Домой   История моды   Журналы   Открытки   Опера   Оперетта   Балет    Из моих архивов   Театральные истории

 

 

 Гостевая книга    Форум    Помощь сайту    Translate a Web Page

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20

 

список страниц

 


 

"От всей души". Валентина Михайловна Леонтьева.

 

.

...Передача "От всей души" - пожалуй самая человечная что-ли на всём советском телевидении, и как ведущая этой передачи, Валентина Михайловна Леонтьева - это попадание в десятку, плюс ещё соответствующая шикарная музыка, наверное полстраны плакало, когда смотрела эту программу...

 

В конце 1960х — начале 1970х  без Валентины Леонтьевой не обходилась ни одна рейтинговая передача.  Уже чуть  позже она становится «тетей Валей» для тех, кому сейчас  за 40, потому, что вела наиболее популярные детские передачи «Будильник», «В гостях у сказки», «Спокойной ночи, малыши!». Но самой главной ее передачей  была программа «От всей души». Все помнят как вся семья собиралась у экранов телевизоров. Особенно запоминалась интонация ведущей, её проникновенный голос. В зале всегда было много фронтовиков и Валентина Леонтьева со всеми могла найти общий язык. Ветераны вспоминали фронтовую юность. Встречались  прямо на передаче с однополчанами после многих лет разлуки. Слезы наворачивались на глаза у всего Советского Союза, вся страна прикована к экранам, тогда еще в большинстве, черно-белых телевизоров. Всем казалось, что теперь мир уже навечно.

 

 

 

Леонтьева Валентина "В гостях у сказки". Рабочие материалы

 

 

 

Валентина Михайловна Леонтьева  (1 августа 1923, Ленинград — 20 мая 2007, поселок Новоселки Ульяновской области), российская телеведущая, диктор (с 1954), диктор-консультант (с 1989) телевидения, народная артистка СССР (1982).

Окончила оперно-драматическую студию им. К. С. Станиславского при МХАТ, затем работала в Тамбовском драматическом театре. В 1954 была принята помощником режиссера на Центральном телевидении, но вскоре была приглашена в качестве диктора. С 1960-х гг. в течение многих лет вела популярные телепередачи: «В гостях у сказки», «Спокойной ночи, малыши!», «От всей души», «Голубой огонек». С 1989 являлась консультантом телеведущих.  В 1975 была удостоена Государственной премии, в 2000 — премии ТЭФИ «За личнй вклад в развитие отечественного телевидения».

Леонтьевы - коренные питерцы. Их дом до сих пор цел на углу Большого проспекта и ул. Зверинской. Жили они на шестом этаже. Сестры - Валя и Люся - часто, лежа на подоконнике, с "птичьей высоты" обозревали двор-колодец под их окнами. Во время войны их эвакуировали в одну из деревень Ульяновской области. По прошествии многих лет сестры снова вместе, в родном совхозе, который некогда спас их от голодной смерти, дал путевку в жизнь, научил любить русскую землю.

Счастливая юность сестер Леонтьевых рухнула 22 июня 1941 года. Отца, умершего с голоду, девочки на санках отвезли и свалили в трупные траншеи у знаменитого Народного дома. Всю старинную мебель в доме перепилили на дрова. Молодой муж Люси погиб в первые дни войны. Умер ее ребенок - первенец, а самих сестер, еле живых, вывезли уже по "Дороге жизни".

Они попали в сельский производственный кооператив им. Крупской. Все решилось в поезде, где сестер опекала домработница поэта Николая Тихонова Маруся. Родом она была из Мелекесского района Ульяновской области, куда привезла с собой и девушек. Даже в 1942-м, зная уже об ужасах в блокадном Ленинграде, жители села все же сбегались посмотреть на "ленинградских скелетиков", поплакать над их судьбиной.

