Стояние Зои. Эта история, потрясшая весь православный мир,
случилась в простой советской семье в городе Куйбышеве (ныне Самара) в 1956
году. Работница трубного завода, некая Зоя Карнаухова, решила с друзьями
встретить Новый год и пригласила их к себе домой на вечеринку. Шёл
Рождественский пост, и верующая мать просила Зою не устраивать вечеринки, но та
настояла на своем. Вечером мать ушла в церковь помолиться.
Гости собрались, а Зоин жених Николай еще не пришел. Играла музыка, молодежь
танцевала; только у Зои не было пары. Обиженная на жениха, она взяла из красного
угла икону святителя Николая Чудотворца и сказала: "Нет моего Николая - потанцую
со святым Николой". На совет подруги не делать такого кощунства она дерзко
ответила: "Если Бог есть, пусть Он меня накажет!" С этими словами она пошла
танцевать по кругу. На третьем кругу в комнате поднялся невообразимый шум,
вихрь, засверкал ослепительный свет. Веселье обратилось в ужас. Все в страхе
выбежали из комнаты. Одна Зоя осталась стоять с иконой святителя, прижав ее к
груди, - окаменевшая и холодная, как мрамор.
Никакие усилия прибывших врачей не могли привести ее в себя. Иглы при уколе
ломались и гнулись, как будто встречая каменное препятствие. Хотели взять
девушку в больницу для наблюдения, но не могли сдвинуть ее с места: её ноги как
бы срослись с полом. При отсутствии внешних признаков жизни Зоя была жива:
медицинское обследование подтвердило, что сердцебиение у девушки не
прекратилось, несмотря на окаменение тканей. С этого времени она не могла ни
пить, ни есть.
Весть о чуде быстро разнеслась по городу. Первые дни дом был окружен множеством
народа: приходили и приезжали издалека верующие, медики, духовные лица, просто
любопытные. Но скоро по распоряжению властей помещение было закрыто для
посетителей: подходы к дому перекрыли, и его стал охранять наряд дежурных
милиционеров. А приезжим и любопытным отвечали, что никакого чуда здесь нет и не
происходило.
О всем случившемся известили патриарха и просили его помолиться о помиловании
Зои. Патриарх ответил: "Кто наказал, Тот и помилует".
По просьбе матери были приглашены священники, чтобы взять из окаменевших рук Зои
икону святителя Николая. Но и они даже после чтения молитв не могли этого
сделать.
В праздник Рождества Христова приехал о. Серафим Тяпочкин (тогда еще о. Димитрий),
отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. После этого он взял икону из
рук Зои и сказал: "Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть на Пасху)!
Если же оно не последует, недалек конец мира". Посетил Зою и митрополит
Крутицкий и Коломенский Николай, который также отслужил молебен и сказал, что
нового знамения надо ждать в Великий день (то есть на Пасху), повторив слова
благочестивого иеромонаха.
Перед праздником Благовещения (в тот год оно было в субботу 3-й недели Великого
поста) приходил благообразный старец и просил допустить его к Зое. Но дежурные
милиционеры отказали ему. Он приходил и на другой день, но и опять, от других
дежурных, получил отказ. В третий раз, в самый день Благовещения, охрана его не
задержала. Дежурные слышали, как старичок ласково говорил Зое: "Ну что, устала
стоять?" Прошло какое-то время, старец все не выходил. Когда заглянули в
комнату, его там не обнаружили. Все свидетели происшедшего убеждены, что являлся
сам святитель Николай.
Зоя простояла 4 месяца (128 дней), до самой Пасхи, которая в том году была 23
апреля (6 мая по новому стилю). В ночь на Светлое Христово Воскресение она стала
оживать, в мускулах появилась мягкость, жизненность. Телом Зоя ожила, но
рассудок её уже не был прежним. В первые дни она всё кричала: "Молитесь!
Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!" С научной и
медицинской точки зрения трудно представить,
Отец Серафим (Тяпочкин)
как организм молодой девушки мог
продержаться 128 дней без еды и воды. Столичные учёные, приезжавшие в ту пору в
Самару ради такого сверхъестественного случая, так и не смогли определить
«диагноз», который поначалу приняли за некий вид столбняка. Ее уложили в
постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во
грехах, о земле, горящей в беззакониях.
