9
февраля 1931 года знаменитый оперный певец Федор Шаляпин отсудил у СССР 10
тыс. франков за нарушение своих авторских прав. Советские власти расценили это
как месть Шаляпина своей бывшей родине.
Шаляпин был небедным человеком,
поскольку много и плодотворно работал. Поэтому всякое ущемление его денежных
прав вызывало у певца крайнее раздражение. Покинув Россию в 1922 году из-за
невозможности нормально жить, работать и содержать семью, Шаляпин надеялся хотя
бы во Франции быть огражденным от беззакония, которому он достаточно подвергался
в Советской России. Однако родина его не забывала. Власти СССР, потеряв надежду
заполучить всемирно известного певца обратно, решили извлечь выгоду хотя бы из
его наследия.
В мае 1930 года во французском
издательстве появилась книга Шаляпина «Страницы моей жизни», причем права на ее
издание французы приобрели у советской госкомпании «Международная книга». Даже
лишение советского гражданства и звания Народного артиста не возмутило Шаляпина
так, как наглое распоряжение его собственностью. «Книгой моей торгуют вовсю
разные купцы Франции, Германии, Австрии и проч.,- писал он дочери.- Под
покровительством „нет авторских контактов с Россией” они зарабатывают за мой
счет огромные деньги. Жулье!» Певец заявил, что не давал разрешения на
публикацию книги, рукопись которой оставалась в Советском Союзе после его
иммиграции. Он обратился в парижский Коммерческий трибунал с иском против
правительства СССР, в котором требовал возместить ему материальный урон от
нарушения его авторских прав (от ста до пятисот тыс. франков), а также моральный
урон (два миллиона франков).
Торговое представительство СССР в
Париже тут же заявило о том, что советское правительство неподсудно французским
судам, правительство не может отвечать за действия «Международной книги», и
вообще это политическое дело. Шаляпин якобы хочет насолить советской власти.
Однако Коммерческий трибунал доказал, что речь идет именно о нарушении
коммерческих прав, и госкомпания в данном случае является государственным
органом. Суд проходил, по современным меркам, недолго. Через год, как писала
русская пресса в Париже, «Коммерческий суд признал советское правительство в
лице главы парижского торгпредства виновным и присудил к уплате Шаляпину убытков
в размере 10 тыс. франков и судебных издержек по ведению дела». Моральный вред
остался недоказанным. Компенсацию Шаляпин получил немедленно.
Иск Шаляпина к СССР остался
уникальным случаем в судебной практике. К сожалению, он не стал прецедентом.
Советское государство считало, что единственным обладателем прав на результаты
интеллектуальной деятельности является оно само. Соответственно и рынка объектов
интеллектуальной собственности как такого не было. Наглядным примером такого
подхода стала деятельность компании «Мелодия», которая на протяжении многих лет
выпускала «мелодии и ритмы зарубежной эстрады», не платя владельцам. Например,
пластинки «Битлз» выходили в СССР без лицензии до 1986 года.
Термин «интеллектуальная
собственность» впервые появился в 1990 году в законе «О собственности в СССР».
Сегодня авторские права защищены несколькими законами: «Законом об авторском
праве и смежных правах», «Патентным законом», «Законом о товарных знаках, знаках
обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Однако советские
традиции, унаследованные современным бизнесом от государства, умирают тяжело.
Уровень контрафактной и фальсифицированной продукции в России в разных сегментах
колеблется от 20% до 88%. Здесь мы уступаем только Китаю, у которого, видимо,
тоже глубокие традиции.
Книгу о своей жизни Ф.
И. Шаляпин написал так же искренне, сердечно и талантливо, как пел.
Помог ему в этом любимый друг Алексей Максимович Горький. Она
увлекательна с первых же страниц и интересна самому широкому кругу
читателей.
Ученые поняли, почему дураку всегда везет
О
том, что в сказках правда, а что ложь, рассказывает филолог Марина Князева
ИДУ ТУДА, НЕ
ЗНАЮ КУДА
Великий
психолог и философ Карл Юнг говорил: сказка - это кодовый язык, шифр
нации. И если она глупит, то нарочно. Потому что должна быть
общедоступной.
Сказок было бесчисленное множество. Но до нас дошли лишь те, которые
прошли тщательную проверку временем. Сами посудите: если сказка
тысячелетиями передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и
почти в первозданном виде дошла до нас, людей XXI века, значит, она
несет в себе некое глубокое знание. А это знание, как ни парадоксально
звучит, заложено в хорошо известном персонаже - Иване-дураке. Ему
почему-то всегда везет. Его за что-то все любят и помогают. И ему
достаются все главные призы. В том числе и красавицы царевны. Несмотря
на кажущиеся безделье и легкий идиотизм. Почему? На эти вопросы отвечает
кандидат филологических наук, специалист по психологии культуры Марина
Князева.
