Домой    Кино    Музыка    Журналы    Открытки    Мода    Фото    Юмор  Из моих архивов  Страницы истории России   

    Форум       Помощь сайту   Гостевая книга

1   2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29



Санкт-Петербург. Вызов Петра

Петергоф. Русский Версаль. Царь Петр I пожелал, чтобы его летняя резиденция на берегу Балтийского моря была еще великолепней дворца Людовика XIV. Строительство резиденции продолжалось долго, однако в конце концов элементы садов и парков сложились в единое целое. Строительство дворцов завершилось и Петергоф стал всемирным известным дворцово-парковым ансамблем - символом могущества Петра I. «Русский Версаль» привлекает туристов прежде всего роскошными дворцами и фонтанами. Но если вы решитесь отстать от экскурсии и заблудиться в свое удовольствие, прогулка откроет вам Петергоф с неожиданной стороны. Лучший способ осматривать Петергофский парк — потеряться в нем. И если уж чуть ли не каждый фонтан и павильон — шедевр, имеет смысл выбрать один наудачу и рассмот­реть его в мельчайших подробностях, вместо того чтобы пробежать галопом по парку, «отметившись» возле самых растиражированных достопримечательностей. «На этом месте в начале XVIII века стоял первый деревянный “Попутный дворец” Петра I. Обустройство территории вокруг дворца, названной впоследствии “двор Петра”, явилось началом возведения парадной летней резиденции российских импе­раторов — “мировой столицы фонтанов”, именуемой Петер­гофом». Камень с такой табличкой стоит в самом дальнем конце парка, на пустыре у залива. Но туристы зачастую до этого места не добредают. Посетители в основном толкутся у центрального Морского канала с панорамой на фонтан «Самсон» и отстаивают огромные очереди в Большой дворец. Туда, как и во все павильоны, нужно покупать отдельный билет, а затем еще ждать «билетного сеанса». Очереди бывают настолько велики, что милиции приходится отсекать первые ряды, чтобы туристы не передавили друг друга у входа. Все дворцы и павильоны Петергофа существуют как бы автономно: имеют свои часы работы и цены на билеты. Павильон «Эрмитаж», например, и вовсе закрывают во время дождя и при повышенной влажности. Билет в Нижний парк (200 рублей) действует только один раз, и чтобы выйти, надо найти вахтершу и попросить у нее розовый браслет на руку — он может понадобиться, к примеру, для того, чтобы попасть в экскурсионное бюро в глубине арки. Возле бюро тоже есть интересные «экспонаты», которые, возможно, точнее, чем сам парк, воссоздают ощущение застывшего прошлого — стенная газета «Петергоф в русской поэзии» и пожелтевшее от времени «Расписание загрузки экскурсоводов». Если все же отлепиться от фонтанов и отправиться просто бродить по парку, можно дойти до панорамной площадки с видом на залив —земляного вала у Марлинского пруда. Дворец Марли путеводители незаслуженно называют скромным. На самом же деле это чудесное здание, стоящее на воде, к нему ведут мосты с ажурными решетками, а вокруг яблоневый сад с мраморными статуями, в котором сильно пахнет морем. Часть парка за дворцом Марли реконструирована не так давно, в конце 90−х, а раньше там начинались огороды Петродворцового часового завода. Вообще-то за границами парка Петродворец живет обычной жизнью провинциального города, хотя и со своими особенностями. Почта на центральном Санкт-Петербургском проспекте располагается в здании, похожем, скорее, на средневековый замок. Городской загс — в ротонде, памятнике архитектуры 30−х годов XIX века. А напротив — кино­театр с классическими совет­скими рисованными афишами. В киноклубе выходного дня «Ретро» всего за каких-то 50 руб­лей можно посмот­реть, например, «Большую прогулку» с Луи де Фюнесом. Но, конечно, одного дня для того, чтобы пропитаться атмосферой этого царского города, маловато — важны детали, которые рассмотреть и прочувствовать можно, только если пожить в «Русском Версале» несколько дней.

 


Янтарная комната

...Если бы Янтарная комната не исчезла во время Второй мировой войны..., то в 2001 году мы отмечали бы 300-летие ее истории. К судьбе "восьмого чуда света", связанной с драматическими событиями и тайнами, оказались причастными прусские короли и российские императоры, архитекторы и художники, вожди Третьего рейха и советские лидеры, меценаты и бизнесмены, кладоискатели и видные учёные, и, конечно, мастера-камнерезы, стоявшие как у истоков создания Янтарной комнаты, так и возродившие её . Официальное открытие воссозданной Янтарной комнаты состоялось 31 мая 2003 года в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга...

