Первоначально здесь был сад
Общественного собрания, которое возникло в
Екатеринбурге во второй половине XIX в.
Здание собрания находилось на углу улиц
К.Либкнехта и Первомайской, вскоре при нем
появился сад. Летом в нем играл оркестр
Общественного собрания.
1 мая 1918 г. в помещении Общественного собрания
начал действовать Центральный рабочий клуб, сад
стал называться Клубным.
Мама.
Свердловск 1944 г.
Во время Гражданской войны в нем проходили
митинги-концерты (первый состоялся 10 августа
1919). 25 сентября 1921 г. Центральный рабочий
клуб передали клубу Красной Армии. В 1923-1925
г.г. здесь стал работать Коммунистический клуб,
а летний сад сначала назывался Садом Красной Армиии, затем – Центральным городским садом.
В 1925 г. здание перешло в ведение профсоюз
железнодорожников, который перевел сюда свой
клуб имени Вайнера. В саду была устроена
эстрада, ресторан “Театральный”, бильярдная,
танцплощадка, читальня, в 1932 г. открылся
мюзик-холл.
Сад назывался Сад-театр имени Вайнера, позднее –
Сад Вайнера.
Мамаи отец
Свердловск 1946 г.
Долгое время в саду существовал деревянный
крытый театр, проводились летние симфонические
сезоны. Здесь выступали известные артисты
эстрады Л.Утесов, А.Менакер, И.Набатов,
П.Муравский, А.Вертинский, А.Баянова.
Вплоть до 1966 г. в саду Вайнера шли различные
концерты, представления Ленинградского цирка,
показывались фильмы, проводились танцы.
...Увидел
эту заметку на сайте Екатеринбурга и, как положено старикам, вспомнились рассказы отца, мамы о том времени, когда
они еще совсем юные, познакомились в саду Вайнера.
Назначали свидания на ул.Ленина у главпочтамта под часами. Ну, а в
результате, отец из эвакуации на Урал не вернулся в Молдавию, а женился
и всю жизнь прожил в Свердловске. Не буду описывать послевоенный Урал,
многие его помнят лучше меня. Остались в памяти рассказы о диких
ценах на рынке: хлеб-200 руб, виноград- 800 руб. при зарплате 400-500
руб/месяц. Но жизнь шла своим чередом. В 46 году появился на свет я, а
спустя три года, моя сестра. Так что сад Вайнера вольно или невольно
сыграл свою роль в моей жизни... Хочется верить, что
возродится
не только это памятное многим место , но и то доброе и чистое, что
помогло их поколению пережить войну, поднять страну, которую мы с таким
"наслаждением" разрушаем по сей день...
Место встречи - танцплощадка
Советская молодёжь всегда, во все
времена была...нормальной. Она хотела танцевать, слушать модную
музыку и хорошо одеваться. Танцы в СССР - это совсем не то, что
творится сейчас. Это было особым мероприятием, где постоянно
встречались мода, мораль и политика…
История массовых танцев в СССР в
городских парках и на набережных под духовые оркестры или просто под
репродуктор, в деревнях – под гармонь, в пионерских лагерях – под
магнитофон, уходит, если не вглубь веков, то уж в 20-й век точно.
Считается, что открытые «танцполы»
пришли в города из деревенской культуры: перебираясь в город,
сельские жители продолжали собираться «своим кругом» на общих
праздниках.
В 30-е годы стихийные танцплощадки
решили узаконить, их обнесли заборами, обустроили сцену и…
понеслось.
Танцплощадки в СССР стали явлением повсеместным. Всякая танцплощадка жила по своим
законам и порядкам, где-то - с обязательными драками в конце, где-то
– вовсе с необязательными.
Одним из феноменов послевоенных
советских танцплощадок до некоторого времени были женские пары.
Девушки танцевали друг с другом. Скорее всего, это было следствием
недавно прошедшей войны, которая выкосила огромную часть мужского
населения. А сейчас попробуй станцевать с подругой, сразу всем
дурные мысли в голову приходят.
Хорошо, что в годы СССР не
танцевали вальс мужчины с мужчинами, а то думали бы, что вот наши
деды танцевали между собой, а мы что не можем? Хотя некоторые и
танцуют, где-нибудь на "голубых вечеринках", но это к нам пришло не
от СССР…
На танцплощадках всё было
по-настоящему - дружба и предательство, любовь и ревность,
знакомство и расставание, словом, здесь вовсю кипела жизнь…
Танцы раньше давали понять, что ты
уже повзрослел, что танцуешь ты не на школьной вечеринке, а именно
на дискотеках, где много взрослых. Ведь на балы начинали ездить с
определённого возраста, на советские танцы - тоже. Типичная картина
до- и послевоенных московских двориков - молодёжь танцует под
патефон, малыши - смотрят.
