Домой   Старое кино   История моды   Журналы   Открытки   Музыка

 

  Гостевая книга    Форум    Помощь сайту    Translate a Web Page

 

Дополнение к списку фильмов

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21   21  22  23  24  25  26  27

 

полный список

 


 

Эра Жеглова. Фильму «Место встречи изменить нельзя» - 35 лет

 

Владимир Высоцкий. Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Фильм «Место встречи» снизил преступность в стране

35 лет назад, 10 мая 1978 г., режиссёр Станислав Говорухин начал снимать фильм, который с первых же минут показа стал легендой.

«Накануне начала съёмок «Место встречи изменить нельзя» отец решил отказаться от роли Жеглова. И если бы не Говорухин, фильма могло и не быть», - рассказал «АиФ» Никита Высоцкий.

 

«Дрязги ушли»

 

А ведь снять фильм по роману братьев Вайнеров Говорухину предложил именно Высоцкий. Да ещё и заявил: «Никто так не сыграет Жеглова, как я».

- Отец, прочитав роман и будучи знаком с Вайнерами, дей­ствительно загорелся, - говорит Никита

 Высоцкий. - Он кипел, радовался. Но накануне съёмок попытался отказаться. Понимал: фильм отнимет у него много сил и времени, а он тогда уже был не очень здоров. Слава Богу, что Говорухин убедил его, честь ему и хвала за это. Да и отец в последние месяцы жизни признавался, что ему эта работа понравилась. Он был собой доволен. 

 

На роль Шарапова пробовалось немало актёров. Говорухин предлагал Владимира Конкина. Вайнеры категорически отказывались. Говорухин не сильно настаивал, но привозил на пробы таких Шараповых, которые совершенно не подходили на эту роль. В конце концов Вайнерам надоело и они согласились на Конкина.

 

 

 

 

 

 

- В каждом деле есть некое закулисье, - рассказывает Владимир Конкин. - В нашем закулисье главным человеком был глава Гостелерадио СССР Сергей Лапин. А он хотел, чтобы Шараповым был я. Вот и всё! Если бы не было Конкина, картину бы вообще не разрешили снимать. Более того, картина получилась такой мощной именно потому, что мы с Высоцким составили невероятный контраст. Шарапов стал антитезой Жеглову. И ансамбль в результате сложился. Жеглов же, замечу, стал любимцем публики только за счёт обаяния Высоцкого. На самом деле этот герой создал определённое понятие - жегловщина. Это когда человек наступает сапогом на плащ невиновного Груздева, ни минуты не сомневаясь в том, что именно Груздев убил жену. И только благодаря порядочности Шарапова невиновный не был расстрелян. Увы, сегодня в полиции нет настоящих Шараповых, а Жегловы есть. Но сегодня Шараповы полиции не нужны, потому что они никогда не оставят дела, пока не докопаются до сути, не найдут истинного преступника. А такие въедливые люди раздражают.

 

 Сергей Юрский в роли Груздева. Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»

- На роль Шарапова планировался другой актёр, - вспоминает Никита Высоцкий. - Отец в момент выбора тоже не был на стороне Конкина. Но после у них сложились приятельские отношения.

- Мы с Высоцким друзьями всё же не были, - продолжает Владимир Конкин. - Я человек деликатный и не лез в его жизнь. Володя на съёмках сам иногда приходил ко мне в номер, мы разговаривали, дома у него я бывал неоднократно, слушал его записи на прекрасной аппаратуре, которая у него стояла. Жил он тогда на излёте, но я этого не знал, не ощущал. Никогда он не выпивал при нас. Иногда приносил мне бутылку вина, говорил: «Вот сейчас будешь слушать записи, это тебе на закуску». И ставил какое-нибудь очень хорошее белое сухое вино, зная мои привязанности. А сам уходил. Поэтому для меня было страшным открытием, когда Марина Влади написала книгу о Высоцком. Я был в ужасе, когда читал про его состояние, про наркотики. Я Высоцкого люблю по-своему. Все его перемены настроения, эпатажные штуки - мы всё пережили. Иногда он нас подводил - мотался и по концертам, и по заграницам, исчезал без предупреждения. Съёмочную группу от этого лихорадило. Меня это раздражало, не буду скрывать. Однако же кино получилось, а все наши дрязги ушли в забытьё.

