Домой    Кино    Музыка    Журналы    Открытки    Страницы истории разведки   Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...

 

   Форум    Помощь сайту     Гостевая книга

 

 

 Остров воспоминаний    О где же Вы, сладкие сны   И звезда с звездою говорит     Глаза прикрою...   Зеркальные туманы двух столетий

   

Там некогда гулял и я    Александринка   Очарованная странница    Алиса    Не приходи сюда, нас нет, Орфей    БДТ и Ко - Просвещение ума  

 

Фиеста! Фиеста! Фиеста!   История лошади    Душой исполненный полет    Заключение  

 

Из истории нашего театра и доброхотского движения   

 


 

АЛЕКСАНДРИНКА

 

Александринка- так любовно и по-домашнему называли свой театр все ленинградцы, и старые, и молодые. Александринка отличалась от других драматических театров города. И своим расположением, и своей строгой ампирной архитектурой, величественным фасадом, дворцовым фойе, огромной, кажущейся необъятной сценой, пятиярусным залом – во всем этом присутствовало такое великолепие, торжественность и гармония, что посещение театра всегда воспринималось, как особый праздник. Театр отличался и своим внутренним духом, своей традицией русской старой театральной школы.
Мы все горячо любили этот театр. Александринка- это особый театральный мир, театр Ленсовета, и даже БДТ были более демократичными, по сравнению с роскошной имперностью и величием Александринки. В театр Ленсовета я могла придти в рядовом костюме и туфлях, наскоро переодетых в гардеробе, перед самым спектаклем. Почти то же самое было и в БДТ. В этих двух театрах играла, в основном, молодежь, лет на шесть-десять старше нас, а стало быть, мы все были почти ровесниками. В Александринке витал совершенно иной дух. Здесь за 40 лет до моего рождения царила Мария Гавриловна Савина и начинала свой путь Вера Комиссаржевская.
В мое время труппу театра составляли Великие старцы в лице: Николая Симонова, Николая Черкасова, Константина Скоробогатова, Константина Адашевского, Александра Борисова, Василия Меркурьева, Юрия Толубеева, Бруно Фрейндлих. В труппе была и талантливая молодежь. Я очень любила актера Юрия Родионова. Он играл во многих спектаклях, в «Маленьких трагедиях», роль Герцога, Лопахина в «Вишневом саде», Адуева в «Обыкновенной истории». Но главной ролью его жизни и судьбы стала роль А.С. Пушкина в прекрасном, лиричном и грустном спектакле «Болдинская осень». Сколько бы раз на него не ходила всегда меня не покидало ощущение, что передо мной не актер, а живой Александр Сергеевич, томящейся из за холеры, в Болдино и на балах в Петербурге… Всегда после этого спектакля оставалась какая-то упоительная грусть, от которой было светло и легко на сердце. Лучше, чем Юрий Родионов никто не смог воплотить ни на экране, ни в театре образ Пушкина. Ну, и конечно, талантливый, добродушный Игорь Горбачев, долгие годы он был

"Жизнь" Сент-Экзюпери Игорь Горбачев.

 художественным руководителем театра, Николай Мартон, Игорь Дмитриев Аркадий Волгин, Рудольф Кульд, молодой Юлиан Панич, вскоре покинувший СССР, красавец Вадим Медведев, позже игравший в БДТ, Михаил Долгинин…
Хорошо помнится женский состав труппы, где любимыми актрисами у меня были прекрасная Валентина Панина, остроумная и едкая Лидия Штыкан, милая и обаятельная Тамара Алешина, Анна Лисянкская, Ольга Лебзак, Нина Мамаева, Галина Карелина, Людмила Чурсина, Нина Ургант…
Поход в этот театр был всегда особым событием. Его невозможно было посетить в обычном костюме, прибежав впопыхах с работы или учебы. Для посещения Александринки специально раз в год мне в ателье заказывали платье или костюм, из самой дорогой ткани, которую можно было «достать». Прежде, чем выбрать фасон, я пересматривала десяток журналов, советовалась со «своей портнихой» и, наконец, когда платье было готово, к нему подбирались туфли, сумка, перчатки, шарфик и только тогда можно было отправляться в Александринку. После спектакля одежда вешалась в шкаф до следующего посещения театра. Немыслимо было надеть парадную одежду просто так, идя куда-нибудь. Это был своеобразный ритуал, существовавший не один десяток лет и не только у меня.
Всем знакомо выражение: «Театр начинается с вешалки». Александринка для нас начиналась с Невского, подхода к нему. Как только я выходила из троллейбуса и через десять метров, завернув за угол, оказывалась на площади, сразу же создавалось впечатление праздничности от красоты здания, его колонного портика, несущейся квадриги коней во главе с Аполлоном. Я с нетерпением ждала, когда открою массивные тяжелые дубовые двери и войду в вестибюль, встречу знакомые лица завсегдатаев театра, пройду по величественной лестнице, займу свое место и буду ждать, когда медленно погаснет свет в верхней люстре, похожей на фантастический цветок. Тихо плывет в разные стороны красный занавес, с широкой золоченой каймой внизу и начинается спектакль.

