"ПОЧЕМУ КАРДИОЛОГ — БЛАГОРОДНЫЙ ВРАЧ, А ПРОКТОЛОГ — НЕБЛАГОРОДНЫЙ? И ТОТ И ДРУГОЙ СПАСАЮТ ОТ СМЕРТИ"
— Ефим Залманович, как вы относитесь к жанру интервью?
— Артисты всего лишь люди, работа которых — изображать других людей. Ни в одном веке писаной людской истории эта категория населения не была так популярна. А сегодня из них сделали некое подобие оракулов: спрашивают их мнение о политике, устройстве мироздания, вытягивают из них прогнозы на будущее. У кого — у шутов, скоморохов! Их дело — играть на сцене!
— И хоронить их надо за кладбищенской оградой!
— Ну, это вы, конечно, хватили! Я же не призываю лишить их журналистского и общественного внимания вообще. Но мне кажется, что регулярные скандалы — яркий показатель того, что актеры занимают слишком уж много места в наших СМИ. Не нужно открывать и закрывать газеты и журналы их фотографиями, посвящать им развороты.
В стране — как моей, так и вашей, да некогда нашей общей, — очень много достойных внимания людей. И я говорю это без какого-либо кокетства и самоуничижения. Ведь кто-то что-то выдумывает, кто-то по-прежнему сидит с пробирками и колбами, кто-то учит детей. Но о них мало пишут в прессе, а поэтому о них почти никто не знает.
В результате наука наша субсидируется по остаточному принципу и фундаментальные научные исследования начисто лишены государственного интереса. Почему? Потому что учителя и ученые не поют на сцене под фонограмму и у них нет римейков? А какой-то салага, который всего лишь день назад появился в эфире, сидит в уютной телевизионной студии и рассказывает о своих взглядах на брак, устройство общества, перспективы развития страны и даже нефтедобычу! Зачем?! Кто он такой?!.. Извините, вспылил.
На просьбу дать интервью я всегда с готовностью соглашаюсь, потому что считаю это частью своей работы. Заниматься собственной рекламой мне вроде бы уже поздно.
— Кстати, как вы сами определяете жанр, в котором работаете?
— Развитой терминологии у того, чем я занимаюсь, нет. Жанр этот в глазах серьезных театроведов, приличных эстетиков и уж тем более культурологов как был презренным, так таковым и остался. У него какое-то промежуточное положение. С одной стороны, он имеет отношение к театру, потому что все-таки выступаем мы на подмостках. К тому же в наших текстах можно различить какие-то намеки на драматургию, во всяком случае, в них есть начало, середина и конец. Эстрадная литература, какой бы простой и примитивной она ни была, несет в себе какой-то рудиментик театра.
С другой стороны, мы, конечно, часть развлекательной индустрии. Мы находимся на стыке: одной ногой стоим в зверской коммуналке, называемой шоу-бизнесом, другой — в отдельной квартире после евроремонта, с которой я сравнил бы современный театр. И меня, кстати, этот терминологический вакуум совершенно не пугает. Но хотелось бы все-таки, чтобы в нашей работе было больше театра. А эстрадная драматургия в силу своей простоты все еще тянет нас туда — на площадь, к шутам и скоморохам. И в этом нет ничего стыдного.
— Хотя актер Шифрин все-таки ближе к драматическому театру. Не хотели бы попробовать себя в классической драматургии?
— Сыграть Отелло?
— Необязательно. Но, возможно, и Шекспира.
— У меня есть хорошая работа — в спектакле Романа Виктюка "Путана". Мы его два раза привозили в Киев. После одного из них сидим на банкете, и ваш известный политик Валерий Пустовойтенко, с которым я до этого не имел чести быть знакомым, вдруг встал и, посматривая в мою сторону, произнес тост. Сказал, что два года назад, попав на этот спектакль в Театре имени Леси Украинки, совершенно изменил свое отношение ко мне и теперь воспринимает меня как серьезного артиста.
