Клара Новикова: «Своего жениха
я так и не дождалась»
Лето. На
улице жара. Мы с папой едем в трамвае. Одной рукой он держит
меня, другой ухватился за поручень. Вдруг папа замечает, как
какой-то мужик тянет из женской сумочки кошелек, и
стремительно хватает го за руку. Под мои истошные крики:
«Папа! Папа!» он выдавливает телом воришки стекло и
выбрасывает его из трамвая.
Радио,
которое висело у нас в комнате, работало круглые сутки. В
шесть утра и полночь под звуки гимна Советского Союза в
нашей квартире начиналась и замирала жизнь. Утром под
бравурную «Пионерскую зорьку» я чистила зубы, завтракала и
бежала в школу, вдыхая запахи цветущей акации и свежих
опилок - на углу нашей улицы стоял цирк шапито. Родители
часто водили меня туда на представления. Потом во дворе мы с
девчонками играли «в цирк»: «дрессировали» собачек,
изображали клоунов...
Но я
мечтала стать акробаткой. Однажды мамы не было дома. Я
привязала шпагат к дверной ручке, второй конец затянула на
шее (по моему убеждению, это было «страховкой») и стала
ходить по краю ступеньки, балансируя на одной ноге и
размахивая руками. Внезапно нога соскочила, и я, скатившись
по лестнице, повисла на веревке. К счастью, соседка
совершенно случайно увидела меня из окна и спасла мне жизнь.
На моей шее долго был виден след от шпагата...
Как-то во
втором классе мне поручили роль Кота в школьном спектакле,
сказав: «Костюм сошьешь дома». И я азартно принялась его
«создавать». Нашла спортивные штанишки. А какой же кот без
хвоста? И тут я вспомнила, что в диване, где хранились
засыпанные нафталином вещи, спрятана моя цигейковая шубка,
достала ее и огромными портняжными ножницами криво обкорнала
рукав. Затем набила его ватой и пришила к штанишкам.
Получился настоящий «кошачий хвост». Я так гордилась своей
придумкой, так радовалась, представляя восторг публики! Но
на сцене с моим «котом» приключился конфуз: на глазах
хохочущей публики хвост сполз с меня вместе со штанишками.
А позже,
ближе к зиме, мама достала шубку из дивана и обомлела. Я
сказала, что, наверное, шубу съела моль, но мне почему-то не
поверили и выпороли ремнем. В мастерской к моей бежевой
шубке пришили черный рукав. Так я и ходила с разными
рукавами несколько лет...
- Ваши
родители были киевлянами?
- Они родом
из маленького украинского городка. Папа знал маму еще
девочкой, но совсем не обращал на нее внимания. Он был
увлечен ее старшей сестрой, Маней. Но папа уехал учиться в
Киев, ушел в армию, потом война началась... Вернулся с
фронта, пришел к Мане - а та уже замужем. Словом, папа ее
прозевал. Тут моя тетя Маня его спрашивает: «А ты давно
видел Полю?» «Она что, здесь?» - удивился папа. Мама была
молоденькой, хорошенькой, папа - красивый, статный, с
юмором, вот они и поженились...
У папы до
мамы не было жены, хотя он был чрезвычайно любвеобилен и
нравился женщинам. Папа прошел всю войну, воевал под
Сталинградом. С войны он пришел контуженным. Целый год не
разговаривал, писал записки. А еще после контузии он плохо
слышал. Его вылечили в госпитале, и он снова попросился на
фронт. На мой вопрос: «Папа, что ты вынес из этой войны?» -
он отвечал буквально: «Я вынес две рубашки, да и те
оказались женские!».
В том самом
госпитале в него влюбилась майор медицинской службы.
«Женщина - кровь с молоком!» - говорил папа. У папы с
майоршей случился безумный роман, тетенька была готова ради
него на все, даже уйти от мужа. Но, по папиным словам, он
решил поступить благородно и не стал разбивать семью. Думаю,
он просто, как все мужчины, не хотел жениться... А тут еще
стал ухаживать за моей мамой.
Чтобы
как-то выбраться из этого щекотливого положения, папа
придумал целую историю. Он сказал майорше, что в Киеве
неожиданно нашел потерявшихся за годы войны жену и детей. Но
майорша ему не поверила: «Да? Ладно. Только я хочу их
видеть». И папе пришлось устраивать «встречу». «Стой в два
часа на Крещатике, - сказал он своей даме, - мы пройдем
мимо». Оставалась мелочь - найти «жену и детей». Он уговорил
тетю Маню «одолжить» ему детей, взял мою молоденькую маму и
чинно прошелся с ними мимо условленного места на Крещатике,
где стояла остолбеневшая майорша. Мама даже не догадывалась
о коварном плане папы... Она была счастлива - идет с
красивым военным под руку, в белой беличьей шубке и пуховом
платочке, да еще и племянников прогуливает...