 

Без крови

 

Говорухин и Высоцкий очень дружили. Настолько, что на время своего отсутствия Говорухин позволял Высоцкому занимать режиссёр­ское кресло. Например, эпизоды опознания Фокса и освобождения Груздева сняты именно под началом Высоцкого. Рассказывают, что сцену с Кирпичом (Станиславом Садальским) придумал Владимир Семёнович. Именно он научил Садальского, как правильно шепелявить, показывая сценку про шепелявого идиота.

- В фильме есть несколько сцен, которые отец снимал как режиссёр, - рассказывает Никита Высоцкий. - Он очень многое умел и многое делал сам, за это его все уважали. Никому в голову не приходило, например, посадить вместо Высоцкого другого человека на лошадь. Он был очень спортивным, подготовленным. Правда, кадр, где Жеглов стреляет из автобуса, а на вопрос товарища: «Как тебя держать?» кричит: «Нежно», был снят с дублёром. Но это из-за того, что отца в тот момент на съёмочной площадке не было.

 

- Успех к картине пришёл, когда начались повторные показы, - говорит Владимир Конкин. - Тогда улицы городов пустели, преступность снижалась. Сменилось уже два поколения, но 20-летние всё же смотрят этот фильм. Современное кино ведь не несёт доброго начала. Деньги и секс - вот что пропагандируется. А в нашем фильме много добра, притом что рассказывается в нём о ликвидации банды «Чёрная кошка». Но у нас нет крови, вывороченных кишок, постельных сцен - ничего того, что сейчас заменило душу человека. Последняя сцена в фильме меня сильно смущала: в ней Шарапов приходит к Варе Синичкиной домой, а она стоит у окошка с младенцем-подкидышем. В романе Варя погибала. Мне тогда казалось, что это правильно - жизнь жёсткая. Но прошли годы, и я понял, как же был прав Говорухин, когда оставил сцену, в которой настоящий мужчина после выполненного задания приходит к любимой, а она с младенчиком ждёт его. Этот подкидыш стал символом доброты, началом эры милосердия. Собственно, роман ведь так и назывался - «Эра милосердия».

 

источник- http://www.aif.ru/culture/movie/43178

 

 

 

 

Как снимался фильм'' Место встречи изменить нельзя''

 

 

 

 


 

Станислав Говорухин: Место встречи изменить нельзя


 

       Летом 66-го мы снимали "Вертикаль" на Кавказе.
 
      Актерам довелось пожить недельку в палатке под ледником. Надо было набраться альпинистского опыта, вообще "почувствовать" горы. Особенно Володе. Мы очень рассчитывали на песни, которые он напишет. Без них картина не могла состояться.
 
      В это время на пике Вольная Испания случилось несчастье. Погиб альпинист, товарищи безуспешно пытались снять его со стены. На помощь двинулись спасательные отряды. Шли дожди, гора осыпалась камнепадами. Ледник под вершиной стал напоминать поле боя - то и дело вниз по леднику спускались альпинисты, вели под руки раненого товарища, кого-то несли на носилках. Палатка наших актеров превратилась в перевязочный пункт. Здесь восходителей ждал горячий чай, посильная помощь.
 
      Происходило нечто значительное и драматическое. Можно же было подождать неделю, пока утихнет непогода, в конце концов, тот, ради кого рисковали жизнью эти люди, все равно был уже мертв. Но нет, альпинисты упрямо штурмовали вершину. Это уже был вызов. Кому? Володя жадно вслушивался в разговоры, пытался схватить суть, понять, ради чего все это... Так родилась первая песня:

 

Да, можно свернуть,
Обрыв обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа.

 

      Альпинисты считали его своим. Верили, что он опытный восходитель. А он увидел горы впервые за два месяца до того, как написал ставшие такими популярными песни о горах.
 
      Люди воевавшие были уверены, что он их боевой говарищ. Такая правда, такая ободранная до крови правда лезла из его военных песен. А ему, когда началась воина, исполнилось три года.

 
      Он был мужчина, если хотите. По природе своей, героическому нутру он должен был, вероятно, пойти в моряки, в летчики, в солдаты. Но для этого надо было иметь несколько жизней. Поэтому он в песнях проживал то, что хотел бы прожить в жизни. Он, будучи артистической натурой, как бы становился на мгновение тем, кем хотел быть. Свою несостоявшуюся ипостась находил он в этих песнях.
 
      Но мало хотеть, надо знать. Судя по его песням, он всегда знал предмет досконально. Откуда? У него была изумительная память, а слушать он умел, как никто. Это редкий дар. Мне кажется, не умеющий слушать, слушающий самого себя (таких мы часто встречаем в компании), как художник слова - конченый человек. Ему уже не узнать ничего нового, поскольку ничего не услышать.
 
      Для Володи общение с интересными людьми значило очень много. Он как поэт питался тем, что видел и слышал. Для него интересные люди были окном в мир, куда он, перегруженный заботами, не имел легкого доступа. Он искал таких встреч.
 
      Однажды пришел к нему человек удивительной судьбы, золотоискатель из Сибири. я видел, как Володя слушал его. Весь - напряженное внимание, боязнь упустить слово из рассказа. Живая реакция на смешное, искренняя боль в глазах, когда речь заходит о несправедливости. И опять добрая улыбка, раскрепощающая собеседника, робевшего поначалу перед любимым поэтом, популярным артистом. Человек этот рассказывал всю ночь. Володя несколько раз брал гитару, начинал песню, но обрывал ее, откладывая гитару в сторону. Выстраданное другими всегда казалось ему более значительным, чем свое, собственное.
 
      Снова обращаюсь к записной книжке. "Август 68-го. Лечу в Красноярск. Оттуда - поездом до станции Мана. Потом - пешком. Глубокой ночью вхожу в село. Оно расположено на берегу саянской речки и называется очень красиво - Выезжий Лог. Бужу всех собак, с трудом нахожу нужный мне дом. Стучу..."
 
      Открыл мне Валерий Золотухин. Они с Володей снимались тут в "Хозяине тайги". В доме темно - ни керосиновой лампы, ни свечки, электричество отключили в одиннадцать часов вечера. Мы обнялись в темноте. Володя сказал...
 
      Что может сказать разбуженный среди ночи человек, которому в шесть утра вставать на работу? Каждый, наверное, свое. Но я точно знаю теперь, что скажет истинный поэт.
 
      - Какую я песню написал! - сказал Высоцкий.
 
      Валерий протянул ему гитару. я еще рюкзака не снял, а они уже сели рядышком на лавку и запели на два голоса
"Баньку". Никогда больше не доводилось мне слышать такого проникновенного исполнения.
 
      Там же, в Красноярске, он снимался еще в одной картине. Это был фильм режиссера В. Бычкова "Мой папа - капитан". На палубе пароходика, идущего по Енисею, Володя пел одну из своих песен. Не знаю почему, но этот фильм вышел на экраны без Высоцкого.
 
      Только к концу жизни он понял, какое это облегчение, что его узнают не все. В кино он снимался достаточно мало, о телевидении до "Места встречи" вообще не могло быть речи. А до этого его мало кто узнавал, особенно в начале его карьеры. Первое время он даже огорчался: каждый житель огромной страны знает его имя, но в лицо никто не узнаёт.
 
      Тогда же, в 68-м, на обратном пути из Красноярска мне надо было на один день заехать в Новосибирск к знакомым. А Володя всегда был легок на подъем - и мы решили поехать вместе: он хотел посмотреть Академгородок.
 
      Ночь. Подошел полупустой поезд. В вагоне две проводницы - девчонки-практикантки. Володя говорит:
 
      - Девочки, дайте нам отдельное купе - мы хоть отдохнем как следует.
 
      - Хорошо,- говорит одна из них.- Но у тебя, я вижу, гитара. Тогда ты нам споешь!
 
      Только поезд тронулся - они пришли к нам. Володя спросил:
 
      - Ну что вам спеть?
 
      Одна говорит:
 
      - Из "Вертикали" что-нибудь знаешь?
 
      - Знаю.
 
      А вторая:
 
      - А он похож на этого, бородатого.
 
      И вот Володя пел им под стук колес всю ночь, почти до утра, пел вполголоса, чтобы не мешать соседям.
 