- Как ты жила? - спрашивали ее. - Кто тебя кормил?
- Голуби, голуби меня кормили, - был ответ, в котором ясно возвещается
помилование и прощение от Господа.
Молитвами святителя Николая Господь помиловал её, принял ее покаяние и простил
ее грехи.
Все случившееся настолько поразило живущих в городе Куйбышеве и его
окрестностях, что множество людей, видя чудеса, слыша крики и просьбы молиться
за людей, гибнущих во грехах, обратились к вере. Спешили в церковь с покаянием.
Некрещеные крестились, не носившие креста стали его носить. Обращение было так
велико, что в церквах недоставало крестов для просящих. Со страхом и слезами
молился народ о прощении грехов, повторяя слова Зои: "Страшно. Земля горит, в
грехах погибаем. Молитесь! Люди в беззакониях гибнут".
На третий день Пасхи Зоя отошла ко Господу, пройдя тяжелый путь - 128 дней
стояния пред лицем Господним во искупление своего прегрешения.
...Дом, где всё случилось, стоит до сих пор и стал местом паломничества для
любопытствующих со всей страны. Говорят, что в скором времени дом должны снести,
а на его месте Самарская епархия возведёт небольшую часовню.
Советская печать не смогла умолчать об этом происшествии: отвечая на письма в
редакцию, некий ученый подтвердил, что, действительно, событие с Зоей не
выдумка, однако представляет собой случай столбняка, еще не известный науке. Но,
во-первых, при столбняке не бывает такой каменной жесткости и врачи всегда могут
сделать укол больному; во-вторых, при столбняке можно переносить больного с
места на место и он лежит, а ведь Зоя стояла, и стояла столько, сколько не по
силам простоять даже и здоровому человеку, и притом ее не могли сдвинуть с
места; и, в-третьих, столбняк сам по себе не обращает человека к Богу и не дает
откровений свыше, а при Зое не только тысячи человек обратились к вере в Бога,
но и веру свою явили делами: крестились и стали жить по-христиански. Ясно, что
не столбняк был тому причиной, а действие Самого Бога, Который чудесами
утверждает веру, дабы избавить людей от грехов и от наказания за грехи.
Когда спустя годы архимандриту Серафиму (Тяпочкину) задавали вопросы о его
встрече с Зоей, он всегда уклонялся от ответа. Вспоминает протоиерей Анатолий
Литвинко, клирик Самарской епархии. "Я спросил отца Серафима: "Батюшка, это вы
взяли икону из рук Зои?" Он смиренно опустил голову. И по его молчанию я понял:
он". Батюшка скрывал это по своему смирению. Да и власти могли вновь начать на
него гонения из-за большого притока паломников, желавших приложиться к
чудотворной иконе святителя Николая, которая всегда была в храме, где служил
отец Серафим. Со временем власти потребовали убрать икону, скрыть от народа, и
она была перенесена в алтарь.
Совсем недавно отыскался человек, поведавший о самарском чуде нечто новое. Им
оказался уважаемый в Самаре настоятель Софийской церкви священник Виталий
Калашников: "Анна Павловна Калашникова - тетка моей матери - в 1956 году
работала в Куйбышеве врачом "скорой помощи". В тот день утром она приехала к нам
домой и сообщила: "Вы тут спите, а город уже давно на ногах!" И рассказала об
окаменевшей девушке. А еще она призналась (хотя и давала подписку), что сейчас
была в том доме по вызову. Видела застывшую Зою. Видела икону святителя Николая
у нее в руках. Пыталась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ломались, и
потому сделать укол не удалось. Все были потрясены ее рассказом. Анна Павловна
Калашникова проработала на "скорой" врачом потом еще много лет. Умерла в 1996
году. Я успел пособоровать ее незадолго до смерти. Сейчас еще живы многие из
тех, кому она в тот самый первый день нового года рассказала о случившемся"".
