Домой   Кино   Мода   Журналы   Открытки    Опера   Юмор  Оперетта   Балет   Театр   Цирк  Мои архивы

Театральные истории

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11



Любимая женщина Муслима Магомаева

Жена Тамара была самой большой любовью в жизни великого певца.

Сегодня рано утром в Москве на 67-ом году жизни после продолжительной болезни умер кумир миллионов, прославленный советский певец, поэт и композитор Муслим Магомаев.

В шесть утра жена певца Тамара Синявская вызвала скорую помощь. Врачи примчались буквально через пять минут. Муслим Магомаев был без сознания. Все усилия врачей были тщетны. В 6:49 утра сердце певца остановилось.

Жена Тамара была самой большой любовью в жизни великого певца, пишет газета "Комсомольская правда". Правда, не единственной женой: когда юный Муслим поступил в музыкальное училище и готовил свои первые оперные спектакли - отрывок из "Мазепы" П. И. Чайковского и "Севильский цирюльник" Джоаккино Россини - он женился на своей однокурснице Офелии.

У молодой пары родилась дочь Марина, но семья очень быстро распалась. Сейчас Марина живет в Америке и до последних дней Муслима Магомаева была очень близким человеком своему отцу. Дружеские отношения с дочерью Магомаев бесконечно ценил.

А в 1974 году Муслим Магомаев, которого обожали все женщины Советского Союза, без которого не обходился ни один правительственный концерт, ни один новогодний "Голубой огонек", женился на оперной певице Тамаре Синявской.

К тому времени 32-летний Муслим уже был Народным артистом СССР, за плечами - выступления в крупнейших городах Советского союза и за рубежом, громкий успех  в спектаклях "Тоска" и "Севильский цирюльник", I премия в Сопоте и "Золотую пластинка" в Каннах. Многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по городам и весям СССР, выступления на телевидении, многотысячные тиражи пластинок… и работа, работа, работа.

Он очаровывал женщину за женщиной, жил в многочисленных коротких гражданских браках. В вихре гастрольной жизни он 12 лет переходил от одного скоротечного бурного романа к другому.

Эдита Пьеха в одном из своих интервью на ТВ вспоминала, как ее муж Александр Броневицкий врывался в ее гостиничный номер с криком: "Где Магомаев?!"

И искренне удивлялся, не найдя Магомаева "ни в кровати, ни под кроватью".

После знакомства с Синявской любимец публики перестал обращать внимание на других женщин.

Достаточно долго Муслим и Тамара не спешили оформлять свои отношения официально, жили в гражданском браке. Пока одному из их общих приятелей не пришло в голову взять их паспорта и отнести в ЗАГС. Так они расписались 23 ноября 1974 года.

В одном из самых популярных московских ресторанов того времени заказали зал на сто персон. И еще человек триста, прослышав, что сегодня здесь гуляет свадьбу не кто-нибудь, а Магомаева, пришли поздравить любимого певца к стенам заведения. Толпа скандировала "Горько!" вперемешку с требованиями спеть. И жених больше получаса пел на бис в раскрытом окне ресторана. Он не смог отказать своим фанатам… а потом три месяца ходил с бронхитом.

Первые годы совместной жизни дались обоим супругам довольно тяжело - оба сильные творческие личности, оба яркие незаурядные певцы, оба известны и любимы публикой. Они никак не могли поделить между собой пьедестал. Часто ссорились, Муслим Магомаев в сердцах уходил из дома и сбегал в родной Баку.

А потом, по-восточному пышно и торжественно, делал первый шаг к примирению: дарил любимой цветы ведрами, устраивал в ее честь представления.

"Был случай, когда Муслим Магомаев, возвращаясь из какой-то поездки, завернул ко мне на гастроли в Казань. Я пела Любашу в "Царской невесте", и в антракте, когда я вышла на поклон, мне поднесли от него огромный букет - меня за ним не было видно. Там было сто пятьдесят четыре гвоздики! Весь зал ахнул. И, конечно, когда он появился в ложе, зрителям было не до оперы", - вспоминает Тамара Синявская.

До последних лет жизни он оставался вспыльчивым и отходчивым, любящим и преданным супругом.


Тамара Синявская родилась в Москве. Окончила в 1964 году Музыкальное училище при Московской консерватории, в 1970-м - ГИТИС. Тогда же, на пару с Еленой Образцовой, завоевала первую премию на конкурсе имени Чайковского. Народная артистка СССР (1982). Пела в Большом театре с 1964 по 2002 год. До сих пор имеет договор с ГАБТом, где в любой момент может принять участие в спектакле "Царская невеста". Роману Синявской и Магомаева посвящены песни А. Пахмутовой "Мелодия" и "Прощай, любимый". Муслим Магомаев написал маслом несколько портретов своей жены.
 

Муслим Магомаев, Тамара Синявская - "Я помню вальса звук..." (1982 год)

http://salat.zahav.ru/ArticlePage.aspx?articleID=3331

Народный артисm СССР, лауреат международных фестивалей

МУСЛИМ МАГОМЕТОВИЧ МАГОМАЕВ

Неповторимый баритон, высокий артистизм и душевная щедрость Муслима Магомаева покорили не одно поколение слушателей. Диапазон его возможностей необычайно широк - оперы, мюзиклы, неаполитанские песни, вокальные произведения азербайджанских и русских композиторов. Он стал известен в 19 лет, после выступления на молодежном фестивале в Хельсинки, а в 31 год удостоен высшей награды - звания народного артиста СССР. На протяжении многих десятилетий певец продолжает оставаться кумиром миллионов, его имя, несомненно, стало своеобразным символом нашего искусства.
Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку в очень известной и уважаемой семье. Его назвали в честь деда - так он стал полным его тезкой. Своего знаменитого родственника Муслим не застал в живых - он умер в 1937 году, за 5 лет до рождения внука, но мальчик всегда интересовался его жизнью и творчеством - смотрел архивы, читал письма, слушал музыку. Муслим знал, что должен повторить его путь - стать и композитором, и дирижером, и пианистом.

