Домой   Старое кино   История моды   Журналы   Открытки   Музыка    Translate a Web Page      Форум       Помощь сайту   Гостевая книга

 

Российское кино   Зарубежное кино  Детское отечественное кино       

 

 Дополнение к списку фильмов

 

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32   33  34  35  36  37  38 39  40  41  42  43  44  45 

 

  46  47  48  49   50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74

 

  Гостевая книга    Помощь сайту    

 

полный список

 


 

Как создавался фильм «Вечный зов»

 

 

 

 

Жанр: военный фильм, драма, исторический фильм, семейное кино, социальная драма
Сериал по одноимённому роману Анатолия Иванова. Фильм выходил трёмя сезонами: 1976 г., 1979 г., 1983 г. Премьера третьего сезона – 11 мая 1983 г.
История семьи Савельевых, выходцев из далёкого сибирского села, разворачивается на фоне исторических событий в России, охватывающих период с 1906 по 1960 годы. На их долю выпали три войны, революция, становление нового строя и все драматические события, которые принес двадцатый век. Жизнь постоянно требует от героев «Вечного зова» выбора между любовью и ненавистью…
В центре повествования – три брата Савельевых: старший Антон, средний Фёдор и младший Иван.

Режиссеры: Владимир Краснопольский, Валерий Усков


Сценаристы: Анатолий Иванов, Константин Исаев
Операторы: Петр Емельянов, Владимир Минаев
Композитор: Леонид Афанасьев
Премьера фильма состоялась: 2 июня 1976
В фильме снимались: Валерий Хлевинский, Вадим Спиридонов, Николай Иванов, Петр Вельяминов, Иван Лапиков, Владлен Бирюков, Ефим Копелян, Ада Роговцева, Андрей Мартынов, Тамара Семина, Михаил Кокшенов, Тамара Дегтярева, Николай Еременко(ст), Олег Басилашвили, Римма Маркова, Наталья Кустинскя, Юрий Смирнов, Любовь Виролайнен, Елена Драпеко, Владимир Заманский, Леонид Харитонов Вера Кузнецова и многие другие.

Сегодня мы расскажем о многосерийной киноленте «Вечный зов». Киноэпопея вышла на экраны в 1976году. Снимали ее долго — десять лет. Съемки проходили на Южном Урале и в Башкирии. К каждой из 19 серий подходили как к отдельному художественному фильму, поэтому и выходило всего по три серии в год.

Кинолента охватывает почти 60 лет — с 1906-го по 1960-е — и рассказывает историю братьев Савельевых, Антона, Федора и Ивана, из далекого сибирского села, на долю которых выпали три войны, революция, утверждение советской власти.

Его отец – Маер Шульфер - был офицером Красной армии, а впоследствии врачом и адвокатом.

Далее:
http://www.uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-yan-arlazorov.html

Валерий Усков и Владимир Краснопольский

«Вечный зов» поначалу не пускали на экраны. Из-за персонажа Якова Алейникова. Нежелательно было изображать культ личности Сталина. Тогда Анатолий Иванов, по роману которого была снята киноэпопея, обратился в Политбюро. Председатель Совета министров СССР Косыгин посмотрел, пришел в восторг и приказал выпустить фильм немедленно.

 

Режиссеры-постановщики

 

Валерий Усков и Владимир Краснопольский — двоюродные братья. Родились оба в Свердловске в 1933 году. Усков вспоминает: «Наверное, это было предзнаменование судьбы — в городе на месте одноэтажного дома, где я жил в детстве, был построен павильон киностудии». Потом была Москва, ВГИК, после — Свердловская киностудия. На Мосфильм их пригласил сам Иван Пырьев. А когда в жизнь все больше стало входить телевидение, ушли туда и начали экранизировать роман Анатолия Иванова.

 

Автор сценария


«Бывало, выдохнется Федор, до дна высосет она весь жар, все силы, покачивает и тошнит Федора от ощущения пустоты во всем теле, а ей все мало», — писал в своем романе Анатолий Иванов. Жену писателя спрашивали: «Ваш муж воспел любовь-измену. Вас это не коробило?». Она отвечала: «Когда я видела эти сцены, внутри покалывало. Но без них было бы неинтересно». И вспоминала: «Однажды мы вместе смотрели момент, когда Анфиса наконец находит своего мужа Кирьяна Инютина, тот после ранения остался без ног, и я вижу: Анатолий Степанович сидит и плачет. Все-таки любила Анфиса Кирьяна, любила!»

С режиссерами Усковым и Краснопольским Ивановы дружили много лет. Те часто бывали у писателя в гостях. Снимали фильмы в разных городах и звонили Анатолию Степановичу: «В эту сцену надо бы парочку фраз поярче…» Он тут же по телефону диктовал

 

Поликарп Кружилин


Петр Вельяминов — коренной москвич, едва ли не полжизни кочевал по провинции, переезжая из одного театра в другой — «врагу народа» жить в столице строго запрещалось. Заключенный с девятилетним стажем, он обучался актерскому мастерству в ГУЛАГе. Режиссеры заприметили Вельяминова в Свердловском театре.

— В те 10 лет, пока снимался «Вечный зов», со мной происходили невероятные вещи, — рассказывает актер. — На съемках я иногда чувствовал: «Нет, этих слов Поликарп сказать не может, так поступать не станет». Вызывали Анатолия Иванова, и он переписывал диалоги некоторых сцен. Я как-то ему сказал: «Знаешь, ты меня снова крестил, у меня теперь два новых имени — Захар (из «Тени исчезают в полдень») и Поликарп, дорогих имени, любимых…»

 

Яков Алейников


Владлен Бирюков буквально разрывался: на съемки летал из Новосибирска во время отпусков и двух-трехдневных «окон» в репетициях театра.

Роль Якова Алейникова, «чекиста с человеческим лицом», принесла Бирюкову всенародную славу. А его дуэт с Еленой Драпеко (Верой Инютиной) стал одним из самых романтичных в советском кино.
— Разумеется, молва нас тут же поженила. Но роман у нас был только на экране, — говорил актер. — В жизни Елена Григорьевна совсем не похожа на свою героиню.

Образ влюбленного сотрудника НКВД отметили и в органах — актера стал обладателем специальной премии КГБ СССР. Говорили, что кандидатуру одобрил лично глава КГБ Юрий Андропов.
После «Вечного зова», несмотря на заманчивые предложения, Бирюков так и остался в Новосибирске. Не стало актера в 2005 году.