Я расцвел, как майская роза! И не потому, что эти слова сказал чиновник высокого ранга. Для меня дорого было такое признание, потому что, как оказалось, я могу не только смешить. Вы знаете, что Эйнштейн в свободное от научных изысканий время играл на скрипке? Чтобы не сравнивать себя со столь великим человеком, приведу другой пример: бывает, люди не могут дождаться субботы, чтобы уехать на рыбалку или заняться дайвингом. Мое маленькое бегство с эстрады в драматический театр, по сути дела, то же самое. И слава Богу, что такое счастье у меня есть, к тому же мне за него еще и деньги платят.
— Но и на эстраде вы стараетесь выбирать для себя не комические, а трагикомические тексты?
— Когда тексты становятся трагикомическими? Когда они несут в себе хоть какой-то смысл. Комедию делает трагикомедией некая мысль. Если человек споткнулся и упал, это еще не искусство. Хотя я всегда говорил, что физиологическая составляющая юмора, от которой так презрительно отмахиваются высоколобые критики, достаточно велика.
"Юмор ниже пояса!" — презрительно цедят они. Господа хорошие, так ведь не я это придумал! И даже не Чарли Чаплин. Все произошло задолго до нас, на заре истории культуры. Глупо, конечно, ссылаться на Рабле и Аристофана, а не сошлешься, получишь по морде. Так заведено, что трагедия занимается верхом, а комедия — низом. Ничего зазорного в таком разделении нет. Когда я об этом говорю, мне всегда приходит в голову одно и то же сравнение: скажите, вот почему, например, кардиолог — благородный врач, а проктолог — неблагородный? И тот и другой не только лечат людей, но и иногда спасают их от смерти. Просто у них разные сферы применения знаний и умений. Я вообще не уверен, что у человека есть стыдные места. По-моему, нет. Все идет от наших представлений о том, что хорошо, а что плохо. Для одного народа "Камасутра" не повод для шуток и анекдотов, а часть культуры. А для другого ничем не прикрытое женское лицо — преступление. Все зависит от того, кому мы адресуем свои шутки. А запретных тем и тем более мест у человека я не знаю.
|
— А есть темы, на которые вы не стали бы шутить ни при каких
условиях?
— Достойны осмеяния только приобретенные пороки, которые мы, зная
что это плохо, в силах исправить. Например, глупость. Врожденные
же свойства человека, которые ему самому доставляют страдания,
кажутся мне совершенно невозможными для смеха.
Я не могу смеяться над лилипутами — это грешно! Наверное, надо
знать меру, когда прикасаешься к каким-то национальным
особенностям, будь то речь или поведение.
Сексуальный выбор человека тоже не предмет моего осмеяния, мне
кажется, в ХХI веке уже можно разрешить каждому жить так, как он
хочет. С некоторых пор очень осторожно — по понятным причинам! —
стал шутить над старостью. Вообще, все эти правила можно не
устанавливать. Свод запретов, таких моральных табу, идет не от
ума, а от культуры каждого. Просто внутри тебя сидит штатный,
вместе с тобой сформировавшийся редактор, который не позволяет
тебе делать вещи недостойные. Это же происходит не на уровне
инструкций и предписаний, а на уровне морали и этики.
"МНЕ НИКОГДА НЕ ПРИДЕТ В ГОЛОВУ, ИСПОВЕДУЯ
СИЛЬНУЮ ЛЮБОВЬ, ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ФЛИРТА"
— Невозможно обойти вниманием тему, которую с полным правом
можно было бы назвать "синдромом Хазанова": несколько лет назад
Геннадий Викторович ушел с эстрады в театр, а бывшие "коллеги по
юмористическому цеху" до сих пор не могут ему этого простить.
— Говорить о прощении можно только в случае оскорбления. Но мне
кажется, что в случае с Хазановым факт оскорбления налицо: своих
бывших коллег он назвал лепрозорием. Возможно, у него и были счеты
к жанру, которым он занимался. Но приличный человек в подобной
ситуации поступил бы по-другому. Подождал, когда все
присутствующие поднимут очередной бокал, и, воспользовавшись
шумихой, по-английски покинул бы общество, которое ему столь
неприятно. Так ушел бы я, если бы сделал для себя выбор. Так
поступил бы, как мне кажется, каждый порядочный, культурный
человек.