      Бедные девчонки так и не узнали, с кем они ехали. Как бы они были счастливы, если бы знали, что весь репертуар Высоцкого исполнял им в этом ночном поезде сам Высоцкий!
 
      Можно сказать, что не я пригласил Высоцкого на картину "Место встречи изменить нельзя", а он - меня.
 
      Однажды он говорит мне:
 
      - Знаешь, тут мне Вайнера сказали, что у них для меня есть хорошая роль. Ты почитай роман, мне сейчас некогда - в Парижск уезжаю... (Именно так он называл этот город.)
 
      Я взял у него роман, он назывался "Эра милосердия", прочел и... просто обалдел. Когда Володя приехал, я сказал ему:
 
      - Роман, действительно, классный, и роль потрясающая. Ты ничего похожего еще не играл, представляю, как ты это сделаешь...
 
      И когда мы сразу после этого разговора поехали к Вайнерам, Володя еще не читал книги (впрочем, авторы этого так и не узнали). Нас встретили два добродушных полных человека, два гостеприимных хозяина, любители поговорить, посидеть за столом... Мы понравились друг другу, быстро нашли общий язык - наши представления о фильме не расходились - и в общих чертах договорились о совместной работе.
 
      Володю я мог бы утвердить и без проб, потому что для меня, как и для всех нас, было ясно, что эту роль должен играть только он. Но это происходило в те времена, когда он еще ни разу не появлялся на телеэкране, а тут - такая одиозная фигура - в пятисерийном фильме! Поэтому я сделал на эту роль несколько проб других актеров, которые заведомо не могли тягаться с Высоцким. И когда показывал руководству пробы, я показал и эти пробы, которые были, конечно, гораздо хуже проб Высоцкого. Начальство это очень убедило.
 
      - Конечно, только Высоцкий! - сказали они и довольно легко утвердили его на роль.
 
      Книга ему тоже очень понравилась. Когда мы писали режиссерский сценарий, он приезжал к нам в Переделкино, принимал участие в работе. В частности, Володя придумал историю с фотографией Вари, приклеенной на дверь среди других фотографий, когда в сцене в подвале надо было дать Шарапову какой-то знак - указать дверь, ведущую к спасению.
 
      Он очень хотел спеть в этом фильме. Среди предлагавшихся им песен были и
"За тех, кто в МУРе", и "Песня о конце войны", и "Баллада о детстве". Но, хотя песни мне и нравились, я был категорически против. Я считал, что это разрушит образ, и это будет уже не капитан Жеглов, а Высоцкий в роли капитана Жеглова. Володя обижался, мы ссорились. А однажды, когда я попросил его спеть в кадре песню Вертинского, он ответил:
 
      - Если ты не хочешь, чтобы я спел свое, не буду петь и Вертинского.
 
      Нашел в записной книжке такую запись. "Володя: у меня все наоборот - если утону, ищите вверх по течению".
 
      Откуда это? Так не похоже на Высоцкого. Он был человеком, который твердо знал - куда, ради чего и на что он идет. Хотя...
 
      Так хотел сниматься, так волновался: утвердят - не утвердят на роль Жеглова, и вдруг...
 
      10 мая 1978 года- первый день съемок. И день рождения Марины Влади. Мы в Одессе, на даче нашего друга. И вот - неожиданность. Марина уводит меня в другую комнату, запирает дверь, со слезами просит: "Отпусти Володю, снимай другого артиста". И Володя: "Пойми, мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль!"
 
      Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в этот вечер.
 
      Однажды, когда я рассказал этот случай на встрече со зрителями, из зала пришла записка: "А стоит ли год жизни Высоцкого этой роли?"
 
      Вопрос коварный. Если бы год, который заняли съемки, он потратил на сочинение стихов, тогда ответ был бы однозначным: не стоит! Быть поэтом - таково было его главное предназначение в этой жизни! Но у Володи были другие планы, я знал их, и мы построили для него щадящий режим съемок, чтобы он мог осуществить все задуманное: побывать на Таити, совершить гастрольное турне по городам Америки...
 
      Он давно подумывал о режиссуре. Хотелось на экране выразить свой взгляд на жизнь. Возможность подвернулась сама собой. Мне нужно было срочно уехать на фестиваль, и я с радостным облегчением уступил ему режиссерский жезл.
 
      Когда я вернулся, группа встретила меня словами: "Он нас измучил!"
 
      Шутка, конечно, но, как в каждой шутке, тут была лишь доля шутки. Привыкших к долгому раскачиванию работников группы поначалу ошарашила его неслыханная требовательность. Обычно ведь как? "Почему не снимаем?" - "Тс-с, дайте настроиться. Режиссеру надо подумать". У Высоцкого камера начинала крутиться через несколько минут после того, как он входил в павильон. Объект, рассчитанный на неделю съемок, был "готов" за четыре дня. Он бы в мое отсутствие снял всю картину, если бы ему позволили.
 
      Он, несущийся на своих
конях к краю пропасти, не имел права терять ни минуты.
 
      На зато входил он в павильон абсолютно готовым к работе, всегда в добром настроении и заражал своей энергией и уверенностью всех участников съемки. По этой короткой пробе легко было представить его в роли режиссера большой картины.
 
      Зато на тонировке с ним было тяжело. Процесс трудный и не самый творческий - актер должен слово в слово повторить то, что наговорил на рабочей фонограмме, загрязненной шумами, стрекотом камеры. Бесконечно крутится кольцо на экране. Володя стоит перед микрофоном и пытается "вложить в губы" Жеглова нужные реплики. Он торопится, и оттого дело движется еще медленнее, он безбожно ухудшает образ. "Сойдет!" - кричит он. Я требую записать еще дубль. Он бушует, выносится из зала, через полчаса возвращается, покорно становится к микрофону. Ему хочется на волю, а кольцо не пускает. Ему скучно, он уже прожил жизнь Жеглова, его творческое нутро требует нового, впереди ждут Дон Гуан и Свидригайлов, а внизу, у подъезда, нетерпеливо перебирают ногами и звенят серебряной сбруей его Кони.
 
      Консультантом на фильме был заместитель министра МВД СССР генерал-лейтенант К. И. Никитин. Он просил, чтобы Жеглов хотя бы раз показался на экране в милицейской форме. Ёту просьбу мне необходимо было выполнить, потому что за это я рассчитывал получить возможность оставить, к примеру, сцену, где Жеглов подбрасывает в карман Кирпичу кошелек, да и вообще предполагал, с какими огромными трудностями мы столкнемся при сдаче картины. Но Высоцкий был неумолим: - Нет, форму я не надену ни за что! Для него милиционер сталинских времен ассоциировался с теми людьми, которые творили то страшное беззаконие. Он столько был наслышан об этом и так больно это переживал, что все, что было связано с милицией, не переносил на дух.
 
      И тогда мне пришлось придумать ему
сцену
, где он стоит у зеркала в кителе и произносит примерно такой текст:
 
      - Вот, Шарапов, моя домашняя одежда, вроде пижамы.
 
      - Почему? - спрашивает Шарапов.
 
      - Да потому что никогда не носил, да, наверное и носить не придется.
 
      Потом он, с большим трудом уговоренный мной садится в этом кителе к роялю и произносит несколько строк из "Лилового негра" Вертинского, но, будучи верным своему слову не петь, каждый раз перебивает их репликами, обращенными к Шарапову. И тут же снимает китель. Это и осталось единственным его появлением в милицейском мундире.
 
      А трудности с приемом картины действительно были немалые: многие реплики, какие-то жаргонные выражения просто возмущали тогдашнее "высоконравственное" руководство МВД. И, конечно, если бы не совпадение некоторых обстоятельств, картина в таком виде никогда бы не вышла на экран.
 
Станислав Говорухин

(Владимир Высоцкий в кино. Составитель И.И.Роговой.


Всесоюзное творческо-производственное объединение "Киноцентр", 1989.)

