"Боевой
киносборник". Выпуски №01-№12 (1941-1942)
и три доп. выпуска
...В годы
Великой Отечественной войны киноискусство рассматривалось как мощное
средство патриотического воспитания масс, поддержания морального духа
народа, его уверенности в победе. Первое место по значимости занимала
кинохроника, оперативно рассказывающая о ходе военных действий, о работе
тыла, жизни страны в условиях военного времени. Выпускалось много
научно-популярных фильмов для армии, посвященных военной технике и тактике
современного боя, а также инструктивных фильмов для населения, информирующих
о поведении в той или иной ситуации.
Художественный кинематограф по-прежнему оставался
мощным средством воспитания масс, но формы фильмов в начале войны изменились
— появились короткометражные агитационные новеллы, объединенные в «Боевые
киносборники». Первые семь выпусков были
сняты на студиях Москвы и Ленинграда, но осенью 1941 г. студии
были эвакуированы
в Среднюю Азию. Центральная объединенная студия художественных фильмов
находилась в Алма-Ате.
С 1941 года по 1945 вся наша необъятная Родина
(бывшая СССР) жила вокруг сводок с фронта и ради одной цели - скорейшей
победы. Однако люди были не только на фронте, но и в тылу, а где люди, там и
жизнь. Хотя, жизнь была несравнимо страшнее (по заверению ветеранов), нежели
ныне, всё таки она не стояла на месте и организовывалась партийной верхушкой
таким образом чтобы аккумулировать внутренние духовные силы народа для
достижения поставленных задач. Процесс этот проходил весьма успешно,
благодаря широкому отклику творческой интеллигенции. Срочно пересматривались
планы съёмок фильмов, постановки спектаклей. Всё перекраивалось и
заполнялось новым материалом, главной темой которого была любовь к Родине и
патриотизм. Такие меры в реалиях Великой отечественной войны не могли не
оказать эффекта, так как поэты и писатели, режиссёры, операторы-репортёры
сами разделяли все тяготы вместе с солдатами на фронте. В фильмах и
постановках тех лет минимум вымысла, а учитывая тот факт, что война не
обошла практически не одну семью в стране, такой натурализм и воспринимался
людьми очень хорошо, и служил своей цели – побуждал к ударному труду, полной
самоотдаче и воспитывал патриотизм в сознании граждан. Всё это было
необходимо. Машина пропаганды широко развернулась благодаря тому, что к
работе пришли люди с творческим подходом и свежими впечатлениями о войне во
всех её красках. Наиболее ярко это можно было увидеть на примере театра и
кинематографа. Остановимся подробнее на последнем.
Новелла «Боевые киносборники» принесла первые
плоды агитационной работы. Первые выпуски снимали как короткометражные
фильмы, где прославлялись моральные качества советских воинов и
изобличались, высмеивались качества воинов - оккупантов. Сценарии же не
отличались глубиной и освещали темы весьма поверхностно, однако от выпуска к
выпуску они становились все содержательнее, все полнее раскрывали новый
военный опыт советского народа. Интересно сравнить два короткометражных
фильма, созданных по сценарию Л. Леонова.
В первом выпуске, создатели сделали некую зарисовку, набросок того чем, по
их мнению, отличаются в своих нравственных приоритетах солдаты Красной армии
и Фашисткой Германии. Сюжет прост: после боя на некоторое время
изолированными остались трое героев: красноармеец, сандружинница и офицер
Рейха. Санитарка оказывает медпомощь обоим, но фашист отвечает на заботу
попыткой убийства.
Как можно видеть, сюжет первого выпуска был весьма прост, а потому
достаточно сыр и не доделан. Потенциал данной темы в условиях тогдашней
современности практически проигнорирован, а герои безлики и чересчур
контрастируют друг с другом, лишая картину правдоподобности. Однако Леонов
довольно быстро увидел простор для творчества в теме войны и защиты Родины,
чем и воспользовался в своём следующим творении «Пир в Жермунке», ставшей
классикой кино о Великой Отечественной войне, благодаря гораздо более
глубоко описанному моральному духу русского солдата на фоне первых,
тяжелейших месяцев войны.
