Домой   Кино   Мода   Журналы   Открытки    Опера   Юмор  Оперетта   Балет   Театр   Цирк  Мои архивы

Театральные истории

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12



КУЗНЕЧИК СЧАСТЬЯ

       
 Сергей Иванов        «А-а, значит, из вундеркиндов...»
       Если у кого и было счастливое детство, так это у отпрысков «творческой интеллигенции». Сын известного украинского поэта Петра Иванова, Сергей рос благополучным мальчиком из благополучного киевского района Печерска. В центре города жила «золотая» молодежь, у них в районе — «позолоченная».
       В вуз поступил сам, без папиной помощи. В Институте театрального искусства им. И. Карпенко-Карого — главном отделе кадров для кино и театра — юношу приметили: высок, худ, пожалуй, чересчур, но строен и пластичен. Хорошо декламировал стихи.
       В те годы украинская киноиндустрия работала четко, как конвейер Форда. Одна студия имени Довженко выпускала по пятьдесят картин ежегодно. Даже для мелких эпизодов брали профессионалов — студентов кинофакультетов. Впервые Иванов снялся в кино на третьем курсе.
       
       А после окончания были «Старики». Леонид Быков, актер и режиссер, признался, что фильм про небо и людей, умеющих летать, — его детская мечта. И Кузнечик — это он сам в молодости. Только в жизни из Быкова не получился летчик: ростом не вышел. А из лейтенанта Александрова по прозвищу Кузнечик в фильме — да. Выходит, мечта сбылась.
       Эту роль Быков, отсмотрев рабочий материал картины «Как закалялась сталь», предложил сначала Владимиру Конкину. Будущий Шарапов и тогдашний Корчагин отказался, но пожалел об этом даже раньше, чем закончились съемки «Стариков». На Киевской киностудии площадки оказались по соседству, и землянку летчиков соорудили рядом с бараком строителей узкоколейки из фильма «Как закалялась сталь». В перерывах между дублями Павка Корчагин бегал слушать «Смуглянку».
       
       «А я не в филармонию пришел наниматься, а драться!»
       Сценарий «В бой идут одни старики» лежал в актерском отделе киностудии. Быков и Иванов столкнулись на проходной:
       — Сережа, прочти сценарий моего...
       — Уже.
       — Ну и как?
       — Буду играть!
       — Кого?
       — Кузнечика!!! — выдохнул Сергей.
       Быков шутил потом, что взял Иванова на эту роль из-за его наглости. На самом деле в молодом актере и была та сила обезоруживающей непосредственности Кузнечика.
       
       Юный и буйный, Сергей скакал по аэродрому «Чайка», ухитряясь попадаться на глаза режиссеру по шесть раз в минуту. Одновременно заучивал роль и, кокетливо сдвигая пилотку набок, цитировал коллегам Шекспира. И заодно исполнял роль лучших ног футбольной команды «поющей эскадрильи»: если не самых быстрых, то самых длинных.
       Без любви Иванова к футболу не получилось бы в фильме эпизода, когда комэск Титаренко вколачивает гол Сагдуллаеву-Ромео. Мотор: «Ну-ка, встань на ворота». Короткий разбег, удар... «А, слабак!» — и фирменный жест Быкова рукой. Снято.
       В футболе это называется пенальти. В кино — импровизация.
       Предвоенное танго «Утомленное солнце» ребята узнавали с первых тактов. Но танцевали из них немногие. Комэск научил «желторотиков» не только летать. А Кузнечик, как оказалось, движется в ритме танго не хуже самого Маэстро. «Летать еще не умеют, стрелять пока тоже. Но — орлы!»
        Кузнечик
       «Главное, — говорил режиссер Быков, — монтажом, ракурсом и панорамой не расплескать душу». Потому оператор Владимир Войтенко снимал много крупных планов: летчица Зоя, Ромео, Смуглянка, Кузнечик. Советский зритель не мог не запомнить Кузнечиковых глаз — наивно, по-детски распахнутых, с опущенными уголками. Печальных глаз Пьеро под маской Арлекино.
       За глаза, говорят, Иванов попал в «Дни Турбиных». Правдой это было лишь отчасти. Режиссер-постановщик Владимир Басов хотел видеть неловкого юношу, длинного и худощавого, эдакого мямлю, трогательного, как Кузнечик, но лишенного его мальчишества и бравады. И, словно опровергая себя трехлетней давности — летчика-истребителя лейтенанта Александрова, кузен Ларион бормотал: «Душевно признателен... Я человек не военный...» Во всех интервью Иванов твердил, что эту свою работу ценит гораздо больше той. Кузнечик вырос.
       
