Несвоевременные мысли по поводу и без...
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Печальный юбилей Кто не помнит крылатую, в свое время фразу- "Генетика- продажная девка империализма". Но героям, о которых упоминается здесь, было не так весело. Речь шла не только об уничтожении одного из направлений науки, но и о дальнейшей судьбе героев ...
20 мая Михаил Веллер отпраздновал юбилей - 60 лет. А накануне он дал интервью «АиФ», в котором оценил шансы России как флагмана мировой цивилизации- «Мы никак не можем усвоить: реформы не есть разрушение. Вспороть брюхо и сделать операцию - это разные вещи», - считает писатель.
- После просмотра
телевизора в майские праздники у меня сложилось чёткое ощущение, что вся страна
- от властей до рядовых граждан - сейчас занята одним: поисками героя.
- Конечно же, герой потребен обществу всегда! Он даёт нам идеал. Сам человек,
будь это видный политик или рядовой обыватель, такого идеала достичь не может.
Потому что он немножко слаб, немножко грешен, ему немножко некогда. Но ему
необходимо, как компасу - стрелки, ориентировать своё поведение сообразно этому
идеалу.
Поскольку я тоже - часть народонаселения, то я принимаю участие в создании
героя. И герой этот, по моему глубочайшему разумению, доктор Звягин из моих
«Приключения
майора Звягина ». Человек, который без мерехлюндий и сентиментализма
делает эффективно работающее добро. Поскольку совокупный тираж книги подходит к
миллиону экземпляров, значит, майор Звягин нужен и другим! Теперь бы ещё он
оказался востребован на телевидении... Но там свои взгляды на жизнь - им нужны
какие-то эффектные вещи, ну и немного секса, немного крови… И как-то они не
замечают, что людей волнуют совсем другие проблемы.
- Телевидение - вопрос особый. Наше государство этот мощнейший рычаг
воздействия на умы, который можно было бы обернуть в свою пользу, потеряло. Или
такие рычаги государству просто не нужны?
- Дело в том, что наше государство во главу угла поставило бизнес и обслуживает
его интересы. Благодаря этому мы стремительно идём к распаду страны. Когда наши
гигантские корпорации станут транснациональными - а они только об этом и
мечтают, - то окажется, что значительная часть населения им просто не нужна,
потому что она неконкурентоспособна. А раз люди бизнесу не нужны - идите и
вымирайте! Или нанимайтесь в гастарбайтеры, уезжайте в другие места. Получается,
что и Россия в принципе не нужна - ни маленькая и ни большая. Только те её части
пригодятся, где есть полезные ископаемые.
- Хорошо, тогда
какой «дом»-страна нам сейчас «по карману»?
- Нам сейчас необходимо сосредоточить силы на удержании своих кровных
территорий. В них кроме России, на мой взгляд, входят Левобережная Украина и
Крым, практически вся Белоруссия, Северный Казахстан. Если на это не хватает сил
(потому что слабеющее, безлюдящее государство не в состоянии всё удержать), надо
уходить с бесплодных окраин, которые всё равно уже пустые и не приносят никакой
пользы. Жители Курил, Камчатки, Чукотки, Сахалина с удовольствием оттуда уехали
бы, если бы им хватило денег на то, чтобы в нормальном российском городке купить
квартиру и иметь там нормальную работу.
Но мы с тупостью держимся за эти окраины, демагогически восклицая: «Ни пяди
земли не отдадим!» Это как раз тот патриотизм, который - убежище негодяев.
Гораздо легче кричать: «Не отдадим ни пяди!» - чем работать для того, чтобы
улучшить положение страны. А страну нужно концентрировать! В стране должно быть
сильное государство, которое может выстроить и нормальную демократию, и рынок.
Потому что демократия у нас сегодня превратилась в воровскую олигархию, а рынок
- в жесточайший диктат жуликов-монополистов. И только государство может этим
людям дать по рукам, отобрать украденное и посадить надолго шить варежки.
Если же государство самоустраняется, как это произошло в 90-е годы ХХ века, то
демократы превращаются в воров, которые прикрываются перед народом красивыми
лозунгами. И народ начинает ненавидеть демократию, представляя, что демократы -
это исключительно расхитители и разрушители.