- Очень
колоритный персонаж ваш отец!
- Папа был,
конечно, авантюрист. Абсолютный! А какие он заводил романы!
Я даже с некоторыми из его женщин была знакома. Конечно,
тогда я не знала, что это дамы его сердца. Почему-то почти
все они носили белый халат - папа считал этот «рабочий
атрибут» необыкновенно женственным. Однажды у него случилась
история с одной медсестрой, которая работала в кабинете
врача отоларинголога. Мне тогда было лет шесть, и с
некоторых пор мы с папой стали частенько посещать
поликлинику. Ходили «на профилактику аденоидов» - как
объяснял папа дома. А я и не подозревала, что на самом деле
служила папе своеобразным алиби: «Что вы от меня хотите! Я
был с ребенком!» В кабинете, на двери которого была прибита
табличка «Ухо-горло-нос», врач вначале осматривала через
блестящее зеркальце мое горло, а потом смазывала гланды
противным люголем. На этом прием заканчивался. А поскольку
мы приходили всегда к концу рабочего дня, то провожали
медсестру домой. Папа с тетей отводили меня в Театр имени
Леси Украинки. Я сидела одна в директорской ложе и открыв
рот смотрела все спектакли подряд. Медсестра жила в доме
рядом с театром, так что пока я наслаждалась искусством,
папа «гостил» у тети Жени. Мы оба получали запретное
удовольствие и, как сообщники, молчали о своих приключениях
дома. Все закончилось, когда однажды к нам пришел муж
медсестры и обо всем рассказал. Мама от полученного удара
даже слегла. Папа винился, она упрекала... Потом родители
помирились. Но с тех пор меня на профилактику аденоидов
водить перестали... А я так полюбила театр!
- Ваш папа
исправился после этого громкого разоблачения?
- Не знаю.
Меня больше «на дело» не брали. Вообще у него на первом
месте всегда была семья, а романы - это так. Эмоции, азарт,
адреналин!.. Вся его молодость пришлась на армию, войну -
естественно, он не отгулял свое. Уже когда я артисткой
ездила за границу с концертами, почти в каждой стране ко мне
подходила какая-нибудь дама и расспрашивала об отце. Помню,
одна спросила: «Вы дочка Бориса Зиновьевича? Передайте ему
привет... Скажите - от Бэллы... Он знает...»
- А кем
работали ваши родители?
- Папа был
директором большого магазина. Но вначале работал простым
продавцом. У него была потрясающая жилка бизнесмена, сейчас,
не сомневаюсь, стал бы олигархом. Девочкой я прибегала в
магазин, как в театр, - чтобы посмотреть спектакль «Папа за
прилавком». Он так расхваливал товар, ловко жонглировал
перчатками и элегантно подавал пальто, что невозможно было
уйти из магазина без покупки. Особенно любили его
обслуживание женщины. Помню один анекдотичный случай. В
магазин пришла тетка и попросила папу: «Дайте мини от ти «румыночки».
Тридцать восьмой размер». Папа принес ей туфли. Она
примеряет одну пару, затем вторую - все малы! Сидит и
канючит: «Дайте больший... Ни! Другие!» Наконец папа не
выдержал и спросил: «Катя, а ты ногти давно отрезала?».
Когда папа
стал директором, он часто сидел дома за столом и щелкал на
больших счетах, не подозревая, что днем мы с братом нагло
катаемся на его «орудии труда» с горки. Однажды мы эти счеты
сломали, да так, что все костяшки разлетелись по комнате.
Папа бегал за нами с поломанными счетами и кричал: «Убью! Я
контуженый, мне за это ничего не будет!»
-
Наверное, вы жили как короли!
- Ничего
подобного! Очень скромно. Телевизор и холодильник «Саратов»
появились в нашем доме, когда уже были у всех. Единственное,
папе как контуженому дали квартиру в центре города, на
Красноармейской улице. Он никогда ничего не брал без очереди
или по блату, в этом плане был страшно принципиальным.
Так что жили, как и все,
очень экономно. Отрывался ремешок у моей сандалии - папа находил в сарае
старую туфлю, отрезал кусочек и пристрачивал его на машинке «Зингер». Новые
вещи мне не покупали. Зачем? Ведь можно перелицевать мамино старое пальто
или перешить ее платье. Только если у папы в магазине уценялся товар, мне
могли что-нибудь купить.
По
выходным родители ходили в гости. Мама делала в парикмахерской перманент,
обязательно подкрашивала брови. Надевала крепдешиновое платье, пальто с
пуговичками на манжетах и натягивала красивые перчатки. У мамы был
племянник, который вернулся с фронта и привез своей жене трофейные наряды.
Так вот его «полковничиха» выходила гулять в меховом боа и... в пеньюаре,
думая, что это вечернее платье.
- Кем вас мечтали увидеть
в будущем родители?
- Конечно, папе хотелось
сделать из меня человека. Когда я пошла заниматься в студию художественного
слова при Доме пионеров, он был не в восторге: «Артистка? Что это за
профессия?». Мой педагог Фаина Соломоновна, наверное, единственная верила,
что я стану артисткой. Когда после школы я не поступила в театральный
институт, Фаина Соломоновна помогла мне устроиться на кино копировальную
фабрику. Я работала наладчицей в три смены, в том числе и ночью. Стояла у
огромной рамы и без конца клеила концы кинопленки.
А днем бегала на занятия в
студию. Кстати, в студии за мной ухаживал один мальчик. Он читал мне стихи:
«Я не унижусь пред тобою...» и провожал домой. Однажды мы с ним «допровожались»:
спрятались среди простыней, развешанных на веревках в нашем дворе, и стали
целоваться. Было уже темно. Как папа нас заметил, ума не приложу. «Та-а-а-к...
девочка созрела, - грозно сказал он. - Значит, пора замуж выдавать!».
Папа в семье был «главой
правительства»: он сам все за всех решал. «Я так сказал!» - да как стукнет
кулаком. Попробуй тут не послушаться!
В общем, у папы был
приятель-летчик, у которого сын учился в институте Гражданского воздушного
флота, и как-то вечером папа привел к нам домой своего друга с его толстым
сыном. Мама по этому случаю приготовила праздничный обед. Меня приодели и
посадили напротив «жениха». Я сидела и с ненавистью смотрела, как тот с
аппетитом уплетает еду и громко чавкает. Потом папа как бы между прочим
предложил: «Дети, может, вы в кино пойдете?». Мы вышли во двор, дошли до
ворот. Я резко повернулась и сказала: «Ты что, придурок? Сам не умеешь
знакомиться?» И мы разбежались в разные стороны. Папа потом долго меня
упрекал: «Как ты могла такого парня упустить? Летчика!».
Он просто не знал, что я
уже была влюблена в другого. Егор тоже занимался в нашей студии. У него были
совершенно потрясающие глаза. Он никогда не выходил на сцену - стеснялся,
сидел на занятиях в зале и наблюдал за другими. А еще Егор учился в
институте на геолога и летом уезжал в экспедиции. Помню, как-то приехал ко
мне в кузове грузовой машины - в большом пыльном плаще, сапогах и с охапкой
сирени и тюльпанов. Дождь, гроза... Предложение выйти замуж... А я в ответ
говорю, что хочу быть артисткой...
Через какое-то время Егор
назло мне стал ухаживать за девицей, которая в нашей студии никому не
понравилась. Она без конца его воспитывала: «Егор, вынь руки из карманов!
Егор, я кому сказала!» Когда Егор решил на ней жениться, его родители
отказались справлять свадьбу. Мне показалось это настолько несправедливым по
отношению к нему, что я сказала родителям: «Можно Егору свадьбу у нас
справить?». Я накрыла стол, пришли гости, жених с невестой. Папа, в
очередной раз обидевшись, взял чугунок с тушеным мясом и ушел из дома. Куда?
У него всегда было куда...
- Вы так рано вышли
замуж... Отец все-таки нашел вам жениха?
- Нет, я сама его нашла. Но
до свадьбы с Витей Новиковым у меня был еще один роман. Роман с Романом...
Эта история любви началась в эстрадно-цирковом училище. Роман учился на моем
курсе, только у другого педагога. Поначалу я его терпеть не могла! Мне он
совершенно не нравился: ни как актер, ни как мужчина. Хотя Роман был
невероятно красив, девчонки на него вешались гроздьями. Я только и слышала
сплетни о его романах. И вдруг мы с ним получаем распределение в Кировоград.
Представьте: каково было мне, домашней, в строгости воспитанной девочке,
уехать из дома и жить в общежитии?! В городе, куда даже поезд не ходил! В
эту тьмутаракань добираться надо было на перекладных. Мало того, что сослали
в глушь, в деревню, да еще с этим типом! Но куда денешься?