       Вот любопытно. Две самые запоминающиеся роли актера Иванова — люди с уменьшительно-ласкательными формами имен: Кузнечик и Лариосик. Так в складках бабушкиных морщин прячется нежность. Так ребенок зовет любимого плюшевого медведя. Так губы сами собой растягиваются в улыбку.
       
       Пока процветало кино, Иванов снимался. Три-четыре эпизода в год. Это меньше, чем хотелось бы. Но больше, чем ничего. По крайней мере, хватало на содержание семьи.
       ...Вместе с деньгами откуда-то появлялись новые приятели. Одалживались, льстили, фамильярничали — лицедея легко похлопать по плечу.
       Потом начался развал СССР, а с ним — медленное и мучительное умирание союзных киностудий. Сначала заглохла Одесская, затем — Довженко в Киеве. Безработным актерам Союз кинематографистов Украины назначил «пособие» — 15 гривен. Это две бутылки горилки.
       Многие предпочли сферу услуг за границей сфере искусства дома. Большинство уехать не могли. Спивались на родине.
       
       Коллегам Сергея Иванова раздали звания еще в семидесятые. Ему присвоили «заслуженного» только в 92-м. «По совокупности работ», — откомментировал кто-то. Актер отнесся к званию, как мастер к новому инструменту: с точки зрения его возможного функционального применения в хозяйстве. Наивно предположил, что легче будет пробиваться к чиновникам. Народные и давно заслуженные просветили новичка: ничего подобного, просто поносят на руках дней пятнадцать. Иванова носили меньше. А через пару лет забыли вовсе.
       
       Актер подался на телевидение. Снимал программу «Наши за границей». Научился говорить «бывшие соотечественники» и почти весело рассказывать о новой жизни уехавших коллег. Оказавшись в Америке, Иванов сделал сюжет с Ольгой Матешко — той самой летчицей Зоей из «Стариков». Это было тонко, интеллигентно, с легким налетом ностальгии. Но зритель видел свое: Кузнечик постарел.
       
       «А где мои 100 грамм за сбитые? Я непьющий, но — дело принципа»
       Мыть кости артистам — наиглавнейшее зрительское занятие. Мол, и в личной жизни у них неладно, и пьянство — болезнь профессиональная. Поговаривали, что у Иванова — тоже. Дескать, потому и выглядит лет на восемь старше. Злорадно подмечали мешки под глазами.
       Это были затянувшиеся поминки украинского кино. Невостребованность, безделье и бессилие. Если не разрабатывать мышцы, они атрофируются. Потом — плохие рецензии на актерские и режиссерские работы: «Семейный круг» не удался, «Две Юлии» — так себе. Гораздо меньшие неприятности лишают человека легкости бытия.
       Но пить актер бросил. Прежде всего ради дочери Машки — своего маленького божка. Появилась работа — вернее, он сам ее придумал.Памятник Лариосику
       Иванов затеял новый проект: постановку сериала о замках Западной Украины. В печати заранее окрестили его творческие экзерсисы «смелыми художественными попытками» и «небывалыми дерзновениями».
       Не только потому, что затея отдавала юношеским задором и выглядела кощунственной на фоне развалин украинского кино. Дело в другом. Режиссер Иванов хотел материализовать эфемерность — слух, намек, воспоминание. Актер Иванов желал сыграть недоисторичность. Или даже псевдоисторичность. Название придумал такое, что и нефилологи заметили: такого сочетания в украинском языке нет — «Джерела з минулого» (что-то вроде «Источник из прошлого»). Киношные критики уже потирали ручки и сравнивали еще не снятый фильм с многомиллионным, лубочным и пафосным «Сибирским цирюльником». Запросы Сергея Иванова оказались на пять-шесть нулей скромнее. Получение спонсорских денег отмечали с приятелем чисто по-украински — салом, луком и горилкой.
       Иванов успел снять только одну серию. Врачи сказали: сдало сердце.
       Только в кино умирают понарошку.
       