Вот что в 1989 году рассказал игумен Герман, насельник Оптиной пустыни (в 50-е
годы он прислуживал в кафедральном соборе Куйбышева): "Чего не видел, о том
говорить не буду, а что знаю, то скажу. Улицу оцепили, взяли подписку о
неразглашении. Настоятелю собора позвонил уполномоченный и попросил объявить с
амвона в ближайшее воскресенье, что никакого чуда нет. Отец настоятель ответил:
"Разрешите я поеду посмотрю и расскажу людям то, что видел". Уполномоченный
задумался на минуту и пообещал вскоре перезвонить. Повторный звонок раздался
через час и о. настоятелю сказали, что ничего объявлять не надо. Поскольку в
народе было много разговоров, даже местные советские газеты не смогли обойти
молчанием это чудо и попытались выставить его как "обман попов". Вскоре после
этого случая о. Серафиму дали три года". Ему запретили рассказывать о взятии
иконы у Зои и после отбытия срока направили служить в отдаленное село
Днепропетровской епархии, а затем перевели в село Михайловское.
По мотивам данной истории в 2009 году был снят художественный фильм, режиссёра
Александра Прошкина «Чудо». Участие в фильме приняли такие актёры, как
Константин Хабенский, Сергей Маковецкий и Полина Кутепова.
А вот ещё любопытный материал:
Эта история произошла тогда, когда в нее в принципе никто не мог поверить,
так как вера в Бога и в чудеса всячески отрицалась и порицалась общественностью
в целом и отдельно взятыми людьми в частности. И тем не менее она произошла. Это
история об... окаменении человека. И не просто об окаменении, а исключительно в
религиозном ключе.
Стояние Зои Карнауховой
Это, якобы, случилось в Самаре, 31 декабря 1955 года в доме 84 по улице Чкалова.
В доме жила обычная женщина Клавдия Болонкина, и её сын Николай в новогоднюю
ночь решил пригласить друзей. Сама Клавдия Петровна, работавшая продавцом в
ларьке «Пиво — Воды», была человеком набожным, шумного веселья в рождественский
пост не одобряла, поэтому ушла к подруге. Среди приглашённых была девушка
Николая, Зоя Карнаухова. Незадолго до события он начал с ней встречаться.
Когда все подруги были с парнями, Зоя всё сидела одна, Коля задерживался. Когда
начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником
танцевать!» И направилась к углу, где стояли иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это
грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону,
прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол.
Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук — она
будто приклеилась намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала. Но в
области сердца был слышен едва уловимый стук.
О событии быстро узнал весь город, милиция боялась подходить к обездвиженной
Зое, врачи ничем не могли помочь, когда они пытались сделать укол, иглы ломались
и не проходили в кожу. В составе медицинской бригады, которая приехала на вызов,
была Анна Павловна Калашникова.
— Утром того дня мама приехала домой и тут же нас всех перебудила, — рассказала
«Русскому репортеру» ее ныне здравствующая дочь Нина Михайловна, прихожанка
храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, расположенного неподалеку. — «Вот
вы все спите, — говорит, — а город уже на ушах весь! На улице Чкалова девушка
окаменела! Прямо с иконой в руках стоит — и ни с места, сама видела». И далее
мать рассказала, как пыталась сделать ей укол, но только все иголки поломала.
— Сегодня воспоминания Калашниковой, по сути, являются единственным живым
свидетельством того, что в доме № 84 действительно произошло что-то
неординарное, — считает руководитель информационного агентства «Благовест» Антон
Жоголев. Именно ему архиепископ Самарский и Сызранский Сергий поручил
исследовать феномен «стояния Зои», результатом чего явилась одноименная книжка,
уже разошедшаяся тиражом 25 тыс. экземпляров. — В предисловии к этой книге я
написал, что мы не ставим себе целью убедить читателя, что это чудо
действительно произошло. Лично я считаю, что если и не было никакой Каменной
Зои, то это само по себе еще большее чудо. Потому что в 1956 году слух об
окаменевшей девушке всполошил весь город — многие обратились к церкви, и вот это
уже, как говорится, медицинский факт.
Приходили священники и тоже ничем не могли помочь, но потом появился иеромонах
Серафим. Возможно, речь идет о тогдашнем настоятеле Петропавловской церкви
города Куйбышева Серафиме Полозе, который вскоре после описанных событий был
осужден по статье за мужеложство — довольно распространенная в те времена
расправа с неугодными священнослужителями. Он смог вытащить икону из рук Зои и
позже сказал, что её стояние закончится в день Пасхи. Так оно и произошло, Зоя
простояла 128 дней.