Основа для сюжета «Пира в Жермунке» была взята из реальной жизни. Пожилая
крестьянка, оставшаяся в деревне, захваченной фашистами, устраивает пир для
немецких солдат. Чтобы осуществить месть за все злодеяния, причинённые
немцами, она предварительно отравляет угощения, а чтобы не вызвать
подозрения у захватчиков, ест вместе с ними и с ними и погибает.
Следующие выпуски киносборников снимались как серии, объединённые общим
сюжетом, приключениями солдата Швейка-узника концлагеря. Изначально герой
рассказов чешского писателя Я. Гашека, Швейк обрёл вторую жизнь в годы ВОВ.
В оригинале, Швейк был организатором саботажа в армии Австро-Венгрии,
являясь при этом её офицером. Гашек создал этого героя как символ борьбы с
захватчиками.. В годы Великой Отечественной, «переработанный» Швейк стал
популярным героем киносборников и объектов споров. В советской версии, Швейк
- пожилой, измученный интеллект, прикидывающийся умалишённым при
надзирателях, вдохновляющий заключённых на борьбу своими рассказами. Однако,
этот образ Швейка был не единственным. Заменив актёра В. Канцеля Б. Тениным,
режиссёр Юткевич создал совсем иного героя – веселого, остроумного,
жизнерадостного.
С 1942 года съёмки «Боевых киносборников» были прекращены. Связано это было
с тем, что к тому времени были готовы полнометражные художественные фильмы о
войне...
Год выпуска:
1941. В сборник вошли новеллы:Встреча
с Максимом
Режиссер: Сергей Герасимов
В ролях: Борис Чирков
Трое в воронке
Режиссеры: Иван Мутанов и
Александр Оленин В ролях:
Нина Петропавловская, Мариан Яндульский, А. Гехр
Сон в руку
Режиссер: Евгений Некрасов
В ролях: Петр Репнин,
Владимир Канцель, Михаил Трояновский, Иван Бубнов
Боевой киносборник № 1
(35 мин.)
Встреча с Максимом
На экране проходят последние кадры фильма "Выборгская
сторона", заключительного фильма из знаменитой трилогии
о Максиме. Фильм заканчивается, и его герой как бы сойдя
с экрана, обращается к своим зрителям с патриотическим
призывом идти на борьбу с фашистами.
Трое в воронке
Раненый красноармеец дополз до воронки, где медсестра
смогла оказать ему первую помощь. Вскоре появляется
раненый немец, и сестра милосердия оказывает помощь и
ему. Однако фашист пытается застрелить девушку…
Сон в руку
Фильм в сатирической форме "предостерегает" Гитлера в
его тревожном сне от неизбежного поражения на русской
земле. Ему снятся Наполеон, немецкие оккупанты 1918 года
— все те, кто испытал на собственной шкуре силу русского
оружия.
Боевой киносборник № 2
Год выпуска:
1941 В сборник вошли новеллы:
Встреча
Режиссер: Владимир Файнберг
В ролях: Владимир Лукин, Владимир Крюгер, Д.
Миловзоров
Один из
многих
Режиссер: Виктор Эйсымонт В
ролях: Борис Блинов, Александр Мельников, Иван
Кузнецов, Михаил Екатерининский
У старой няни
Режиссер: Евгений Червяков В
ролях: Павел Суханов, Петр Кириллов, Тамара
Сукова, Володя Чекалов
Сто за
одного
Режиссер: Герберт Раппапорт
В ролях: Лев Бордуков, Борис Пославский, Лариса
Емельянцева
Случай
на телеграфе
Режиссер: Григорий Козинцев
В ролях: Евгений Червяков, Анна Сергеева
Боевой киносборник №2
(55 мин.)
