Татьяна Шмыга - Карамболина (Имре Кальман - Фиалка Монмартра)
Старое кино История моды Журналы Открытки Музыка Опера Оперетта Балет Театр Цирк Люди, годы, судьбы...
Оперетта
Форум Помощь сайту Гостевая книга
Король оперетты
В детстве он хотел стать портным, потом учился
на юриста, пробовал стать музыкальным классиком, но известность получил, как
мастер оперетты. Его имя – Имре Кальман...
Имре
исполнилось пятнадцать лет, когда весной 1898 года он впервые выступил перед
публикой с «Фантазией ре-минор» Моцарта. В концертном зале присутствовали и
корреспонденты, дабы в своих критических отчетах подвергнуть оценке способности
юного музыканта. Имре выглядел столь маленьким и щуплым, что газеты восторженно
отметили дарование "двенадцатилетнего музыканта". В последние годы учебы ему
приходилось трудиться с двойной нагрузкой, отдавая преимущество гимназии:
родителям хотелось, чтобы сын непременно получил аттестат зрелости. Имре
выполнил желание родителей, блестяще сдав все экзамены. Тогда
же в жизнь Имре вошла молодая русская красавица Вера Макинская. Их младшая дочь
Ивонн вспоминает: «Они познакомились в 1928 году в Вене. Это был расцвет
популярности 46-летнего Кальмана, его имя гремело на всю Европу. А моя мама -
17-летняя русская красавица с великолепной фигурой (немного выше отца), с рыжими
волосами и ореховыми глазами. В те годы она мечтала стать актрисой. Она родилась
в Перми, её мать, моя бабушка, эмигрировала из России в 1917 году, и они
отправились в путешествие по Европе. Будучи в Вене, зашли в кафе. За одним из
столиков сидел отец. Однажды Вера пришла в кафе одна, и в этот день их глаза
встретились - они улыбнулись друг другу...». Красавица Вера покорила сердце
популярного композитора. Несмотря на разницу в возрасте влюбленных, их
знакомство довольно скоро привело к свадьбе. В то время Имре только что начал
работу над новой опереттой - "Фиалка Монмартра" - и решил посвятить ее молодой
жене. Вера вскоре родила ему мальчика, а потом еще двух девочек: Лили и Ивонку.
Имре Кальман и его семья. А между тем облик Европы менялся изо дня в день, менялись и настроения публики.
Так, например, даже в Вене упал интерес к оперетте. Все сильнее пахло порохом. В
1938 году границы Австрии были нарушены - в нее вторглись немецкие солдаты.
Кальману, впрочем, это ничем не грозило: несмотря на своё еврейское
происхождение, он был одним из любимых композиторов Гитлера. Тем не менее, после
аншлюса, отказавшись от предложения стать «почётным арийцем», композитор был
вынужден эмигрировать: сначала он уехал в Цюрих, затем в Париж и, наконец,
оказался в США - в Калифорнии, а точнее, в Голливуде - обетованной земле
мирового кинематографа. Оторванность
от привычной обстановки, чужой быт и нравы, чужая культура - все это не могло не
сказаться на творческом самочувствии композитора. В последние два десятка лет
жизни он сочинил лишь две оперетты: "Маринку" в 1945 году и незадолго до смерти
- "Аризонскую леди". На местном уровне они имели некоторый успех, но не
задержались в репертуаре театров. источник- Йонатан
Спектор, Иерусалим
http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=2813
Татьяна Шмыга -
Карамболина (Имре Кальман - Фиалка Монмартра)
Татьяна Шмыга\Герард Васильев -
Дуэт Сильвы и Эдвина
Легендарный венгерский композитор Имре Кальман
прожил непростую жизнь, потерял родину, сбежал от нацистов. Но вот с музой
ему повезло: главной любовью Кальмана стала русская девушка Вера. Знаменитый композитор Эммерих Коппштейн родился 24 октября
1882 года в городе Шиофок на берегу Балатона на юго-западе Венгрии в еврейской
семье. Ещё учась в школе, будущая звезда музыки меняет еврейскую фамилию,
сокращает имя и начинает зваться Имре Кальманом. Поступивший в музыкальную академию в Будапеште парень подавал большие надежды
как композитор. Надежды абсолютно оправдавшиеся: Кальман написал такие
грандиозные произведения, как оперетты «Сильва», «Баядера», «Принцесса цирка»,
«Фиалка Монмартра». Творчество Кальмана и сегодня занимает умы современных
постановщиков. Его оперетты идут во всем мире, да и кинорежиссёры не обделяли
его вниманием: снято множество фильмов по произведениям Кальмана. Многие
российские зрители зрелого возраста, конечно же, помнят легендарную чёрно-белую
картину «Мистер Икс» Юлия Хмельницкого по русскому варианту
оперетты «Принцесса цирка». «Мистер Икс» (а вернее, сыгравший и спевший его
партию Георг Оттс) тогда стал настоящим секс-символом
для советских женщин.
