Домой    Кино    Музыка    Журналы    Открытки    Мода    Фото    Юмор   Страницы истории России    Книги  

   Форум      Помощь сайту   Гостевая книга

1   2  3  4  5  6  7  8  9  10


Альфонс Муха

Художники книги ХХ века

Евгений Немировский

Этим художником по праву гордится чешский народ, хотя большую часть жизни он прожил в Париже, а в искусстве был убежденным последователем направления, которое именуется югендштиль. В России этот стиль получил название модерн, а во Франции — ар нуво («новое искусство»). Художники данного направления сыграли колоссальную роль в истории западноевропейского изобразительного искусства начала ХХ века, — не меньшую, чем члены объединения «Мир искусства» в развитии русского.

Альфонс Муха. Фотография 1900 г.

Альфонс Муха. Фотография 1900 г.

Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. Предки его занимались выращиванием винограда. Семья была большая. Отец будущего художника, Анджей Муха, был дважды женат и в каждом браке имел по три ребенка. Альфонс был первым сыном во втором браке. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Мальчик с детства хорошо рисовал. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна д’Арк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились.

 Рекламные плакаты для Сары БернарРекламные плакаты для Сары Бернар

Рекламные плакаты для Сары Бернар

 Учился Альфонс в Мюнхене и Вене. Тогда же он увлекся декоративно­прикладным искусством. Освоил технику литографии, которая впоследствии стала едва ли не главным его пристрастием. Среди первых его работ в этой технике — выполненный в Мюнхене в 1886 году станковый лист на библейский сюжет «Сусанна и старцы».

Осенью 1887 года  Альфонс Муха перебрался в Париж и вскоре поступил в художественную академию Ж.Лоренса, где затем и преподавал.

 

Рекламный плакат сигаретной бумаги «Иов»

Рекламный плакат сигаретной бумаги «Иов»

 

В Париже Альфонс Муха впервые занялся оформительством, установил связи с издательствами, начал создавать обложки и иллюстрации. Писал он маслом, а его живопись переводили на язык ксилографии. Первый его опыт в этой области — рисунок для обложки журнала «Маленькая французская иллюстрация» («Petit Francais illustre»). Он сотрудничал в журнале «Народная жизнь» («La Vie populaire»), в воскресных изданиях газет «Фигаро» («Le Figaro illustre») и «Парижская жизнь» («La Vie Parisienne»). Посылал рисунки и на родину, где они публиковались в журнале «Золотая Прага» («Zlata Praha»).

 

Рекламный плакат детского питания фирмы Nestle

Рекламный плакат детского питания фирмы Nestle

 

Обложка для журнала «Кокорико». Париж, 1899 г.

Обложка для журнала «Кокорико». Париж, 1899 г.

 

Альфонс познакомился с французскими художниками, подружился с знаменитым Полем Гогеном (Paul Gauguin, 1848—1903), который вместе со своей возлюбленной яванкой Анной стал частым гостем в ателье Мухи на рю де ла Грандшомье.

Первый большой успех пришел к Альфонсу Мухе в 1894 году, когда он сделал рекламный плакат для великой актрисы Сары Бернар (Sarah Bernhardt, 1844—1923). Как рассказывал впоследствии художник, в конце 1893 года ему позвонил владелец типографии по имени де Бруноф, с которым он поддерживал деловые отношения. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Вы когда­нибудь делали что­либо подобное?» «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать».

В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). «Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Он тут же сделал наброски в своем альбоме. Актриса выступала с пышной прической, украшенной орхидеями, в богато орнаментированном платье с расшитыми золотом рукавами, с пальмовой ветвью в правой руке. Попасть за кулисы сразу не удалось, поскольку туда разрешали входить только во фраке и цилиндре, которых у Мухи не было и которые  пришлось срочно раздобывать. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. Муха появился часа через два и тут же, на мраморной плите одного из столов, сделал набросок будущего плаката. Бруноф впоследствии купил это кафе, и стол с рисунками Мухи стал его главной достопримечательностью.

