Домой     Старое кино    История моды    Журналы    Открытки    Музыка    Сестры Берри   Грампластинки   Сборник эстрады 60-х

 

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27

 

 Гостевая книга    Форум    Помощь сайту    Translate a Web Page

 


 

Музыка, которая вернулась

 

...Почему я сегодня вспомнил о Дмитрии Борисовиче Кабалевском.  Я - человек, далекий от музыки... Наверное потому, что благодаря Дмитрию Борисовичу у меня появился интерес к ней. Так, как говорил он, на меня такое же воздействие оказывал Ираклий Андронников. Возможно, это несопоставимые личности, но по своему воздействию на слушателя, в данном случае на подростка, не имеющего ни малейшего представления ни о тонкостях музыки, ни о литературных изысканиях, они оказали огромное влияние. Думаю, я был не один такой слушатель. Помню их рассказы по радио и ТВ, от которых невозможно было оторваться... Счастье, что сегодня есть люди, подобные Михаилу Казинику, способные хоть в какой-то мере восполнить пустоту, образовавшуюся с уходом этих замечательных людей...

 

Дмитрий Борисович Кабалевский

 

(30 XII 1904, Петербург - 14 II 1987, Москва)

 

Есть личности, влияние которых на жизнь общества выходит далеко за пределы их чисто профессиональной деятельности. Таким был Д. Кабалевский - классик советской музыки, крупный общественный деятель, выдающийся просветитель и педагог. Чтобы представить широту композиторского горизонта и масштаб дарования Кабалевского, достаточно назвать такие его произведения, как оперы "Семья Тараса" и "Кола Брюньон"; Вторая симфония (любимое сочинение великого дирижера А. Тосканини); сонаты и 24 прелюдии для фортепиано (входившие в репертуар крупнейших пианистов современности); Реквием на стихи Р. Рождественского (прозвучавший на концертных площадках многих стран мира); знаменитая триада "молодежных" концертов (Скрипичный, Виолончельный, Третий фортепианный); кантата "Песня утра, весны и мира"; "Серенада Дон-Кихота"; песни "Наш край", "Школьные годы"...

Музыкальное дарование будущего композитора проявилось довольно поздно. В 8 лет Митю начали учить игре на фортепиано, однако скоро он взбунтовался против скучных упражнений, которые его заставляли играть, и был освобожден от занятий... до 14 лет! И лишь потом, можно сказать, на волне новой жизни - свершился Октябрь! - у него возник прилив любви к музыке и необыкновенный взрыв творческой энергии: за 6 лет юный Кабалевский сумел закончить музыкальную школу, училище и поступить в Московскую консерваторию сразу на 2 факультета - композиторский и фортепианный.

Кабалевский сочинял почти во всех жанрах музыки, им написаны 4 симфонии, 5 опер, оперетта, инструментальные концерты, квартеты, кантаты, вокальные циклы на стихи В. Шекспира, О. Туманяна, С. Маршака, Е. Долматовского, музыка к театральным постановкам и кинофильмам, масса фортепианных пьес и песен. Многие страницы своих сочинений Кабалевский посвятил молодежной теме. Образы детства и юности органично входят в его крупные сочинения, часто становясь основными "действующими лицами" его музыки, не говоря уже о песнях и фортепианных пьесах, написанных специально для детей, которые композитор начал сочинять уже в первые годы своей творческой деятельности. К этому же времени относятся и его первые беседы о музыке с детьми, получившие в дальнейшем глубокий общественный резонанс. Начав беседы в пионерском лагере Артек еще до войны, Кабалевский в последние годы вел их и в московских школах. Они были записаны на радио, выпущены на пластинках, а Центральное телевидение сделало их достоянием всего народа. Они воплотились потом в книги "Про трех китов и про многое другое", "Как рассказывать детям о музыке", "Ровесники".

 

Про трех китов и про многое другое  

 (читать)   (скачать)

Многие годы Кабалевский выступал в печати и публично против недооценки эстетического воспитания подрастающего поколения, горячо пропагандировал опыт энтузиастов массового художественного образования. Он возглавил работу по эстетическому воспитанию детей и юношества в Союзе композиторов СССР и в Академии педагогических наук СССР; как депутат Верховного Совета СССР выступал по этим проблемам на сессиях. Высокий авторитет Кабалевского в области эстетического образования юных был оценен зарубежной музыкально-педагогической общественностью, он был избран вице-президентом Международного общества по музыкальному воспитанию (ISME), а потом стал его почетным президентом.

Делом всей жизни Кабалевский считал созданную им музыкально-педагогическую концепцию массового музыкального воспитания и основанную на ней программу по музыке для общеобразовательной школы, главной целью которой было увлечь детей музыкой, приблизить к ним это прекрасное искусство, таящее в себе неизмеримые возможности духовного обогащения человека. Для проверки своей системы он в 1973 г. стал работать учителем музыки в 209-й московской средней школе. Семилетний эксперимент, который он вел одновременно с группой педагогов-единомышленников, работавших в разных городах страны, блестяще оправдался. По программе Кабалевского ныне работают школы РСФСР, творчески используют ее в союзных республиках, заинтересовались ею и зарубежные педагоги.

О. Бальзак сказал: "Недостаточно быть просто человеком, надо быть системой". Если автор бессмертной "Человеческой комедии" имел в виду единство творческих устремлений человека, подчинение их одной глубокой идее, воплощение этой идеи всеми силами могучего интеллекта, то Кабалевский, несомненно, принадлежит к этому типу "людей-систем". Всей своей жизнью - музыкой, словом и делом утверждал он истину: прекрасное пробуждает доброе - сеял это доброе и растил его в душах людей.

 

Г. Пожидаев (Belcanto.Ru)

 

Д Б Кабалевский, урок - концерт в 7 классе

 

 Get Adobe Flash player

 

 

 

Как Соната-фантазия стала «Лунной»

 

Далеко не всем классическая музыка приходится по вкусу. Однако почти все люди на земле знают и любят Полонез Огинского, «Лунную сонату» Бетховена, «Музыкальную шутку» Баха или «Турецкий марш» Моцарта. В чем секрет того, что избранные сочинения становятся шлягерами? Михаил Казиник продолжает свое научное, эмоциональное и отчасти юмористическое исследование…

 

«Лунная соната» – миллионы людей по всему миру признают ее как свое самое любимое сочинение классической музыки. Большинство из них даже не догадывается о том, что их обожание распространяется только на первую часть этой сонаты. И уж точно совсем немногие из «любителей» дослушивали ее хотя бы раз в жизни до конца, что, как считает Михаил Казиник, – большая несправедливость и упущение. Ведь ключевая музыкальная развязка в любой сонате, как циклической форме, приходится на финал. «И тогда, – продолжает Михаил Казиник, – вы немедленно поймете, что вся “Лунная” соната – это грандиозная космогония; потрясающий рассказ Бетховена, как от любви, её гибели, мечты и фантазии человек приходит к бурной, сильной и страстной деятельности…»

Также в программе – о том, как знаменитая Аппассионата «достучалась» до сердца вождя и стала знаменем советского пролетарского общества…

Ничего не знаю лучше «Apassionata», готов слушать её каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, детской, думаю: вот какие чудеса могут делать люди…

(В.И. Ленин, из очерка М. Горького)

 

 

 

источник- http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue3584/