— Как ушел Хазанов?
— Образно говоря, громко хлопнув дверью. Потом вернулся, позвонил
и, когда ему открыли, прокричал: "А вы — лепрозорий!". И снова
ушел. Спустился на первый этаж, вспомнил, что забыл сказать нечто
важное, и не поленился снова подняться наверх, чтобы выкрикнуть
очередное ругательство. Честно говоря, это выходит за рамки моих
представлений о приличии. Но вокруг Хазанова и его поступка сейчас
действительно очень много возни, и тут я выделяю два очень важных
момента.
Во-первых, обличая коллег, обвиняя их в пошлости и низком уровне
выступлений (с чем я, кстати, никак не могу согласиться!),
Геннадий Викторович забывает: такое представление об эстраде
сложилось в 70-80-е годы во многом благодаря ему самому. Возьмите
тексты его выступлений той поры: что-то я не помню, чтобы он читал
наизусть Блока или Спинозу.
Уровень эстрадной драматургии Хазанова ничем не отличался от
уровня его коллег. Я не говорю сейчас о степени его одаренности,
это отдельный разговор. Поэтому, бросая камень в огород нынешней
эстрады, хорошо бы помнить, что его щедро поливал, удобрял и
заботливо растил сам Геннадий Викторович, поскольку долгое время
был лидером среди наших юмористов. Это первое соображение.
Второе касается его нынешних драматических опытов. К его большому
сожалению и моему огорчению, — правда! — говорить о его победах на
поприще высокой драмы никому из серьезных театроведов в голову не
приходило. Я, чтобы не уподобляться писателям, которые осуждали
роман Пастернака "Доктор Живаго", не читая его, ничего не буду
говорить на этот счет. Но я общался с критиками, актерами и
режиссерами, которые с радостью шли на его спектакли, — они ждали
перевоплощения, метаморфозы, новой грани в даровании Хазанова. И
что же? Все они потом с прискорбием констатировали: весь
предыдущий эстрадный опыт мешает ему освоить новое театральное
поле.
Поверьте, я говорю это без злорадства. Один мой знакомый, побывав
на спектакле, где Хазанов играет вместе с Инной Чуриковой, сказал,
что впечатление приблизительно такое же, как от Баскова на фоне
Монтсеррат Кабалье. Но что случилось, то случилось.
Мне просто кажется, что Гене надо раз и навсегда закрыть эту тему
и перестать комментировать свой уход. И уж тем более не стоит все
время произносить филиппики в адрес жанра, которому — и
исключительно ему! — он обязан своим успехом. Ведь Хазанов
прославился не на государственной службе, не в театре и не в кино.
Вся его долгая успешная жизнь прошла на эстраде. А театральная,
чего уж греха таить, пока обходится без фанфар и шумных восторгов.
Да, там есть интерес к диковинке "Хазанов в театре", но не более
того. Но даже если ты успешен в театре, все равно не стоит
выкрикивать ругательства в адрес квартиры, в которой ты —
наверное, к счастью для себя — уже давно не живешь? Тем более что
он мог бы долгие годы совмещать хорошую эстраду с неплохим театром
без ущерба как для одного, так и для другого. Главное — не тянуть
шлейф эстрады в театр и наоборот.
— Как вы?
— Мне кажется, участие в виктюковских и других антрепризах дает
мне право так говорить. Я ведь прекрасно понимаю увлечение Гены
театром: это существование совершенно другого градуса и
наполнения, совсем другой кайф! Но мне никогда в жизни не придет в
голову, исповедуя страстную и сильную любовь, отказаться от
легкого флирта! Человеческой натуре свойственно стремиться
испытать все. Например, я безумно люблю свою жену. Так что же я
теперь даже одним глазом не могу посмотреть в сторону?! Особенно
если для этого складываются благоприятные обстоятельства.