К 27 декабря 1894 года плакат был готов. Выполнен он был в технике многокрасочной литографии. На плакате во весь рост была изображена актриса. Рисунок плоский, без выявляющей объем штриховки, но очень декоративный. Исполнен он преимущественно в золотых тонах. Сверху над изображением на золотом фоне написано название пьесы — «GISMONDA». Большими длинными листами (2266x795 мм)  были заклеены все стены и заборы Парижа.

 

Полосы из книги с молитвой «Отче наш». Париж, 1899 г.

 

Плакат Саре Бернар понравился, и она стала постоянной заказчицей Альфонса Мухи. В 1897–1903 годах художник делал плакаты чуть ли не к каждой постановке, в которой она играла. Например, для «Лоренцаччо» Алфреда де Мюссе (Alfred de Musset, 1810—1857) и для «Самаритянки» известного французского драматурга Эдмона Ростана (Edmond Rostand, 1868—1918). Сегодня все эти плакаты — предмет вожделения богатых коллекционеров. На аукционах за них платят миллионы.

 Иллюстрация для титульного листа книги «Ильзе, принцесса Трипольская». Париж, 1897 г.

Иллюстрация для титульного листа книги «Ильзе, принцесса Трипольская». Париж, 1897 г.

 

Сотрудничество с Бернар сделало Альфонса Муху признанным и популярным мастером прикладной графики. Он создавал плакаты, декоративные панно, календари, этикетки, рисовал эскизы для упаковок шоколада и сигарет. Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным. Из работ Мухи этого периода стоит отметить рекламирующий детское питание плакат для фирмы Nestle, которая сегодня стала крупным международным концерном, и изображения женских фигур, на эскизах оберток для шоколада Masson, выполненных Мухой в 1895 году. Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. Декоративны и красочны плакаты, сделанные для фирмы, выпускавшей бумагу для изготовления сигарет. Бумага эта почему­то была названа именем библейского праведника Иова.

В 1898–1899 годах Альфонс Муха работал над обложками, фронтисписами и иллюстрациями для парижского журнала «Кокорико» («Cocorico»). На его страницах был напечатан и выполненный карандашом и гуашью цикл «12 месяцев» — изображения женских фигур, иногда обнаженных, а также изящных дамских головок. Альфонс Муха был певцом женской красоты. Женщины на его литографиях привлекательны и, как сказали бы сейчас, сексуальны.

 Полосы из книги «Ильзе, принцесса трипольская». Париж, 1897 г.

 Полосы из книги «Ильзе, принцесса трипольская». Париж, 1897 г.

Полосы из книги «Ильзе, принцесса трипольская». Париж, 1897 г.

 В 1899 году в Париже увидела свет оформленная художником молитва «Отче наш» на латинском и французском языках. Книга была издана в формате 395Ч310 мм. Открывалась она фронтисписом, изображавшим человека, взывающего к изображенному где­то сверху божеству с широко раскрытыми глазами и совсем не похожему на освященные традицией изображения Бога. Каждую фразу молитвы Альфонс Муха поместил на отдельной странице, воспроизвел ее стилизованным рисованным шрифтом и окружил текст изысканным орнаментальным узором. Оригинальные рисунки воспроизводились в технике фототипии, которая, к слову сказать, также была изобретена чехами. Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках.

Что касается книжной графики, то прежде всего нужно рассказать о работе Мухи над 134­страничной книгой популярного в ту пору французского комедиографа Робера де Флера (Robert de Flers) «Ильзе, принцесса Трипольская2», вышедшей в Париже в 1897 году в издательстве Анри Пиацца (Henri Piazza). Сюжет был заимствован из пьесы Эдмона Ростана, в основу которой была положена легенда XIII столетия.

 

Плакат для Всемирной выставки в Париже. 1900 г.

Плакат для Всемирной выставки в Париже. 1900 г.

 

Полоса из книги «Декоративная документация». Париж, 1901 г.

Полоса из книги «Декоративная документация». Париж, 1901 г.

 

Страница из газеты «Нью-Йорк дейли ньюз», посвященная Альфонсу Мухе. 1904 г.

Страница из газеты «Нью-Йорк дейли ньюз», посвященная Альфонсу Мухе. 1904 г.