       Часто в разговоре с другом Иванов шутил, как старый еврей из анекдота: «Сара, я не знаю, кто из нас умрет первым... Но, что бы ни случилось, я уезжаю к детям в Одессу». И, затягиваясь сигарой, добавлял: как бы там ни было, я выкурю сигару на твоих похоронах. Обещания не выполнил.
       
       Странная штука смерть. Странней самой жизни. Ставит ударения на совсем другие слоги. Укрупняет мелкие и вроде бы малозначительные детали.
   
       «Как сказать тете Дусе, что он... что его...»
       Киношный Кузнечик не знал, как сообщают родителям о гибели сыновей. Не мог подобрать слов для матери сбитого Смуглянки. На этой сцене зрители всегда плакали.
       В жизни Кузнечик-Иванов погиб раньше.
 Могила Сергея Иванова      Дней через десять газеты снова зачернели прямоугольниками некрологов: скончался Смуглянка — актер Сергей Подгорный. Друзья поехали к матери. Оказалось, это ошибка. Кто-то случайно похоронил Подгорного. В сущности никто бы не удивился: актеры умирают не только от пьянства или инфаркта. И от тоски — тоже.

       
       Почти два десятилетия спустя после гибели Леонида Быкова вышла книга о нем. Среди прочих — воспоминания Сергея Иванова. Вернее, одно письмо. Неотправленное.
       «Уважаемый Леонид Федорович! Лежу я в данный момент в траве на широком летном поле. Самолеты не летают. Кузнечики поют. Умеют ли они петь на самом деле — не знаю. Но я слышу их голоса. Смотрю на облысевшие головки одуванчиков и думаю, что было бы, если бы не я, а другой актер играл Кузнечика?.. Нет, этого просто не могло произойти. Я знаю, что Кузнечик — это я, я, больше никто... И то, что Вы, Леонид Федорович, назвали тогда наглостью, — совсем нет, не наглость. Это мое обретение себя в этой роли. Внезапное, неожиданное. Ведь это я, и только я, каким являюсь сейчас и каким себя ощущаю, — тот желторотик, которого Вы поставили в строй «2-й поющей». И это я, а не кто другой, пью свои первые в жизни «законные 100 грамм»... И это я, а не кто другой, погибаю в бою, еще не насмотревшись на небо...»
       
       Виктория ЧУТКОВА
       
30.03.2000

  

http://www.zman.com/video/video.aspx?VideoId=6390


Королева из рижского предместья

Она не заметила, как мы вошли в открытую калитку, и продолжала стоять у окна, спиной к нам, освещенная яркими, негорячими лучами майского балтийского солнца. В этом контражуре ее седая голова с гладко зачесанными волосами, по-королевски посаженная на красивые по-прежнему, покатые плечи, до неразличимости была похожа на ту самую молодую головку роковой мельничихи из «Никто не хотел умирать»… И даже когда она обернулась и тяжелой походкой, опираясь на палку, пошла нам навстречу, этот эффект не исчез. Потому что знаменитые сияющие глаза Вии Артмане так и сияют по сей день и притягивают к себе, властно отвлекая внимание от избороздивших лицо морщин и прочих примет безжалостного прошедшего времени.