Помню, как нас провожали в
Кировоград. Папа подошел к Роману и попросил: «Моя дочь в первый раз уезжает
из дома. Пожалуйста, помогай Кларе...» И Роман оказался на удивление
внимательным. Безропотно носил за мной чемоданы, прибивал гвозди в стенку.
Жили мы в одном общежитии, вместе ходили обедать и на сцене выступали в
дуэте. Однажды мы с таким успехом провели праздничный концерт, что я на
Романа вдруг как-то по-другому посмотрела...
И возникла история. Помню,
нас сфотографировали для афиши: я сижу, а Роман стоит с гитарой. Это была
первая в моей жизни афиша.
А потом мы поехали в отпуск
в Киев. Из Черновцов приехала мама Романа знакомиться с моими родителями.
«Они - такая красивая пара, вместе работают, может, из этого что-нибудь
получится, - радостно тараторила она папе. - Почему бы вам моего сына к себе
не прописать?». Папа дипломатично ответил: «Вначале пусть дети сами решат.
Если у них будет все хорошо, поверьте, у нас тоже все будет хорошо. Мы с
вами договоримся...» Папа всегда боялся, что я приведу мужа без прописки и
тот оттяпает у нас полквартиры! А я над ним все время по этому поводу
подшучивала.
- Вы хотите сказать, что в
итоге вышли замуж за Романа?
- В тот вечер я его так и
не дождалась. Идет сватовство, будущая свекровь сидит у нас дома и «просит
моей руки», а жениха нет и нет. Я ждала его на улице, все высматривала и
никак не хотела верить, что он так и не появится. А потом оказалось, что он
меня бросил... В нашем училище училась девочка, с которой у него когда-то
был роман, вот он к ней и пошел. На следующий день мы встретились, и Рома
сказал: «Я понял, что люблю ее...». Нина была акробаткой. Маленькая, почти
совсем без тела. Повиснет вниз головой на канате, ножку вверх поднимет и
застынет так... За это ребята прозвали ее «Сопля в сахаре»...
Через какое-то время Нина с
Романом поженились и появились в нашей филармонии. А я должна была
продолжать работать с Романом на сцене, молча терпеть его присутствие. Мы
даже в одном общежитии жили. Ужас! Все прекрасно догадывались обо всем, но
тактично молчали. Куда тут денешься? Надо было отработать распределение...
Вскоре у нас в филармонии
появился новенький - барабанщик Витя Новиков. Он все ходил за мной, вздыхал,
а однажды просто сказал: «Давай поженимся» - и я согласилась. Мне казалось,
что в сложившейся ситуации это выход из положения. Директор филармонии
позвонил в загс, и нас быстренько поженили. Помню, расписываюсь, а в голове
одна мысль: «Господи, зачем я здесь? Бежать? Что я де-ла-ю...», и тут
заиграл марш Мендельсона. Как позже выяснилось, обручальное кольцо мне
одолжила Нина, та самая, которая увела у меня Рому. Я как только узнала об
этом, тут же вернула ей кольцо. В филармонии нас встречали шумно - на пороге
по традиции разбили тарелку, хлопнула бутылка шампанского, все закричали:
«Горько!» И началась семейная жизнь...
Мои родители об этом,
естественно, ничего не знали. Я позвонила как-то домой и запинаясь стала
говорить: «Мама, ты только не расстраивайся. Его зовут Витей... Не говори
пока папе...». Мама в ответ разрыдалась. Все родственники были в шоке:
они-то прекрасно знали, что Борис для дочки готовился та-а-кую свадьбу
отгрохать - это должна была быть Свадьба Свадеб! Мама собирала мне приданое,
папа копил деньги, а тут такой конфуз... по имени Витя!
Услышав, что я вышла замуж
за музыканта, папа мрачно поинтересовался: «Барабанщик? И что это за
профессия? Ну, допустим, на скрипке можно играть сольные концерты. А что
можно играть на барабане?».
Помню,
мы приехали с Витей к родителям в гости. Мой высоченный папа оглядел
невысокого щуплого Витю с головы до ног и спросил с иронией: «И такие
мужчинки бывают?», а потом посмотрел на стоявшую в прихожей Витину обувь и
добавил: «Какие у него детские ботиночки». Мы сидели за столом, Витя,
раскрасневшийся от смущения, не знал, куда себя деть, а папа почему-то
смотрел на него не прямо, а через большое зеркало...
- Ну а музыкантом ваш муж
был талантливым?
- Витя обожал барабаны! Он
сидел с утра до ночи за книжками и изучал различные школы барабанной игры.
Правда, было одно «но»... Вы же знаете, как бывает в среде музыкантов?