Дед Муслима вырос в семье кузнеца-оружейника, где любили музыку. Муслим Магомаев-старший рано начал играть на восточной гармони, во время учебы в Грозненской городской школе освоил скрипку. Свое образование продолжил в Закавказской учительской семинарии в городе Гори, где познакомился с Узеиром Гаджибековым; они оба впоследствии стали основоположниками азербайджанского профессионального музыкального творчества. В Горийской семинарии дед научился игре на гобое. Как скрипач и гобоист играл в оркестре, состоявшем из учащихся семинарии, а в 18 лет стал ведущим музыкантом оркестра и заменял дирижера. Впоследствии Магомаев-старший создал оркестр из своих учеников, хор, организовывал концерты, где исполнялись народные песни, произведения популярных жанров и его собственные сочинения, часто выступал как солист-скрипач. С 1911 года, сдав экстерном экзамен в Тифлисском учительском институте, дед с семьей поселился в Баку. Тогда музыка стала главным делом его жизни: Муслим Магомаев-старший дебютировал как дирижер, оперный композитор, написал две оперы - "Шах Исмаил" и "Наргиз" и стал основоположником азербайджанской классической музыки. В настоящее время его имя носит Бакинская филармония.
У деда Муслима и его супруги Байдигюль было два сына. Младший - Магомет Магомаев, отец Муслима, был очень одаренным человеком. Нигде специально не учась музыке, играл на рояле, пел - у него был очень приятный и задушевный голос. Талантливый театральный художник, он оформлял спектакли в Баку и Майкопе. От отца Магомет Магомаев унаследовал мужественность, ценил порыв, отвечал за слово, был честолюбив и всегда оставался романтиком - именно такой человек смог бросить все и уйти на фронт. Старший сержант М. М. Магомаев погиб в маленьком городке Кюстрин недалеко от Берлина за 9 дней до окончания войны. От мальчика долго скрывали, что отца уже нет в живых, и только лет в 10 сказали правду.
Мать Муслима, Айшет Ахмедовна (по сцене Кинжалова), - драматическая актриса с многоплановым амплуа. У Айшет был хороший голос, она аккомпанировала себе на аккордеоне - играла в основном характерные роли, а ее музыкальность была дополнением к драматическим способностям. На сцене Айшет Кинжалова была очень эффектна - броская внешность и одаренность, видимо, в большой степени произошли от смешения кровей: ее отец был турок, мать - наполовину адыгейка, наполовину русская. Айшет Ахмедовна родилась в Майкопе, театральное образование получила в Нальчике. С будущим супругом уехала в Баку, где они поженились. Когда Магомет Муслимович ушел на фронт, Айшет Ахмедовна жила в семье Магомаевых, а после его гибели вернулась в Майкоп. Человека неординарного, ее томила жажда к перемене мест.
Дом дяди Джамала навсегда стал для Муслима родным, а сам дядя заменил ему отца и деда.Мальчик знал, что для него он был самым близким человеком на свете, а любить дядя Джамал умел. Такое у него было сердце - все там умещалось, и сила, и слабость, а строгость была прикрытием доброты. Инженер по образованию, он имел склонность к точным наукам. Унаследовав от отца музыкальность, играл на рояле, не получив при этом специального музыкального образования. Очень любил нажимать на педаль, чтобы было громко, хотя Муслима учил: "Играй тихо и с чувством". Дядя Джамал превыше всего ценил свою честь, что стало семейной заповедью Магомаевых.
Няня тетя Груня часто водила Муслима гулять... Они заходили в православную церковь. Мальчик навсегда запомнил запах ладана, мерцание свечей, пышность православного храма, и русская церковь казалась сказочным теремом. На ночь няня рассказывала ему добрые сказки. Позже, когда Муслим научился читать, он сам прочел сказки Пушкина, узнал о его няне Арине Родионовне. Став постарше, увлекся книгами Жюля Верна. Муслима очень интересовало все, что связано с морем, - капитан Немо, его "Наутилус". Дома он устроил собственный "Наутилус" - целый уголок в комнате, где мастерил корабли. В зрелом возрасте Магомаев увлекся фантастикой, но любовь к сказкам осталась навсегда - у знаменитого певца собраны все фильмы Уолта Диснея.

В то время когда сверстники Муслима играли машинками и оловянными солдатиками, он ставил дедовский пюпитр, брал в руки карандаш и руководил воображаемым оркестром. Сначала Муслима хотели научить играть на скрипке. Как многие дети, он был очень любопытен: ломал механические игрушки, чтобы посмотреть, как они устроены. Это "техническое творчество" не забылось - Муслим Магометович и сейчас в свободное время тешит себя современными электронными "игрушками". Когда близкие, глядя на него, играющего на компьютере, говорят: "Как мальчишка!.", - он не обижается, так как уверен, что если в человеке исчезает что-то детское, наивное, это значит, что пришла старость. Но тогда от детского любопытства Муслима пострадала дедушкина скрипка: мальчик решил посмотреть, что находится внутри, и инструмент сломался. Его склеили, и в настоящее время реликвия находится в одном из бакинских музеев...
Путь Муслима по дороге деда-композитора решили начать с рояля. Рояль был большой, а Муслим маленький, но они ладили: с 3 лет мальчик уже подбирал мелодии, а первую сочинил в 5 лет и запомнил ее на всю жизнь. Впоследствии Муслим Магомаев с поэтом Анатолием Гороховым сделали из нее песню "Соловьиный час".
В 1949 году Муслима отдали в музыкальную школу-десятилетку при Бакинской консерватории. Критерий при поступлении был один - природный талант. Магомаеву запомнились прекрасные учителя - Аркадий Львович, преподававший географию и английский язык, и Арон Израилевич, который вел музыкальную грамоту. Впервые об уникальном голосе Муслима заговорили, когда ему исполнилось 8 лет, - вместе с хором он старательно выводил "Спи моя радость, усни". Когда учительница попросила всех замолчать, Магомаев продолжал петь, не слыша своего голоса - еще детского, но необыкновенно чистого и сильного. Тогда он не подозревал, что это первое соло - ступенька к небывалому успеху. Муслим Магометович уверен, что голос достался ему по наследству от матери, а музыкальность - от Магомаевых. На певца оказали огромное влияние атмосфера семьи, в которой он рос, музыкальная школа, а впоследствии - консерватория и оперный театр.
Когда Муслиму исполнилось 9 лет, мать забрала его в Вышний Волочок, где служила в театре. Он навсегда полюбил этот неброский, уютный русский городок, его простых, доверчивых людей. Здесь мальчик впервые узнал, что такое русская душа. Там он продолжил занятия в музыкальной школе у В. М. Шульгиной. Это была замечательная женщина, мудрый, терпеливый педагог. Кроме школы она работала в городском драматическом театре музыкальным оформителем, подбирала и обрабатывала музыку для спектаклей и руководила хором в одном из учебных заведений. Когда Валентина Михайловна оформляла музыкальный спектакль "Анджело" по А. С. Пушкину, Муслим сидел в оркестровой яме рядом с роялем и млел от счастья - оттого, что любит музыку, театр с его особым пыльно-сладким запахом, с шорохами и суетой за кулисами, с долгими репетициями.

Интерес к театру вскоре вылился в то, что Муслим увлек ребят идеей организовать кукольный спектакль. К тому времени он уже немного лепил, и сделать кукол для небольшого спектакля "Петрушка" для него не составило труда. Ребята достали почтовую коробку, смастерили из нее сцену, сами написали текст, и марионетки на ниточках разыграли короткий спектакль минут на десять. Детям хотелось, чтобы у них было все, как в настоящем театре: они даже брали за билеты "деньги" - фантики от конфет.
Муслим прожил в Вышнем Волочке около года и по решению матери вернулся в Баку для продолжения музыкального образования. Вскоре Айшет Ахмедовна второй раз вышла замуж, у нее появилась новая семья, а у Муслима - брат Юрий и сестра Татьяна.

Главное дело его жизни началось с итальянского фильма "Молодой Карузо", в котором великого неаполитанца озвучивал Марио дель Монако. На даче у дяди Муслим каждый день мог смотреть лучшие фильмы - трофейные, старые и новые, которые еще не вышли на экран. Именно там он увидел "Любимые арии", "Паяцев", "Тарзана", фильмы с Лолитой Торрес. Его детство проходило не только весело, но и содержательно. Муслим продолжил учебу в музыкальной школе, и его увлечением стало пение.
Он слушал пластинки, оставшиеся от деда, - Карузо, Титто Руффо, Джильи, Баттистини. Слушая записи вокальных произведений, он анализировал басовые, баритоновые, теноровые партии. Брал клавиры и пел все подряд, сравнивал то, что делали знаменитые певцы, с тем, как пел он сам. К 14 годам у Муслима проснулся голос, но петь при посторонних он стеснялся и скрывал свою тайну от домашних и педагогов. Не стеснялся он только одноклассников, показывал популярных персонажей из детского фильма "Буратино", забавно пел песенку "Моя лилипуточка" из фильма о Гулливере.