- Марина Леонидовна, всякая сказка начинается с того, что герой
отправляется в путь. Куда и зачем идет герой западных сказок, а куда -
наш?
- Иностранный сказочный персонаж идет затем, чтобы состояться в этой
жизни: получить
профессию или
найти клад. Это целеустремленный герой с четким вектором движения. Если
кто-то попадается ему на пути, он быстро его побеждает и идет дальше к
цели. Западный герой хронометрирован: все его время рассчитано так,
чтобы он оказался на вершине славы и богатства. В этих сказках заложен
механизм выживания западной нации - идея личного преуспевания.
Наш же герой отправляется в путь со странными задачами вроде пойти туда,
не знаю куда, чтобы принести то, не знаю что. Либо найти человека глупее
себя. Импульс его движения - самопознание. Наш герой всегда отвлекается
по пути: то яблоне поможет сбросить плоды, то печи - освободиться от
пирогов. Отсутствие целеустремленности при максимальной жалостливости -
наша культурная установка.
В русских сказках стоит задача выживания не личного, а «кустового». И
поэтому герой помогает всем. А затем ему помогают справиться с серьезной
проблемой то медведь, то лисица, то муравей.
Глубинный смысл наших сказок такой: только соединившись, можно решить
проблему. Вот вам механизм русской соборности: русский обретает свое «я»
в чужой судьбе.
РИСКОВЫЙ ВАНЯ
- Дурак - это отнюдь не характеристика умственных способностей, -
продолжает Марина Леонидовна, - а прежде всего нарицательное русское
народное имя. Такое же, как Мужик. И его характерная особенность -
склонность к риску, вызванная наплевательским отношением к собственной
персоне.
Во многих сказках братья идут выручать кого-либо. И попадают на распутье
трех дорог. Умные братья выбирают самое приятное, хорошее для себя -
жениться. Встречают прелестных девиц, они их кормят-поят. А в итоге
сбрасывают в подвал.
У Ивана нет мысли, что он самый умный. И что он должен получить лучший
кусок. Поэтому на распутье он выбирает «направо пойдешь - жизнь
потеряешь». И оказывается победителем. Царевна и все царство в придачу -
всего лишь побочные эффекты его движения.
Мораль: выигрывает тот, кто больше ставит на кон.
Как правило, Иван в пути встречает старичка. Тот дает ему мудрый совет,
которому Иван беспрекословно следует. Это говорит о том, что Иван-дурак
обладает даром слушания. Умный же сам все знает, поэтому и гибнет.
Знание и сила в сказке расщеплены. Мудрость бездейственна, она накоплена
или в старике, или в Царевне-лягушке, или в Коньке-Горбунке. И они
передают ее Ивану. То, что выдает себя за ум, - это и есть как раз
глупость.
- Всех русских богатырей тоже можно считать дураками, потому что они
простодушны, как дети?
- В каком-то смысле да, ведь истинная сила по сказке бесхитростна.
Вспомните, богатырь побеждает в схватке, а затем его уничтожают хитрые
противники и приписывают себе его победы и получают его награды. Почему?
По русской сказке так: сила и хитрость не соединяются. Тот, кто
совершает подвиг, не хитрит. Это и есть разгадка формулы «почему дураку
везет».
ЧТО НИ ЦАРЬ, ТО БОЛЬНОЙ
- Почему русский царь в сказках всегда немощен и глуп?
- Этим персонажем сказка поднимает ценность самостоятельности человека.
Хороший - значит самостоятельный. А царь зависим от своих подданных,
поэтому его все обманывают. Глупый царь инфантилен. Как капризный
ребенок, он жесток, недалек и совершает нелепые поступки. Он хочет
жениться на девице-красе, но сначала испробует Ивана в кипящей воде.
Иван выходит красавцем, а царь сваривается. Потому что Иван прошел все
трудности, которые его психически закалили. Поэтому и кипяток ему
нипочем. А царь погибает, потому что сказка не любит инфантильных.
- А в другой сказке царь наказан тем, что его дочь - царевна
Несмеяна. Дети тут царские при чем?
- Эта депрессивная девушка - признак наследственного вырождения всех
великих царских родов мира. Почему Иван вылечивает Несмеяну? Здесь
получается такой обмен - не Иван получает в приз царство и невесту, а
царь получает в приз здоровые народные гены. И этот брак спасает царскую
семью от вырождения, а страну - от смуты. Это скрытая форма героизма.