Агата


Тамара Дегтярева сыграла в кино лишь одну роль — Агаты Савельевой в «Вечном зове». Вспоминает съемки фильма в Белорецке. До него из Магнитогорска летал маленький Ан. Однажды актрисе нужно было пересесть на этот самолетик и не хватило билета. А в 9 часов начинались съемки, на которые она страшно боялась опоздать. Актриса умоляла начальника аэропорта: «Ну пожалуйста, отправьте меня как-нибудь, я маленькая». В конце концов ее посадили на «Ан», который вез мороженое. Всю дорогу она просидела на ледяной коробке с мороженым в морозилке! Пилоты сердобольные дали Тамаре какой-то кусок овчинки, но вылезла она совершенно окоченевшая.

Есть в фильме эпизод, когда Агата выходит на горку и встречает Ивана. Его режиссеру предложила сама актриса. Бабушка Тамары так ждала своего мужа, когда узнала, что он, раненый, возвращается из Сталинграда.

— На съемках в городе Белорецке, простите, жрать было совершенно нечего, — вспоминает актриса. — Даже хлеба не было, только лепешки и кумыс. В фильме есть сцена перед арестом Ивана, когда Агата беременна. Мне делали лицо с

 зеленоватым отливом и вешали «живот» на бретельках — в таком виде я появлялась на площалке. Местные женщины подумали, что я по-настоящему беременная и стали подкармливать. Но мужики рассекретили меня и пообещали, что если я не буду делиться, они расскажут, что живот ненастоящий. Пришлось делиться.

Вдохновила ли Анатолия Иванова на создание своей книги монументальная «Сага о Форсайтах», любовь к Сибири или

возможность рассказать о любви к советской власти — останется тайной. Но то, что его «Вечный зов» стал сагой о сибиряках, сомнений не вызывает. Об их характерах и судьбах, о любви и порядочности, о вере и патриотизме. Самостоятельность, хозяйственность, широта души и совестливость, продиктованные широкими и свободными просторами и богатством Сибири, — вот он вольный сибирский характер.

История трех братьев (как в исконных русских сказках), переживших все самые страшные события первой половины XX века, или история событий, перемоловших жизни этих людей. Все ли правда, много ли политики, заказа и прочей конъюнктуры — эти вопросы преломляются через одну простую вещь. Производит ли история впечатление, цепляют ли герои?

Саге Анатолия Иванова в таком ракурсе неоценимую услугу оказала экранизация, сгладившая некоторые углы и отточившая психологизм образов. Режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков, практически все свои фильмы, сняли в творческом тандеме, дополняли друг друга на творческой площадке как лед и пламя.

Динамичность Краснопольского, по его собственному признанию, сглаживалась рассудительностью и сдержанностью Ускова и давала ту самую золотую середину, которую и можно назвать гармонией. Такая слаженность неудивительна, ведь их объединяли не только ранее снятые фильмы, но и более прочные узы. Двоюродные братья с самого рождения росли вместе.

Причем в очень сложной с советской точки зрения семье — в обеих родословных присутствовали богатые заводчики, состоятельные хозяева (можно сказать, кулаки) и даже жандармы. Воспоминания детства давали пищу для ума и при воплощении на экране саги, в деталях и эпизодах прослеживается их собственная история (к примеру, недолгого ареста бабушки Краснопольского). Эта своего рода причастность способствовала достоверности экранизации.

«Вечный зов» — один из самых больших сериалов советской эпохи — 19 серий. Несмотря на то, что сейчас в его адрес доносится критика советской конъюнктуры и заказа властей, у фильма не самая легкая история выхода на экран.

Киноэпопея, снимавшаяся десять лет, в 1973 году вышла на экран в весьма урезанном виде, вместо отснятых двенадцати серий на экран попало только шесть.

Остальные, в которых затрагивались репрессии, положили на полку. В 1976 году по инициативе Ю. Андропова

 режиссерам предложили откорректировать «опальные» серии и изрядно подправленный фильм вышел на экраны.

В 1982-83 годах было отснято семисерийное продолжение («Вечный зов. Фильм второй») и на экраны СССР вышла полная версия. Фильм ждал оглушительный успех. Это выражалось не только в одобрении партии и правительства (Государственная премия СССР 1979 г.), но и во всенародной любви. В адрес создателей фильма и актеров шло несметное количество писем, причем не просто откликов, а откровений и размышлений.

В наше время фильм все так же любим и востребован. Конечно, меньше за «историчность», отредактированную цензурой. Хотя стоит отметить, что перемонтированный в 2000 году по новым стандартам 27-серийный фильм, мало, что «лишился» некоторых агитационных моментов, но еще и содержит материал, который не вошел в советскую версию. Эти пленки бережно хранил у себя дома Краснопольский.

Непреходящий интерес фильм вызывает тончайшей проработкой характеров, жизненностью поступков героев, умением передать мысль даже в паузах и молчании, которые удалось воплотить режиссерам. И, безусловно, изумительной игрой актерского состава. Тандем режиссеров всегда отличался тем, что Краснопольский и Усков не боялись брать никому неизвестных, провинциальных актеров, в том числе и на главные роли.

Выбирали они долго и тщательно, но результат того стоил: они находили актеров с такими чертами характера, которые наиболее полно помогали раскрыть образ главного героя. Как ни странно для советского кино, но один из самых ярчайших образов фильма отрицательный. Федька Савельев, средний брат, не имевший ни принципов, ни веры и в результате ставший предателем (и по нынешним меркам) врезается в память, благодаря блистательной игре Вадима Спиридонова.

Самого актера тоже трудно назвать положительным примером. Инфернальный огонь в глазах, алкоголь, сложные отношения с любящей женой, а с другой стороны, бездна таланта, трудолюбия и сложились как мозаика в общий образ его мощи и отрицательного «киношного» обаяния.

(Из воспоминаний вдовы актера Вадима Спиридонова Валентины ) — На эту картину ушло 10 лет жизни мужа: ее снимали с 73-го по 83-й год. И вот что интересно: положительным его персонаж никак не назовешь, а у зрителей вызывает только добрые чувства. Для актера это высший пилотаж: сделать роль на грани положительного и отрицательного, добра и зла.

После премьеры первых серий автор «Вечного зова» писатель Анатолий Иванов сказал Вадику: «Ты сыграл больше и лучше, чем я написал». В работе над этим образом для Вадима Семеновича сложнее всего были возрастные перевоплощения. Картина захватывает огромный временной отрезок, поэтому сегодня Вадик играл 16-летнего паренька, а завтра — 40-летнего мужчину, каким Федор был уже во время войны.