Тогда еще никто не мог предположить, что именно этот необыкновенный талант пригодится Муслиму в жизни и он блестяще озвучит Сыщика, Трубадура и Цыганку в любимом всеми мультфильме "По следам Бременских музыкантов". На школьном концерте Муслим спел "Песню нефтяников Каспия" Кара Караева - через 20 лет он снова пел ее как профессиональный певец на правительственных концертах. А тогда, в школе, он пронзительно звонким голосом выводил: "Песня мужества плывет на морском просторе". Это было первое выступление Муслима Магомаева на большой сцене Бакинской консерватории.

На одном этаже с семьей Магомаевых в большом доме, который в Баку называли "домом артистов", жил известный певец Бюльбюль. Их квартиры были смежными, и Муслим слышал распевки этого легендарного исполнителя. С его сыном Поладом они играли в одном дворе, а дома перестукивались через стену. Как представители "верховной власти" двора, как Том Сойер и Гек Финн, соперничали, кто ловчее "тарзанит", перепрыгивая с дерева на дерево. В детстве Муслим увлекся астрономией. Вместе с Поладом они даже смастерили трубку, чтобы посмотреть, есть ли пятна на Луне. Полад был моложе Муслима и учился в другом классе, но вместе они постоянно оформляли школьную стенгазету: уже тогда Магомаев почувствовал склонность к рисованию.

Вместе с ребятами Муслим создал тайное общество меломанов. Собирались у его друга, Толи Бабеля, страстного поклонника И. С. Козловского и Большого театра, слушали вокальные записи, джазовую музыку. Постепенно от прослушивания перешли к практике. Тогда у Магомаева появилось много музыкальных пристрастий: он любил и классику, и джаз, и эстрадную музыку. Ребята организовали небольшой джаз-банд, играли дома у кларнетиста Игоря Актямова. Муслим собрал кружок струнников и обработал каватину Фигаро в переложении для двух скрипок, альта, виолончели и рояля. Позже, узнав о сочинительских талантах Муслима Магомаева, его перевели в класс детского творчества, где он начал писать пьесы и романсы на стихи А. С. Пушкина.

Когда в школе узнали о том, как Магомаев поет, на уроках музыкальной литературы он стал вокальным иллюстратором - пел арии и романсы. Поскольку в музыкальной школе не было вокального отделения, Муслима прикрепили к лучшему педагогу консерватории - Сусанне Аркадиевне. Он приходил заниматься к ней домой, и, к радости ученика, на уроки заглядывал сосед Рауф Атакишиев - превосходный певец, служивший в Бакинском оперном театре. Впоследствии Муслим не раз пел с ним на оперной сцене. Талантливого ученика приметил и превосходный виолончелист, профессор Бакинской консерватории В. Ц. Аншелевич. Он стал безвозмездно, ради любви к делу и творческого интереса давать ему уроки. Аншелевич не вмешивался в вокал, не ставил голос, а показывал, как его филировать. Уроки с профессором-виолончелистом не пропали даром: Муслим научился преодолевать вокальные технические рифы. Опыт, приобретенный на занятиях с Владимиром Цезаревичем, пришелся кстати, когда Магомаев начал работать над партией Фигаро в "Севильском цирюльнике".

Продолжать учебу в музыкальной школе Магомаев не мог. Пение увлекло его настолько, что все другие предметы стали отвлекать, и он перешел в музыкальное училище, которое подарило встречу с прекрасным концертмейстером Т. И. Кретинген. Тамара Исидоровна искала для Муслима неизвестные романсы, произведения старинных композиторов. С ней Магомаев нередко выступал на вечерах вокального отделения на сцене филармонии. В оперном классе они подготовили отрывок из "Мазепы" П. И. Чайковского - это был первый оперный спектакль Муслима. А затем вышел студенческий спектакль "Севильский цирюльник". Жизнь в училище кипела, поощрялась концертная практика, ребята много выступали. Магомаев навсегда запомнил свой романтический настрой, так как занимался любимым делом, а педагоги не ограничивали свободу студентов.

В эти годы Муслим женился на своей однокурснице Офелии, у них родилась дочь Марина, но впоследствии семья распалась. В настоящее время Марина живет в Америке - она очень близкий Муслиму Магометовичу человек. Когда-то ее дед, академик-химик, уговорил ее учиться геодезии и картографии. Хотя Марина окончила школу как пианистка и ей прочили прекрасное будущее музыканта, она выбрала другой путь. Сейчас у Муслима Магометовича дружеские отношения с дочерью, и он бесконечно ценит это.

Когда Муслима приняли в Ансамбль песни и пляски Бакинского округа ПВО, он начал гастролировать по Кавказу. В его репертуаре были эстрадные песни, оперная классика, арии из оперетт. Однажды, когда Муслим приехал из Грозного в отпуск, его вызвали в Центральный комитет комсомола Азербайджана и сообщили о предстоящей поездке на VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки. В большой делегации СССР от республики были представлены оркестр радио и телевидения Азербайджана под управлением Т. Ахмедова и единственный солист - Муслим Магомаев. Хельсинкский фестиваль начался в Москве с Центрального дома Советской армии имени Фрунзе, где будущие участники собрались для репетиций культурной программы. Песни Магомаева понравились, и по этим положительным отзывам он предчувствовал успех.

В Финляндии с оркестром Т. Ахмедова Муслим выступал на улицах, в залах. Почему-то на финской земле ему пелось как никогда. После завершения фестиваля первый секретарь ЦК ВЛКСМ С. П. Павлов вручил медали наиболее отличившимся участникам. Среди них был Муслим Магомаев. Приехав в Москву, Муслим увидел в журнале "Огонек" свою фотографию с заметкой: "Юноша из Баку покоряет мир". А осенью его с оркестром Т. Ахмедова пригласили на Центральное телевидение. После передачи Магомаева начали узнавать - это было первое признание, но настоящая известность пришла позже. После Хельсинки Муслим вернулся в Баку и поступил стажером в Азербайджанский театр оперы и балета.