По другой версии, согласно народному преданию, заканчиваются Зоины мучения после
явления ей самого Николая Чудотворца. Незадолго до Пасхи к дому подошел
благообразный старец и попросил дежурных милиционеров пустить его в дом. Ему
сказали: «Отойди, дедушка». На другой день старец снова приходит и снова
получает отказ. На третий день, в праздник Благовещения, «промыслом Божиим»
стража пропустила старца к Зое. И слышали милиционеры, как он ласково спросил
девицу: «Ну что, устала стоять?»
Сколько он там пробыл, неизвестно, а только когда хватились его искать, то найти
не смогли. Позже, когда Зоя ожила, то на вопрос, что стало с таинственным
посетителем, она указала на икону: «В передний угол ушел». Вскоре после этого
явления, накануне Пасхи, в мускулах Зои Карнауховой стала появляться жизнь, и
она смогла сойти с места.
Есть и третья версия окончания зоиного "стояния": ее еще задолго до праздника
увезли в психиатрическую больницу вместе с половыми досками, к которым она
приросла, причем когда рубили пол, то из дерева брызнула кровь. «Как же ты жила?
Кто тебя кормил?» — спрашивали Зою, когда она пришла в себя. «Голуби! — был
ответ. — Голуби меня кормили!»
Свидетельство отца Романа
Настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской
области, отец Роман Державин утверждает:
"«Стояние Зои» — факт, который имел место на самом деле. Мне эту историю
рассказывал мой отец. Чудо случилось более 50 лет назад, в январе 1956 года.
Работница трубного завода Зоя Карнаухова отмечала с друзьями новогодние
праздники. Её верующая мать запрещала дочери веселиться во время рождественского
поста".
В остальном история, рассказанная настоятелем, повторяет первую версию.
Правда или вымысел?
Данные, приведённые в газетах "Московский комсомолец" и "Комсомольская правда",
свидетельствуют о том, что, возможно, история Зои является вымыслом некоей
Клавдии Болонкиной. Первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС в 1952-1959 гг.
Михаил Ефремов рассказывает о событии следующее: "Какая-то старушка шла и
сказала: вот в этом доме танцевала молодёжь — и одна охальница начала танцевать
с иконой и окаменела, одеревенела… И пошло, начал собираться народ… Тут же
выставили милицейский пост. Где милиция, туда и глаза. Выставили конную милицию,
а народ, раз так, — все туда. Хотели послать туда попов для ликвидации этого
позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило снять все посты,
охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев там не было, живёт там
старуха".
Дом № 84, тем не менее, действительно принадлежал Клавдии Болонкиной, а имён Зои
Карнауховой и Серафима Тяпочкина в архивах найдено не было. По рассказам
очевидцев, танцы с иконой действительно имели место, и проходившая монахиня
бросила: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!», а Клавдия начала
распускать слух, что так и произошло.
Имя же Зое Карнауховой дала женщина, поверившая в легенду настолько фанатично,
что отождествляла себя с окаменевшей девушкой. Постепенно знакомые стали
называть её «каменной Зоей», и имя стало частью легенды.
Так же есть мнение, что источником истории послужил фельетон «Дикий случай»,
опубликованный в городской газете «Волжская коммуна» 24 января 1956 года «по
решению 13?й Куйбышевской областной партконференции, созванной в срочном порядке
в связи с религиозными волнениями в городе».
Тем не менее, это событие, которое до сих пор одни считают великим чудом, другие
— обширным приступом массового психоза, а третьи - вообще городской легендой, до
сих пор будоражит умы людей.
О дальнейшей судьбе Зои Карнауховой рассказывают по-разному. Одни считают, что
спустя три дня она умерла, другие уверены, что сгинула в психушке, а третьи
свято верят в то, что Зоя долгое время жила в монастыре и тайно похоронена в
Троице-Сергиевой лавре.
Эту городскую легенду знают - все. Верят ли - вслух не признаются, но "на всякий
случай" - верят многие.
Информация с сайта "Русская Православная Церковь. Храм
Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах":