Дюбозе Хэйворд прожил нелегкую жизнь. Он родился в 1885
году на юге Штатов, в Чарлстоне. Работал разносчиком газет, продавцом в книжном
магазине, страховым агентом. Писал стихи, рассказы. Известность пришла в 1925
году. Его роман "Порги и Бесс" имел громкий успех. Хэйворд ярко и правдиво
изобразил жизнь негров-бедняков, обитателей грязных улочек и лачуг Кэтфиш-Роу.
Книга прозвучала как крик о добрых, хороших людях, обреченных на горести в
современном мире. Она взывала к сочувствию, пониманию, состраданию.
В основе "Порги и Бесс" - реальные впечатления, переработанные фантазией автора.
По дороге в страховое агентство Хэйворд ежедневно встречал нищего негра,
безногого калеку, который разъезжал в тележке, запряженной козой. Жители
Чарлстона знали несчастного под кличкой Козлиный Сэмми. Подробностей о его жизни
не знал никто. Странно, но этот человек внушал не только жалость, но и уважение.
Сэмми стал прототипом главного героя романа. Другие персонажи - плод фантазии
автора, но они столь же узнаваемы, глубоко задевают читателя, надолго оставаясь
в памяти.
Хороши пейзажи. Старый Чарлстон, корабельная верфь, заросли острова Киттиуор -
все это приобретает осязаемость благодаря тому, что зрительный образ существует
у Хэйворда рядом со звуковыми образами. Симфония моря, шум деревьев, крики птиц,
скрип весел, стук игральных костей, звуки колокола, вызывающие гамму
переживаний, придают стереофоничность картинам природы и быта. Автор старательно
передает манеру разговорной речи персонажей, подчеркивая ее певучесть. В романе
много музыки: негры поют в доме над умершим Роббинсом, поют по дороге на
кладбище во время похорон, поют во время урагана. Вечером кто-то перебирает
"струны гитары, монотонно, аккорд за аккордом", звучат
марши и колыбельные песни.
Такая книга рано или поздно должна была привлечь внимание композитора.
...Как-то ночью Джорджа мучила бессонница, и он решил немного почитать. Раскрыл
роман Хэйворда и с первых страниц ощутил удивительную силу его поэтических
образов. Читал, а в голове помимо воли возникали мелодии, аккордовые созвучия. О
сне не могло быть и речи. Композитор читал до четырех часов, а потом написал
Хэйворду о намерении сочинить оперу на этот сюжет. Хэйворд ответил, что идея ему
нравится и что он хотел бы встретиться и обсудить ее подробнее. Через неделю
Хэйворд и Гершвин гуляли по деревянному настилу морского пляжа в Нью-Джерси и
беседовали о "Порги и Бесс". Они прикидывали возможные варианты отдельных сцен и
все больше убеждались в том, что лучшего сюжета для оперы не сыскать. Однако
сразу приняться за работу не было возможности. Хэйворд со своей женой был занят
переработкой романа в театральную пьесу "Порги". Гершвина отвлекали постановки
его мюзиклов, работа над симфоническими произведениями. С "Порги и Бесс" решено
было немного повременить. Это происходило в 1926 году.
Много сил и энергии отнял подбор исполнительского состава. Контракты с Рубеном
Мамуляном и дирижером Александром Смоленсом - крупнейшим знатоком современной
музыки - были заключены еще до завершения оперы. С певцами оказалось труднее.
Еще в 1933 году, узнав о том, что Гершвин собирается писать оперу,
Метрополитен-опера предложила композитору заключить контракт. Конечно, Гершвин
мечтал увидеть "Порги и Бесс" на прославленной сцене, да и материальные условия
привлекали. Но одно обстоятельство исключало творческий союз с этим театром.
Гершвин с самого начала писал музыку в расчете на исполнение негритянских
певцов. А согласно неписанным американским законам негры на сцену
Метрополитен-опера не допускались. Поэтому Гершвин заключил контракт с
Гилд-театром. Затем начались прослушивания претендентов на главные партии.
Добрую сотню профессиональных оперных певцов прослушал композитор, но Порги и
Бесс среди них не было.
Негритянские певцы воспитывались на классической европейской музыке и потому не
могли петь в той специфически негритянской манере, которая была необходима
Гершвину. Получалась парадоксальная ситуация: когда композитор выходил на сцену
и своим заунывным голосом показывал, как должна звучать та или иная фраза, в его
исполнении персонажи оперы приобретали большую реальность, чем у негритянских
артистов.
В кропотливой работе прошло больше месяца. Наконец 30 ноября 1935 года в
Колониэл-театре в Бостоне состоялась премьера в следующем составе: Порги - Тод
Данкэн, Бесс - Анни Браун, Сирина - Раби Элзи, Спортинг-Лайф - Джон Бабблс,
Клара - Эбби Митчел, Роббинс - Генри Дэвис, Краун - Уорен Колеман.
Публика приняла новую оперу с еще большим энтузиазмом, чем прежние сочинения
Гершвина. Четверть часа бушевало море аплодисментов и восторженных возгласов,
Все, без исключения, бостонские критики восхищались драматическим и мелодическим
даром композитора, а Элинор Хьюгес назвала "Порги и Бесс" народной оперой.
Премьера в Нью-Йорке, состоявшаяся 10 октября в Альвин-театре, также прошла
празднично, но единодушия критиков не было. Опера понравилась только театральным
рецензентам, которые оказались гораздо проницательнее коллег-музыковедов.
Последние утверждали, что композитор вульгарным реализмом губит красоту,
оскверняя богиню своими грубыми прикосновениями; укоряли Гершвина за непонимание
законов оперной драматургии, в музыкальном языке усматривали эклектизм. Лишь
частности были удостоены похвалы.
И вот появилась "Порги и Бесс" - сочинение типично американское по сюжету,
образам, с оригинальной драматургией и свежим музыкальным языком (непохожее на
зарубежные образцы, которым, по мнению знатоков, надлежало следовать).
Естественно, это вызывало возмущение снобов.
Принять "Порги и Бесс" - значило не только оценить ее художественные
достоинства, но и признать право оперного жанра отражать обескураживающие
контрасты "позолоченного века" (М. Твен). Гершвин и здесь оказался
первопроходцем. Появлению романа Хэйворда предшествовали десятки произведений,
ставивших перед собой цель "исправить положение", "выпрямить согнувшихся". Один
из самых "проклятых вопросов" американской действительности - расовая
дискриминация - волновал американскую прогрессивную литературу, начиная с
"Хижины дяди Тома" Гарриет Бичер-Стоу и кончая стихами Лэнгстона Хьюза и
романами Уильяма Фолкнера.
В опере "Порги и Бесс" впервые в истории музыкального театра США негры показаны
с глубоким уважением и сочувствием. Композитор не затушевывает слабостей своих
героев. Однако он искренне верит в их духовные возможности, с симпатией
показывает стремление к счастью.
Как же сложилась сценическая судьба "Порги и Бесс" при жизни композитора? За
полтора года опера выдержала 124 постановки в Алвин-театре - цифра весьма
солидная для любой оперы классического репертуара, не говоря уже о сочинениях
американских композиторов. Однако директор театра выразил недовольство: опера
принесла убытки, так как для привлечения публики цены на билеты были снижены.
Вслед за Нью-Йорком опера была поставлена в Филадельфии, Питтсбурге, Чикаго,
Детройте. Последний раз Гершвин мог слышать ее 27 января 1936 года в Вашингтоне.
Несмотря на хороший прием, надежды братьев на материальный успех не оправдались:
они потеряли 10000 долларов, вложенных в постановку. Джордж не огорчался. Когда
и где опера приносила доход? - посмеивался он. Подлинное признание и понимание "Порги
и Бесс" началось после смерти композитора. В течение нескольких десятилетий
продолжается ее триумфальное шествие по материкам и континентам. Опера вышла за
пределы американской музыкальной культуры.
Porgy And Bess/Порги и Бесс [Trevor Nunn - 1993 -
DVD5]
Год
выпуска: 1993
Жанр: Мюзикл
Продолжительность: 184 мин.
Режиссер: Trevor Nunn
В ролях: Porgy: Willard White
Bess: Cynthia Haymon
Crown: Gregg Baker
Serena: Cynthia Clarey
Maria: Mariette Simpson
Sporting Life: Damon Evans
Clara: Paula Ingram (sung by Harolyn Blackwell)
Jake: Gordon Hawkins (sung by Bruce Hubbard)
Mingo: Barrington Coleman
Robbins: D. Alonzo Washington (sung by Johnny Worthy)
Доп. информация: 2 сентября 1936-го года
Джордж Гершвин (George Gershwin) завершил работу над "Порги и Бесс" (Porgy and
Bess), мюзиклом, ставшем визитной карточкой композитора, и принесшим ему
популярность по всему миру.
«Порги и Бесс» - подлинно американский шедевр, история, в которой переплелись
страсть и гордость, искренность и пафос, отраженные в музыкальном пространстве
джазовых и блюзовых гармоний.
Песня "Summertime" из этого мюзикла вошла в "золотой фонд" мировой музыки и
стала неким эталоном исполнительского мастерства.
|