 

 

источник - http://www.kulichki.com/vv/ovys/kino/govoruxin.html

 

 


 

 

Лучшие эпизоды "Место встречи изменить нельзя"

 

 

 

 

 

 

Место встречи изменить нельзя (1/5)  (2/5)  (3/5)  (4/5)  (5/5)  1978 Станислав Говорухин Владимир Высоцкий, Владимир Конкин, Наталья Фатеева, Леонид Куравлев /Leonid Kuravlyov/, Сергей Юрский, Виктор Павлов, Светлана Светличная, Евгений Евстигнеев, Армен Джигарханян, Валерия Заклунная, Зиновий Гердт, Станислав Садальский, Андрей Градов, Евгений Леонов, Наталья Данилова, Александр Абдулов, Олег Савосин, Лариса Удовиченко /Larisa Udovichenko/, Наталья Крачковская, Лев Перфилов, Владимир Жариков, Владимир Паулус, Алексей Миронов, Павел Махотин, Людмила Давыдова, Всеволод Абдулов, Николай Слесарев, Александр Милютин, Нина Корниенко, Иван Бортник, Евгений Шутов Популярнейший пятисерийный телефильм с участием ВЫСОЦКОГО рассказывает о поисках банды "Черная кошка", от которой дрожала вся послевоенная Москва. Глеб Жеглов (Высоцкий) и Владимир Шарапов (Конкин) идут по следу умного и жестокого бандита Фокса. Многие фразы стали крылатыми, а герои превратились практически в героев фольклора и анекдотов, что свидетельствует о народной любви. Сценарий Аркадия и Георгия Вайнеров по их же роману "Эра милосердия"

 

 

смотреть - http://seasonvar.ru/serial-5217-Mesto_vstrechi_izmenit__nel_zya.html

 

книга "Эра милосердия" братья Вайнеры - Читать Скачать fb2  Скачать txt

 

 


 

 

В.Высоцкий «Граждане, ах, сколько ж я не пел, но не от лени»...(История фильма «Место встречи изменить нельзя»)
 

Граждане, ах, сколько ж я не пел, но не от лени —

Некому: жена — в Париже, все дружки — сидят.

Даже Глеб Жеглов — хоть ботал чуть по новой фене —
Ничего не спел, чудак, пять вечеров подряд.Хорошо, что в зале нет

 

 

Памятник Жеглову и Шарапову в Киеве

Ненаших всех сортов,
Здесь — кто хочет на банкет


Без всяких паспортов.

 

Расскажу про братиков —
Писателей, соратников,Про людей такой души,

Что не сыщешь ватников.

Наше телевидение требовало резко
Выбросить слова "легавый", "мусор" или "мент",
Поменять на мыло шило, шило — на стамеску,
А ворьё переиначить в "чуждый элемент".

Но сказали брат и брат:
"Не! Мы усё спасём.
Мы и сквозь редакторат
Всё это пронесём".

Так в ответ подельники,
Скиданув халатики,
Надевали тельники,
А поверх — бушлатики.

Про братьёв-разбойников у Шиллера читали,
Про Лаутензаков написал уже Лион,
Про Серапионовых листали Коли, Вали...
Где ж роман про Вайнеров? Их — два на миллион!

Проявив усердие,
Сказали кореша:


""Эру милосердия"
Можно даже в США".

С них художник Шкатников
Написал бы латников.
Мы же в их лице теряем
Классных медвежатников.

 

1980

 

ЭПИЛОГ

 

На следующее утро после окончания съемок «Места встречи» в квартире братьев Вайнеров появился Высоцкий:
– Знаете, братцы, о чем я подумал сегодня утром: вы не имеете никакого римского права бросать Жеглова.
– А ты не мог подумать об этом днем, и дать нам поспать?
– Не мог. Надо спешить.

 

Авторы поняли это так: Высоцкий имеет в виду, что продолжение следует снимать по горячим следам. Но, похоже, Высоцкий чувствовал совсем другое, ведь он пришел не с отвлеченным предложением, а с хорошо разработанной сюжетной линией второго шестисерийного фильма «Место встречи». Он спешил. Через некоторое время на столе авторов сценария появилась папка, на которой значилось «Эра милосердия. Продолжение».

Увы, продолжение следует не всегда. В самый разгар работы пришла горестная весть: Владимира Семеновича Высоцкого не стало. Никакого другого Жеглова быть не могло. Эта папка больше никогда не открывалась, несмотря на многочисленные слухи о съемках продолжения картины. Недавно Говорухин жестко обрубил разговоры на эту тему: «Жеглов умер, Шарапов стар, с кем и зачем продолжать?».

 

http://nnm.me/blogs/girlfriendHudo/nu_i_rozha_u_tebya_sharapov/