Во время войны Люся выучилась на экономиста. Она так и проработала в СПК им. Н.К.Крупской в этой должности 30 лет. И за этот труд была удостоена ордена Трудового Красного Знамени... Валя доучивалась в школе совхоза. Была самой талантливой школьной артисткой в местном драмкружке. Неудивительно, что после Победы Валя уехала в Москву поступать в театральное училище, но не прошла по конкурсу и стала учиться в химико-технологическом институте. Правда, через год ее все же приняли в школу-студию при Малом художественном академическом театре, по окончании которой она с блеском играла на сцене Тамбовского драмтеатра.


Уже в зрелом возрасте Валентина признавалась сестре, что она - звезда советского телевидения - очень завидует Люсе - совхозному экономисту. Та - выпускница Ленинградского гидрографического института - дважды выходила замуж, схоронила обоих мужей и была счастлива среди детей, внуков, восьми правнуков... Но, с другой стороны, Валентине Михайловне тоже грех жаловаться: ее любили все дети Советского Союза!

- Мне вообще в жизни очень повезло, что сорок с лишним лет назад я вытащила беспроигрышный лотерейный билетик, на котором было написано "телевидение", - рассказывает "тетя Валя" сегодня, когда позади 82 года жизни.

Но даже в зените своей славы она сохранила русскую открытость, добросердечие, непосредственность, непритязательность, человечность. Ее любимыми книгами всегда оставались "Вини-Пух и все, все, все" и "Маленький принц", она и сейчас обожает смотреть мультики. Но она также могла быть и предельно жесткой:

- Когда какая-нибудь из моих учениц не настроена работать и хнычет по поводу того, что у нее заболела кошка, я ей: "Да пошла ты к чертовой матери со своей кошкой! У меня мама умерла - я работала. Сын умирал - тоже работала!" Еще не похоронив маму, я поехала в Комсомольск-на-Амуре делать передачу. Вышла на сцену и, пока мне хлопали, сказала мысленно: "Мама! Эту передачу я посвящаю тебе!" И - отключилась - пела, хохотала. Уж как я тогда выступала, сама не знаю. Наверное, все получилось потому, что я все маме посвятила - самому главному для меня человеку на свете. Я каждый день мысленно разговариваю с ней, желаю спокойной ночи. И прошу ее, чтобы приснилась. А она не снится. Значит, ей там спокойно.
 

Успех, слава, обожание - все это выпало на долю девочки из мелекесского совхоза сполна. Она действительно стала профессионалом ТВ-дела, лучшей, почти ТВ-классиком. Но это только одна сторона жизни и работы этой обаятельной женщины. Есть и другая...

Семейная жизнь у Валентины Михайловны, в отличие от Люси, - не сложилась. Однажды в пылу откровения Валя сказала сестре:

- Как я завидую тебе! А вот у меня нет и, скорее всего, не будет счастья стать бабушкой...

Валентина Михайловна недолго была счастлива своим "театральным" браком. Зато второй муж - Юрий Виноградов, бывший посол СССР в Индии, сотрудник дипмиссии СССР в Нью-Йорке, - был символом женского счастья... 27 лет они прожили вместе. После того В.М.Леонтьева писала: "Первый мой муж Юрий Ришар был режиссером радио: прожив с ним четыре года, разошлись... Со вторым мужем довелось пожить и в Америке. После чего обеих сестер поразила грязная газетная "утка" о том, что "тетя Валя" - … агент ЦРУ! Так "шутили" ее коллеги-завистники. В своем дарственном экземпляре книги "Объяснение в любви", вспоминает Валентина, написала сестре: "Как мне без тебя плохо! И как легко и радостно, когда ты рядом!"

Жизнь "взаправду" и "для всех" переплелись в судьбе Валентины Леонтьевой. И если Люся была счастлива бабьим счастьем в далеком приволжском совхозе, то Валентина блистала на телеэкранах. "Будильник", "Голубой огонек", "В гостях у сказки", "В мире животных" - все эти зашкаливавшие рейтинги передачи были настоящим творческим успехом у Леонтьевой.



Увы, все это осталось в прошлом. Пенсия у "тети Вали" - едва за 3000 рублей. Ни машины, ни дачи - не нажито поистине "каторжным" трудом. Осталась лишь скромная квартира в Москве. Но живет популярная телеведущая на съемной квартире в поселке Новоселки.

Она и в быту неприхотлива: после блокадного Ленинграда навсегда любимейшее блюдо - макароны. Напиток - от совхоза им. Н.К.Крупской - молоко! Еда в жизни В.М.Леонтьевой - на... 25 месте в жизни. И это лауреат Госпремии СССР, "агент ЦРУ"?
Чего только она не помнит, не знает, не умеет! Прошла через все. В том числе - зависть, невзгоды, предательство. Но слава шла впереди нее. Было время, когда "всенародных любимцев-героев" закрывали. Кого как... Пропала с телеэкрана и "тетя Валя"... Пошли слухи. Она приехала в родной совхоз. Увидев "свою Валю", люди аплодировали часами, а в зале яблоку было негде упасть…

- Говорю им: "Вы не перепутали? Моя фамилия не Пугачева!" А они пуще хлопают: убедились, что я не сижу в Лефортове. Что не выбросилась из окна 9-го этажа... Теперь я понимаю, что я все-таки сильная, иначе скукожилась бы давно. Даже дома иногда бывало, что мне хотелось броситься под первую встречную машину. Но только я входила в здание телецентра, как все забывалось: садилась к камере и становилась счастливой! Муж тогда правильно мне говорил: "Если бы я знал, что женюсь не на тебе, а на телевидении, я бы никогда этого не сделал".

 

Леонид АЛЕШЕЧКИН

 

 

"От всей души" Ведущая Валентина Леонтьева 1974 год

 

 (Передача "От всей души", совхоз "Любань", Белоруссия, 1974)

 

 

 

Другие биографии

 

Когда знаменитой телевизионной ведущей Валентине Леонтьевой исполнилось 65 лет, все ее передачи закрыли. Ради того, чтобы остаться на экране, она сделала пластическую операцию, из-за которой едва не умерла. Но не помогло. Ее списали… Последним утешением был единственный сын. Но он, по словам родственников, обобрал мать до нитки и даже не приехал на похороны.

 

Жизнь легендарной телеведущей похожа на «американские горки» – то взлеты, то падения. Она сделала головокружительную карьеру на советском телевидении, но падать с этой вершины потом ей было очень больно… А попала в «ящик» звезда программ «Спокойной ночи, малыши!», «От всей души» и «В гостях у сказки» случайно. Она вообще могла погибнуть школьницей в Ленинградскую блокаду.

– От голодного психоза умер наш отец, мать била нас, чтобы мы не лежали в голодном обмороке, – вспоминала родная сестра телеведущей Людмила. – Валя работала в санитарном отряде, подбирала трупы умерших, помогала истощенным. Однажды она накормила пленного немца, пожертвовав ему тарелку супа. В то время за такой поступок можно было загреметь на 10 лет, если бы кто-то донес… В 1942 году мы по последнему льду Ладоги уехали в эвакуацию. Осели в Ульяновской области, стали привыкать к крестьянскому труду. Валя была очень сильной, легко справлялась с быками, колола дрова…

Но как только закончилась война, Валентина уехала в Москву, чтобы стать артисткой. Но не успела – набор в театральные вузы закончился. Сначала ей пришлось поучиться в химико-технологическом институте, потом она работала в поликлинике. Но не утерпела и снова стала штурмовать творческие вузы. Поступила в оперно-драматическую студию при МХАТе, по распределению поехала работать в тамбовский театр, где выскочила замуж за режиссера Юрия Ришара, с которым прожила четыре года. Правда, до этого, когда она училась в Москве, у нее был шанс уехать за границу навсегда!