 История создания и бытования Янтарной комнаты

...Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Ее авторство приписывали А. Шлютеру, который, как считалось, задумал ее для Берлинского дворца. Некоторые авторы полагают, что панно вообще не были использованы в Берлине, а сразу же с места хранения (им ошибочно называют Цейхауз) были подарены Петру I, причем составляющие его части были настолько неполны, что собрать их в Петербурге не представлялось возможным. Недавно обнаруженные документы и критический взгляд на все факты позволяют нам сегодня пролить свет на прусскую историю возникновения янтарных панно в Берлине... Над созданием Янтарной комнаты работали архитекторы Иоганн Арнольд Неринг, Мартин Грюнберг, Ян де Бодт, Жан-Луи Кайяр, Андреас Шлютер, Кристиан Эльтестер, Иоганн Фридрих Эозандер, Филипп Герлах Младший. Изучив архивные и графические источники, Буркхард Герес (директор дворцов Объединения "Прусские дворцы и парки Берлина-Брандебурга") пришел к выводу, что не знаменитый Андреас Шлютер, а его видный конкурент Иоганн Фридрих Эозандер был автором проекта Янтарного кабинета, задуманного сначала для королевского дворца Шарлоттенбург, а затем перепланированного для резиденции Фридриха I в Ораниенбурге. Удалось проследить и истинный путь готовых панелей. Выполненные на протяжении двенадцати лет мастерами-резчиками Готфридом Вольфрамом, Готфридом Турау и Эрнстом Шахтом, они были лишь в 1713 году перенесены из Оружейной палаты королевских Конюшен в Берлинский дворец для облицовки Табачной коллегии Фридриха Вильгельма I и уже через три года вновь демонтированы, чтобы последовать в далекую Россию.
Слухи о необычном кабинете доходят до России. Императору Петру I захотелось получить янтарный кабинет для своей Кунсткамеры. В 1716 году по дороге во Францию он встречается с Фридрихом Вильгельмом I в Габельберге, недалеко от Берлина. Петр I получает от прусского монарха в качестве дипломатического подарка янтарный кабинет и яхту "Либурника". Через два года русский царь посылает ответный подарок - 55 гренадеров и кубок собственной работы. Отправкой янтарного кабинета в Россию руководил русский посланник при прусском дворе граф А. Головкин. 18 ящиков с янтарем были погружены на восемь телег и отправлены сначала в Кенигсберг, а затем в Мемель. Они пробыли в пути шесть недель. 6 января 1717 года по поручению императора Петра I и обер-гофмейстер курляндской герцогини Анны Иоановны П. Бестужев-Рюмин встретил груз в Мемеле и отправил в Ригу, а оттуда - в Петербург. Санкт-Петербургский генерал-губернатор А. Меншиков принял и распаковал ящики, используя инструкцию, приложенную к полученному драгоценному грузу. Однако привезенный с большими предосторожностями в Россию янтарный кабинет так и не был смонтирован при жизни Петра I. Установка кабинета в том виде, в каком он прибыл в Петербург, была практически невозможна, так как не хватало многих деталей.

Впоследствии янтарные панно на протяжении целого ряда лет находились в так называемых людских покоях Летнего дворца, где располагалась своего рода домашняя "кунсткамера" императора. Очевидно, они были просто расставлены вдоль стен одной из комнат этой постройки.
При вступлении на престол, императрица
Елизавета Петровна решила использовать позабытый янтарный кабинет для убранства одного из покоев своей официальной резиденции - Третьего Зимнего дворца. Она поручила заняться этим своему обер-архитектору Ф. Б. Растрелли. Для починки и установки янтарных деталей в феврале 1743 года приглашается итальянский мастер А. Мартелли. Однако для отделки стен интерьера в Зимнем дворце янтарных деталей не хватает, поэтому Ф. Б. Растрелли использует зеркальные пилястры и расписывает дополнительные панно "под янтарь". В 1745 году Фридрих II дарит императрице Елизавете Петровне недостававшую в первоначальном декоре кабинета четвертую раму, исполненную по проекту А. Рейха. В ходе реконструкции дворца Янтарную комнату неоднократно переносили с места на место. Собранная в 1746 году, она стала служить для официальных приемов.

В июле 1755 года императрица Елизавета Петровна приказала Ф. Б. Растрелли перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села. Начальнику канцелярии императорского двора В. Фермору поручили бережно разобрать кабинет в Зимнем дворце и уложить в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая на руках перенесла ящики из Зимнего дворца в Царское Село.

Для оформления интерьера в царскосельском дворце янтарных деталей опять не хватает, и поэтому части стен были затянуты холстом и расписаны "под янтарь" художником И. Бельским, а также введены зеркальные пилястры и деревянный резной декор. Для установки янтарных панно вновь приглашается А. Мартелли.

