
Объясню, почему.
Двадцатый век ознаменован на самом деле одним по-настоящему важным
для всех живущих на шаре событием: на Запад пришел Восток. И Восток
принес много новых слов и понятий, с которыми мы за сто лет уже
обжились, не очень проникаясь их недюжинным смыслом.
Восток научил нас знать, что смерти нет, а есть бесконечная цепь
рождений, воплощений в другом теле, с другим именем , но со все той
же СВОЕЙ судьбой. Со своей КАРМОЙ. Кармой, которая работает по
единственному закону: «Что посеял – то и пожнешь». И если искровянил
ноги, ступая по своей земле, то так и должно быть: идешь по своей
стерне. И пока не искупишь то, что сотворил, не будет тебе другой
стерни, другой земли и другой судьбы. Сколько ни рождайся – даже
смерть не даст избавления.
Завидую полякам, дожившим до этого дня – когда ТАКОЕ довелось им
снять. Это грандиозный прорыв на другой уровень сознания. И то, что
страна от фильма встает на дыбы – свидетельство того, что авторы
попали в точку.
И польского поляка актера Штура угрожают убить за роль польского
поляка! Это оно и есть – о чем в фильме кричит дед Малиновский:
«Убей. И будешь ТЫ убийца».
Тяжкий труд
предстоит полякам – принять эту картину, принять правду о том, что
отцы и деды – убийцы. Перебили «жидков», поселились в их домах, на
их земле, присыпав их обгорелые кости землей, вымостив дороги
плитами их кладбищ, и вырастили своих детей на этих костях и плитах.
А тонкокожие дети услышали... К ним достучался пепел «жидков».
Принять, что отцы – убийцы – это только начало. Главное - отмолить
грех отцов, покаяться, выпросить прощения и сделать следующий шаг -
следить за тем, чтобы не повторить то, что сделали отцы. И история
сдвинется с мертвого круга, по которому идет веками и, глядишь,
пойдет другим путем.
Тяжкий труд души – взять вину на себя, а не открещиваться: «Это
сделал не я». Именно эта особенность поднимает польскую драму на
уровень древнегреческой трагедии. Туда, где царь Эдип на собственный
строгий вопрос «Кто убил царя?» отвечает: «Я» - и выкалывает себе
глаза в отчаянии, карая себя и вбивая в мировую культуру
фундаментальный символ внутреннего прозрения. Ибо нечего видеть и
искать вовне. Всё – внутри тебя.
Дожить до того дня, когда Россия развернется на себя – не с моим
счастьем.
Обсуждать символику убийства Юзека через распинание его на
деревянной створе амбара не берусь. Не очень понимаю, почему так
поступили ненавидящие его соседи-католики. Почему убили – понятно.
Не понимаю, почему ТАК. Он не становится от этого ни Христом,
взявшим на себя грехи всех, ни искупительной жертвой. Остается еще
одним трупом на совести земляков-убийц. Только уже поляком, а не
евреем. И убивает его не представитель отцов, а кто-то из поколения
детей.
Кончили убивать чужих – перешли на своих. Хотя какой он им СВОЙ,
если раскопал тайну, которую они взялись хранить?
Сколько фильм продержится в прокате – зависит только от нас: пойдем
смотреть – будут сборы – будет он на афише. Не пойдем – исчезнет
через три-четыре дня. Как было не раз с прекрасными фильмами,
которые американцам не по зубам.
Как поведут себя польские националисты, живущие в Америке, увы,
предсказуемо.
Фильм удостен первых наград:
приза президента «Яд ва-Шем» на Иерусалимском международном
кинофестивале 2013 года и приза критиков на международном фестивале
в Гдыне (2013).
Посмотреть «Aftermath» можно в Нью-Йорке в Lincoln Plaza и в Cinema
Village 1-го ноября, в Лос-Анджелесе в The Royal, Playhouse - 15
ноября, и в Town Center – 15 ноября.