Как сегодня усилить государство, я не знаю, потому что нынешние власти
предержащие в течение многих лет делали всё, чтобы охранить себя от любых
посягательств. Ещё в «Великом последнем шансе» я задавал этот вопрос: что нужно
государству от армии? Чтобы армия была абсолютно преданна и не мыслила о
государственном перевороте. Поэтому генералы должны иметь миллионные коттеджи на
Рублёвке, построенные на ворованные деньги. Тогда они не пойдут в декабристы!
- Может, и хорошо,
что не пойдут? Нас за пару веков так напереворачивали, что о застое мечтаем как
о празднике.
- У нас сегодня нет никаких оснований пропагандировать застой. Просто мы никак
не можем усвоить: реформа не есть разрушение. Сделать операцию и вспороть брюхо
- разные вещи. А у нас реформы прочно ассоциируются с ухудшениями.
Для того чтобы направить свои деньги в свою же экономику, особых реформ не
требуется. Для того чтобы сажать воров с экспроприацией имущества всей родни - и
никак иначе, - много ума не надо! Для того чтобы разобраться, где воруют, когда
российская стройка при дешёвой рабочей силе и материалах оказывается дороже
западной, как справедливо заметил недавно Путин, - это нечего делать! А ещё
лучше взять и пригласить китайских братьев для обмена опытом. И отстрелять для
начала хотя бы десяток самых наглых взяточников. Это очень отрезвляет!
К сожалению, нынешние ребята, пробившиеся наверх, не хотят загадывать больше,
чем на несколько лет вперёд. Наша буржуазия - если буржуазией считать людей с
серьёзным капиталом - хранит деньги «за бугром», их дети учатся «за бугром», у
них куплена недвижимость «за бугром», и окончание своей жизни они не связывают с
могилой в России. Напротив, все их жизненные перспективы связаны исключительно с
Западом. Вот что ужасно!
- Есть ли надежда, что в России появится наконец поколение, которое будет
называть её не «эта страна», а «Родина»?
- Оно уже появилось. Среди тех, кому сегодня 20 лет, людей, искренне любящих
Россию, довольно много. Надеюсь, что через десяток лет они смогут кое-что
изменить в стране к лучшему.
Не устаю повторять - Россия по-прежнему имеет шанс встать впереди планеты всей
(правда, шанс этот с каждым днём становится всё более призрачным). Считайте, что
вся европейская
цивилизация сегодня потеряна! Это - выморочные страны, где население
стремительно сокращается, где система этических ценностей странным образом
трансформировалась, и оказалось, что нельзя кому-то что-то запрещать, нельзя
кого-то в чём-то ограничивать. А разрушать всё что угодно - моральные устои,
родной очаг, родную культуру - можно! В Америке мы наблюдаем тот же самый
процесс. Глядя на лицо Барака Обамы, я понимаю, что в конце ХХI века США уже не
будут мировым лидером.
И если Россия, вместо того чтобы набивать бездонные карманы наших миллионеров,
во главу угла поставит простое, традиционное благо страны, государства и народа,
то в течение 10 лет мы могли бы стать флагманами современной цивилизации. К нам
бы бежали все здравомыслящие люди! Потому что в России не было бы свободной
торговли наркотиками, здесь не было бы разгула однополых браков. Здесь жили бы
нормальные люди, которые хотели нормально работать, иметь нормальные семьи и не
позволять никому гадить себе на голову, храня ту культуру, которая складывалась
тысячелетиями. Это абсолютно реально!
Но где взять новых братьев Гракхов, которые смогли бы провести такую политику,
я, к сожалению, не знаю. Вот поэтому я тихо люблю своего майора Звягина,
который, конечно, навёл бы порядок своей твёрдой военно-медицинской рукой.
