Мода Журналы Открытки Опера Юмор Оперетта Балет Театр Цирк Мои архивы
Гостевая книга Форум Помощь сайту Translate a Web Page
Несвоевременные мысли по поводу и без...
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Житие святого Павлика
В деревне Герасимовка Свердловской области возрождается музей самого известного пионера
О загадочном убийстве в глухой сибирской деревне Герасимовка пионера-героя мы беседуем с автором независимого расследования, ставшего книгой "Вознесение Павлика Морозова", писателем, профессором Калифорнийского университета Юрием Дружниковым. - Юрий Ильич, как вы относитесь к открытию музея Павлика Морозова - героя вашей книги? - Ровно год назад я давал интервью "Голосу Америки" - как раз в то время, когда было решено восстановить полуразрушенный музей. Сначала его называли "Музеем Павлика Морозова", а потом решили, что так вроде бы не очень удобно и стали называть "Музеем коллективизации". Мое отношение к этому и тогда, и сейчас двоякое: правда о Павлике Морозове все-таки не сказана. Главная подтасовка состоит в том, что дело Павлика Морозова якобы раскрывается, но исторически оно фальшивое. Сама идея открыть "Музей коллективизации" - хорошая. Другой вопрос: будет ли музей частицей действительного исторического расследования правды тех лет? Поможет ли он раскрытию загадок пионеров-героев, убитых якобы за доносительство? Я насчитал таких 37 человек. Только по двум сейчас имеются более или менее достоверные материалы. Если музей станет помогать поиску истины, то его возрождение оправдается. Но я много читаю материалов по этой проблеме, и похоже, что в музее произойдет небольшая подтасовка. Например, говорят, что в нем будут показаны крестьянские усадьбы времен коллективизации. Музеи усадеб существуют по всему миру. Сказать о том, что крестьяне жили бедно и после коллективизации стали жить еще беднее, - еще не вся правда истории, этого мало. Так что пока мое отношение к этой акции настороженное. - Как вы пришли к теме "пионера-героя", с какими документами вам довелось работать? - Теперь даже старшее поколение подвиг героя забывает. Напомню: пионер Павлик Морозов донес в ОГПУ, что его отец против советской власти. Враги партии убили мальчика. После героической смерти он получил официальную должность: "Герой-пионер Советского Союза номер 1" - так Павлик записан в Книге почета ЦК ВЛКСМ. В 1982 году, когда отмечалось 50-летие героической смерти Павлика Морозова, печать назвала мальчика "мучеником идеи" - в атеистической советской прессе такое случалось редко. Все дети страны, а затем всего лагеря социализма, стали изучать на уроках его биографию, чтобы в жизни поступать как Павлик. В разных городах России по сей день стоят его бронзовые, гранитные, а чаще бетонные статуи, отлитые на конвейере. Остаются школы, носящие его имя, корабли, библиотеки. В истории человечества такой славы не удостаивался ни один ребенок... Когда-то в сороковые годы я пел в хоре песню "Равняйся на Павла Морозова!", а в семидесятые меня перестали печатать. Писал в стол и для самиздата, печатался за границей. Павлик был символом эпохи. Как только я сравнил в библиотеке его биографии, сразу всплыли подтасовки: фотографии разных лиц под одним именем - "Павлик Морозов". Дело увлекло. В архивах мне объясняли: никаких документов по делу Морозова нет. Оставалась последняя нить - живые свидетели. Показания первых же свидетелей событий в деревне Герасимовка внесли в известную нам с детства биографию героя немало неожиданных сведений. Объехав тринадцать городов, я аккуратно записывал на пленку и фотографировал живых свидетелей. Когда же удалось разыскать подлинную фотографию Павлика Морозова, стало ясно: во всех энциклопедиях, учебниках и книгах, на открытках и почтовых марках фотографии героя - фальшивые. Жизнеописания Морозова обросли за полвека яркими одеждами - и