Домой Старое кино История моды Журналы Открытки Музыка Российское кино Зарубежное кино Детское отечественное кино
Дополнение к списку фильмов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71
30 лет назад, 7 января 1985-го, увидел свет один из самых светлых фильмов - «Любовь и голуби». Казалось бы, незатейливый сюжет о том, как работник леспромхоза ушёл от жены и троих детей после того, как с ним приключился курортный роман с городской интеллигентной дамочкой (потом, правда, вернулся, хоть и не без труда), зацепил каждого. Уж больно живо оказались выписаны персонажи истории, которая и сейчас пользуется огромной популярностью. Сегодня «Донбасс» расскажет о том, как создавалась эта чудесная лента.
Герои взяты из жизни
Всё началось с пьесы «Любовь и голуби», которую написал театральный актёр Владимир Гуркин. В основе её - реальная история семьи Василия и Надежды Кузякиных, живших на родине автора, в городе Черемхово (Иркутская область), где в июне 2010-го похоронили самого Владимира Павловича, скончавшегося от рака лёгкого. По словам Гуркина, работая над пьесой, он собирался дать главным её героям другую фамилию. Но забыл, оставив всё, как есть, из-за чего Кузякины на него даже обиделись. Характеры Васи и Нади автор списал со своих родителей, дядю Митю - с деда, бабу Шуру - с родной сестры своей бабушки. Есть прототип и у «фифы» Раисы Захаровны, однако создатель пьесы отказывался его называть, уточняя лишь, что «сейчас она очень известный человек в Иркутске». Голуби тоже появились не случайно. Одно время в доме Гуркиных жил его дядя, который, хоть и разводил «птиц мира», но сам был редкостным забиякой. Когда его посадили за драку на два года, ухаживать за голубями пришлось Володе. А годы спустя его тёзка, режиссёр Владимир Меньшов, успевший получить «Оскар» за ленту «Москва слезам не верит», увидев в театре «Современник» пьесу «Любовь и голуби», загорелся идеей снять по ней фильм. «Не так уж часто это со мной случается в театре, но я смеялся, плакал», - вспоминал Меньшов.
«Сибирскую деревню» нашли в Карелии
«Вместе с Меньшовым в 1982 году мы ездили выбирать «натуру». Проехали по многим деревням и посёлкам вдоль Транссиба от Иркутска до Черемхово, - вспоминал Гуркин. - Меньшов поражался увиденной разрухе и говорил: «Если мы здесь будем снимать, люди не поверят, что так можно жить. Это словно 1914 год!» Правда, когда удалялись от железной дроги в глубь тайги, встречали симпатичные деревни. Но тамошнее энергоснабжение не выдержало бы нагрузки, если бы пришлось подключать всю необходимую для съёмок аппаратуру». В итоге «сибирскую деревню», где, по сценарию, всё происходит, нашли за тысячи км от Черемхово - в Карелии, в Медвежьегорске.
«Мне хотелось холмов каких-то, пригорков... И в Медвежьегорск мы поехали просто потому, что в названии «горск» - может, там гора какая-нибудь есть? Ничего приличного с ходу не нашли. И вдруг, проезжая по улице, которая шла вниз, к реке Кумса увидели чудесный дворик, - рассказывал Меньшов. - Уже потом договорились с хозяевами, замостили всё деревом, как в Сибири, пристроили веранду и построили голубятню». Все три месяца, пока шли съёмки, хозяева продолжали ухаживать за скотиной, окучивать грядки, солить огурцы. К сожалению, дом на улице Нижняя, где снимался фильм, был снесён после пожара в 2011 году. Теперь на его месте - новый коттедж. Нет и площадки, на которой герои ленты танцевали кадриль и выясняли отношения - её разобрали на доски для сараев да на дрова.