И сегодня произведения Кальмана востребованы, как никогда. Так, знаменитый
режиссёр Себастьян Солдевилья из Канады, один из основателей
театра-
Композитор Имре Кальман с женой Верой Макинской и сыном. Жена — русская, родом
из Перми.
цирка «7пальцев», выходец из Цирка дю Солей, ставит во всём мире
«Принцессу цирка»: историю о юной циркачке Мари, синтез мюзикла и цирка.
Солдевилья объясняет это тем, что влюблён в музыку Кальмана. К тому же
написанная венгерским композитором оперетта, как Себастьян рассказывал «АиФ»,
очень интересная и сложная история. «В ней есть тема социальной лестницы: если
ты из богатой семьи, можешь ли ты влюбиться в кого-то из бедных? Это история
человека, который убежал из богатой семьи, ушёл в цирк, но всё ещё остаётся
аристократом». Личная жизнь Кальмана заслуживает интереса не меньшего, чем созданная им
музыка. Последней любовью Имре Кальмана стала русская Вера Макинская.
Именно ей, своей Верушке, гений посвятил одну из своих лучших оперетт: «Фиалку
Монмартра». Мать Веры была хотя из довольно богатой, но провинциальной семьи, а
отец – столичная штучка, офицер царской армии. Мать позже расскажет Вере, что у
них вспыхнула любовь с первого взгляда, но высокопоставленные родственники
потенциального мужа не дали согласия на такой, с их точки зрения, мезальянс.
Поэтому девушку, уже к тому времени беременную Верой, «сплавили» в Вену, желая
избавиться от нежелательного родства. В Вене им пришлось очень тяжело, они с матерью практически
бедствовали. Лет в 16 Вера пыталась пробовать себя на сцене. И тут вмешался
случай. Судьбоносная встреча произошла в знаменитом венском кафе «Захер». В
гардеробе 46-летний черноволосый господин и прекрасная 17-летняя русская девушка
с копной рыжих волос и роскошной фигурой одновременно подали гардеробщику свою
одежду… Имре как истинный джентельмен пропустил даму вперёд, обратив внимание не
столько на её потрёпанное платье, сколько на красоту (за плечами Кальмана к тому
времени уже был бурный роман с актрисой Паулой Дворжак, которая
была старше него на 10 лет). Вспыхнул роман, вскоре Вера забеременела, Имре
предложил ей выйти за него замуж. В семье Имре и Веры Кальман родились трое
детей: сын Карой и две дочери, Лили и Ивонн. Актрисой, кстати, Вера так и не
стала, но блистала на светских раутах, которые регулярно сама устраивала.
Младшая дочь композитора Ивонн Кальман в интервью признавалась,
что отец ей больше напоминал дедушку: ему исполнилось 55, когда родилась Ивонка.
Он был, по ее признанию, очень добрым человеком, часто предавался грусти, был
очень романтичен и обожал свою юную жену. А ещё Кальман был невероятным
сладкоежкой и мог поедать в огромных количествах чудесные сладости, которыми
славятся венские кофейни. После включения Австрии в состав Германии в марте 1938 года Кальман
отказывается от предложения властей стать «почётным арийцем» и эмигрирует с
семьёй во Францию, а через два года переезжает в США. Оперетты Кальмана в
нацистской Германии запрещается ставить, две сестры композитора были уничтожены
в концлагерях. К сожалению, в Америке композитора ждала не только слава, но и драма в личной
жизни: в 1942 году они разводятся с Верой. Однако через несколько месяцев
Кальманы понимают, что жить друг без друга не могут, и начинают снова жить
вместе. После разгрома нацизма Имре Кальман несколько раз приезжал в Европу. В
1949 году у композитора случается тяжелейший инсульт, вследствие чего его
частично парализовало. В 1951 году Вера Кальман настаивает, чтобы они с Имре
переехали в Париж: по мнению женщины, французская медицина была лучше
американской. И всё же парижские врачи лишь ненадолго продлили жизнь гения оперетты. Имре
Кальман завещал похоронить себя на родине, в Вене, И Вера выполнила его просьбу:
Имре Кальман покоится на Центральном кладбище.
Будущий король оперетты родился 24 октября 1882 года в курортном местечке Шиофок
на берегу Балатона - крупнейшего озера Венгрии. К тому времени в семье
венгерских евреев Поли Зингер и Кароля Копштейна уже было двое детей – сын Бела
и дочь Вильма. А Эммерих (так его назвали при рождении, но позже он сменил имя
на более венгерское Имре Кальман) усиленно занимался в гимназии и в музыкальной
школе, - но, улучив свободный часок, садился к роялю разучивать сочинения Шумана
и Шопена.
29 февраля 1904 года в будапештском Королевском оперном театре, на концерте
выпускников композиторского отделения Академии музыки состоялось первое
исполнение симфонии Имре Кальмана. Впрочем, оно стало и последним. И все же сам
Кальман считал именно этот день началом своей музыкальной карьеры. С тех пор он
свято поверил в то, что високосные годы сулят ему удачу, а уж 29 февраля - день
особого благополучия.