Выйдите на набережную славного города Ялты, посмотрите, какие
девушки там ходят! А когда они еще и раздетые да духами облитые!
Ну какой, даже самый верный, семьянин здесь устоит? То же самое
происходит и с эстрадой. Как можно не замечать ее легкости, ее
широкой аудитории?! А театр я, вслед за Гоголем, считаю (цитирую
дословно) "кафедрой, с которой можно сказать миру много добра". И
если тебе дают такую кафедру, слава Богу! Было бы добро...
Ефим Шифрин 2016 Лучшие монологи
"МОЮ "ЛЮСЮ" ВОСЕМЬ ЛЕТ ВЫРЕЗАЛИ ИЗ
ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ"
— Насколько вам дороги ваши старые эстрадные номера? Тот же
Хазанов, например, не переносит даже упоминания о своем
"Кулинарном техникуме".
— Вот тут я Гену вполне понимаю. Дело в том, что в советское время
славу нам составили совсем не те монологи, которые мы любили, а
те, которые были эфирными. Меня, например, с моей "Люсей" восемь
лет вырезали и оставляли за кадром немногочисленных юмористических
программ. И я уже настолько отчаялся, что в 83-м году согласился
на урезанный вариант этого монолога. Можете себе представить:
"Люся" — и то урезанная?! Обычную, совершенно не представляющую
собой опасности бытовуху сократили ровно наполовину!
— Если не секрет, что именно убрали?
— Сейчас даже смешно об этом вспоминать. Ну, например, я звонил
Люсе, когда она делала операцию. И то, что я ее отвлекал, вносило
какую-то остринку, какой-то трепет от несоответствия ее и моих
проблем. Но даже это не могло пройти. Поэтому у меня к "Люсе"
приблизительно такое же отношение, как у Хазанова к "Кулинарному
техникуму".
Вообще-то, стыдиться нам нечего, все мы — дети той поры. Но если
бы все старые пленки вдруг засветились или пропали, вы бы не
увидели меня плачущим. Да что там, сам бы засветил! Часто говорят:
"Ты же сам это делал, никто тебя не заставлял. Чего теперь
возмущаться?". Но поймите: когда спустя столько лет меня
по-прежнему воспринимают только как мужа Люси, о существовании
которой сам я успел уже позабыть, мне делается плохо. А с другой
стороны, кто, кроме меня самого, может за это отвечать?
— Как вы относитесь к пародиям на себя?
— Поскольку я уже давно и, как мне кажется, безвозвратно ушел от
маски "мужа Люси", пародий на меня сегодня практически нет. А
отношусь я к ним так же, как и все: себя не узнаю, но делаю вид,
что мне очень нравится.
"ОТ ЗАПРЕТОВ КАЧЕСТВО ЮМОРА ТОЛЬКО
ВЫИГРЫВАЛО"
— Юмор очень сильно меняется с течением времени. Над чем,
например, вы шутили до и после перестройки?
— В результате всех этих перестроек, перестрелок, переделов и
переездов на разные квартиры случилась одна великая, на мой
взгляд, вещь — мы обрели свободу. В том числе и свободу
высказываний. Которая оказалась палкой о двух концах. С одной
стороны, глоток свободы, который мы сделали в 85-м году, нас
опьянил. А что может сказать пьяный человек? Он начинает болтать
абсолютно все, что приходит в голову, порой нарываясь на
неприятности.
С другой стороны, это ощущение свободы такое прекрасное, что
теперь я его уже ни на что не променяю. Человек, который знает,
что такое свободно дышать, ни за что по доброй воле не сунется
обратно — в душную и тесную комнату. Хотя сейчас многие мои
коллеги с тоской вспоминают о том времени, когда существовали
редакторские ножницы, фильтры и шлюзы для всего, что игралось и
произносилось на эстраде. Лично я совсем не тоскую по тем
временам, но должен признать: от запретов качество юмора только
выигрывало.
— А почему так получалось?