Юрский мог стать Васей, а Полищук - Надей
На роль Василия Кузякина пробовались Борис Сморчков, ранее сыгравший Николая в картине Меньшова «Москва слезам не верит» и Виктор Борцов («И снова Анискин», «Покровские ворота»). Но пробы их оказались неубедительными. Даже блистательный Сергей Юрский не смог органично вписаться в этот образ. И слава богу! Ведь в итоге он великолепно перевоплотился в дядю Митю. А Васю сыграл Александр Михайлов - забайкальский сибиряк, говор и жесты которого прекрасно ложились на образ. «С Ниной Дорошиной, которая играла Надю в «Современнике», я практически не репетировал на площадке, - уверяет Меньшов. - Она пришла из театра с готовым рисунком роли. А знаменитую сцену истерики сыграла один в один, как в театре. Хотя на роль Нади я всё же пробовал Любовь Полищук, предполагая, что Дорошина может отказаться «входить в одну воду» дважды. Полищук могла бы быть интересной в этой роли. Но получилась бы уже другая Надя». Кстати, Дорошина оказалась старше всех съёмочной площадке. Ей на момент съёмок было около пятидесяти, тогда как Наталье Теняковой, перевоплотившейся стараниями гримёров в бабу Шуру, на десять лет меньше. А реальному мужу Натальи, Сергею Юрскому, который стал её киносупругом Митей, было всего 48. «Я очень рассчитывал, что деда Митю сыграет Олег Табаков. И он согласился. Но тут в его жизни возникла картина «Мэри Поппинс, до свидания!», и роль мисс Эндрю показалась ему более интересной», - вспоминает Меньшов. Зато благодаря Юрскому мы получили похожего на воробья, смешного и трогательного деревенского дедка, любящего «заложить за воротник». Пробу Натальи Кустинской («Три плюс два», «Иван Васильевич меняет профессию») на роль Раисы Захаровны забраковал худсовет. А Татьяну Доронину («Три тополя на Плющихе», «Ещё раз про любовь»), которую Меньшов было утвердил, вытеснила более яркая Людмила Гурченко. «Мы уже снимали, когда я дал телеграмму Людмиле Марковне. Она только-только стала народной артисткой и отдыхала в Пицунде. Гурченко была тогда на самом взлёте своей новой карьеры. И то, что она согласилась сыграть эту роль (в общем, не главную), уже было подарком. Работать с ней чрезвычайно интересно, потому что и с юмором всё в порядке, и ответственность громадная, - отмечает режиссёр. - Кстати, большинство сцен с Раисой Захаровной придумал я. В комедии Гуркина у неё небольшая роль в одной сцене, когда она приходит к Наде признаваться, что они с Васей нашли друг друга. Так что весь курортный роман Кузякина пришлось дописывать. Со всеми этими астральными делами. Мы даже нашли женщину, которая всем этим увлекалась. Мои помощники ходили за ней и записывали. Потом большая часть этого бреда стала репликами Раисы Захаровны».
Михайлов дрался с водолазами
О том, что происходило за кадром, можно снимать отдельное кино. Наиболее экстремальной оказалась сцена курортного купания Раисы Захаровны и Василия. Снимали её в Батуми, но в далеко не тёплом ноябре, когда температура воды составляла всего 14 градусов. «Люся с трудом держалась на воде. А отдыхающих сыграли пиротехники и осветители - им добавляли денег, они раздевались и героически плавали, создавая видимость курортного периода», - рассказывал Александр Михайлов.
Во время съёмок эпизода, когда Василий выпадает из дверей своего дома в море, Михайлов чуть не погиб. Снимали так: актёр падал с пирса, под водой его раздевали водолазы, и он выныривал рядом с Гурченко уже в одних трусах. Первый дубль не понравился режиссёру. Во время второго под водой возникли проблемы со снятием галстука. Водолазы не пускали исполнителя роли Кузякина на поверхность, пытаясь до конца раздеть. А он буквально сражался за свою жизнь. «Одному в челюсть заехал, второго под дых лягнул, - делится Александр. - И выплываю почти, а меня второй водолаз назад за ногу потянул. И если бы не нож, которым разрезали не поддающийся галстук, может, я там, под водой, и остался бы». В фильм вошёл третий дубль, в котором фигурирует тот самый подлый галстук, сшитый из двух половинок на скорую руку. Меньшов мечтал ввести в картину танцы. Ставить кадриль приехал балетмейстер Театра на Таганке. Для участия в съёмках три пары из народного танцевального ансамбля профтехобразования «Руна». Но когда создатель фильма увидел бабушек и дедушек из Шелтозёрского фольклорного коллектива, все вопросы были сняты. «Посмотрели мы, как они танцуют, и поняли - это именно то, что нужно. Никакого блеска городского, всё народное», - вспоминает режиссёр. Финал картины, когда все действующие лица стоят на крыше, снимали «на нерве». «Собрать всех актёров в кадре у нас получилось лишь на 20 минут, - рассказывал Меньшов. - Дорошину везли на съёмку в вертолёте. Там же и загримировали. А Михайлов через 20 минут должен был улетать в Москву. Это в фильме они все стоят спокойные, улыбаются, смотрят в камеру. А на самом деле я помню это паническое состояние у всех, кто был в кадре!»