Переломной датой в биографии певца стало 26 марта 1963 года. В Москве проходила Декада культуры и искусства Азербайджана - в столицу съехались лучшие художественные коллективы республики, признанные мастера и начинающая молодежь. Концерты, в которых участвовал Муслим, проходили в Кремлевском дворце съездов. Его принимали очень тепло. Молодой певец исполнял куплеты Мефистофеля из "Фауста" Гуно, арию Гасан-хана из национальной оперы "Кёр-оглы" У. Гаджибекова, "Хотят ли русские войны". Что-то произошло с залом, когда он вышел на сцену в последнем концерте, транслировавшемся по телевидению, и спел песню "Бухенвальдский набат", которая в его прекрасном исполнении потрясла слушателей, и каватину Фигаро. После каватины, исполненной на итальянском языке, слушатели начали скандировать и кричать "браво". В ложе сидели Е. А. Фурцева и И. С. Козловский, которые тоже непрерывно аплодировали. Муслим кивнул дирижеру Ниязи и повторил каватину на русском языке.
30 марта 1963 года в газетах появилась информация ТАСС с концерта азербайджанских артистов, где сообщалось: ". Самый большой, можно сказать, редкий успех достался Муслиму Магомаеву. Его великолепные вокальные данные, блистательная техника дают основание говорить, что в оперу пришел богато одаренный молодой артист". Пресса очень активно откликнулась на успех Магомаева - восторженные оценки, анализ исполнения, но самым дорогим для певца стал отзыв билетеров Кремлевского дворца, которые написали на концертной программке: "Мы, билетеры, невольные свидетели восторгов и разочарований зрителей, радуемся Вашему успеху в таком замечательном зале. Надеемся еще услышать Вас и Вашего Фигаро на нашей сцене. Большому кораблю - большое плавание". После выступления на декаде, имевшего такой резонанс, Муслиму Магомаеву предложили выступить сольно в Концертном зале имени Чайковского. Впоследствии жизнь складывалась так, что певцу часто приходилось что-то делать первым: записывать на фирме "Мелодия" в студии (в здании англиканской церкви на улице Станкевича) оперные арии в сопровождении симфонического оркестра под управлением Ниязи, со звукорежиссером В. Бабушкиным осваивать цифровую запись.

10 ноября 1963 года к зданию Московской филармонии стеклось множество людей. Только потом Муслиму стало известно, что желающих попасть на его концерт оказалось столько, что поклонники снесли входную дверь в вестибюль.Начав петь, он успел заметить, что в зале аншлаг и люди стоят в проходах. Концерт прошел лучше, чем ожидал певец. Бах, Гендель, Моцарт, Россини, Шуберт, Чайковский, Рахманинов, Гаджибеков. Вместо объявленных в программе 16 вещей в тот вечер Муслим спел 23: в незапланированном третьем отделении исполнял итальянские и современные песни. Уже выключили свет, а у авансцены все стояла толпа поклонников. Муслим сел за рояль - и наступило время эстрады: "Come prima", "Guarda che Luna", твист А. Челентано "Двадцать четыре тысячи поцелуев".Впоследствии Магомаев стал строить концерты именно так: из классических произведений и эстрадных номеров. К симфоническому оркестру присоединялись гитара, ударные и бас - и оркестр превращался в эстрадно-симфонический. Требовательная К. И. Шульженко вспоминала: "Как только Магомаев появился - это стало явлением. Он был на голову выше всех молодых. Он всем безумно нравился.". Именно в тот день Муслим Магомаев почувствовал, что сомнения преодолены и никогда не вернется юношеская робость.

В 1964 году Муслим Магомаев уехал на стажировку в миланский театр "Ла Скала" вместе с Владимиром Атлантовым, Янисом Забером, Анатолием Соловьяненко и Николаем Кондратюком. Италия - страна несметных сокровищ искусства, родина бельканто, и это не только благотворно сказалось на исполнительских возможностях Муслима, но и существенно расширило его духовный горизонт. Он навсегда остался сторонником итальянской школы пения, восхищаясь творчеством Беньямино Джильи, Джино Бекки, Тито Гобби, Марио дель Монако. Самому Магомаеву великолепно удавались арии Фигаро и Скарпиа, Мефистофеля и Онегина. В Милане у Муслима появился любимый магазин пластинок, где он приобретал записи. Во время стажировки он познакомился с директором театра - синьором Антонио Гирингелли, который относился к молодому певцу с особым вниманием и симпатией. Занятия по вокалу проводил маэстро Дженарро Барра - известный певец, обладавший завидной энергией и жизнелюбием. Педагогом-репетитором по разучиванию оперных партий стал Энрико Пьяцца, в свое время ассистировавший великому Артуро Тосканини. Во время стажировки Муслима он работал в "Ла Скала" консультантом и концертмейстером. Для занятий Магомаев выбрал оперу "Севильский цирюльник".

Незабываемое впечатление у певца оставил спектакль "Девушка с Запада" Дж. Пуччини - в главной партии ковбоя Джонсона выступал молодой и уже знаменитый Франко Корелли. Яркое впечатление оставило и выступление Джузеппе ди Стефано. Именно в Милане Муслим услышал в "Богеме" Миреллу Френи, познакомился с Робертино Лоретти и бывшими итальянскими партизанами, главными среди которых были доктор-стоматолог синьор Пирассо и Никола Мучача. Дружески опекала советских стажеров и гостеприимная семья Луиджи Лонго, сына секретаря Коммунистической партии Италии. Во время второй стажировки в "Ла Скала" Муслим готовил партию Скарпиа в "Тоске" Пуччини. Его коллегами во время поездки стали Владимир Атлантов, Хендрик Крумм, Виргилиус Норейка и Ваган Миракян. 1 апреля 1965 года стажеры выступили с концертом на малой сцене театра - "Ла Пикколо Скала". Муслим спел среди других песен "Вдоль по Питерской". Зал был полон, принимали замечательно. Так на русской ноте под крики итальянского "браво" закончилась его итальянская эпопея. На основе привезенных из Италии пластинок Магомаев сделал цикл передач об итальянских оперных певцах для радиостанции "Юность" и записал с Государственным камерным оркестром Азербайджана под руководством Назима Рзаева целую пластинку старинной музыки с произведениями композиторов XVI-XVIII веков.

Летом 1966 года Муслим Магомаев впервые попал во Францию, где ему предстояли выступления на сцене знаменитого театра "Олимпия" в составе большой группы советских артистов. Газета "Русская мысль" написала: "Молодой певец Муслим Магомаев прислан из Баку и представляет собой Азербайджан. Он выступает последним номером, и публика не хочет его отпускать, устраивает ему более чем заслуженную овацию. Но когда Магомаев исключительным по красоте баритоном поет арию Фигаро по-итальянски, с прекрасной дикцией, отличным произношением и соответствующей живостью, публика буквально начинает бесноваться. Затем он садится за рояль и, превосходно аккомпанируя себе, поет по-русски "Стеньку Разина" и "Подмосковные вечера" - две вещи, казалось бы, набившие оскомину даже у французов, но в его исполнении все интересно"... Через 3 года Магомаев
вновь посетит "Олимпию", но уже с Ленинградским мюзик-холлом.
Находясь в Баку, Муслим за год окончил консерваторию. Учился легко, прекрасно гармонизировал мелодии, а на экзамен по фортепиано подготовил Сонату до мажор Моцарта в переложении для четырех рук, Прелюдию до-диез минор Рахманинова, первые две части "Лунной" сонаты Бетховена и отыграл программу так, что члены комиссии сказали: "У нас такое ощущение, что мы принимаем экзамен не на вокальном отделении, а на фортепианном факультете". На государственный экзамен народного артиста Азербайджанской ССР Муслима Магомаева пришло столько людей, что никакой зал не мог вместить всех желающих. Пришлось открыть окна и двери, люди слушали своего кумира с улицы. На своем выпускном экзамене он пел произведения Генделя, Страделлы, Моцарта, Шумана, Грига, Верди, Чайковского, Рахманинова.

Вскоре Муслим Магомаев снова оказался во Франции - в Каннах, где проходил очередной Международный фестиваль грамзаписи и музыкальных изданий (МИДЕМ). Муслим участвовал в конкурсе по разделу "Эстрадная музыка". Записанные им пластинки разошлись фантастическим тиражом в 4 с половиной миллиона экземпляров. Певец из СССР получил "Золотой диск". Всего таких дисков у Муслима Магометовича два - второй он получил на 4-м МИДЕМе в начале 1970 года.