На следующий год Кальман удостоился премии Роберта Фолькмана, присужденной
будапештской Академией музыки. Материальные размеры премии позволяли Кальману
провести шесть недель в Берлине. Имре воспользовался этой возможностью, чтобы
предложить свои сочинения немецким издательствам; вслед за "Сатурналиями" им
была создана очередная симфоническая поэма - "Эндре и Иоганна". Однако издателя
для этих опусов не нашлось ни в Берлине, ни в Лейпциге, ни в Мюнхене, куда
заехал Кальман по пути на родину.
"Выходит, мои симфонии не нужны миру? Дело кончится тем, что я решусь на
отчаянный шаг, возьму да и сочиню оперетту!" - с досады острил Имре и сам
смеялся громче всех. Опуститься до оперетты! Обладатель премии Роберта Фолькмана,
достойный ученик профессора Кеслера, он глубоко презирал сей легкомысленный
жанр. Однако обстоятельства сложились так, что вскоре Кальман таки "докатился"
до оперетты.
Должно быть, идея витала в воздухе. Иоганн Штраус и Миллекер - великие
пестователи жанра - почти десять лет покоились в могилах. И вдруг оперетта
возродилась вновь. Имре снял дешевую комнату на чердаке в Кройсбахе под Грацем,
чтобы работать без помех. Там-то он и сочинил свою первую оперетту - "Осенние
маневры". Премьера прошла 22 февраля 1908 года в Будапеште с невероятным
успехом. Публика без устали аплодировала, вновь и вновь вызывая исполнителей на
сцену. Спустя год, 21 января 1909 года, премьера состоялась в венском театре "Ан
дёр Вин". Австрийская публика встретила оперетту Кальмана с неменьшим восторгом.
В апреле того же сезона оперетта была поставлена в гамбургском театре, а
несколькими неделями позже состоялась ее премьера в Берлине.
В начале Первой мировой войны Имре работал одновременно над двумя
произведениями: легкой, веселой "Барышней Жужей" и над другой опереттой, которой
либреттисты пока что дали условное название "Да здравствует любовь!". Премьера
"Барышни Жужи" состоялась в Будапеште 23 февраля 1915 года и была встречена
публикой довольно прохладно. Однако переименованная в "Мисс Весну", она вскоре
покорила сердца американцев.
Текст оперетты, прославляющей любовь, вышел из-под пера Лео Штейна и Белы
Йенбаха. Штейн считался почетным патриархом либреттистов, и работа с опытным
мастером такого крупного масштаба действовала на Имре умиротворяюще. Премьера
"Королевы чардаша" состоялась в самый разгар войны, но ни фронтовые окопы, ни
пушечная канонада не помешали оперетте проникнуть и в Россию, и в Америку.
Разумеется, ни композитор, ни авторы текста от этого не разбогатели: Россия уже
воевала с Австрией, да и Соединенные Штаты вскоре тоже вступили в войну.
Но Имре Кальману было не до войны. Исписывая один за другим нотные листы, он
забывал обо всем на свете, создавал яркие, зажигательные мелодии. Одна из
оперетт той поры - "Фея карнавала", - в сущности, является переработанным
вариантом "Барышни Жужи". Премьера состоялась 21 сентября 1917 года в "Иоганн
Штраус-театре". Угля не хватало, и холод в зрительном зале был чудовищный, но
это не помешало спектаклю пройти при аншлаге.
Последующие оперетты Имре Кальмана упрочили его славу как одного из лучших в
мире композиторов этого жанра. Огромный успех сопровождал постановку (1921) его
оперетты "Баядерка", в которой композитор часто использует ритмы новых для того
времени танцев - фокстрота и шимми. К числу наиболее известных оперетт Кальмана
также относятся поставленные в Вене "Марица" (1924), "Принцесса цирка" (1926) и
уже упоминавшаяся "Фиалка Монмартра" (1930) - его самое лирическое произведение.
Далее:
http://www.uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-yan-arlazorov.html
Дочь композитора Ивонн вспоминала: «Во время войны мы вынуждены были покинуть
Европу и переехать в США, в Лос-Анджелес, - отец работал для кинокомпании «Метро-Голдвин-Майер».
Но удары следовали один за другим: мы получили сообщение из Венгрии, что папины
брат и сестра погибли в концлагере от истощения. После этого с отцом случился
сердечный приступ. А в конце 1949 года его настиг инсульт. Несмотря на то, что у
него была очень хорошая сиделка, я находилась с ним рядом целыми днями. Мне было
тяжело, я чувствовала, что теряю его, но именно эти последние годы очень
сблизили нас...».
В декабре 1949 года Кальмана внезапно разбил паралич. Одна половина лица у него
была полностью парализована. Говорить он не мог и еле волочил ноги. Затем
наступило улучшение, но 30 октября 1953 года в Париже болезнь окончательно взяла
верх.
Русская любовь Имре Кальмана. Свою музу композитор встретил в гардеробе
Далее:
http://www.uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-yan-arlazorov.html