Бруно Фрейндлих в роли Барона в пьесе Горького "На дне"

Репертуар Александринки, может, и не отличался смелыми режиссерскими решениями, как в БДТ и театре Ленсовета, но в его состав входили пьесы русской классики, всегда с сильной драматургией, замечательными декорациями, великолепными костюмами. Игра актеров была пронизана глубочайшим психологизмом, которая затрагивала самые потайные струны человеческой души. Актеры отличались необыкновенным лиризмом и особой, только свойственной этому театру, игре. Все спектакли, виденные на сцене этого театра перечислить невозможно, их больше сотни. На сцене этого театра впервые были поставлены: пьеса польского режиссера Ежи Стефана Ставинского «Час пик», Освальда Заградника «Мелодия для павлина», где потрясающе играли молодой Рудольф Кульд и мудрый Александр Борисов. Это непростая история взаимоотношений двух людей, старого и молодого. Одного вернувшегося из заключения, второго прожившего большую и сложную жизнь. Как тонко были сыграны эти характеры, как на глазах у зрителей рождалось доверие друг к другу, а затем искренность, забота, нежность.
Помню спектакль «Пер Гюнт» с молодым, очень талантливым Николаем Мартоном в роли Пер Гюнта. В грандиозной драматической поэме Ибсена эпос соединился с острой сатирой, сказка шла рука об руку с романтической балладой. Где только не побывал этот мечтатель и «дурень»: в пещере троллей, в пустыне Сахара, на марокканских морских побережьях, в сумасшедшем доме города Каира… За кем только не волочился: от землячки Ингрид до бедуинки Анитры, – а в итоге единственным оправданием его существования оказалась Сольвейг, постаревшая и ослепшая, но так и не уставшая его ждать. Музыка Эдварда Грига с ее тонкой щемящей грустью проникала в глубины сердца, и долго еще в душе звучала вечная песня женской верности и любви: «Зима пройдет,//И весна промелькнет,//И весна промелькнет,//Увянут все цветы…, ах, как прекрасна была эта мелодия! Чтобы мир делал без такой женской преданности и любви, как у Сольвейг?…
Александринка - первый театр, который обратился к книге Артура Хейли «Аэропорт». Это произведение было впервые напечатано в журнале «Иностранная литература». Очередь на этот журнал в библиотеке была километровой, и когда он попал мне в руки, то я «проглотила» его в течение дня… Жизнь, совершенно далекая от нас, наших интересов, с судьбами героев, другим сознанием и бытом, разделенная океаном и железным занавесом стала для нас близкой. Нас объединило сочувствие, беда, общая боль. Этот спектакль, как и книга Хейли был предупреждением о том, что в недалеком будущем мир бесповоротно изменится. Люди будут объяты страхом терроризма, от которого не спрятаться нигде: ни в Нью-Йорке, ни во Франции, ни в Германии, ни в Испании, ни тем более в России…

Сказки Старого Арбата. Борисов, Фрейндлих, Толубеев

Сюжет пьесы очень прост: на борту самолета отчаявшийся неудачник угрожает пассажирам взорвать самолет, чтобы его родные могли получить за него страховку. Нужна срочная посадка, но аэропорт отрезан от мира снежной бурей – самолет посадить нельзя. И вот перед зрителем разворачивается жизнь аэропорта, своеобразного микромира, в котором люди работают, ссорятся, любят, рвутся к успеху и пытаются помочь тем, кто остался на борту самолета. Был показан только один день из жизни аэропорта, и мы зрители прожили и пережили этот день, не подозревая, что скоро, очень скоро все, о чем нам поведал Артур Хейли станет в России повсеместным, страшным явлением… И удивительно, как скоро мы к нему привыкнем. А тогда мы были вовлечены в острую психологическую драму и всей душой желали одного- помочь людям, оставшимся на борту самолета.
На сцене театра, в 1972 году состоялась премьера спектакля драматурга Л.Малюгина «Жизнь Сент-Экзюпери», где Сента играл молодой Игорь Горбачев, а его партнершами были Ольга Лебзак и Лидия Штыкан. Спектакль не сходил с подмостков сцены 25 лет и был сыгран 1000 раз!!! Спектакль послужил повальным увлечением прозы Сента-де Экзюпери, а его «Маленького принца» мы знали почти наизусть. А когда московский театр им. Станиславского привез спектакль «Маленький принц», в котором роль Принца играла очень талантливая, но рано ушедшая из жизни Ольга Бган, то мы ходили на него каждый день. И все фразы этой удивительной и мудрой, простой и человечной сказки для взрослых мы разобрали по фразам.
«Моцарт и Сальери» с Николаем Симоновым в роли Сальери. Я видела в роли Сальери и Иннокентия Смоктуновского, и Владислава Стржельчика и Олега Табакова. Но Сальери Симонова более коварен и страшен в своем убеждении правоты, более хладнокровен и беспощаден. Сальери Симонова- это герой нашего времени, властный и жестокий, безжалостно уничтожающий каждого, кто оказывается талантливее его.
В те далекие 70-е годы в репертуар Александринки входил спектакль «Рембрандт» по пьесе Д.Кедрина, где в премьерных спектаклях главную роль гениального художника сыграл Василий Меркурьев, а позже Рембрандта играл Рудольф Кульд. В этом спектакле, поставленном дочерью Вс. Мейерхольда и женой Василия Меркурьева – Ириной Всеволодовной отразились вечные темы: славы и забвения, предательства и одиночества, любви и творческого вдохновения. И опять же этот спектакль вызвал ещё больший интерес к личности Рембрандта, началось постоянное посещение залов Эрмитажа и нового переосмысления судьбы гениального художника, понимания глубокого психологизма его полотен, чтения литературы о нем. Так было всегда. Театральные спектакли служили мотивом, побуждавшим к раздумьям о мере Добра и Зла в этом мире, о вечных и незыблемых истинах, и поисках своего творческого пути, о человеческих взаимоотношениях.

Александринский театр со стороны улицы зодчего Росси

Но из всех спектаклей моего любимого театра я хочу остановиться на трех из них. В них играл один из лучших актеров моей юности- Бруно Артурович Фрейндлих, который создал поэтичные истории Любви, той Любви, на которой держится еще наш Мир. Это Федор Балясников в спектакле А.Арбузова «Сказки Старого Арбата», роль Ивана Сергеевича Тургенева в спектакле «Элегия» и образ Рахманинова в спектакле «Колокола». Хотя, несомненно, многие его роли были актерскими шедеврами, в том числе и роль Барона в спектакле «На дне» М.Горького. Эта роль, служившая самым катастрофическим примером человеческого падения, сыграна Бруно Артуровичем мощно и гротескно.
«Сказки Старого Арбата». Лето. Старая Москва, Арбат, одна из квартир на этой легендарной улице, в которой живет такой же легендарный чудак, неистребимый романтик и потомственный интеллигент, Мастер, который всю жизнь создает куклы для театра. Его зовут Федор Кузьмич Балясников. Первое появление на сцене Балясникова - Фрейндлих, его пылкость, присущая разве что молодому человеку, его розыгрыши всех и каждого по телефону, его юмор и элегантность, его стать и человеческое достоинство – все это приковывало внимание зрителей сразу же. Ему 60, но этих лет он за собой не чувствует, он молод душой, как никто другой. Он Творец, который не может и дня прожить без дела. Он томиться вынужденным отпуском, ждет и мечтает, как пылкий юноша о Чуде, которое с ним должно произойти. И Чудо входит в его дом, в лице молодой, красивой девушки, остроумной, озорной, талантливой, с чуткой душой- Виктоши. Девушки-грезы, влюбившей в себя всех обитателей этого сказочного дома. И Федор Балясников снова влюбляется! Бруно Артурович показал такой высочайший предел и накал чувства, охватившего его и осветившего его на склоне лет «улыбкою прощальной», что сидя в зале хотелось одного, чтобы они - Виктоша, его Муза, последняя любовь и Он -Мастер были вместе. Неважно на сколько лет, но вместе. Но сказка оканчивается грустно- Виктоша исчезает из жизни Балясникова так же внезапно, как и появилась. Хотя уход ее не был внезапным, а совершенно осмысленным действием, она принесла в жертву свою Любовь. Любовь не к Мастеру, а к его сыну – тоже Балясникову и тоже такому же чудаку, наделенному талантом, как и его отец. Своей чуткой, но рано повзрослевшей душой Виктоша поняла, что не может нанести удар по последней иллюзии старого Мастера, который внезапно поверил в ее чувство к нему. В этой Сказке, рассказанной нам, зрителям театральным языком, промелькнувшей,

сцена из спектакля "Сказки старого Арбарта", 1973.

 как волшебный сон была показана такая чистота человеческих отношений, такой высочайший пример нравственности и душевного благородства всех ее героев, что хотелось жить там в ней, а не возвращаться в обыденную жизнь к своим повседневным заботам. Весь актерский ансамбль играл, как одно единое целое. Был хорош в своей роли сын Балясникова-Кузьма, актер В.В.Семеновский, раздираемый юношескими противоречиями любви к отцу и желанием самостоятельности. Был хорош Левушка (С.С.Сытник) жених Виктоши, от которого она сбежала из Ленинграда в Москву и мы, зрители, хорошо понимали мотив ее побега, так как жить с таким «занудой»- не приведи Господь. Потрясающе сыграл Александр Борисов свою маленькую эпизодическую роль толстяка и неудачника, которого впереди ждало одиночество. Была прелестна в своей непосредственности и естественности актриса Нелли Максимова, сыгравшая роль Виктоши. Но вершиной актерского мастерства в этом спектакле был дуэт Бруно Фрейндлиха и Юрия Толубеева, сыгравшего роль его преданного друга Христофора Ивановича Блохина. Их диалоги, их размышления о любви, о жизни, их юная душа, не желающая мирится с возрастом, их мудрость, их неподдельная привязанность и любовь друг к другу – все это было прожито на сцене так по человечески прекрасно, трогательно и пронзительно – что мы, зрители стали частью этой мудрой и возвышенной Сказки. На два с половиной часа мы- всего лишь два с половиной! – мы жили в этой старой московской квартире, где-то там на Старом Арбате. Жили настоящей жизнью с высокими чувствами, со всеми ее радостями и светлой грустью. После спектакля еще долго оставалось сияние того света, которая несла в себе эта удивительная Сказка.
«Элегия»- как точно, верно и емко было дано название этому спектаклю. Элегия о возвышенных человеческих чувствах, о красоте помыслов, о любви великого писателя, о его душевном одиночестве, о том, что Время скоротечно и его нельзя повернуть вспять, о том… много, еще о чем, рассказывал нам этот дивный спектакль. Думаю, он достоин того, чтобы войти в сокровищницу русского театрального искусства второй половины ХХ века. Смелость драматургии спектакля была еще и в том, что впервые на сцене показаны не произведения Ивана Сергеевича Тургенева, а сам писатель. Это всегда непомерно трудно и ответственно, когда Творец, становится героем пьесы. Это и понятно- здесь

 неизмерим риск оказаться несостоятельным рядом с его титанической личностью. Павлу Исааковичу Павловскому, драматургу, автору пьесы «Элегия» эта задача на редкость удалась. Сейчас зрителей уже не удивишь спектаклями на «двоих», а тогда в начале 70-х годов такие пьесы были новинкой, и смотрелись они с необыкновенным интересом. Это «Варшавская мелодия», «Милый лжец», по пьесе американского актера и журналиста Джерома Килти, написанной по материалам уникальной переписки, которую в течение многих лет вели драматург Бернард Шоу и актриса Стелла Патрик Кемпбел, разыгранный блестящим актерским дуэтом Ангелины Степановой и Анатолия Кторова. Позже это была искрометная, одновременно пронизанная грустью и юмором пьеса «Старомодная комедия». И все же пьеса Павла Павловского стояла особняком среди всех этих пьес, ибо участниками в ней были две конкретные исторические личности: Великая актриса Мария Гавриловна Савина, чье имя неразрывно связано с Александринским театром и Великий писатель Иван Сергеевич Тургенев.

Афиша спектакля "Элегия"

Режиссерское и сценическое решение Ильи Ольшвангера, поставившего эту пьесу точно соответствовало названию и содержанию пьесы. Все действие спектакля разворачивалось на фоне театральных колосников, что придавало спектаклю особую атмосферу. Занавес открылся, сцена почти затемнена, мебель в чехлах и слышен только голос, читающий стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…». И этот голос Бруно Фрейндлих, произносивший поэтические строки четкой, выразительной интонацией, с тонкими оттенками грусти, сожаления об ушедшей молодости – всего того, что испытывает каждый человек на склоне лет, погружает нас в тургеневскую эпоху еще до того момента, когда статисты выходят и снимают с мебели чехлы. Но вот статисты освобождают мебель от чехлов, выходит молодая юная Мария Гавриловна и мы, как на волшебном ковре самолете переносимся в другую эпоху, другой мир. Перед нами начинает разворачиваться нежная и грустная история взаимоотношений Актрисы и Писателя, встреча, которая преобразила жизнь обоих и юной, талантливой Марии Гавриловны Савиной и писателя, прожившего долгую, порой не очень счастливую жизнь. Первое появление на сцене Бруно Фрейндлих. И я не узнаю его, передо мной не актер, не человек, живущий во второй половине ХХ века, передо мной живое воплощение Ивана Сергеевича Тургенева. От этого состояния я долго не могла освободиться. Даже голос, нюансы и все оттенки его интонаций, это были не обычные, присущие Бруно Артуровичу, а казалось, что Фрейндлих говорил голосом именно Тургенева, и взгляд глаз был тоже тургеневским, умным, проницательным и мудрым.
Как прекрасно были продуманы и сыграны все мизансцены, каким трогательным и заботливым был Иван Сергеевич к Марии Гавриловне, как замирал он, услышав голос своей «богини» Полины Виардо, которой он посвятил больше чем свои произведения -свою жизнь. И как чудно звучал голос Ирины Богачевой, как божественно и гармонично звучала музыка С.В.Рахманинова, сопровождавшая весь спектакль. Спектакль, прожитый на сцене, красивой и талантливой Валентиной Паниной, и гениальным Бруно Фрейндлих, воспринимался мной, как пленительный дуэт, целомудренно исполненный, в котором не было ни одной фальшивой ноты. В этом дуэте было столько трогательности, хрупкости, деликатности, настоящего неподдельного чувства, что все действие воспринималась, как чарующая мелодия любви.

сцена из спектакля "Элегия"

Все диалоги, все жесты, костюмы, вся обстановка была не театральная, а оттуда из далекого XIX века. И мы грустили и смеялись, радовались и сочувствовали им по настоящему. Время остановилось, мы перестали его замечать. Как трогательна, прелестна была сцена встречи Марии Гавриловны и Ивана Сергеевича в вагоне, где за тонким юмором писателя, скрывалось его душевное одиночество. И никто не в силах был помочь ему. Его любил весь мир, но ему нужна была только любовь одной женщины- Полины Виардо, волшебный голос которой заворожил его, как некогда завораживали и брали в плен своим пением Сирены. А встреча с Марией Гавриловной – это горячее желание того, чему не суждено было сбыться- повернуть время вспять, сбросить груз лет и снова полюбить, как в первый раз. Поэтому так волнующе трогательны были все сцены, прожитые на сцене Бруно Артуровичем. Встреча с Марией Гавриловной- это его последняя надежда, это луч, озаривший его «перед заходом солнца».
Даже во время антракта это сопереживание героям пьесы не оставляло меня, было только желание, чтобы антракт скорее закончился, и я снова могла окунуться в ушедшую эпоху, в мир Спасское-Лутовиново, мир Александринки, времен Савиной. Это была какая-то мистификация. Я, сидящая в креслах Александринки смотрела на сцену, где когда-то стояла живая Мария Гавриловна Савина. И перед нами, зрителями воскресала ее жизнь, ее чувства, ее переживания. Минувшее и настоящее слились воедино, и создавалось чувство, что давно ушедшее прошлое, былое становилось настоящим. Этот спектакль вызвал такую бурю чувств, волнения души, что воспринимать реальный мир после спектакля не хотелось.
А летом следующего года мы вместе с шестилетней дочерью поехали в Спасское-Лутовиново к Ивану Сергеевичу Тургеневу, и я увидела своими глазами, почувствовала всем сердцем то, о чем писал Тургенев в своих произведениях. Бежин луг, отрывки из которого нам задавали в школе учить наизусть, но они мне казались скучными и не интересными. А тут я воочию увидела его, этот луг, - бескрайний цветовой ковер, запах которого пьянил и кружил голову, и как-то само собой всплывали строчки: «…В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты — несомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…». Я ходила по аллеям парка, и мне казалось, что слышала шаги Ивана Сергеевича и Марии Гавриловны, сидела в его любимой беседке и на его скамье. В Спасском было такое спокойствие, Благодать, тишина, умиротворение, что казалось, что на свете нет больше ничего, кроме этих полей, неба, облаков, цветов, трав, пения жаворонков и криков удодов по вечерам…

Валентина Панина

Мне хочется сделать некое лирическое отступление и представить свое понимание мира русской усадьбы, в которой некогда проходила жизнь Ивана Сергеевича Тургенева.
Некогда дворянские усадьбы, бурное строительство которых, началось с конца XVIII века, жемчужным ожерельем опоясывали всю территорию России. Сколько их было известных и безымянных не счесть. Строительство усадеб было не только данью времени, а определялось политикой государства, желающего укрепить дворянские привилегии, было продиктовано всем укладом жизни русского дворянина, его патриархальностью, стремлением к слиянию с окружающей природой.
Сколько Творцов-писателей, поэтов, художников, композиторов родилось и воспитывалось в таких «дворянских гнездах»: Державин, Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Вяземский, Бунин, Набоков, Тургенев…нет им конца. И сколько их литературных героинь и реально живущих женщин вышло тоже из усадеб: Лиза Муромская и Наташа Ростова, Варенька Лопухина и Лиза Калитина, Наталья Гончарова и Машенька Протасова, Зизи Вульф и Верочка Мамонтова, Анна Керн и Ольга Гриневская… И сколько лучших страниц поэзии и прозы, живописи и музыки посвящено женщине, ее обаянию и преданности, самопожертвованию и любви.
Исследователь усадебной культуры начала ХХ века Юрий Шамурин писал: «Сколько бы не изучать старых усадеб, нельзя почувствовать усталости и пресыщенности. В них нет однообразия, нет повторений. Вся сложность эпохи русского романтизма, времени дум Новикова и Радищева, преобразовательных замыслов Екатерины II, поэзии Державина, Карамзина, Жуковского, Батюшкова, 1812 г., Александровский мистицизм, орлиный взлет юного Пушкина, песни Дельвига и Дениса Давыдова- таков духовный фон, на котором складывались русские усадьбы. Были в России времена, когда больше думали и работали, но никогда не жили более ярко, никогда не чувствовали так разнообразно, так многостронне….Белые дома с колоннами в тенистой чаще деревьев, сонные, пахнущие тиной пруды с белыми силуэтами лебедей, бороздивших летнюю воду; старые нянюшки, снимающие пенки с варенья; жирные обжорливые моськи, ворчащие от злости; девки-арапки, отгоняющие мух от спящей барыни; мухи, засиживающие окна и книги; п

Фильм "Два капитана". В роли Ивана Павловича Кораблева

етухи, кричащие на задворках; мычащие коровы; блеющие овцы; бранящиеся хозяева-помещики, бабушки в чепцах, заброшенные мельницы. Внутри в комнатах- чинные комфортабельные стулья и кресла, приветливые круглые столы, бесконечные развалистые диваны, хрипящие часы с ржавым басистым боем люстры и подсвечники, ширмы и каминные экраны, и трубки… Вот она усадебная Россия прошлого. Вот Россия обжорства и лени, добродушного послеобеденного мечтания и игры на гитаре при луне».
А я бы добавила - вот страна, гениально показанная в «Евгении Онегине», «Мертвых душах», «Дворянском гнезде», в романе «Отцы и дети», позже в «Детстве и отрочестве», «Жизни Арсеньева», «Других берегах», «Машеньке»…
Исчезли дворянские гнезда, а вместе с ними и тот мир, который дал человечеству такой феномен, как русская литература. С разрушением дворянских гнезд ушел, разрушился не только уклад жизни, из нашей жизни ушла поэзия, светлые думы и подлинные человеческие чувства. Истоки наших бед надо искать в варварском уничтожении дворянских гнезд, дворянской культуры. Той России нет, и не будет, сколько бы мы не пытались на словах возродить ее. Потому что из этих усадеб ушло главное – жизнь, а вместе с нею и душа. И нет заботливых рук и глаз, чтобы во время починить крышу и покосившееся крылечко, во время посеять и во время собрать урожай, съездить по вечеру к соседу поиграть в вист или помузицировать в четыре руки, написать уездной барышне в альбом «стишки на именины» или отправиться в «отъезжие поля с охотою своей». Каждый раз, путешествуя по России, ступая под сень аллей, еловых, березовых, липовых, дубовых, сердце сжималось от тоски по ушедшей жизни, от вида запущенности и развалин бывших дворянских гнезд. И в тоже время душа наполнялась тихой радостью от того, что все же это было. «Не говори с тоской их нет: но с благодарностию, были»! И сияет неугасимый свет дворянской жизни в окнах Ясной Поляны и Тархан, Старой Руссы и Берново, Домотканово и Лога, Остафьево и Спасском-Лутовиново…

Бруно Артурович Фрейндлих

И скрипят половицы крылец под ногами, и жарко горят свечи в жирандолях, и смотрят со стены портреты дедов и прадедов, юных дев и пышнотелых дам - обитателей этих домов. А в библиотечных шкафах поблескивают золотом кожаные переплеты книг и лежат на клавикордах ноты, и обтянуты новеньким ситчиком все эти канапе, диваны и козетки…
Слава Богу, что уцелели эти островки былой России – и их еще хватает, чтобы чуткому сердцу, даже развалины и старые покосившиеся дома, от времени и человеческого небрежения, нашептали «сон золотой». И в этом «сне» можно услышать голоса счастливой семьи Набоковых в Рождествено, философские размышления и метания Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, озорство и веселье А.С.Пушкина в Тригорском, сдержанный голос Тургенева в Спасском-Лутовинове, высокий голос Ольги Константиновны Гриневской, вышедшей на крыльцо своего усадебного дома в Логе в лихую годину минувшей войны и на чистейшем немецком языке спокойно и с достоинством, сказавшей немецкому офицеру, что «она не готова сегодня к приему гостей и просит ее извинить». Она действительно не готова была «к приему», ибо у себя в доме в тот момент, скрывала партизан. И он, этот немецкий офицер, оккупант и враг, склонился к руке Ольге Константиновны, поцеловал ее, сел на мотоцикл и покинул эти места навсегда. И никогда больше за все время войны в Логе немцев больше не видели. Что это случайность? Нет! Он, этот немецкий офицер, понял всю внутреннюю силу хрупкой женщины, воспитанной русской дворянской культурой. Все они, хозяева дворянских гнезд: Пушкин, Тургенев, Толстой, Бунин, Набоков, Гриневская из той усадебной России, без которой мы сегодня были бы нищими, потому что не имели ни «Евгения Онегина», ни «Барышни-крестьянки», ни «Войны и мира», ни «Обломова», ни «Дворянского гнезда», ни «Темных аллей», ни «Других берегов»…
И музеев у нас было бы намного меньше, потому что коллекции художественных галерей наполовину составлены из галерей усадебных – ведь там были собраны несметные художественные ценности.

Фрейндлих-конверт

Кроме того, «мир усадьбы» это всегда дорога в сад, в лес, в поле, на охоту. Из таких старинных усадеб вышли многие тургеневские герои и героини.
И.С.Тургенев прожил 65 лет. Много это или мало? С точки зрения человеческой жизни- мало. С точки зрения гигантского литературного наследия, его вклада в историю русской и мировой культуры- много. Его детство пришлось на момент восстания декабристов, ему было 18 лет, когда разыгралась главная драма XIX века- смерть Пушкина, он вступил в пору зрелости и славы, когда в литературе зрело новое литературное течение-символизм, а по дорожкам баболовского имения ходил очаровательный малыш- Саша Блок, через несколько лет ставший вождем символизма.
Тургенев создал особый мир, в котором главное место занимали женские образы. Но его героини, это не из области внешнего, а внутреннего духовного содержания. Ведь у Ивана Сергеевича, в отличие от Толстого, Бунина, Набокова мы почти не найдем описания внешности его героинь. Елена из романа «Накануне: «молодая девушка с бледным лицом», Лиза Калитина из «Дворянского гнезда»: «Лаврецкий глядел на ее чистый, несколько строгий профиль, на закинутые за уши волосы, на нежные щеки, которые загорели у нее, как у ребенка», Верочка из «Месяца в деревне»: «Девушка 17 лет». Женские образы у Тургенева написаны прозрачными, акварельными красками, но, тем не менее, из этих чудо-красок создается цельный женский образ тургеневских героинь, навсегда укрепившейся в нашем сознании.
Мне, проехавший тысячи километров, видевший остатки былой красы дворянских гнезд и воссозданные и открывшиеся в некоторых из них музеи, как в Михайловском и Берново, Ясной Поляне и Спасском-Лутовиново, и что совсем редко, в подлинной сохранившейся усадьбе XVIII века, как в Логе, повезло. Ибо я в этих поездках смогла почувствовать истоки дворянской культуры, ее прелесть и поэтичность, гармонию и красоту. Я была свидетелем, ушедшей от нас цивилизации, и как античность изучают по развалинам Парфенона и Колизея, так и историю русской отечественной культуры, истоки ее поэзии и прозы, музыки и живописи, архитектуры и истории театра можно изучать под сенью аллей дворянских гнезд.
Вернувшись после поездки в Спасское-Лутовиново в Ленинград, я заново перечитала все его произведения, прожив и прочувствовав вновь всю драму героев его произведений. Я до конца поняла, как томилась и страдала душа Ивана Сергеевича вдали от России, во Франции. Его мятущаяся душа так и не могла пристать к одному берегу. И от своей сладкоголосой «Сирены»-Виардо он оторваться не мог, и Спасское не в силах вырвать из сердца…
Я снова, как наяву увидела последнюю сцену спектакля «Элегия», и услышала голос Бруно Артуровича, читающего стихотворение в прозе Ивана Сергеевича: «Как хороши, как свежи были розы…Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... И все они умерли... умерли... Как хороши, как свежи были розы…».
В 2002 году моя дочь, покидая Нарву, навсегда уезжая от меня за тридевять земель, из всех книг нашей громадной библиотеки взяла с собой полное собрание сочинений Чехова и Тургенева… Она то же успела посмотреть этот спектакль, побывать со мною в Спасском-Лутовинове и во многих других дворянских гнездах.

в роли шута "Двенадцатая ночь"

В 1989 году на сцене Алексадринского театра был поставлен спектакль «Колокола». Хотя в репертуаре он числился, как спектакль-концерт, вероятно, в силу того, что исполнялись многие произведения Рахманинова, но для меня все это действие воспринималось, как спектакль. Очень значительным для меня было и остается то, что Бруно Артурович Первый и ЕДИНСТВЕННЫЙ, кто обратился к Личности Рахманинова и Шаляпина в театре. В этом спектакле Фрейндлих выступал не только в роли С.В.Рахманинова, но был режиссером спектакля, что говорит еще об одной грани его таланта. И не побоялся этого. Это был спектакль, исполненный такой боли за Россию, ее будущее, что воспринимался, как Предтеча, вот только чему… мы еще не знали…
Тогда в самом конце 80-х, когда была очевидна агония Советского Союза и опять все наши мысли были направлены -ох, уж это извечная надежда,- на лучшие времена, начались духовные порывы, бесконечные дискуссии, желание освободиться от пут, связывающих нас по рукам и ногам, желание творческой свободы, поиски своих путей «к Храму». Опять появилась вера в то, что к власти придут новые люди, с новыми идеями, творческие, думающие, мыслящие и …, начнется совсем иная, другая жизнь, осмысленная, где будет в первую очередь место свободе творчества, свободе слова, свободе духа. Ах, этот вечная наивность русской души! Все обернулось по иному. Безобразным ликом обернулась действительность. К власти пришли опять те же бывшие партийцы и комсомольцы, и началась полная анархия, безыдейность, и быстро очень быстро все самые светлые и прекрасные мысли на лучшую, человеческую жизнь ушли в Небытие. Наступила страшная пора в своей вседозволенности и тупой вертикали власти. Кумиром ее стал «золотой телец», поп культура. СМИ стали пропагандировать агрессию, террор, насилие, извращение и бесконечные, низкопробные шоу, где мелькают одни и те же, надоевшие всем лица, так называемые «звезды». Единственный канал телевидения, который может еще как-то противостоять всей этой бесовщине –канал «Культура». А тогда в конце 80-х, начале 90-х все казалось иначе. Думалось, жилось, дышалось, творилось.
Вот на этом взлете чаяний и надежд, в Александринке был поставлен удивительный спектакль - «Колокола». Нагибин создатель многих «музыкальных» сценариев: «Чайковский», «Загадка Кальмана», «Сильнее всех иных велений» (о Юрии Голицыне). Он же автор повести «Вечные спутники», первая часть которой «Сирень» поведала читателю о юношеской любви Верочки Скалон и Сергея Рахманинова, вторая часть так и назвалась «Рахманинов».
Бруно Артурович выбрал для своей постановки вторую часть, превратив ее в историческое повествование, показав нам -зрителям целый срез жизни двух русских людей, разных по своему социальному положению. Великого композитора Сергея Васильевича Рахманинова и простого русского человека – крестьянина Ивана, некогда служившего у него в имении. Их объединяла, не только любовь к России, у Рахманинова, выраженная в музыке, у Ивана – в защите Отечества. Их объединяло Небо, одно на всех, живущих на земле, их объединяло звучание Колоколов, под звон которых проходила вся жизнь русского человека, от самого рождения до смерти. Колокола- духовный символ России. Некогда звон колоколов Покровом охватывал ее бескрайнюю территорию. В дореволюционной России было 1245 монастырей и 80.000 церквей. Строились они на самых высоких, красивых местах. Разбросаны они были по всей стране, ее большим и малым городам, весям, деревням, селам. И плыл над Россией звон колокольный. И в его звонах звучала вся ее история. Били в набатные колокола, предвещающие приближение врага, звонили легким звоном при рождении человека, были звоны праздничные, веселые, легкие, были венчальные, были печальные. Вся палитра человеческой жизни была заключена в звоне Колокола. Эта эпическая картина была глубоко и проникновенно выражена Сергеем Васильевичем в его «Колоколах». Цельно и волнующе-искренне она была выражена в драматургии спектакля и в игре актеров. Бруно Артурович смог показать всю монументальность и масштаб личности Рахманинова. И это не случайно. Он –Бруно Фрейндлих по своему масштабу и дарованию был одним из тех Творцов, чье имя навсегда вошло в историю русской культуры. Артист словно родился для того, чтобы воплощать образы Творцов, как Тургенев и Рахманинов. И как удивительно внешне он становился похожим на своих героев. Какие точные верные интонации находил для выражения душевного состояния своих героев.
Весь спектакль был построен в двух плоскостях, в одной из них была показана жизнь Рахманинова в эмиграции, во второй- это жизнь простого русского крестьянина Ивана в России.

В образе Тургенева И.С. спектакль "Элегия"


Перед нами на сцене имение Рахманинова «Сенар» в Швейцарии. В гостях у Рахманиновых Ф.И.Шаляпин. Разговор о России, о русской песне, об их неизбывной общей тоске по Родине… Все это действие происходило на фоне музыки Рахманинова и голоса Федора Шаляпина.
Смена сцен и зритель уже в России, в Ивановке, в бывшем имени Сергея Васильевича и мы становимся участником акта беспредельного вандализма, когда сбрасывается колокол с колокольни Храма и выбрасывается из окна рахманинского дома рояль, и стон порванных струн резцом проходил по сердцу… Даже по этому короткому эпизоду можно было осознать весь ужас гибнущей России. Антихристы ХХ века, сумели «из искры возжечь пламя», вызывая у неграмотных и забитых людей самые низменные чувства. Дикая злоба и жгучая ненависть охватила помыслы незлобливого, кроткого, и до сего дня, мирного русского крестьянина. Нет и не было русскому человеку равного, как в созидании величайших духовных ценностей, так и в варварской опустошительности разрушений. Это борьба двух противоборствующих сил глубоко и трагично показана в спектакле.
Самыми сильными сценами была сцена прощания Рахманинова с Шаляпиным, в Париже. Шаляпин, слабеющим голосом взял слово с Рахманинова, о возвращении в Россию. Он должен это сделать за двоих, себя и за него- Федора Шаляпина, умирающего в страшных физических мучениях и в тоске по Родине. Голос Шаляпина, его гениальное предвидение начала войны, его последняя мольба о России была наполнена подлинным трагизмом.
Не меньшим драматизмом была исполнена сцена о нападении на Советский Союз гитлеровской Германии. Рахманиновы уже в США. Успех, Слава, признание публики, но ничего не радует…, тоска по Родине снедает душу. Сергей Васильевич узнает от жены о нападении на Советский Союз. Молча, не говоря ни слова, он уходит к себе в кабинет, закрывает дверь на ключ и, несмотря на все ее мольбы и уговоры, не появляется оттуда трое суток. И вдруг слышится музыка Четвертого фортепианного концерта, она заполняет все пространство театра, кажется, что во всем мире звучит только она- бессмертная музыка, плач по миллионам русских мальчиков, распластавшихся где-то на бескрайних полях России. И разговор с импресарио, жесткий, непримиримый, когда Сергей Васильевич объявляет, что отныне все сборы от его концертов пойдут в Фонд Красной Армии. Недоумение, испуг импресарио и сила убеждения Рахманинова- Бруно Фрейндлих, его категоричность, его смелая гражданская позиция преодолевает косность мышления обывателей Америки. Он изменил отношение простых американцев к войне, боль и беда его Родины стала общей, она объединила людей, заставила понять, что война находятся гораздо ближе к ним, чем они предполагали.
И, наконец, последний концерт Рахманинова в США, его дивные руки, принесшие нам столько радости, исполняющие величавую и вечную музыку. Мы видим его уже неизлечимо больного, превозмогающего нестерпимые боли и его медленное угасание. И последняя прощальная полуулыбка, уже только глазами, и одинокая слеза радости композитора, узнавшего о победе советских войск под Сталинградом- это был апогей спектакля. Мне кажется, что это был апогей, вершина творчества и самого Бруно Артуровича Фрейндлих. Он не только внешне слился с образом Рахманинова, он создал глубоко трагичный образ композитора, он смог почувствовать и передать всю бездну его ностальгии, боли о судьбе России, его дум, его неподдельной искренней любви к той земле, которая дала ему жизнь, которая питала его вдохновение…
Последняя сцена- «ушастый солдат» хоронит Ивана, умершего от смертельной раны в полях под Сталинградом, и снова все пространство театра наполняется прекрасной, светлой и вечной музыкой Рахманинова. Это были те редкие минуты в жизни зрителей, когда сила воздействия Искусства равна силе Преображения души.
Сергею Васильевичу Рахманинову, как и Федору Ивановичу Шаляпину не суждено было вернуться на Родину при жизни. Ожиданием возвращения на родину прожили миллионы русских эмигрантов всю жизнь, этой горечью ожидания было проникнуто их сознание и Бытие. И все же их возвращение состоялось. Они возвратились на Родину в своих мемуарах, дневниковых записях, письмах и воспоминаниях, прозе и поэзии, на живописных полотнах и в музыке. И ныне имена Сергея Васильевича Рахманинова, как и Федора Ивановича Шаляпина – это Сокровище и Духовное богатство России.

 

 

 

СЕРГЕЙ РАХМАНИНОВ - ЭЛЕГИЯ - Elegie op.3 No.1

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

Алексей Арбузов "Сказки старого Арбата" ( запись 1974 года)