Однажды в ее дверь постучал мужчина, который приехал «свататься» вместе с матерью. На ломаном русском он объяснил ей ситуацию – оказалось, это тот самый пленный немец, которого она накормила в блокаду! Десять лет он добивался разрешения приехать в СССР, чудом разыскал ту самую школьницу, которая уже превратилась в девушку… История романтическая, но Валентина ему отказала. Она всегда знала, что ее ждет необычная судьба, и не ошиблась.

– В «Останкино» Валентина Михайловна участвовала в конкурсе на дикторов, но не прошла, – вспоминает актер Юрий Григорьев. – Зато ей позволили таскать наушники за режиссером. Однажды диктор заболела, и Леонтьева ее заменила. Так началась ее карьера!

Юморист Аркадий Райкин чуть не бросил семью ради телеведущей, его безответная любовь длилась десять лет! Но она от Райкина приняла только дружбу… В итоге свое сердце завидная невеста подарила дипломату Юрию Виноградову, который провез ее по всем заграницам. Они провели вместе больше 20 лет. Правда, муж выпивал и изменял Леонтьевой, но она все же его любила. И в 37 лет, словно опомнившись, все-таки родила ребенка – сына Митю. Правда, бросить ради него карьеру не смогла. Первые два года Митя жил у бабушки, потом родители забрали мальчика с собой в Америку. Когда Леонтьева вместе с сыном вернулась в СССР, она снова была на волне успеха. На встречи с детьми, которые просто рвали ее на части, она брала Митю. В конце концов он заявил ей: «Ты не моя мама! Ты ихняя мама!» Так заложилась глубокая трещина в отношениях между сыном и матерью…

 

 

От всей души (Комсомольск-на-Амуре, 1982).

 

Программа Центрального телевидения СССР "От всей души" (1982г.), посвященная 50-летию Комсомольска-на-Амуре. Ведущая - народная артистка СССР Валентина Леонтьева

 

 

 

За короткий срок Леонтьева стала звездой первой величины. Поклонники забрасывали ее письмами, а среди ее ухажеров были известные люди. Булат Окуджава в юности писал Валентине стихи, но она дала ему от ворот поворот. Они встретились снова только через 40 лет, в известной телеведущей Окуджава с трудом узнал свою первую любовь! Он снова сказал ей, что готов ради нее на все, но через месяц известного поэта-песенника не стало. Известный космонавт Борис Егоров, по которому сходила с ума вся страна и из-за которого соперничали две красавицы-актрисы Наталья Фатеева и Наталья Кустинская, буквально преследовал Леонтьеву несколько лет.

 

В 1982 году Валентине Леонтьевой присвоили звание народной артистки России. Отпраздновать это событие она решила вместе с родными и поехала к маме и сестре в Ульяновскую область. Мать, узнав о награде, сильно разволновалась и сказала дочери: «Вот теперь я могу спокойно умереть!» Через несколько дней мама телезвезды действительно умерла. Уезжая, Валентина Михайловна обронила: «Мой дом теперь – телевидение». Она и подумать не могла, что с приходом коммерческого формата ее в телецентре просто «спишут». Однако именно так и произошло. Все ее программы, не соответствующие нормам нового телевидения, закрыли. А самой телеведущей предложили тихо-мирно уйти на пенсию. К удивлению начальников, «старушка» оказала сопротивление. Она заявила руководству: «Я сейчас повешу на грудь табличку с надписью «В моей смерти винить начальника» и лягу под трамвай на ВДНХ!» Все знали ее решимость, она действительно могла это сделать.

Леонтьева говорила родным, что собирается отравиться из-за потери любимой работы. При этом она все надеялась на возвращение и боролась. Снова и снова ходила по кабинетам, даже записала видеообращение для Ельцина… На телевидении ее пожалели. Для начала оставили «за кадром» – сделали помощником режиссера. Потом Леонтьева занималась сурдопереводом… Думая, что причиной увольнения стала ее внешность, телеведущая пошла на пластическую операцию.