Встреча
Войска немецко-фашистских захватчиков оккупировали
Польшу. Белорусского крестьянина, сберегшего чашку
молока для больного ребенка, приговаривают к расстрелу.
Герою удается бежать. 22 июня 1941 он вновь встречается,
уже в открытом бою, лицом к лицу с офицером, когда-то
поставившим его под дуло автомата...
Один из многих
Немецкий летчик, один из первых среди асов, во время
бомбардировки одного из наших городов становится одним
из многих, сбитых нашими зенитчиками.
У старой няни
Когда-то, еще до войны, молодая женщина была няней в
немецкой семье. Став диверсантом, ее воспитанник, давно
уехавший со своей семьей в Германию, теперь пытается
найти убежище у старой няни. Женщина узнает гостя, и
вместе с внуком "сдает" его красноармейцам. Последняя
работа в кино Евгения Червякова.
Сто за одного
За убийство югославом-патриотом фашистского офицера
гитлеровцы готовят к расстрелу сто заложников. С помощью
лопат, выданных для рытья могил, приговоренные к смерти
уничтожают немецкую охрану и уходят в горы к партизанам.
Случай на телеграфе
К окошечку телеграфа подходит... Наполеон.
Девушка-кассир, нисколько не смутившись, подсчитывает
стоимость телеграммы, адресованной Гитлеру: "Попробовал,
не советую".
Боевой киносборник № 3
Год выпуска:
1941 В сборник вошли новеллы:
ACK-ACK
Режиссер: Питер Бэйлис / Peter Baylis
Мужество
Режиссер: Борис Барнет В
ролях: Виктор Аркасов, Владимир Шишкин, В.
Миронов, Николай Хрящиков, Елена Ануфриева, Петр Савин
Антоша
Рыбкин
Режиссер: Константин Юдин
В ролях: Борис Чирков,
Марина Ладынина, Владимир Грибков, Людмила Шабалина,
Константин Сорокин, Николай Крючков, Елизавета Кузюрина,
Николай Трофимов, Татьяна Говоркова
Боевой киносборник №3 (45
мин.)
ACK-ACK
Кинохроника союзников - англичан
Мужество
Великая Отечественная война. Сержант Шаров с группой
добровольцев уходит в разведку, чтобы определить
местонахождение вражеского дота. Обнаружив искусно
замаскированный дот, смельчаки забрасывают его
гранатами, и тем самым навлекают на себя вражескую
пехоту и танки. Завязывается бой, и небольшой группе
солдат, обреченной на истребление, приходит на помощь
советская артиллерия...
Антоша Рыбкин
Перед атакой на село, захваченное фашистами, командир
решает провести отвлекающий маневр — концерт фронтовой
бригады артистов.
Повару Антоше Рыбкину поручено играть роль… немецкого
ефрейтора. Облаченный во вражеский мундир, он попадает в
тыл к противнику и помогает своим освободить село.
Боевой киносборник № 4
Год выпуска:
1941 Режиссер сборника:
Григорий Александров Сборник ведет Любовь Орлова В
сборник вошли новеллы:
Британский флот
Автор-монтажер: Л. Фелонов
Патриотка
Режиссер: Василий Пронин
В ролях: Зоя Фёдорова, Павел
Шпрингфельд, Андрей Файт, Елена Максимова, Владимир
Володин
Приказ выполнен
Режиссер: Яков Арон
В ролях: Владимир Соловьев,
Дмитрий Павлов, Владимир Чувелев, С. Пожарский
Боевой киносборник
№4 (59 мин.)
В качестве ведущей этого киноальманаха выступала
почтальонша Стрелка из комедии "Волга-Волга", она же "суперстар"
советского экрана актриса Любовь Орлова. Колеся на своем
стареньком велосипеде, который так полюбился зрителю
вместе с его хозяйкой, по приволжскому бездорожью,
Стрелка теперь развозит колхозникам письма от
фронтовиков, то есть действует в новых условиях войны...