Когда нужно было «помолодеть», Вадиму даже грудь брили, поскольку она выдавала его настоящий возраст. Потом он шел в баню и буквально выпаривал из себя несколько литров воды, целыми днями ничего не пил и не ел. А через два дня, перевоплощаясь во взрослого Федора, поглощал борщ кастрюлями. Это было жуткое истязание!

Еще один отрицательный образ — Кафтанова, правда, сыгранный уже широко известным Копеляном, был воплощен настолько тонко, что Ефима Захаровича еще долго именовали «главным кулаком страны». К сожалению, эта роль стала последней ролью в кино, в 1975 году Ефим Копелян умер.

Один из самых пронзительных женских образов — Анфиса — воплощен в этом фильме Тамарой Семиной. Совращенная в юности Федором, Анфиса большую часть жизни изменяет с ним любящему мужу. Но, узнав о несчастье, случившемся с Кирьяном (после ампутации обеих ног во время Великой Отечественной войны, тот просит милостыню, не желая возвращаться к жене калекой), Анфиса разыскивает его и привозит домой.

Любовь ли? Жалость ли? Сама Тамара Семина говорила: «Роль Анфисы — это постижение едва ли не главного, что составляет смысл жизни каждой женщины, вообще любого человека, определяет счастье или несчастье этой жизни — с кем ты прожил отпущенные тебе годы, с любимым или нелюбимым человеком, стала твоя жизнь счастьем или крестом, который ты нес все эти годы».

Фильм «Вечный зов» вызывает неослабевающий интерес и полемику тем, что в нем тонко и филигранно «выписаны» человеческие характеры, такие противоречивые и разные, как это и бывает в жизни.

Сколько времени прошло — а мы все возвращаемся к старым сериалам: «Адъютант его превосходительства», «Семнадцать мгновений весны», «Вечный зов». Потому лучше их нет.

http://1001material.ru/17056.html

 

Вечный зов. Тайны нашего кино

 

 

 


 

Ванька (Николай Иванов)
 

Николай Николаевич Иванов. Родился 22 января 1943 года в Тихвине, Ленинградская область.
Окончил драматическую студию при Ленинградском ТЮЗе (1963).
С 1960 года – актер Ленинградского (Санкт-Петербургского) ТЮЗа имени А.А.Брянцева.
В кино начал сниматься в конце 60-х.
Необыкновенную популярность и любовь зрителей актеру принесла роль Ивана Савельева в телесериале «Вечный зов».
Среди других известных работ: Апраксин в историческом сериале «Россия молодая», Володя в драме «Кузнечик», коррумпированный работник КГБ в боевике «Меченые».
Заслуженный артист РСФСР.
Народный артист России (1992).
 


 

Федька (Вадим Спиридонов)

 

Вадим Семёнович Спиридонов (14 октября 1944, Москва — 7 декабря 1989, Москва) — советский киноактёр, кинорежиссёр. Заслуженный артист РСФСР (1984). Лауреат Государственной премии СССР (1979).Вадим Семёнович Спиридонов — драматический артист крупного дарования и могучего темперамента. В отрицательных ролях достигает полного перевоплощения, создаёт абсолютно достоверные образы. Ключевая роль — бывший кулак, полицай Фёдор Макашин (дилогия «Любовь земная» и «Судьба» Е. С. Матвеева). Спиридонов дал настолько убедительный образ, что зритель теперь не отделял его от личности самого артиста. Спиридонов с горечью вспоминал, что он после фильма «Судьба» снискал всеобщую ненависть, как среди поколения фронтовиков и тружеников тыла, так и у молодёжи, рассказывал, как его неоднократно узнавали на улицах и пытались избивать, настолько ненавистен оказался предатель Макашин. Однако этот образ стал лишь своеобразным прологом к главной роли — Фёдора Савельева в самом длинном советском сериале «Вечный зов» (19 серий). Были среди его ролей и положительные образы, не просто положительные, а роли героико-патриотические, которыми можно по праву гордиться (капитан Флёров — «Укрощение огня», полковник Деев — «Горячий снег», капитан Волох — «Дожить до рассвета», капитан Орехов — «Люди в океане», командарм Будённый — «Первая конная» и «Оглашению не подлежит», полковник Иверзев — «Батальоны просят огня»).Вадим Спиридонов предсказал свою раннюю смерть. Незадолго до кончины в разговоре с супругой Валентиной он то ли в шутку, то ли нет, сказал: «Сдохнуть бы скорей от этой жизни. А чтобы не тухнуть, лучше умереть зимой, например 7 января». Супруга парировала: «У людей праздник, а ты помирать собрался». Он подумал и сказал: «Ну, тогда 7 декабря — сделаю тебе подарок» (у жены 8 декабря день рождения). В жизни всё произошло точно по этим словам. В тот роковой вечер 7 декабря 1989 года Спиридонов должен был отправиться в Минск, где в ближайшие дни начинались съёмки нового фильма по роману Василия Белова «Всё впереди», где он должен был играть главную роль. Казалось, ничто не предвещало беды: актёр был бодр, весел. За пару часов до выезда из дома он решил прилечь отдохнуть, наказав Валентине, чтобы она разбудила его в нужное время. Но когда спустя два часа жена дотронулась до мужа, он уже не дышал. Актёр заснул навсегда. Как потом выяснилось, Вадим Спиридонов умер во сне от приступа острой сердечной недостаточности мгновенно. Похоронен 10 декабря 1989 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

 


 

Антошка (Валерий Хлевинский)
 

Валерий Михайлович Хлевинский.(14 ноября 1943, Горький) — советский и российский актёр театра и кино, народный артист Российской Федерации (2002).Валерий Хлевинский родился 14 ноября 1943 в Горьком.
Участвовал в самодеятельности, посещал драмкружок Владимирского гарнизонного Дома офицеров.
С первого раза в школу-студию МХАТ Валерий не поступил, вернулся во Владимир и полтора сезона отработал в драматическом театре им. А. В. Луначарского.
Окончил Школу-студию МХАТ в 1969 году (курс В. Маркова) и был принят в труппу театра «Современник», где играл в спектаклях: «Пигмалион» (Дулитл), «Три товарища» (Альфонс), «Крутой маршрут» (Царевский), «Мурлин Мурло» (Михаил), «Виндзорские насмешницы» (Мистер Пейдж), «Аномалия» (Хребет).
В Театре Табакова играл роль Калошина в спектакле Александра Марина «Провинциальные анекдоты», а также купца Ахова в постановке Авангарда Леонтьева «Не все коту масленица» по пьесе А.Островского. В 2001 году был принят в труппу МХТ им. Чехова, где участвует в спектаклях: «Белая гвардия», «Кошки-мышки», «Нули», «Последняя жертва».
Преподает актёрское мастерство в Школе-студии МХАТ.