В конце лета 1969 года в Сопоте состоялся IX Международный фестиваль эстрадной песни. От СССР направили Муслима Магомаева. Для конкурса певцов он выбрал песню Кшиштофа Садовского "Именно в этот день", представив ее как красивую мелодичную песню в итальянском духе, и получил 1-ю премию. На 2-м конкурсе песен стран-участниц Муслим исполнил "Сердце на снегу" А. Бабаджаняна. Принимали песню великолепно, но по условиям конкурса один исполнитель не мог получить сразу две награды. Получив 1-ю премию как исполнитель, Муслим Магомаев нарушил традицию Сопотского фестиваля, став вторым за всю историю конкурса певцом, завоевавшим главную награду. В Сопоте он побывал еще раз в качестве гостя на юбилейном X фестивале, проходившем в 1970 году.
Во время поездок в Польшу Муслим искал могилу отца. И при содействии Общества польско-советской дружбы удалось отыскать братскую могилу в городе Хойна Щецинского воеводства. Через 27 лет после гибели отца сын смог навестить его могилу - это было весной 1972 года. А 17 августа 1972 года друг Муслима Магометовича Роберт Рождественский преподнес ему в день тридцатилетия бесценный подарок - стихотворение "Отец и сын". Позже композитор Марк Фрадкин написал к нему музыку, но Муслим не стал исполнять эту песню - это было личное, не для публики. Отцу он посвятил песню, написанную тоже на стихи своего друга - Геннадия Козловского. Песня "Последний аккорд" вошла в кинофильм "Поет Муслим Магомаев".
Муслиму Магометовичу посвящен еще один фильм - "До новых встреч, Муслим", который снят на основе записи неаполитанских песен. Вместе с А. А. Бабаджаняном они создали прекрасные песни - "Ожидание", "Королева красоты", "Моя судьба". Своими песнями одарил Магомаева и еще один давний друг - О. Б. Фельцман. "Возвращение романса", "С любовью к женщине", "Колыбельная", "Одиночество женщины" запомнились слушателям. Муслиму Магомаеву всегда было интересно придать песням новое звучание. Одним из первых он исполнил на новый лад "Темную ночь", "Шаланды, полные кефали", "Три года ты мне снилась", "Что так сердце растревожено", "Веселый ветер" и "Капитана". Знаменитому певцу довелось работать с замечательнейшими исполнителями. В "Тоске" он пел с Марией Биешу, в "Севильском цирюльнике" - с примадонной Кировского театра Галиной Ковалевой. Когда Магомаев исполнял в Ленинграде Скарпиа, партию Тюремщика пел Е. Е. Нестеренко.

В Бакинской филармонии, которая носит имя его деда, Муслим Магометович познакомился с Тамарой Ильиничной Синявской. Возможно, в этом был какой-то знак: филармония будто семейная обитель Магомаевых, в которой живет дух предков. Еще до отъезда Синявской в Италию Магомаев стал завсегдатаем Большого театра - прослушал все спектакли с ее участием, дарил самые большие и красивые букеты... А потом было испытание чувств разлукой - Тамара Синявская на полгода уехала на стажировку в Италию, а Муслим звонил ей каждый день. Именно в тот момент возникла "Мелодия"... Когда А. Пахмутова и Н. Добронравов показали Магомаеву новую песню, она понравилась ему сразу, и уже через несколько дней была записана. Тамара Ильинична одной из первых услышала ее по телефону в далекой Италии. Муслим Магометович признается, что не смог бы жениться на другой женщине - у них с Тамарой Ильиничной настоящая любовь, общие интересы и одно дело...
У Муслима Магомаева всегда были полноценные зарубежные гастроли. Из советских эстрадных артистов по линии Госконцерта он первым поехал в США. Гастролировали по большим городам: Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес. Зрители очень тепло принимали артиста. Муслим Магометович часто посещал эту страну и в связи с работой над книгой о легендарном Марио Ланца. Когда он провел на радио цикл из 5 передач, посвященных творчеству этого великого исполнителя, и поделился со слушателями планами написать книгу о нем, откликнулось немало бескорыстных помощников. В 1989 году Муслим Магомаев и Тамара Синявская получили приглашение принять участие в ежегодном вечере, приуроченном к дате кончины певца (7 октября 1959 года). Встретили их необычайно радостно - впервые за 30 лет после смерти Ланца в вечере его памяти участвовали артисты из Советского Союза.

Всю свою любовь к Ланца, великому певцу XX века, Магомаев выразил в первой книге, написанной о нем в СССР, которая увидела свет в 1993 году в издательстве "Музыка". После рассказов о Марио Ланца на радио пришло много благодарственных писем от радиослушателей, и было решено продолжить цикл. Вышли передачи о других выдающихся певцах - Марии Каллас, Джузеппе ди Стефано. Через некоторое время Магомаеву предложили сделать то же самое, только для телевидения, - так появился цикл передач со Святославом Бэлзой "В гостях у Муслима Магомаева". Они рассказывали о Марио дель Монако, Хосе Каррерасе, Пласидо Доминго, Элвисе Пресли, Фрэнке Синатре, Барбре Стрейзанд, Лайзе Миннелли. Последней работой в этом цикле стал рассказ о великом дирижере Артуро Тосканини.

Дискография Муслима Магомаева насчитывает 45 грампластинок, десятки записей, опубликованных в популярном музыкальном журнале "Кругозор", а также 15 компакт-дисков: "Благодарю тебя" (1995), "Арии из опер и мюзиклов. Неаполитанские песни" (1996), "Звезды советской эстрады. Муслим Магомаев. Лучшее" (2001), "Любовь - моя песня. Страна грез" (2001), "Воспоминания об А. Бабаджаняне и Р. Рождественском" (серия "Звезды, которые не гаснут", 2002), "Муслим Магомаев. Избранное" (2002), "Арии из опер" (2002), "Песни Италии" (2002), "Концерт в зале имени П. И. Чайковского, 1963 г." (2002), "Великие исполнители XX века. Муслим Магомаев" (2002), "С любовью к женщине" (2003), "Спектакли, мюзиклы, кинофильмы" (2003), "Рапсодия любви" (2004), "Муслим Магомаев. Импровизации" (2004), "Муслим Магомаев. Концерты, концерты, концерты" (2005).

В свое время Муслим Магомаев отдал предпочтение эстраде и принес в нее новые ритм и стиль. Как это часто бывает у талантливых людей, знаменитый певец одарен разносторонне: он не только прекрасный певец и актер, но и пишет музыку для театра и кино, сочиняет песни, лепит, рисует, обладает литературными способностями. Рисует Муслим Магометович с детства, чаще всего по настроению. Находясь летом в Баку, день за днем писал закаты на море - за мольбертом его душа отдыхает. Муслиму Магомаеву удалось воплотить и еще одну давнюю мечту - создать эстрадный оркестр. Сначала он работал со знаменитым биг-бендом под руководством Л. Мерабова, а потом собрал лучших джазовых музыкантов. У Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра была база в Московском дворце культуры автозавода имени Лихачева - музыканты давали по 20-30 концертов в месяц.