Много есть в Латвии красивых женщин, но вторая такая, уверен, пока что не родилась.

И актрисы второй такой, уверяю вас, нет.

Страдания молодого В.

 Я сразу вспомнил, как двадцать с лишним лет назад… Нет, какие там двадцать с лишним – без года тридцать: дело было прекрасным теплым сентябрем 1977 года, и ей было тогда примерно столько же лет, сколько сейчас мне, а мне-то и вовсе двадцать. Так вот, тем сентябрем я ходил, как приговоренный, на гастрольные спектакли рижского Художественного театра имени Райниса. Они тогда поразили театральную Москву, которую в те золотые для театра годы трудно было чем-нибудь удивить. Театр имени Райниса, конечно, до тех гастролей был известен как солидный «ведущий театральный коллектив Латвийской ССР», но не более того. В моде были другие театры, почти исключительно московские, и снобистская столица в этот избранный круг пускала не больше одного-двух «провинциалов»: Товстоногова с его БДТ, ну и разве что еще Роберта Стуруа с тбилисским Театром имени Руставели. Но латыши, приехав с фантастически разнообразным по яркости и смелости формы и содержания репертуаром, сломали тогда многие предрассудки, явив театр действительно мирового уровня – с феноменально талантливым режиссером Арнольдом Линыньшем и целым театральным небосклоном звезд: Вией, Харисом Лиепиньшем, Юрисом Стренгой, Эдвардом Павулсом, Иваром Калныньшем, Карлисом Аугшкапом…

Я до сих пор помню все эти спектакли в деталях – пронизанное, как лучами солнца, музыкой Паулса веселое фольклорное «Краткое наставление в любви»; мрачновато-пророческие горьковские «Варвары»; экспрессивный, жесткий, просто-таки обличительный, особенно по тем временам, спектакль о разуверившейся в идеалах молодежи – «Последний барьер»; трагическую «Чайку»: до этого Чехова вообще никто не играл в таком ключе (потом-то это стало модой). И, наконец, шедевр шедевров, ибсеновский «Бранд» – пьеса, которую до этого десятилетиями в современном театре не ставили из-за ее сложности и непонятности. Каждый вечер, как какой-то полупомешанный гофмановский студент, я шел на Театральную площадь, где в помещении Детского театра гастролировали латыши, чтобы в который раз смотреть один и тот же спектакль.

А если это были спектакли с участием Вии, на немалую часть студенческой стипендии я еще закупал у бабушек на Киевском вокзале роз – как повод под финальные аплодисменты подняться на сцену и, что-то там лопоча (конечно, в громе оваций ей, слава богу, неслышное), вручить букет. И даже, набравшись наглости, по-щенячьи ткнуться губами в царственную руку. С тех самых пор эти сияющие глаза, которые в те моменты я видел совсем близко, у меня в памяти.

Каким, наверное, я тогда выглядел дураком и мальчишкой, влюбившимся в звезду эпохи! Ну и пусть. Мне ни тогда не было за это стыдно, ни сейчас. Скучна жизнь того, кто никогда не давал свободу «глупым» романтическим порывам из одной только боязни показаться слишком искренним и наивным. Скучна, потому что ему вспоминать потом нечего.