Учитывая хрупкость материала и частые осыпи янтаря, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук. Он же возглавил работы по созданию новых янтарных изделий в мастерской Царского Села.

В 1763 году императрица Екатерина II отдает распоряжение о замене расписных холстов в цоколях пилястр и изготовлении десюдепорта восточной стены Янтарной комнаты флорентийской мозаики по проекту художника Д. Дзокки и изображавшие пять природных чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. Расстояние между большими панно заполняли высокие зеркальные пилястры. Нижний ярус комнаты покрывали прямоугольные янтарные панно. В юго-западном углу был вмонтирован маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке. Убранство комнаты состояло из наборных комодов русской работы и китайского фарфора. В застекленных витринах Янтарного кабинета хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII-XVIII веков немецких, польских и петербургских мастеров.

Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарный убор. В XIX веке трижды проводилась реставрация - в 1833, 1865, 1893 - 1897 годах. В 1933-1935-х годах небольшие реставрационные работы в Янтарной комнате велись скульптором И. Крестовским. Серьезная реставрация намечалась на 1941 год.

В первые дни Второй мировой войны, когда в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей, из-за хрупкости панелей Янтарной комнаты было решено не вывозить их, как другие музейные экспонаты, вглубь страны, а произвести их консервацию на месте, не снимая со стен. Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой.
Вместе с немецкими частями, ворвавшимися в г. Пушкин (
Царское Село), прибыли специалисты из команды "Кунсткомиссион". Оккупанты демонтировали и отправили панно в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под номером 200 было записано, что комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов третьего этажа Кенигсбергского замка. Директор музея А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсбергского музея.

Это было последнее место, где демонстрировалась Янтарная комната. При отступлении немцев панно снова были разобраны и не позднее 6 апреля 1945 года вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы комнаты теряются. Ее поиски пока безрезультатны, однако некоторые фрагменты убранства Янтарной комнаты удалось возвратить .

Теофиль Готье (1811-1872) - знаменитый французский поэт романтической школы, критик и романист, объехал всю Европу, в том числе и Россию. России посвящены две книги "Voyage en Russie" (1866) и "Tresois d`art de la Russie" (1860-1863). В своих книгах он описывал не столько общественную жизнь, сколько "экзотическую природу и памятники искусства".

"Мы достигли теперь одной из самых замечательных редкостей дворца, мы хотим рассказать о Янтарной комнате. Только в "Тысяче и одной ночи" и в волшебных сказках, где архитектура дворцов доверена чародеям, духам и джинам, видят залы из алмазов, рубинов, гиацинтов и других драгоценных камней, обычно употребляемых для ювелирных изделий. Здесь выражение "Янтарная комната" отнюдь не является поэтической гиперболой, но точной реальностью, и это не есть, как вы могли бы полагать, тесный будуар, маленький кабинет, а наоборот, комната довольно большого размера, целиком отделанная с трех сторон снизу доверху, включая фриз, янтарной мозаикой. Глаз, не привыкший видеть этот материал, использованный в таком масштабе, изумлен и ослеплен богатством и теплотой этих оттенков, которые представляют всю гамму желтого, от дымчатого топаза до светлого лимона: золото резьбы кажется тусклым и фальшивым по соседству с этим, особенно, когда солнце падает на стены и пронизывает своими лучами прозрачные жилки, как бы скользя по ним..."

Академик А. Е. Ферсман (1883-1945) - крупнейший российский минеролог и геохимик, академик с 1919 года. Ученик В. И. Вернадского.

"Янтарная комната - настоящее чудо. Изумляешься не только ценности материала, искусной резьбе и изяществу форм, но и прекрасному, то темному, то светлому, но всегда теплому тону янтаря, придающему всей комнате невыразимую красоту".

С. В. Вильчковский (1710-1910) историк, автор книги "Царское Село" 1911 г. и статьи "Янтарная комната в Царском Селе" 1923 г.

"Растрелли сумел этот чудный материал с ясным отпечатком художества другого поколения поставить в такие условия, что все окружающее эту необычайную янтарную поэму красоты не режет глаз, а кажется только легкой рамкой... вы входите в Янтарную залу, видите прежде всего белую с золотом стену между окнами с зеркалами, три белые с золотом двери, роскошь их десюдепортов, и незаметно белизна и золото в узких полосках переводят ваше внимание на теплые янтарные, простые на вид стены, и невольно вас тянет к ним, чтобы изучить детали, и тут вы видите все их великолепие... Растрелли скромно отходит в сторону и выдвигает, подчеркивает Шлютера".

источник- http://amber.tzar.ru/amber/history

О янтарной комнате