 

Монолог Лахновского

 


 


 

«Вечный зов» поначалу не пускали на экраны. Из-за персонажа Якова Алейникова. Нежелательно было изображать культ личности Сталина. Тогда Анатолий Иванов, по роману которого была снята киноэпопея, обратился в Политбюро.
Председатель Совета министров СССР Косыгин посмотрел, пришел в восторг и приказал выпустить фильм немедленно.
 


 

Диалог Савельева и Лахновского

 

 

 

Режиссеры-постановщики Валерий Усков и Владимир Краснопольский — двоюродные братья.
 

Родились оба в Свердловске в 1933 году. Усков вспоминает: «Наверное, это было предзнаменование судьбы — в городе на месте одноэтажного дома, где я жил в детстве, был построен павильон киностудии». Потом была Москва, ВГИК, после — Свердловская киностудия. На Мосфильм их пригласил сам Иван Пырьев. А когда в жизнь все больше стало входить телевидение, ушли туда и начали экранизировать роман Анатолия Иванова (иванов и автор сценария к фильму).
«Бывало, выдохнется Федор, до дна высосет она весь жар, все силы, покачивает и тошнит Федора от ощущения пустоты во всем теле, а ей все мало», — писал в своем романе Анатолий Иванов. Жену писателя спрашивали: «Ваш муж воспел любовь-измену. Вас это не коробило?». Она отвечала: «Когда я видела эти сцены, внутри покалывало. Но без них было бы неинтересно». И вспоминала: «Однажды мы вместе смотрели момент, когда Анфиса наконец находит своего мужа Кирьяна Инютина, тот после ранения остался без ног, и я вижу: Анатолий Степанович сидит и плачет. Все-таки любила Анфиса Кирьяна, любила!»
С режиссерами Усковым и Краснопольским Ивановы дружили много лет. Те часто бывали у писателя в гостях. Снимали фильмы в разных городах и звонили Анатолию Степановичу: «В эту сцену надо бы парочку фраз поярче…» Он тут же по телефону диктовал.

 


 

Петр Вельяминов (Поликарп Кружилин) — коренной москвич, едва ли не полжизни кочевал по провинции, переезжая из одного театра в другой — «врагу

народа» жить в столице строго запрещалось.

Заключенный с девятилетним стажем, он обучался актерскому мастерству в ГУЛАГе. Режиссеры заприметили Вельяминова в Свердловском театре.
— В те 10 лет, пока снимался «Вечный зов», со мной происходили невероятные вещи, — рассказывал актер. — На съемках я иногда чувствовал: «Нет, этих слов Поликарп сказать не может, так поступать не станет». Вызывали Анатолия Иванова, и он переписывал диалоги некоторых сцен. Я как-то ему сказал: «Знаешь, ты меня снова крестил, у меня теперь два новых имени — Захар (из «Тени исчезают в полдень») и Поликарп, дорогих имени, любимых…»

Пётр Сергеевич Вельяминов (7 декабря 1926, Москва — 14 июня 2009, Санкт-Петербург) — советский и российский актёр театра и кино, народный артист РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР.
Пётр Вельяминов родился 7 декабря 1926 года в Москве, в семье потомственного военного из древнего дворянского рода. Среди его предков-дворян числятся немало знаменитых личностей. Самым титулованным из них был основатель рода Шимон Африканович, в начале XI века пришедший во главе трёхтысячной дружины служить к Ярославу Мудрому. Он был племянником норвежского конунга — короля Хакона II. При князе Дмитрии Донском (1359—1389) прославился московский тысяцкий Тимофей Васильевич Вельяминов, участник Куликовской битвы 1380 года. Вельяминовы были в числе претендентов на Земском соборе в 1613 году на русский престол наряду с Романовыми.


Двоюродный дед Петра Сергеевича — Иван Александрович Вельяминов — генерал, член Военного совета при Александре I. А его брат, Алексей Александрович Вельяминов, служил начальником штаба у Ермолова, во время Крымской войны командовал Кавказской Черноморской оборонительной линией. 27 марта 1838 года умер бывший командующий войсками кавказской линии генерал-лейтенант А. А. Вельяминов. В январе 1839 года, когда приказом военного министра и по Высочайшему повелению устроенным на восточном берегу Чёрного моря укрепления были присвоены названия, и заложенному в 1838 году при реке Туапсе — форт Вельяминовский.
Отец — Сергей Петрович Вельяминов, потомственный военный. Перед революцией окончил Павловское военное училище в Петербурге, в 1918 году вступил в Красную Армию, входил в состав высшего командования Красной армии. Был арестован в 1930 году, провёл в лагерях 17 лет, мать жила в ссылке.
В марте 1943 года 16-летний Пётр был арестован по обвинению «в участии в антисоветской организации „Возрождение России“», был приговорён по 58-й статье к 10 годам исправительных работ и отправлен в пересыльный лагерь в Котласе. По словам драматурга В. С. Фрида, находившегося под следствием в лубянской тюрьме одновременно с отцом Вельяминова, 17-летний Пётр был арестован по одному делу с отцом — бывшим царским офицером.
В лагере до Петра Сергеевича дошла весть об аресте матери. Он был так потрясён известием, что вскрыл себе вены, однако юношу удалось спасти.
В 1952 году был освобождён (в лагере провёл 9 лет и 9 дней). После освобождения из лагерей Вельяминов три года проработал в Абакане на лесосплаве.
Играть он начал в самодеятельности, где пел, читал стихи, а также исполнил свою первую роль — Максима Кошкина в «Любови Яровой».
С 1952 году — актёр драматического театра в Абакане, с 1955 году — Тюменского областного драматического театра. Работал также в театрах Дзержинска, Новочеркасска, Чебоксар, Иваново, Перми и Свердловска. Именно в Свердловском театре Петра Вельяминова увидели Валерий Усков и Владимир Краснопольский и пригласили сниматься в многосерийной ленте «Тени исчезают в полдень» в роли председателя колхоза Захара Большакова.
В 1972 году после успеха фильма «Тени исчезают в полдень», Пётр Вельяминов переехал в Москву и пришёл в труппу театра «Современник». В «Современнике» Вельяминов сыграл в первом режиссёрском спектакле Г. Б. Волчек «Восхождение на Фудзияму» и многих других постановках. В 1974 году перешёл в Театр-студию киноактёра.
Несмотря на всенародное признание через кино, власти не забывали о прошлом актёра. Так, в 1979 году его не пустили во Францию с делегацией, которая везла туда фильм «Тени исчезают в полдень». В 1983 году актёра реабилитировали.
С 1995 г. Вельяминов жил и работал в Санкт-Петербурге, играл в Санкт-Петербургском академическом театре комедии имени Н. П. Акимова.
Преподавал в Балтийском институте экологии, политики и права на кафедре актёрского мастерства театрального факультета.
Актёр много читал, любил проводить свободное время на природе, являлся попечителем строительства приюта для бездомных животных в Санкт-Петербурге. Кавалер народного ордена «Созидатель Петербурга» (2002), обладатель титула «Человек года» (2002).
Умер от пневмонии 14 июня 2009 года в Санкт-Петербурге.