«Вить, пойдем кирнем». - «Да нет, ребята, Клара будет против...» - «Да
ладно, кого ты слушаешь? Бабу!» И он уходил с ними. Приносили его домой
дружки под утро. Ставили Витю под дверь и нажимали на звонок. Когда я ее
открывала, он падал в прихожую, как бревно!
На следующий день Витя,
придя в себя, просил прощения. Но через какое-то время все повторялось
снова. Я внушила себе, что Витя пьет с горя: ведь у него нет приличных
барабанов, о которых он мечтал! И сделала все, чтобы достать ему дорогую
английскую установку. Все деньги, которые удалось скопить, мы вложили в эту
покупку. Витя был счастлив как ребенок. Даже сам сшил для барабанов
специальные кофры.
Но... недолго музыка
играла. Находились люди, которые постоянно тянули Витю из дома: «Пойдем
выпьем. Сегодня выходной, ну что ты, не мужик, что ли? Сидишь, привязанный к
юбке!» И Витя шел...
Денег все время
катастрофически не хватало. Так что приходилось самой себе и шить, и вязать.
Я же артистка - одеваться надо. А еще я подрабатывала - вязала береты,
шарфики и кофточки на продажу. Едем в автобусе или поезде на концерты, а я
сижу, обложенная разноцветными клубочками, и вяжу. Витя потом ходил эти
изделия продавать. Подойдет к горничной в гостинице: «Никому шапочки не
нужны?» И мое рукоделие расходилось на ура.
У нас с Витей была одна
смешная история, связанная с гостиницей. Поехали мы как-то на гастроли во
Львов. Поселились в самой дорогой гостинице города. Пришла пора уезжать.
Вдруг в четыре утра к нам без стука вваливается горничная и начинает
«инвентаризацию» номера. И почти сразу же кидается к стулу. Поднимает на нем
чехол и начинает орать: «Вы прожгли стул! Платите деньги! Семьдесят восемь
рублей!» Смотрим - а на сиденье и вправду дыра. Очевидно, эта тетка на
злополучном стуле уже прилично заработала. По тем временам семьдесят восемь
рублей - безумные деньги. Жаловаться некому - начальства в такую рань в
гостинице не бывает. Вот нам вся группа и собирала ночью деньги. Витя отдал
горничной штраф и пошел со стулом к выходу. «Куда? Милиция!» - завопила
тетка. «Все оплачено. Стул теперь наш», - сказал Витя. Разломал его на
части, под верещание тетки вынес «дрова» из гостиницы и выбросил.
- Вы вместе с мужем
продолжали работать в Кировограде?
- Мы уехали оттуда вначале
в Полтаву, потом в Херсон. Так и колесили, пока меня не пригласили в Киев. Я
работала в «Укрконцерте», а Витя все не мог никуда устроиться. Я пыталась
куда-нибудь пристроить Витю, терпела его пьянство и надеялась, что все
изменится. Мой новый партнер, Павел Александрович Захаров, один из старейших
артистов эстрады, частенько говорил мне: «Кларочка, ну не пара он вам... - и
обязательно добавлял: - Вы должны уехать в Москву. Здесь ничего не
добьетесь!».
А мне было трудно бросить
мужа. Не то чтобы я привыкла к Вите, просто для меня взять и разорвать
отношения - все равно что предать. Ну как же так? Он ведь мне как
собственный палец, пусть и болит, но не отрежешь же его за это?!
В Киеве мы стали жить
вместе с родителями в их новой трехкомнатной квартире. В нашей
девятиметровой комнатке стоял платяной шкаф, софа, книжный шкаф и...
барабаны. Больше ничего не помещалось... Папа ни за что не хотел прописывать
Витю. Я его еле уговорила, сказав, что для кооператива, в который мы
вступили, нужна Витина прописка. И папа уступил. Потом они с Витей даже
подружились. Наконец-то в доме появился человек, которому можно было
сказать: «Витя, давай посидим по-мужски...». Они выпивали водочки. Витя, по
обыкновению, не закусывал, мгновенно пьянел, а папа его упрашивал: «Да ты
съешь что-нибудь...».
Дело в том, что у Вити было
одно несомненное достоинство - он оказался на удивление хозяйственным. Витя
брался за любой ремонт - от пылесоса до сложного автомобильного двигателя.
Вот за эту мастеровитость папа зятя и зауважал.
Кстати, мой «Кулибин» был
из очень простой семьи. Как-то Витя привез меня к своим родителям в
Днепропетровск. В их маленьком доме была русская печка, и мы на ней спали.
Меня ничего не смущало: на печке так на печке! Я понимала, что для его родни
была столичной внучкой, да еще и артисткой! Помню, как мама Вити поставила
передо мной ведро картошки и попросила ее почистить. Так она проверяла,
какая я хозяйка. Тонко ли срезаю кожуру.
