Мода Журналы Открытки Опера Юмор Оперетта Балет Театр Цирк Мои архивы
Несвоевременные мысли по поводу и без...
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Гостевая книга Форум Помощь сайту Translate a Web Page
ПОСЛЕДНИЙ СТАЛИНСКИЙ НАРКОМ Семь смертных грехов, ввергающих нас в долги Сергей Соловьёв. Россия - между совестью и кАССойВыступление тов. Сталина на встрече с творческой интеллигенцией (1946 год)
ПОСЛЕДНИЙ СТАЛИНСКИЙ НАРКОМ
Николай БАЙБАКОВ: «Чиновники подобны грачам: пугнешь с одного дерева — они покружат в воздухе и пересядут на другое»
Николай
Константинович БАЙБАКОВ на протяжении многих десятков лет был одним из
управляющих уже несуществующей страны — Советского Союза. Он работал рядом с
теми, чьи фамилии наши дети знают только по учебникам истории. Свою карьеру
он начинал в 30-х годах — инженером-нефтяником, а закончил в 80-х —
заместителем председателя Совета Министров и председателем Госплана СССР. Он
переживал взлеты и падения, награды и опалу. Сталин под угрозой расстрела
поручал ему ликвидацию краснодарских нефтепромыслов, а Хрущев — их
восстановление.
— Я пришел в нефтяную промышленность в 1932 году рядовым инженером, а ушел на пенсию с поста председателя Госплана СССР в 1985-м, когда мне было 74 года. Да и после этого я два года работал советником при Совмине СССР.
— Семейная традиция. Я родился в Баку, на нефтяных промыслах
братьев Нобель. Отец мой работал там кузнецом около сорока лет. Семья жила
очень скромно, из двенадцати детей выжили только семеро, и когда я окончил
школу в Балаханах, то поступил в Азербайджанский институт нефтяной
промышленности. Товарищи отца уважительно говорили: «А у Байбака Колька-то в
инженеры пошел».
— Я придумал изолировать водоносный слой от нефтеносного, закачивая в скважину под высоким давлением цемент. Но метод свой не запатентовал, и впоследствии его переняли на Западе. Теперь он называется методом Скотта.
— Тогда не всегда поощряли рационализаторов. Как-то раз секретарь ЦК партии Азербайджана Багиров собрал молодых нефтяников и обвинил их в том, что они обирают государство. Мол, страна вас бесплатно выучила, а вы из нее деньги за свои изобретения тянете. После этого, конечно, нам пришлось от авторства отказываться и изобретения свои не регистрировать. А в США за нашими достижениями всегда пристально следили, и в результате многие наши разработки получили чужую прописку.
— Говорят, что вы были главным ликвидатором нефтепромыслов во
время войны?
А
немцам кавказская нефть была жизненно необходима. Горючего Германии явно не
хватало. Своей нефти у немцев почти не было. 1 июля 1942 года на совещании в
штабе группы армий «Юг» Гитлер сказал: «Если я не получу нефть Майкопа и
Грозного, я должен покончить с этой войной».
Семь смертных грехов, ввергающих нас в долги
BankRate.com взял список семи смертных грехов и
рассмотрел их сквозь призму личных финансов. Так что выбирайте – совершать
эти грехи или проявлять умеренность в расходах.
2. Гордыня (Superbia)
3. Леность (Acedia) Деньги любят счет: не ленитесь делать математические расчеты и работать с цифрами. Махнуть рукой на все очень легко, а вот разбираться в цифрах бывает трудно, особенно в сложной финансовой ситуации. Исследования показывают, что 34% жителей США, выплачивающих кредит за дом, не имеют ни малейшего представления об условиях своего ипотечного займа. Они даже не знают, какая у них процентная ставка – фиксированная или плавающая! К чему это приводит – мы видим на примере заемщиков subprime, которые сейчас массово пополняют ряды бездомных . 4. Алчность (Avaritia) Не берите в долг сверх меры! Многие рассуждают так: «Я все равно покупаю эту машину в кредит – так почему бы мне не выбрать двигатель помощнее, кожаный салон вместо велюрового и климат-контроль вместо кондиционера? Подумаешь, какие-то 5-6 тысяч долларов сверху: ведь это мелочи по сравнению с ценой самого автомобиля». Маркетологи прекрасно знают об этой человеческой слабости и используют ее, навязывая нам страховку и дополнительные опции втридорога.
