Театральные истории
Гостевая книга Форум Помощь сайту
Театральные байки
С житейской точки зрения доля артиста незавидная. Во-первых, потому, что он существо от многого зависимое: от режиссера, от труппы или съемочной группы, от спонсора, мецената, от фарта и просто от расположения звезд над головой. Во-вторых, профессия его публичная, стало быть и внешний вид надобно иметь престижный. Однако достойный прикид по нынешним доходам, увы! — не по карману артисту. Нет-нет, не тому, кто часто мелькает в телесериалах или рекламе, кто может выстроить дом своей мечты со всеми прибамбасами.
Сегодняшний рядовой российский служитель Мельпомены живет у самой кромки бедности, как живут все, кто трудится на ниве культпросвета: учителя, библиотекари, музейщики. Впрочем, так было всегда. Казалось бы, откуда взяться радости? Но во все времена актерское племя славилось своей бесшабашной веселостью, умением сказать острое словцо, узреть даже в грустном смешное.
В огромной копилке народного юмора, пожалуй, больше всего актерских грошиков, гривен, денежек, а то и золотых рублей. Я понял это сразу же, придя в Щукинское театральное училище, где юмором, как озоном, была насыщена вся атмосфера студенческой жизни, творческой работы. Каким заразительным смехом на наших дружеских вечеринках сдабривались воспоминания о розыгрышах, подколках, шутках, ляпах, курьезах, репликах, каламбурах!
Поначалу я думал, что в полной мере оценить этот юмор может только актерская братия. Людям, далеким от театра, его кулис и сцены, он будет не совсем понятен. Но однажды, когда в моем доме на семейное торжество собрались гости разного возраста, разных занятий, в основном технари, меня попросили рассказать о своей учебе. Перечисляя предметы, учителей, я видел на лицах лишь вежливое внимание. И тогда я начал «травить» наши байки. Гости хохотали так, что звенели стеклянные висюльки на люстре. Весь вечер меня не отпускали с «манежа». Я имел оглушительный успех квартирного масштаба. Кто-то даже пытался записать сюжеты. Меня это немного заело. Почему кто-то, а не я? На другой день я попросил у отца толстую тетрадь. Он мне дал старую амбарную книгу. С тех пор я записываю всякие смешные случаи, в которых участвовал сам или был свидетелем, слышал от коллег за кулисами, в курилках, в скудных актерских буфетах, в шумном застолье от заядлых театралов, находил в книгах. Так набралось у меня много радостного добра, которым, я считаю, грех не поделиться с читателем.
Борис Зубов
6 cентября 1936 - Принято постановление "Об установлении звания народного артиста СССР"
В СССР
труд был Великий и Отечественный. людей учили гордиться хорошими результатами
своего труда, побуждали стать настоящими специалистами. Обеспечивали передачу
передового опыта. Награждали ГЕРОЕВ ТРУДА, как и героев войны. Их имена знала
вся страна.
В СССР в наградной системе наряду с
орденами и медалями существовали почетные звания. Они занимали важное место в
системе моральных стимулов труда. Присвоение почетных званий являлось
прерогативой высших органов государственной власти СССР, союзных и автономных
республик, что было зафиксировано в статье 121 Конституции СССР. Раньше других
было учреждено звание народного артиста СССР. В 1936 г. ЦИК СССР отметил им
группу особо отличившихся деятелей искусства в области театра, музыки, кино.
Но начало свое звание ведет с первых лет советской власти, когда особо
отличившихся деятелей искусства награждали званием "Народный артист Республики".
Этого звания были удостоены : Ф.И.Шаляпин /1918/, М.Н.Ермолова /1920/,
А.И.Южин-Сумбатов /1922/, Л.В.Собинов и В.Э.Мейерхольд /1923/, Г.Н.Федотова
/1924/ и др.
7 сентября 1936 г. газета "Правда" опубликовала постановления ЦИК Союза ССР от 6
сентября "Об установлении звания народного артиста Союза ССР" и "О присвоении
званий народный артист Союза ССР".
Первые народные артисты СССР. В верхнем ряду (слева направо): К.С.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко, В.И.Качалов, И.М.Москвин, Е.П.Корчагина-Александровская, М.М.Блюменталь-Тамарина. Нижний ряд: А.В.Нежданова, Б.В.Щукин, М.И.Литвиненко- Вольгемут, П.К.Саксаганский, А.А.Васадзе, А.А.Хорава, Куляш Байсеитова.
Постепенно все
сводилось на нет.
В целях приведения в соответствие с "Общим положением об орденах, медалях и
почетных званиях СССР" Законодательства о почетных званиях СССР Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 28 марта 1980 г. было утверждено новое
Положение о почетном звании "Народный артист СССР". Согласно Положению почетное
звание "Народный артист СССР" присваивалось наиболее выдающимся деятелям
искусства, внесшим особый вклад в развитие советского театра, музыки, кино,
цирка, телевидения и радиовещания, в воспитание творческой смены. Лицам,
удостоенным почетного звания "Народный артист СССР" вручалась грамота Президиума
Верховного Совета СССР, нагрудный знак и удостоверение к нему.
