Домой   Старое кино   История моды   Журналы   Открытки   Музыка

 

   Дополнение к списку фильмов

 

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32   33  34  35

 

  Гостевая книга    Форум    Помощь сайту    Translate a Web Page

 

полный список

 


 

История создания фильма «Адъютант его превосходительства»

 

Реальный "капитан Кольцов" не очень любил популярнейший советский боевик 

 

...Жанр: военный фильм, исторический фильм, шпионский фильм
Многосерийный телефильм о судьбе красного разведчика Кольцова, который в 1919 году был направлен со спецзаданием в штаб деникинской армии, где стал адъютантом командующего. Основанный на реальных событиях, фильм не только рассказывает о блестяще проведенных Кольцовым операциях, но и раскрывает сложный внутренний мир героев, живших в противоречивое, трагическое время.
В фильме снимались: Юрий Соломин, Александр Милокостый, Владислав Стржельчик, Владимир Козел, Татьяна Иваницкая,Евгений Шутов, Николай Тимофеев, Андрей Петров, Виктор Павлов, Евгений Ташков, Юрий Назаров, Валентин Грачёв, Иван Соловьёв, Алексей Преснецов, Евгений Тетерин, Лариса Данилина, Николай Граббе, Станислав Симонов, Геннадий Карнович-Валуа, Олег Голубицкий, Валентин Смирнитский, Владимир Гросман, Игорь Старыгин, Константин Желдин, Пётр Кудлай, Николай Гриценко, Софья Павлова, Анатолий ПапановМихаил Кокшенов, Людмила Чурсина, Сергей Цейц, Сергей Полежаев, Лев Поляков, Борис Новиков, Виктор Барков, Петр Должанов, Владимир Маренков, Гедиминас Гирдвайнис, Иван Матвеев
Режиссер: Евгений Ташков
Сценаристы: Игорь Болгарин, Георгий Северский
Оператор: Петр Терпсихоров
Композитор: Андрей Эшпай
Художники: Михаил Карташов, Валерий Филиппов
Премьера фильма состоялась 7 апреля 1970 (ТВ)
Cерий: 5

 

НАГРАДЫ фильма
1971г. — Государственная премия РСФСР им. бр. Васильевых (Юрий Соломин, Владислав Стржельчик, Евгений Ташков, Игорь Болгарин, Георгий Северский).
1971г. — Большой приз на ВТФ в Минске.

Великолепный фильм прошлых времен «Адъютант его превосходительства» (1969 г., режиссер Евгений Ташков) фактически является первым сериалом и первым боевиком, снятым на советском телевидении. Серий, конечно, маловато – всего пять, однако это полноразмерные серии, по 90 минут каждая. Сюжет фильма классический для «шпионского боевика».

 

Смотреть- http://kinofilms.tv/film/adyutant-ego-prevosxoditelstva-serial/4663/

 

 

Великолепный фильм прошлых времен «Адъютант его превосходительства» (1969 г., режиссер Евгений Ташков) фактически является первым сериалом и первым боевиком, снятым на советском телевидении. Серий, конечно, маловато – всего пять, однако это полноразмерные серии, по 90 минут каждая. Сюжет фильма классический для «шпионского боевика».«Адъютант его превосходительства» — телевизионный чёрно-белый пятисерийный художественный фильм 1969 года о работе разведчика-чекиста Павла Кольцова (прототип — Павел Васильевич Макаров) в годы Гражданской войны, поставленный по мотивам одноименной серии романов Игоря Болгарина.

 

 

Съемки фильма "Адъютант его превосходительства"

 

 

 

 

Сюжет

 

Разведчик красных, капитан Павел Андреевич Кольцов (актёр Юрий Соломин) весной 1919 года направлен главой ЧК Лацисом в Добровольческую армию. В дороге он и другие белые офицеры попадают в плен к «зелёным» батьки Ангела. Воспользовавшись моментом, Кольцов завладевает оружием, офицеры с боем вырываются из плена. Выслушав рассказ о побеге, командующий Владимир Зенонович Ковалевский (прототип —Владимир Зенонович Май-Маевский) назначает Кольцова своим адъютантом. Кольцов проводит несколько секретных операций, при этом успешно проходит все проверки своей легенды и не поддаётся на провокации контрразведки, которая, как водится, подозревает всех. Одновременно показана романтическая линия сюжета, в которой Павел Кольцов завоёвывает сердце дочери начальника контрразведки Тани Щукиной. В конце фильма Кольцов вынужден пожертвовать своим положением и легендой, чтобы уничтожить литерный поезд белых с танками, спешащий на фронт. Кольцов попадает под арест, где ждёт свою дальнейшую судьбу…

 

Факты

 

  • «Адъютант его превосходительства» — так называлась статья 1884 г.В. Г. Короленко. . — М.: Художественная литература, 1980. В. Г. Короленко о сумасбродном адъютанте приамурского генерал-губернатора, застрелившем начальника почтовой станции.
  • Крылатые фразы из фильма «ведь это ты, Мирон, Павла убил» и «фитилёк-то притуши, коптит» (в оригинале — «лампу»), были использованы в песне группы Аквариум «212-85-06».

