После самоубийства Германа Геринга в его
личном музее капитан американской армии
обнаружил редчайший шедевр живописи
17-го века – «Христос и судьи» («Христос
и грешница») Яна Вермеера, автора
«Девушки с жемчужной сережкой» и
прославленного мастера женского
портрета. Выяснилось, что к продаже
картины Герингу имел прямое отношение
Хан ван Меегерен – голландский
миллионер, владелец доходных домов,
гостиниц и клубов.
Суд над
предателем
За сотрудничество с нацистами в
Нидерландах судили строго. А тут еще и
продажа национального достояния... Никто
не сомневался, что Меегерена ждет
виселица. Но...
Когда в 1945 году Хан Антониус Ван
Меегерен предстал перед судом по
обвинению в коллаборационизме, он
оказался в отчаянном положении. То, что
этот голландский художник продавал
нацистам работы старых мастеров, было
установлено безоговорочно и точно. С 29
мая по 12 июля Меегерен не отвечал на
вопросы, но потом не выдержал.
Сообразив, что дело может кончиться не
плохо, а очень плохо, подсудимый сделал
сенсационное заявление: это он, Меегерен
является автором всех полотен, за
которые немцами были уплачены миллионы
франков. И таким образом он... на самом
деле боролся с фашизмом.
Одна сенсация повлекла за собой другую.
Под вопросом оказалась компетентность
экспертов, которые утверждали, что
картины подлинные. Далее последовала
третья сенсация: можно ли вообще считать
Меегерена виновным? Юридических казусов
хватало. Но вначале надо было установить
истину. Меегерену предложили доказать
свое мастерство на практике. И вот в
конце июля в своем собственном доме под
постоянным наблюдением он изготовил
безупречного «Христа среди учителей»...
это был 7-й и последний «Вермеер»
крупнейшего мастера подделки 20-го века.
Преступный
гений
В восемнадцать лет Меегерен поступил в
Дельфтский технологический институт,
чтобы слушать там курс архитектуры.
Одновременно он учился в Школе изящных
искусств и очень увлекался живописью.
После женитьбы в 1912 году студенческая
семья постоянно испытывала материальные
затруднения, и ван Меегерен все чаще
задумывался над тем, чтобы стать
профессиональным художником.
Его акварели продавались хорошо. По
окончании Академии изящных искусств в
Гааге ему присвоили звание мастера. Друг
Меегерена, делец от искусства ван
Вайнгаарден, оказал на него известное
влияние. Меегерен решил взяться за
реставрацию не представляющих большой
ценности полотен XVII и XVIII веков. Это
оказалось очень доходным делом.
В совершенстве овладев техникой
реставрации, Меегерен начал подделывать
картины.
Уже в самом начале эксперты не могли
отличить его полотна от оригиналов. А он
нашел настоящую золотую жилу: Вермеер
Дельфтский! О его жизни и сейчас
известно немного. Меегерен создал
«новую» область творчества великого
художника. После Вермеера не осталось
религиозных композиций, и Меегерен
принялся писать их вместо него.
Настоящие холст и подрамник 17 века
нетрудно было раздобыть в антикварных
лавках — там продавалось множество
заурядных картин того времени. Смыть
картину и нарисовать новую было сложно,
но вполне возможно. Главное — не
применять вещества, которые вошли в
обиход после эпохи Вермеера. Меегерен
научился сам приготовлять краски и нашел
поставщиков других редких веществ.
Главной проблемой был «кракелюр» —
трещины, которые появляются на масляной
картине лишь спустя десятилетия. Идея
Меегерена заключалась в том, чтобы,
очистив прежнее изображение, писать
новое, тщательно сохраняя каждую
трещинку. Он решил обратиться к
последним достижениям химии. К концу
1934 года ему удалось изобрести такие
масляные краски, которые в специальной
печи при температуре 105°С затвердевали
по истечении двух часов настолько, что
их не брал обычный растворитель.
На протяжении веков на поверхности
картины накапливается пыль, которая
въедается в малейшие трещинки. Ван
Меегерен и тут находит гениальное
решение. После того как высохнет слой
лака на картине, он покрывает все
полотно тонким слоем китайской туши.
Тушь просочится в трещины, заполненные
лаком, затем художнику остается лишь
смыть китайскую тушь и лак с помощью
скипидара, а тушь, проникшая в трещины,
остается и создает видимость въевшейся
пыли. Звтем художник покрывает картину
еще одним слоем лака сверху.
Золотые горы
В одном из солидных английских журналов
появилась публикация о сенсационной
находке шедевра Вермеера. О «Христе в
Эммаусе» заговорили искусствоведы,
критики, антиквары. В конце концов
картина была продана музею Бойманса в
Роттердаме. В сентябре картина была
впервые показана в музее среди 450
шедевров голландской живописи. Успех был
потрясающий. У картины постоянно
толпились восторженные посетители.
Подавляющее большинство специалистов и
критиков объявили «Христа в Эммаусе»
одним из лучших и наиболее совершенных
творений Вермеера Дельфтского.
«Христос в Эммаусе» – одна из самых
удачных подделок Меегерена.
Меегерен
продолжал работать над фальшивками. Ему
хотелось, чтобы его картины висели в
лучших национальных музеях. Он
разбогател, переселился в Ниццу, купил
роскошную виллу из мрамора. В 1938—1939
годах из его мастерской вышли две
картины в духе жанровых полотен
выдающегося голландского художника XVII
века Питера де Хооха. Одну картину —
«Пирующую компанию» — приобрел
коллекционер ван Бойнинген, другую —
«Компанию, играющую в карты» —
роттердамский коллекционер ван дер Ворм.
А фальсификатор заработал 350 тысяч
гульденов. Он вел разгульный образ
жизни, много пил и начал употреблять
наркотики.
При его «принципах» ему была не страшна
2-я мировая. За три года Меегерен
написал пять новых «Вермееров» на
религиозные темы. Однако возникли
подозрения: как это в руках одного
человека оказалось столько картин
великого мастера? Впрочем, пока на эти
разговоры не обращали большого
внимания.
«Христос и грешница», в авторстве
которого Меегерен был вынужден
признаться на суде.
Вермеер никогда не писал такой
картины.
«Вермеер»
Меегерена «Христос и судьи» попал в
коллекцию самого Геринга, который
соперничал по части коллекций с самим
фюрером. В сделку вмешивались
голландские официальные органы. За
картину была назначена цена в 1 миллион
650 тысяч гульденов (около 6 миллионов
франков). После тайных переговоров в
обмен на картину немцы вернули Голландии
200 подлинных полотен, которые были
украдены нацистами во время вторжения. В
результате этой многоходовой сделки
Меегерен положил в карман около 4
миллионов франков. Всего же с 1939 по
1943 год он создал тринадцать подделок,
восемь из которых принесли ему 7
миллионов 254 тысячи гульденов.
Меегерен не знал, куда девать деньги.
Находились очевидцы, утверждвшие, что он
закапывал тысячные купюры у себя в саду.
Впоследствии новые жильцы дома пробовали
отыскать этот клад...
Мошенник или герой?
Война окончена. Меегерен под судом.
Следственный эквперимент завершен.
Специальная комиссия по расследованию, в
которую вошли эксперты, историки
искусства, химики, выносит осторожное
решение: да, он вполне может быть
автором скандально известных полотен.
Мало того, что судьи были поражены
мастерством фальсификатора. Обвинение
предстало в сомнительном свете еще и
потому, что благодаря сделке с «Христом
и судьями» в Голландию вернулось 200
ценных старинных оригиналов!
Ван Меегерен был приговорен к одному
году лишения свободы. Его подделки
вернули их владельцам. Правда, Меегерену
пришлось возместить им расходы, и от его
состояния ничего не осталось. В 1947
году он умер от сердечного приступа. На
тот момент он был самым популярным
человеком в стране...
Кстати, изготовленный на следственном
эксперименте «Христос среди учителей» не
был доведен до конца. На этом «мастер-классе»
Меегерен так и не продемонстрировал на
практике свои главные профессиональные
секреты.
источник-
http://www.gazeta.lv/story/12695.html