Еще одно увлечение Муслима Магомаева - киномузыка, которую он пишет в основном к фильмам Эльдара Кулиева. В середине 1980-х годов кинорежиссер задумал фильм о поэте и мыслителе Средневековья Низами и пригласил на эту роль Муслима. Снимали картину в Азербайджане и Самарканде. Двухсерийный художественный фильм получился прекрасным - в нем все изысканно, орнаментально красиво, истинно по-восточному. Поэзия, философия, плавность мыслей, действий, размышления о жизни, любви и смерти. Муслим Магомаев впервые сыграл в кино роль своего великого соотечественника.

В середине 1980-х годов режиссер Ярославского драматического театра имени Ф. Волкова Глеб Дроздов предложил Магомаеву написать музыку к спектаклю "Рождает Птица птицу". Муслим Магометович написал песню, получившую то же название, что и пьеса, которую позже записал на радио. Премьера спектакля прошла с успехом. Впоследствии Дроздов предложил Магомаеву написать музыку к спектаклю "Ярославна" по мотивам "Слова о полку Игореве". Муслиму Магометовичу в глубине души давно хотелось испытать свои силы в русской теме, и в результате получились интересные музыкальные номера. Перекликаясь, сплетаясь в русский венок, зазвучали три темы: плач Ярославны, который записала Тамара Синявская, песнь Бояна (он же Ведущий спектакля) в исполнении Владимира Атлантова, ария князя Игоря, которую записал Муслим Магомаев. Премьера состоялась в августе 1985 года. Спектакль шел не на сцене театра, а у стен Спасо-Преображенского монастыря, где в XVIII веке обнаружили рукопись "Слова о полку Игореве". Эти стены стали лучшей декорацией.

Муслима Магомаева любят все. В свое время Л. И. Брежнев с удовольствием слушал его песню "Белла, чао", а шахиня Фарах после своего официального визита в Баку пригласила певца принять участие в праздновании годовщины коронации шаха Ирана. Добрые и теплые отношения долгие годы связывали Муслима Магомаева с первым секретарем ЦК компартии Азербайджанской ССР Г. А. Алиевым. Муслим Магометович даже был избран депутатом Верховного Совета Азербайджана. Он получал письма с различными просьбами, посылал их в соответствующие инстанции, пытался помочь людям. Живя в Москве, специально приезжал на сессии в Баку.

Жизненный принцип Муслима Магомаева - "Не жди, не бойся, не проси". Ко всем прочим достоинствам необходимо причислить еще и то, что душа Магомаева не устает трудиться. Он поддерживает контакт со своими многочисленными поклонниками через Интернет, любит "поколдовать" в домашней студии над записями. К его юбилею в 2002 году вышла коллекция из 14 компакт-дисков, дающая представление о том, как много сделал для нашего искусства великий певец.
Муслим Магомаев гордится своей родиной, любит ее и всегда говорит о том, что Азербайджан - его отец, а Россия - мать. Он никогда не забывал и свой бакинский двор, и бульвар на берегу теплого Каспия. Муслим Магометович часто приезжает в Баку как на святую землю. Для бакинцев их город - это не просто место рождения, это нечто большее. Бакинец - это особый характер, индивидуальность, особый стиль жизни. Появившись на свет, получив хорошее образование, сделав первые шаги в профессии на прекрасной земле великих Низами, Хагани, Вургуна, Гаджибекова, Бюль-Бюля, Ниязи, Караева, Бейбутова, Амирова, он совсем молодым приехал в Москву, и она вмиг сделала его известным и окружила любовью.

Роберт Рождественский писал: "Я присутствовал на многих концертах, в которых пел Муслим Магомаев, и ни разу не было случая, чтобы ведущий успевал назвать полностью имя и фамилию артиста. Обычно уже после имени “Муслим” раздаются такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия “Магомаев” безнадежно тонет в восторженном грохоте. К этому привыкли. Как привыкли к тому, что уже одно имя его давно стало своеобразной достопримечательностью нашего искусства. А еще к тому, что любая оперная ария, любая песня в его исполнении - это всегда ожидаемое чудо".

М. М. Магомаев награжден орденами Почета (2002), Трудового Красного Знамени (1971), Дружбы народов (1980), орденами Азербайджана "Истиглал" (2002) и "Шохрат" (1997), почетным знаком "За заслуги перед польской культурой", нагрудным знаком "Шахтерская слава" III степени. В 2004 году награжден орденом М. В. Ломоносова Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ. В 2005 году за выдающийся личный вклад в развитие культуры России удостоен Национальной премии имени Петра Великого. Является Кавалером ордена «Сердце Данко», присуждаемого за выдающиеся достижения в деле развития Российской культуры. Живет и работает в Москве.

 


Жизнь за кадром

Почему постаревшие кумиры советского кино сегодня никому не нужны


На днях в столице произошло ЧП. В одну из московских больниц врачи доставили легенду советского кино актрису Татьяну Самойлову (на фото вверху). Звезда фильмов «Анна Каренина» и «Летят журавли» (получившего в 1958 году – единственный раз в истории отечественного кинематографа – приз Каннского фестиваля) выпила большое количество снотворного. Так она пыталась покончить с собой. Причина, толкнувшая ее на этот шаг, до обидного банальна: в огромном мегаполисе, в стране, где еще недавно ей рукоплескали миллионы, 73-летняя актриса осталась совсем одна. Живет в крохотной квартирке, получает мизерную пенсию. Врачи спасли жизнь Самойловой. Но сил на то, чтобы жить и бороться, у нее больше нет.

Трагедия Татьяны Самойловой стала своего рода явлением времени. Вчерашние символы большого экрана сегодня оказались никому не нужными. Легендарный «Штирлиц» Вячеслав Тихонов поселился за городом на даче и ни с кем не общается. Нонна Мордюкова пускает в свой дом двух-трех близких людей. Сама же народная артистка на улицу практически не выходит – болят ноги. Да ей и не хочется никуда выходить. Там, за дверью собственной «крепости», – уже совсем другой, незнакомый и равнодушный мир.

Пирожок для Брондукова
Ирина Галанова – ответственный секретарь Бюро пропаганды отечественного кино Союза кинематографистов – сейчас готовит к печати энциклопедию «Народные артисты СССР». В книгу она собрала сведения обо всех любимых и истинно народных. Общалась со вчерашними кумирами – забытыми и одинокими, успешными и счастливыми. Поэтому знает об этих людях почти все.

«В советское время существовали такие лозунги: «Все для страны, ничего для себя!», «Родина вас не забудет!», «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет!», – рассказывает Ирина Владимировна «Новым Известиям». – Актеры – герои своего времени, символы поколения – жили по этим заповедям. Ради высоких целей и идеалов они отказывались от личных интересов. Какая семья, если грядет роль в «общественно значимом фильме» о строительстве коммунизма?! Или надо ехать на гастроли – выступать перед строителями БАМа. Какие тут могут быть дети? Это же значит выпасть из профессии на два-три года». А потом оказалось, что старая, «неэффектная» вчерашняя актриса никому не нужна.