5. Гнев (Ira) Если вы обвиняете в ваших ошибках кого угодно, но не себя – вы никогда ничему не научитесь. Действительно, банки поступают нечестно, печатая существенные условия кредитного договора мелким шрифтом на обороте; да, бухгалтер на работе мог бы и подробнее рассказать вам о пенсионном фонде. Но управление вашими личными финансами полностью на вашей совести, и обвинять кого-то другого в том, что вы залезли в долги, нелепо и бессмысленно.
6. Обжорство (Gula) Покупать ненужные вещи «просто так» – все равно что поглощать пищу не потому, что голоден, а потому что она стоит перед тобой и вкусно пахнет: это называется чревоугодием. Мы покупаем еду в гипермаркетах в огромных количествах, оправдывая это экономией; но скажите честно, приходилось ли вам выбрасывать испортившиеся и просроченные продукты питания, закупленные впрок? Люди видят табличку: «Скидка 60%» – и делают совершенно ненужные покупки.
7. Похоть (Luxuria) По оценкам, оборот индустрии развлечений «для взрослых» в США составил в 2005 году $12,6 миллиардов – огромные деньги, которые могли бы очень пригодиться, будучи помещенными в пенсионный фонд.
источник- http://light.finam.ru/news/article1B54C/default.asp
Сергей Соловьёв. Россия - между совестью и кАССой
« Эпоха чистого искусства кончилась. Началась коммерция… Поставить под угрозу будущее России может только её внутреннее состояние, которое, увы, сегодня крайне плачевно», - считает режиссёр.
- Сергей Александрович, вы как-то сказали, что Анна Каренина - это человек с гипертрофированной совестью, каких сегодня не осталось. В чём же тогда для нас заключена актуальность романа Толстого, если в центре его - герой с утраченными сегодня качествами?
- Мы живём в ужасающе бессовестные времена. При этом вместе с совестью успешно теряем и Бога внутри себя. Но в то же время в генах каждого из нас всё ещё живёт память о важнейших человеческих качествах. Именно к этой генетической памяти русских людей и хочется обращаться. В том числе и снимая кино. У Эренбурга есть такие строчки: «Есть надоедливая в мире повесть - как плачет человеческая совесть...» По сути таковой надоедливой «повестью о совести» является «Анна Каренина». Из этого романа, в частности, складывается понимание того, зачем нас судьба закинула в те обстоятельства и условия, в которых мы сейчас находимся. Только ради того, чтобы разобраться на уровне человеческой правды хотя бы с этим мотивом произведения, имеет смысл вновь обращаться к экранизации Толстого.
Радость фарцовщика
- Вы утверждаете, что современное общество живёт без совести и без Бога. Чем это может быть чревато для будущих поколений?
- Без совести жить можно, так же
как без руки или без ноги. Вмиг катастрофы не случится. Но в будущем, причём
ближайшем, такое существование может привести к тому, что мы все станем частью
огромного общества духовных инвалидов, если хотите. Сейчас кричат о потере
многополярного мира. Но, по-моему, куда более страшна утрата многополярности
человека. А ведь именно это сегодня и происходит. В какой-то момент вдруг
выяснилось, что единственное мерило всех ценностей - это деньги. Да, во времена
рынка производство калош куда более значимо и выгодно, чем всё остальное. Но
делать из этого великую философию огромного общества - это же маразм!
- Вот вы всё о грустном, а ведь кроме всевозможных испытаний этот год принёс России и хорошие новости. Например, серию спортивных побед, которые в один миг объединили страну. Разве хотя бы это не даёт вам поводов для оптимизма?
- Спортивные победы меня хоть и радуют, но они точно не являются поводом для тотального оптимизма в отношении будущего страны. Конечно, замечательно, что спорт время от времени возвращает нас к уважению национального сознания. Но как факт российской истории все эти наши победы и крики «Россия, вперёд!» - всё-таки «фальшак». Сегодня мячик катится в одну сторону, а завтра - в другую. Сегодня шайба в воротах противников, а завтра - в наших. Всё это мелочи в масштабах истории.
Философия одурения
- В своё время ваш фильм «Асса» провозгласили гимном перестройки, символом нового поколения. А каких гимнов и символов, по-вашему, не хватает сегодня?