Британский флот
Патриотка
Великая Отечественная война. Один из наших броневиков,
получив пробоину в бензобаке, выходит из строя. Стрелок
экипажа отправляется в ближайший населенный пункт за
горючим. По пути герой встречает молодую трактористку.
Девушка сообщает о том, что немцы сбросили воздушный
десант и сгоняют все население на строительство
взлетно-посадочной площадки. Она берется сама принести
бензин. Обманув немецких солдат, буквально из-под носа
врага девушка ловко выносит два ведра бензина, и, заняв
место раненого водителя, уверенно ведет боевую машину на
фашистов. Увидев неожиданное подкрепление, жители
поселка нападают на фашистских парашютистов и быстро
расправляются с врагом.
Приказ выполнен
О подвиге красноармейца Бакова, доставившего в часть
тягач с боеприпасами.
Боевой киносборник № 5
Год выпуска:
1941 В сборник вошли новеллы:
Лондон не сдастся!
Автор-монтажёр: П. Аташева
Текст читает Владимир Яхонтов
Наша Москва
Режиссер: Михаил Слуцкий
Текст читает Юрий Левитан
В эпизодах: Любовь Орлова,
Виктор Аркасов, Владимир Шишкин, В. Миронов, Николай
Хрящиков, Елена Ануфриева, Петр Савин
Боевой киносборник № 5 (52
мин.)
"Священная
война"
(Александр Александров – Василий Лебедев-Кумач)
Лондон
не сдастся!
Хроника союзников-англичан, которых фашистские
"воздушные пираты" пытаются закидывать бомбами, но,
благодаря мудрому руководству британских военных, все
попытки нацистских упырей терпят позорный крах.
Прямолинейный юмор в духе "забил снаряд я в пушку туго".
Наша Москва
Бандиты (немцев в фильмах именуют не иначе, как убийцами
и бандитами, крадущимися под покровом ночи) наседают, но
столица спокойна: работают рестораны, магазины и
молокозавод. Камера вскользь упоминает Любовь Орлову,
интеллигентно пьющую кофе за столиком кафе. Зенитки
цепко смотрят в небо. По периметру города в засадах
сидят истребители. Левитан внушительно сообщает, что
москвичам нечего бояться…
Песня "Священная война"
(Александр Александров – Василий Лебедев-Кумач)
Звучит на фоне документальных кадров, снабжена
субтитрами
Боевой киносборник № 6
Год выпуска:
1941
Режиссер сборника: Владимир Вайншток
Сборник ведёт Зоя Фёдорова
В сборник вошли новеллы:
Женщины воздушного
флота / Airwoman
Режиссер: Фрэнсис А. Серл / Francis A. Searle
Текст читает Владимир Яхонтов
Ненависть
Режиссер: Владимир Юренев
В ролях: Сергей Мартинсон,
Степан Маркушев, Алексей Дикий
Пир в Жирмунке
Режиссеры: Всеволод Пудовкин, Михаил Доллер
В ролях: Анастасия
Зуева, Павел Герага, Александр Румнев, Елизавета
Кузюрина, Владимир Уральский, Александра Данилова
"Песнь о русском воине" / "Воевать мы мастера"
(Тихон Хренников – Василий Лебедев-Кумач)
Режиссер: Владимир
Вайншток В
ролях: Николай Крючков
Боевой киносборник № 6 (60
мин.)
Женщины воздушного флота
Английский фильм, где союзники превозносят своих смелых
леди, служащих в наземных частях ВВС Её Величества:
радистками и поварихами, вместе со своими мужьями, теми,
что в небе, кующими, так сказать, победу. Несмотря на
то, что на дворе лишь 41-й, и до победы ещё
катастрофически далеко.