Если танцплощадка огорожена - дети
«висят» на заборе. Этот интерес был продиктован вовсе не желанием
послушать музыку или посмотреть на те или иные пары.
Танцплощадка - это территория
взрослых, запретная для «мелкоты». Так даже и раньше "малолетки"
разукрашивали себя косметикой и как-то пытались ворваться на танцпол,
кому-то это даже удавалось…
А если ещё вспомнить советские
фильмы, в которых танцы и танцплощадка играли существенную роль в
развитии сюжета. Где знакомятся герой Куравлёва и героиня Чуриковой
в фильме «Начало»? Ну да, на ней, на танцплощадке любимой, правда,
Паша Строганова там всё больше сумочки подружек держала… - Девушка,
вы танцуете? - Да! - А я пою...
Ну, а летние танцплощадки
в Крыму и на Кавказе всегда были в авангарде танцевальной моды, но там
ведь не лезгинку танцевали, а твист.
А кто из нас не помнит те замечательные года,
когда в выходной, по субботам и воскресениям, все мы бежали в парк, на
танцплощадки. А там, парни с гитарами, барабанными установками, и синтезаторами,
ублажали слух нам, молодым девчонкам и парням. Именно там мы и знакомились.
Влюблялись, дружили, страдали, ревновали.
Именно там по субботам и воскресениям было наше
излюбленное развлечение - "танцы". Незамысловатый ВИА выводил на сцене
незамысловатые шлягеры того времени, под которые веселилась молодежь. Вход бы
платным - по моему 50 копеек или рубль, но и забор был не высоким…
“Перед танцами как правило приобретался
портвешок, или "Яблочное" по 1 рубль 17 копеек, что придавало храбрости в
приглашениях девочек к танцам и дальнейшему "чай попить - музыку послушать"...
Наша многочисленная "группировка" имела "свои" скамейки на танцплощадке, на
которых сидеть было разрешено только нам и нашим девочкам.
Практически каждый выходной случались
традиционные драки - или с соседями, или с “пришельцами” - которые нет, нет, да
и забредали потусоваться на "наш пятачек”! Естественно в дождь и слякоть танцы
отменялись, и грустные толпы неудовлетворенной молодежи шли по домам. Или по
подъездам, с тем же портвешком или "Яблочным", где под гитару выводились
жалобные песни "про любовь"”
До сих пор у парней осталась ещё та, старая
привычка, расположиться возле гремящих колонок, и глазеть на танцующих. Как это
считалось круто, если успел занять место поближе к сцене. Слышимость-ноль, но
зато какая значимость! Ещё пытались разговаривать между собой в этом грохоте.
А когда какую нибудь смазливую девчонку
парни-музыканты приглашали на сцену, сколько зависти возникало у остальных!
Сколько эмоций! Большинство девушек старались познакомиться с музыкантами, и
войти в число их подруг, для того, чтобы занять место рядом с ними.
Играла музыка, солисты исполняли «Дом
восходящего солнца», медляк, «Льёт ли тёплый дождь, падает ли снег, я в
подъезде возле дома твоего стою..», «Ши лавз ю е-е-е, ши лавз ю е-е-е», твист,
«По переулкам бродит лето, солнце льётся прямо с крыш»… (тут каждый может
добавить своё)…
Объявляли белый танец, и девушки приглашали
своих кавалеров. И глядя на происходящее вокруг, душа словно птица, улетала куда
то в небеса. Многие знакомились во время танцев, а когда заканчивалась музыка,
молодые люди покупали для своих новых подруг мороженное, или лимонад. В тени
деревьев, на скамейках, тихо сидели влюблённые пары.
Неподалёку всегда дежурило несколько
милиционеров. Иногда появлялась подвыпившая компания, которой было очень приятно
испортить отдыхающим вечер. Особенно если какой нибудь новенький, молодой
человек, приглашал на танец девушку, и танцевал весь вечер только с ней. Вот
тогда то, толпа выпивших и устраивала мордобой, который всегда заканчивался
непредсказуемо.
Но всё таки самым прекрасным было то, что все
молодые люди, оказавшиеся на танцплощадке вечером, знакомились друг с другом.
Девушки буквально сияли, словно звёздочки, и порхали по площадке под музыку,
пытаясь понравиться парням. А парни, в свою очередь, важно стояли в стороне, и
деловито курили, создавая вид, что их совсем не интересует женская половина.
На самом же деле они наоборот, пытались
разглядеть среди танцующих красавиц, ту единственную, с которой можно будет
потанцевать, познакомиться, разговориться, и подружиться.
Те отношения, которые были завязаны на
территории танцплощадки, укреплялись, становились более прочными, и постепенно в
обществе создавались новые, советские семьи.
На танцплощадке, царила особая атмосфера, и
большинство из нас до сих пор помнят те, ни с чем не сравнимые, вечера,
пролетевшей молодости.