— Знаете, что такое эффект плотины? Реку перекрывают, сужают ее
русло, и она становится настолько интенсивной, что может даже
двигать турбины, вырабатывающие электричество. Так, система
советской поры дала нам феномен Аркадия Райкина. Вспомните, о чем
он рассказывал?
О каких-то слесарях, управдомах и прочих людях непонятного
социального свойства. А мы за этими незамысловатыми сюжетами
видели смелые намеки на несовершенство системы и даже на то, что
"прогнило что-то в датском королевстве"!
А когда сегодня смотришь старые записи Райкина, общественный запал
его миниатюр кажется немного наивным. Например, мои племянники его
не понимают. Я начинаю спорить с ними, злиться, топать ногами.
Потом прихожу к выводу, что бесполезно! Им куда ближе голливудские
комики или нынешние кумиры российской юмористики, чем этот
совершенно святой для нас старец.
— А свобода могла бы дать искусству актера, равного Райкину по
силе дарования?
— Не знаю. Ужасно не люблю сослагательных наклонений, но раз уж вы
склоняете меня подумать на эту тему... Думаю, такой актер мог бы
появиться и при свободе, просто его искусство приобрело бы
какие-то другие черты. А еще он вряд ли стал бы таким кумиром и
властителем дум интеллигенции, как раньше. Дело в том, что
нынешняя публика выбирает героев помоложе. Сейчас вообще трудно
представить себе седовласого кумира. Миром правит голливудский
стандарт! Посмотрите на звезд театра и кино, которые молодятся из
последних сил, делают безумные пластические операции и через
одного увлекаются фитнесом. Мир очень сильно помолодел. Он знает
множество способов сохранить или хотя бы продлить молодость. И
седовласые старцы уже не кумиры сегодняшнего дня. Вот "Фабрика
звезд", молодежь, надевшая топы с оголенными пупами, — это да!
Если они завтра начнут изрекать какие-то истины, их быстрее
признают гуру, чем немолодого, пусть и умудренного опытом
человека. Вообще, в этом феномене лучше разбираться людям, для
которых анализ — профессия. Я же высказал вам всего лишь некоторые
соображения по этому поводу.
— И тем не менее ведущие актеры и авторы юмористического жанра
пришли из советского времени. Современность пока что ни одного
великого имени нам не дала.
— Знаете почему? Да потому что разговорного жанра в том виде, в
каком он сложился в советские годы и знамя которого мы — к счастью
или к сожалению — до сих пор несем, уже не существует. Посмотрите,
каким образом все сдвинулось в сторону гротеска и клоунады!
Например, новые русские бабки — трансформация и клоунада, Гальцев
— абсолютный гротеск и клоунада, Галкин и братья Пономаренко —
чистая пародия.
Сейчас не время произносить завуалированные истины и прятать
откровения за лукавством. Актеров, которые представляли бы
сформировавшийся в советское время жанр эстрадного монолога,
практически не осталось. А посмотрите, как уходит с эстрады
читающий автор. Иногда под стук собственных каблуков, а иногда
просто не выходит, потому что интерес к человеку с листочком в
руках катастрофически гаснет.
— Как вы думаете, почему?
— Потому что достаточно открыть почтовый ящик, вытащить газету и
все это прочитать самому. Сегодня на сцену вышел играющий актер. О
чем это говорит? О беззаботности нашего времени. О том, что мы
живем в обществе, в котором дышится легко. Между прочим, публика
тоже изменилась. Простые люди чаще выбирают не театр, а ночной
клуб. А Концертный зал имени Чайковского стал заповедным местом
богатых меломанов.
Той интеллигенции, которая, вырываясь из своих КБ, НИИ и
учительских, ходила на филармонические концерты, как на работу,
уже нет. Мне кажется, что наше представление об интеллигенции в
последнее время как-то размылось. Где эти люди, куда они
рассредоточились? Частью эмигрировали, частью
переквалифицировались, остальные, наверное, просто не могут никуда
пойти из-за отсутствия денег. Но не все так уж плохо. И когда мне
говорят о том, с каким трудом формируется в нашей стране средний
класс, хочется спросить: "Ребята, а вы в окошко давно смотрели?