Ненависть
Советский офицер, захвативший в плен сбитого
"фашистского людоеда", немецкого летчика-истребителя,
только что обстрелявшего мирное село, встречает в лесу
старика, внук которого попал под людоедские пули. Глядя
в полные ненависти глаза деда, фашист испытывает
огромные угрызения совести и обещает выдать всю
секретную информацию, какая только ему известна.
Пир в Жирмунке
Одно из лучших произведений кинодраматургии. В основе
этой новеллы лежит подлинный факт, почерпнутый из
материалов Совинформбюро.
Старая женщина Прасковья остается в деревне
оккупированной немцами с тем, чтобы отомстить им за все
злодеяния. Для этого она придумала такой план: усыпить
подозрения фашистов (когда они придут к ней за
продуктами) и угостить как можно больше захватчиков
отравленной пищей. Чтобы у врагов не осталось никаких
сомнений в ее искренности, она вместе с ними
ест отравленную пищу и вместе с ними гибнет.
"Песнь о русском воине",
позже известная под названием "Воевать мы мастера"
(Тихон Хренников – Василий Лебедев-Кумач)
Экранизация боевой песни о славе русского оружия
иллюстрируется отдельными кадрами из исторических
фильмов "Александр Невский", "Петр I", "Суворов", а
также хроникой военных действий.
В титрах значится: "Исполняет Николай Крючков", но на
самом деле он поёт в кадре под фонограмму Владимира
Захарова
Боевой киносборник № 7
Год выпуска:
1941
Режиссер сборника: Сергей Юткевич
Сборник ведёт: Владимир Канцель
В сборник вошли новеллы:
Ровно в 7
Режиссеры: Александр Роу, Альберт Гендельштейн
Эликсир бодрости
Режиссер: Сергей Юткевич
В ролях: Эраст Гарин,
Владимир Владиславский
Приемщик катастроф
Режиссеры: Леонид Альцев, Рафаил Перельштейн
В ролях: Владимир
Попов, Михаил Яншин
Самый храбрый
Режиссер: Климентий Минц
В ролях: Иван Любезнов,
Сергей Мартинсон, Александр Шатов
Настоящий патриот
Режиссер: Климентий Минц
В ролях: Павел Оленев,
Николай Охлопков, Владимир Лепко
Белая ворона
Режиссер: Сергей Юткевич
В ролях: Николай
Охлопков, Константин Зубов, Надежда Борская
Боевой киносборник №
7 (69 мин)
Новеллы объединены интермедиями с участием Швейка —
героя романа чешского писателя Ярослава Гашека,
оказавшегося в фашистском концлагере. Новеллы
рассказывают о борьбе с фашистскими оккупантами. В конце
комендант концлагеря приказывает расстрелять Иосифа
Швейка, однако пули, изготовленные для фашистов чешскими
патриотами, не берут веселого солдата…
Ровно в семь
О бесстрашных чешских патриотах, организовавших в Праге,
буквально под носом врага подпольную радиостанцию.
Эликсир бодрости
О героях Второй Мировой войны и трусости немецких
солдат, способных идти в атаку лишь в пьяном состоянии.
Приемщик катастроф
О французских рабочих-патриотах, выпускающих для
оккупантов заведомо непригодные самолеты.
Самый храбрый
О немецком солдате, искренне желающему своему фюреру
оказаться рядом с ним на поле боя в момент, когда под
ногами разорвется снаряд.
Настоящий патриот
О чешском солдате, который, находясь на службе в
немецкой армии, с честью и радостью выполняет свои
обязанности по захоронению фашистов.
Белая ворона
Памфлет о немецком офицере второй мировой войны,
обирающем мирных жителей оккупированной Голландии под
видом изучения культурного наследия.
Боевой киносборник №
8
Боевой киносборник №
9
Боевой киносборник №
10
Боевой киносборник №
11
Боевой киносборник № 12
Одна семья 1943 Боевой киносборник
Боевой киносборник "Юные партизаны"
(1942)
|