Ее собственным актерским шедевром на тех гастролях была, конечно, Надежда Монахова в «Варварах». Как она играла эту русскую Эмму Бовари, какая это была драма неоцененной красоты и яркой, самобытной натуры, погибающей в пыльном захолустье, но очень по-русски не желающей (это уже в отличие от флоберовской героини) идти на компромиссы, на дешевые адюльтеры и уж тем более – продаваться. Я тогда впервые, наверное, понял величие и глубину горьковской драматургии. Спектакль игрался, естественно, на латышском, перевод на русский шел в наушники. Но, убей бог, мне до сих пор слышится, словно она по-русски, со своим неповторимым акцентом отвергает ухаживания оценившего ее незаурядность, но уже, увы, стареющего, отцветающего инженера Цыганова, которого с изумительной утонченностью играл муж Вии Артмане по жизни, теперь уже покойный Артур Димитерс. Как она ему говорила в ответ на картины богатой и красивой столичной жизни, которые Цыганов рисовал перед ней, пытаясь заманить в свои силки, – с какой-то легкой, обидной снисходительностью и одновременно великодушным сочувствием, на которое способна полноценная, жаждущая любви женщина по отношению к обнаружившему слабость мужчине:

– Силу в лавочке не купишь…

Конец эпохи

 И вот прошло тридцать лет. Та эпоха, конец 70-х, как теперь уже очевидно, была кульминационной и лучшей в ее актерской жизни и биографии всего Художественного театра в целом. Как это бывает в театральной истории, за триумфы, какими были московские гастроли, потом приходится расплачиваться: наступает время ревности, зависти, интриг, дележа наград и взаимного подсиживания. И, как следствие, упадка. Наверное, в этом есть своя логика: достигнув пика, куда идти дальше? Только вниз остается спускаться.

Занятно, что именно после московских гастролей Вия Артмане снялась в ставшем знаменитом телефильме «Театр» по Сомерсету Моэму. Он как раз был об этом – о прекрасном и отвратительном одновременно мире театра, о его золотых кумирах, которыми лучше восхищаться издалека и не прикасаться, потому что, по выражению Бальзака, на пальцах останется вся позолота. И я не думаю, что сама Вия Артмане в этом смысле какое-то ангельское исключение. Когда – уже в этом нашем разговоре – я спросил ее об учителях в искусстве, она на мгновение задумалась и сказала медленно – даже медленнее, чем она обычно говорит, с особой оттяжкой, как бы взвешивая каждое слово:

– Я очень плохой человек. У меня никогда не было идола. У меня не было отца, он умер, когда мне было несколько месяцев. Девочки, растущие без отца, всегда бывают очень замкнутыми. И я была именно такой. Поэтому мне очень трудно было войти в театральный мир и приспособиться к нему. И поэтому же я никогда не испытывала восхищения ни перед кем из коллег. У меня были кумиры, но из числа тех актеров, с кем я никогда не работала и даже не была знакома. Это Жан Габен и Мишель Морган. Он меня поражал своей правдивостью, а она – хрупкостью и женственностью…

Вия Артмане с Донатасом Банионисом в фильме «Никто не хотел умирать»
– Как же? – решил все-таки «доспросить» я. – А Смильгис? (Это был основатель Художественного театра, который заметил совсем юную Вию, сделал с ней впервые прославившую ее Джульетту.)

– Да-а, – так же задумчиво и медлительно протянула Вия. – Смильгис был моим покровителем в театре. Но его правая рука и гражданская жена, Фелицита Эртнер, меня ненавидела и пыталась все «мои» роли отдать «своим» актрисам. Это была постоянная борьба. По-настоящему обязанной я считаю себя только своим зрителям…

Так что Вия тоже человек непростой: в театре простых людей не бывает. Однако подлостей она не делала никогда – это я точно знаю. Была в стороне от любых театральных интриг. И когда в те годы, в начале 80-х, стали поедом есть уникального режиссера Арнольда Линыньша, который создал Художественный театр в его современном виде, она в этом не участвовала. Но знаете, кто «съел» Линыньша, без которого этот театр остался даже не оркестром без дирижера, а автомобилем без водителя? Любимый ученик, которому он давал лучшие роли и даже ставил за него спектакли, подписывая афиши его фамилией. Вот это – Театр.