Фразы из фильма широко используются митька́ми.

Существует 7-томная книга «Адъютант его превосходительства» («Под чужим знаменем», «Седьмой круг ада», «Милосердие палача», «Багровые ковыли», «Миссия в Париже», «Расстрельное время», «Чужая луна»), созданная Игорем Болгариным в соавторстве с Георгием Северским (книги 1—2) и Виктором Смирновым (книги 3—4)Болгарин И. Я.,Северский Г. Л. . — М.: Воениздат, 1979., в которой развит сюжет фильма: капитан Кольцов спасается из плена белых и проводит ещё несколько операций в роли разведчика.

  • На самом деле прототип капитана Кольцова — П. В. Макаров — не погиб в 1920 году, а остался в живых и умер лишь полвека спустя.

Батька Ангел действует на Украине в повести А. Н. Толстого «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1923 год)

  • Основанный на реальных событиях, фильм не только рассказывает об операциях разведки Красной Армии, но и раскрывает сложный внутренний мир героев, живших в противоречивое, трагическое время.

    Титры перед каждой серией: «Первым чекистам — посвящается».

  • Премьерный показ пятисерийной ленты "Адъютант его превосходительства" стартовал на телевидении 7 апреля 1970 года, а в 1972 году в прокат вышла киноверсия картины. Один из первых советских телесериалов был снят по мотивам одноименного романа Игоря Болгарина, в основу которого положены реальные события, а главные действующие лица имеют своих прототипов. Под именами чекиста Павла Кольцова и генерала Владимира Зеноновича Ковалевского выведены разведчик Павел Васильевич Макаров, работавший в штабе белогвардейцев и в повстанческой армии, и военачальник Русской армии и Белого движения генерал-лейтенант Владимир Зенонович Май-Маевский. Образы начальника контрразведки Добровольческой армии полковника Николая Щукина и его дочери Татьяны также написаны с реальных людей, начальник

    Всеукраинской ЧК Мартин Янович Лацис и градоначальник Харькова полковник Щетинин — исторические личности. В основу романа Болгарина, в свою очередь, были положены вышедшие в 1927 году мемуары Павла Макарова "Адъютант генерала Май-Маевского". Книга была настоящим бестселлером своего времени — за два года ее пять раз переиздавали, а после Великой Отечественной войны она вновь стала вновь очень популярна. Когда в 1968 году в журнале "Вокруг света" был опубликован сценарий Игоря Болгарина и Георгия Северского "Адъютант Его Превосходительства", Макаров пытался обвинить его авторов в плагиате, но безуспешно. В том же 1968 году за экранизацию сценария взялся Евгений Ташков, известность которому принесли предыдущие работы — комедия "Приходите завтра" и приключенческая военная драма "Майор Вихрь". На главную роль сначала был утвержден Михаил Ножкин, но он отказался от участия в картине из-за полученного им предложения сняться в эпизоде в картине Сергея Герасимова "У озера" (правда, эпизод с Ножкиным из фильма вырезали при монтаже, оставив только кадр, в котором на буфете стоит фото актера). Тогда режиссер обратил внимание на Юрия Соломина, который должен был играть другую роль, но против его кандидатуры были чиновники от кино, входившие в худсовет фильма. Ташков шесть раз пытался «протащить» Соломина и, в конце концов, добился своего: «У меня на столе лежало 90 фотографий. Я смотрел, смотрел, но всякий раз возвращался к Юрию Соломину, который уже был утвержден на роль капитана Осипова. Помните, после побега из бандитского плена его убивают в поле. Я подумал: «Надо попробовать Соломина». Юра прошел пробу. «Ни в коем случае!» — закричали киноначальники. Я говорю Соломину: «Юрий Мефодиевич, давайте сделаем еще одну пробу». Сделали вторую. «Да что же это такое? Почему снова он? Нет!» — возмущалось киношное начальство. В общем, мы еще сделали третью, четвертую… Менялась погода, и уходила «натура». «Давайте снимем, а потом будем утверждать», — предложил я. Под мою ответственность начали работать». Случайно «стал» Мироном и Виктор Павлов, который уже был утвержден на роль красноармейца Сиротина. Однажды на репетиции одной из сцен он подменил актера, который играл Осадчего, и сделал это так успешно, что в тот же день роль Мирона перешла к нему. Роль возлюбленной Кольцова Тани Щукиной исполнила балерина Татьяна Иваницкая, которой, по словам Ташкова, «был 21 год, и она еще не умела целоваться». Режиссер специально взял на эту роль непрофессиональную актрису, чтобы в кадре не было заметно игры, и героиня выглядела бы естественно и искренне. После того, как работа над "Адъютантом его превосходительства" была завершена, фильм было решено не выпускать на экраны из-за того, что в нем с положительной стороны показаны белогвардейцы. Чтобы спасти картину, Ташков отправился на прием к заместителю председателя КГБ Семену Цвигуну. После просмотра фильма от «комитетчиков» в Госкино пришла бумага о том, что у них претензий, и через некоторое время лента уже демонстрировалась по ТВ. В 1971 году картина была отмечена Большим призом и премией Всесоюзного фестиваля телефильмов в Минске, а ее создатели — режиссер Евгений Ташков, сценаристы Игорь Болгарин и Георгий Северский, актеры Юрий Соломин и Владислав Стржельчик стали лауреатами Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