- Значит, папа смирился с
вашим замужеством?
- Да, но он все равно
выдавал порой такое! Например, считал, что раз дочка замужем, то и нечего на
шее у родителей сидеть. Он хотел, чтобы у нас было все свое. И нам выделили
отдельную полку в холодильнике. Помню, приезжаем мы поздно вечером с Витей с
гастролей. Уставшие, голодные. Мама бросилась накрывать нам стол, а папа ей
говорит: «Не вздумай! Пусть сама думает, чем мужа кормить!» Мама тайком,
дождавшись, когда папа заснет, звала нас на кухню и кормила.
- Как скоро вы перебрались
в Москву?
- Меня пригласили на
Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Витя выступал на этом конкурсе с
какой-то певицей. По-моему, она провалилась сразу же, и весь ее ансамбль с
горя напился. Мне идти на первый тур, а Витя, в дым пьяный, в номере лежит и
орет. А стенки в гостиницах тонкие, мне перед соседями ужасно неудобно. Но я
вышла на сцену и выступила так, что весь зал аплодировал стоя.
На этом конкурсе я получила
первую премию. В то время победа на Всесоюзном конкурсе была событием! Меня
сразу же стали приглашать на телевидение, в «Голубые огоньки», на концерты в
Театр эстрады. Даже как победительницу перевели жить в гостиницу «Россия».
Помню, подошла к окну своего номера, распахнула шторы - а передо мной
Кремль! У меня аж слезы брызнули от счастья.
- Муж радовался вашему
успеху?
- Радовался и... боялся.
Витя сразу же понял, что меня могут пригласить работать в Москву, и тогда он
меня потеряет. Но я вернулась обратно в Киев и еще год не решалась уехать.
Только когда меня пригласили в ноябре на концерт, я наконец собралась с
духом и поехала в столицу. Но время уже прошло - о себе снова надо было
напоминать...
- Да, но ведь надо еще и
жилье в Москве найти?
- Вы представляете, я
оказалась одна в чужом городе. Некому даже позвонить. Несколько месяцев жила
в гостинице «Москва». Слава богу, ко мне как к молодой артистке из Киева
отнеслись внимательно. Директор вошел в положение и выделил мне номер чуть
ли не на чердаке - с окошком на потолке. Бегаю целый день, выступаю, потом
лежу в своей каморке и звезды на небе считаю...
Витя звонил каждый день и
требовал, чтобы я вернулась в Киев. Но я уже поняла, что назад не поеду!
Чуть позже удачно сняла комнату в Марьиной Роще. Квартирной хозяйке Марии
Исааковне было лет шестьдесят пять, мне она тогда казалась старухой. Очень
скоро мы подружились, и она стала относиться ко мне по-матерински. Если
приезжала подружка и мы, закрывшись в моей комнате, шептались, Мария
Исааковна кричала: «Дряни-девки! Идите чай пить! Зачем вы дверь закрыли? Я
тоже хочу ваши секреты послушать!». Она мне часто выговаривала: «Ты почему
дома вечерами сидишь? Ты же артистка! Где твои мужики? О чем в старости
вспоминать будешь?». Но как только я стала куда-то выходить, она тут же
поменяла тон: «Твой Витька звонил... Спрашивал, где ты? Я что, врать ему
должна?!»
- Так и жили с мужем на
два города?
- Витя часто приезжал в
Москву, уговаривал меня вернуться. А я колебалась. И Мария Исааковна
удивлялась: «Ну кто из Москвы уезжает?» Перевести мужа в столицу было
нереально. Без меня он стал выпивать сильнее, устраивал при встрече сцены
ревности, а потом на коленях просил прощения...
Помню, прибыл в очередной
раз в столицу, а мне надо идти на встречу. И Витя пошел со мной. В эту пору
в Москву приехал Михаил Жванецкий - он уже стал знаменитым. А я давно
мечтала, чтобы он для меня что-нибудь написал. Как-то позвонила, и мы
договорились, что я подъеду к нему в гостиницу. Витя вызвался меня
проводить. Жванецкий принял меня... в пижаме. Огромный номер. Дверь в
спальню открыта, и я заметила неубранную постель. Я только рот открыла,
чтобы про тексты поговорить, а Жванецкий вдруг предлагает: «Кларка, а давай
выпьем?» и наливает мне водки. Я лепечу: «А как же текст? Меня внизу муж
ждет...» - «Кларка! Ты чего? У меня просто хорошее настроение...». Вот,
думаю, дура! Меня так напутали, что в столице надо со всеми спать, я и
подумала бог знает что!