Найти врачей ей помогла Наина Ельцина, которой Леонтьева пожаловалась на морщины. По специальной технологии телеведущей сжигали верхние слои кожи вместе с морщинами. Все лицо было сожжено, на него была наложена гипсовая маска с дырочкой у рта, через которую ее кормили бульоном и давали ей покурить. После операции Леонтьева была очень слаба, все-таки возраст давал о себе знать. Но она все переносила мужественно, думая о том моменте, когда снова зайдет в «Останкино» и все ахнут…

– Когда Валентина Михайловна появилась в коридорах «Останкино», это был настоящий фурор! – вспоминает Юрий Григорьев. – Она помолодела ну просто на 20 лет! Все ее спрашивали, что произошло, что она с собой сделала. Шептались об операции… Но Леонтьева друзьям приказала молчать об этом. Она создала легенду, будто из-за болезни долго лежала в постели и потому так посвежела. Никто, конечно, не верил… Но самое обидное – новых предложений с телевидения не последовало!

Омоложение не вернуло ведущую в «кадр». Руководство каналов просто не знало, как ее «вписать» в новый формат телевидения, и после 1997 года Леонтьева окончательно ушла на покой. К тому времени ее супруг уже умер, а выросший сын Митя не радовал. У него не складывалась карьера. Леонтьева пристроила Митю в студию моды Вячеслава Зайцева. Но когда перед выходом на подиум объявили: «А сейчас выйдет сын тети Вали!», он распсиховался и в студию больше не вернулся… Позже Дмитрий пытался организовать бизнес. Он регулярно «подчищал» сбережения матери, уговорил ее разменять их четырехкомнатную квартиру, потом попросил передать документы на ее однокомнатную… А в 2004 году Леонтьеву доставили в больницу с черепно-мозговой травмой. Ходили упорные слухи, будто это дело рук ее сына. Как бы то ни было, с тех пор как телеведущая уехала из Москвы, он звонил ей, только когда нуждался в деньгах, и на похороны не приехал.

 Последние годы телеведущая провела в Ульяновской области, у сестры. Отсюда она уезжала девчонкой покорять Москву. И сюда же вернулась 80-летней старухой, которую родное телевидение забыло даже поздравить с днем рождения.

– Встанет утром, сядет у окна и смотрит в одну точку, – вспоминала сестра телеведущей. – На все вопросы отвечала: «Мне ничего не надо!» Жить ей не хотелось. Она переживала, что все ее забыли.

 

 

Валентина Леонтьева. Объяснение в любви

 

 

 

 

«ОТ ВСЕЙ ДУШИ»,  ИЛИ НЕИЗВЕСТНЫЙ НАРОД

 

   Это было в начале 70-х годов прошлого века, когда я, студентка факультета журналистики, пришла на практику в Главную редакцию программ для молодежи Центрального телевидения или в «Молодежку», как ее сокращенно называли. Выражение «театр начинается с вешалки» полностью применимо к Молодежной редакции: она тоже начиналась с вешалки прямо за дверью. Там висели разномастные плащи, куртки, пальтишки, а под ними довольно-таки стоптанные башмаки и туфельки. Интересно, что тогда мы не обращали внимание на то, кто как одет. Особенно верхнюю одежду как-то не замечали. Так называемых «стиляг» у нас не было, просто потому что существовала другая форма самовыражения – создание передач. Новое платье, часто сшитое своими руками, как правило, замечалось и одобрялось, но, в основном, у женщин, мужская одежда совершенно не имела значения.