- Насчет «Ассы» мне недавно одна умная девушка сказала: «Нам всем казалось, что ваша картина - это символ начала новой эпохи. Но мы глубоко ошибались… «Асса» в действительности стала финалом. Финалом эпохи и честного искусства. Дальше началась коммерция…» А что касается символов и гимнов чему или кому-либо, то я не уверен, что они вообще нужны сегодня. Мы уже достаточно хватили всей этой пафосно-пропагандистской галиматьи в советские годы. Был такой замечательный русский писатель Борис Можаев, который писал деревенскую прозу. Когда однажды мне посчастливилось с ним встретиться, я очень хотел расспросить его о многих, как мне тогда казалось, важнейших вещах: каково, например, его мнение о кукурузной программе Хрущева. Я спрашивал-спрашивал, а Борис Андреевич слушал и смотрел на меня, как на законченного придурка. «Всё это пена, - сказал он. - И эта пена быстро сойдёт, о ней забудут. Всё настоящее - под пеной». Сегодня, на мой взгляд, количество пены в разы увеличилось.
- Многие неравнодушные люди говорят о том, что будущее России ставит под угрозу наше же телевидение. Вы согласны?
- Мне тоже не всегда интересно то, что там показывают. На экране то и дело какие-то ворюги, истории из жизни каких-то моральных уродов или тошнотворно-гламурных псевдозвёзд. При этом совершенно нет нормальных, обыкновенных людей. Хотя бы теоретически представить то, что кой-какой народ кое-где у нас всё-таки существует, я могу, пожалуй, лишь по передаче «Играй, гармонь». Я вглядываюсь в этих поющих людей, иногда вдруг улыбающихся даже железными зубами, и вижу в них действительно что-то человеческое, вижу в них каких-то своих родственников. Угрожает ли ТВ будущему нашей страны? Возможно, поскольку оно напрямую задействовано в «оболванивании масс». Поставить под угрозу будущее России может только её внутреннее состояние, которое, увы, сегодня крайне плачевно. Наступила эпоха Большой жратвы, сменившая Великий голод. А Большая жратва разрушительна, если у общества замутнён духовно-нравственный стержень. Рядом с нами находятся люди, которые пытаются этот стержень восстановить, но их мало кто слышит. Вот жил Солженицын, пытался объяснять, как нам «обустроить Россию». Но ведь в той же Госдуме на него смотрели как на идиота. Никто же не интересовался, что и когда говорил Солженицын. А ведь он был действительно грандиозным мотором духовной жизни России. У нас немало умных и всё понимающих людей, способных приносить в общество идеи, как ему жить по совести, по разуму и по любви. Мы должны научиться их слышать. Однажды Александра Блока спросили: «Что-то вы в последнее время стали мало писать. Россия беспокоится. Может быть, вам что-то мешает работать?» Поэт на это совершенно серьёзно ответил: «Да, мне мешает Лев Толстой». Так вот, когда нам всем начнёт мешать жить и работать Толстой, Россия наконец начнёт морально выздоравливать. Может быть, за этим и следовало «Каренину» снимать…
Сергей Грачёв Статья из номера №45 от 2008-11-05 http://pda.aif.ru/article/todetailpda/article_id/index.php?nomb=22385
Выступление тов. Сталина на встрече с творческой интеллигенцией (1946 год)
Сталин. Что хотите мне сказать, товарищ Фадеев?
Фадеев (А. А. - в 1946-1954 годах генеральный секретарь Союза писателей СССР. - Ред.). Товарищ Сталин, мы пришли к Вам за советом. Многие считают, что наша литература и искусство как бы зашли в тупик. Мы не знаем, по какому пути их дальше развивать. Сегодня приходишь в один кинотеатр - стреляют, приходишь в другой - стреляют: повсюду идут кинофильмы, в которых герои без конца борются с врагами, где рекой льется человеческая кровь. Везде показывают одни недостатки и трудности. Народ устал от борьбы и крови. Мы хотим попросить Вашего совета - как показывать в наших произведениях другую жизнь: жизнь будущего, в которой не будет крови и насилия, где не будет тех неимоверных трудностей, которые сегодня переживает наша страна. Одним словом, назрела необходимость рассказать о счастливой и безоблачной нашей будущей жизни.
Сталин. В Ваших рассуждениях, товарищ Фадеев, нет главного, нет марксистско-ленинского анализа задач, которые сейчас жизнь выдвигает перед литературными работниками, перед деятелями искусства. Когда-то Петр 1 прорубил окно в Европу. Но после 1917 года империалисты основательно заколотили его и долгое время, боясь распространения социализма на их страны, перед Великой Отечественной войной представляли нас миру посредством своих радио, кино, газет и журналов как каких-то северных варваров - убийц с окровавленным ножом в зубах. Так они рисовали диктатуру пролетариата. Наших же людей изображали одетыми в лапти, в рубахах, подпоясанных веревкой и распивающих водку из самовара. И вдруг отсталая "лапотная" Россия, эти пещерные люди - недочеловеки, как нас изображала мировая буржуазия, разгромила наголову две могущественные силы в мире - фашистскую Германию и империалистическую Японию, перед которыми в страхе трепетал весь мир. Сегодня мир хочет знать, что же это за люди, совершившие такой великий подвиг, спасший человечество. А спасли человечество простые советские люди, которые без шума и треска, в труднейших условиях осуществили индустриализацию, провели коллективизацию, коренным образом укрепили обороноспособность страны и ценою своих жизней, во главе с коммунистами, разгромили врага. Ведь только за первые шесть месяцев войны на фронтах в боях погибло более 500 тысяч коммунистов, а всего во время войны - более трех миллионов. Это были лучшие из нас, благородные и кристально чистые, самоотверженные и бескорыстные борцы за социализм, за счастье народа. Их нам сейчас не хватает... Если бы они были живы, многие наши сегодняшние трудности уже были бы позади. Вот сегодняшняя задача нашей творческой советской интеллигенции и состоит в том, чтобы в своих произведениях всесторонне показать этого простого, прекрасного советского человека, раскрыть и показать лучшие черты его характера. В этом сегодня и состоит генеральная линия в развитии литературы и искусства. Чем нам дорог литературный герой, созданный в свое время Николаем Островским в книге "Как закалялась сталь", Павел Корчагин? Он дорог нам прежде всего своей безграничной преданностью революции, народу, делу социализма, своим бескорыстием. Художественный образ в кино великого летчика нашего времени Валерия Чкалова способствовал воспитанию десятков тысяч бесстрашных советских соколов - летчиков, покрывших себя в годы Великой Отечественной войны неувядаемой славой, а славный герой кинокартины "Парень из нашего города" полковник-танкист Сергей Луконин - сотен тысяч героев-танкистов. Нужно продолжать эту сложившуюся традицию - создавать таких литературных героев - борцов за коммунизм, на которых советским людям хотелось бы равняться, которым хотелось бы подражать. У меня перечень вопросов, которые, как мне сказали, интересуют сегодня советскую творческую интеллигенцию. Если не будет возражений, я отвечу на них.
Возгласы из зала. Очень просим, товарищ Сталин! Ответьте, пожалуйста!
Вопрос. Какие главные недостатки, на Ваш взгляд, имеются в работе современных советских писателей, драматургов и кинорежиссеров? Сталин. К сожалению, весьма существенные. В последнее время во многих литературных произведениях отчетливо просматриваются опасные тенденции, навеянные тлетворным влиянием разлагающегося Запада, а также вызванные к жизни подрывной деятельностью иностранных разведок. Все чаще на страницах советских литературных журналов появляются произведения, в которых советские люди - строители коммунизма изображаются в жалкой карикатурной форме. Высмеивается положительный герой, пропагандируется низкопоклонство перед иностранщиной, восхваляется космополитизм, присущий политическим отбросам общества. В репертуарах театров советские пьесы вытесняются порочными пьесами зарубежных буржуазных авторов. В кинофильмах появилось мелкотемье, искажение героической истории русского народа.
Вопрос. Насколько опасны в идеологическом отношении авангардистское направление в музыке и абстракционизм в произведениях художников и скульпторов?