 Оформительскую задачу художник решал комплексно. Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня). Рисунки и орнаментика были на каждой из 134 страниц, они как бы окружали помещенный в прямоугольной рамке и набранный типографским шрифтом текст. Вся работа заняла у Мухи три месяца. Напечатали всего 252 нумерованных экземпляра книги, и каждый из них стоил целое состояние — 40 тыс. франков. Один экземпляр оттиснули на пергаменте, один — на шелке, 15 — на японской бумаге, 35 — на рисовой бумаге, а остальные 180 — на веленевой. Эта книга была подлинным произведением искусства, издательским успехом, о котором в ту пору много говорили. Затмить славу Уильяма Морриса, английского художника и дизайнера, работавшего над изысканными, роскошными изданиями, Альфонсу Мухе, конечно, не удалось, да и с общепризнанным и отточенным изяществом черно­белой тоновой ксилографии многокрасочная литография соперничать не могла. Появление дорогой книги, изготовленной дешевым и нетрудоемким способом, было парадоксальным. Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки.

Несмотря на дороговизну, «Ильзе, принцесса Тирольская» имела успех. В 1901 году издание повторили в Праге на чешском и немецком языках.

 

Рисунок из книги «Декоративная документация». Париж, 1904 г.

Рисунок из книги «Декоративная документация». Париж, 1904 г.

 

В 1900 году Муха сделал плакаты для Всемирной выставки в Париже, которая должна была подвести итоги уходящего столетия и возвестить о приходе нового века, от которого ждали очень многого, но, конечно, не думали, что он будет столь жестоким и кровавым. Правда, никаких чудес техники мы на этих плакатах не найдем — здесь все те же излюбленные Мухой женские образы.

На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности. Порой даже  стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Поэтому закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». Это наглядное руководство для художников, на страницах которого воспроизведены разнообразые орнаментальные узоры, шрифты, рисунки мебели, различной утвари, столовых наборов, ювелирных изделий, часов, гребней, брошей. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. Многое из нарисованного впоследствии было выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы.

Немало таких украшений было сделано и для невесты, а затем и супруги Мухи — Марии Хытиловой, которую художник и его друзья звали Марушкой. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.

 

Программа спектакля с участием Лесли Картер. Нью-Йорк, 1908 г.

Программа спектакля с участием Лесли Картер. Нью-Йорк, 1908 г.

 

Надо сказать, что в области декоративно­прикладного искусства работали почти все художники югендштиля, и Альфонс Муха не был исключением. Его работы сохраняют свое очарование и сегодня.

Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Оставив борт пришвартовавшегося в Нью­Йорке французского парохода, 6 марта 1904 года художник впервые ступил на американскую землю. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Каждый его визит длился несколько месяцев, а с осени 1906 года он прожил в Америке два с половиной года, до июня 1909­го. Имя Мухи в США было хорошо известно: нью­йоркские издатели наперебой предлагали ему заказы, порой весьма выгодные. Богатые люди, в которых здесь недостатка не было, просили художника взяться за декорирование их домов. 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». Среди работ, исполненных Мухой за время его первого, более чем двухмесячного пребывания в Нью­Йорке, — большое изображение Богоматери для монастыря Святого Сердца и портрет архиепископа Ферлея.

Вернувшись в Париж, Муха работал над новым томом «Декоративной документации», увидевшим свет в том же 1904 году. Хороши в этом томе были рисунки плакеток с обнаженными девичьими фигурами. Для текста на них были оставлены прямоугольные плашки.

Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. В начале марта 1906 года Альфонс писал своей любимой Марушке: «Приходил издатель из Кливленда; он хочет издать что­либо мое. Я предложил мою работу о драпировках. В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей, и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. Акварели эти художник называл «Блаженствами». В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями.

Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в Нью­Йорк, на этот раз вместе с женой. Художника пригласил Институт искусств в Чикаго, лекции в котором он читал на протяжении трех лет. Занимался он и практической работой. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в Нью­Йорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter). Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием.

 

Банкноты Чехословакии. 1918-го и 1931 г.  Банкноты Чехословакии. 1918-го и 1931 г.

 Банкноты Чехословакии. 1918-го и 1931 г.