     

     

     

     

     

     

    Интересные факты о сериале Адъютант его превосходительства

     

    "Адъютант его превосходительства" не только принес Юрию Соломину всесоюзную славу, но и положил начало его известности за рубежом. Именно после просмотра картины Ташкова классик японского кинематографа Акира Куросава (Akira Kurosawa) решил снять актера в своем оскароносном фильме "Дерсу Узала". — Многие фразы из фильма после его выхода на экраны быстро стали крылатыми выражениями. В частности, они широко использовались ленинградскими «митьками», а в песне "2-12-85-06" группы "Аквариум" использованы несколько измененные цитаты из картины: «Ведь это ты, Мирон, Павла убил!» и «Фитилек-то притуши, коптит».

    Капитан Павел Кольцов – разведчик «красных» (в Красной Армии его называют «бывший капитан»), попадает в штаб Добровольческой армии, где ему удается стать личным адъютантом главнокомандующего, генерала Ковалевского (Владимир Стржельчик). Кольцов проявляет чудеса храбрости, верности долгу, чести, добывая сведения, необходимые Красной Армии.
    Он хитер и изворотлив, умудряется обвести вокруг пальца полковника Щукина (Владимир Козел), начальника контрразведки, который отнюдь не первый день ловит разномастных шпионов. По ходу дела в Кольцова влюбляется прелестная Таня Щукина (Татьяна Иваницкая), дочь полковника, на воспитание к «красному» разведчику попадает Юра Львов (Александр Милокостый), сын погибшего полковника Львова (Геннадий Карнович-Валуа).

     

    Актёр Юрий Соломин, игравший роль Кольцова, стал чрезвычайно популярным. После этого сериала Соломину стали приходить сотни писем, на многих из них стоял адрес: «Москва, Павлу Андреевичу Кольцову». Очень многие интересовались: а был ли реальный прототип у героя фильма? И в одном из своих интервью Соломин назвал этого человека — Павел Васильевич Макаров, чья биография могла дать фору любым киношным фантазиям.

    В ней в очень полной мере отобразились все коллизии трагического для нашей страны XX века…
    Режиссёра картины искали очень долго. Перепробовали несколько кандидатур и в итоге остановились на Евгении Ташкове. На его счету уже был успешный фильм на тему советских разведчиков — «Майор Вихрь».

    На главную роль пробовали знаменитых актёров. Среди них был и Михаил Ножкин, прославившийся после роли Бекаса в «Ошибке резидента». На сделанных фотопробах актёр замечательно смотрелся в белогвардейском мундире.

     

     

     

     


    Но режиссёра он почему-то окончательно не устаривал. В очередной раз перебирая фотопробы, Ташков остановил взгляд на Соломине, который пробовался на капитана контрразведки Осипова. И тут режиссёру почему-то показалось, что именно этот актёр и мог бы прекрасно сыграть Кольцова. Несколько дней Ташков обдумывал своё решение, а потом вызвал Соломина на студию.