Расстаться
с Витей я решила, когда у меня появился Юра. В журнале «Юность» один
журналист сделал со мной интервью, а Юрий Зерчанинов, который заведовал
отделом культуры, этот материал зарубил. «Я не понял, сколько лет Новиковой
- шестьдесят или двадцать?» - спросил он у журналиста. И решил сам со мной
встретиться и поговорить. Позвонил, чтобы договориться о встрече. Мне так
понравился голос незнакомца, что я решила пригласить его на свой концерт.
Помню, все пыталась представить, как Юра выглядит в жизни. На концерт я
опоздала. Бегу по лестнице и слышу, как кто-то интересуется у
администратора: «Вы не подскажете, как Клару Новикову увидеть?». Тот самый
голос, который так мне понравился по телефону! Я взглянула на его обладателя
и ужаснулась: «Такой прекрасный голос - и достался такому уроду!». Юра
совсем мне не понравился: свитер ниже колен, длинные всклокоченные волосы,
сигарета во рту. Московский стиляга, да еще и старше меня на целую жизнь! Ни
о каком романе и речи не могло быть!
Я ему потом в шутку
говорила: «Ну вот скажи, ты смог бы в свои семнадцать лет влюбиться в крошку
в коляске? Или ты оканчиваешь школу, а тут под ногами первоклашка с бантами
крутится. Неужели ты обратил бы на нее внимание?».
После концерта я сама ему
позвонила и предложила: «Юрий Леонидович, у меня лишний билет на фильм
Феллини. Не хотите пойти со мной?» У меня-то в Москве нет знакомых, вот его
и пригласила. А потом он повел меня на спектакль «Тиль» в «Ленком». Помню,
зима стояла холодная. Мы вышли из театра, и Юра вдруг сказал: «Водки хочется
выпить. Пошли?». «Как вы смеете мне такое предлагать?» - возмутилась я. Юра,
обозвав меня провинциальной дурой, провожать все-таки отправился. А на нем -
тонкое пальтишко, только что привезенное из Англии. Пока мы пешком дошли до
Марьиной Рощи, он чуть не околел от холода. И я тоже очень замерзла. Вот
тогда и пожалела, что отказалась от водки. Мы долго стояли в подъезде и
грелись у батареи. А когда я вошла к себе, Мария Исааковна встретила меня
криком; «Твой Витька звонил!».
И все-таки Юре удалось меня
затащить к себе на водку. Он жил на квартире друга, который уехал на время в
Англию. Я зашла в комнату и испугалась - обои на стенах кое-где отклеились и
свисали, как лианы, почти до пола. «Ну что, Клара, может, приготовите нам
что-нибудь под водочку?» - предложил Юра. Я залезла в холодильник, который
почему-то висел на стене. В нем было пусто, кроме гипсового бюста Ленина и
пары огурцов - никаких продуктов. Я взяла огурцы, и вдруг они с ужасным
стуком упали на пол. Огурцы были не настоящими, а муляжными! Потом мы пили
водку и слушали моднейшую в то время оперу «Иисус Христос - суперзвезда»,
которую Юра привез из Англии.
С тех пор мы не
разлучались. Хотя я звала его исключительно по имени-отчеству - Юрий
Леонидович. Он водил меня в гости, где бывала московская богема: Аркадий
Арканов, Петр Фоменко, Марк Розовский, Григорий Горин, Михаил Левитин. У
меня в Москве и знакомых-то не было, а тут вдруг такие потрясающе интересные
люди! Мы ездили на подмосковные дачи, ходили в театр на спектакли его
друзей, на концерты...
Встречать Новый год я
уехала домой. Мы большой компанией по давней традиции собрались у Фаины
Соломоновны. В этот раз Витя крепко выпил. Мы вышли на лестничную площадку
покурить со всеми. И вдруг он ни с того ни с сего ударил меня что есть силы
по лицу. Да так, что из носа хлынула кровь. Все были в шоке. Я сама ничего
не понимала. И как нам теперь возвращаться домой? Я тут же уехала в Москву.
Юра, как только об этом
случае услышал, сразу же сказал: «Немедленно собирай вещи. Ты переезжаешь ко
мне». А потом добавил: «Звони мужу. Ты все ему расскажешь». Увидев, что я
колеблюсь, сам набрал номер моего киевского телефона и передал мне трубку...