 Альфонс и Марушка с родившейся в Америке дочкой Ярославой возвратились в Европу в июне 1909 года. Лето они провели в деревне под Прагой, а в октябре Муха снова отправился за океан и пробыл там до середины апреля 1910 года. На этот раз он занимался преимущественно портретной живописью. Еще одно заокеанское путешествие состоялось в 1913 году. Однако художник был уже немолод и решил, что следует больше времени проводить на родине.

Почти 15 лет жизни Альфонс Муха посвятил грандиозному замыслу — циклу картин «Славянский эпос». Художник решил запечатлеть на полотне наиболее значимые события общеславянской истории. Картины были громадные — 6Ч8 м. Весной 1913 года Альфонс Муха отправился в Россию, чтобы собрать материалы для будущих картин цикла. Художник побывал в Санкт­Петербурге и в Москве, где посетил Третьяковскую галерею. Особенно сильное впечатление на него произвела Троице­Сергиева лавра.

Создание в 1919 году независимого Чехословацкого государства художник встретил с радостью и сразу начал сотрудничать с новой властью — сделал эскизы денежных знаков и почтовых марок для Чехословакии. В том же году в пражском Клементинуме были выставлены первые 11 картин серии «Славянский эпос». Затем картины повезли в Америку, и туда же отправилась вся семья Мухи — на этот раз они пробыли в США два года.

В сентябре 1928 года художник передал картины серии «Славянский эпос» в собственность городу Праге. Место для них нашли не сразу. Сначала их выставили в новом Дворце промышленности, а потом отправили в город Брно. Ныне картины находятся в городе Моравский Крумлов.

 

Альфонс Муха на выставке полотен из цикла «Славянский эпос». Фотография 1919 г.

Альфонс Муха на выставке полотен из цикла «Славянский эпос». Фотография 1919 г.

 

Художник продолжал работать над циклом «Славянский эпос», делал эскизы новых картин. Летом 1936 года в Париже состоялась большая ретроспективная выставка Альфонса Мухи, где экспонировались и ранние его плакаты, и картины из цикла «Славянский эпос».

15 марта 1939 года фашистские войска оккупировали Чехословакию; начались аресты и гонения на интеллигенцию. Был арестован и Альфонс Муха, но больного старика все же вскоре отпустили домой. Тем не менее силы его были подорваны, и 14 июля 1939 года он умер. Марушка, которая была на 22 года моложе мужа, пережила его на двадцать лет и скончалась 14 марта 1959 года.


источник - http://smallbay.ru/grafica.html

Возрождение Северный Ренессанс Маньеризм Барокко Рококо Классицизм Романтизм Историзм
 
Аахен Веласкес Караваджо Ланкре Модильяни Писсарро Тинторетто
Аверкамп Верещагин Карпаччо Левитан Моне Прянишников Тициан
Айвазовский Вермеер Кауфман Леже Моро Пуссен Тулуз-Лотрек
Альма-Тадема Веронезе Кирико Лейтон Мунк Пюви Тьеполо
  Аллори   Врубель
Бальдунг Гоген
Батони Гойя
Беллини Гольбейн
Берн-Джонс да Винчи
Блейк Давид
Богаевский Дали
Босх Дега
Боттичелли Делакруа
Брейгель Дельво
Бронзино Джорджоне
Брюллов Дюрер
  Виртуальный музей живописи  
 
  Рафаэль   Уотерхаус
Рейсдал Уотс
Рембрандт Федотов
Рени Фрагонар
Ренуар Фридрих
Репин Фюссли
Рерих Хайес
Риччи Ходлер
Рубенс Цорн
Руссо Шагал
Сезанн Шиле
Сера Шпрангер
  Бугеро Жерико Климт Магритт Муха Серов Штук
Буше Исачев Констебл Маковский Нестеров Сислей Эйтевал
ван Гог Йорданс Крамской Мане Паркес Стен Эль Греко
ван Эйк Кало Кранах Марк Пармиджанино Суриков Энгр
Васнецов Каналетто Куинджи Матисс Перов Танги Эрнст
Ватто Кандинский Кустодиев Микеланджело Пикассо Таннинг Этти
Импрессионизм Модерн Экспрессионизм Сюрреализм Русская живопись Передвижники Фэнтези Арт

 


Кукрыниксы. Иллюстрации к книге И.Ильфа и Е.Петрова "Золотой Теленок".