сверстники Павлика в разговорах с нами вспоминали о нем большей частью где-то прочитанное. - Известно, что предки пионера-героя были белорусами... - Предки Павлика Морозова жили в западной части Российской империи, в Беларуси. Белорусами были мать и отец Павлика - по крови, месту рождения, документам. И сам Павлик был белорусом. Сергей Морозов-старший, прадед нашего героя, в ХIХ веке сражался в русской армии, был участником нескольких войн, кавалером шести орденов. После армии он пошел на государственную службу, стал тюремным надзирателем... В начале века Морозовы среди тысяч других белорусов подались искать счастья в Сибирь. Русское правительство поощряло освоение тайги инородцами. По дешевому тарифу крестьян довозили до места, давали пособие и каждую весну - семена. Весь этот район Сибири (Герасимовский участок Тобольской губернии) заселяли белорусы. Дед Павлика с семьей зарегистрирован в Герасимовке с 26 октября 1910 года. Попавшие в Герасимовку белорусы были в большинстве православные. Здесь, вдалеке от тракта, в полной глуши, жилось спокойнее, чем в округе. Деревня была тихая, непьющая, работящая. Кровожадность появилась в классовой борьбе, когда пришел 1917 год. - Как, согласно вашему расследованию, развивались события в Герасимовке во время коллективизации? - Основным событиям предшествовало то, что после десяти лет совместной жизни отец Павлика Трофим ушел из семьи к молодой жене, оставив четверых детей. Татьяна Морозова, брошенная жена, нам рассказывала: "Трофим вещи забрал в мешок и ушел. Приносил нам сперва сало, а потом стал пить, гулять..." Так что Трофим имел две семьи. Одноклассник Павлика Дима Прокопенко вспоминает: "Отец из семьи ушел. Лошадь и корову надо было кормить, убирать навоз, заготавливать дрова - все это легло на старшего. Мать - плохая помощница, братья малы. Павлику было физически тяжело без отца. И когда возник шанс вернуть его страхом наказания, они с матерью попробовали это сделать". - Однако официальная версия была несколько другой... - Совершенно верно. "Пионерская правда" писала о пионере-герое: "Павлик не щадит никого... Попался отец - Павлик выдал его. Попался дед - Павлик выдал его. Укрыл кулак Шатраков оружие - Павлик разоблачил его. Спекулировал Силин - Павлик вывел его на светлую воду. Павлика вырастила и воспитала пионерская организация. Из него рос недюжинный большевик". Полвека спустя это стало звучать не очень привлекательно, и образ стали менять. Во время развала СССР писали диссертации, в которых доказывалось, что Павлик не доносил вовсе, а просто был героем... На деле миф и реальный подросток из Свердловской области не стыкуются. На основании многочисленных свидетельских показаний я убедился: Павлик Морозов донес на отца вовсе не ради партии и социализма. Просто мать подучила сына донести, чтобы отомстить отцу: тот ушел к другой женщине. Вообще-то в Герасимовке кулаков, с которыми боролся Павлик, не было, но по указанию сверху надо было разжечь классовую борьбу в деревне. Райком партии и ОГПУ действовали через учительницу, которая была женой деревенского осведомителя. Она призывала детей узнать, где спрятано у соседей зерно. Крестьян грабили, школьников использовали наводчиками. Колхоза, который Павлик защищал от врагов, не существовало. Кому нужно было зверское убийство подростка, да еще с братом и поблизости от деревни? Согласно поступившей сверху команде требовалось любой ценой организовывать колхозы. На террор кулаков ОГПУ готовило ответ - чекистский террор. А поскольку крестьяне вели себя мирно, надо было "организовать" террор кулаков. "В ответ на убийство" чекисты загоняли крестьян в избу и держали под винтовочным дулом, пока те не записывались в колхозники. За кровавое убийство Павлика и его брата арестовали свыше десяти крестьян - как писали газеты, "лиц, настроенных антисоветски", "кулацкую