Антиалкогольная «засада»
Фильму здоров не повезло - он попал в разгар антиалкогольной кампании. Почти год его не выпускали на экраны, замучили цензурными придирками. Требовали сократить количество выпивок, сцены с героями Юрского и Гурченко, танцы... «Тогда даже из «Чапаева» изымали сцены с бутылкой. А я отказался и был отстранён от проекта, - вспоминает Меньшов. - Назначили другого режиссёра для перемонтажа. Но лента после всех правок откровенно «сыпалась». Так что меня вернули, и я почти всё отстоял. Кроме одной сцены на пристани. Помните, когда герои оставляют недопитое пиво, подходит мужик и начинает пить? На этом кадр заканчивается, хотя изначально сцена длилась минуту. Мы нашли местного жителя, который за это время с первого дубля легко выпил шесть литровых кружек». Из-за препирательств с чиновниками фильм вышел с опозданием, без рекламы, «пролетел» мимо практически всех фестивалей (лишь в Испании успел взять «Золотую ладью»). Но зритель сумел рассмотреть настоящее КИНО. И до сих пор мы не можем оторваться, если вдруг, переключая каналы, попадаем на «Любовь и голуби».
«Людк, а Людк!»
Многие фразы из фильма стали крылатыми. И полетели в народ, как в небо - голуби, которых так любил Василий Кузякин. Вот лишь некоторые перлы: - Извините, граждане, что помешал вам деньги прятать!
- Кака любовь?! - Така любовь!
- Ах ты, сучка ты крашена! - Почему же крашена? Это мой натуральный цвет.
- Зараза! «Людк, а Людк!» Тьфу! Деревня!
- Инфаркт микарда! Вот такой рубец! Вскрытие показало.
- Как яму не стыдно поросёнку?!.. Кабель!.. Ой! Горе то како! Лёньк, поросятам дал?!..
- Ты идёшь к этой горгоне? - Не, я к жене.
- Что характерно - любили друг друга.
Андрей ПИТОНОВ http://donbass.ua/news/culture/cinema/2015/01/08/ljubov-i-golubi-tainy-sozdanija-ljubimogo-filma.html
Фильм любовь и голуби
В тысяча девятьсот восемьдесят четвертом году режиссер Владимир Меньшов
создает восхитительную и удивительно прекрасную киноленту «Любовь и голуби",
фразы из которой стали народными крылатыми выражениями. Для съемок всенародно любимого фильма «Любовь и голуби» режиссер Меньшов подыскивал подходящий пейзаж в сибирской тайге. Но в итоге местом съемок был выбран карельский поселок Медвежьегорск. Дом и голубятню семьи Кузякиных построили всего за несколько недель, причем «консультантами» выступили местные жители. Они же принимали активное участие в строительстве. Дом был построен на совесть, и даже стал местной достопримечательностью. На протяжении долгого времени, после окончания съёмок фильма любовь и голуби, его показывали туристам, сейчас же домик находится в плачевном состоянии. Курортные сцены снимали в Батуми. Поскольку съемки в Медвежьегорске затянулись, то киногруппа приехала на юг уже поздней осенью, в октябре. Температура воды была очень низкой, поэтому актер Михайлов даже забыл слова, когда окунулся в воду прямиком из родного дома. Кстати, с этой сценой связано несколько комичных моментов. Меньшов решил отказаться от комбинированных съемок, поэтому на пристани была установлена дверь дома Кузякиных. Александр Михайлов действительно вышел через дверь прямо в воду, а пиджак с галстуком снимал уже в воде. Самый сложный грим пришлось накладывать актрисе Наталье Теняковой, сыгравшей бабу Шуру. Актрисе на момент съемок было всего сорок лет (к слову, Нина Дорошина была старше на 10 лет), но при помощи гримеров Тенякову успешно «состарили».
http://kaksnimali.info/kaksnimali/comedy/164-kak-snimali-film-ljubov-i-golubi.html
Фильм "Любовь и голуби"
|