(Арнольда Линыньша я встретил в Риге уже в конце 90-х – точнее, осенью 97-го. Нашел его телефон, вызвонил. На встречу пришел не то что даже сильно постаревший человек – это было бы неудивительно, прошло к тому моменту двадцать лет с нашей московской встречи. Он был совершенно сломлен, и в нем трудно было угадать великого властителя сценического пространства, умевшего вздыбливать и закручивать его вихрем, как он делал это в «Бранде», творившего чудеса с актерами, владевшего абсолютно всеми театральными жанрами – от народной комедии до высокой трагедии. В конце того же года он умер. А я об этом узнал лишь в этом году.)

Время казино

 После вытеснения Линыньша из театра (это случилось в 1987-м) дела шли хуже и хуже. А исторический перелом конца 80-х – начала 90-х, который Прибалтики коснулся раньше всех прочих советских республик, при всей его благотворности (для балтийских республик и вовсе несомненной) искусству ничего хорошего не дал. Это старый и известный парадокс: настоящее искусство всегда энергично участвует в борьбе за свободу и демократию, но по достижении победы первым оказывается не у дел. Из «второго университета», из «заместителя» запрещенной коммунистами церкви (и храма в самом широком смысле слова, каковым театр был в подцензурном тоталитарном Советском Союзе) серьезный театр на наших глазах превратился в удел маргиналов и чудаков. А несерьезный – и вовсе в пасынка шоу-бизнеса и масскульта.

Скажу, может быть, крамольную вещь: для искусства благотворен асфальтовый каток тоталитаризма и цензуры. Он всякий раз закатывает «почву» творчества новым слоем асфальта, но уж ростки, которые всеми правдами и неправдами пробиваются сквозь этот асфальт, – действительно сильные и жизнеспособные. В отсутствие давления на него и ответной необходимости сопротивляться, выражать сложным, поэтическим языком «запретные» чаяния художника и общества театр и не знает, чем ему заняться. Абстрактным самосовершенствованием? Развивать голосовые и пластические данные? Для этого есть опера и балет, у драматического театра иные задачи.

Вернее, разновидность давления на театр в послесоветской Латвии себя обнаружила, но она не имела никакого отношения к тем сложным, от Пушкина идущим взаимоотношениям художника и власти, о которых я говорю. Просто, воспользовавшись политической конъюнктурой, бездари, у которых не было шанса пробиться в предыдущую эпоху (прежде всего потому, что они бездари), стали сводить счеты с мастерами, сделавшими себе имя в советское время. Били «коллаборантов» только так: выкорчевывали вместе с целым театром, как это сделали с режиссером Адольфом Шапиро, просто закрыв чрезвычайно популярный рижский ТЮЗ, которым он руководил. Не нужен оказался русский театр для молодежи – в городе, где русских больше половины и где до сих пор, прошу прощения у латышей, латышский язык на улице слышен куда реже, чем русский.

Народную артистку СССР, лауреата, депутата, делегата и пр. и пр. Вию Артмане чаша сия, конечно, не могла миновать. Она была художественным символом Советской Латвии: не было в советское время латвийской актрисы, более популярной в Союзе, чем она. И не могло быть, потому что такого уровня актрис во всем Союзе вообще можно было пересчитать по пальцам на одной руке. Но «перлюстраторы» объясняли ее успех и славу другим – «сотрудничеством с Советской властью».

Уже сегодня, хотя от тех событий нас отделяет еще совсем немного времени, это звучит нелепо и архаично. С какой властью может сотрудничать или не сотрудничать актер? Только что разве с той конкретной, которая возглавляет театр, где он работает. Самое нелепое, что новые латышские демократы в своей борьбе с «последствиями» Советской власти были очень похожи на саму эту власть, когда она после войны выискивала и наказывала тех, кто «сотрудничал» с немцами. В том числе артистов.

Тем не менее Вию торжественно свергли со всех ее должностных высот, единственно важной из которых для нее самой был пост председателя Союза театральных деятелей Латвии.