банду". В райцентре Тавда для этой акции клуб имени Сталина на улице Сталина был отстроен заново. Сверху рассылали телеграммы: "Выслать на процесс делегатов", "Организовать красный обоз с хлебом в дар государству". - Кто же, по-вашему, в действительности убил Павлика и его брата? - Мое расследование - литературное. И обвинение, стало быть, словесное. Но другого серьезного до сих пор нет, хотя оно необходимо. Все, что писалось после появления моей книги 20 лет назад, пока только затуманивает истину. "Дело N 374 об убийстве Павлика Морозова" в судебном архиве - лишь верхушка айсберга. Не там надо искать. В разысканных мной документах секретно-политического отдела ОГПУ убийцами высвечиваются не родственники Павлика, а двое чекистов - Спиридон Карташов, помощник уполномоченного особого отдела ОГПУ, о котором мне рассказывали, что он лично в коллективизацию застрелил без суда 38 человек. Затем был уволен из органов по причине болезни - эпилептические припадки. Еще один - Иван Потупчик - осведомитель Карташова в деревне Герасимовка, хвастался мне, как занимался расстрелами в карательной дивизии НКВД. Сейчас оба они умерли, но согласно сложной цепи доказательств именно они преступники. - Как создавался миф о Павлике Морозове и каким он был на самом деле? - Павлик Морозов никогда не был пионером - его так назвали после смерти: придумали легенду, мол, "пригласили в район" и там приняли в пионеры. С годами добавили, что герой был "первым председателем пионерского отряда". Сам-то мальчик Морозов ни в чем не виноват. Он к тринадцати годам едва выучил буквы, в политике вовсе не смыслил. Ухаживал за скотиной, ходил по ягоды, курил цигарки. Пример его был заразителен. Сперва Павлик был использован для войны с кулаками. Через два года - как положительный герой литературы, модель для подражания, о чем заявил Горький на Первом съезде советских писателей в 1934 году. О нем писали Исаак Бабель и Сергей Михалков, "житие Павлика" воспел Сергей Эйзенштейн, снявший фильм о жизни мальчика (фильм, впрочем, так и не появился на большом экране - картину сочли недостаточно идеологически выдержанной). Школьникам 50-х годов хорошо знакомо одно из таких произведений - поэма Степана Щипачева "Павлик Морозов". Его портреты - в картинных галереях, на открытках, почтовых марках, спичечных коробках. Ему собирались ставить памятник в Москве - там, где сейчас скульптура маршала Жукова, но в конце жизни Сталин передумал, и поставили памятник Павлику на тогдашних задворках - на Красной Пресне. Кажется, я теперь единственный в мире "коллекционер Павликов Морозовых"...
Смотреть фильм онлайн "Как убивали Павлика...!?"
Этот фильм посвящен жизни и
трагической смерти пионера-героя Павлика Морозова, имя которого окутано
огромным количеством легенд.
источник- http://www.hrono.info/libris/lib_b/bazhan00.html
Бехтерева: страшна не смерть, а умирание
Наталья
Бехтерева считала, что человеческий мозг - это живое существо, находящееся в
нашем теле. Напомним, Наталья Бехтерева скончалась 22 июня в госпитале в Германии. 27 июня она будет похоронена на кладбище поселка Комарово под Петербургом, где покоятся многие известные петербуржцы, такие как Анна Ахматова, Дмитрий Лихачев, Сергей Курехин, Андрей Краско и многие другие. История обессмертит Бехтереву как великого русского нейрофизиолога XX-XI веков, сумевшего ближе всех на земле подойти к тайне человеческого мозга и тем самым завоевать всемирную известность. Она заставила 1400 граммов серого вещества, служащего людям инструментом познания окружающего мира, раскрыть большую часть своих тайн. Изучать же необъяснимое в человеческом мозге ученый старалась всеми возможными способами, "не шарахаясь от паранормальных явлений, связанных с мышлением", как призналась она в книге "Магия мозга и лабиринты жизни". Бехтереву называли "ясновидящей", посвященной в