 


 

Владлен Бирюков (Яшка Алейников) буквально разрывался: на съемки летал из Новосибирска во время отпусков и двух-трехдневных «окон» в репетициях

театра.
Роль Якова Алейникова, «чекиста с человеческим лицом», принесла Бирюкову всенародную славу. А его дуэт с Еленой Драпеко (Верой Инютиной) стал одним из самых романтичных в советском кино.
— Разумеется, молва нас тут же поженила. Но роман у нас был только на экране, — говорил актер. — В жизни Елена Григорьевна совсем не похожа на свою героиню.
Образ влюбленного сотрудника НКВД отметили и в органах — актера стал обладателем специальной премии КГБ СССР. Говорили, что кандидатуру одобрил лично глава КГБ Юрий Андропов.
После «Вечного зова», несмотря на заманчивые предложения, Бирюков так и остался в Новосибирске.
Владлен Егорович Бирюков (1942—2005) — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист Российской Федерации (2002). Лауреат Государственной премии СССР (1979).В. Е. Бирюков родился 7 марта 1942 года в селе Никоново Новосибирской области. В 1966 году окончил Новосибирское театральное училище. Актёр Новосибирского театра «Красный факел».
В. Е. Бирюков умер 2 сентября 2005 года в Бердске. Похоронен на городском кладбище.

 

 

Эпизод встречи Анфисы и Кирьяна

 

 

 

 


 

Тамара Дегтярева (Агата) сыграла в кино лишь одну роль — Агаты Савельевой в «Вечном зове».
 

Тамара вспоминает съемки фильма в Белорецке. "До него из Магнитогорска летал маленький Ан. Однажды мне нужно было пересесть на этот самолетик и не хватило билета. А в 9 часов начинались съемки, на которые я страшно боялась опоздать. Я умоляла начальника аэропорта: «Ну пожалуйста, отправьте меня как-нибудь, я маленькая». В конце концов меня посадили на «Ан», который вез мороженое. Всю дорогу я просидела на ледяной коробке с мороженым в морозилке! Пилоты сердобольные дали мне какой-то кусок овчинки, но вылезла я совершенно окоченевшая".
Белорецк-столица горной Башкирии:

Есть в фильме эпизод, когда Агата выходит на горку и встречает Ивана. Его режиссеру предложила сама актриса. Бабушка Тамары так ждала своего мужа, когда узнала, что он, раненый, возвращается из Сталинграда.
— На съемках в городе Белорецке, простите, жрать было совершенно нечего, — вспоминает актриса. — Даже хлеба не было, только лепешки и кумыс. В фильме есть сцена перед арестом Ивана, когда Агата беременна. Мне делали лицо с зеленоватым отливом и вешали «живот» на бретельках — в таком виде я появлялась на площалке. Местные женщины подумали, что я по-настоящему беременная и стали подкармливать. Но мужики рассекретили меня и пообещали, что если я не буду делиться, они расскажут, что живот ненастоящий. Пришлось делиться.
Тамара Васильевна Дегтярёва (род. 29 мая 1944, Калининград (Московская область)) — советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка Российской Федерации (2005). Лауреат Государственной премии СССР (1979).Тамара Дегтярёва родилась 29 мая 1944 года в городе Калининград (ныне Королёв) Московской области. Окончила ВТУ имени М. С. Щепкина. Затем была принята в труппу МТЮЗ, где и работала в течение пяти лет до 1970 года. С 1970 года по настоящее время — актриса театра МДТ «Современник». Мастерски исполняет роли второго плана. Преподаёт актёрское мастерство во ВГИКе.
В ноябре 2012 г. перенесла операцию ампутации ноги.
 


 

Вдохновила ли Анатолия Иванова на создание своей книги монументальная «Сага о Форсайтах», любовь к Сибири или возможность рассказать о любви к советской власти — останется тайной. Но то, что его «Вечный зов» стал сагой о сибиряках, сомнений не вызывает. Об их характерах и судьбах, о любви и порядочности, о вере и патриотизме. Самостоятельность, хозяйственность, широта души и совестливость, продиктованные широкими и свободными просторами и богатством Сибири, — вот он вольный сибирский характер.
История трех братьев (как в исконных русских сказках), переживших все самые страшные события первой половины XX века, или история событий, перемоловших жизни этих людей. Все ли правда, много ли политики, заказа и прочей конъюнктуры — эти вопросы преломляются через одну простую вещь. Производит ли история впечатление, цепляют ли герои?
Саге Анатолия Иванова в таком ракурсе неоценимую услугу оказала экранизация, сгладившая некоторые углы и отточившая психологизм образов. Режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков, практически все свои фильмы, сняли в творческом тандеме, дополняли друг друга на творческой площадке как лед и пламя.

