Илья Ефимович
родился в селе Чугуеве, где и выучился на иконописца. В
девятнадцать лет, получив деньги за роспись церкви в родном
селе, он перебирается в Петербург. В северной столице Репин
поступает в рисовальную школу Общества поощрения художников и
знакомится с портретистом Крамским, надолго ставшим его
учителем.
Репин блестяще
окончил Петербургскую Академию художеств, быстро получил
признание, но до конца жизни был скромным, бережливым и очень
трудолюбивым человеком. Когда у него стала отсыхать правая рука,
он научился писать картины левой, чтобы ни на минуту не
прерывать работу. Когда по старости лет не смог держать палитру,
то научился привязывать ее к шее и работать таким образом.
Репин блестяще
писал не только картины, но и прозу. Но, пожалуй, лучшие
воспоминания о Репине написаны не им самим, а Корнеем Чуковским
в его произведении "Илья Репин":
"Помню, как-то
зимою в Куоккале, у него в саду, разговаривая с ним, я увидел,
что у меня под ногами на белом снегу какая-то из репинских собак
оставила узкую, но глубокую желтую лужу. Сам не замечая, что
делаю, я стал носком сапога сгребать окружающий снег, чтобы
засыпать неприятное пятно… И вдруг Репин застонал
страдальчески:— Что вы! Что вы! Я три дня хожу сюда любоваться
этим чудным янтарным тоном… А вы… И посмотрел на меня так
укоризненно, словно я у него на глазах разрушал высокое
произведение искусства".
Мало кто знает,
что лучшие картины Репина окружены мистической славой.
"Вечерка"
выбрала пять самых загадочных и странных работ великого
мастера.
1. Иван
Грозный и сын его Иван.
Картину "Иван
Грозный и сын его Иван" сопровождает дурная слава. Приобретая
полотно, меценат Третьяков сделал оговорку, что оно никогда не
будет выставляться. Однако запрет Третьякова удалось снять и
результат не замедлил сказаться.
Полотно
производило негативное впечатление на зрителей. Они рыдали,
впадали в ступор, валились на землю. Наконец, в один ужасный
день молодой иконописец Абрам Балашов бросился на картину с
ножом и изрезал холст. Вандала связали и доставили в
психбольницу, но это не спасло хранителя галереи. Увидев
случившееся, он впал в безумие, выбежал из галереи и бросился
под поезд.
Полотно удалось
реставрировать, но странные совпадения продолжились. После
написания картины у художника Репина отсохла правая рука, а
натурщиков, позировавших для картины, постигла страшная участь.
Художник Мясоедов, с которого был написан образ царя, вскоре в
гневе чуть не прикончил своего малолетнего сына, которого тоже
звали Иваном. Трагедия постигла и натурщика, с которого художник
писал образ убитого царевича. Писатель Всеволод Гаршин,
позировавший для картины, сошел с ума и погиб в мучениях,
выбросившись в лестничный пролет.
С течением
времени дурные свойства картины исчезли. Сегодня "Иван Грозный и
сын его Иван" является самой любимой картиной для фотожаберов.
Достаточно вспомнить известную пародию "Иван Грозный лечит
своего сына помидоркой".
2. Портрет Мусоргского.
"Портрет
Мусоргского" - один из самых известных портретов Репина.
Художник изобразил композитора незадолго до смерти.
Мистическую
особенность работ Репина подметили еще при жизни художника. Вот
что пишет по этому поводу Корней Чуковский: "В его портретах
таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие
же дни умирает. Написал Мусоргского — Мусоргский тотчас же умер.
Написал Писемского — Писемский умер.
И чуть только
он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том
же месяце заболел и вскоре скончался...
Писал он Столыпина в министерстве внутренних дел и... едва
только Репин закончил портрет, Столыпин уехал в Киев, где его
сейчас же застрелили.
Сатириконцы
говорили, смеясь:
— Спасибо, Илье
Ефимовичу!"
3. Бурлаки на Волге.
Наведите курсор на изображение
Автор:
"Бурлаки на
Волге" - всемирно известная картина Репина, которую Достоевский
назвал "торжеством правды в искусстве".
Для того чтобы
стесненный в средствах Репин мог написать полотно - скинулись
его коллеги-художники. На собранные двести рублей Репин смог
уехать на Волгу и спокойно работать. Готовая картина была
куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром
Александровичем, который повесил её в бильярдной комнате
Владимирского дворца.