Шедевры мировой живописи и графики. Сотни работ для создания своей домашней галереи. Формат: *.jpg
Качество: разное (в основном, 80% хорошее)
Инфа восстановления: 3%

Пароль: нет
Файлообменник: Рапида

 

Забираем:
 
Альбрехт Дюрер 264 работы Part1 99614 KB
Альбрехт Дюрер 264 работы Part2 3318 KB
Андреа Мантенья: 39121 KB
Антон Ван-Дейк: 17593 KB
Adam Hughes (79 работ) 8035 KB
Alberto Vargas (416 работ) 27910 KB
Alma Tadema Lawrence (61 работа) 30925 KB
Бартоломе Эстебан Мурильо (34 картины) 3787 KB
Беноццо Гоццоли (55 картин) 12749 KB
Боб Эглтон (188 работ) 67020 KB
Версаче - фото (55 фото) 8521 KB
Винсент Виллем ван Гог (41 картина) 8395 KB
Блох Карл Генрих (42 работы) 10312 KB
Богюро Вильям (143 работы) 74686 KB
Босх Иероним (41 картина) 7121 KB
Ботичелли Сандро (58 картин) 25294 KB
Веласкес Диего Родригес (135 картин) 39312 KB
Вермер Ян (111 работ) 22468 KB
Ганс Мемлинг (102 работы) 16862 KB
Гирландайо Доменико (72 работы) 15274 KB
Гоген Поль (djvu) 2542 KB
Дали Сальвадор (227 работ) 51215 KB
Дега Эдгар (80 работ) 22311 KB
Делакруа Фердинан Виктор Эжен (81 работа) 11478 KB
Жан-Батист Камиль Коро (76 работ) 21256 KB
Жером Жан Леон (101 работа) 19191 KB
Караваджио (83 работы) 12947 KB
Климт Густав (35 работ) 5025 KB
Крамской Иван Николаевич (48 работ) 2938 KB
Курбе Густав (83 работы) 28944 KB
Леонардо да Винчи (126 работ) 24231 KB
Мане Эдуар (56 работ) 16536 KB
Матис Уильямс (42 работы) 5822 KB
Микеланджело (155 работ) 41332 KB
Микеланджело дэ Буанаротти (51 работа) 13429 KB
Микеланджело Меризи (Караваджо) (83 работы) 12950 KB
Моне Клод (127 работ) 55746 KB
Перуджино Пьетро (64 работы) 21530 KB
Пикасо Пабло (260 работ) 10367 KB
Пусэн Николо (64 работы) 31063 KB
Рафаэль (180 работ) 83694 KB
Рембрандт (224 работы) 95549 KB
Ренуар Пьер Огюст (42 работы) 9502 KB
Ройо Луис часть 1 (667 работ) 99614 KB
Ройо Луис часть 2 (667 работ) 73060 KB
Рубенс Петер Пауль (155 работ) 60138 KB
Суриков Василий (11 работ) 1190 KB
Сюрреализм 5 художников (89 работ) 7025 KB
Тинторетто Якопо Робусти (57 работ) 10982 KB
Тициан (109 работ) 77418 KB
Тулуз Лотрек (25 работ) 4203 KB
Уатс Джордж Фридерик (98 работ) 38341 KB
Учело Паоло (32 работы) 6979 KB
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (127 работ) 14824 KB
Шеридан Дюфе (20 работ) 1954 KB
Экман Гарри (23 работы) 4088 KB
Эль Греко (25 работ) 5404 KB
Ян Ван Эйк (82 работы) 12858 KB
James Jacques Joseph Tissot Part1 (176 работ) 99614 KB
James Jacques Joseph Tissot Part2 (176 работ) 5182 KB
Leighton Lord Frederick (79 работ) 69935 KB
Morgan Weistling (23 работы) 3380 KB
Paolo Veronese (35 работ) 4470 KB
Rogier van der Weyden (133 работы) 21977 KB
Rossetti Dante Gabriel (16 работ) 4296 KB
Sistine Chapel (Сикстинская Капелла) - HQ Image (15 фресок) 4809 KB
Vermeer Johannes (111 работ) 22468 KB