Динамичность Краснопольского, по его собственному признанию, сглаживалась рассудительностью и сдержанностью Ускова и давала ту самую золотую середину, которую и можно назвать гармонией. Такая слаженность неудивительна, ведь их объединяли не только ранее снятые фильмы, но и более прочные узы. Двоюродные братья с самого рождения росли вместе.
Причем в очень сложной с советской точки зрения семье — в обеих родословных присутствовали богатые заводчики, состоятельные хозяева (можно сказать, кулаки) и даже жандармы. Воспоминания детства давали пищу для ума и при воплощении на экране саги, в деталях и эпизодах прослеживается их собственная история (к примеру, недолгого ареста бабушки Краснопольского). Эта своего рода причастность способствовала достоверности экранизации.
«Вечный зов» — один из самых больших сериалов советской эпохи — 19 серий. Несмотря на то, что сейчас в его адрес доносится критика советской конъюнктуры и заказа властей, у фильма не самая легкая история выхода на экран. Киноэпопея, снимавшаяся десять лет, в 1973 году вышла на экран в весьма урезанном виде, вместо отснятых двенадцати серий на экран попало только шесть.
Остальные, в которых затрагивались репрессии, положили на полку. В 1976 году по инициативе Ю. Андропова режиссерам предложили откорректировать «опальные» серии и изрядно подправленный фильм вышел на экраны. В 1982-83 годах было отснято семисерийное продолжение («Вечный зов. Фильм второй») и на экраны СССР вышла полная версия. Фильм ждал оглушительный успех. Это выражалось не только в одобрении партии и правительства (Государственная премия СССР 1979 г.), но и во всенародной любви. В адрес создателей фильма и актеров шло несметное количество писем, причем не просто откликов, а откровений и размышлений.
 


 

Федька Савельев (Вадим Спиридонов)... В наше время фильм все так же любим и востребован. Конечно, меньше за «историчность», отредактированную

цензурой. Хотя стоит отметить, что перемонтированный в 2000 году по новым стандартам 27-серийный фильм, мало, что «лишился» некоторых агитационных моментов, но еще и содержит материал, который не вошел в советскую версию. Эти пленки бережно хранил у себя дома Краснопольский.
Непреходящий интерес фильм вызывает тончайшей проработкой характеров, жизненностью поступков героев, умением передать мысль даже в паузах и молчании, которые удалось воплотить режиссерам. И, безусловно, изумительной игрой актерского состава. Тандем режиссеров всегда отличался тем, что Краснопольский и Усков не боялись брать никому неизвестных, провинциальных актеров, в том числе и на главные роли.
Выбирали они долго и тщательно, но результат того стоил: они находили актеров с такими чертами характера, которые наиболее полно помогали раскрыть образ главного героя. Как ни странно для советского кино, но один из самых ярчайших образов фильма отрицательный. Федька Савельев, средний брат, не имевший ни принципов, ни веры и в результате ставший предателем (и по нынешним меркам) врезается в память, благодаря блистательной игре Вадима Спиридонова.

Самого актера тоже трудно назвать положительным примером. Инфернальный огонь в глазах, алкоголь, сложные отношения с любящей женой, а с другой стороны, бездна таланта, трудолюбия и сложились как мозаика в общий образ его мощи и отрицательного «киношного» обаяния.
(Из воспоминаний вдовы актера Вадима Спиридонова Валентины ) — На эту картину ушло 10 лет жизни мужа: ее снимали с 73-го по 83-й год. И вот что интересно: положительным его персонаж никак не назовешь, а у зрителей вызывает только добрые чувства. Для актера это высший пилотаж: сделать роль на грани положительного и отрицательного, добра и зла.
После премьеры первых серий автор «Вечного зова» писатель Анатолий Иванов сказал Вадику: «Ты сыграл больше и лучше, чем я написал». В работе над этим образом для Вадима Семеновича сложнее всего были возрастные перевоплощения. Картина захватывает огромный временной отрезок, поэтому сегодня Вадик играл 16-летнего паренька, а завтра — 40-летнего мужчину, каким Федор был уже во время войны.
Когда нужно было «помолодеть», Вадиму даже грудь брили, поскольку она выдавала его настоящий возраст. Потом он шел в баню и буквально выпаривал из себя несколько литров воды, целыми днями ничего не пил и не ел. А через два дня, перевоплощаясь во взрослого Федора, поглощал борщ кастрюлями. Это было жуткое истязание!

 


 

Ефим Захарович Копелян (Кафтанов) Еще один отрицательный образ — Кафтанова, правда, сыгранный уже широко известным Копеляном, был воплощен

настолько тонко, что Ефима Захаровича еще долго именовали «главным кулаком страны». К сожалению, эта роль стала последней ролью в кино, в 1975 году Ефим Копелян умер.
Ефим Захарович Копелян (30 марта (12 апреля) 1912, Речица — 6 марта 1975, Ленинград) — советский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1973).Его ещё нзывали русским Жаном Габеном.Ефим Копелян родился в Речице Минской губернии (ныне — Гомельской области Белоруссии), одним из шестерых сыновей в еврейской семье лесозаготовителя и бракёра по сортировке пород деревьев Залмана Давидовича Копеляна (1874—1956) и Маши Мордуховны Копелян (урождённой Френкель; 1878—1954).После окончания школы в 1929 году приехал в Ленинград и некоторое время работал токарем на заводе «Красный Путиловец», а затем поступил в Академию художеств на архитектурный факультет, где ранее обучались его два брата. Ради заработка участвовал в массовках в спектаклях Большого драматического театра и в конце концов поступил в студию при театре, где его наставником был Константин Тверской (в то время главный режиссёр БДТ).По окончании студии (в 1935 году) был принят в труппу театра, в котором работал до конца жизни. С приходом в 1956 году Г. А. Товстоногова на пост главного режиссёра стал одним из ведущих актёров БДТ.В годы Великой Отечественной войны Ефим Копелян был актёром фронтового Театра народного ополчения (1941—1943).Одновременно много снимался в кино, исполнил множество ярких характерных ролей в фильмах «Неуловимые мстители», «Интервенция», «Даурия», «Вечный зов», «Соломенная шляпка». Одна из наиболее известных работ — авторский текст в телесериале «Семнадцать мгновений весны».
Умер от второго инфаркта 6 марта 1975 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.
 