Сталин. Сегодня под видом новаторства в музыкальном искусстве пытается пробиться в советской музыке формалистическое направление, а в художественном творчестве - абстрактная живопись. Иногда можно услышать вопрос: "Нужно ли таким великим людям, как большевики-ленинцы, заниматься мелочами - тратить время на критику абстрактной живописи и формалистической музыки. Пусть этим занимаются психиатры".В такого рода вопросах звучит непонимание роли в идеологических диверсиях против нашей страны и особенно молодежи, которую играют эти явления. Ведь при их помощи пытаются выступать против принципов социалистического реализма в литературе и искусстве. Открыто это сделать невозможно, поэтому выступают под прикрытием. В так называемых абстрактных картинах нет реальных образов людей, которым бы хотелось подражать в борьбе за счастье народа, в борьбе за коммунизм, по пути которых хотелось бы идти. Это изображение заменено абстрактной мистикой, затушевывающей классовую борьбу социализма против капитализма. Сколько людей приходили во время войны вдохновиться на подвиги к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади! А на что может вдохновить груда ржавого железа, выдаваемая "новаторами" от скульптуры за произведение искусства? На что могут вдохновить абстрактные картины художников? Именно в этом причина того, что современные американские финансовые магнаты, пропагандируя модернизм, платят за такого рода "произведения" баснословные гонорары, которые и не снились великим мастерам реалистического искусства. Есть классовая подоплека и у так называемой западной популярной музыки, так называемого формалистического направления. Такого рода, с позволения сказать, музыка создается на ритмах, заимствованных у сект "трясунов", "танцы" которых, доводя людей до экстаза, превращают их в неуправляемых животных, способных на самые дикие поступки. Такого рода ритмы создаются при участии психиатров, строятся таким образом, чтобы воздействовать на подкорку мозга, на психику человека. Это своего рода музыкальная наркомания, попав под влияние которой человек уже ни о каких светлых идеалах думать не может, превращается в скота, его бесполезно призывать к революции, к построению коммунизма. Как видите, музыка тоже воюет.В 1944 году мне довелось прочитать инструкцию, написанную одним офицером английской разведки, которая была озаглавлена: "Как использовать формалистическую музыку для разложения войск противника".
Вопрос. В чем конкретно заключается подрывная деятельность агентуры иностранных разведок в области литературы и искусства?
Сталин . Говоря о дальнейшем развитии советской литературы и искусства, нельзя не учитывать, что они развиваются в условиях невиданного еще в истории размаха тайной войны, которую сегодня мировые империалистические круги развернули против нашей страны, в том числе в области литературы и искусства. Перед иностранной агентурой в нашей стране поставлена задача проникать в советские органы, ведающие делами культуры, захватывать в свои руки редакции газет и журналов, оказывать решающее воздействие на репертуарную политику театра и кино, на издание художественной литературы. Всячески препятствовать выходу в свет революционных произведений, воспитывающих патриотизм и поднимающих советский народ на коммунистическое строительство, поддерживать и продвигать в свет произведения, в которых проповедуется неверие в победу коммунистического строительства, пропагандируется и восхваляется капиталистический способ производства и буржуазный образ жизни.В то же время перед иностранной агентурой поставлена задача добиваться в произведениях литературы и искусства пропаганды пессимизма, всякого рода упадничества и морального разложения. Один ретивый американский сенатор сказал: "Если бы нам удалось показать в большевистской России наши кинофильмы ужасов, мы бы наверняка сорвали им коммунистическое строительство". Недаром Лев Толстой говорил, что литература и искусство - самые сильные формы внушения. Надо серьезно подумать, кто и что у нас сегодня внушает при помощи литературы и искусства, положить конец идеологическим диверсиям в этой области, до конца пора, по-моему, понять и усвоить, что культура, являясь важной составной частью господствующей в обществе идеологии, всегда классовая и используется для защиты интересов господствующего класса, у нас для защиты интересов трудящихся - государства диктатуры пролетариата. Нет искусства ради искусства, нет и не может быть каких-то "свободных", независимых от общества, как бы стоящих над этим обществом художников, писателей, поэтов, драматургов, режиссеров, журналистов. Они просто никому не нужны. Да таких людей и не существует, не может существовать. Те же, кто не может или не хочет в силу пережитков, традиций старой контрреволюционной буржуазной интеллигенции, в силу неприятия и даже враждебности по отношению к власти рабочего класса преданно служить советскому народу, получат разрешение на выезд на постоянное место жительство за границу. Пусть они гам воочию убедятся, что означают на деле утверждения о пресловутой буржуазной "свободе творчества" в обществе, где все продается и покупается, а представители творческой интеллигенции полностью в своем творчестве зависят от денежного мешка финансовых магнатов. К сожалению, товарищи, из-за острого дефицита времени я вынужден закончить нашу беседу. Хочу надеяться, что в какой-то степени я все же ответил на интересующие вас вопросы. Думаю, что позиция ЦК ВКП(б) и Советского правительства по вопросам дальнейшего развития советских литературы и искусства вам ясна.
(По кн.: Жухрай В. Сталин: правда и ложь. М., 1996. С. 245-251)
источник- http://petrograd.biz/stalin/16-4.php
|