Ну и что? Где он теперь, тот Союз театральных деятелей? Наверное, там же, где и Союз писателей Латвии. Последний тоже успешно «освободили» – сперва от «коллаборантов», а потом и от знаменитого особняка на улице Бривибас, у которого сыскался довоенный владелец. Тот, оттягав особняк у писателей, быстро его запродал, и теперь там хорошая гостиница с казино. А где писатели? Там же, наверное, где театральные деятели: нигде. Что-то ни о каких свершениях в латвийской литературе, равно как и в театральном искусстве, я за последние пятнадцать лет ничего не слыхивал.

Долгая зима

 В общем, наступил самый трудный период в ее жизни. Точнее, он наступил чуть раньше, в 1986-м, когда умер ее муж, замечательный актер, уже мной упоминавшийся, Артур Димитерс. Он был старше ее на полтора десятка лет, они прожили вместе непростую, насколько я знаю, но яркую и большую жизнь длиной почти в три десятилетия. Символично, конечно, что уход Димитерса стал прологом к самой трудной полосе в жизни актрисы, тянущейся до сих пор.

Вместе с тем, что значит – самой трудной? А когда было легко? Это только со стороны, и то в виде кратких биографических данных в энциклопедии, все выглядит так счастливо: звания, премии и главные роли. А в реальности эта красивая жизнь всегда была нелегкой. И еще вдобавок оказалась причудливо закольцована похожими одно на другое испытаниями. Мать, оставшись вдовой, когда Вия едва появилась на свет, батрачила, скиталась с хутора на хутор. Если бы не хозяйка, однажды увидевшая, как маленькая Вия тайком танцует под звуки радио в пустой барской комнате, и отдавшая ее в балетную студию, кто знает, как сложилась бы судьба. А в зените жизни и сама Вия осталась без крова, когда в начале 90-х дом, в котором она жила, вернули прежнему, «досоветскому» хозяину и он принялся выкуривать жильцов, поднимая до небес квартплату и отключая воду, электричество и отопление. Выкурил. Но в ту пору, когда вступил в силу закон о реституции – возвращении незаконно отобранной Советской властью собственности прежним хозяевам, – таких конфликтов было множество, и их жертвами пали сотни людей, не одна Вия, поэтому она не любит об этом рассказывать. А жаловаться и вовсе не считает возможным, тем более что на улице она все-таки не осталась: выручила вот эта семейная дачка в местечке Муриани в сорока километрах от Риги – деревянный одноэтажный столетний домик, где она и живет по сей день.

Актриса с режиссером Айной Матисой в своей гримуборной. 1984 год
Вместе с тем говорит: «Людям легче жить, когда они узнают, что я живу так же трудно, как они». 

Наш разговор течет очень причудливо, он совершенно не похож ни на какое интервью. Она говорит сначала медленно, с большими паузами, будто вспоминая русский язык. Впрочем, действительно, вряд ли так уж часто ей приходится сегодня говорить по-русски, учитывая, что основные собеседники, помимо часто навещающих ее дочки Кристины и внучки Берты, – щенок Джани, абсолютно бестолковый в силу молодости, и флегматичный кот Франтишек. Оба черны, как ночь, словно по контрасту с хозяйкой – классической, как зритель помнит, белокурой бестией. Или – чтобы без бестии обойтись – вагнеровской валькирией, пусть и немного постаревшей. И, если идти этим образным рядом, то кот и пес напоминают заколдованных нибелунгами арапчат. Пес не отстает от нее ни на шаг, а кот независимо лежит на деревянном сундуке 1824 года изготовления – кажется, единственной антикварной ценности, которая есть в этом доме. Сундук «играл», как рассказывает хозяйка, в давнем фильме «Землемеры», где она снималась, а после фактического развала некогда знаменитой Рижской киностудии был выброшен на улицу, подобран и привезен сюда.