Как мне потом рассказала
мама, Витя после моего звонка сильно заболел, у него поднялась температура
до сорока градусов. Мама его выходила. Но поправившись, он стал
безобразничать. Водил в нашу комнатку баб и требовал себе отдельное жилье -
Витя же был у нас прописан. Словом, пришлось мне заплатить все деньги за
кооператив и отселить Витю от родителей. Папа мне при встрече заметил по
этому поводу: «Ну что, я был прав?». Чего он так боялся, то и случилось -
дочка прописала мужа, а тот «оттяпал» квартиру...
С Витей мы прожили девять
лет. С тех пор как расстались, я его ни разу не видела. О том, что он умер,
узнала спустя долгое время... Я знала, что у него была женщина, где-то даже
есть сын. Мне всегда было Витю жаль. До сих пор в церкви ставлю за него
свечку...
Потом родилась фраза,
которую я вставила в свой монолог: «Да, я замужем. Хотя какой он, к черту,
муж. Так... помогаю носить фамилию». От Вити мне досталась фамилия
Новикова...
- А с Юрой все было
по-другому?
- И с Юрой оказалось жить
не так-то просто. У нас очень разные характеры. Я у него, по-моему,
четвертая жена-артистка по счету. Были у него артистки и миманса, и
кордебалета, а тут артистка разговорного жанра появилась. Правда, я на
артистку не была похожа, все думали: «Какая-то училка!».
Вообще Юра большой
выдумщик. Как-то собрались мы на Новый год в гости. Муж облачился в
подштанники, а сверху напялил облезлую доху из оленя, которую ему подарили
на Алтае. Мы стали переходить улицу Горького в неположенном месте, и нас
задержал милиционер. «Ваши документы!» - привязался он к Юре. Тогда Юра
распахнул доху. Милиционер, увидев подштанники, чуть не умер от смеха...
Однажды я принесла из
магазина живых карпов. Один из них все никак не хотел засыпать. Мы его
поселили в ванне и назвали Тимошей. Две недели кормили ручного карпа хлебом.
Тимоша подплывал, завидя еду, к краю ванны и открывал беззвучно рот.
Седьмого ноября Юра нарисовал плакат: «Свободу карпам!», и мы понесли Тимошу
в ведре к Тимирязевскому пруду. Под радостные крики толпы выпустили нашего
карпа в пруд и... пожалели об этом: как он выживет в этом болоте?
С Юрой мы дожили до
серебряной свадьбы. У нашей дочери Маши уже растут дети... Помню, как Юра с
ней на руках гулял - мы долго не могли купить коляску. Однажды к нему в
парке подошла женщина и пристыдила: «Вы что, хотите ребенка убить?»
Оказывается, Маша почти вылезла из одеяла наружу и посинела от холода. Юра в
ужасе бросился домой.
Помню, когда мы купили
наконец дочке коляску, Юра продолжал часто с ней гулять. Они с Васей
Аксеновым занимались в парке бегом: Вася бежал в трусах трусцой, а рядом Юра
- с коляской. А поскольку он на бегу коляской все пни выкорчевывал, колеса у
нее стали восьмерками.
Юра оказался потрясающим
отцом. Я вечно пропадала на гастролях. Когда возвращалась, Маша обращалась
ко мне: «Пап, ой, мам...».
Сейчас я живу отдельно от
семьи. Мне негде там жить, даже своего уголка нет. Звала Юру с собой в эту
двухкомнатную квартиру, а он не захотел переезжать. «Это, - говорит, - не
квартира, а светелка! А где я буду курить: нет балкона...» История
повторяется: если мы с первым мужем жили на два города, то со вторым живем
на два дома.
- Вы одинокий волк по
жизни?
- Получается, да. Я захожу
в свою квартирку и каждый раз облегченно вздыхаю: «Боже! Как хорошо». Это
совсем не значит, что мне не нужна семья, а моей семье - я. Я готовлю для
близких еду и вожу им, если в этом есть необходимость. Даю деньги, если
нужно, устраиваю в больницы, нахожу врачей. Я обожаю своих внуков. Но так
получилось... Мне очень нужна семья, они рядом, просто мне комфортнее жить
так, а им - по-другому...
Эту квартиру, в которой
теперь живу, я купила родителям. Но в секунду не стало мамы, а папа без нее
не захотел переезжать в Москву. Я сделала все, как было в их квартире:
поставила такой же диван, повесила такое же большое зеркало, в которое он
мог бы наблюдать, как мама возится на кухне, на стулья надела чехлы... А еще
у меня на кухне, как в детстве, круглосуточно работает радио. Я успела снять
о родителях фильм. На всю жизнь в мою память врезался последний «кадр»: мы с
оператором выходим из подъезда, папа с мамой, как два кукушонка, торчат в
окне и машут мне рукой... Как в последний раз...