В 1969 году в
журнале «Юность»
была опубликована повесть «…А
зори здесь тихие». Произведение
Бориса Васильева вызвало большой резонанс в читательской
среде и стало одной из самых популярных книг 1960—1970-х годов о
Великой Отечественной войне. В 1971 году повесть была
инсценирована
Юрием Любимовым в
театре на Таганке (Москва).
В 1971 году за экранизацию повести взялся классик советского
кинематографа Станислав Ростоцкий. Как впоследствии вспоминал
режиссёр и бывший фронтовик — фильм был снят в память о
медсестре, которая во время войны вынесла его с поля боя и
спасла от смерти
Фильм посвящен всем женщинам,
принимавшим участие в обороне Родины во время Второй Мировой
Войны. Основные события фильма
происходят в 1942 году во время Великой Отечественной войны, в
Карелии. В прифронтовой полосе группа девушек-зенитчиц вынуждена
вступить в неравный бой с вражескими десантниками. Эти девчонки
мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле — но на их
долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой
воинский долг…В 2005 году китайские кинематографисты сделали
ремейк популярного в КНР советского фильма режиссера Станислава
Ростоцкого «А зори здесь тихие…». Все роли в фильме исполнили
российские актеры.
В 1969 году в журнале «Юность» была опубликована повесть
«…А зори здесь тихие». Произведение Бориса Васильева вызвало
большой резонанс в читательской среде и стало одной из самых
популярных книг о Великой Отечественной войне 1960-1970-х
годов. В 1971 году повесть была инсценирована Юрием
Любимовым в театре на Таганке. В этом же году за экранизацию
повести взялся классик советского кинематографа Станислав
Ростоцкий. Как впоследствии вспоминал режиссёр и бывший
фронтовик — фильм был снят в память о медсестре, которая во
время войны вынесла его с поля боя и спасла от смерти.
Натурные съёмки фильма прошли в деревне Сяргилахта в
Пряжинском районе Карелии, в районе Рускеальских водопадов и
в павильонах «Мосфильма» в 1972 году.
Актеров в свой фильм
Ростоцкий подбирал так, чтобы наверняка тронуть зрителя. И
не прогадал с выбором: молодые артисты в один день стали
звездами всесоюзного масштаба. Правда, для некоторых из них
«Зори...» так и остались единственной ролью в кино. По
сценарию, старшине Федоту Васкову — 32 года. Солидный
возраст по тем временам, да и сам Федот в фильме — уже
немало повоевавший ветеран. Поэтому изначально на роль
старшины режиссер планировал «взрослого», уже известного
актера — Георгия Юматова или Вячеслава Тихонова. Но
кинопробы не удались: признанные звезды отчего-то не смогли
сыграть нужный режиссеру «нерв». В поисках «настоящего
старшины» Ростоцкий с Васильевым пересмотрели десяток
театральных актеров. В итоге старшиной стал актер
Московского театра юного зрителя Андрей Мартынов. На момент
начала съемок ему исполнилось всего 26 лет. После выхода
«Зорь...», став знаменитым, Мартынов оставил театр ради
кино. И не прогадал: впоследствии его запомнили по ролям
«Следствие ведут ЗнаТоКи», «Вечный зов», «Белый Бим Черное
ухо», «Внимание! Всем постам...».
Молодая актриса Ольга
Остроумова в роли Жени Комельковой видела свой шанс стать
звездой. Ради Комельковой Ольга согласилась покраситься в
рыжий цвет и по два часа ежедневно проводила с гримером,
наносившим на нее слои меняющего лицо грима: по замыслу
Ростоцкого, Женя должна была походить на Грету Гарбо. Но
заветная роль сыграла с Ольгой злую шутку: режиссеры
отказывались видеть ее вне образа «Женьки», а Остроумова
больше не хотела его играть. Артистка не появлялась на
экранах два года и мучительно переживала простой. Зато потом
приглашения посыпались как из рога изобилия, сделав Ольгу
Михайловну одной из самых востребованных актрис советского
кино.
Начинающая актриса Ирина
Долганова — тогда студентка Саратовского театрального
училища, получила приглашение попробоваться на роль Сони
Гурвич. Она прошла пробы и вернулась в Саратов. Причем,
уезжая из Москвы, забыла оставить в киностудии свой адрес.
Лишь через месяц ректор училища выдернул ее с занятий,
потребовав: «Срочно отправляйся в Москву!» Премьера
«Зорь...» для Ирины совпала с окончанием училища.
Талантливую актрису (за роль Сони она получила премию
Ленинского комсомола) звали остаться в Москве. Но Долганова
выбрала карьеру в нижегородском театре. Фильм «...А зори
здесь тихие» так и остался единственной киноработой в ее
жизни.
Екатерина Маркова, сыгравшая Галю, вспоминает съемки со
страхом: в сцене, где ее героиня гибла от пули, пиротехники
просчитались, и вшитый в гимнастерку заряд взорвался слишком
эффектно, порвав одежду в клочья. К счастью, актриса
серьезно не пострадала. Из-за этого ли случая или из-за
чего-то другого, но в актрисах кино Маркова не задержалась:
она снялась лишь в десятке малозаметных фильмов, предпочтя
кинематографу театр и писательский труд.