     

    Как вспоминал Юрий Мефодьевич: «Предложение сыграть роль Кольцова было для меня в известной степени неожиданностью. В театре меня считали актёром характерным, а тут вдруг предложили роль совершенно противоположную, героическую — волевого, сосредоточенного человека, умеющего всё взвесить, точно и быстро оценить создавшуюся ситуацию…»


    Киношное начальство выбор поначалу не одобрило. Уж слишком неподходящим был вид у Соломина для подобной роли. Героев такого рода обычно играли «фактурные» — высокие широкоплечие актёры, с яркой внешностью. А здесь на роль главного разведчика предлагалось утвердить невысокого, достаточно щуплого актёра с неброской красотой. Худсовет утвердил Юрия Соломина на роль Кольцова только после шестой пробы.

     

    Благодаря случаю получил одну из своих звёздных ролей и Виктор Павлов. Изначально он был утверждён на красноармейца Сиротина. Но однажды на съёмках сцены, где Мирон Осадчий объясняется Ксении в любви, актёра, который должен был играть Осадчего, не оказалось.


     

    И режиссёр попросил Ташкова подыграть. Павлов сделал это с таким надрывом, что даже у съёмочной группы на глазах выступили слёзы. После этого роль Осадчего безоговорочно отошла Виктору Павлову. Актёр настолько вжился в образ, что потом многие зрители в самом деле думали, будто Павлов отсидел несколько лет в тюрьме.

     

    Любимую женщину Кольцова Татьяну Щукину сыграла молодая балерина Татьяна Иваницкая. Предложение прийти на кинопробы стало для неё полной неожиданностью. Тем более что на роль претендовали шесть известных советских актрис. Но режиссёра Татьяна привлекла какой-то затаённой чистотой, которой ему не хватало в остальных претендентках.

     

    Когда фильм был готов, телевизионное руководство было в шоке: «Это же гимн белогвардейщине! Эмигрантское отребье за границей будет рукоплескать такой стряпне!» В итоге картина легла на полку, но пролежала там всего несколько месяцев. Режиссёр с директором картины показали ленту заместителю председателя КГБ Семёну Цвигуну, который слыл достаточно либеральным человеком. Фильм Цвигун посмотрел лёжа в больнице. И уже спустя несколько дней после просмотра «Адъютанта» разрешено было выпустить в прокат.

     

    Более того, в 1971 году картина даже была удостоена Государственной премии. Актёры, сыгравшие в «Адьютанте», стали любимцами зрителей на долгие годы.
    Правда, для Татьяны Иваницкой и Александра Милокостова, сыгравшего мальчика Юру, успешная кинокарьера на этом и закончилась. Татьяна так и осталась балетной танцовщицей.

    Александр же поступил в Щукинское училище. За время учёбы успел сняться ещё в нескольких фильмах: «Всадник без головы», «Гранитные острова». Потом поступил работать в театр. Но в 1989-м году ушёл со сцены в бизнес. Поговаривали, что дела у него шли неважно, и неудачи бывшая знаменитость порой заливала водкой.

    Последний раз его имя всплывало в прессе по далеко не киношному поводу. Газеты писали, что жена Александра, врач-гинеколог, якобы наняла двух убийц, которые за пять тысяч долларов должны были избавить её от надоевшего супруга. Правда, вскоре Наталья Милокостая была выпущена из тюрьмы за отсутствием состава преступления. По её словам, человека, заявившего о якобы готовящемся убийстве, вполне мог подослать и сам Александр.

     

    Также в истории задействовано «белое» подполье в Киеве, банда батьки Ангела (Анатолий Папанов), свежеиспеченные чекисты, которым чуть не от сохи и станка приходится осваивать нелегкое искусство контрразведки, и множество других персонажей, с каждым из которых связан увлекательнейший поворот сюжета.

    Несколько раз бравый адъютант близок к провалу. Сначала он попадает в ловушку «белой» контрразведки — полковник Щукин подозревает, что утечка сведений идет непосредственно из штаба, и под его пристальный взгляд попадают все новички, в числе которых и капитан Кольцов.


    Заместитель Щукина, капитан Осипов (Константин Желдин), расставляет классическую ловушку: всем подозреваемым «ненавязчиво», якобы случайно, показывается «секретный» документ, в котором содержатся сведения о намечающемся в Киеве теракте.

     

    Каждому подозреваемому предлагается свой адрес «террориста», взятый попросту из телефонного справочника. Отправленный в Киев Мирон Осадчий (Виктор Павлов), бывший член банды Ангела, а затем — агент «белой» контрразведки, должен проследить — по какому из адресов будет произведен чекистами арест. И капитан Кольцов отправляет по эстафете важные сведения — о теракте.

