Редактор "Кинопанорамы" К.Б. Маринина вспоминает, что "постепенно, от передачи к передаче, становилось ясно, что контакт с аудиторией в огромной степени зависит от личности человека в кадре. В сознании зрела мысль о программе, где один ведущий объединил бы разные кинорубрики". В августе 1962 года началась работа над выпуском новой программы, в задачу которой входило не только представлять зрителям новые кинопроизведения разных видов и жанров, но и рассказывать о наиболее ярких страницах прошлого кинематографа, готовить репортажи со съемочных площадок, информировать о новостях кинематографической жизни, о кинофестивалях, представлять дебюты молодых кинематографистов, привлекать внимание зрителей к талантливой киномузыке, к операторскому искусству.
При этом передача должна была объединить в себе научную основательность и информативность новостей, быть познавательной и развлекательной. Разрабатывали программу редакторы М. Сперанская, Н. Карцева, К. Маринина и главный редактор киноредакции Центральной студии телевидения С.А. Кузнецов. Личность ведущего "Кинопанорамы" во многом определяла ее стиль и популярность, так как форма тележурнала, состоящего из отдельных страничек-рубрик, не всегда связанных тематически, требовала авторского комментария. Создатели программы стали убеждать Зиновия Гердта в том, что ведущим должен быть именно он и обязательно в кадре.
21 октября 1962 года в эфир вышел первый выпуск "Кинопанорамы". Началась передача после вступительного слова ведущего с представления нового фильма "Молодо-зелено", которое включало в себя показ фрагментов фильма и интервью с постановщиком картины К. Воиновым и актером Ю. Никулиным. Далее З.Гердт перешел к рубрике "На съемочных площадках страны", где показывались съемки фильма "Мой младший брат" по произведению В. Аксенова, и другого фильма "Коллеги". Отдельная рубрика была посвящена творчеству тех людей, которые находятся "за кадром" - был показан сюжет "Пластический грим". Серьезное внимание уделяли и неигровому кино. В первом выпуске зрители познакомились с новым документальным фильмом А. Калашина "Мексика, которую мы любим". Стремясь привлечь внимание зрителей к творчеству начинающих кинематографистов, в выпуске была представлена курсовая работа студента ВГИКа Э. Климова "Жиних". Затем шел сюжет "Кинодокументы эпохи" - были показаны рабочие моменты съемок фильмов "Броненосец "Потемкин", "10 дней", "Чапаев". Затем прозвучали песни в исполнении М. Кристалинской. В рубрике "На экранах в ноябре" речь шла о премьерах фильмов в кинотеатрах страны. В заключение, в "Зарубежной хронике" сообщалось, где снимаются известные зарубежные актеры (Б. Бордо, А. Делон) и над чем работают выдающиеся режиссеры (Л. Висконти, Ф. Феллини).
Ведущий "Кинопанорамы" Зиновий Гердт |
Небольшой рассказ был посвящен М. Монро, погибшей летом 1962 года. Примерно такими же были остальные выпуски передачи. Ведущий "Кинопанорамы" Зиновий Гердт, работая в театре и в кино, не мог регулярно принимать участие в передаче. Время от времени ему приходилось выезжать из Москвы на гастроли и съемки. В 1963 году он провел всего три выпуска. Поскольку "Кинопанорама" не записывалась, приглашали других ведущих: О.Табакова, И. Саввину, Т. Лаврову. Но частая смена ведущих не могла не повлиять на интерес зрителей к только что созданной передаче. Еще более отрицательную роль сыграло то, что некоторые выпуски проходили вообще без ведущего. С конца 1964 года "Кинопанорама" перестает выходить в эфир. В сентябре 1965 года в связи с проведением 1 съезда Союза кинематографистов СССР "Кинопанорама" вернулась на экран, но уже в 1966 году из нее ушел З.Гердт. Структура выпусков была примерно следующая. "Кинопанорама" начиналась с представления нового фильма ("Крепостная актриса" 1963г., "Я шагаю по Москве" 1964г., "Берегись автомобиля" 1966г.). Затем шел репортаж "Со съемочной площадки страны" ("Война и мир" 1963г., "Живые и мертвые" 1963г.). Отдельные выпуски "Кинопанорамы" велись из городов Советского Союза - Киева (1962г.), Таллина (1963г.).