 

Один из самых пронзительных женских образов — Анфиса — воплощен в этом фильме Тамарой Семиной.
Совращенная в юности Федором, Анфиса большую часть жизни изменяет с ним любящему мужу. Но, узнав о несчастье, случившемся с Кирьяном (после ампутации обеих ног во время Великой Отечественной войны, тот просит милостыню, не желая возвращаться к жене калекой), Анфиса разыскивает его и привозит домой.
Любовь ли? Жалость ли? Сама Тамара Семина говорила: «Роль Анфисы — это постижение едва ли не главного, что составляет смысл жизни каждой женщины, вообще любого человека, определяет счастье или несчастье этой жизни — с кем ты прожил отпущенные тебе годы, с любимым или нелюбимым человеком, стала твоя жизнь счастьем или крестом, который ты нес все эти годы».
Тамара Петровна Сёмина (25 октября 1938, Льгов) — советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР.Тамара Сёмина родилась в семье военнослужащего, командира танкового взвода Петра Фёдоровича Бохонова. В детство Тамары трагически ворвалась Великая Отечественная война — на фронте погиб отец. В 1942 году мама, Тамара Васильевна, была эвакуирована с двумя маленькими детьми, позже приехала к бабушке с дедушкой в Брянск, где Тамара пошла в школу.В 1946 году произошла встреча Тамары Васильевны с Петром Васильевичем Сёминым, который усыновил детей и стал для них любящим отцом и настоящим другом. Как знак благодарности ему Тамара носит его фамилию.
Вскоре Тамара Васильевна и Пётр Васильевич с детьми переехали в Калугу, поближе к его матери. Тамара училась здесь в школе до 8 класса, затем встал вопрос устройства на работу, так как в старших классах обучение было платным. Тамара очень хотела учиться, чтобы поступить в ВУЗ, и она решила пойти в школу рабочей молодёжи. В школе рабочей молодёжи (ШРМ) № 2 она стала одновременно и ученицей, и библиотекарем, и секретарём.
Учителя очень любили Тамару и удивлялись тому, как она всё успевает. С учителями ей тоже повезло: литературу, например, преподавал сам Булат Шалвович Окуджава. Наставники прочили Тамаре педагогическую стезю, но в душе мечтала она о другом. Она поступает в Калужский пединститут, но потом забирает документы и уезжает в Москву, приняв твёрдое решение стать актрисой.
В Москве с Тамарой Сёминой произошла почти мистическая история — троллейбус привез её, совершенно не знавшую чужого города, прямо ко ВГИКу. На вступительные экзамены документы уже не принимали, но декан актёрского факультета всё же упросил комиссию сделать для Тамары исключение.Знакомство с кино произошло быстро — уже на 1-м курсе Тамара Сёмина снималась в дипломных картинах молодых режиссёров и операторов. Она сыграла у А. Сахарова в замечательной эксцентрической комедии «Человек за бортом»; на 2-м курсе состоялась её встреча с молодым, но уже известным Марленом Хуциевым в картине «Два Фёдора»; на 3-м курсе Т. Сёмина отлично справилась со сложной драматической ролью в фильме «Всё начинается с дороги» В. Азарова.
Во время учёбы во ВГИКе Тамаре Сёминой почти все преподаватели прочили прекрасное будущее именно на комедийном поприще. А она сделала карьеру прежде всего как драматическая актриса. И первым, кто открыл её в этом амплуа, стал режиссёр Михаил Швейцер, который в 1959 году пригласил её на роль Катюши Масловой в экранизацию романа Льва Толстого «Воскресение».За роль в «Воскресении» читатели журнала «Советский экран» признали Сёмину лучшей актрисой 1961 года, она стала всеобщей любимицей — как у советских зрителей, так и за рубежом. Фильм с успехом был показан в разных странах мира, а в 1962 году на XV Международном кинофестивале в Локарно Тамаре Петровне, как лучшей актрисе, был присуждён приз ФИПРЕССИ. Она была признана лучшей актрисой и на кинофестивале в Мар-дель-Плато в Аргентине. Но самой драгоценной наградой стал похвальный отзыв, прозвучавший из уст самой Джульетты Мазины. При этом роль в «Воскресении» была… дипломной работой Т.П. Сёминой. Экзаменационная комиссия (во главе с В.П. Марецкой) оценила работу на «отлично», и в 1961 году Тамара Петровна стала актрисой Театра-студии киноактёра.
После "Воскресения" Тамара снялось ещё во множестве интересных фильмов. В последние годы Тамара Сёмина мало снималась в кино, в середине 1990-х годов тяжело заболел и ушел из жизни муж.

 


 

Из воспоминаний жителей сел и деревень, где снимался фильм.

 

Вспомним, как снимали кадр с переездом через речку Кошелевку? Лихо несется через речку запряженный тарантас. Это на экране так. Снимался кадр целый день. И первоначально планировалось, что на заимку свою Кафтанов с любовницами поскачут на тройке. Таковых сразу несколько приготовили.
— Поддержка ведь во всем и отовсюду была, — поясняет житель одной деревеньки Виталий Михайлович. — Секретарь райкома партии Гаврил Гаврилович Пряхин, председатель колхоза «Искра» Аркадий Иванович Ившин постоянно ходом съемок интересовались. Но вот начали снимать. Первая тройка понеслась так, что знаменитости словно пеплом покрылись — побледнели от страха. Следующая тройка — то же самое. И они категорически заявили: на тройке не поскачем, хоть что делайте, жизнь дороже. Как же быть?! Артисты и тогда народ был чрезвычайно капризный. В конце концов Краснопольский и Усков уговорили их: ладно, хорошо, будет запряжена одна лошадь, да и та не самая резвая. Согласились, «приняв на грудь». Но мне-то ведь еще и на гармони играть — помните эти кадры? Так вот, наиграл я одну мелодию, вроде бы все уже сняли. Как бы не так! Краснопольскому мой наигрыш не понравился, решил он его заменить. И — по-новой. Артисты психуют: еще бы, такой стресс целый день переживать. Я-то что, парень деревенский. Только к вечеру сняли. Местные, да и я, не в обиде: за каждый дубль по пять рублей платили.
А ещё помню, как снимали сцену, когда цыганка танцует. Роль ее исполняла Ляля Жемчужная. Так ее, беднягу, постановщики танцев буквально загоняли. Она уже ревет в три ручья, а ей дадут успокоиться — и снова. И так десятка полтора раз. Хотели уже заменить, но она сквозь зубы: «Я сама!» И все получилось. Зато как красиво вышло! Разве теперь в сериалах такое увидишь? Там, говорят, в день не по сцене — по паре серий снимают. Так ведь нельзя, зритель-то, он не дурак. Особенно, если такие картины, как наш «Вечный зов» видел.

 


 

Между прочим, есть в фильме еще эпизод, связанный с лошадьми. Помните, когда партизаны через скалы переправлялись — на веревках, рискуя неимоверно.