тайны "Зазеркалья". Но она протестовала против такой оценки и все переводила в плоскость научного знания, пишет РИА Новости. Для постижения мозга Наталья Бехтерева использовала всю полифонию возможностей человеческого проникновения в Истину - знания, опыт, воображение, интуицию и даже такой "ненаучный" инструмент, как "душа". Ей очень хотелось верить, что мозг - не просто и не только "рецептор", реагирующий на внешний мир, обрабатывающий информацию и принимающий решения. Она изучала мозг здорового и больного человека, мозговые коды психической деятельности человека, гипноз, амнезию, воздействие на мозг наркотиков и психотропных веществ. Наталье Бехтеревой принадлежат открытия в области механизмов мышления, памяти, эмоций и организации головного мозга человека. Одна первой в мире применила способ долгосрочного вживления электродов в мозг. Наталье Бехтеревой принадлежат 400 научных трудов. В последние годы Наталью Бехтереву особенно привлекал "феномен опыта после смерти". Газета "Аргументы и факты" публикует некоторые мысли великого ученого. - Я часто думаю о мозге так, будто он - отдельный организм, как бы "существо в существе". Мозг охраняет сам себя от того, чтобы шквал негативных эмоций не захватил его целиком. Когда я поняла это, то испытала такое чувство, будто нашла жемчужину. ...Есть ли душа? Если да - то что это?.. Что-то, пронизывающее весь организм, чему не мешают ни стены, ни двери, ни потолки. Душой, за неимением лучших формулировок, называют, например, и то, что будто бы выходит из тела, когда человек умирает... Где место души - в головном мозге, в спинном, в сердце, в желудке? Можно сказать - "во всем организме" или "вне организма, где-то рядом". Я думаю, этой субстанции не нужно места. Если она есть, то во всем теле. Есть ли жизнь после смерти? - Я знаю одно: клиническая смерть - это не провал, не временное небытие. Человек в эти минуты жив. Мне кажется, мозг умирает не тогда, когда в сосуды в течение шести минут не поступает кислород, а в момент, когда он наконец начинает поступать. Все продукты не очень совершенного обмена веществ "наваливаются" на мозг и добивают его... Почему мы иногда видим окружающее как бы со стороны? Не исключено, что в экстремальные моменты в мозге включаются не только обычные механизмы видения, но и механизмы голографической природы. Например, при родах: по нашим исследованиям, у нескольких процентов рожениц тоже бывает состояние, как если бы "душа" выходит наружу. Рожающие женщины ощущают себя вне тела, наблюдая за происходящим со стороны. И в это время не чувствуют боли. Еще одна тайна мозга - сны. Наибольшей загадкой мне кажется сам факт того, что мы спим. Мог бы мозг устроиться так, чтобы не спать? Думаю, да. Например, у дельфинов спят по очереди левое и правое полушария... Чем можно объяснить "сны с продолжением" и тому подобные странности? Допустим, вам не в первый раз снится какое-то очень хорошее, но незнакомое место - например, город. Скорее всего, "сказочные города" снов формируются в мозге под влиянием книг, кинофильмов, становятся как бы постоянным местом мечты. Нас тянет к чему-то еще не испытанному, но очень хорошему... Или вещие сны - это получение информации извне, предвидение будущего или случайные совпадения?.. Я сама за две недели "до события" со всеми подробностями увидела во сне смерть моей матери. ...Почти все люди испытывают страх перед смертью. Говорят, что страх ожидания смерти во много раз страшнее ее самой. У Джека Лондона есть рассказ про человека, который хотел украсть собачью упряжку. Собаки покусали его. Человек истек кровью и умер. А перед этим произнес: "Люди оболгали смерть". Страшна не смерть, а умирание... источник- http://www.salat.zahav.ru/ArticlePage.aspx?articleID=2380&categoryID=-1
Смерти нет, господа! Вас нагло обманули! (Тайна академика Владимира Бехтерева) – 2012г.