    Арест производится, но чистая случайность спасает адъютанта его превосходительства: один из агентов ЧК узнает Осадчего и, вместо того, чтобы арестовать бандита, следит за ним. Ну а уж Мартин Лацис, начальник Всеукраинской ЧК (Евгений Ташков), вспоминает о том, как подобная же ловушка была расставлена полковником Щукиным подозреваемым в шпионаже еще во время первой мировой войны. Провал разведчика удается предотвратить.

     

     

     

     


    От фильма невозможно оторваться, он смотрится буквально на одном дыхании. Да, в нем нет ярких красок современности, он черно-белый, но этого отнюдь нельзя сказать о персонажах — они полностью восполняют своей яркостью недостатки черно-белого изображения.

     

    Как вкусно батька Ангел, уговаривающий и красных, и белых вступить в его банду, произносит: «Да, я это… экскремент хочу сделать!». Или: «У нас эт называется: ы… к…конь… Тимка, как? — Коньфиксация!». Как очаровательно и в лучших старых традициях Таня говорит: «Господа, мы по четвергам вновь попытаемся принимать…». Как искренне Микки, младший адъютант главнокомандующего (Игорь Старыгин), собирается стреляться только потому, что на него пало подозрение в шпионаже. И многое, многое другое.

    Одна проблема — положительные герои отнюдь не типичны для последних лет. Теперь уже не модно, чтобы красные командиры были положительными. А уж тем более — агенты ЧК. Напротив, современный кинематограф возносит на пьедестал других героев — белую гвардию. И, конечно, зрителю, не заставшему советскую власть и привыкшему к фильмам другого плана, может быть несколько тяжело.


    Необходимо отметить, что в фильме все вовсе не так однозначно. Несмотря на то, что снимался он в глубоко социалистические времена, далеко не все персонажи, призванные быть отрицательными, таковыми являются. Полковник Львов вызывает явную симпатию, а генерал Ковалевский — даже сочувствие.

     

    Ротмистр Волин, сотрудник контрразведки Добровольческой армии (Олег Голубицкий), способствует побегу из заключения красного командира — ведь они вместе сидели в яме у батьки Ангела. Даже подозревающий всех полковник Щукин не всегда плох. Но есть и более интересные нюансы.

    К примеру, сцена в поезде, в котором будущий адъютант пробирается «к своим». Большая часть пассажиров поезда — простые люди, которые бегут от превратностей гражданской войны. И очень характерна беседа двух деревенских мужичков, из которой явственно следует, что им, собственно говоря, уже давно безразлично, кто же именно победит.

     

    Они не различают ни белых, ни красных, ни бандформирований. А желают лишь одного — чтобы все это безобразие скорее закончилось, а они могли вернуться к своей земле.
    Или прелюбопытнейшая надпись на тачанке батьки Ангела: «Бей белыхъ пака не покраснеютъ бей красных пака не пабелеютъ!».

     

    А ротмистр Волин во время «ямного сидения» предлагает довольно близкое к истине объяснение причин революции, почему белая армия проигрывает сражение. Он говорит о том, что белому движению нечего предложить людям, что все их идеи и идеалы уже в прошлом, а борьба идет лишь по инерции. И поэтому они обречены на проигрыш.

    И в самом-то деле, разве не нынешние лидеры белого движения буквально заставили государя отречься от престола? Разве не они, присягавшие служить царю и отечеству, отвергли свою клятву? И какие же идеи и идеалы могут предложить клятвопреступники?

    В этой связи любопытна фраза, произнесенная генералом Ковалевским. Он подписывает производство в генералы одного из командиров Добровольческой армии, и Кольцов удивляется — как же так, ведь Ковалевский главнокомандующий, и он — тоже только генерал! На что Ковалевский отвечает: «Меня в генералы произвел государь-император».

    Так что фильм интересен в любом случае. Это — взгляд на историю с несколько неожиданной стороны. Можно сказать — с границы, разделяющей миры. Того, что был до 1917 года, и того, что стал после. В этом фильме гораздо больше, чем бойкий сюжет о разведчике, и вот это-то и есть самое ценное.

     

    источники- http://maxpark.com/community/5477/content/2254633    http://www.liveinternet.ru/users/sanur/post332149903/

    http://www.cultin.ru/films-adyutant-ego-prevoskhoditelstva

    http://www.vokrug.tv/product/show/Adyutant_ego_prevoshoditelstva/

    http://1001material.ru/20226.html