Даже в небольших, неиндустриальных городах забиты все летние кафе,
порой совсем не дешевые!".
Что-то в нынешней жизни мне нравится, что-то вызывает сожаление,
что-то — отвращение, с чем-то приходится мириться. Но в целом
ворчать по поводу наступающего дня я не могу. А когда кто-то из
уважаемых и обожаемых мною старших коллег пытается иронизировать,
в том числе в мой адрес (дескать, Шифрин пытается вписаться в
повороты времени), хочется сказать: "Ради Бога, стой на
пьедестале! Не сходи к нам, простым смертным!". Ну в самом деле,
ворчащий памятник — это же ужас! Франкенштейн! Такого быть не
должно.
"ТЕШИТЬ СЕБЯ ИЛЛЮЗИЕЙ, ЧТО СЕРИЙНОГО УБИЙЦУ
МОЖНО ПЕРЕВОСПИТАТЬ, ДАВ ЕМУ ПРОЧИТАТЬ "МУМУ", — НАИВНО"
— Вы в последнее время много спортом занимаетесь. Это потому,
что мир помолодел или просто зрителям хотите нравиться?
— Своим походам в зал я могу придумать любые красивые оправдания.
Но лучше скажу вам правду: мне это просто нравится. Нет никакой
другой мотивации. Один раз попробовал и подсел. Как в анекдоте про
человека, которому нравятся помидоры: кушать люблю, а так — нет.
Спорт действует куда лучше успокоительной таблетки, я уж не говорю
о том, что он гораздо полезнее. Точно!
Был случай, когда разграбили охраняемый гараж и изуродовали мою
машину. Водитель позвонил и рассказал мне об этом, теряя дар речи.
Боялся, что я сейчас забьюсь в истерике: как, у меня же там
столько всего было?! Но ничего такого не случилось. Я просто
сказал: "Сережа, ты там разбирайся, оформляй все эти несчастья, а
вечером мне позвонишь!". Тут же взял свою спортивную сумку, поймал
на углу машину и поехал в зал. Поверьте, через полчаса я начисто
позабыл обо всем, что по идее должно было измотать мне все нервы.
Начинаешь с железячками возиться, и все чувства притупляются,
будто бы пилюлю принял: уже не больно! Да, все, что связано с
какими-то материальными вещами, бытом, доставляет массу
неприятностей. И терять нажитое трудом обидно и тяжело. Но если
все уже случилось, что тут поделаешь? Я что, поймаю этих воров и
потребую для них аутодафе? Или перевоспитаю? Нет, конечно! Так
чего зря себя изводить?
— Как вы считаете, людей стоит исправлять?
— Абсолютно бессмысленно! Исправлять людей не надо. А вот
выстраивать такую систему общественных отношений, при которой
люди, живущие правильно, не страдали бы от тех, кто нарушает их
покой, необходимо! И если в подъезде живет пьяница и дебошир, то,
поскольку заставить его не пить невозможно, надо сделать так,
чтобы он не отравлял жизнь окружающим. Пусть люди будут свободны в
своем выборе. Хочет человек ходить в синагогу? Дайте ему такую
возможность. Жить не может без гей-клуба? Тоже не препятствуйте!
Обожает секс-шопы? Не лишайте его удовольствия, тем более что он
все равно найдет способ оттянуться. И люди, которые хотят
напиваться до состояния невменяемости, пусть делают это, условно
говоря, в специально установленном месте.
Но вы меня от них отгородите, разведите нас по разным квартирам.
Дайте мне возможность не встретиться в темной подворотне с
Чикатило — вот и вся моя просьба. А тешить себя иллюзией, что
серийного убийцу можно перевоспитать, дав ему прочитать "Муму" или
"Хижину дяди Тома", по меньшей мере, наивно.
— Что же делать с преступниками?