Всем памятна история с Тамарой Носовой. Тетушка Аксал из «Королевства кривых зеркал» и Донна Роза из «Здравствуйте, я ваша тетя!» умерла в прошлом году. У нее не было детей, внуков. В последнее время продукты ей приносил дальний родственник (что-то вроде сына мужа троюродной сестры). В дом не заходил – передавал сумку престарелой родственнице во дворе на лавочке. Как-то несколько дней подряд Носова не выходила из дома. Соседи забеспокоились, вызвали милицию и взломали дверь. Старушка без сознания лежала посреди коридора. С ней случился удар, но она была еще жива. Квартира представляла ужасное зрелище: горы мусора, какой-то старый хлам. По лежавшей женщине бегали тараканы и крысы…

Есть и другие примеры, не столь выразительные наглядно, но от того не менее трагические.
Борислав Брондуков («Афоня», «Вас ожидает гражданка Никанорова») последние годы доживал в Киеве. Работы в кино не было. Супруга артиста зарабатывала на всю семью тем, что шила на заказ. Случалось, сам актер рано утром уходил из дома и возвращался лишь вечером. Уходил, чтобы найти какое-то пропитание. «Люди узнают меня, – говорил он. – Кто пирожком угостит, кто конфеткой…»
Михаилу Кононову, умершему летом нынешнего года, не хватало денег на лекарства. Пенсия артиста составляла около трех тысяч рублей, из которых половина уходили на оплату коммунальных услуг.

Знаменитая укротительница тигров Маргарита Назарова («Полосатый рейс») умерла в Нижнем Новгороде, не накопив денег даже себе на похороны. Хоронили ее за счет мэрии.
«Василий Алибабаевич» из «Джентльменов удачи» – Раднер Муратов – собирал выброшенные соседями вещи и продукты. Его последней мечтой было купить теплое пальто. После инсульта любимый народный герой, превратившийся в нищего старика, очень мерз.

Детей у Кононова, Назаровой, Муратова не было…

Фактически помогать старым актерам, находящимся в сложном положении, призвана Гильдия актеров кино под председательством Евгения Жарикова. Многие поклонники кино ругают активистов этой организации за то, что они, мол, существуют, но ничего не делают. Однако гильдия – это общественная организация, своих денег у нее нет. Если удается найти средства от спонсоров, они идут на благотворительность. То есть помощь получается от случая к случаю. Вдове актера Бориса Новикова, например, пару лет назад «от гильдии» привезли машину плавленых сырков. Продукт забраковали в магазине (на упаковке не хватало положенного гостом ярлычка). Пожилая женщина была очень рада неожиданному подарку.

Иногда артистов пытаются поддерживать частные меценаты. Незадолго до смерти Георгия Вицина некий бизнесмен приехал к любимому актеру, хотел дать ему деньги. Вицин вежливо отказался – спасибо, нет. Хотя он очень нуждался…
«Я лично знаю этого бизнесмена, он достойный человек, – рассказывает Ирина Галанова. – Но, увы, часто актеры воспринимают такого рода помощь как унижение. Подачки от тех, кто, как им кажется, предал идеалы, за которые они, советские артисты, боролись всю жизнь. Да и вообще говорить на тему своего сложного материального положения артисты в силу природной своей деликатности не привыкли. Вопрос, если и поднимается, то «на кухне» и с очень близкими людьми».

По причине «преданных идеалов» тот же Михаил Кононов в последние годы предпочитал сидеть без работы, отказываясь от сценариев, которые ему предлагали режиссеры. Ему было стыдно играть в современном кино. Многие его коллеги по профессии поступают так же.

«Режиссеры периодически дают мне почитать сценарии, предлагают работу. Но это же позор! – восклицает «знойная женщина – мечта поэта» Наталья Крачковская. – Роли, о которых вслух даже говорить неприлично. Я в таких фильмах сниматься не могу». Единственный заработок звезды гайдаевских комедий сегодня – концерты перед зрителями, которые ее еще помнят и любят, в небольших городах России. Актриса очень много ездит по стране, и не от хорошей жизни. «У меня пенсия – четыре тысячи рублей. Прожить на них, как вы понимаете, невозможно, – продолжает Наталья Леонидовна. – Поэтому работаю. В свои 69 лет пашу, как папа Карло. Мотаюсь по стране, чтобы заработать себе на хлеб. В перерывах между поездками ложусь в больницу. Но пытаюсь быть оптимистом – иначе не выжить». У Крачковской есть взрослый сын. Но дети не всегда имеют возможность помочь родителям…

В итоге те актеры, кто могут, работают до последнего. Работает в свои семьдесят семь Татьяна Конюхова – преподает в Институте культуры. Владимир Этуш до сих пор (ему восемьдесят шесть) – ректор и педагог Щукинского училища…

А кто не может? Вячеславу Невинному ампутировали ноги, сейчас у артиста отказала правая рука. Семен Фарада приходит в себя после инсульта. Юрий Яковлев хоть и снялся в продолжении культового фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!», но сейчас очень болеет. Ирина Печерникова – первая красавица шестидесятых годов – сегодня одинока и беспомощна. Татьяна Самойлова…Список можно продолжать долго.

На износ

Сегодняшние медийные и востребованные артисты часто жалуются, что работают «на износ». Одновременно снимаются в трех-четырех сериалах. Плюс театральные постановки, гастроли… График трудовых будней расписан лет на пять вперед, передохнуть некогда. Собеседники понимающе кивают: тяжело. Следствие таких нагрузок – нервные срывы и сердечные заболевания наших звезд (год назад даже Гоша Куценко попал в больницу с сердечным приступом, а ведь ему всего каких-то тридцать с копейками). Но мало кто знает, что у советских артистов ритм жизни был не менее насыщенным. С одной только разницей – нынешние артисты, участвуя в многочисленных проектах, зарабатывают деньги себе. У «стариков» в свое время была фиксированная ставка: сто с небольшим рублей за один фильм. Работали, как правило, просто «из любви к искусству».

«В театре я играла по 38–40 спектаклей в месяц, – подтверждает звезда «Белорусского вокзала» Нина Ургант (для сравнения: у нынешних звезд в театре в месяц – пять-шесть постановок). – Из театра я практически не выходила, дневала и ночевала там. А что делать? Иначе не прожить, сына не вырастить. Зарплаты просто нищенские были у актеров. Иногда не на что было купить хлеб». Нина Николаевна говорит, что все-таки главное «произведение искусства» ее жизни – это сын Андрей. Он, в свою очередь, подарил актрисе внука Ваню. Иван Ургант сегодня – известный шоумен. «Мне в жизни очень повезло, что у меня есть сын и внук, – заключает наша героиня. – Семья – мой крепкий, надежный тыл. Нет дня, чтобы Андрей и Ваня не позвонили мне. Спрашивают, как я себя чувствую, какое у меня настроение, есть ли у меня деньги…»

Кто придет на помощь

Конечно, западные «старики» «помобильнее» будут. Джину Лоллобриджиду не устраивали предлагаемые ей киносценарии – она ушла в другой вид творчества, делает скульптуры. Пьер Ришар занимается виноделием. Брижит Бардо спасает бездомных животных, а ее деятельность финансируют многочисленные благотворительные фонды. Но у них, на Западе, менталитет другой. Наши так не смогут. Да и гонорары, которые платят на киносъемках за рубежом, совершенно «не российские»…
«Уже давно пора понять: государство ни о ком заботиться не собирается, чиновники защищают лишь собственные интересы, – приходит к неутешительному итогу Ирина Галанова. – Единственная организация, которая сможет хоть как-то влиять на ход вещей – это профсоюзы. Такая практика есть на Западе, и она оправдывает себя. Творческие союзы и гильдии, существующие у нас, это общественные организации, и ситуацию не спасают… Надо создавать профсоюз актеров».
Профсоюз, возможно, сумеет решить вот какой юридический вопрос. На прокате фильмов, в которых снимались ныне «забытые заслуженные», зарабатывают деньги люди, как правило, имеющие весьма отдаленное отношение к той или иной картине. За рубежом часть средств от показа кинолент идет артистам…

Может быть, этим вопросом займется нынешняя актерская молодежь? Пусть ненадолго остановятся и в череде своих многочисленных профессиональных «гонок» подумают. Где гарантия, что сегодняшние медийные артисты не выпадут завтра из профессии, так же, как и их не менее талантливые и любимые зрителями предшественники?