Для актрисы Елены Драпеко
роль Лизы Бричкиной тоже стала дебютом в кино. Поначалу
амбициозная Леночка целилась сыграть красавицу Женю
Комелькову и очень расстроилась, когда Станислав Ростоцкий
предложил ей стеснительную деревенскую Лизу. «Зори...» стали
для Елены отличным стартом: впоследствии она появилась в
«Вечном зове», «Крахе инженера Гарина», «Одиноким
предоставляется общежитие»... Впрочем, одним кино Драпеко
решила не ограничиваться. С начала 1990-х, когда для
советского кинематографа наступили тяжелые времена, Елена
Григорьевна ударилась в политику. Сегодня она — депутат
Госдумы России.
Молодая красавица Ирина Шевчук тоже мечтала стать
«Женькой». Но на Ростоцкого впечатления не произвела. К
счастью, Ирину заметил оператор фильма. Он то и уговорил
режиссера попробовать девушку на роль Риты Осяниной. Через
пять лет Шевчук сыграла еще в одном фильме Ростоцкого —
«Белый Бим Черное ухо». Дальнейшая карьера актрисы сложилась
удачно: она снялась еще в паре десятков фильмов, довольно
успешно попробовала себя в амплуа театрального режиссера и
сейчас является гендиректором кинофестиваля стран СНГ и
Балтии «Киношок».
Фильм «А зори здесь тихие» стал классикой советского
кинематографа, одной из самых любимых народных лент,
посвящённых теме войны.
** Пять часов Ростоцкий
уговаривал девчат сняться в эпизоде в бане обнажёнными, но
они отказывались, так как были воспитаны в строгости.
** С банным эпизодом потом было много проблем. После
первого просмотра картины начальство потребовало вырезать
откровенную сцену. Но Ростоцкому каким-то чудом удалось её
отстоять.
** В «Зорях…» была и другая сцена, где
девочки-зенитчицы загорают голышом на брезенте. Режиссёру
пришлось её убрать.
** Занимает по посещаемости 10-е место среди
отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
** Фильм показывает довоенное и послевоенное время в
цвете, а войну в чёрно-белых цветах.
** Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в
1973 году.
** Уговаривая актрис сняться обнажёнными в эпизоде в
бане, Ростоцкий говорил: «Мне нужно показать, что убивают не
просто людей, а женщин, красивых и молодых, которые рожать
должны, продолжать род».
** Ростоцкий придирчиво отбирал актрис на роли
девушек-зенитчиц. Перед режиссёром за три месяца
подготовительного периода прошли несколько сотен вчерашних
выпускниц и действующих студенток творческих вузов.
** Писатель Борис Васильев приезжал на съёмки всего
один раз. И остался очень не доволен. Сказал, что является
поклонником спектакля Любимова, а вот с концепцией фильма не
согласен.
**«А зори здесь
тихие…» наряду с фильмом «Как закалялась сталь» — один из
самых популярных советских фильмов в Китае. Его высоко ценил
Дэн Сяопин. В ознаменование 60-летия Победы в 2005 году по
повести Бориса Васильева Центральным телевидением Китая (CCTV)
совместно с российскими кинематографистами снят римейк —
телевизионный сериал «А зори здесь тихие» (19 серий).
** В одном из эпизодов старшина Федот Васков
спрашивает у Жени Комельковой, глядя на её волосы:
«Крашеные, поди?», — на что та отвечает: «Нет, свои».
Актрисе Ольге Остроумовой действительно пришлось
перекрашивать волосы во время съёмок фильма.
**Кирилл Столяров, исполнивший роль Мартынова (Сергея
Столярова) из фильма «Цирк» в мечтах Гали Четвертак, — сын
Сергея Столярова.
**В фильме зенитчицы ведут огонь из ЗПУ-4, которая
была принята на вооружение в 1949 г.
**В съёмках фильма принимали активное участие
студенты Петрозаводского Государственного Университета. В
частности, эпизодическую роль солдата дивизии СС «Эдельвейс»
исполнил нынешний заведующий кафедрой архивоведения и
специальных исторических дисциплин Петрозаводского
государственного университета Александр Алексеевич Кожанов
**Фильм снят очень близко к тексту книги, и
отличия можно найти в незначительных деталях:
Многие реплики старшины Васкова в книге являлись его
размышлениями.
В книге Рита Осянина подбила из зенитного пулемёта
наблюдательный аэростат, причём ещё на фронте. В фильме же
она подбила немецкий разведывательный самолёт — уже на
разъезде. Кроме того, в книге в ходе боя с «мессершмиттами»,
помимо двух раненых, была убита одна зенитчица —
«подносчица, курносая некрасивая толстуха, всегда что-то
жевавшая втихомолку».
Далее в фильме происходит небольшой конфликт между
Кирьяновой и старшиной Федотом Васковым по поводу того, что
не нужно было расстреливать парашютиста, а Осянину
предлагают представить к награде. Майор, начальник Васкова,
рассматривая подбитый самолёт, спрашивает: «Зачем им
понадобилось ваше расположение разведывать?», — намекая на
последующие события в фильме. Этого сюжетного хода в книге
не было.
Лиза Бричкина по книге была родом с Брянщины, по фильму же
она родом с Вологодчины, отсюда и «окающий» северный акцент
в её речи.
В книге сына Риты Осяниной звали Альбертом (Аликом), а Игорь
— имя умершего в деревне перед войной сына Васкова («не
уберегла маманя»). В фильме же сына Осяниной зовут Игорь.
Кроме того, Васкова, своего приёмного отца, он называет
«батя» (в книге — «тятя»).
источник -
http://nnm.me/blogs/vidokss/a-zori-zdes-tihie-1972-polnaya-versiya-dvdrip-avc/
|