— Мне из того эпизода вот что больше всего запомнилось, — вспоминает Алевтина Крюкова, — мы во все глаза смотрели на Аду Роговцеву (она же — Анна по фильму). Еще бы: народная любимица, столько замечательных ролей. Наконец, ее начали поднимать. И тут она как заголосит! Пришлось все прерывать, всем спускаться и начинать все заново. Сами понимаете, удовольствие не из великих. Ну, а что касается лошадей, после съемок эпизода, честно говоря, было не до них — в себя прийти бы. Пришли, наконец, отдышались, и обнаружилось: лошадей-то нет! Ушли, тоже от испуга голову потеряли. Их потом нашли, но уже без седел и без сбруи.
 


 

Ещё один житель села вспоминает: Сняли неизвестно какой уже дубль, устали все, как черти. Снято! — наконец, кричит Краснопольский. А Усков вдруг побелел, как мел: «Виталий, ты что?!» — «А что такое?» — «Да у тебя же часы на руке, голова твоя садовая! Опять переснимать придется». Ну, тут Копелян уж не выдержал, со всем актерским мастерством объяснил мне, кто я такой есть и звать меня как. Да я не в обиде, артисты люди были в основном душевные, веселые. С тем же Копеляном и Вельяминовым мы на рыбалку чуть не каждый день ходили — я им свои места показывал. Лапиков Иван — тоже очень простой, свойский человек. Эх, нет уже никого... Кстати, знаете, что Копеляна по ходу действия не раз подменял наш Евгений Рябухин? А почему в зимних съемках у Инютина только деревянную ногу показывают? Да потому, что это вместо него — Василий Дремин. Обе ноги у него были целы и невредимы, но умел он одну вот так подогнуть — ну настоящий инвалид!

Вообще, с приезжими артистами жили душа в душу. Не единожды после съемочного дня всей компанией заваливались на ту самую заимку. Повеселиться, расслабиться по полной знаменитые мосфильмовцы умели, как никто другой. Порой даже чересчур. Но ни разу из-за чего-нибудь подобного съемки задержаны не были. И как-то странно слышать сетование нынешних режиссеров на срыв съемочного дня из-за того, что та или иная «звезда» находилась не в форме.
Лапиков: — Да тогда об этом и речи идти не могло, — в голос заявляют жители тех деревень которым повезло сниматься в «Вечном зове». — Да за это свои же товарищи не то что пристыдить — кое-что покруче с ними сделать могли.
А еще все окрестные мужчины практически поголовно влюбились по уши в красавицу Тамару Семину, которая играла Анфису.

— С ней интересный случай вышел, — вступает в разговор Анатолий Кузнецов. Это он рубил топором флаг в четвертой серии, а также играл сцену с патефоном. — Помните, Анфиса дает пощечину своей дочери, которую играла Елена Драпеко? Так вот, режиссерам то одно не нравится, то другое. Дубль за дублем, бедная Драпеко уже чуть не плачет. Наконец, Семиной тоже все это надоело, и она отвесила партнерше такую увесистую оплеуху! Все, снято. А потом Тамара рассказала вот что. С ней примерно то же самое уже случалось. В фильме «Безотцовщина» она играла женщину-маляра, особу довольно аморальную. Там по сценарию она тоже должна была ударить дочь по щеке. И тоже полноценно получилось это лишь с седьмого-восьмого дубля. Кто, как вы думаете, выступала тогда в роли дочери? Правильно, Елена Драпеко. Несмотря на все это, обе актрисы были в очень хороших, дружеских даже отношениях. Вообще, было очень интересно. Можно сказать, участие в съемках фильма во многом изменило людей, придало им уверенности в себе, открыло новый мир. Вот Алевтина Крюкова вскоре после показа на Украину отдыхать поехала. Так там, когда узнали, что она в «Вечном зове» снималась, стали воспринимать ее как звезду экрана, обо всем расспрашивали, автографы даже брали.
 


 

Выход фильма на экраны имел огромный успех. Многие из его создателей удостоились Государственной премии. Но кое-кому досталось от государства и нечто иное.
В ходе съемок были допущены финансовые нарушения. Сегодня, возможно, на это посмотрели бы сквозь пальцы. Но тогда порядки были другие. Началось следствие.
— Стали нас в Москву к следователям вызывать, — кивает головой Шутов. — Почитай, всех, кто снимался и деньги за это получал. Выспрашивали подробно: кто и сколько за какой дубль получил, где за какую сумму расписывался. Приятного мало, конечно. Но зато Москву посмотрели, когда бы еще такая возможность представилась, — улыбается Виталий Михайлович. — Так что жалеть не о чем.
Им-то, действительно не о чем, они клали в карман только заработанное, а главным был сам процесс съемок. А вот кое-кому было не до улыбок. Достаточно сказать, что один из тех, кто отвечал за финансирование картины, покончил с собой в ходе следствия...
Можно о многом еще рассказать. О том, как все вместе пели на всю округу закатными вечерами; как местные мальчишки вспугнули столичных актрис, решивших искупаться нагишом в неприметном, как им казалось, заливчике; как наравне с привычными сельскими мужиками жарился вениками в горяченной бане Вельяминов; как ходили на Лысую гору, знаменитую уникальными целебными травами; какие анекдоты травил Копелян...
Весело было, интересно, что и говорить. Эти воспоминания живы, словно все было вчера.
 


 

Фильм «Вечный зов» вызывает неослабевающий интерес и полемику тем, что в нем тонко и филигранно «выписаны» человеческие характеры, такие противоречивые и разные, как это и бывает в жизни.
Сколько времени прошло — а мы все возвращаемся к старым сериалам, к таким как «Вечный зов». Потому лучше их, увы, сейчас мало выходит на наши экраны.
Киноэпопея вышла на экраны в 1983 году. Снимали ее долго — десять лет. Съемки проходили на Южном Урале и в Башкирии. К каждой из 19 серий подходили как к отдельному художественному фильму, поэтому и выходило всего по три серии в год.
И несколько фотографий с мест, где проходили съемки.
Река Кошелевка: Деревня Калмаш (ещё пока существует), деревенька БурцОвка (доживают лишь старики и старухи), деревеньки Елабуги уже практически нет, скала Сабакай

 (Звенигора в фильме), другие скалы, фигурирующие в фильме) и, конечно, красавица-река Юрюзань:

 

 

 

https://www.yaplakal.com/forum2/topic1189070.html

 

Сегодня вечером : Актеры фильма "Вечный зов" (29.06.2013)

 

 

 

 

 

Смотреть сериал - https://www.ivi.ru/watch/vechnyi_zov