Михаил Веллер
1948, Россия
Один из самых популярных российских писателей Михаил Веллер родился в 1948 году на станции Борзая Читинской области, детство провёл в Сибири. В 1972 г. окончил филологический факультет Ленинградского университета. Работал пионервожатым, охотником-промысловиком на Таймыре, скотогоном в Алтайских горах, вальщиком леса, сотрудником музея, журналистом, учителем - всего сменил около тридцати профессий. Первая книга рассказов «Хочу быть дворником» вышла в 1983 г. и сразу привлекла внимание критиков и читателей точностью и гибкостью стиля и неожиданностью сюжетов. За ней последовали «Разбиватель сердец» (1988), «Технология рассказа» (1989), «Рандеву со знаменитостью» (1990). Бестселлерами стали «Роман воспитания», «Приключения майора Звягина» (1991) и названная критиками «самой смешной книгой последних лет» «Легенды Невского проспекта» (I993). Его книга «Всё о жизни» - ни больше ни меньше, чем новая философская система, изложенная лёгким, понятным языком. Это книга о том, как устроен мир, почему у человека никогда нет того, что ему надо, почему счастье недостижимо, но стремиться к нему надо. Литературный скандал вызвал мини-роман «Ножик Сережи Довлатова». Последний бестселлер, роман «Гонец из Пизы» (2000) выдержал за год 11 изданий. Самый издаваемый сегодня из русских «некоммерческих» писателей - только в 2000 г. его книги выходили 38 раз общим тиражом около 400 тыс. экз. Издавался в таких изданиях, как «Литературная газета», «Знамя», «Октябрь», «Дружба народов», «Огонек» и др. Читал лекции по современной русской прозе в университетах Милана, Иерусалима, Копенгагена. В свободное время живет в Москве, но работать продолжает в Таллине. Из спиртных напитков предпочитает водку, так как она предполагает закуску и компанию. Помимо писательства, увлекается пулевой стрельбой. Недавно Веллер выпустил сборник рассказов «Б. Вавилонская». Книги Веллера - это блестящий стиль, лихо закрученные сюжеты и неожиданности на каждом шагу. Это юмор и скандал, это серьезные мысли, изложенные, как авантюрный роман, это непредсказуемо - и великолепно! Всего книг этого автора: 106 Скачать и книги М.Веллера-
http://lib.aldebaran.ru/author/veller_mihail/ |
|||
http://www.weller.ru/ (сайт писателя) |
Материалы с сайта АиФ Юлия Шигарева Опубликовано : 20 мая 2008 13:00:00 Статья из номера №21 от 2008-05-21
Два десятилетия реформ подточили основы российской духовной жизни. В миллионной армии интеллигенции одни не приняли происходящих в стране изменений, замкнулись в себе, замолчали, другие, оценив открывшиеся экономические перспективы, увлеклись коммерческими проектами. Какой быть России - с интеллигенцией, искренней и неподкупной, не желающей мириться с пороками и будящей в душах всё самое светлое, или же машина шоу-бизнеса подомнёт под себя то, что веками создавали лучшие умы России? Об этом спорят музыкант Юрий Шевчук и художник-реставратор, заслуженный деятель искусств РФ Савелий Ямщиков.
Что бы ни говорили, а интеллигентного человека в Питере всегда видно. Если передвигаться по городу пешком (а он для этого именно и предназначен - в отличие от той же Москвы), то мы в том или ином пожилом господине, нервном, лохматом бородаче, немолодой благородной даме или в пылких глазах романтичных юношей и девушек каким-то шестым чувством угадываем интеллигентного человека. Мы его узнаём по мягкой походке, внимательному, созерцательному взгляду, по недорогой, но гармоничной одежде, по деликатной улыбке, приветствующей вас. И я рад каждой этой случайной встрече. Питерская интеллигенция - стражи времени, ангелы во плоти.
Это именно то золото, которое не ржавеет в разинутой, ухмыляющейся пасти цивилизации.
Помню свой первый приезд в Питер. В лавке у винного отдела ко мне подошли два удивительных старика: «Милостивый государь, третьим будете? Давайте рубчик, и мы замечательно поговорим!»
Замечательно поговорим! Интеллигенция - уютный кабинет, кухня с горячим чайником. Заваленный книгами и нотными знаками островок тепла между дантевскими кругами ада. Посреди бушующего взломанного асфальта страстей, меркантильного, суетливого, беспринципного мира.
Нынешние безумные нувориши-чиновники, снося эту архитектуру благородства, терпения и порядочности, не ведают, что творят. Они лишают нашу страну последней надежды на возрождение.
Незаметная, некичливая, ненаглая, но весомая сила исчезает на пространствах нашей с вами страны. И мы, не замечая её смысла и важности, как воздуха, которым живы, увлёкшись покорением ледяных пиков стабильности, вдруг замечаем, что уже нечем дышать.
Да, интеллигенция беззащитна, у неё вечные проблемы борьбы со злом, она теряется, бесконечно изумляется хамству, цинизму и расчёту. Она не пиарит себя, не участвует в развлекательных шоу, не дискутирует о неважном. Стойкое отвращение к власти - внутреннее (на генном уровне) понимание вечной порочности системы.
Недоумки, говорящие, что она - анахронизм, что бесконечное нытьё про совесть и грех уже неактуально, что противоречие между художником и властью в нашей «демократической» стране не стоит и ломаного гроша, мягко говоря, неправы.