Почетное звание "Народный артист СССР" присваивалось деятелям культуры с 1936 г.
по 1991 г. Среди награжденных были: А.К.Тарасова, О.Л.Книппер-Чехова,
А.С.Пирогов /1937/, И.С.Козловский /1940/, Е.Д.Турчанинова /1943/, Н.К.Черкасов
/1947/, Н.П.Охлопков, В.И.Пудовкин /1948/, С.Я.Лемешев, Л.П.Орлова /1950/,
О.В.Лепешинская, Г.С.Уланова /1951/, Д.Д.Шостакович /1954/, Д.Б.Кабалевский
/1963/, Е.Ф.Светланов /1968/, Г.В.Свиридов /1970/, Л.Г.Зыкина /1973/,
И.М.Смоктуновский /1974/, Л.И.Гайдай, Г.Б.Волчек, Н.Ю.Дурова /1989/ и др. Списки
награжденных публиковались в Ведомостях Верховного Совета СССР.
Курьезные истории
из театральной жизни
|
Часть 1.
|
Первый раз М. Жаров
вышел на сцену в опере "Капитанская дочка" в качестве статиста.
Новичков статистов обязательно одевали в калмыков и башкир-
участников пугачевского бунта. Помощник режиссера задачу перед
новичками поставил просто: "Вы все сидите за этим вот заборчиком.
Потом заиграет музыка. Здесь опера, и все делается под музыку. Я
вам махну, а вы вылезайте из-за частокола - дальше не ваша
забота". Во время действия помреж махнул и статисты полезли на
забор. И едва они успели высунуться из-за частокола, как их стали
бить палками по головам "екатерининские солдаты", да так
проворно, что "заботиться" им дальше действительно было не о чем.
|
Долгие годы в
Одесском театре работал доктор Копич. Он помнил самого Олдриджа:
- Как он играл Отелло! Разве вы, теперешние, можете себе представить? Как он душил Дездемону! Дамы, присутствовавшие в театре, которых мужья подозревали в измене, падали в обморок. А я бегал от одной к другой и давал валерьянку. Вот это было искусство! |
Москва. Заезжая
труппа давала в Михайловском манеже "Тараса Бульбу". В сцене, где
Тарас убивает своего сына, Бульба мучительно долго стаскивал с
плеча зацепившееся ружье, приговаривая: "Подожди, Андрий, вот
сейчас я тебя убью!" Бедняга Андрий терпеливо ждал пока его
убьют, а ружье все никак не поддавалось. Наконец распутав ремень,
Тарас воскликнул: "Я тебя породил, я тебя и убью!" - и нажал
курок... Не тут то было, осечка. "Погоди, Андрий, я тебя сейчас
убью! Я тебя породил, я тебя и убью!" - запричитал снова Тарас
Бульба, тщетно нажимая на курок под гомерический хохот зала.
Наконец, за кулисами кто-то сжалился и ударил доской об пол,
имитируя выстрел... Увы, в этот момент отчаявшийся Тарас Бульба
уже рубил сына саблей.
|
Однажды в "Евгении
Онегине" секундант перепутал пистолеты и подал заряженный
Ленскому. Ленский выстрелил, Онегин от неожиданности упал.
Ленский, чтобы как-то заполнить понятную паузу, спел известную
фразу Онегина: "Убит!" Секундант в замешательстве добавил: "Убит,
да не тот".
|
Провинциальный театр
не нашел статиста на роль покойника в гробу. Наняли отставного
солдата. Немолодого, бывалого и с роскошными усами. Ну, идет
спектакль. Солдат лежит в гробу. По бокам, как положено, стоят
две свечки. Свечи горят, и одна из них капает на шикарный
солдатский ус. Тут "покойник" поднялся, загасил свечу и
преспокойно улегся обратно в гроб.
|
На одном из
спектаклей "Евгения Онегина" пистолет почему-то не выстрелил. Но
Онегин не растерялся и ударил Ленского ногой. Тот оказался
сообразительным малым и с возгласом: "Какое коварство! Я понял
все - сапог отравлен!" - упал и умер в конвульсиях.
|
Москва. Год 1924-ый.
Последний спектакль А. Южина в Малом театре. Актер прощается со
сценой, которой послужил почти 50 лет, в своей любимой роли
Отелло. В роли Дездемоны молодая, импульсивная, темпераментная Е.
Гоголева. После спектакля один из дипломатов сказал: "Я ужасно
волновался весь последний акт, как бы эта бешеная Дездемона не
задушила бедного старичка Отелло".
|
Богатый купец
выстроил театр, пригласил известного режиссера А. Яблочкина,
который, осмотрев помещение, заявил, что это не театр, а коробка.
- Помилуйте, - возразил купец, - не коробка, а настоящий театр из хорошего теса! - А резонанса почему нет? - Чего нет? - Резонанса. - Ах, черти! Ах, канальи! Яшка! Яшка, почему резонанса нет? - разбушевался купец. - Завтра же чтобы из Парижу выписал! |
|