Лариса Долина: «Халтуру порождает зритель»
Не так давно Лариса Долина выпустила свой первый голливудский альбом. Сама Долина небезосновательно гордится новой работой. Говорит, что вложила в этот альбом весь свой опыт, накопленный за 36 лет творческой деятельности. Автором и продюсером пластинки, в которую вошли композиции самых разных музыкальных стилей - от босановы и латино до блюза и джазовых баллад, - выступил всемирно известный музыкант Джордж Дюк. - Нашей задачей было сделать пластинку, за которую будет не просто не стыдно, а которой можно гордиться на протяжении многих лет, - говорит певица. - Я уверена, этот альбом останется актуальным и через пять, и через десять лет. Утверждать это мне позволяет мой опыт, моя дискография. Таких песен, какие звучат в новой работе, для меня ещё не писал никто. То, что мне довелось столь плотно и плодотворно поработать с легендарным Джорджем Дюком, до сих пор мне кажется сном.
- Хочу спросить о приземлённых вещах: насколько дорого обошлась вам работа с мировым мэтром? - Наши популярные композиторы просят за песню гораздо больше, чем маститые мировые композиторы уровня Дюка. Американцы просто не понимают, как можно требовать бешеные деньги за песню, которая ещё не факт, что будет востребована у слушателя. Зато на Западе чётко работает система авторских отчислений. Так что в случае успеха песни её композитор внакладе не остаётся. С другой стороны, экономические условия в мировом шоу-бизнесе сейчас меняются. У музыкантов появился враг посильнее пиратов. Это Интернет. Всемирная паутина губит музыкальный бизнес на корню, причём это касается всех развитых стран. Тот же Джордж Дюк рассказывал нам, что американские суперзвёзды теперь не гнушаются выступать на свадьбах, днях рождения, в казино, в ночных клубах. Те доходы, которые раньше приносила продажа альбомов, сегодня уже невозможны. Приходится восполнять их гастрольными турами и выступлениями на частных вечеринках, например у русских олигархов. - По вашим наблюдениям, джаз в России и Европе сегодня по-прежнему остаётся элитарным искусством или ситуация меняется? - Когда пять лет назад мы с Игорем Бутманом делали несколько джазовых концертов, я была приятно удивлена, увидев в зале множество молодых лиц. Джаз, безусловно, набирает обороты, и лишним доказательством тому служат всевозможные джазовые фестивали, которые с успехом проходят в больших залах. - Ругать массовую культуру вообще и её музыкальную составляющую в частности стало правилом хорошего тона. А есть ли какие-то отличия между нашей масскультурой и западноевропейской? Или же она, как жвачка или попкорн, везде одинакова? - Если говорить о поп-музыке, то в Европе и Америке она в своей массе всё-таки на порядок выше и качественнее, чем у нас. Там для исполнителей, которые в совершенстве владеют голосом, как, например, Кристина Агилера, пишут композиторы, которые в совершенстве владеют музыкой. Естественно, получается продукт, который приятно послушать. И это уже не попса, а качественная популярная музыка. Попса процветает у нас. На эстраде скопилось столько мусора, что пора бы уже российскую сцену как-то подчистить. О чём говорить, если 90% наших так называемых исполнителей элементарно не имеют понятия о нотах. Но проблема ещё и в том, что у нас нет массового спроса на качественную музыку. Как только слушатель научится отделять «мух от котлет», как только люди перестанут создавать рейтинги второсортным программам и покупать билеты на третьесортных исполнителей, продюсеры начнут задумываться о качестве продукции. А пока есть спрос на халтуру, её будут в большом объёме производить и дальше, потому что это дёшево, просто и быстро.
«Хочу приносить пользу»
- Вы уже несколько лет являетесь членом президентского Совета по культуре и искусству. Нет ли у вас разочарования от работы там? - Разочарования точно нет! Было решено множество вопросов в пользу театров, музеев, исторических памятников и т. д. Но проблем в культурном секторе, увы, меньше не становится. Чтобы культура заняла в нашей стране достойное место, нужны масштабные государственные программы, достойная господдержка. Мне небезразлично то, что происходит в стране, в культуре. Отмалчиваться в стороне, извините за пафос, было бы просто непатриотично.
Погода в доме
источник- http://pda.aif.ru/article/todetailpda/article_id/index.php?nomb=20536 Статья из номера №35 от 2008-08-27 00:05:25 Сергей Грачёв
|