Рубрика о закадровых профессиях называлась "Читая титры фильма". Наибольший интерес у зрителей вызывали сами актеры - их представляли в рубрике "Творческий портрет" (Н.Черкасов, Н. Мордюкова, О. Борисов). Немало страничек было посвящено "Документальному кино" ("Секрет мимозы", "Ленин. Последние страницы"). Особое место занимала рубрика "Зарубежная хроника", которая знакомила с творчеством зарубежных актеров и режиссеров. "Архивная страничка" показывала кадры хроники. Были также рубрики "Творчество молодых", "Музыка в кино", "Детское кино". Нередко "Кинопанорама" заканчивалась демонстрацией нового мультипликационного фильма. Существовали специальные тематические выпуски "Кинопанорамы" - за период 1962-1966 годов их было пять (например, "Женщина и кинематограф"). Таким образом, существовало два типа "Кинопанорамы": сборная и тематическая. Для первого периода существования "Кинопанорамы" была характерна еще не сложившаяся структура (от 4 до 9 рубрик), постоянная смена ведущих, нерегулярность выхода в эфир, появление с 1965 года тематических выпусков и колебание продолжительности передачи от 40 до 100 минут.
Всесоюзное признание (1966 - 1978)
Второй этап развития "Кинопанорамы" охватывает период с 1966 по 1978 годы, то есть более 12 лет. Он наиболее стабильный, устойчивый и благоприятный. Создатели программы пытались уделять больше внимания процессу развития кинематографа в целом. И в 1966 году в "Кинопанораму" пришел Алексей Каплер, ставший ее постоянным ведущим на 6 лет. А.Я. Каплер - кинодраматург и автор многих сценариев, отлично владел кинематографическим материалом, был живым классиком советского кино. Все выпуски "Кинопанорамы" он вел от первого лица. К.Б. Маринина вспоминает: "Этот тогда уже не молодой человек, рассказывая о событиях кинематографической жизни, вовсе не думал о том, как бы получше выглядеть на экране. Он не улыбался зрителям, не пытался их расположить к себе. В середине какого-то рассказа он мог вдруг сказать: "Ах ты, господи, забыл название! Оно было у меня где-то записано, но не могу найти запись. Ну ладно, потом найду и скажу, а вы пока посмотрите фрагмент фильма".
И вот - покорил всех! Секрет его обаяния заключался в предельной естественности существования перед камерой, а зрительское доверие к нему основывалось на том, что он очень хорошо знал все, что касалось киноискусства. Была в нем еще, конечно, тайна- тайна личности, тайна таланта. Она-то и приковывала к себе зрителей. Он мог позволить себе говорить вещи совершенно неожиданные. Был случай, когда, представляя фильм, А.Я. Каплер вдруг сказал: "Да, чтобы не забыть - когда едете за город, берите с собой хлеб или крупу, чтобы покормить птиц". И никто не удивлялся, что это говорится в "Кинопанораме". Иногда он рассказывал анекдот или происшествие, которое случилось с ним недавно. Он разговаривал со зрителями так, как разговаривают в узком дружеском кругу, где можно и отвлечься от темы, делясь мыслью, которая пришла в голову именно сейчас". А.Я. Каплер видел успех "Кинопанорамы" в прямой трансляции в эфир, в том, что она создавалась на глазах у зрителей. Также Каплеру не нравилось, что из записей по цензурным соображениям вырезали самые интересные места.
"Кинопанорама" начала выходить в записи лишь с 1970 года, когда ведущему стало сложно справляться с возникающими в эфире накладками. Запись немного расширила возможности эмоционального и эстетического воздействия на зрителя (мог вводиться иллюстрированный материал). Но теперь больше хорошего материала вырезалось. В 1972 году А.Я. Каплер уходит из "Кинопанорамы", объясняя это тем, что у него не остается времени на литературную работу. Но была и другая причина - готовить "Кинопанораму" было очень сложно. Ведущий же подключался к созданию только на последнем этапе и многое переделывал. Возникал конфликт с создателями. А после ухода К. Марининой возникали и организационные проблемы. После 1972 года следовали попытки найти ведущего (В.И. Коршунов, Ю.В. Яковлев, О.Н.Ефремов), но прежнего успеха "Кинопанорама" уже не имела. А.Я.. Каплер сохранил традиционные рубрики: "Новый фильм", "Творческие портреты", "Творчество молодых", "Читая титры фильма", "Документальное кино", "Зарубежная хроника". При Каплере появилась рубрика "Наш архив", демонстрировавшая кадры кинохроники и фрагменты первых художественных фильмов.