— Я совершенный противник смертной казни, как бы меня ни убеждали
в ее необходимости те, кто говорит: "А вот если бы твоего сына! А
вот если бы твою дочь!". Считаю: не я дал человеку жизнь, не мне
ее и отбирать. К тому же мне кажется, что нет наказания
убийственнее, чем пожизненное заключение. И никакая смертная казнь
с ним не сравнится. Нет "героев" уголовного мира, которые отбыли
бы его сполна, как правило, они умирают гораздо раньше отпущенного
им природой срока.
— Неужели ничего нельзя сделать, чтобы все мы стали хоть
чуточку добрее?
— Можно и нужно. Наше общество должно изменить систему просвещения
и образования, провести такую школьную реформу, чтобы школьники не
делали безумного количества грамматических ошибок на вступительных
экзаменах во все (!) вузы без исключения. Тогда, возможно, мир и
изменится к лучшему. А менять каждого индивидуума в отдельности —
глупая затея. Ваш земляк, Николай Васильевич Гоголь, наверное,
очень расстроился, когда после первого представления "Ревизора" в
Александринке не увидел утром изменившуюся Россию. Но зато написал
"Театральный разъезд". Мысль о том, что никто и ничто не меняется,
еще одно замечательное произведение.
Ефим Шифрин - Кающаяся Мария Магдалина
— Что, кроме спорта, заставляет вас забыть обо всем?
— Очень люблю музыку, уж простите за банальное признание. Часто
спрашивают: "А какую?". Отвечаю: "Кайфую уже от того, что она
звучит!". Сегодня мы сидели в кафе на набережной Ялты, и тут
поставили диск с записью этномузыки. Судя по тому, что ресторанчик
был армянский, и музыка, наверное, того же происхождения. И я
вдруг понял, что не могу есть.
Смотрю на своих собеседников — у них точно такое же ощущение.
Бывают вещи, которые сильнее еды. Даже если ты очень голоден. Это
хорошая музыка. Я, например, долго был глух к хорошей живописи. И
это при том, что я очень впечатлительный, в кино или в театре
хлебом не корми, дай поплакать. Могу разрыдаться даже над газетным
очерком, если он меня задевает. А с живописью ну никак! Как я
хотел ее почувствовать, как старался, учил изобразительное
искусство сначала в училище, потом в ГИТИСе. Знал, конечно, кто из
художников в каком году родился, кто что написал, но и только. И
вот однажды меня проняло! В Пушкинском музее, где выставлял свою
коллекцию один из музеев мира, — уж и не помню какой! — я вдруг
увидел полотно Эль Греко.
— Неужели это была "Магдалина"?
— Нет, "Вид Толедо". Сразу понял: то, чего я так долго ждал,
случилось! Как говорится, пробило. Оказалось, есть в живописи
нечто завораживающее. Теперь-то я знаю, что любое произведение
искусства — это наркотик: понюхаешь и еще хочется. Мне тогда было
лет 25. Начал собирать картины. Руководствовался исключительно
своим личным вкусом — покупал только то, что мне нравилось. И
вдруг в это же самое время мне стали дарить картины, причем именно
то, что мне нравилось. В результате сложилась коллекция,
выстроенная по единому принципу, будто ее подбирал пристрастный
искусствовед или коллекционер. Совершенно мистическая история!
— Верите в мистику?
— Всегда говорю, что нет. Но какие-то эпизоды в моей судьбе,
выстраивающиеся в определенной зависимости и отстоящие друг от
друга на много лет, убеждают меня в обратном. Хотя, возможно, все
эти вещи как-то объясняются с материалистической точки зрения. Ну,
например, стоит мне интенсивно подумать о человеке, выпавшем из
моей жизни, поинтересоваться, куда это он пропал, и пожелать его
видеть, как он тут же каким-то образом появляется. Интересно, что
происходило это неоднократно и каждый раз — каким-то непостижимым
образом: например, человек, живущий Бог знает где, вдруг
оказывался в Москве или другом городе, в котором я на тот момент
гастролировал. Почему? Не знаю! А как объяснить тот факт, что
после часовой беседы с журналистом вдруг оказывалось, что она
прошла просто так, исключительно для удовольствия беседующих,
поскольку пленка в диктофоне осталась девственно чистой?
