|
|
|
Мане Эдуар (Manet
Eduar) (1832-1883), французский живописец.
Учился в парижской Школе изящных искусств у
Т.Кутюра (1850-1856). Эдуар Мане работал
преимущественно в Париже, посетил Бразилию
(1848-1850), Германию, Испанию (1865),
Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию
(1872). Значительное влияние на становление Мане
как художника оказало творчество Джорджоне,
Тициана, Хальса, Веласкеса, Гойи, Делакруа. В
работах конца 1850-х - начала 1860-х годов,
составивших галерею остро переданных
человеческих типов и характеров, Мане сочетал
жизненную достоверность образа с романтизацией
внешнего облика модели (“Лола из Валенсии”,
1862, Музей д'Орсэ, Париж). Используя и
переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых
мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным
содержанием, полемически, иногда эпатирующим
образом внести в известные классические
композиции изображение современного человека
(“Завтрак на траве”, “Олимпия” - оба 1863, Музей
д'Орсэ). В 1860-е годы Эдуар Мане обращался к
темам современной истории (“Казнь императора
Максимилиана”, 1867, Кунстхалле, Мангейм), но
проникновенное внимание Мане к современности
проявлялось прежде всего в сценах, словно бы
выхваченных из будничного течения жизни, полных
лирической одухотворенности и внутренней
значимости (“Завтрак в мастерской”, Новая
галерея, Мюнхен; “Балкон”, Музей д'Орсэ, Париж -
оба 1868), а также в близких к ним по
художественной установке портретах (портрет
Эмиля Золя, 1868, Музей д'Орсэ, портрет Берты
Моризо, 1872). Своим творчеством Эдуар Мане
предвосхитил возникновение, а затем стал и одним
из основоположников импрессионизма. В конце
1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега,
Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих
и плотных тонов, напряженного колорита с
преобладанием темных цветов к светлой и
свободной пленэрной живописи (“В лодке”, 1874,
Метрополитен-музей; “В кабачке папаши Латюиль”,
1879). Многим произведениям Мане свойственны
импрессионистические живописная свобода и
фрагментарность композиции, светонасыщенная
красочная |
|
|
|
Нана,
1877
Кунстхалле, Гамбург |
Олимпия,
1863
Музей д'Орсэ, Париж |
|
|
Бар в Фоли-Бержер,
1882
Галерея Кортолда, Лондон |
Завтрак на траве,
1863
Музей д'Орсэ, Париж |
|
|
Завтрак в мастерской,
1868
Новая Пинакотека, Мюнхен |
В кабачке папаши Латюиля
1879, Музей изящных искусств, Турне |
вибрирующая гамма (“Аржантёй”,
Музей изящных искусств, Турне). В то же время
Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные
тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу,
а бытовому сюжету с выраженной
социально-психологической подосновой
(столкновение мечты и реальности, призрачность
счастья в сверкающем и праздничном мире - в
одной из последних картин Мане “Бар в
Фоли-Бержер”, 1881-1882, Институт Кортолда,
Лондон). В 1870-1880-е годы Мане много работал в
области портрета, расширяя возможности этого
жанра и превращая его в своего рода исследование
внутреннего мира современника (портрет
С.Малларме, 1876, Музей д'Орсэ, Париж), писал
пейзажи и натюрморты (“Букет сирени”, 1883,
Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как
рисовальщик, мастер офорта и литографии.
Творчество Мане обновило традиции французской
живописи XIX века и во многом определило
дальнейшее развитие мирового изобразительного
искусства. |
|