20 мая в 17.00
в Фотографическом музее «Дом Метенкова» состоится открытие
выставки «Исчезнувший Екатеринбург». Фотовыставка познакомит
с утраченными памятниками истории и архитектуры старого
Екатеринбурга. У посетителей появится уникальная возможность
совершить путешествие в пространстве и времени, сравнивая
архивные фотографии и современные, соотнести знакомые места
с тем, как они выглядели столетием раньше.
Выставка
работает до 27 июня 2010 г. и приурочена к предстоящему
70-летию Музея истории Екатеринбурга, структурным
подразделением которого является Фотографический музей «Дом
Метенкова».
Дома, их
архитектура, места расположения и организация окружающего
пространства всегда являлись важной характеристикой страны,
культуры, эпохи. Не случайно архитектуру часто называют
«философией в камне».
В
традиционных культурах с домом были связаны родители и семья
(домашние), ощущение родины, память детства. С дома
начиналось понимание человеком истории («любовь к родному
пепелищу, любовь к отеческим гробам»).
Как менялся
уклад домашней жизни екатеринбуржцев? В XVIII – XIX
столетиях дом не мыслился отдельно от усадьбы с огородом,
службами, баней и т. п. У старообрядцев прямо на усадьбе
находились мыловаренные или свечные промыслы. Купец жил в
том же доме, где располагался его магазин. Дом был
продолжением личности хозяина и его дела. Отношения с
соседями также носили личный характер, улица могла быть
заселена близкими родственниками. Соседи объединялись в
церковный приход, прочитывались сословные различия районов:
в одной части города жили старообрядцы, в другой – по
преимуществу чиновники. Это выражалось в именовании улиц по
фамилиям хозяев самых заметных домов (Толстиковская,
Колобовская и т. д.). На письмах писали как адрес «дом
такого-то».
После
отмены крепостного права в город хлынул поток крестьян,
самостоятельное хозяйство горожанина разрушалось, в домах
ютились по десятку человек, случайно знакомых друг с другом.
Близких родственников сменяли жильцы, «отчий дом»
трансформировался в «доходный дом». В 1889 г. были
закреплены названия улиц и введена нумерация домов. В
правовом отношении статус горожанина был приравнен к статусу
домовладельца.
Старый
Екатеринбург умер в июле 1919 года. Значительное число людей
из «буржуазии» бежали из города и страны, дома превратились
в «коммунальные квартиры». Историческая часть выставки в
«Доме Метенкова» построена на фотографиях БТИ начала 1930-х
годов, сделанных спустя десятилетие после окончания
гражданской войны. На них мы невооруженным глазом видим
длящуюся агонию старого города. Обвалившаяся штукатурка на
фасадах, разоренные чердаки, разбитые стекла в окнах –
характерные приметы «дома без хозяина». Взаимосвязь между
домом и историей семьи была утрачена навсегда, личное
пространство сузилось до комнаты, угла, стены над кроватью.
В тот же период началось строительство многоэтажных
многоквартирных домов для новой элиты советского
Свердловска, со временем они все больше и больше вытесняли
особняки XIX века.
В
современном мире человек – хозяин своей жизни, он
самостоятельно выбирает профессию, семью, сам решает в какой
стране или городе ему жить. Цена свободы – отчуждение от
городского пространства, потеря связи поколений,
преобладание формальных отношений между соседями и даже
близкими родственниками. Одинаковая во всем мире безликая
архитектура сменяет резные украшения деревянных домов и
строгий классический ордер каменных особняков. Как сводки с
театра боевых действий приходят сообщения о разрушенных,
сгоревших, без следа исчезнувших памятниках старого города.
Беркович
Артем (Фотографический музей «Дом Метенкова»).
Фотографический музей «Дом Метенкова»
Екатеринбург Карла Либкнехта, 36