Постепенно ее русский язык полностью налаживается, пауз становится меньше, речь с ее особенным, чуть деревянным балтийским акцентом течет все более плавно. Вия, как музыкальный инструмент, словно настраивается по ходу нашего разговора – и в смысле звучания голоса, и в смысле русского языка, и в смысле самого содержания беседы. Разговор начинается с обычной ерунды, вроде погоды, переходит на здоровье и врачей, из рук которых, как я только теперь понимаю, она вырвалась на два дня ради этой встречи, а завтра уже вновь вернется в больницу. А потом уже рулит на какие-то более глубокие темы:

– Я ушла из театра раньше, чем мне хотелось бы, из-за двух инсультов. Особенно от второго я долго приходила в себя: не было речи, не было движения. Но я постепенно приспособилась и теперь уже чувствую, что выжила. Это оказалось не так страшно, как рассказывали. Я карабкалась – и выкарабкалась. На самом деле человек всю жизнь так: карабкается, чтобы выбраться, – и выкарабкивается…

Затем мы выходим в сад, где все обустроено ее руками, она бродит среди цветов, наклоняясь к ним, чтобы что-то поправить, и рассказывая, как о людях:

– Эти розы называются «Разбитое сердце». Я думала, они вымерзнут, такая долгая и холодная была зима, а вот, смотрите, выжили…

Когда я начинаю ее фотографировать, она как будто даже не обращает на это внимания, не охорашивается и не поправляет ни единой детали в одежде. И уж тем более не принимает никаких поз. Но что-то в ней неуловимо меняется: я даже не могу понять, что именно. (Только потом, просматривая фотографии, я вижу результат этой перемены: ни одного снимка, повторяющего предыдущие: все разные – в почти неуловимых оттенках мимики и выражения глаз. Но это лишь результат, а как он достигается, мне остается совершенно непонятным.)

Словно прочитав мои мысли – или, видимо, просто подметив то же самое одновременно со мной, – Кристина, ее дочь, говорит:

– Мамина гримерша ей как-то сказала: «Вия, когда вы видите камеру, вы преображаетесь, как кобра при виде добычи…»

Что ж, все правильно. Актерство это ведь не профессия. Это особый способ жить. Поэтому актеров на пенсии не бывает.

Рига – Муриани – Москва    sovsekretno.ru/magazines/article/1597

Автор благодарит коллегу Модриса АУДЗИНЬША за помощь в подготовке этого материала

Фильмография Вия Артмане

Актерские работы:

  • После шторма [1956]
  • За лебединой стаей облаков [1957]
  • Чужая в поселке [1958]
  • Буря [1960]
  • Вступление [1963]
  • Родная кровь [1963]
  • День без вечера [1963]
  • Ракеты не должны взлететь [1965]
  • Никто не хотел умирать [1966]
  • Эдгар и Кристина [1966]
  • Подвиг Фархада [1967]
  • Сильные духом [1967]
  • Туманность Андромеды. Часть 1 - "Пленники железной звезды" [1967]
  • Тройная проверка [1969]
  • Баллада о Беринге и его друзьях [1970]
  • Время землемеров [1970]
  • Я, следователь... [1971]
  • Танец мотылька [1972]
  • Ель во ржи [1972]
  • Стрелы Робин Гуда [1975]
  • Подарок одинокой женщины [1975]
  • Обмен [1977]
  • Емельян Пугачев [1978]
  • Театр [1978]
  • Твой сын [1979]
  • Мы наш, мы новый... [1980]
  • Следствием установлено... [1981]
  • Чужие страсти [1983]
  • Последняя индульгенция [1985]
  • Проделки сорванца [1985]
  • Тайна снежной королевы [1986]
  • Моонзунд [1987]
  • Человек свиты [1987]
  • Спасенному - рай [1988]
  • Катафалк [1990]
  • Только для сумасшедших [1990]
  • Игра на чужом поле [2000]

  •