Тот, кто был побогаче, конечно, мог вырядиться, но на это, представьте себе, тоже не очень обращали внимания. Это легко объясняется невысокими зарплатами, тотальным дефицитом и, соответственно, равными возможностями, но как бы то ни было, факт остается фактом: здесь человека встречали не по одежке, а, получается, сразу по уму и таланту. И проникали в самую суть довольно быстро, интуитивно. Такая уж тут была атмосфера. Модная в те годы песня о любви со словами: «на 12-м этаже не погасло одно окно…» - у меня прочно ассоциировалась с нашим редакционным окном. Обычно оно светилось допоздна, а что касается любви, то у нас все были друг в друга влюблены. И дополнительно все сотрудницы были влюблены в поочередно сменяющих друг друга главных редакторов: Иванова, Сагалаева, Широкова, Пономарева. Я пришла в эпоху Валерия Александровича Иванова. Когда меня привели к нему в кабинет, он встал, вышел из-за стола и, пожимая мне руку, с подкупающей искренностью сказал: «Вы нам очень нужны, мы верим в Вас и надеемся на Вас». Такой сердечности я в жизни ни у кого больше не встречала, да и редко кто из начальников так приветствует практиканта. И поэтому нет ничего удивительного в том, что именно в недрах «Молодежки» родилась передача «От всей души».

К сожалению, я не принимала участия в ее создании, все получилось наоборот – это передача «От всей души» приняла участие в создании меня как журналиста. И все мои последующие передачи, особенно деревенский цикл «Здравствуйте», непосредственно были порождены ею. Думаю, так было не только со мной. Передача «От всей души» оказала мощное влияние на развитие телевидения в целом. Кстати, закат эпохи «От всей души» тоже произошел на моих глазах; пришло время, когда чувства с такой щедростью изливавшиеся с экрана, показались  старомодными, а тон передачи излишне сентиментальным. Кстати, новые, более соответствующие духу времени передачи «12 этаж» и «Взгляд» тоже появились в недрах «Молодежки»; их было много новых и талантливых передач. Но как сказать? Место «От всей души» так и осталось незанятым, и сейчас, как никогда, чувствуется эта пустота. Что же было в ней такого особенного? Давайте вспоминать

 

Столы Марьяны Краснянской, автора сценария «От всей души», и редактора Ларисы Муравиной стояли напротив, поэтому обмен мыслями и чувствами у них происходил мгновенно. Без преувеличения можно сказать, что это было творчество в самом высоком смысле этого слова. Ведь материалом для создания передачи была жизнь простых людей из провинции, а лучшего материала для художника и представить себе невозможно. Напомню, что сама запись передачи проходила обычно в домах культуры или в других помещениях, где существовала сцена и зрительный зал. Главные герои, их было несколько, обычно сидели в зрительном зале, совершенно не подозревая, что им предстоит стать виновниками торжества. Знали об этом только создатели передачи и Валентина Леонтьева, ведущая. Героями передачи могли стать: рабочие и крестьяне, врачи и учителя, военнослужащие, люди всех профессий и категорий. Одним словом – народ. Хотя простые труженики, особенно сельские, преобладали и запоминались не только простотой и непосредственностью, но и чувством собственного достоинства. А появилась эта народная передача «От всей души» в то самое время, которое принято считать глухим и застойным, когда запись в анкете «из рабочих и крестьян» считалась самой предпочтительной для продвижения по службе, и она, безусловно, выполняла какую-то идеологическую задачу, вроде, «воспевание и утверждение прекрасного образа советского человека, строителя коммунизма». У нас принято с большим презрением к таким идеологическим задачам относиться, но альтернативы пока нет. Впрочем, и тогда отношение к лозунгам у большинства населения было гамлетовским: «слова, слова, слова…» У каждого времени свои слоганы, они уходят, стираются из памяти, но некоторые из них так и хочется почистить, как старое серебро,