Все фото: Marcin
Makowski / Apple Film Production / Monolith Film
СМОТРИТЕ ЭТОТ ФИЛЬМ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС
(Русские субтитры)
Автор: Александра
Свиридова, Нью-Йорк
Комментарии к статье:
Гость Илья Ташкер | 10.11.2013 06:51 |
1
liveinternet.ru/users/pmos_nmos/post175956465/
К 70-ЛЕТИЮ ПОГРОМА В ЕДВАБНЕ Название - ИСТОРИЯ ОДНОГО
ПОКАЯНИЯ.
Автор - Андрей КОЛЕСНИКОВ, обозреватель "Новой газеты".
12.07.2011
... Похожая история в июле 1941 года была в Дунаевцах на
границе Бессарабии и Украины. Убийства прекратились только
тогда, когда оставшиеся в живых евреи забаррикадировали
улицу и бросили в толпу погромщиков невесть откуда добытую
гранату. На следующий день в поселение вошли немцы и
расстреляли выживших. Кто-нибудь проводит поминальные
мероприятия в Дунаевцах? Кто-нибудь приносит за убийства
соседей извинения? По иронии судьбы, в июле 2001 года
правительство Украины внесло Дунаевцы в число исторических
мест республики, но вы нигде не прочитаете о том, что жители
этого ныне райцентра убивали евреев....
2 echo.msk.ru/pda/blog/emiliya_dementsova/1029918-echo/
Эмилия Деменцова 12.03.2013 17:59:: В стране невыученных
уроков
|
|
Илья | 10.11.2013 00:25 |
Спасибо. |
|
Электрон Добрускин | 09.11.2013 17:48 |
Несколько
лет назад на сайте ЭНС я рассказал о белорусском Едвабне –
местечке Добромысли. http://www.elektron2000.com/dobruskin_0130.html
Перепечатали, насколько знаю, 2 сайта – «М З» http://newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=1293
и «Евгений Иванов» http://evgenyivanov.livejournal.com/825294.html
Было много замечательных выступлений http://www.elektron2000.com/0130/komm_0130.01.html,
вплоть до того, что читатели нашли фотографию памятника и
статьи в тамошних газетах. Выступления на израильских сайтах
были, в общем-то, ожидаемые. Выступления на русском сайте –
смотрите сами:
«Плохой, никуда не годный автор, этот товарищ Электрон.
Занимается передёргиваниями и подменой понятий».
«За исключением рассказа про Голден Меир и Сталина это
"семейные воспоминание". Т.е. либо клевета, либо
свидетельство очевидца».
«Совсем непонятно к чему это? Белорусы чтоли убили всех в
Добромышле?».
«Ну я верю что всякое бывает, но не на таком уровне
"свидетельствования". Почитайте "Я из огненной деревни", там
всё документально, никаких личных рассказов убитых о том кто
их убил».
«Вы бы поспрашивали у белорусских евреев. Просто их очень
многих знаю очень хорошо, и тексты про зверства белорусов по
отношению к евреям... скажем так, сволочей среди белорусов
не меньше чем среди представителей любой другой нации, но
про белорусов которые прямо участники геноцида наравне с
немцами это просто идиотизм какой-то».
После фильма это смотрится особенно остро.
На выступления читателей как мог, ответил. http://www.elektron2000.com/0130/komm_0130.02.html
|
|
Михаил | 09.11.2013 17:43 |
Глубокоуважаемая Александра!
Ещё раньше много читал о "подобном": Кельце, Едвабне и несть
им числа... Казалось, что знал. Но знание это - книжное, НЕ
от сердца... А посмотрел фильм и увидел всё другими
глазами... Слов не хватает, комок в горле... А на просторах
нашей бывшей Родины зазеленели свежие росточки этого самого.
Глядишь, и разрастутся пышным цветом... Откровенно говоря,
не знаю, что делать, но что-то делать НАДО! Иначе - ясно... |
|
Гость | 09.11.2013 11:55 |
Да, статья
потрясающая, спасибо.