"Нaдo пpaвдy
cкaзaть, чтo вeликoмy князю кapтинa этa иcкpeннe нpaвилacь, -
пишет Репин. - Oн любил oбъяcнять oтдeльныe xapaктepы нa
кapтинe: и paccтpигy пoпa Kaнинa, и coлдaтa Зoтoвa, и
нижeгopoдcкoгo бoйцa, и нeтepпeливoгo мaльчишкy — yмнee вcex
cвoиx cтapшиx тoвapищeй; вcex иx знaл вeликий князь, и я cлышaл
coбcтвeнными yшaми, c кaким интepecoм oн oбъяcнял вce дo caмыx
пocлeдниx нaмeкoв дaжe в пeйзaжe и фoнe кapтины".
Кстати, по
слухам здоровенные мужики, позировавшие Репину для полотна
«Бурлаки на Волге», тоже преждевременно отдали Богу душу.
4. Торжественное заседание Государственного совета.
Наведите
курсор на изображение
Автор:
Монументальное
полотно «Торжественное заседание Государственного совета» было
заказано Репину Правительством. И, судя по всему, опрометчиво.
Дело не в качестве картины: с задачей Репин справился достойно.
Художнику удалось разместить на огромном холсте 60 фигур, не
уязвив при этом достоинства ни одного из персонажей и не оказав
предпочтения никому, даже председательствующему императору
Николаю II.
Однако рок,
сопровождающий картины художника, не отступил. Картина была
завершена к концу 1903 года. А в 1905 году грянула первая
русская революция, в ходе которой полетели головы изображенных
на полотне чиновников. Одни лишились постов и званий, другие и
вовсе поплатились жизнью: министр В.К. Плеве и великий князь
Сергей Александрович, бывший генерал-губернатором Москвы, были
убиты террористами. К счастью, погибли не все.
В осуществлении
работы принимали участие ученики Репина: фигуры правой части, по
репинским этюдам, писал Борис Кустодиев, левой - Иван Куликов.
Чиновники,
написанные учениками, спаслись от страшной участи.
5. Портрет писательницы Наталии Борисовны Нордман-Северовой
Наведите
курсор на изображение
Автор:
Наталья
Борисовна, вторая жена Репина, была скандальной дамой,
общественницей, беллетристкой и сторонницей раскрепощения
прислуги. Всюду в доме Наталья Борисовна развесила объявления,
которые призывали гостей заниматься самообслуживанием, вроде:
„Не ждите прислуги, ее нет“, „Все делайте сами“, „Дверь
заперта“.
Гости должны
были сами находить еду и разливать себе суп. Не умеющего сладить
с этой сложной обязанностью штрафовали. Для этого на столе
всегда стояла коробочка для денег. Вскоре после того как муж
написал этот портрет, г-жа Нордман скончалась.
Впрочем, как
отмечал друг Репина Корней Чуковский, смерть жены, возможно,
спасла нам Репина. Помимо прочих недостатков, Наталья Борисовна
была страстной вегетарианкой, питалась сеном, бифштексами из
клюквы и заставляла мужа делать то же самое.
"Наталья
Борисовна даже не пыталась отделить свое имя от Репина, и он
оказался замешанным во все ее кулинарные и прочие новшества. Я
слышал своими ушами в Крыму, в санатории, как, получив известие,
что Репин скончался, одна вдова профессора, старуха, сказала
другой:
— Тот самый,
что сено ел.
Услышав эту
чудовищную характеристику Репина, я, конечно, не мог не
подумать, что в подобной его репутации виновата, в сущности,
Наталья Борисовна. Вся желтая пресса — «Петербургская газета»,
«Петербургский листок» и «Биржевка» — включала ее чудачества в
число своих излюбленных сенсаций, главным образом потому, что
могла пристегнуть к ним его знаменитое имя".
Как отмечает
Чуковский, после смерти супруги Репин перестал быть
вегетарианцем и помянул Наталью Борисовну бифштексом из мяса.
Евгения Коробкова
http://vmdaily.ru/news/2013/08/04/5-misticheskih-poloten-ili-repina-207989.html
Подробнее:
http://vmdaily.ru/news/2013/08/04/5-misticheskih-poloten-ili-repina-207989.html