например, выражение «в жизни всегда есть место подвигу». Уж кто только не оттачивал на нем свое остроумие! Мол, везде у нас напряг: то битва за урожай, то подвиги вместо того, чтобы просто жить. Это справедливо лишь отчасти, ведь, если вдуматься – в жизни, действительно, часто совершаются подвиги, которые не предаются гласности и о которых знает очень узкий круг людей. Просто эти подвиги совершают простые и неизвестные люди, спасая других, жертвуя собой, берут на себя самое тяжкое бремя, врастают в землю там, откуда многие бегут, короче, люди, на которых земля держится. Порой великие подвиги совершаются в быту, в семье матерями и женами. И то обстоятельство, что об этом не знают даже соседи, ни в коей степени не умаляет значения подвига. Именно о таких неизвестных героях рассказывала программа «О всей души». Конечно, это требовало очень большого труда, сбора информации, командировок, огромной подготовительной работы. Ведь в передаче не просто рассказывали о герое, а создавали сложное экранное зрелище с сюрпризами, неожиданностями, веселыми провокациями. Впрочем, того, как создавалась эта передача, я касаться не буду, об этом рассказано в книге М.Краснянской «На голубом экране памяти». Все профессиональные секреты «От всей души» известны и давно разошлись по другим передачам. На телевидении и сейчас работают большие профессионалы, мастера экранных зрелищ. Другое дело, что мастерство это порой растрачивается впустую – на обслуживание «звезд», а между обслуживанием и творчеством  все-таки существует разница. Тогда, в эпоху «От всей души», я впервые услышала термин «художественная публицистика». Показанная на экране жизнь неизвестного героя и он сам, действительно, принимали всю силу и значение художественного образа, сохраняя при этом свою документальность. Да, это было настоящее произведение искусства, и чувства вызывало соответствующее: удивления, радости и даже гордости за принадлежность к этому народу.. Смотрели эту передачу просто потому, что человеку всегда интересно знать, как справляется с невероятно трудной ситуацией, находит выход и побеждает точно такой же человек, как ты. Наверняка,

у нее был очень высокий рейтинг, хотя тогда не существовало такой точной электронной системы подсчета голосов, как сегодня, да и самого слова «рейтинг» еще не было, оно появилось как раз тогда, когда начали избавляться от всех народных передач. Теперь все знают, что такое рейтинг. Это когда все подростки страны одновременно нажимают кнопку того канала, где показывают что-нибудь порнографическое. Из-за него существуют и процветают передачи, смотреть которые опасно детям, старикам , больным и противно всем нормальным людям, не имеющим преступных или порочных наклонностей. Но, судя по рейтингу, именно таких людей у нас большинство, и ничего тут не поделаешь. В этом смысле рейтинг – гипноз, который, приводя человека в транс, внушает ему, что черное – это белое. В результате отсутствия рейтинга – это официальная версия – и пропал народ с экрана, ушел в подполье, стал неизвестным. Только представим себе картину: огромная заснеженная страна, леса, степные просторы, редкие огоньки в заброшенных деревнях, маленькие поселки и города, утопающие в сугробах. Во всех этих скромных домиках и квартирках горит голубой экран, на нем кто-то корчится, смеется, кувыркается и похабничает, а вокруг -  пустота, людей-то нет, вымерли. Нам скажут: ну, при чем тут система подсчета голосов? Меняется зритель, уходят поколения, и сейчас живут совсем  другие люди: у них так же мало общего с «неизвестными героями», как у современных греков с древними. Да, сейчас таких людей уже не увидим, во всяком случае, на экране. Такое впечатление, что они исчезли, канули в прошлое, ушли, как все герои былых времен, оставив после себя сказки и легенды. Их красота и величие души восхищали до слез, и многие зрители плакали от восторга. Потом эти слезы были поставлены в вину передаче, ее стали называть «плачьте вместе с нами» и смеялись над этими слезами, как над чем-то постыдным. А сейчас, вот, ведь парадокс: сейчас эти самые слезы выколачивают изо всех сил. Только плакать приглашают от жалости к робкому, приниженному и забитому существу, потерявшему и себя и всех своих родных. Согласитесь, что между теми и этими слезами очень большая разница.

            Сегодня простой народ на экране тоже присутствует, но, в основном, в криминальной хронике, там, где речь идет об «униженных и оскорбленных».

