Чернышев
А.Ф. Шарманщик.
Шарманка старая крутилась, катилось жизни колесо.
Я пил вино за вашу милость и за минувшее за все.
За то, что в прошлом не случилось на бранном поле помереть,
А что разбилось - то разбилось, зачем осколками звенеть?
Шарманщик был в пальто потертом, он где-то в музыке витал.
Моим ладоням, к вам простертым, значенья он не придавал.
Я вас любил, но клялся прошлым, а он шарманку обнимал,
Моим словам, земным и пошлым, с тоской рассеянной внимал.
Текла та песня как дорога, последних лет не торопя.
Все звуки были в ней от бога - ни жалкой нотки от себя.
Но падали слова убого, живую музыку губя:
Там было лишь одно от бога, все остальное - от себя.
Булат Шалвович Окуджава,1979
Сейчас вряд ли кто-нибудь помнит шарманку а когда-то она была
очень распространена. Во двор входил старик с пестро расписанным
ящиком на плече, часто - с сидящей на нем обезьянкой. Это был
шарманщик. Он снимал с плеча свою ношу, начинал размеренно
вращать рукоятку шарманки и с шипением и всхлипываниями
раздавались звуки вальсов и полек, часто нестройные и фальшивые.
Существует легенда о том, что уже в VI веке до н.э. Конфуций
семь дней беспрерывно наслаждался звучанием мелодий на «ребрах
тигра» (металлических пластинах, издающих звуки различной
высоты), считается, что этот механизм изобрел в 1769 году
швейцарский механик Антуан Фавр.
Henry William Bunbury. 1785
В Западной Европе этот механический музыкальный инструмент
появился в конце XVII века. Поначалу это был «птичий органчик»
для обучения певчих птиц, а затем его взяли «на вооружение»
бродячие музыканты.
Emil Orlik. 1901
Так появился музыкальный инструмент для тех, кто не умеет
играть. Крутишь ручку — раздается музыка. Чаще всего звучал
тогдашний шлягер «Прелестная Катарина» (по-французски «Сharmant
Katarina») От названия песенки и произошло название инструмента
— шарманка.
Одним из первых мастеров, занимавшихся изготовлением шарманок,
был итальянец Джованни Барбери (отсюда происходит французское
наименование этого инструмента — orgue do Barbarie, буквально
«органчик из страны варваров», искаженное orgue do Barbcri).
Немецкое и английское наименования этого инструмента также
включают в себя корневую морфему "орган". Да и в русском языке
"органчик" часто выступает в качестве синонима "шарманки": «В
комнате находились еще мальчик-шарманщик, с маленьким ручным
органчиком...» (Достоевский. Преступление и наказание).
В Россию шарманка пришла в начале XIX века, и знакомство россиян
с новым инструментом началось именно с французской песенки «Шарман
Катрин». Песенка сразу всем очень понравилась, а к инструменту
прочно пристало название «катеринка», украинское "катерника",
белорусское "кацерынка", польское "katarynka, или «лее
шарманка».
Есть ещё предположение, что первичным было название не шарманка,
а ширманка.
«…И произошло от ширм, из-за которых Пульчинелла, почти
всегдашний спутник шарманщика, звонким своим голосом призывает
зевак и любопытных появившиеся у нас оргАны были неразлучны с
кукольною комедиею» (очерк «Петербургские шарманщики» из
«Физиологии Петербурга» Д. В. Григорович).
В.Г. Перов.
Шарманщик.
Голландцы утверждают, что первая шарманка появилась на их
родине. И было это лет 500 назад. Однако из вещественных
доказательств у них есть только чертеж конца XV века — столь
ветхий, что на нем трудно что-либо разобрать. Из тех образцов,
что дошли до нас, самый древний был сделан во Франции в начале
XVII века.
R. Zink.The
Farandole. 1850
Зачастую нам кажется, что шарманка — это просто большая
музыкальная шкатулка и мелодия рождается в ней с помощью валика
со штырьками и железной пластинки с «хвостиками». Валик
крутится, расположенные в нужном порядке штырьки задевают за
«хвостики» — вот вам и «На сопках Маньчжурии». Однако не все так
просто. Да, существуют шарманки с таким механизмом и даже с
механизмом ксилофона, когда штырьки валика задевают музыкальные
молоточки, ударяющие по металлическим клавишам, но это уже
производные.
Настоящая шарманка — почти орган, и ее устройство намного
сложнее, чем мы думаем. Чтобы шарманка заиграла, нужно сначала
повернуть ее ручку — ворот. Эта ручка приводит в движение сразу
два механизма: штырек, закачивающий воздух в мехи внизу
инструмента, и музыкальный валик с нанесенными углублениями —
шпильками. Валик, вращаясь, приводит в движение рычаги, которые,
цепляясь за шпильки, двигаются вверх-вниз в заданном порядке. В
свою очередь, рычаги приводят в движение трости, которые
открывают и закрывают воздушные клапаны. А клапаны контролируют
подачу воздуха в трубы, аналогичные органным, благодаря которым
и звучит мелодия.
Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6−8 мелодий, записанных
на валике. Такие «кулачковые устройства» были известны еще со
времен античности: маленькие выступы-«кулачки» крепятся на
вращающихся цилиндрах или дисках, попеременно включая звучание
той или иной ноты. На одном валике записывалась только одна
мелодия, но валик было нетрудно заменить.
В 20-м веке вместо валиков стали использовать перфорированные
бумажные ленты, на которых каждому звуку соответствует
определенное отверстие. Нередко шарманка снабжается
приспособлением, которое специально звук прерывистым и дрожащим,
чтобы лучше удавалось «выжать слезу» у слушателей. Но еще бывали
язычковые шарманки — сейчас они попадаются в качестве детских
игрушек. Со временем колки шарманки стирались, звук становился
невнятным и навязчивым – отсюда «Ну, опять свою шарманку
завел!..»
Репертуар шарманок составляли наиболее популярные песни старого
времени, к примеру: «Матушка-голубушка», «Вдоль по Питерской».
Но шлягером начала прошлого века была песня «Маруся отравилась».
Песня вышла в 1911 году на пластинке Нины Дулькевич, с
авторством Якова Пригожего, пианиста и аранжировщика московского
ресторана "Яр".
Песня сохраняла популярность на протяжении десятилетий. Есть
запись цирковой клоунады 1919 года "Шарманка", где звучит
песенка "Маруся отравилась" в исполнении знаменитого
клоуна-акробата Виталия Лазаренко.
Мне прыгать что-то надоело
И, граждане, признаюсь вам,
Я за другое взялся дело:
Хожу с шарманкой по дворам.
Шарманки звуки-то тоскливы,
А то бравурны иногда.
Вам всем знакомые мотивы
Она играет хоть куда!
Кукольники для своих представлений объединялись с шарманщиками,
и с утра до вечера ходили с места на место, повторяя помногу раз
приключения Петрушки. Шарманщик выступал и в роли «понукалки» —
представлял зрителям Петрушку, спорил с ним, подсказывал,
предупреждал или пытался отговорить от дурных поступков, играл
на шарманке или других музыкальных инструментах.
100—200 лет назад шарманщики ходили по дворам и играли
популярные романсы, вальсы или любимые в народе массами песни
вроде «Разлуки» Жители окрестных домов слушали уличную музыку и
бросали шарманщику из окон мелкие монетки. Иногда у шарманщика
на плече сидела обезьянка, которая участвовала в выступлении, —
она строила рожицы, кувыркалась на земле и даже танцевала под
музыку.
Peter
Jackson
Или же компаньоном был большой попугай или дрессированная белая
мышь, которые за копеечку вынимали из коробки свернутые в
трубочку билетики «со счастьем» – на бумажке было написано, что
ожидает человека в будущем. Часто вместе с шарманщиком ходил
совсем маленький мальчик и тоненьким голоском пел жалобные песни
(о судьбе уличных музыкантов лучше всего почитать роман Гектора
Мало «Без семьи»).
Из повести И. Т. Кокорева «Саввушка» мы узнаем о тех музыкальных
пьесах, которые входили в репертуар шарманщиков: «Тройка
удалая», «Ты не поверишь», (Соловей», «Барыня», «полька»,
«валец». Здесь по упомянута еще одна чрезвычайно популярная
мелодия — ее исполняла знаменитая шарманка Ноздрева в «Мертвых
душах». Как сказано у Гоголя, «Шарманка играла не без
приятности, но в средине ее, кажется, что-то случилось, ибо
мазурка оканчивалась песнею: „Мальбрук в поход поехал", а „Мальбрук
в поход поехал" неожиданно завершался каким-то давно знакомым
вальсом». Ноздрев пытается всучить шарманку Чичикову вместе с
мертвыми душами, утверждая при этом, что она сделана «из
красного дерева».
Позднее в репертуар шарманщиков вошли и другие мелодии:
чувствительные романсы «Под вечер осени ненастной» и «Отворите
окно, отворите» [ мемуары И. А. Белоусова «Ушедшая Москва»]. А
шарманка, с которой выступали герои купринского «Белого пуделя»,
играла «унылый немецкий вальс» композитора И. Ф. Ланнера и галоп
из оперы «Путешествие в Китай».
"Шарманка" не раз упоминается в произведениях Ф. М.
Достоевского. Герой повести «Бедные люди» Макар Девушкин
встречает шарманщика на Гороховой улице в Петербурге, причем
артист не только играет па шарманке, но и демонстрирует публике
танцующих кукол: «Прошел один господин и бросил шарманщику
какую-то маленькую монетку; монетка упала прямо в тот ящик с
огородочкой, в котором представлен француз, танцующий с дамами».
Шарманщики были очень популярны во Франции, Германии, России и
Италии. Подробное описание петербуржского шарманщика можно
прочесть у Дмитрия Григоровича: "Разодранный картуз, из-под
которого в беспорядке вырываются длинные, как смоль, черные
волосы, осеняя худощавое загоревшее лицо, куртка без цвета и
пуговиц, гарусный шарф, небрежно обмотанный вокруг смуглой шеи,
холстинные брюки, изувеченные сапоги и, наконец, огромный орган,
согнувший фигуру эту в три погибели, все это составляет
принадлежность злополучнейшего из петербургских ремесленников –
шарманщика".