В Молдавии в первые дни войны, моя бабушка и две тёти с
семьями были убиты соседом, который работал у моей бабушки. |
|
Гость Igor | 08.11.2013 23:13 |
Я прочитал
не только рецензию, но и отзывы на неё. Сколько хороших,
правильных людей их написали! А что делается в сегодняшней
России?! Она галопом скачет в сторону фашизма- все это видят
и понимают... Ведь именно вас ждут на баррикадах против
ублюдков, марширующих там (пока!) по улицам. Они ничем не
отличаются от польских.............. |
|
Agnessa | 08.11.2013 15:24 |
Спасибо за
фильм!
Это должны знать все, не только поляки. Такое было во многих
городах и сёлах, русских, украинских и пр.
Хотелось бы иметь возможность выложить фильм в сеть на
другие сайты. Жаль, что нет иконки* рекомендовать*различным
ресурсам. Придётся рассылать вручную, а это значительно
ограничит аудиторию. |
|
Алис C. | 08.11.2013 00:00 |
Я долго
ждал момента посмотреть этот фильм - мне прислал его мой
друг или лучше сказать учитель - ему уже 71 и живет в
Вильнюсе. Я много читал и слушал об этом от свидетелей -
теперь об этом снимают кино, мы с тобой отчасти причастны к
знанию истории такого плана, но не придаем особого значения.
У меня для себя есть успокоительное, когда я начинаю летать
мыслями в облаках - мечтать - вот оно - "Выйди на улицу и
хорошенько осмотрись по сторонам и тебе, скорее всего, не с
кем будет поговорить". Посмотри кино и прочти статью! Я
останавливал его, чтобы дочитать субтитры, это не пропаганда
- так было и не только в Польше и не только после войны -
так было тысячи лет и до этого времени |
|
Гость | 07.11.2013 15:43 |
Александре
спасибо. Прочитала на разрыв сердца...и в конце поняла, что
фильм уже не смогу смотреть...настолько сопереживала,
читая...Может пройдет немного времени и найду силы
посмотреть.Хочется поблагодарить и создателей фильма за
честную правдивость и мужество несмотря ни на что. Хочется
верить, что никогда такое не повторится...и человек будет
достоин своего звания. |
|
ГостьМихаил Марголин | 07.11.2013 01:36 |
Дорогая
Александра! Спасибо. Нет слов - одни слезы. |
|
Элеонора Шифрин | 06.11.2013 12:03 |
Уважаемая
Александра! Ваша рецензия по глубине, силе и честности
достойна этого фильма, сделанного кровью сердца. Глубокая
благодарность Вам и создателям фильма, название которого Вы,
безусловно, перевели куда более точно. Последствия могут
разными людьми оцениваться по-разному, а вот стерня - это
неизбежная боль и кровь для тех, кому это поле стороной не
обойти, жизни на нем не избежать.
И спасибо Марку Каганцову за ценнейшее дополнение. |
|
Каган Вилен,Нью-Йорк | 06.11.2013 05:12 |
Уважаемая
Александра!Ваша рецензия это 2-я серия совершенно
потрясающего фильма...
Далеко не все знают,что подобные Едвабне были в
Литве,Белоруссии и Западной Украине.Те,кто поныне скрывают
это просто затаились в ожидании благоприятного момента.
Помните это вне зависимости от нынешнего места проживания! |
|
Гость Виктор Кудрин | 06.11.2013 04:54 |
В Польше
не второе, а уже третье поколение живет на еврейских костях.
В России это уже пятое поколение. Не надо национализировать
кости. Всегда пишу, что национальностей всего две: хороший
человек и плохой человек. Если человек хороший, с ним и
работать одно удовольствие, и время проводить приятно. И ни
кого не интересует, какой он национальности или религии. |
|
Дан Рогинский | 05.11.2013 23:21 |
Смотреть
этот фильм я не могу. Достаточно тяжело читать его пересказ.
Поэтому спасибо Александре Свиридовой.
Но... "Завидую полякам, дожившим до этого дня"?