Стабильность личности и государства возможна только в фундаментальном значении этого слова. Для государства стабильность - конституция, подошва демократии, т. е. право всех на развитие и мирное сосуществование. Для личности - это свод моральных и этических законов. Это жизнь.
Жизнь - мучительное нащупывание земли-истины голыми пальцами ног в кромешной темноте болот времени и пространства.
То, что сейчас гнёт спины в коридорах власти, выбивая деньги на «проекты» и, самое печальное, потом политически отрабатывающее их, - не интеллигенция. Будь они хоть трижды режиссёры, писатели и артисты балета. У художника хозяин один - Бог. Этим халдеям от искусства никогда не понять, не почувствовать настоящего, как атеисту не испытать высот благодати, несмотря на все его экстремальные виды спорта.
Понятие «интеллигент» происходит от лат. intelligens - «понимающий, знающий». Интеллигенция в нашем, сегодняшнем представлении - это умирение ненависти. Интеллигенция, культура - это тот предохранитель, который в смутные времена перегорает первым. Интеллигентность - дар, данный не всем образованным и борющимся за правду.
Интеллигенция - стыд во всех его многомерных чувствованиях.
Интеллигентность и есть наша национальная идея.
Интеллигенция всегда беременна новым, жаждущим света и гармонии. Наблюдать эту вечную беременность, это движение без конца, участвовать в нём и есть смысл человечьего мира. Без учителей и докторов, выходящих в Уфе и Вологде поговорить с морозным, звёздным небом, читающих Чехова и Цветаеву, Хайдеггера и Ле Гоффа, Россия погибнет быстро, мерзко и отчаянно.
Помню встречу с Д. С. Лихачёвым. Как осторожно вошёл в комнату этот огромный мир, смотря на нас живыми, молодыми глазами. Он вернулся в Питер после встречи с президентом Ельциным, с коим договорился тогда об открытии нового телеканала «Культура».
- Ну как вам Ельцин? - спросил я его.
Он пожевал губами, посмотрел куда-то вдаль и тихо произнёс: «Могло быть и хуже».
Могло быть и хуже. Многое в этой фразе. Революции, войны, взлёты и падения империи, понимание истинного масштаба происходящего. Знание, уравновешивающее плоское, сиюминутное нынешней жизни. Потом он рассказал, как интеллигенция в 60-х гг. спасала город. Залпами тысяч горластых инфарктов ленинградская профессура отвоевала, вырвала из лап модерниста Хрущёва и Ко Летний сад, Невский проспект, десятки храмов и многих других памятников архитектуры. Странно, но, несмотря на жесточайший режим, интеллигенция имела тогда какую-то моральную и духовную силу, чиновники её ненавидели, но побаивались. Не то что сейчас.
Видя, как циники раз рушают Питер, понимаешь, что деньги оказались сильнее ЦК КПСС и всей его идеологии. Зло стяжательства и вульгаризм нового капитализма родили равнодушие, исковерканную молодёжь, не помнящую родства своего, окончательно закатало в бетон небоскрёбов систему духовных и эстетических ценностей.
Опять же, некоторые наши умники говорят, что в Америке нет интеллигенции со всеми её соплями, но при этом она впереди планеты всей!
Во-первых, в США существует огромный пласт профессуры, которая так же критически относится к своей власти.
Во-вторых, в Америке за триста лет существования всё-таки не было такой чудовищной деспотии, как у нас в разные слепоглухонемые времена. Не было в этой стране ситуации, когда дух, порядочность и достоинство стали бы последней линией гражданской обороны перед апокалипсисом того или иного тоталитарного режима.
Мы любим Россию, болеем за неё и все без исключения мечтаем видеть её сильной, справедливой, образованной, свободной. Интеллигенция растёт медленно, как ценные породы деревьев, которые мы безжалостно вырубаем. И кого будем выращивать? Какую молодёжь?
Пьянь, невежественную пустоту образца «Дома-2», «новых комсомольцев» типа «Наших» или ищущее гармонию, тонко чувствующее правду, доброе поколение? Которое не нас..ыт на наши с вами могилки.
Граждане, поклонитесь доброму чудаку, идущему навстречу. Спасайте свои города. Без этого Россия станет обычной «Animal farm» - фермой животных.