источник- Виктория Катаева, www.newizv.ru


Ты чё там делаешь, Леночка?

Редко смотрю российское телевидение, но вот случайно попалась мне недавно на канале ОРТ передача «Пусть говорят» — с ведущим Андреем Малаховым. Участвовали актрисы Ирина Мирошниченко, Елена Драпеко, композитор Александр Журбин, кто-то еще... Вели разговор о судьбе киноактрисы Елены Соловей, которая отвечала им в прямом эфире из студии в Нью-Йорке.

Все дружно жалели Елену, которая мало снималась после отъезда в 1991 году из СССР в США и тем загубила свою кинокарьеру, и скандировали что-то в духе: «Леночка, мы тебя так любим, зачем ты уехала?» Елена Драпеко признала, что после отъезда Елены играла ее роли в петербургском театре, но не дотягивала до уровня Елены.

Композитор Журбин сообщил, что вернулся из Штатов в Россию, дескать, одумался вовремя, а вот ты, Лена, подумай тоже о возвращении. Лена только смущенно улыбалась в ответ и говорила, что вряд ли были в прошедшие годы для нее роли в российском кинематографе. А в Америке у нее собственная детская театральная студия, где она чувствует себя на своем месте — занимается с детьми театром, музыкой, русским языком, ставит спектакли. У нее прекрасная еврейская семья. Муж, Юрий Пугач, бывший художник-постановщик на Ленфильме, в Америке работает в картинной галерее. А про сына Елена с гордостью поведала, что он закончил докторантуру в Нью-Йорке. Дочь стажируется в Германии, растут внук и две внучки. Дать Елене 60 ее лет было совершенно невозможно — хороша по-прежнему, ухожена, сияла своей знаменитой лучезарной улыбкой.

Потом в студию вошел вальяжной походкой режиссер, прославивший актрису ролями в трех своих значительных фильмах «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Обломов»— сам Никита Сергеевич Михалков. Он стал стенать в буквальном смысле, повторяя одну фразу: «Леночка, ну че ты там делаешь?» На что Лена резонно спрашивала, есть ли у Михалкова роль для нее, — дескать, прилечу через океан, коли есть. Михалков от ответа уходил и продолжал саркастически вопрошать: «Ну че ты там делаешь, Леночка?» Потом отметил с похвалой, что для Лены всегда главным в жизни была ее семья — муж и дети, а не роли. «Пеленки»— одним михалковским словом.

Надо сказать, что в Америке Соловей, несмотря ни на что, снималась, например, в телесериале «ПМЖ» с знаменитым партнером Борисом Сичкиным. Сама я видела Елену в спектакле «Дядюшкин сон» — в русском театре в Монреале, когда приезжала туда в гости к дочке. Театр этот сам по себе уникальный. Основан в 1995 году и носит имя выдающегося режиссера, театрального деятеля и педагога Леонида Варпаховского, ученика Всеволода Мейерхольда. Создатели театра в Монреале — дети Варпаховского: дочь Анна, актриса, и приемный сын Григорий Зискин, тоже режиссер.

Но это отступление я сделал для того, чтобы уточнить, что Елена Соловей играет в постановках театра им. Варпаховского и в дни спектаклей приезжает в Монреаль, а также в другие города Канады и Штатов, в которых проходят гастроли театра.

Вернусь к передаче Андрея Малахова, в которой все дружно и натужно жалели Елену, а у нее из-за такого настроя возникала на лице только недоуменная смущенная улыбка. Дескать, что это вы меня оплакиваете, я здесь нужна и вполне счастлива своей жизнью.

И тут в студию вошел шаркающей походкой старик в синей майке. И о боже! Публика и находящиеся в студии с ужасом узнали в нем Михаила Кононова — знаменитого великолепного актера... Помните «Большую перемену», «Начальника Чукотки», «В огне брода нет», «Начало» и т.д. Он постарше Соловей на 7 лет, но все равно контраст был настолько разителен, что даже Михалков потерял дар речи и весь свой апломб. Говорил Кононов с трудом, слова давались ему тяжело и вымученно. Его спросили, отчего он теперь живет в деревне, и получили односложный ответ: «А здесь морковку и капусту можно выращивать и есть». Выращивал он и канареек на продажу. Так артист поддерживает более-менее приличный уровень жизни. Московскую квартиру Кононов продал и купил избу под Москвой.

В студии повисла тишина. Какой жуткой иронией было призывать Елену Соловей в Россию, где судьба стареющего артиста столь плачевна! Наконец, нашлась актриса, депутат Думы от КПРФ Елена Драпеко. Она пообещала: «Я обязательно поставлю в Думе вопрос о помощи старым и больным артистам, потому что они же наше национальное достояние!..» Ну-ну, флаг ей в руки!

Но прежде чем закончить печальный рассказ, хочу сказать несколько слов о судьбе присутствующего в студии композитора Александра Журбина. Да, он вернулся три года назад из Нью-Йорка в Москву и, по-видимому, был приглашен в студию Андрея Малахова как пример прозревшего блудного сына. Дескать, смотрите, после 12 лет жизни в Штатах разочаровался и вернулся. Но ведь это не так.

В Америке Журбин был востребован и успешен. Его вечер прошел аж в Карнеги-холл. Его оперы, особенно «Орфей и Эвридика», шли и идут на американских сценах. Много писал музыки к кинофильмам. Но три года назад последовали дельные конкретные предложения из Москвы, от которых невозможно было отказаться.

К нему в его 60 лет пришло как бы второе дыхание, стал писать много новой музыки. Он, композитор Журбин, вообще необыкновенно успешен, ибо талантлив, трудолюбив и энергичен.

А про свое место жительства Журбин сказал так: «Не зарекаюсь и не утверждаю, что не поживу где-нибудь еще на земном шаре — в Лондоне, Барселоне или Сиднее... А может, снова в Нью-Йорке — этот город люблю больше всего». Так что в студии, хоть он и находился, но благоразумно не кликушествовал: «Леночка, че ты там делаешь?»

Вот такие актерские судьбы двух любимцев советского кино.


P.S. О, не беги так, жизнь! Вот ведь только месяц назад я видела героев очерка в передаче российского телевидения. Оба — герой и героиня — ничего, кроме симпатии, не пробудили в душе моей. Но не стоит на месте жизнь, мчится и ускоряет свой бег, а смерть ее догоняет. 16 июля умер Михаил Кононов, замечательный, прекрасный актер театра и кино. И, наверно, чудесный человек, раз он так любил наших братьев меньших, любил животных, всяких зверюшек.

Пусть земля будет ему пухом. Я плачу...


http://www.alefmagazine.com/pub1259.html     Автор - Евгения Соколова, Израиль