"Завидую полякам", убивающим своего односельчанина поляка
Юзека - за то, что он - "белая ворона", испытывает ужас и
отвращение от содеянного не только с евреями, но и с их
"жидовскими" могильными камнями? Я бы сказал "содеянного
зверства", если бы этим не обидел зверей.
"Завидую полякам", которые нисколько не отличаются по своим
моральным устоям (вернее, по их отсутствию) от их
отцов-убийц? И единственное "исправление" положения, на
которое они способны, это убийство того, кто учит иврит -
чтобы понять, что написано на могильных камнях, - потому что
для него, в отличие от всех его односельчан, убитые "жиды" -
люди.
"Завидую"? Я не завидую самому себе: довелось жить на
планете, где ТАКИЕ принадлежат к тому же биологическому
виду, что и я. |
|
Гость | 05.11.2013 20:54 |
Потрясающий фильм и статья о нем. Спасибо! |
|
Гость | 05.11.2013 08:13 |
А ведь
второе поколение убийц продолжает жить на еврейских костях,
зная и скрывая всю правду и это самое страшное. И количество
антисемитов в мире не уменьшается. Посему отдельная
благодарность всем авторам и участникам этого фильма. Его
должны видеть все кто хочет знать правду о евреях! |
|
Сергей Лойко | 05.11.2013 07:45 |
Спасибо,
Александра. Этот фильм не только про Польшу. По случаю Дня
Народного Единства нужно в России по телевизору показать
ВСЕМ. |
|
Гость Татьяна Горина | 04.11.2013 20:45 |
Спасибо за
рецензию и выставленный фильм с субтитрами.
Вы правы, "Стерня"- лучшее название для такого фильма.
Смотреть надо всем.
Спасибо создателям фильма за мужество.
В России должны появиться такие правдивые рассказы.
По стерне ходим мы и наши дети.
Босыми ногами. |
|
Исак Ф. 04.11.2013 | 04.11.2013 20:06 |
Дорогая
Александра! Так получилось, что я сначала Посмотрел этот
потрясающий фильм, а потом прочитал Вашу прекрасную,
замечательную рецензию. Огромное спасибо Вам и низкий поклон
создателям фильма, решившим и сумевшим показать
нелицеприятную для многих историческую правду. Это
своеобразный кинематографический памятник жертвам не только
Едвабне, но и других подобных мест в Литве и Украине. Ещё
раз-спасибо.
|
|
Сергей Шафир, кинорежиссер | 04.11.2013 14:33 |
Уважаемая
Александра, прочитал, посмотрел фильм - до сих пор душа
болит. Начинаю работать над документальныи фильмом об одной
еврейской семье отказников семидесятых годов, которую убивал
весь вполне благополучный город Новосибирск. Если Вас эта
история заинтересует, мой адрес - shafir@list.ru
Спасибо Вам! |
|
Гостьвладимир | 04.11.2013 12:07 |
Страшно-
но ведь такое творили не только поляки....до сих пор, даже в
благополучных странах, может произойти все что было = и если
не сегодня, то завтра послезавтра, через год, через два,
через пятьдесят лет. Неистребимая ненависть к чужим никогда
не умрет Благодарен создателям фильма !!!! и тем немногим
Людям не потерявших человеческий облик. А я живу и мои
потомки будут жить на своей Земле А фильм научит нас никогда
не терять человеческий облик. |
|
ГостьМарк Каганцов, Воркута | 04.11.2013 08:29 |
http://7x7-journal.ru/post/33823?r=komi |
|
Гость Виктор Кудрин. | 03.11.2013 00:37 |
Спасибо за
отличную рецензию. Тема очень актуальна для России. Для
своей игры "16- РАЙ на ЗЕМЛЕ за 44 года" ("Общественная цель
или сообщество Постоим Рай на Земле за 44 года" на FACEBOOK)
тоже ввожу Перепись ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Где все участники сами
выбирают себе баллы: положительные или отрицательные. Каждая
Перепись имеет свой рейтинг. И через 44 года подводят итоги.