О ПРАВДЕ И КРИВДЕ
- Какая, на ваш взгляд, сказка актуальна сегодня?
- Сказка о правде и кривде, где два мужика поспорили о том, как
правильно жить. Сначала, как водится, «социологический опрос» на дороге.
Купец так отвечает: «Не обманешь - не продашь». Поп по правде тоже
прожить не может. Потом мужики в путь-дорогу отправились. Тот мужик, что
по кривде живет, чего-нибудь да и промыслит - то хлебца, то сальца. А
правдоискатель - голодный: «Дай кусочек - я тебе все, что хочешь,
отдам».
Кривдоискатель дал поесть, но товарищу за это глаз выбил, позже он так
же и второго глаза лишил компаньона. А потом рассмеялся и бросил мужика
на дороге. Так он доказал правоту кривды - мы в России сейчас находимся
в этой точке.
Дальше покинутый и обезображенный мужик ползет в лес, встречает старика,
который помогает ему прозреть и указывает дерево, на котором собираются
духи. Под этим деревом правдоискатель узнает, как вылечить царскую дочь:
надо принести Смоленскую икону Божией Матери, которая у одного купца на
воротах висит. Наш мужик идет к купцу, честно за три года отрабатывает
эту икону, вылечивает дочь, женится, становится царем. Едет он однажды в
своей царской карете и видит своего соседа-кривдоискателя. Он так же
беден и работает на том же поле. Наш мужик рассказывает ему свою
историю. Тот бежит под то же дерево, где живут духи, и те разрывают его
на части.
Мораль: по лжи можно просуществовать, но на своем же низком уровне, а
для того, чтобы получить суперприз, надо большое страдание претерпеть и
сохранить верность своим убеждениям.
Россия сегодня - как витязь на распутье: налево пойдешь - вернешься в
советское прошлое, прямо - пойдешь по колониальному пути развития,
направо - станешь самобытной державой. Но при этом выборе нельзя
забывать народную мудрость сказки: чем страшнее выбор, чем больше ты
готов отдать, тем больше выигрыш.
КСТАТИ
Сказочные герои еще и лентяи!
Русские сказки прямо-таки пропагандируют беззаботный образ жизни. Емеля,
лежа на печи, полцарства заполучил вместе с царской дочкой. Илья
Муромец, 33 года проспав, встал и покорил всех врагов. Да и Иван-дурак
не сильно перетрудился - за него работал Конек-Горбунок. Может, лень -
не такое уж отрицательное
качество?
- Бездельничать полезно не только для здоровья, но и, как это ни
парадоксально, для карьеры, - уверяет меня психолог Алексей Андреев. -
Ведь, предаваясь лени, мы копим в себе силу и энергию. Анализ образа
жизни большинства талантливых и успешных людей показал: самое главное -
уметь вовремя отдыхать. Ведь чем больше человек расходует энергии, тем
меньше ее остается на выполнение грандиозных планов, будь вы хоть семи
пядей во лбу. Люди, которые постоянно напрягаются, раньше начинают
терять память и стареть. Причина - в нарушении естественного хода
собственных биоритмов, требующих отдыха для организма. Между прочим,
большими лодырями слыли Ньютон, Архимед, Менделеев, Пикассо, Дарвин,
Черчилль, Эйнштейн и Карл Маркс.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Доктор филологических наук, научный сотрудник кафедры русского
языка филологического факультета МГУ Дмитрий Гудков: «Американцам
нравится притча про настойчивый паровозик»
- Однажды на занятиях я прочел сказку «По щучьему велению» сначала
японским студентам, а затем американским. Их восприятие сказки
отличалось как небо и земля, но в оценке Емели их мнения совпали. И те,
и другие сочли сказку безнравственной: патологический бездельник
получает ничем не заслуженную награду. А у японцев, узнавших, что эта
сказка пользуется большой популярностью в России, вообще возникли
сомнения в полноценности русского национального характера. Американцы
сказали, что дети, воспитанные на подобных сказках, вырастут лентяями. В
общем, иностранцы выделили в характере Емели только лень, оставив без
внимания его другие качества: находчивость, незлобность, простодушие,
остроумие.
- А на каких сказках воспитывают детей в Америке?
- Например, про маленький паровозик, который старался заехать на высокую
гору. Ему все говорили: «Ты никогда не сможешь это сделать!» А паровозик
был настойчив, каждый день тренировался и, наконец, забрался на вершину
горы. По мнению американских студентов, в отличие от сказки про Емелю
сказка про упорный паровозик может научить трудолюбию.