Ефим Шифрин "Тумбалалайка"
"МОЕМУ ЖЕЛАНИЮ СТАТЬ АКТЕРОМ В МОЕЙ СУДЬБЕ
ПРОТИВОСТОЯЛО ВСЕ"
— Похоже, у вас просто очень сильная энергетика.
— Возможно... Но вот вам еще один пример. Я всегда знал, что
совершенно нематериальные и необъяснимые нити связывают меня с
мамой. Я лишился ее 12 лет назад, и казалось бы, степень моих дум
о ней со временем должна гаснуть. Но мои сновидения, наоборот, все
чаще и чаще возвращают меня к ней. И иногда очень странным
образом. Она часто снится мне молодой, какой я не мог ее знать.
Дело в том, что я поздний ребенок, родился, когда маме был 41 год,
а ее фотографий в молодые годы у нас не было, они просто не
сохранились.
И вот однажды в Израиле, в гостях у маминой младшей сестры, я
увидел старые фотографии, на которых мама запечатлена молодой —
это абсолютный персонаж моих снов! Как такое могло произойти?! Я
же не антрополог и не мог наделить ее теми чертами, каких никогда
не видел. Еще один пример — мое желание стать актером. Все в
судьбе ему противостояло! И я, собственно, им уже не стал,
поскольку после нескольких неудачных попыток поступить в
театральный вуз успокоился в Рижском университете.
— Вы говорите об этом, как о смерти!
— Фактически так оно и было. Подумал: "Угомонись, чего уж там!
Хватит с тебя трех неудачных поступлений!". Но я все равно знал,
что буду актером! И что буду заниматься приблизительно тем, чем
сейчас занимаюсь. И это несмотря на то, что я застрял в этом
ненавистном университете! Так и случилось.
— И часто вы что-то заранее о себе знаете?
— Частенько. Когда-то меня, например, не приняли в Театральное
училище имени Щукина, что при Вахтанговском театре. Но я почему-то
был уверен, что когда-то обязательно буду играть на его сцене.
Почему именно там? В Москве такое количество театров! Но вот была
эта уверенность, и все тут!
Шли годы, смеркалось... У меня уже сложилась удачная творческая
судьба на эстраде, меня знали не только у нас, но и в странах
ближнего зарубежья, а также в русских общинах Америки и Канады. И
однажды в моей квартире раздался звонок, это был Роман Григорьевич
Виктюк. "Что у тебя в сентябре-октябре?" — спрашивает он. "А
что?". — "Да я тут собираюсь ставить пьесу Альдо де Бенедетти "Я
тебя больше не знаю, милый" в Вахтанговском. Завтра мы собираемся,
и я хочу, детка, чтобы ты пришел: у меня есть для тебя роль!". И
это после "Люси", после всей моей эстрадной репутации — вдруг
такое предложение!
Спектакль шел семь сезонов при битковых аншлагах! Я это,
разумеется, не отношу на свой счет, там играл весь цвет
современного театра — Маковецкий, Максакова, Рутберг, Аронова. Но
какую-то часть зрителей мог привлечь и ваш покорный слуга. Вот и
скажите, есть этому событию рациональное объяснение? Нет в Москве
театра, в котором бы Виктюк не ставил спектаклей. Так почему в
этот раз он выбрал именно Вахтанговский? Почему однажды загаданное
сбылось? Я ведь с ним своими надеждами и ожиданиями не делился.
— Для себя вы как-то все эти мистические истории объясняете?
— Когда сталкиваешься с вещами, объяснить которые не в состоянии,
поневоле останавливаешься на пороге: трактовать их банально,
по-шарлатански не хочется, а понять на уровне тонких материй
невозможно. Проще всего сказать, что это совпадение. Но вот
совпадение ли? Тем более что таких случаев в моей жизни
действительно много.
http://www.bulvar.com.ua/arch/2004/473-46/419b3b8548237/