А.Я. Каплер считал, что "познакомить телезрителей с шедеврами мирового киноискусства, рассказать о духовных ценностях, что лежат недвижимо в хранилищах киноархивов…" просто необходимо. Рубрика "Наш архив" и "Ответы на письма", предложенные Каплером, с его уходом исчезли. Обе они вернулись на очень короткий срок во время ведения "Кинопанорамы" Г.А. Капраловым. За этот период был всего один тематический выпуск "Кинопанорамы", посвященный 60-летию ВЛКСМ в 1978г. Особенностями данного этапа являлись: все еще не четкая структура передачи, относительное постоянство ведущих, регулярность выхода в эфир (1 раз в месяц), установленная продолжительность передачи в 90 минут, практическое отсутствие тематических выпусков, с 1975 года "Кинопанорама" стала выходить в цветном изображении.
Поиски новых подходов (1979 - 1989)
Ведущий "Кинопанорамы" Алексей Яковлевич Каплер |
Третий этап развития "Кинопанорамы" охватывает около 10 лет, с 1979 по 1989 годы. Он характеризуется дальнейшим развитием и совершенствованием художественно-выразительных и технических возможностей телевизионного вещания. Этот этап - второй взлет "Кинопанорамы" в связи с приходом на место ведущего Эльдара Рязанова - кинорежиссера, постановщика фильмов, интересного собеседника. Он обладал талантом общения, профессиональными знаниями, широким кругозором, личным обаянием. В первом же выпуске он отказался читать текст от чужого лица, "взбунтовался, отложил текст в сторону и начал говорить обо всем не только своими словами, но и своими мыслями". Рязанов, понимая, что он не в состоянии вести все выпуски, предложил ввести в передачу второго постоянного ведущего, с которым он мог бы чередоваться.
На эту роль пригласили драматурга Д.К. Орлова. Но "Кинопанораму" Рязанова ждали с большим нетерпением и интересом. Отдельные выпуски вели и другие ведущие - Н.Н. Губенко, С.А. Герасимов. Но как сказал Рязанов, передача уже не соответствовала духу времени, и из нее постепенно уходят оба ведущие. "Кинопанорама" в эпоху перестройки становилась комплиментарной, показывала зрителям только удачи и открытия, упуская провалы и срывы. Она, порой, не оправдывала надежд зрителей и оказывалась поверхностной. Передача приобрела тон серьезного разговора после памятного выпуска Ю. Нагибина и А. Плахова. Пик популярности "Кинопанорама" уже миновала, получались лишь отдельные удачные выпуски. После ухода Рязанова началась опять частая смена ведущих. Рубрики остались неизменными. Много передач посвящалось Всесоюзным и Международным фестивалям. Готовилось много тематических выпусков (про мультипликационное кино, фильмы для детей, военную тему в кино). Характерными чертами третьего периода являлись: четкая сложившаяся структура, постоянная смена ведущих, большое количество тематических выпусков в первой половине периода.
Заключительный этап (1989 - 1995)
Четвертый этап (1989 - 1995) непосредственно связан с последними годами перестройки и с именем В.И. Мережко, пришедшем в "Кинопанораму" в феврале 1989 года. Именно благодаря ему передача продержалась еще 6 лет. Он прекрасно разбирался в кинематографе, был обаятельным и элегантным. Хотя некоторые передачи вели и другие ведущие. Сохранились все основные рубрики, к прежним фестивальным выпускам добавились выпуски о Нике, Созвездии, Кинотавре. В это же время у "Кинопанорамы" появились конкуренты на телевидении. Время требовало перемен, а "Кинопанорама" существенно не менялась. Результаты поиска новых форм были не очень впечатляющими. На время появлялись рубрики "Самый скандальный фильм", "Экспресс-информация". Уделялось много внимания молодым кинематографистам. Но такую информацию зритель мог получить и из других программ, и в 1990-е годы "Кинопанорама" перестала упоминаться в рейтинге телевизионных передач.
А в декабре 1995 года
возникла новая сетка вещания
ОРТ-канала: исчезли передачи
"Пойми меня",
"Кинопанорама", "Гол" и др.
Характерными чертами
последнего этапа были:
эклектичность передач
(отсутствие четкой
структуры, некоторые выпуски
делались наподобие "слоеного
пирога"), один постоянный
ведущий, сокращение эфирного
времени до 45 минут,
нерегулярность выхода в
эфир. "Кинопанорама"
существовала 33 года,
сменилось более 40 ведущих,
индивидуальность каждого во
многом определяла лицо
"Кинопанорамы". Знакомство с
закадровыми профессиями, со
съемочными процессами, с
самими актерами во многом
определяло интерес зрителей
к передаче. В течение
длительного времени
"Кинопанорама" была одной из
самых популярных и
необходимых передач для
зрителей. Она давала важную
информацию о кинематографе,
помогая понять происходившие
изменения, формировала
художественный вкус
зрителей.