Это совсем другие люди: они не работают, мерзнут и голодают, не платят за квартиру, пьют и дерутся сковородками – одним словом, пропадают, Да и те, кто трудится, живут немногим лучше. Любой младенец, глядя в телевизор, понимает, что работать на снегоуборочной машине, на тракторе или на стройке опасно для жизни и что надо – пробиваться туда, где ничего не придется делать руками. А лучше всего стать звездой, чтобы все узнавали и завидовали. Этот процесс «озвездовления» и «обледенения» всего телевидения начался на моей памяти в 90-х годах, когда жизнь простых людей и они сами стали никому не нужны. Пропали они с экрана вроде бы в результате простого рассуждения: «ну, кому интересно знать про какую-то Марью Петровну, когда есть Пугачева, Басков,

Галкин и еще десятки звезд?» А на самом деле все обстояло еще проще. Сами посудите, ну, зачем человеку, купившему эфир, показывать Матрену Ивановну из села Горемыкина, когда у него есть свои люди, близкие и любимые, которым тоже хочется на экране выступать? Зато теперь мы знаем о «звездах» все и по многу раз. Вообще, «звезды» плодятся со страшной скоростью, как мухи, роятся и толкутся на светских вечеринках, пытаясь затмить друг друга нарядами и сплетнями. Побеждают, наверное, те, у кого больше денег. Если, глядя на тусующуюся «звезду», попытаться дать ей определение, то получится, примерно, следующее: это довольно симпатичное существо с большим ртом и с  блестящим извивающимся тельцем. Другие органы менее заметны. Мысли и чувства существу заменяет одно единственное ощущение – оно убеждено в своей неотразимости и в том, что его любит «народ», но что оно подразумевает под народом, абсолютно неизвестно. Да откуда ему знать? Народ и вправду стал неизвестным. Хотя справедливости ради, стоит заметить, что абсолютно трезвые и принаряженные представители народа изредка все же попадают и в развлекательные передачи, не только в криминальную хронику. Их учат писать слова и находить партнеров по сексу, их исповеди охотно слушают, особенно, когда речь идет о беспределе и когда они ругают друг друга. Правда, у зрителей существует стойкое подозрение, что эти народные представители на самом деле – фальшивка, подставные утки и, как массовка в кино, получают деньги за участие в передаче. Утверждать это с уверенностью я не берусь, но какая-то доля правды в этом есть, может быть, даже большая, процентов пятьдесят, как говорят, фифти-фифти. Как бы то ни было, а народ на экране, и подставной, и всамделишный, представлен, мягко говоря, агрессивным недоумком. Все знают, что ему надо помогать, спасать, лечить и так далее, но показывать лишний раз, особенно на ночь – да, вы что! Даже в сериалах, где все есть – народа тоже нет. Одни менты с бандитами и бизнесмены с охранниками, менеджерами и проститутками. Но критиковать телевидение бесполезно, тебе вполне резонно могут возразить, что современное телевидение носит коммерческо-развлекательный характер, это тебе не идеологический рупор, как в советское время. Это все, конечно, так, но уж больно много лукавства в таких словах. Когда столько миллионов людей смотрят одно и то же – это все равно и рупор, и  пропаганда, хочешь ты этого или не хочешь. К чему скрывать очевидное? Телевидение и сейчас используется, как рупор и пропаганда и как средство воспитания, только раньше мы знали кем, а сейчас не знаем. Эти хозяева эфира тоже неизвестны, да и живут неизвестно где, во всяком случае, возникает ощущение, что, наверное, не у нас.

 

Татьяна ГОБЗЕВА Член Союза журналистов http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=10777

 

источники - http://retro-obzor.ru/127-skachat-ot-vsej-dushi-1974-tvrip.html  http://www.sobesednik.ru/   http://tv-80.ru/informacionnye/ot-vsey-dushi/

 

 

Валентина Леонтьева. Жизнь после славы.