С уважением, Юрий Шевчук, группа «ДДТ»
-Слово «интеллигент» я, как ученик Льва Николаевича Гумилёва, не очень люблю употреблять, потому что под этим понятием может скрываться и истинный художник, и старушка с прекрасными манерами, которая когда-то работала надзирательницей в ГУЛАГе.
Я предпочитаю определение «Профессионал своего дела». Такие профессионалы - художники, писатели, актёры, которые готовы работать не на собственную славу, а ради развития культуры, просветительства, - слава богу, у нас ещё есть. Есть учителя, научные сотрудники музеев, реставраторы, которые, несмотря на нищенскую зарплату, не уходят искать более жирный кусок, а делают своё дело.
Мы прекрасно понимаем, что культуру, если она утеряна, восстановить практически невозможно. А у нас именно к этому всё и идёт. Положение, в котором мы с вами сейчас оказались, аховое. Наша так называемая творческая интеллигенция вся изошлась в тусовках. Дня не проходит, чтобы где-нибудь не устроили какой-нибудь громкий банкет с подробным перечислением в СМИ, кто и с кем там был и что ел и пил. Или шикарные юбилеи творцов накатывают на нас, словно «Девятый вал» Айвазовского, - банкетные залы с тысячами приглашённых, тонны подарков. Юрию Любимову подали ко входу золочёную карету. Вы можете себе представить, чтобы Станиславского возили по Москве в золочёной карете? Я лично нет! А ведь все наши творцы считают себя продолжателями его дела. Или вот Ярмольник сцепился на «Дуэли» у Владимира Соловьёва с редактором какой-то жёлтой газетёнки, сетуя на то, что папарацци лезут в его личную жизнь. А кто папарацци родил? Возможно, ярмольники первыми гостеприимно распахнули перед ними двери своих спален, а теперь жалуются! Почему же фотографы не лезут в кровать актёров Володи Гостюхина, Вали Гафта или Васи Ливанова, балетмейстера Володи Васильева? Потому что понимают: их туда и на пушечный выстрел не подпустят.
А как творцы пользуются дивидендами от своего так называемого диссидентства?! Ах, господин Войнович пострадал из-за Чонкина, жил на чужбине… Но при этом почему-то забывают о том, что несколько лет назад всё тот же Войнович написал книгу-пасквиль на Солженицына. Не понравился ему писатель, искренне заботящийся о том, как обустроить Россию. Или Юрий Любимов - упомяну его ещё раз. «Я прошёл советскую голгофу», - говорит он о себе. Мы все знаем, что такое голгофа, - это бичевание и Распятие. Но Любимова никто не распинал. Да, его журил Гришин, бывший тогда секретарём МГК КПСС, после чего Любимову построили суперсовременный театр, а Андропов расцеловал его за спектакль «Десять дней, которые потрясли мир». Очень странная голгофа получается!
Наша интеллигенция вспоминает о том, что она - духовная элита нации, только тогда, когда нужно за хороший гонорар сбацать на выборах в очередной акции «Голосуй или проиграешь». Нынешняя творческая верхушка получает званий, премий и орденов столько, сколько ненавидимые ими в советские времена Софронов или Михалков и вообразить себе не могли. Их награждают и правительство, и Березовский, и всевозможные благотворительные фонды. Но я хочу спросить: а как же совесть? А «быть знаменитым некрасиво»?.. И почему никто из них, получая премию из рук власти, не выступит в поддержку художников, которых сейчас выселяют в Москве из их мастерских? Или студентов Гнесинки, которых выставляют на улицу? Почему бы не стукнуть грозно по столу члену Совета по культуре и искусству при Президенте РФ Андрею Макаревичу и потребовать разобраться в ситуации? Нет, молчат. Состав этого Совета - отдельная тема. Вы скажите мне, пожалуйста, что может насоветовать президенту режиссёр Александринского театра Валерий Фокин, у которого актёры во время спектакля плюют в зрительный зал?
Если с экрана ТВ нас будет учить жизни «великий писатель» Виктор Ерофеев, книги которого - сплошная матерщина, если наши культуртрегеры всерьёз будут обсуждать, являются ли музеи кладбищем культуры, если в качестве самых главных экспонатов на московских биеннале будут выставлять замёрзшие сосульки из мочи, тема, какой быть российской интеллигенции, станет неактуальной. Просто потому, что исчезнет сам объект дискуссии.
источник- http://pda.aif.ru/article/todetailpda/article_id/index.php?nomb=17051
Опубликовано : 02 апреля 2008 00:05:00 Статья из номера №14 от 2008-04-02 00:10:00