На примере этого фильма: родители в Переписях выбирали себе
отрицательные баллы, а младший сын начал записывать себе
положительные баллы. Цель каждой фамилии: через 44 года
выйти с положительным рейтингом. Даже те, кто продавал ему
надгробные плиты, или просто не помогал ему и считал его
сумасшедшим, записывают себе отрицательные баллы. А через 44
года внуки объясняют на уроках ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ, почему их
отцы и деды записывали себе отрицательные баллы. Из тех
фамилий, которые имеют отрицательный рейтинг. Думаю, что
стыд перед потомками заставит сегодня тех, чьи отцы и деды
накосячили, перекрыть своими добрыми делами их грехи. Чтобы
фамилию при подведении итогов имела положительный рейтинг. |
|
Гость Sava | 02.11.2013 18:55 |
Изуверство
немцев к евреям пробудил Гитлер. Избавленный от тирана
германский народ, в основном послевоенное поколение молодых
немцев,смогли в определенной мере, возможно не всегда
искренне, осудить преступное прошлое своих недалеких предков
и покаяться за их страшные грехи.
Но это не значит,что там исключены случаи, подобные
рассказанному сценарию польского кино.
Антисемитизм интернационален и неистребим. |
|
Гость тамара орехова | 02.11.2013 13:03 |
Александра, ваша статья пронзительна как крик души.
Прочувствовала каждой клеточкой своего тела эту трагедию,
эту боль.Но я не видела чтобы в нашем городе у нас в стране
шел фильм "Стерня". Если он появится в прокате, то
обязательно схожу.Весь мир катится в бездну. Если сравнивать
современность, то найдешь немало эпизодов и в нашей жизни:
Турция, Сирия и т.п.Я не нахожу слов, которыми могла бы
выразить свое впечатление от прочитанного. Спасибо Вам за
прозрение. Мы часто за чертой своей благополучной жизни не
видим страданий и горя. |
|
Сергей Г. | 02.11.2013 11:49 |
Александра, спасибо за этот потрясающий текст!!! |
|
Ирина Баранова | 01.11.2013 23:06 |
Александра, статья великолепная, столько боли душевной,
личного Вы вложили в неё, что безусловно не может не найти
отклик в душах читателей. Обязательно всей моей, слава Б-гу,
большой семьёй, посмотрим фильм. Я вообще люблю польский
кинематограф. Он был честным даже тогда, когда находился под
пятой Советов. |
|
Валерий, Бат-Ям | 01.11.2013 06:21 |
Поклониться хочу полякам - всем создателям этого страшного
фильма - за честность и правду, пусть и жестокую. И поклон
Александре Свиридовой - ничего сильнее и точнее о каком-либо
фильме не читала. Это не рецензия, это как дыхание на
замерзшее оконное стекло, только оно вытапливает окошко
размером с пятачок, но через этот "пятачок" можно видеть что
там, за окном. Еще не вся правда нам открыта, но есть
надежда на таких смелых людей, как эта группа, сделавшая
этот фильм. А статью Свиридовой надо включить в программу
школ Польши, России, Украины и других стран. Еще раз -
спасибо. Смотрите фильм. Читайте Свиридову. |
|
Элб | 01.11.2013 06:08 |
Дорогая
Александра!
Что тут можно добавить к вашему (нашему) крику горечи и
боли. Музыки в этом мало, ничтожно мало, но появилось, хотя
бы - в Польше, и шепотом - в некоторых странах Европы. А
ведь еще есть Украина (и далеко не только), полная "едвабнами"
по самое горло.
Где Б-г, вот в чем вопрос. Но ведь ответ должен быть!
Покаяние? Разумение детей и внуков? Или во всем этом
изуверстве - есть своя, непостижимая разуму , и даже
искусству, логика?
Нет ответа. И боль не помогает понять.
Неужели в жизни имеется один единственный ответ: "Все -
суета сует"?
Красиво для дискуссий на конференциях, страшно для понимания
сути ЧЕЛОВЕКА.
Извините. И благодарю за вашу Боль и Сострадание. |
10-11-2013, 17:14
Источник:
Мы здесь
http://www.sem40.ru/index.php?newsid=239647
|